Научная статья на тему 'СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ЮНИОРОВ ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ'

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ЮНИОРОВ ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОРЕВНОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СПОРТИВНАЯ БОРЬБА / РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулбасиров Гасан Далгатович, Шапиев Абдула Магомедович, Магомедов Гусен Камилович

Цель - рассмотреть соревновательные упражнения и игры как средство формирования технических умений у юниоров по спортивной борьбе, показать эффективность соревновательных упражнений и игр. Методы. Анализ научно-методической литературы, методы тестирования, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результат. В ходе исследования выявлена эффективность применения соревновательных упражнений и игр как средство формирования технических умений у юниоров по спортивной борьбе. Вывод. Проведённые соревновательные упражнения и игры показали эффективность физического воспитания юниоров, что позволяет повысить техническую подготовленность по спортивно борьбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдулбасиров Гасан Далгатович, Шапиев Абдула Магомедович, Магомедов Гусен Камилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE EXERCISES AND GAMES AS A MEANS OF FORMING THE JUNIOR WRESTLERS’ TECHNICAL SKILLS

The aim of the article is to consider the competitive exercises and games as a means of forming the junior wrestlers’ technical skills and to show the effectiveness of the competitive exercises and games. Methods. Analysis of the scientific-methodical literature, methods of testing, pedagogical experiment, methods of mathematics statistics. Result. The study reveals the effectiveness of the use of competitive exercises and games as a means of forming technical skills in junior wrestling. Conclusion. The conducted competitive exercises and games show the effectiveness of physical education of juniors, which allows to increase the technical readiness for sports wrestling.

Текст научной работы на тему «СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ЮНИОРОВ ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-5-11

Соревновательные упражнения и игры как средства формирования технических умений у юниоров по спортивной борьбе

Абдулбасиров Г. Д., Шапиев А. М., Магомедов Г. К.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель - рассмотреть соревновательные упражнения и игры как средство формирования технических умений у юниоров по спортивной борьбе, показать эффективность соревновательных упражнений и игр. Методы. Анализ научно-методической литературы, методы тестирования, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результат. В ходе исследования выявлена эффективность применения соревновательных упражнений и игр как средство формирования технических умений у юниоров по спортивной борьбе. Вывод. Проведённые соревновательные упражнения и игры показали эффективность физического воспитания юниоров, что позволяет повысить техническую подготовленность по спортивно борьбе.

Ключевые слова: соревнование, физическое воспитание, соревновательные упражнения и игры, эффективность, спортивная борьба, развитие, воспитание.

Формат цитирования: Абдулбасиров Г. Д., Шапиев А. М., Магомедов Г. К. Соревновательные упражнения и игры как средства формирования технических умений у юниоров по спортивной борьбе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. J№ 2. С. 5-11. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-5-11_

Competitive Exercises and Games as a Means of Forming the Junior Wrestlers' Technical Skills

Gasan D. Abdulbasirov, Abdula M. Shapiev, Gusen K. Magomedov

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to consider the competitive exercises and games as a means of forming the junior wrestlers' technical skills and to show the effecti veness of the competitive exercises and games. Methods. Analysis of the scientific-methodical literature, methods of testing, pedagogical experiment, methods of mathematics statistics. Result. The study reveals the effectiveness of the use of competitive exercises and games as a means of forming technical skills in junior wrestling. Conclusion. The conducted competitive exercises and games show the effectiveness of physical education of juniors, which allows to increase the technical readiness for sports wrestling.

Keywords: competition, physical education, competitive exercises and games, effectiveness, wrestling, development, education.

For citation: Abdulbasirov G. D., Shapiev A. M., Magomedov G. K. Competitive Exercises and Games as a Means of Forming the Junior Wrestlers' Technical Skills. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 2. Pp. 5-11. DOI: 10.31161/1995-0659-202014-2-5-11

Введение

Борьба - это вид спорта, который включает поединок между двумя спортсменами, которые соревнуются по определенным правилам. Выбор средств и методов при изучении учебного материала по борьбе определяется педагогической задачей подготовки учащихся, условиями обучения. В процессе соревнований упражнения и специальные полевые игры способствуют не только развитию физических качеств, но и развитию моторики и умений, необходимых в поединках.

