СПОРТ
УДК 796.3
DOI: 10.24412/2305-8404-2022-4-73-79
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ИГРОКОВ КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТА К СТУДЕНЧЕСКИМ СОРЕВНОВАНИЯМ
М.М. Иванова, О.А. Попова, И.М. Смокотнина, М.Д. Бугунов
Доказана необходимость психологической подготовки студентов-игроков спортивных команд к участию в студенческих соревнованиях на основе анализа психолого-педагогической литературы. Разработаны основные направления психологической подготовки студенческих команд игровых видов спорта (волейбол, футбол, баскетбол) к соревнованиям. Рассмотрена общая структура готовности, подобраны и обоснованы средства диагностики спортсменов.
Ключевые слова: физическое воспитание студентов, командные виды спорта, соревнования, психологическая подготовка, психологическая готовность.
PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF TEAM SPORT PLA YERS FOR STUDENT COMPETITIONS
Ivanova M.M., candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University,
Popova O.A., senior lecturer, arinagleb17@ rambler.ru, Russia, Barnaul, Altai State Agrarian University,
Smokotnina I.M., senior lecturer, arinagleb [email protected], Russia, Barnaul, Altai State Agrarian University,
Bugunov M.D., post-graduate student, [email protected], Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University
The necessity of psychological preparation of students - players of sports teams for participation in student competitions is proved on the basis of the analysis of psychological, pedagogical. The main directions of psychological preparation of student teams of team sports (volleyball, football, basketball) for competitions have been developed. The general structure of readiness is considered, the means of diagnostics of athletes are selected and substantiated.
Key words: physical education of students, team sports, competitions, psychological preparation, psychological readiness.
Иванова Марина Михайловна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет,
Попова Ольга Андреевна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Барнаул, Алтайский государственный аграрный университет,
Смокотнина Ирина Михайловна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Барнаул, Алтайский государственный аграрный университет,
Бугунов Максим Дмитриевич, аспирант, arinagleb 17@rambler.т, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет
В высших учебных заведениях с целью приобщения студентов к процессу физического воспитания, начиная с первого курса, предусмотрены элективные курсы, которые представляют собой свободный выбор студентами физкультурно-спортивной деятельности. Студенты выбирают род спортивных занятий, ориентируясь на спортивный опыт, а также на сферу интересов. В процессе освоения элективных курсов студентам предстоит принимать участие в спортивных соревнованиях. Поскольку не все занимающиеся имеют опыт спортивной деятельности, комплектование относительной
новой команды диктует необходимость психологической подготовки студентов - представителей спортивных команд вуза к студенческим соревно -ваниям.
Различные подходы к психологической подготовке представлены в работах отечественных и зарубежных спортивных психологов, таких как А.В. Алексеев, Е.А. Климов, В.Ф. Сопов, Р.С. Уэйнберг, Д. Гоуди и др. Однако представленные исследования раскрывают вопросы психологиче -ской подготовки спортсменов, для которых спорт является сферой профессиональной деятельности. Изучение вопросов психологической подго-товки именно студентов, посещающих элективные курсы спортивной направленности, не представлены. В связи с этим проблема данного исследования является весьма актуальной [1, 2].
Цель исследования: разработать и научно обосновать направления психолого-педагогической подготовки игроков спортивных команд, посещающих элективные курсы спортивной направленности, к соревновательной деятельности.
Задачи исследования:
1) выявить структурные компоненты психологической подготовки к соревнованиям на основе анализа литературы;
2) выявить и теоретически обосновать алгоритм психологической подготовки к соревновательной деятельности.
Методика и организация исследования. В работе применяли следующие методы педагогического исследования:
1. Анализ и обобщение литературных источников. Изучались и анализировались литературные источники по проблеме, связанной с понятием подготовки к соревнованиям, развитием необходимых качеств для успеш -ного выступления на соревнованиях, формированием этих качеств специальными средствами и методами.
