Научная статья на тему 'Психологическая подготовка спортсменов в командных видах спорта к тренировочному процессу и соревнованию'

Психологическая подготовка спортсменов в командных видах спорта к тренировочному процессу и соревнованию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3198
409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ФУТБОЛЬНЫЕ КОМАНДЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ТЕМПЕРАМЕНТ / ФАКТОРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Худяков Владимир Петрович, Кищенко Сергей Эльвирович

В статье рассматривается влияние преподавателя физической культуры и тренера в психологической подготовке спортсменов к тренировочному процессу и соревнованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка спортсменов в командных видах спорта к тренировочному процессу и соревнованию»

Инновации в образовательных учреждениях

УДК 159.9: 796:377.5

J

Л

В. П. Худяков, С. Э. Кищенко

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ В КОМАНДНЫХ ВИДАХ СПОРТА К ТРЕНИРОВОЧНОМУ ПРОЦЕССУ И СОРЕВНОВАНИЮ

_______________________г

Аннотация. В статье рассматривается влияние преподавателя физической культуры и тренера в психологической подготовке спортсменов к тренировочному процессу и соревнованию.

Ключевые слова: спорт, футбольные команды, профессионально-педагогическое мастерство, личностные качества, темперамент, факторы межличностного общения.

Abstract. The article examines the impact of physical education teacher and coach in the psychological preparation of athletes for competition and training process.

Keywords: sports, football teams, professional teaching skills, personality, temperament, interpersonal factors.

С ранних лет и до глубокой старости человек соревнуется и самоутверждается. Вначале в игре, а затем во всех видах и формах своей деятельности. Спорт, как никакие другие социальные и культурные институты цивилизации, помогает человеку реализовать глубинные потребности. Обучаясь, трудясь, общаясь, человек сохраняет игровой момент сравнения, сопоставления себя с другими с тем, чтобы получить очередной стимул к самосовершенствованию, или испытать чувство превосходства, радость достижения, счастье победы.

Спорт стал наилучшей моделью извечного, глубинного стремления сильного человека стать первым. Поэтому спорт психологичен по самой своей сути. Сама спортивная жизнь является мощным фактором воздействия на психику человека, особенно в период становления.

Актуальность исследования заключается в том, что психологическая подготовка спортсменов важна в любом виде спорта, так как тренировочный процесс и участие в соревнованиях требуют от спортсменов специфических качеств, навыков, знаний и умений, предельного напряжения физических и духовных сил. Без помощи специалиста-психолога здесь не обойтись.

Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Известно, что спорт имеет много общего с игрой. Мотивы к игре заключены в ней самой. Человека влечет чувство удовлетворения,связанное с участием в игре.

Мотивы спортивной деятельности отличаются динамичностью проявлений. Действительно, в процессе длительных занятий спортом у одного и того же спортсмена наблюдается закономерная смена мотивов. Поэтому необходимо применять здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании спортсменов, кроме этого применять инновационные методы оздоровления спортсменов в образовательных учреждениях. [4,6].

На любой стадии занятий спортом очень важно изучение спортсмена. И здесь специалисту необходимы знания из различных областей психологии. Может ли тренер достаточно хорошо знать все эти области психологии? Конечно, нет.

Познать и понять спортсмена помогает система психологических знаний. Наблюдательность является одним из основных профессиональных качеств тренера. Она выявляет тонкости поведения спортсмена, помогает видеть то, что лежит в глубине. Психическое состояние, и особенно свойства личности, характеризуются так называемыми симптомокомплексом, когда на основании одного-двух симптомов опытный тренер раскрывает весь комплекс, определяющий прогноз поведения, а возможно, и результатов деятельности спортсменов. Во всех случаях очень важно взаимопонимание тренера команды и спортсменов, так как тренер может получить показатели психического состояния спортсменов в различные моменты тренировочного процесса и в соревнованиях [7, c.79].

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/2

57

Инновации в образовательных учреждениях

Основу спорта составляют два взаимосвязанных вида деятельности - тренировки и соревнования. Поэтому термин «психологическое обеспечение спортивной деятельности» имеет прямое отношение к процессу тренировок и соревнований.