Спортсменам любого возраста, квалификации и любого вида спорта необходима разносторонняя физическая подготовка для достижения хороших результатов. Ориентация тренировочного процесса может заключаться не только в увеличении объема и интенсивности нагрузки, но и в оптимизации самой методики: уточнить известные и искать новые способы тренировок. Наиболее эффективным и доступным средством обучения борьбе и другим видам спорта является игровой метод обучения [1].

Игры на свежем воздухе и соревновательные упражнения способствуют непосредственному изучению техники борьбы и, в некотором смысле, воссоздают реальные условия боя. Выбор соревновательных упражнений, а также условия их выполнения и количество повторений зависят от тренировочной задачи тренера.

Представленные в увлекательной форме средства и методы тренировки борцов вызывают у борцов большой интерес и побуждают спортсменов быть активными, формировать, развиваться, улучшать физическую форму, позволяют им преследовать желание соревноваться в ловкости, смелости, помогают преодолеть чувство незащищенности и т. д.

Исходя из этого, очевидно, что использование подвижных игр повышает эмоциональный фон и работоспособность борцов. При использовании подвижных игр в подготовительной части тренировок не следует забывать, что физическое и эмоциональное состояние борцов перед началом занятия разное и зависит не

только от предыдущей подготовки, но и от других видов деятельности. Хорошее самочувствие спортсмена оказывает значительное влияние на интенсивность упражнений. Упорные борцы начинают разминку в состоянии пониженной работоспособности и в основном выполняют упражнения очень низкой интенсивности. В случае переутомления, нарушения устойчивости внимания, вызванного высокой ритмичностью или однообразием занятий, введение подвижных игр снова повышает внимание и способствует восстановлению работоспособности занимающихся [2].

Отсюда развитие технико-тактических действий, формирование физических качеств и эмоционального состояния бойца находятся в прямой зависимости от энтузиазма спортсмена. Следовательно, созданию положительных эмоций в большинстве случаев способствует включение в тренировку специализированных подвижных игр [3].

Современный спорт требует от человека множества физических и психологических качеств. В процессе подготовки спортсменов, выбравших борьбу своей специализацией, развитие и совершенствование необходимых бойцу качеств происходит с максимальной интенсивностью. Наблюдая за спортсменом всего за год тренировок, можно проследить, как развивались его мышцы, его движения становились более подвижными и уверенными, как он становился сильнее и здоровее.

Чтобы быть успешным в технических и тактических действиях, борец должен быть сильным, умелым, быстрым, гибким и, следовательно, постоянно совершенствовать эти качества. Борьба сама по себе является хорошим способом совершенствования моторики, но полностью раскрыть все качества двигательного потенциала борцов можно только путем сознательного использования специальных средств и методов.

Включение общеразвивающих и специальных упражнений с элементами подвижных игр в подготовительную часть тренировки позволяет повысить ее интенсивность: пульс бойцов достигает в сред-

нем 21-22 ударов за 10 с, что является наиболее рациональным вариантом подготовки тела спортсменов при следующих нагрузках, а также становится эффективным средством предотвращения травм [4].

При занятиях на свежем воздухе формируются разные двигательные навыки. Метод игры в силу присущих ему особенностей является методом комплексного улучшения физических характеристик. Никакая подвижная игра не может служить средством развития одного качества. Таким образом, игры с элементами силовой борьбы, как правило, развивают выносливость и ловкость. Для специальной физической подготовки борцов можно выбрать и составить игры, которые в основном ориентированы на развитие опре-

деленных физических качеств. Игры с активной борьбой с обеих сторон способствуют развитию моторики, волевых качеств, спортивному азарту, целеустремленности, силы воли, настойчивости и др. Для борцов греко-римского стиля мы рекомендуем следующие соревновательные упражнения и игры:

«Борьба за касание»

Задачи: формирование навыков основных стоек; развитие чувства дистанции; освоение навыков сопротивления и маневрирования.

Инвентарь: нет.

Место: борцовский зал, спортивная площадка (табл. 1).