Анализ и обобщение проводились согласно теме исследования по литературным источникам, которые включали учебные пособия, диссертации, авторефераты диссертаций, сборники научных трудов, статьи журналов.
2. Педагогическое наблюдение. В данном исследовании применя-лось непосредственное скрытое непрерывное наблюдение, объектом кото -рого были студенты, посещающие элективные курсы по спортивному направлению. Это находило свое воплощение в наблюдении и фиксации особенностей подготовки к соревнованиям, определение используемых средств и методов подготовки.
Результаты исследования и их обсуждение. Проанализировано состояние проблемы психологической подготовки к соревновательной деятельности, определены наиболее важные составляющие проблематики, разработаны и теоретически обоснованы основные направления работы
для преподавателей физического воспитания вуза, осуществляющих пси -хологическую подготовку к соревновательной деятельности.
Изложение основного материала. Психологическая подготовка представляет собой комплекс психологических мероприятий, направленных на развитие и совершенствование у спортсменов психических качеств и свойств, необходимых для успешной реализации тренировочных задач, а также подготовки к соревновательной деятельности и успешному выступлению в ней.
Психологическая подготовка в спорте делится на общую и специальную. Общая подготовка направлена на формирование личности занимающегося в целом, а специальная - решает задачи подготовки к конкретному соревнованию, конкретному противнику, оперативному приведению в необходимое состояние, как, например, приведение в оптимальное боевое состояние. В ходе психологической подготовки со студентами на элек -тивных курсах по спортивной подготовке преподавателю необходимо вести работу, связанную как с общей психологической подготовкой, так и со специальной.
В контексте исследуемой проблематики уместным является выявление ряда особенностей, оказывающих влияние на специфику процесса психологической подготовки.
Во-первых, опыт спортивной подготовки. Спортивная группа (команда) комплектуется из всех желающих заниматься и не имеющих ограничений по зачислению, то есть в секцию могут приходить студенты, не имеющие достижений в конкретном виде спорта (наличие спортивных разрядов, опыт соревновательной деятельности, опыт сотрудничества в команде и т. д.).
Во-вторых, временной фактор существования команды. С каждым новым набором студентов (поступление первокурсников) происходит обновление состава команд. Данный факт обусловливает необходимость интенсификации процессов сплочения и сыгранности команд. Кроме того, тренеру (преподавателю физического воспитания), который осуществляет учебно-тренировочный процесс, не всегда представляется возможным изучить индивидуально-типологические особенности студентов, такие как: тип темперамента, особенности познавательных процессов, коммуникабельность, предрасположенность к конфликтности, наличие личностной и ситуативной тревожности, предрасположенность к предстартовой лихорадке или тревожности, знания и умение входить в оптимальное боевое состояние (ОБС) и др. При планировании деятельности преподавателя необходимо учитывать эти факторы.
Для создания программы опирались на научные модели психологической подготовки отечественных ученых. Предложенный А.А. Алексеевым структурный подход к понятию «готовность» мыслительный компо -нент, эмоциональный и физический, использовали приемы вхождения в
ОБС, а также работу со спортивным дневником. Также в своей работе опи -рались на научно обоснованный подход В.Ф. Сопова к делению спортивной подготовки на актуальные отрезки напряженной профессиональной деятельности, а также методы работы с психическими состояниями спортсменов [3]. Общие положения, отражающие структуру подготовки к соревнованиям, изложенные в трудах Е.А. Климова, где автор предлагает осуществлять психологическую подготовку к соревнованиям поэтапно, также отражены в нашей работе.
