Научная статья на тему 'Селективность воспроизведения образных представлений в тренировочном процессе легкоатлетов-студентов'

Селективность воспроизведения образных представлений в тренировочном процессе легкоатлетов-студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
65
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты-спортсмены / психологические характеристики / мыслимые образы действий / university athletes / psychological traits / sports imagination tree

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А Э. Болотин, О Е. Понимасов, С С. Аганов, Н В. Рыжкин

Цель исследования – изучение характера и степени влияния психологических характеристик на результативность спортсменов студенческого спортивного клуба во время участия в соревнованиях и в процессе спортивной тренировки. Методика и организация исследования. Метод обзора с описательно-качественным подходом использовался для получения подробной информации путем определения факторов, связанных с психологическими характеристиками спортсменов в соревнованиях спортивного студенческого клуба. Инструмент исследования – «Опросник использования образов в спорте» (SIQ), разработанный и принятый К. Холлом с коллегами, включающий пять фракталов мыслимых образов действия. Результаты исследования и выводы. Фактор психологического моделирования поведенческих актов в общей стратегии соревновательных действий и отдельных психолого-тактических ситуациях является доминирующим среди спортсменов спортивного студенческого клуба. При отсутствии стимульных условий реального восприятия спортсмены в большей степени отдают предпочтения конкретно-избирательным образным представлениям. Избирательно-логические процессы преобладают над абстрактно-логическими в силу большего понимания легкоатлетами определенных действий или ситуаций в альтернативу обобщенным поведенческим стратегиям. Мысленное воссоздание спортсменами образов движений и поведенческих моделей протекает в ответ на отсутствие генерирующих условий и соотносится преимущественно с когнитивными типами образов. Регулируемая настройка образов целеполагания может рассматриваться как рекомендуемое направление перспективной работы с легкоатлетами студенческого спортивного клуба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — А Э. Болотин, О Е. Понимасов, С С. Аганов, Н В. Рыжкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS IMAGINATION TREE AND SELECTIVITY IN UNIVERSITY ATHLETES’ TRAINING SYSTEM

Objective of the study was to analyze benefits of the sports imagination tree application in the student sports club training system for competitive progress. Methods and structure of the study. We used a qualitative description and overview survey method to make detailed psychological profiles of the athletes trained and competing at the student sports club. The psychological traits were rated by the Sports Imagination Questionnaire (SIQ) by K. Hall et al with its fivebranch (‘fractals’) imagination tree. Results and conclusion. The student sports club trainings were found dominated by the psychological modeling of behavior in the competitive strategies on the whole and individual situational response tactics in particular. Unless the real perceptions are supported by efficient stimulating effects, the athletes are found to prefer specific/ selected imaginative representations. The selective logics were tested to prevail over abstract logics due to the better understanding of specific actions or situations by the athletes – in contrast to the generalized behavioral strategies. The imaginary movement sequences and behavioral models are normally activated in response to the trigger situations as dictated by the cognitive images. We would recommend as promising for the student sports club training system improvement efforts a customizable goal-setting and sports imagination training component for competitive progress.

Текст научной работы на тему «Селективность воспроизведения образных представлений в тренировочном процессе легкоатлетов-студентов»

СЕЛЕКТИВНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ОБРАЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-СТУДЕНТОВ

УДК/UDC 796.011:159.9

Поступила в редакцию 18.10.2021 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Доктор педагогических наук, профессор А.Э. Болотин1

Доктор педагогических наук, доцент О.Е. Понимасов2

Доктор педагогических наук, профессор С.С. Аганов3

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Рыжкин4

1Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург

2Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

3Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург 4Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

SPORTS IMAGINATION TREE AND SELECTiViTY iN UNiVERSiTY ATHLETES' TRAiNiNG SYSTEM

Dr. Hab., Professor A.E. Bolotin1

Dr. Hab., Associate Professor O.E. Ponimasov2

Dr. Hab., Professor S.S. Aganov3

PhD, Associate Professor N.V. Ryzhkin4

1 Saint Petersburg State Polytechnic University, Saint Petersburg

2 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

3 Saint Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Saint Petersburg

4 Don State Technical University, Rostov-on-Don

Аннотация

Цель исследования - изучение характера и степени влияния психологических характеристик на результативность спортсменов студенческого спортивного клуба во время участия в соревнованиях и в процессе спортивной тренировки.

Методика и организация исследования. Метод обзора с описательно-качественным подходом использовался для получения подробной информации путем определения факторов, связанных с психологическими характеристиками спортсменов в соревнованиях спортивного студенческого клуба. Инструмент исследования - «Опросник использования образов в спорте» ^Ю), разработанный и принятый К. Холлом с коллегами, включающий пять фракталов мыслимых образов действия.

