Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ У СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ИХ К СОРЕВНОВАНИЯМ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ У СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ИХ К СОРЕВНОВАНИЯМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЁННОСТЬ / ДИАГНОСТИКА / СПОРТ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТСМЕН / ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА / ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Магомедов Гусен Исаевич, Ханов Рейман Гюлбалаевич, Ибрагимова Ольга Анатольевна

Цель - изучить особенности психологической напряженности спортсменов в игровых видах спорта в процессе подготовки их к соревнованиям. Также в работе анализируются вопросы модернизации условий психологического развития и становления личности спортсменов, совершенствования средств психолого-педагогического воздействия, направленных на сохранение психологического здоровья в условиях деятельности. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, сравнение, обобщение. Представлен комплекс показателей для оценки психологической напряженности в условиях спортивной тренировки. Результат. Мы считаем, что психологическая напряженность как фактор мобилизации личности является непременным условием успешной соревновательной деятельности спортсмена. Вывод. Необходимо создать соревновательные условия, создать ситуации «присутствия зрителей», что усилит мобилизацию личности спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Магомедов Гусен Исаевич, Ханов Рейман Гюлбалаевич, Ибрагимова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF PSYCHOLOGICAL TONICITY OF ATHLETES IN GAMES-BASED SPORTS IN THE PROCESS OF TRAINING THEM FOR COMPETITIONS

The aim of the article is to study the peculiarities of psychological tonicity of athletes in games-based sports in the process of training them for competitions. The authors analyze the issues of modernization of the conditions of psychological development and formation of the personality of athletes, improving the means of psychological and pedagogical influence aimed at preserving psychological health in the conditions of activity. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, observation, comparison, generalization. A set of indicators for assessing a psychological tonicity in the conditions of sports training is presented. Result. We believe that psychological tonicity as a factor of personal mobilization is a prerequisite for successful competitive activity of an athlete. Conclusion. It is necessary to create the competitive conditions, create the situations of “audience presence”, that intensifies the mobilization of athlete’s personality.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ У СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ИХ К СОРЕВНОВАНИЯМ»

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 2. 2020

••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 2. 2020

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37/796

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-58-62

Оптимизация психологической напряженности у спортсменов в игровых видах спорта в процессе подготовки их к соревнованиям

Магомедов Г. И. 1, Ханов Р. Г. 1, Ибрагимова О. А. 2

1 Дагестанский государственный педагогический университет, 2 Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Махачкала, Россия; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель - изучить особенности психологической напряженности спортсменов в игровых видах спорта в процессе подготовки их к соревнованиям. Также в работе анализируются вопросы модернизации условий психологического развития и становления личности спортсменов, совершенствования средств психолого-педагогического воздействия, направленных на сохранение психологического здоровья в условиях деятельности. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, сравнение, обобщение. Представлен комплекс показателей для оценки психологической напряженности в условиях спортивной тренировки. Результат. Мы считаем, что психологическая напряженность как фактор мобилизации личности является непременным условием успешной соревновательной деятельности спортсмена. Вывод. Необходимо создать соревновательные условия, создать ситуации «присутствия зрителей», что усилит мобилизацию личности спортсмена.

Ключевые слова: психологическая напряжённость, диагностика, спорт, соревновательная деятельность, спортсмен, игровые виды спорта, процесс подготовки.

Формат цитирования: Магомедов Г. И., Ханов Р. Г., Ибрагимова О. А. Оптимизация психологической напряженности у спортсменов в игровых видах спорта в процессе подготовки их к соревнованиям // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 2. С. 58-62. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-58-62_

Optimization of Psychological Tonicity of Athletes in Games-Based Sports in the Process of Training them for Competitions

Gusen I. Magomedov 1, Reyman G. Khanov 1, Olga A. Ibragimova 2

1 Dagestan State Pedagogical University, 2 Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to study the peculiarities of psychological tonicity of athletes in games-based sports in the process of training them for competitions. The authors analyze the issues of modernization of the conditions of psychological development and formation of the personality of athletes, improving the means of psychological and pedagogical influence aimed at preserving psychological health in the conditions of activity. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, observation, comparison, generalization. A set of indicators for assessing a psychological tonicity in the conditions of sports training is presented. Result. We believe that psychological tonicity as a factor of personal mobilization is a prerequisite for successful competitive activity of an athlete. Conclusion. It is necessary to create the competitive conditions, create the situations of "audience presence", that intensifies the mobilization of athlete's personality.

Keywords: psychological tonicity, diagnostics, sport, competitive activity, athlete, games-based sports, training process.