Суть психологического обеспечения спортивной деятельности состоит в том, чтобы обеспечить развитие и совершенствование нервно-психических механизмов, регулирующих движения, переживания и поведение. Таким образом, психологическое обеспечение спортивной деятельности - это комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем, которые регулируют психическую функцию организма и поведение спортсмена, решая при этом задачи тренировки и соревнований.

Весь процесс воспитания в спорте осуществляется не только одним тренером, а чаще под его руководством, когда он привлекает для этой цели специалистов. Естественно, что тренер всего охватить не может, да и далеко не всеми методами современной психологической подготовки он может овладеть и воспользоваться. Его помощниками в этом случае выступают профессиональный практический психолог-педагог, спортивные руководители, родители спортсменов и т.д. Однако для того, чтобы его руководство было правильным и грамотным, тренер сам должен быть психологически подготовленным и образованным [2, с.119].

Ситуации в спорте требуют от тренера знаний не только психологии спорта, но и психологии возрастной, социальной, педагогической, медицинской. Эти знания необходимы тренеру не только для организации грамотного психолого-педагогического воздействия на учеников, но для планирования своего самосовершенствования.

Основным мотивом всей деятельности тренера являются результаты его учеников, его команды -критерий его профессионального, педагогического мастерства. Никакая психологическая подготовка не будет успешной, если она не подкреплена конкретными организационными мероприятиями или соответствующей мотивацией тренера к многолетнему труду в условиях большого спорта.

Спортивная команда - одна из разновидностей малых групп, включающая в себя от 2 до 25 человек, объединенных общими целями спортивной деятельности под контролем тренера, инструктора, судьи. Для более эффективной деятельности спортивной команды необходимо знать: потребности и мотивы членов команды, потребности и мотивы деятельности тренера, требования сложившейся ситуации, перспективные цели и задачи основной деятельности. Кроме того, учитываются и такие факторы, как совместимость спортсменов в команде,идентичность мышления, мотивация, система ценностей, уровень мастерства, чувство долга, чувство ответственности [3, с.67].

Что касается футбольных команд, то им присуще также некоторые особые признаки. Так каждый футболист стремится к достижению высоких личных результатов, но в конечном итоге они суммируются в общий результат команды. Чем больше игроков футбольной команды зарекомендуют себя на соревнованиях как лучшие, тем выше будет престиж данной команды.

В футбольной деятельности средства общения имеют свои особенности. Для организации успешной командной деятельности решающее значение имеет обоснованный выбор системы сигналов, которые максимально обеспечивали бы эффективность взаимодействия и согласованную деятельность спортсменов, поэтому каждый тренер должен знать, какие средства общения и какие сигналы являются оптимальными для тех или иных ситуаций [7, с.132].

Для ребят тренер является и отцом, и воспитателем, и наставником в спорте. Профессионально-педагогическое мастерство определяется конечным результатом деятельности тренера: во-первых, это спортивные достижения команды, во-вторых, жизнь воспитанников после завершения спортивной карьеры. Педагогические способности являются важнейшей составной частью профессионального мастерства тренера. Здесь многое зависит от личных качеств тренера, как они проявляются при руководстве детской футбольной командой.

Мы провели специальное исследование личностных качеств тренеров по футболу в училище. 15 тренерам было предложено оценить значимость пяти групп качеств:

1. качества ума тренера (ясность, критичность, изобретательность, самостоятельность, наблюдательность, творчество).

2. качества речи тренера (выразительность, образованность, доступность и лаконичность, логическая стройность, культура, лексическое богатство, убедительность и внушительность).

3. качества воли тренера (целеустремленность, решительность, находчивость, требовательность, терпимость, самоорганизация, упорство в преодолении трудностей).

4. качества характера тренера (самокритичность, ответственность, многогранность, справедливость, чуткость, доброжелательность, инициативность, деловитость).

5. эмоциональные качества тренера (жизнерадостность, уравновешенность, эмоциональная устойчивость, спокойствие, искренность, увлеченность своей работой, любовь к людям).

Испытуемые должны были в каждой группе против определенного качества поставить цифру по принципу уменьшения значимости: 1 - наиболее значимое качество; 2 - второе по значимости и так далее до 7 -наименее значимое. Математическая обработка полученных данных позволила выявить значимость каждого качества в группах.