На основе анализа научной литературы, учета особенностей образовательного процесса конкретного высшего учебного заведения нами была разработана программа психологической подготовки студентов-игроков спортивных команд к участию в студенческих соревнованиях. Данная программа включает следующие блоки [4]:
1. Психодиагностический. Психодиагностика - важнейший компонент в структурной деятельности подготовки, позволяет выявить индивидуальные особенности занимающихся, определить специфику межлично -стных отношений в коллективе, тем самым предоставляя психологическую информацию педагогу. Психодиагностика должна осуществляться в про -цессе отбора в секцию, в тренировочном процессе, на соревнованиях. В качестве диагностического минимума можно использовать следующие методики:
- для диагностики индивидуально-психологических особенностей студентов: тест типа темперамента Г. Айзенка, шкала тревоги Спилберга -Ханина, опросник Р. Кеттел, тест MMPI C Хэтуэя и Дж. Маккинли, тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, методика изучения успешности профессиональной деятельности Г.В. Лозовой, изучение мотивов занятий спортом В.И. Тропникова и др.;
- для диагностики межличностных взаимоотношений в коллективе: «Социометрия», изучение социализированности М.И. Рожкова, психоло -гическая атмосфера в коллективе Л.Г. Жедуновой, «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» Р.С. Немова и др.;
- для диагностики отношения и проявления в условиях соревновательной деятельности: изучение отношения спортсменов к конкретному соревнованию (Ю.Л. Ханин), опросник «Самочувствие. Активность. Настроение», методы самодиагностики состояния и др.
2. Сплочение спортивной команды. Поскольку в командном спорте важны не только индивидуальные достижения занимающихся, но и их сплоченность, сыгранность, взаимопонимание, необходимо вести целена -правленную работу в этом направлении. Основными компонентами, характеризующими сплоченность спортивной команды, являются: наличие и осознание каждым участником общей цели, взаимное доверие, умение координировать действия друг друга, знание психологических приемов для
воздействия на других членов команды (как поддержать, подбодрить, успокоить и т. д.), положительный эмоциональный и мотивационный фон, соревновательность. Для этого на каждом занятии необходимо применять командообразующие техники, среди которых командообразующий тре-нинг, а также игры, которые можно применять на занятиях: «Зеркало», «Циферблат», «Хлопки по коленям», «Связывание группы», «Путаница», «Живой круг», «Поиск сходства», «Копирование движений», «Передача движений» и др. Время выполнения данных игр может варьироваться от 5 до 15 минут, что является допустимым и целесообразным для примене -ния на занятии [5, 6].
3. Обучение студентов ситуативному управлению своим состоя -нием. Данное направление включает формирование навыков основ психорегуляции в спортивной деятельности. На всех этапах учебной и спортив -ной деятельности возникают неблагоприятные психические состояния, которые могут помешать достижению цели. К основным неблагоприятным психическим состояниям можно отнести: тревогу, тревожность, страх, агрессию, монотонию, стресс, фрустрацию, состояние психического пре -сыщения и др. Педагогу необходимо научить занимающихся способам распознавания этих состояний и приемам самопомощи. К основным приемам саморегуляции относятся: идеомоторная тренировка, аутотренинг (аутогенная тренировка И. Шульца), регуляция дыхания, управление вниманием, визуализация, самовнушение, арттерапия, телесная терапия, физи -ческие упражнения, нервно-мышечная релаксация и др.
4. Психологическая подготовка к конкретному соревнованию. Важнейшим компонентом при занятии студентами в спортивных секциях явля -ется необходимость участия в соревнованиях. Данный вид подготовки должен начинаться с момента информированности о предстоящем событии и заканчиваться завершившимися спортивными состязаниями. Согласно подходу В.Ф. Сопова данный промежуток целесообразно представить в виде временных этапов. В своей работе изменили длительность и содержа -ние периодов, связанных с соревновательной деятельностью [7, 8].
Первый этап - первичная психологическая подготовка, которая начинается за месяц до соревнования. На этом этапе педагогу важно вме -сте со студентами проанализировать информацию о предстоящем соревно -вании, месте, времени и условиях, о возможных соперниках, осуществить конструктивный анализ выполненной совместной работы, проанализиро -вать мотивы участия в соревнованиях. Также целесообразно со студентами проводить работу по целеполаганию и корректировке целей.
Второй этап - непосредственная психологическая подготовка к со -ревнованию. Данный этап проходит в день соревнований. Основная работа педагога - это предстартовая настройка, предстартовое секундирование и ситуативное управление психоэмоциональным состоянием игроков.
