Научная статья на тему 'Особенности психолого-педагогической деятельности тренера по футболу'

Особенности психолого-педагогической деятельности тренера по футболу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
974
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА-ФУТБОЛИСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамардин Александр Александрович

В статье приводятся специфические характеристики футбола, как командного вида спорта. Отмечается большое значение психологического аспекта подготовки спортсменов. Рассматриваются возможности повышения качества психолого-педагогического сопровождения спортивной деятельности футболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of psychological and pedagogical activity of football trainer

The article describes the specific characteristics of football as a team sport. The importance of the psychological aspect of the training of athletes is noted. The possibilities of increasing the quality of psychological and pedagogical support of the sport activity of football players.

Текст научной работы на тему «Особенности психолого-педагогической деятельности тренера по футболу»

4. Использование показателей ИЭК как объективного критерия здоровьесберегаю-щих технологий способствует прогнозированию функционального состояния организма студентов СМГ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура / В. А. Епифанов. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 568 с.

2. Клинико-функциональная эффективность резистивной тренировки дыхательной мускулатуры в реабилитации больных предастмой и бронхиальной астмой / Л.В. Борисенко, Т.Г. Смирнова, В.И. Амосов, Г.С. Амоаший // Пульмонология. - 1994. - № 1. - С. 48-53.

3. Ильченко, В.С. Болезни легких. Лучшие методы лечения и профилактики / В.С. Ильченко. - СПб. : Вектор, 2010. - 126 с.

4. Пульмонология / М.А. Осадчук, С.Ф. Усик, Е.А. Исламова, Е. Г. Зарубина. - Москва : Медицинское информационное агентство, 2010. - 296 с.

REFERENCES

1. Epifanov, V.A. (2006), Medical physical culture, GEOTAR-media, Moscow.

2. Borisenko, L.V., Smirnova, T.G., Amosov, V.I. and Amoashy, G.S. (1994), "Clinical and functional efficiency of a resistive training of respiratory muscles in rehabilitation of patients with preasthma and bronchial asthma", Pulmonology, No. 1, pp. 48-53.

3. Ilchenko, V. S. (2010), Lung disease. The best methods of treatment and prevention, Vector, St. Petersburg.

4. Osadchuk, M.A., Usik, S.F., Islamova, E.A. and Zarubina, E.G. (2010), Pulmonology, Medical News Agency, Moscow

Контактная информация: girya-irk60@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.02.2018

УДК 796.332

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРЕНЕРА ПО ФУТБОЛУ

Александр Александрович Шамардин, доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой, Волгоградская государственная академия физической культуры (ФГБОУВО «ВГАФК»),

Волгоград

Аннотация

В статье приводятся специфические характеристики футбола, как командного вида спорта. Отмечается большое значение психологического аспекта подготовки спортсменов. Рассматриваются возможности повышения качества психолого-педагогического сопровождения спортивной деятельности футболистов.

Ключевые слова: футбол, психолого-педагогическое сопровождение, подготовка спортсмена-футболиста.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY OF

FOOTBALL TRAINER

Alexander Aleksandrovich Shamardin, doctor of pedagogical sciences, professor,

department chairman, Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd

Annotation

The article describes the specific characteristics of football as a team sport. The importance of the psychological aspect of the training of athletes is noted. The possibilities of increasing the quality of

psychological and pedagogical support of the sport activity of football players.

Keywords: football, psychological and pedagogical support, preparation of a sportsman-football

player.

Среди многочисленных видов спорта, которые культивируются в системе физического воспитания, футбол занимает одно из ведущих мест. Трудно назвать другой вид спорта, который мог бы соперничать с ним в популярности.

В настоящее время футбол - это не просто особый вид человеческой деятельности, это социальное действие и явление, которые содействуют росту престижа, как отдельных персон, так и общества, команды и государства в целом, что повышает значимость подготовки квалифицированных специалистов в этой области.

Уровень успешности спортивной деятельности в футболе, как и в любом другом командном виде спорта, создается благодаря взаимоотношениям в моделях «спортсмен -тренер», «спортсмен - команда», «спортсмен - спортсмен» при ведущей обобщающей роли «спортсмен - тренер» [2, 5, 6]. Эти взаимоотношения могут по-разному отражаться на эффективности соревновательной деятельности коллектива, независимо от их возрастной категории.