58

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/2

Инновации в образовательных учреждениях

Качества ума тренера

1 Творчество 15,1%

2 Изобретательность 14,6%

3 Ясность 14,5%

4 Последовательность 14,6%

5 Самостоятельность 14%.

6 Критичность 13,8%

7 Наблюдательность 13,6%

Качества речи тренера

1 Доступность 15,2%

2 Логичность 15,2%

3 Убедительность 15,0%

4 Выразительность 14,0%

5 Культура речи 13,8%

6 Образованность 13,2%

7 Лекс. богатство 13,2%

Качества воли тренера

1 Требовательность 15,4%

2 Целеустремленность 15,3%

3 Решительность 14,8%

4 Упорство 14,0%

5 Находчивость 13,6%

6 Терпимость 13,6%

7 Самоорганизованность 13,1%

Качества характера тренера

1 Ответственность 15,3%

2 Справедливость 15,1%

3 Инициативность 14,3%

4 Самокритичность 14,2%

5 Чуткость 13,7%

6 Доброжелательность 13,7%

7 Многогранность 13,4%

Эмоциональные качества тренера

1 Увлеченность работой 15,3%

2 Уравновешенность 14,8%

3 Искренность 14,7%

4 Любовь к людям 14,2%

5 Эмоциональная устойчивость 13,8%

6 Спокойствие 13,4%

7 Жизнерадостность 13,4%

Результаты исследования показали, что в каждой группе качества тренеры выделили наиболее значимые для них. Среди качеств ума тренера они выделили творчество (15,1%) и изобретательность (14,6%); среди качеств речи - доступность (15,2%) и логичность (15,2%); среди качеств воли - требовательность (15,4%) и целеустремленность (15,3%); среди качеств характера - ответственность (15,3%) и справедливость (15,1%); среди эмоциональных качеств - увлеченность своей работой (15,3%) и уравновешенность (14,8%).

Значимость качеств тренера

□ Качества ума тренера

■ Качества речи тренера

□ Качества воли тренера

□ Качества характера

■ Эмоциональные качества

Рис.1.Значимость личных качеств тренера

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/2

59

Инновации в образовательных учреждениях

Личностные качества тренера, являясь неотъемлемым компонентом педагогического мастерства, показывают своеобразие работы конкретного тренера и тренерского коллектива в целом. Представленные личностные качества, их перечень и показатели дают возможность психологу помочь каждому тренеру в разработке программы, например, по самовоспитанию на какой-то определенный период.

Игра в футбол предъявляет существенные требования к личности игроков, поэтому необходимо изучать личность спортсменов с целью обеспечения эффективности и надежности соревновательной деятельности. Результатом спортивной деятельности является не только тактическая подготовленность и спортивный результат, но и психологическая подготовленность спортсменов.

Футболистам училища «Мастер-Сатурн» от 12 до 18 лет, а подростковый возраст - ключевой этап в развитии личности. «В этом возрасте впервые формируется устойчивая система личностных качеств, закладываются такие механизмы психической регуляции деятельности, как направленность личности, самостоятельность, целеустремленность», считает И. В. Дубровина [1, с.94].

При изучении особенностей личности, определяющих эффективность и надежность деятельности наших футболистов, мы применяли следующие методики:

1. Для исследования индивидуально-психологических, эмоционально-волевых особенностей личности спортсменов использовался вариант стандартизированного опросника Р Кеттелла.

2. Исследование темперамента проводилось с помощью опросника Г. Айзенка [6, c.68].

В эксперименте принимали участие 28 футболиста (2 команды футболистов по 14 человек).

Таблица 1

Показатели личностных особенностей в команде

Ф.И. A B C E F G H I L N Q2 Q3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Артем Б. 9 4 8 5 5 10 7 3 6 6 4 4