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

For citation: Magomedov G. I., Khanov R. G., Ibragimova O. A. Optimization of Psychological Tonicity of Athletes in Games-Based Sports in the Process of Training them for Competitions. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 2. Pp. 58-62. (In Russian) DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-58-62

Введение

Проблема психологической напряженности спортсменов постоянно привлекает внимание не только российских тренеров, врачей и психологов, но и зарубежных специалистов. Они считают этот уровень напряженности во многом зависит от поведения спортсменов до начала соревнований и после их результата выступления, где часто терпят поражение чрезмерной психологической напряженностью, слабостью и неумением тренеров устранить данное состояние. Этим можно объяснить неудачные выступления команд волейболистов, футболистов, баскетболистов и других команд на многих международных и олимпийских играх.

Однако современная практика физ-культурно-спортивной деятельности указывает на существование проблемы, касающейся психологического обеспечения подготовки специалистов.

Актуальными являются вопросы модернизации условий психологического развития и становления личности спортсменов, совершенствования средств психолого-педагогического воздействия, направленных на сохранение психологического здоровья в условиях деятельности. Необходимо решать задачи развития профессионально значимых свойств личности спортсменов и тренеров.

В настоящее время крайне остро стоит проблема диагностики психологической напряженности. Хотя, познавательные процессы и психологические состояния активно изучались еще на заре становления психологии, как самостоятельной науки и к настоящему времени в этой области накоплены обширные знания. Несмотря на это проблемы среди психологических свойств и необходимость оптимизации психологической напряженности в игровых видах занимает особое место.

Возникшая психологическая напряженность под влиянием неблагополучных обстоятельств, в трудных условиях подготовки спортсменов ухудшает работоспособность, координацию движений, вызывает скованность, снижает эффективность воздействия нагрузок. Поэтому возникает

вопрос о том, как во время тренировок, соревнований уменьшить или полностью снять психологическую напряженность, как научить их управлять своим состоянием, преодолевать неблагоприятные факторы [1].

К сожалению, на практике не всегда получается уделять нужное внимание диагностике психологической напряженности спортсмена и выявить причину его негативных проявлений в повседневной тренировочной работе и в ходе состязаний, разработке и применению методик оптимизации этой напряженности.

По мнению специалистов, недостаточное внедрение методов профилактики и снятия психологичной напряженности спортсменов обусловлено сравнительно слабой теоретической и методической разработанностью этой проблемы, хотя существует зарубежная литература, где состояния психологической напряженности изучаются преимущественно в тех профессиях, где люди работают в экстремальных условиях.

Однако, практика не исключает, что каждый спортсмен имеет свой оптимальный уровень, который позволяет ему наиболее успешно реализовать себя в психологически напряженных условиях соревнований, причем у одного спортсмена этот уровень может оказаться значительно ниже, или напротив значительно выше, чем у другого. Из данных литературных источников многих специалистов можно сделать выводы, что занятие по игровым видам способствуют развитию внимания больше, чем других спортсменов, занимающихся другими видами спорта.

Цель - изучить особенности психологической напряженности спортсменов в игровых видах спорта в процессе подготовки их к соревнованиям.

Методы - анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, сравнение, обобщение.

Результаты и обсуждение

Несмотря на имеющийся у нас экспериментальный материал наших исследователей, мы не можем оспаривать единой точки зрения на содержание понятия пси-

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 2. 2020

••• ОЭРи ЮийММ. Vol. 14. No. 2. 2020

хологической напряженности. Нередко под напряженностью понимаются состояния психики (раздражения, депрессия, тревога и т. д.), вызванные причинами внешнего и внутреннего характера. Большой интерес представляют исследования напряженности ряда советских авторов (К. К. Платонов, В. Л. Марищук, О. В. Овчинникова, Н. И. Наенко, А. Ц. Пуни и др.). Однако и в этих работах осуществляются разные подходы к выявлению напряженности. А многие зарубежные психологи рассматривают ее в связи с наличием у спортсменов некоторых личностных особенностей: глубинных побуждений, комплекса неполноценности, агрессивности, тревожности и т. д. [4].

В последние годы в нашей стране и за рубежом значительно повысился интерес к проблемам тревоги и вместе с тем эмоциональной психологической напряженности. По мнению В. Л. Марищука, под напряженностью спортсмена понимается эмоциональное состояние, которое характеризуется временным понижением его психических и двигательных функций [4]. О. В. Овчинникова и Н. И. Наенко вполне справедливо указывают на различие между понятиями напряжения и напряженности, которые в условиях спортивной борьбы взаимосвязаны и переходят из одного в другое [5; 6]. Их исследования деятельности показали, что любая критическая, опасная или ответственная ситуация вызывает напряжение, обеспечивающее временное повышение работоспособности. Здесь состояние напряжения можно рассматривать как положительный фактор, при котором имеет место мобилизация психических возможностей и оптимизация деятельности спортсмена [6].