Своеобразной приметой времени является приток зарубежных футболистов, повышающий одновременно уровень внутрикомандной конкуренции и степень психологического давления на российских спортсменов. Становится очевидной необходимость в организации психолого-педагогического сопровождения спортивной деятельности футболистов.

На современном этапе развития футбола в России остро стоит проблема воспитания высококвалифицированных специалистов в области спорта, в частности, тренеров по футболу, осуществляющих личностно-ориентированный подход и грамотное психолого-педагогическое сопровождение тренировочного процесса в спортивных организациях.

Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития личности взрослого или ребенка

Полноценное развитие спортсмена складывается из двух составляющих:

- реализация тех функциональных возможностей, которые подростку открывает данный этап возрастного развития;

- реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда [5]. И эта составляющая очень важна для становления будущего профессионального спортсмена.

Необходимо также учитывать специфику спортивной специализации. Очевидно, что стратегия психолого-педагогической подготовки в индивидуальных видах спорта, к примеру, легкоатлетов, отличается от стратегии подготовки футболистов. В первом случае - это один спортсмен, одна личность, а во втором - единый коллектив, который состоит из множества индивидуальностей со своими психологическими особенностями.

Характеризуя футбол как игровую спортивную деятельность Н.М. Люкшинов (2006) выделяет следующие специфические особенности:

- командный характер деятельности;

- необходимость взаимодействия с партнерами;

- обязательное наличие у спортсменов хорошего развития таких спортивно важных психических процессов, как произвольное внимание, оперативная память, тактическое мышление, стрессовая устойчивость;

- высокая динамично-взрывная работа организма спортсмена в режимах максимальной интенсивности;

- подчиненность игровому амплуа, требований к действиям, отдельного игрока общекомандным задачам и целям;

- сложность действий футболистов;

- необходимость единоборства в тесном контакте с соперником;

- частые скоростные перемещения игроков на достаточно большие расстояния, прыжки, рывки, финты;

- чередование успехов и неудач;

- зависимость успешной деятельности команды от согласованности действий партнеров между собой, четкого распределения игровых функций, взаимозаменяемости и взаимовыручки на поле;

- наличие большего количества зрителей и публичности соревнований;

- общественная значимость игры;

- интерес к футболу со стороны прессы, болельщиков, широкой общественности и средств массовой информации;

- частые переезды, игры на чужом поле.

Формирование фундамента общей и специальной физической подготовки и становление личности спортсменов-футболистов происходит в категории детско-юношеского спорта. Поэтому ставится задача реализации психологической подготовки юных спортсменов и футболистов разного возраста.

Вместе с тем, известно, что в профессиональный спорт попадает не большое количество выпускников футбольных школ, большинство же заканчивают их и к 18 годам прекращают играть [3, 4]. Хотелось бы понять причины этого явления.

Российская система подготовки молодых футболистов отличается от зарубежной системы большим объемом нагрузок с «выводом» на функционально-физиологический пик к 17 годам. Подготовка осуществляется преимущественно в спортшколах и специнтернатах, в условиях специального обучения с авторитарным стилем управления и отрыва от семьи, что может влиять деструктивно на подростка и приводить к резкому снижению мотивации в плане продолжения занятий спортом. Поэтому важно не допустить случайных педагогических ошибок и неосторожных поступков, учитывая, что в психологическом аспекте одно из общих возрастных качеств спортсмена-футболиста - это необходимость в самоутверждении, которое формируется в процессе тренировочной работы.

Достаточно полную оценку результата совместной работы педагога и ученика можно дать к 15 годам. Переход из юниорского возраста во взрослый предъявляет высокие требования к психологической подготовленности юноши. Только четко составленный и правильно организованный тренировочный процесс совместно с профессиональным психолого-педагогическим сопровождением является той важной основой, которая поможет вывести спортсмена на высокий уровень готовности. Реализовать всю психологическую программу сопровождения спортивного резерва практически невозможно без участия спортивного психолога. Однако на практике к помощи спортивного психолога обращаются очень редко, а на постоянной основе эти специалисты в спортивных организациях фактически не работают. Таким образом, психологический аспект подготовки спортсменов остается дефицитарным [1].