2 Роман С. 8 1 9 9 7 8 11 5 5 7 1 3

3 Сергей С. 8 3 10 10 10 3 10 1 5 5 4 2

4 Олег С. 9 4 6 5 6 3 4 3 6 5 2 2

5 Саша Х. 7 1 7 9 8 9 10 6 6 6 7 5

6 Саша Ю. 9 3 9 9 9 9 8 2 7 6 4 7

7 ГераС. 8 3 6 7 7 8 7 6 7 7 4 2

8 Саша Ц. 6 1 8 10 9 7 9 2 7 7 2 6

9 Валера З. 6 4 6 9 8 8 7 5 6 8 5 6

10 Дима Р 9 3 8 8 6 8 6 6 5 6 1 6

11 Руслан В. 8 4 4 8 8 8 10 4 8 5 6 4

12 Миша Л. 7 4 9 5 8 7 7 8 5 3 3 2

13 Дима Т 6 5 4 8 6 6 4 6 6 7 7 5

14 Игорь Л. 6 3 4 7 7 8 6 3 3 6 4 3

Такие команды выбраны не случайно. Воспитанники 1-й команды обучаются и тренируются в училище «Мастер-Сатурн» уже пять лет, а учащиеся 2-й команды поступили в училище 2012-2013 учебном году. Мы обратили внимание на такие факторы как A (замкнутость - общительность); C (эмоциональная устойчивость); E (подчинение); F (сдержанность -экспрессивность); G (чувствительность); H (робость -смелость); I (жестокость); L (доверие - подозрение); N (прямолинейность -дипломатичность); Q2 (конформизм - нонконформизм); Q3 (самоконтроль), так как считаем, что они наиболее важны для спортсменов командных видов спорта. Данные, полученные при изучении личностных особенностей футболистов обеих команд представлены в табл. 1,2 и на рис. 2,3.

60

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/2

Инновации в образовательных учреждениях

0 - / \ /

А сД G Е F Н 1 N / Q2 Q3 —*—1 колавда

V/ч /

V . . 1

-4- -

Рис.3. Личностные особенности команды

За эмоции и волю отвечают такие факторы, как C, G, I, Q3; факторы, отвечающие за межличностное общение: A, H, E, F, L, N, Q2. Из табл. 1 и рис. 2 мы видим, что диагностика личностных особенностей выявила в команде 2 следующие особенности: открытость и коммуникабельность (10 чел.), эмоциональная устойчивость (8 чел.), доминантность, самоуверенность (11 чел.), осторожность, импульсивность, подвижность (9 чел.), мужественность, жесткость (13 чел.), умение работать в коллективе (10 чел.), тревожность, зависимость от группы (12 чел.), не считаются с общественным мнением (10 чел.).

Таблица 2

Показатели личностных особенностей в команде

Ф.И. A B C E F G H I L N Q2 Q3

1 Андрей С 9 7 9 2 6 7 3 3 6 8 6 6

2 Саша С. 8 7 6 4 7 8 7 5 5 8 3 5

3 Дима Н. 9 9 9 8 1 6 5 1 5 4 3 9

4 Данил Л. 8 7 6 8 5 6 4 3 6 2 4 4

5 Миша Ф. 7 8 7 9 9 4 10 5 6 7 7 8

6 Саша В. 8 7 4 9 9 9 8 2 7 6 6 3

7 Влад Г. 8 6 6 7 7 5 7 6 7 2 5 7

8 Эммин М 6 5 4 5 9 7 9 2 7 3 6 6

9 Рома П. 6 7 6 9 8 8 7 5 6 6 8 5

10 Павел П. 5 7 8 6 7 8 6 6 5 6 6 6

11 Павел Б. 8 6 4 6 7 8 10 4 8 7 6 8

12 Толя Н. 5 4 5 5 8 7 7 8 5 6 8 6

13 Дима К. 6 6 4 8 6 6 7 6 6 9 5 6

14 Сергей Б. 6 3 4 7 7 7 6 3 3 7 6 5

Из табл. 2 и рис. 3 мы видим, что диагностика личностных особенностей выявила в 1-й команде следующие особенности: открытость и коммуникабельность (8 чел.), эмоциональная устойчивость (5 чел.), доминантность, самоуверенность (8 чел.), осторожность, импульсивность, подвижность (11 чел.), мужественность, жесткость (9 чел.), умение работать в коллективе (10 чел.), тревожность, зависимость от группы (12 чел.), не считаются с общественным мнением (8 чел.).

Далее мы изучили темперамент футболистов и его взаимосвязь с профессиональной позицией, которую занимают спортсмены в команде (вратарь, защитник, полузащитник, нападающий). Темперамент - это первый уровень, основание структуры личности человека. Он определяет степень энергичности человека, скорость его действий, эмоциональность и способность переключаться с одной деятельности на другую. В эксперименте приняли участие четыре футбольные команды - всего 56 человек, из них вратари - 8 человек; нападающие, защитники и полузащитники - по 16 человек. Результаты их опроса помещены в табл. 3.