Однако, при беседе после соревнований некоторые спортсмены признавались, что на их психику влияет ряд неблагоприятных воздействий (мысли о возможном поражении и его последствиях, угроза травм, ухудшение работоспособности в ходе выступления, захват инициативы противником, неудачное выполнение технических приемов и тактических действий).

Мы пришли к выводу, что в состоянии психической напряженности эти сдвиги еще не приводят к заветному ухудшению качества деятельности спортсмена. При высоком уровне напряженности снижаются результативность выполнения упраж-

нений и работоспособность, ухудшается координация движений, появляется скованность. Нами зафиксированы случаи в практике, когда, находясь перед выступлением на соревнованиях в значительной степени напряженности, отдельные спортсмены показывали высокие результаты, одерживали победы над более сильными соперниками. К сожалению, нам не удалось достаточно исследовать такие факты. В нашем эксперименте для определения места проявления напряженности (стресса, тревоги и т. д.) не получилось исследовать проявления и психической напряженности, также и факторы, способствующие ее возникновению и связь напряженности с другими психическими состояниями спортсмена и психическими особенностями в предстартовый период и во время соревнований.

Мы считаем, что в целом недостаточно изучены приемы регуляции напряженности и не разработаны методики их исследования. Также до конца не определены места проявления психической напряженности (стресса, тревоги и т. д.) в процессе подготовки сборных команд по волейболу, баскетболу, футболу.

В связи с этим, мы решили провести небольшой эксперимент.

I этап эксперимента - сентябрь 2018 г. по февраль 2019 г.

II этап эксперимента - февраль 2019 г. по октябрь 2019 г.

Если на 1-этапе решались главным образом задачи организационного и методического плана, то на следующем этапе наши интересы были направлены на изучение механизмов применяющихся в спорте методов воздействия на психическое состояние занимающихся и их надёжности.

При анализе нашего эксперимента, мы убедились, что при проведении соревнований по игровым видам спорта, а также перед трудными и ответственными заданиями на тренировке и во время состязания, психическая напряжённость проявляется особенно остро и препятствует достижению успеха в соревнованиях.

Основываясь на результатах анкетирования, беседах со спортсменами, психологами, тренерами, мы хотим остановиться лишь на некоторых вопросах, имеющих значение для практики психологической подготовки.

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Речь пойдёт о различных реакциях игроков на соревновательную обстановку в связи с возникающей напряжённостью и о фактах, влияющих на создание этого состояния.

Наши наблюдения за волейболистами, футболистами, баскетболистами и т. д., имеющими неодинаковую квалификацию (возраст, физические данные, спортивный стаж) свидетельствуют о значительных индивидуальных различиях в соотношении между результатами их тренировочной и соревновательной деятельности. Условия соревнований вызывают у них различную психическую реакцию. Одни чувствуют себя на соревнованиях значительно хуже, чем в условиях тренировки, и показывают соответствующие результаты. На состояние других подобные условия не оказывают значительного влияния: на соревнованиях они борются почти так же, как и на тренировках. И, наконец, есть такие команды, которые проявляют свои лучшие качества лишь в острой, напряженной борьбе [7].

Интересно, что принадлежность спортсменов к той или иной категории, по нашим наблюдениям, часто не связана однозначной зависимостью с их спортивным стажем и соревновательным опытом, то есть ее нельзя объяснить лишь приспособлением психики к условиям соревнований. Делению на такие категории поддаются не только начинающие спортсмены, но и мастера высокого класса. Нами выявлены случаи, когда одна команда с первого же дня на крупных соревнованиях добивается отличных результатов, тогда как другим для успешного выступления необходимо принять участие в нескольких подобных соревнованиях. И, наконец, есть такие, которые несмотря на неоднократное участие в крупнейших турнирах, не могут «найти себя» и выступают хуже. Причины, мы думаем, в возникновении у занимающихся различных уровней психической напряжённости в экстремальных условиях деятельности. Здесь нам необходимо осуществлять психологическое обеспечение соревнований, использовать приёмы и применять методы и средства спортивной психологии во время выполнения физических, тактико-технических действий; контролировать свои реакции;

ставить цели и прогнозировать результат соревновательной деятельности; определить, как снять психологическую напряжённость у спортсменов в процессе соревнований [2].