Таблица 1 Игра «Борьба за касание»

Построение Содержание Правила ОМУ

1 ном. 2 ном. • • • • • • • • • • Игра начинается по сигналу тренера. Согласно заданию, первые числа должны касаться руками или ногами указанных мест: шеи, плеч, спины, рук, вторые - не касаться. Затем по команде тренера бойцы меняются ролями. При касании засчитывается попытка и игра продолжается. Побеждает боец, которому удастся выполнить наибольшее количество ударов за определенное время. Разрешено произвольно перемещаться, увеличивать и уменьшать расстояние, а также оказывать сопротивление, предотвращать контакт. В итоге побеждает команда, участники которой смогли выполнить больше всего касаний. Небольшая зона определяет границы, за которые нельзя отступить (например, край ковра, циновка, линия, проведенная на полу).

«Борьба с теснениями» Задачи: овладение умением принимать устойчивое динамическое статистическое положение; развитие силовой выносливости, освоение навыка выведения соперни-

ка из состояния равновесия с оказанием силового сопротивления в борьбе. Инвентарь: борцовский ковёр. Место: борцовский зал (табл. 2).

Таблица 2 Игра «Борьба с теснениями»

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

1 ном. 2 ном.

По сигналу тренера члены команды начинают отталкивать друг друга от линии - в позиции спиной или лицом к лицу, без посторонней помощи и с помощью рук. Если оба игрока пересекают линию одновременно, тиснение не засчиты-вается.

Запрещается наступать на ноги сопернику. Разрешается произвольно перемещаться, увеличивать и сокращать дистанцию. Побеждает участник, вытеснивший соперника за линию. Команда победительница определяется по набранной участниками сумме очков.

В толчке без помощи рук игроки всегда должны быть на связи.

При взаимодействии руками игроки не должны тащить одежду.

«Оторви от ковра» скоростно-силовых качеств в соревнова-

Задачи: овладение навыком отрыва тельных условиях.

партнёра от опоры без броска; развитие Инвентарь: борцовский ковёр.

Место: борцовский зал (табл. 3).

Таблица 3 Игра «Оторви от ковра»

Построение Содержание Правила ОМУ

1 не —► —► —► м. 2 ном • • • • • • • • • • 4- 4- По команде тренера стоящие друг против друга соперники после вхождения в захват пытаются оторвать соперника от ковра. Не разрешается проводить броски, удары и болевые захваты. Побеждает игрок, большее число раз оторвавший соперника от ковра. Командная победа определяется по количеству завоёванных участниками побед. Игра должна начинаться только после рукопожатия соперников. Когда пространство на циновке или ковре ограничено, упражнения можно выполнять попарно, например, сначала со счета, а затем с нечётными числами.

«Береги спину» Задачи: овладение навыком пребывания в стойке при нападении соперника сзади; формирование простейших навыков ведения борьбы в стандартных усло-

виях с ограниченным числом разрешённых действий; развитие силовых качеств. Инвентарь: борцовский ковёр. Место: борцовский зал (табл. 4).

Таблица 4 Игра «Береги спину»

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

1 ном. 2 ном.

И

с# «-

Обозначим: защищающийся игрок - А, нападающий Б. Игрок А находится в средней позиции, а игрок В по приказу тренера хватается за пояс сзади. Не останавливая захват, он должен заставить игрока А коснуться мата рукой или коленом. Задача игрока А - сопротивляться или вырваться из тисков.

Разрешается толкать, сбивать с ног и хватать соперника. Запрещается бросать и принимать болевые приемы. Побеждает игрок, которому удавалось несколько раз отстранить соперника от опоры или который заставил его коснуться земли рукой или коленом. Командная победа определяется количеством побед, одержанных участниками.

Игру можно начинать только после рукопожатия соперников. Смена положения должна происходить по команде тренера.

«На прорыв» Инвентарь: нет.

Задачи: совершенствование силовых Место: борцовский зал, спортивная

качеств, ловкости; развитие чувства кол- площадка (табл. 5). лективизма.