Таблица3

Связь темперамента

с профессиональной позицией спортсмена

Мелан- холики Холери- ки Флегма- тики Сангви- ники

Вратари (1) 12% 24% 64% -

Нападающие (2) - 25% 31% 44%

Защитники (3) - 50% 31% 19%

Полузащитники (4) 25% 32% 31% 12%

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/2

61

Инновации в образовательных учреждениях

Изучение темперамента

100%

профессиональные позиции

□ Меланхолики D Холерики

□ Флегматики

□ Сангвиник

Рис.4.Связь темперамента с профессиональной позицией спортсмена

Из данных табл. 3 и рис. 4 видно, что среди вратарей преобладают флегматики (64%). Флегматикам присуще такие качества характера, как: спокойствие, хладнокровие, рассудительность, молчаливость, замкнутость, сдержанность, последовательность. Действительно, вратари должны быть надежными защитниками ворот и должны руководить всеми действиями на поле. Среди нападающих преобладают сангвиники (44%). На поле они часто рискуют в острой спортивной ситуации, не боятся опасности, их черты характера: энергичность, приспособление к любой ситуации, выносливость, работоспособность. Среди защитников преобладают холерики (50%). Они характеризуются вспыльчивостью, несдержанностью, прямолинейностью, агрессивностью, резкой сменой настроения. Среди полузащитников преобладают холерики и сангвиники (32% и 31%).

Среди полузащитников, которые, кстати говоря, реже всего рискуют на поле, 25% меланхоликов, в характере которых преобладают черты: неверие в собственные силы, эмоциональность, быстрая утомляемость, впечатлительность, расчет на помощь других.

Важно знать, каким темпераментом обладает футболист. В процессе становления профессиональной карьеры можно изменить профессиональное кредо, переквалифицироваться из нападающего в защитника или наоборот, а может стать универсальным игроком. И здесь психологическая помощь особенно важна как футболисту, так и тренеру, а значит, и команде в целом. По результатам исследования эмоционально-волевых особенностей личности спортсменов можно сделать вывод, что 73% опрошенных спортсменов эмоционально устойчивые люди, работоспособные. Воспитанники училища отличаются настойчивостью, точностью и ответственностью. 93% спортсменов самоуверенны, практичны, мужественны, агрессивны. Более 90% футболистов имеют высокий уровень самоконтроля, все их действия носят целенаправленный характер. 82% учащихся открыты, общительны,

активны, коммуникабельны. Умеют ладить с людьми и жить в коллективе 64% спортсменов. Завидуют чужим успехам 93% воспитанников. И почти все ребята следуют за общественным мнением, зависят от решений команды.

Спорт характеризуется высокой экстремальностью и к личности спортсмена предъявляются довольно высокие требования, особенно к сфере самосознания и воли. И эти требования, прежде всего, должны обеспечивать психическую готовность к преодолению различных трудностей.

Таким образом, формирование личности в спорте не менее значимо, чем целенаправленное развитие у спортсменов физических качеств и технического мастерства, так как формирование и совершенствование свойств личности определяет успех спортивной тренировки и соревнования, а значит и создание спортивного характера.

Литература

1. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. М.: Международная педагогическая академия, 2005. 373 с.

2. Зотов Ю. И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. М.: Физкультура и спорт, 1984. 104 с.

3. Коломейцев А. Ю. Взаимоотношения в спортивной команде. М.: Физкультура и спорт, 1984. 228 с.

4. Метелкина Т. Н. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С.50-54.

5. Рогов Е.И. Эмоции и воля. М.: Владос, 2007. 239 с.

6. Тараканова В. В. Здоровьесберегающие технологии в условиях инновационной деятельности учреждений образования // Информационные проекты в образовании. Журнал для педагогов и руководителей инновационных образовательных учреждений. М.: АПК и ППРО. 2010. № 6. С.59-63.

7. Якушин М. И. Психологическая подготовка футболистов в ДЮСШ. СПб.: Питер, 2000. 342 с.

62

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.