Кроме того, готовность к конкретному соревнованию зависит от установки, т. е. от того, какого результата хочет добиться спортсмен в данном соревновании. Здесь педагогическая задача тренера состоит в том, чтобы сформировать у своего ученика верную установку, предполагающую самооценку, адекватную его возможностям, а установка как готовность определённым образом выступить в соревнованиях реализуется при правильном соотношении психической напряжённости и устойчивости [3].

Мы считаем, что психическая напряжённость как фактор мобилизации личности является непременным условием успешной соревновательной деятельности спортсмена.

Вывод

Таким образом, подготовка к конкретному соревнованию должна предполагать решение задач психолого-педагогических направлений:

- при формировании установки учитывать адекватные возможности спортсмена;

- стараться создать необходимый уровень психической и устойчивой напряжённости.

На протяжении предсоревновательной подготовки (в каждой тренировке) ввести:

- ограничение специальной разминки;

- оценку технического действия при выполнении соревновательного упражнения и его частей без специальной разминки (вес штанги не более 50 % от максимального);

- предоставление одной попытки для оценки эффективности всего тренировочного занятия;

- создание соревновательных условий;

- создание ситуации «присутствия зрителей»;

- выполнение упражнений в неблагоприятных условиях;

- «игра» на лучшее выполнение;

- выполнение упражнений на оценку в состоянии утомления.

62 ••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 2. 2020

••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 2. 2020

Литература

1. Андрюшенко Е. В. Проблемы психоло- верситета. Психолого-педагогические науки.

гии. М., 2009. 194 с. 2017. Т. 11. № 4. С. 73-78.

2. Магомедов М. Г., Магомедова С. А., Самурханова А. А. Традиционные игры и средства в физическом воспитании будущего учителя физической культуры в республике Дагестан // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5. С. 288-290.

3. Магомедов М. Г., Исмаилов Ш. О., Аб-дулбасиров Г. Д. Эффективность физкультурно-оздоровительной программы в процессе физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического уни-

(In Russian)

2. Magomedov M. G., Magomedova S. A., Samurkhanova A. A. Traditional games and means in physical education of the future teacher of physical culture in the Republic of Dagestan. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, and education]. 2019. No. 5. Pp. 288-290. (In Russian)

3. Magomedov M. G., Ismailov Sh. O., Abdulb-asirov G. D. Effectiveness of the physical culture and health program in the process of physical education of preschool children with mental retardation. Izvestiya Dagestanskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psi-hologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Магомедов Гусен Исаевич, кандидат педагогических наук, профессор, кафедра физического воспитания (ФВ), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: m.m.g. 198 6@mail.ru

Ханов Рейман Гюлбалаевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физической культуры, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: m.m.g. 198 6@mail.ru

Ибрагимова Ольга Анатольевна, старший преподаватель, кафедра ФВ, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Махачкала, Россия; e-mail: m.m.g. 198 6@mail.ru

4. Марищук В. Л., Платонов К. К., Плет-ницкий Е. Н. Напряжённость в полете. М., 1969. 117 c.

5. Наенко Н. И. Психическая напряженность. М., 1976. 112 c.

6. Овчинникова О. В. Эмоциональное состояние и работоспособность. Эргономика. Принципы и рекомендации. M. : Изд-во ВНИИТЭ, 1970. 448 с.

7. Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. Л., 1973. 31 с.

4. Marishchuk V. L., Platonov K. K., Pletnitsky E. N. Napryazhyonnost' v polete [Tension in flight]. Moscow, 1969. 117 p. (In Russian)

5. Naenko N. I. Psihicheskaya napryazhen-nost' [Mental tension]. Moscow, 1976. 112 p. (In Russian)

6. Ovchinnikova 0. V. Emocional'noe sos-toyanie i rabotosposobnost'. Ergonomika. Prin-cipy i rekomendacii [Emotional state and performance. Ergonomics. Principles and recommendations]. Moscow, ARSRITE Publ., 1970. 448 p. (In Russian)

7. Puni A. Ts. Psihologicheskaya podgotovka k sorevnovaniyam v sports [Psychological preparation for competitions in sports]. Leningrad, 1973. 31 p. (In Russian)

INF0RMATI0N ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Gusen I. Magomedov, Ph. D. (Pedagogy), professor, the chair of Physical Education (PhE), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail:

m.m.g. 1986@mail.ru

Reiman G. Khanov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Theory and Methodology of Physical Culture, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru

Olga A. Ibragimova, senior lecturer, the chair of PhE, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru

References

1. Andryushenko E. V. Problemy psihologii and Pedagogical Sciences]. 2017. Vol. 11. No. 4.

[Problems of psychology]. Moscow, 2009. 194 p. Pp. 73-78. (In Russian)

Принята в печать 14.04.2020 г.

Received 14.04.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.