Таблица 5 Игра «На прорыв»

Построение Содержание Правила ОМУ

1 ном. 2 ном. • Игроки одной команды, взявшись за руки, образуют круг. Их противники находятся внутри круга. По сигналу тренера игроки круга попарно выходят на прорыв. Затем команды меняются ролями. Вариант игры: игроки трое берутся за руки. В результирующий прорыв может войти не более одной пары. Побеждает команда, участники которой на какое-то время должны были покинуть круг. Участники могут образовать несколько кругов.

«Бой всадников» Инвентарь: нет.

Задачи: совершенствование силовых Место: борцовский зал, спортивная

качеств, ловкости; развитие чувства кол- площадка (табл. 6). лективизма.

Таблица 6 Игра «Бой всадников»

Построение Содержание Правила ОМУ

1 ном. 2 ном. • Создаётся две команды. В каждой из двух команд игроки распределяются по парам, определив «всадника» и «коня». «Всадники» садятся на плечи «коням», и команды выстраиваются около средней линии. По сигналу тренера начинается борьба всадников. Каждый «всадник» пытается сбросить своего противника с «коня». «кони» в бою не участвуют. Если оба гонщика находятся на земле, поражение присуждается тому, кто первым его коснулся. После этого игроки меняются ролями. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество побед в боях. Начинать игру по сигналу. Следить за безопасностью приземления.

«Гонка тачек» Задачи: совершенствование силовых качеств, ловкости; развитие чувства коллективизма. Инвентарь: нет. Место: борцовский зал, спортивная площадка (табл. 7). Таблица 7 Игра «Гонка тачек»

Построение Содержание Правила ОМУ

1 ном. 2 ном. • Игроки делятся на две команды с четным количеством игроков. В каждой команде принимаем положение лежа в опоре, ноги на ширине плеч (тачка). Партнер берет ноги руками. По сигналу тренера игроки переходят с одной боковой линии на другую. Как только первые игроки пересекают боковую линию, вторые игроки бегут за ними и т. д. Гонка на тачках продолжается в обратном направлении, но игроки уже поменялись ролями раньше. Команда, досрочно завершившая гонку, побеждает. Ноги держать крепко. При движении не мешать друг другу, двигаться по прямой.

«Петушиный бой» Задачи: развитие основных физических качеств, обеспечивающих овладение мастерством борьбы: силы, ловкости, вы- носливости чувства равновесия в соревновательной обстановке. Инвентарь: нет. Место: борцовский зал, спортивная площадка (табл. 8). Таблица 8 Игра «Петушиный бой»

Построение Содержание Правила ОМУ

1 ном. 2 ном. • Занимающиеся располагаются на одной половине волейбольной площадки. По сигналу все игроки начинают прыгать на одной ноге, пытаясь плечом оттолкнуть друг друга с поля. Победители формируют новые пары до указанного времени. Любой, кто выбит за пределы игровой площадки или коснется пола обеими ногами, выбывает из игры. Руками толкаться нельзя. Прыгать можно только внутри круга. Игроки должны толкать друг друга только плечом. Игроки могут чередовать прыжки на правой или левой ноге самостоятельно.

Заключение

Успешность использования метода соревновательной игры во многом зависит от продуманной организации занятия при усвоении тренировочного материала по борьбе, где важно соблюдать методическую последовательность в тренировке и закрепить приемы борьбы. При этом необходимо по возможности использовать подобие структур в положительной передаче навыка, но уже в соревновательной или игровой среде; проводить подбор соревновательных упражнений или игр, способствующих совершенствованию не только техники, но и физической подготовки учащихся, их зрелости и способности противостоять сопернику в поединке; добиться безупречной дисциплины, осведомленности, целеустремленности и вы-

сокой активности вовлеченных людей; помните, что поощрение и взаимное уважение способствуют не только практическому успеху, но и эмоциональному подъему, а также желанию участвовать в дальнейшей борьбе [5].

Совершенствование борцовской техники эффективно, когда усвоенные знания, навыки и умения закрепляются непосредственно в тренировочных боях и в различных условиях. Следовательно, простейшие приемы борьбы, захвата и движения, связанные с освоением определенных приемов в соревновательной среде, следует постепенно вводить в арсенал технических и тактических действий, широко используемых во всех тренировках по борьбе.