В таких условиях нам представляется возможным повышение эффективности подготовки спортивного резерва за счет повышения качественного уровня психолого-педагогического образования будущих тренеров по футболу. Этого можно добиться за счет введения в учебные планы подготовки специалистов и магистрантов вузов физкультурного профиля спецкурсов по психолого-педагогическому сопровождению спортсменов командных видов спорта. Профессиональное и грамотное психолого-педагогического сопровождение поможет изменить отношение к себе у тех футболистов, которые недооценивали свои возможности и создать благоприятный психологический климат в команде, что должно положительно отразится на спортивных результатах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ал Арджа Мохаммед Али Мохаммед. Психолого-педагогическое сопровождение юных спортсменов командных видов спорта (на примере футбола и хоккея) : дис. ... канд. психол. наук /

Ал Арджа Мохаммед Али Мохаммед. - Санкт-Петербург, 2016. - 148 с.

2. Залалетдинов, А.Р. Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности у футболистов разного возраста / А.Р. Залалетдинов, Н.А. Ярыгина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика, Психология. - 2015. - № 14 (23). - С. 88-90.

3. Индивидуальные особенности контроля за действием в спорте / В.А. Москвин, Н.В. Москвина, Н.С. Шумова, А.Г. Ковалевский // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 1. - С. 76-79.

4. Люкшинов, Н.М. Искусство подготовки высококлассных футболистов / Н.М. Люкши-нов. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 432 с.

5. Насибуллина, А. Д. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учреждения дополнительного образования детей / А.Д. Насибуллина. - Оренбург : Изд-во Оренбургского гос. пед. ун-та, 2008. - 160 с.

6. Шамардин, А.А. Подготовка тренера к созданию положительного социально-психологического климата в спортивной команде : монография / А.А. Шамардин, А.В. Неретин ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б.и.], 2015. - 229 с.

7. Шамардин, А.А. Роль тренера в формировании положительного социально-психологического климата в спортивной команде / А.А. Шамардин, А.В. Неретин // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы IX Международной научно-практической конференции. - Смоленск : [б.и.], 2015. - С. 114.

REFERENCES

1. Al Arja Mohammed Ali Mohammed (2016), Psychological and pedagogical accompaniment of young sportsmen of team sports (on the example offootball and hockey), dissertation, St. Petersburg.

2. Zalaletdinov, A.R. and Yarygina, N.A. (2015), "Psychological and pedagogical support of sports activities among players of different ages", The Science Vector of TSU. Series: Pedagogy, Psychology, No. 14 (23), pp. 88-90.

3. Moskvin, V.A., Moskvina, N.V., Shumova, N.S. and Kovalevsky, A.G. (2013), "Individual features of control over the action in sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 76-79.

4. Lyukshinov, N.M. (2006), The art of training high-profile football players, TVT Division, Moscow.

5. Nasibullina, A.D. (2008), Psychological and pedagogical support of the activity of the institution of additional education for children, OGPU Publishing, Orenburg.

6. Shamardin, A.A. and Neretin, A.V. (2015), Preparation of a coach for creating a positive social and psychological climate in a sports team (monograph), Volgograd.

7. Shamardin, A.A. and Neretin, A.V. (2015), "The role of the coach in the formation of a positive social and psychological climate in the sports team", Sports games in physical education, recreation and sport, Materials of the IX International Scientific and Practical Conference, Smolensk, pp. 114.

Контактная информация: aash74@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.02.2018

УДК 796.077.5

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО АНТИДОПИНГОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ В СПОРТИВНОМ ВУЗЕ

Эльмира Шамилевна Шамсувалеева, кандидат биологических наук, доцент, Андрей Сергеевич Назаренко, кандидат биологических наук, доцент, Алмаз Мирзанурович Галимов, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Казань

Аннотация

Организация антидопингового образования студентов предполагает в ОПОП ВО наличие специализированной дисциплины «Основы антидопингового обеспечения» и введение антидопинговых тем в классические дисциплины. Формирование у студентов ряда компетенций в антидопинговых образовательных областях требует новых интерактивных форм организации деятельности, что происходит при освоении, как дисциплин медико-биологического цикла, так и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.