Результаты исследования и выводы. Фактор психологического моделирования поведенческих актов в общей стратегии соревновательных действий и отдельных психолого-тактических ситуациях является доминирующим среди спортсменов спортивного студенческого клуба. При отсутствии сти-мульных условий реального восприятия спортсмены в большей степени отдают предпочтения конкретно-избирательным образным представлениям. Избирательно-логические процессы преобладают над абстрактно-логическими в силу большего понимания легкоатлетами определенных действий или ситуаций в альтернативу обобщенным поведенческим стратегиям. Мысленное воссоздание спортсменами образов движений и поведенческих моделей протекает в ответ на отсутствие генерирующих условий и соотносится преимущественно с когнитивными типами образов. Регулируемая настройка образов целеполагания может рассматриваться как рекомендуемое направление перспективной работы с легкоатлетами студенческого спортивного клуба.

Ключевые слова: студенты-спортсмены, психологические характеристики, мыслимые образы действий.

Abstract

Objective of the study was to analyze benefits of the sports imagination tree application in the student sports club training system for competitive progress. Methods and structure of the study. We used a qualitative description and overview survey method to make detailed psychological profiles of the athletes trained and competing at the student sports club. The psychological traits were rated by the Sports Imagination Questionnaire (SIQ) by K. Hall et al with its five-branch ('fractals') imagination tree.

Results and conclusion. The student sports club trainings were found dominated by the psychological modeling of behavior in the competitive strategies on the whole and individual situational response tactics in particular. Unless the real perceptions are supported by efficient stimulating effects, the athletes are found to prefer specific/ selected imaginative representations. The selective logics were tested to prevail over abstract logics due to the better understanding of specific actions or situations by the athletes - in contrast to the generalized behavioral strategies. The imaginary movement sequences and behavioral models are normally activated in response to the trigger situations as dictated by the cognitive images. We would recommend as promising for the student sports club training system improvement efforts a customizable goal-setting and sports imagination training component for competitive progress.

Keywords: university athletes, psychological traits, sports imagination tree.

Введение. Сфера спорта включает в себя психологические факторы, влияющие на адаптацию, состояние тренированности и результативность спортсменов [1]. Психология спорта изучает процессы развития личности под влиянием спортивной тренировки и соревнований. Занятия спортом формируют психологические качества личности: дисциплинированность, настойчивость, концентрацию, самообладание, решительность [3].

Исследованиями доказано, что психологические качества влияют на результативность выступлений и формируют личность, как уникальную совокупность характеристик спортсмена [2, 4].

Составляющие психологических характеристик, такие как целеустремленность и мотивация, влияют на повышение спортивных достижений. Для моделирования психологических характеристик используется исследовательский подход, изучающий взаимосвязи между психологическими факторами и результатами выступлений спортсменов. В основе такого подхода лежит предположение о том, что юные спортсмены, обладающие определенными психологическими характеристиками, могут считаться перспективными для достижения высоких результатов на поздних этапах спортивного совершенствования. Успешность выступлений в спорте достигается диагностикой психической сферы на ранних стадиях отбора, а также развитием определенных психических качеств спортсменов [6].

Одним из значимых психологических факторов, определяющих достижения спортсменов, является психологическая подготовка, реализуемая в мотивации, уверенности в своих возможностях, контроле тревожности, способности к коммуникации и концентрации [5].

Отдельными исследованиями установлено, что существуют различия, связанные с психологическими характеристиками спортсменов, относящихся к индивидуальным и групповым видам спорта. Эти различия проявляются в преобладании качеств ответственности и инициативности спортсменов индивидуальных видов спорта. Более высоким показателем активности и возбудимости обладают представители командных видов спорта. Различия в психологических характеристиках спортсменов определяются разнообразием условий проведения и характером деятельности в каждом виде спорта [7].

Цель исследования - изучение характера и степени влияния психологических характеристик на результативность спортсменов студенческого спортивного клуба во время участия в соревнованиях и в процессе спортивной тренировки.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие спортсмены, входящие в состав сборной команды университета по легкой атлетике в возрасте 18-22 года. Сингулярность психологических характеристик изучалась в отношении спортивной специализации спортсменов: спринтеров, средних стайеров, стайеров.

На основании анкетирования исследовались психологические характеристики-факторы: когнитивные психические процессы, уровень мотивации, уверенности в своих возможностях, способность к саморегуляции и концентрации.