Третий этап - психологическое воздействие на спортсменов во время соревнований. Период длится на протяжении всех соревновательных поединков. Задача педагога заключается в своевременной, оперативной психологической поддержке студентов, поддержании боевого духа команды, стимулировании волевых усилий спортсменов, поддержании уверенности в своих силах.
Четвертый этап - психологический анализ выполненной работы после соревнований. После выступления и объявления результатов необходимо осуществить анализ игры, создать условия для психоэмоционального восстановления спортсменов.
Заключение. На основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы доказана необходимость психологической подго -товки студентов-игроков спортивных команд к участию в студенческих соревнованиях. Разработаны основные направления психологической подготовки студенческих команд игровых видов спорта (волейбол, футбол, баскетбол) к соревнованиям. Рассмотрена общая структура готовности, подобраны и обоснованы средства диагностики спортсменов. Организованная таким образом спортивная работа будет способствовать более эффективной подготовке студентов к соревновательной деятельности.
Список литературы
1. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 351 с.
2. Алексеев А.В. Себя преодолеть. М.: Физкультура и спорт, 1985,
192 с.
3. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. вузов физкультур. профиля. М.: Трикста, 2005. 126 с.
4. Салькова Н.А. Важность организации психологической подготовки спортсменов к соревнованиям // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3. № 2. С. 85-90.
5. Вуттен М. Как добиться успеха в подготовке баскетболистов. М.: ТВТ Дивизион, 2008. 400 с.
6. Юрина Ю.В. Спортивная психология. Психологические методики в системе подготовки спортсменов к соревнованиям // Молодой ученый. 2021. № 42 (384). С. 168-171.
7. Гришина Г.А., Блинникова С.С. Психологическая мотивация спортсменов, занимающихся командным и индивидуальным видами спорта // Современные научные исследования и разработки. 2016. № 2 (2). С. 8-10.
8. Малкин В.Р., Рогалева Л.Н., Психотехнологии в спорте Психотехнологии в спорте: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. 96 с.
References
1. Il'in E.P. Psihologiya sporta [Sports psychology]. St. Petersburg: Piter, 2008.
351 p.
2. Alekseev A.V. Sebya preodolet' [Overcome yourself]. M.: Physical culture and sport, 1985, 192 p.
3. Sopov V.F. Psihicheskie sostoyaniya v napryazhennoj professional'noj deya-tel'nosti [Mental states in intense professional activity]: textbook. allowance for students. universities of physical education. profile. M.: Triksta, 2005. 126 p.
4. Sal'kova N.A. Vazhnost' organizacii psihologicheskoj podgotovki sportsmenov k sorevnovaniyam [The importance of organizing the psychological preparation of athletes for competitions] // Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation]. 2018. V. 3. No. 2. P. 85-90.
5. Vutten M. Kak dobit'sya uspekha v podgotovke basketbolistov [How to succeed in training basketball players]. M.: TVT Division, 2008. 400 p.
6. Yurina Yu.V. Sportivnaya psihologiya. Psihologicheskie metodiki v sisteme podgotovki sportsmenov k sorevnovaniyam [Sports psychology. Psychological methods in the system of preparing athletes for competitions] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2021. No. 42 (384). P. 168-171.
7. Grishina G.A., Blinnikova S.S. Psihologicheskaya motivaciya sportsmenov, zani-mayushchihsya komandnym i individual'nym vidami sporta [Psychological motivation of athletes involved in team and individual sports] // Sovremennye nauchnye issledovaniya i ra-zrabotki [Modern scientific research and development]. 2016. No. 2 (2). P. 8-10.
8. Malkin V.R., Rogaleva L.N., Psihotekhnologii v sporte Psihotekhnologii v sporte [Psychotechnologies in sports Psychotechnologies in sports]: textbook. allowance. Yekaterinburg: Publishing House Ural. un-ta, 2013. 96 p.