Метод обзора с описательно-качественным подходом использовался для получения подробной информации путем определения факторов, связанных с психологическими характеристиками спортсменов в соревнованиях спортивного студенческого клуба.

Инструмент исследования - «Опросник использования образов в спорте» ^Ю), разработанный и принятый К. Холлом с коллегами. Он включает пять фракталов мыслимых образов действия:

1. Выстраивание общей стратегии соревновательных действий.

2. Моделирование и выбор поведенческих паттернов в конкретных психолого-тактических ситуациях.

3. Выбор и стремление к цели.

4. Активизация, уверенность в своих возможностях.

5. Концентрация, контроль тревожности.

При ответах спортсменам требовалось указать, насколько часто они воспроизводят различные типы образов в процессе тренировок и соревнований. Ретрансляция образов оценивалась по 5-балльной шкале в диапазоне от 1 (использую редко) до 5 баллов (использую часто).

Проверка статистических гипотез о ретрансляции типов образов легкоатлетами определенной спортивной специализации проведена на основе непараметрического критерия Х2-Фридмана.

Алгоритм исследования: 1) формирование состава испытуемых; 2) выбор инструментария спортивной психологии для проведения тестирования; 3) сбор данных; 4) анализ данных; 5) синтез данных в рекомендации тренерам по виду спорта. Для определения процента использовалась следующая формула:

Р=Fx100/N,

где Р - результат в процентах; F - оценка спортсмена; N -сумма ответов.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты описательного анализа, полученные от респондентов в зависимости от спортивной специализации, могут считаться критериями психологических характеристик спортсменов (см. таблицу).

На основании результатов психологического анализа, проведенного в исследовании, можно констатировать, что фактор психологического моделирования поведенческих актов в общей стратегии соревновательных действий и отдельных психолого-тактических ситуациях является доминирующим среди спортсменов спортивного студенческого клуба. Результаты показывают, что при отсутствии стимуль-ных условий реального восприятия спортсмены в большей степени отдают предпочтения конкретно-избирательным

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Ретрансляция экстрагирования образов легкоатлетами

Тип образов Психологические характеристики Спортивная специализация

Спринтеры Стайеры Метатели

Когнитивный Абстрактно-логические процессы 4,39±0,7 4,45±0,2 3,48±0,6

Избирательно-логические процессы 4,37±0,3 4,33±0,6 3,65±0,6

Мотивационный Целеустремленность 3,24±0,4 3,70±0,3 3,36±0,7

Саморегуляция 3,97±0,5 4,22±0,1 3,58±0,3

Концентрация 4,11±0,3 4,12±0,4 4,42±0,2

52

http://www.teoriya.ru

№!• 2022 Январь | Yaпuary

образным представлениям. Избирательно-логические процессы преобладают над абстрактно-логическими в силу большего понимания легкоатлетами определенных действий или ситуаций в альтернативу обобщенным поведенческим стратегиям.

Согласно сложившейся парадигме, в вариативных ситуациях спорта экстрагируемые легкоатлетами мыслимые образы согласуются с поставленными целями.

Несмотря на доказанность влияния мотивации на достижение результатов в спорте, в исследовании обнаружено ограниченное использование спортсменами специальных образов целеполагания, что указывает на недостаточное понимание легкоатлетами целевых ориентиров деятельности.

Саморегулирующие образы активации также недостаточно используются спринтерами и метателями, что компенсируется умением концентрироваться, в частности, в начале движения. В контексте поиска ресурсов для улучшения спортивных результатов спринтеров и метателей тренерскому составу может быть рекомендовано активизировать работу по формированию индивидуальных целевых показателей спортсменов, умению дифференцированно управлять состоянием тревожности и активизировать положительное эмоциональное состояние.

Легкоатлеты-метатели чаще экстрагируют регулирующие образы концентрации усилий. Предпочтений в воспроизведении других типов образов легкоатлетами-метателями не установлено.

В тренировке легкоатлетов-стайеров преобладает использование образов с выстраиванием общей линии поведения на дистанции (тактической схемы борьбы). Однако недостаточное понимание итоговых целевых установок на основе образов целеполагания снижают результаты выступления спортсменов.

Выводы. Исследование психологических характеристик-факторов раскрывает тенденции использования в тренировочной работе образных представлений спортсменами-легкоатлетами студенческого спортивного клуба. Среди них следует выделить: недостаточное использование спортсменами специальных образов целеполагания, предпочтительность конкретно-избирательных образных представлений, ограниченное воспроизведение спринтерами и метателями регулирующих образов самоактивации.

Управление развитием спортивной формы с учетом выявленных тенденций стимулирует суммацию психолого-педагогических воздействий в целях повышения эффективности тренировочного процесса спортсменов-легкоатлетов.

Мысленное воссоздание спортсменами образов движений, психологических схем, поведенческих моделей протекает в ответ на отсутствие генерирующих условий и соот-

носится преимущественно с когнитивными типами образов. Регулируемая настройка образов целеполагания может рассматриваться как рекомендуемое направление перспективной работы с легкоатлетами студенческого спортивного клуба.

Литература

1. Болотин А.Э. Дифференцированная подготовка пловцов-марафонцев к соревнованиям на открытой воде с учетом типов энергетического метаболизма / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев, К.Я. Ван Цвиетен и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 10.

- С. 37-39.

2. Веракса А.Н. Мысленная тренировка в психологической подготовке спортсмена / А.Н. Веракса, А.Е. Горовая, А.И. Грушко и др.

- М.: Спорт, 2016. - 208 с.

3. Зюкин А.В. Контроль периферической гемодинамики пловцов категории «Masters» / А.В. Зюкин, О.Е. Понимасов, А.Э. Болотин и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 12. - С. 67-69.

4. Иванов А.А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой / А.А. Иванов. - М.: Советский спорт, 2012. - 112 с.

5. Понимасов О.Е. Исследование косвенных показателей работоспособности пловцов / О.Е. Понимасов, В.В. Рябчук // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 1. - С. 71-72.

6. Штамбург И.Н. Экономизация типологических комбинаций техники прикладного плавания при обучении курсантов военных вузов / И.Н. Штамбург, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 2. - С. 16-17.

7. Яковлев Б.П. Психологическое обеспечение предсоревнователь-ной подготовки спортсменов высокой квалификации / Б.П. Яковлев, Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 7. - С. 83-85.

References

1. Bolotin A.E., Bakaev V.V., van Zwieten K.J. et al. Differentsirovanna-ya podgotovka plovtsov-marafontsev k sorevnovaniyam na otkrytoy vode s uchetom tipov energeticheskogo metabolizma [Differentiated sports training of marathon swimmers for open water competitions based on types of energy metabolism]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 10. pp. 37-39.

2. Veraksa A.N., Gorovaya A.E., Grushko A.I. et al. Myslennaya trenirov-ka v psikhologicheskoy podgotovke sportsmena [Mental training in athlete's mental conditioning]. M.: Sport publ., 2016. 208 p.

3. Zyukin A.V., Ponimasov O.E., Bolotin A.E. et al. Kontrol periferiches-koy gemodinamiki plovtsov kategorii «Masters» [Control of peripheral hemodynamics in master swimmers]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No.12. pp. 67-69.

4. Ivanov A.A. Psikhologiya chempiona. Rabota sportsmena nad soboy [Champion psychology. Athlete's self-cultivation]. M.: Sovetskiy sport publ., 2012. 112 p.

5. Ponimasov O.E., Ryabchuk V.V. Issledovanie kosvennykh pokazateley rabotosposobnosti plovtsov [Indirect indicators of swimmers' working capacity]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. No. 1. pp. 71-72.

6. Shtamburg I.N., Ponimasov O.E., Grachev K.A. et al. Ekonomizatsiya tipologicheskikh kombinatsiy tekhniki prikladnogo plavaniya pri obu-chenii kursantov voennykh vuzov [Economization typological combinations of applied swimming technique in military school cadet training]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. No. 2. pp. 16-17.

7. Yakovlev B.P., Babushkin G.D., Babushkin E.G. Psikhologiches-koe obespechenie predsorevnovatelnoy podgotovki sportsmenov vysokoy kvalifikatsii [Psychological support of pre-season training of highly skilled athletes]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 7. pp. 83-85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НОВЫЕ КНИГИ

СПОРТИВНАЯ БОРЬБА В ПРОГРАММЕ ЭЛЕКТИВНЫХ ЗАНЯТИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / СОСТАВИТЕЛИ С.Н. СМОЛЯР [И ДР.]; ПОД РЕДАКЦИЕЙ С.Н. СМОЛЯРА. -

ХАБАРОВСК: ДВГУПС, 2021. - 160 С.

Соответствует рабочей программе дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Представлены последовательность обучения по семестрам технико-тактическим действиям, методы контроля и самоконтроля занимающихся спортивной борьбой. Разработан методический материал по развитию физических качеств студентов, занимающихся спортивной борьбой. Предназначено для студентов 1-3-го курсов очной формы обучения по всем направлениям подготовки и специальностям. Рекомендовано Методическим советом по качеству образовательной деятельности ДВГУПС в качестве учебного пособия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.