Литература

1. Балдаев К. В. Подвижные игры на этапе начальной специали-зации в вольной борьбе. Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1986. 158 с.

2. Былеева Л. В., Коротков И. М., Яковлев В. В. Подвижные игры. М. : Физкультура и спорт, 1994. 288 с.

3. Геллер Е. М. Игры на переменах для школьников 1-3 классов. М. : Физкультура и спорт, 1985. 48 с.

4. Магомедов М. Г., Исмаилов Ш. О. Совершенствование физической и технической подготовки юных борцов вольного стиля //

Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе: материалы IX всероссийской научно-практической конференции, посвященной 55-летию факультета ФКиБЖ ДГПУ. Махачкала, 2019. С. 124-125.

5. Магомедов М. Г., Исмаилов Ш. О. Применение метода круговой тренировки для воспитания физических качеств борцов греко-римского стиля // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2017. №° 6 (67). С. 14-16.

References

1. Baldaev K. V. Podvizhnye igry na etape na-chal'noj speciali-zacii v vol'noj bor'be [Outdoor games at the stage of initial specialization in wrestling]. Diss. ... of Ph. D. (Pedagogy). Moscow, 1986. 158 p. (In Russian)

2. Byleeva L. V., Korotkov I. M., Yakovlev V. V. Podvizhnye igry [Outdoor games]. Moscow, Fizkul'tura i Sport Publ., 1994. 288 p. (In Russian)

3. Geller E. M. Igry na peremenah dlya shkol'nikov 1-3 klassov [Games at recess for schoolchildren of grades 1-3]. Moscow, Fizkul'tura i Sport Publ., 1985. 48 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Magomedov M. G., Ismailov Sh. O. Improvement of physical and technical training of young freestyle wrestlers. Problemy teorii i prak-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Абдулбасиров Гасан Далгатович, старший преподаватель, кафедра физического воспитания (ФВ), Дагестанский государ-

tiki razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta na sov-remennom etape: materialy IX vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyash-chennoj 55-letiyu fakul'teta FKiBZH DGPU [Problems of theory and practice of physical culture and sports development at the present stage: proceedings of the IX All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 55th anniversary of the Faculty of PhC&LS DSPU]. Makhachkala, 2019. Pp. 124-125. (In Russian)

5. Magomedov M. G., Ismailov Sh. O. Application of the method of circuit training for the education of physical qualities of the Greco-Roman style. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, and education]. Gorno-Altaisk, 2017. No. 6 (67). Pp. 14-16. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHO RS Affiliations

Gasan D. Abdulbasirov, senior lecturer, the chair of Physical Education (PhE), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhach-

ственный педагогический университет (ДГПУ) Махачкала, Россия; e-mail: m.m.g. 198 6@mail.ru

Шапиев Абдула Магомедович, старший преподаватель, кафедра ФВ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru

Магомедов Гусен Камилович, старший преподаватель, кафедра ФВ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru

Принята в печать 10.03.2020 г.

kala, Russia; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru

Abdula M. Shapiev, senior lecturer, the chair of PhE, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru

Gusen K. Magomedov, senior lecturer, the chair of PhE, DSPU, Makhachkala, Russia; email: m.m.g.1986@mail.ru

Received 10.03.2020 г.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.14

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-11-18

Межпредметные связи химии с биологией, медициной и физикой

Азизова Л. Р. 1, Гусейнов Р. М. 2, Гусейнова Т. Р. 3

1 Юридический колледж, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: luizaazizova1981@gmail.com 2 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: rizvanguseynov@mail.ru

3 Школа № 417 Москва, Россия; e-mail: sun0301@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Целью настоящего исследования является анализ явления интеграции химии, биологии и физики на основе их тесной связи на междисциплинарном и научном уровнях. Метод. Изучение, сравнение и анализ учебных и научных данных, описанных в учебной и научной литературе по химии, биологии и физике. Результаты. Путем сравнения, анализа и изучения многочисленных примеров показано, что между химией, биологией и физикой существует тесная генетическая связь, которая приводит к взаимному обогащению, развитию и способствует лучшему усвоению всех дисциплин одновременно. Вывод. С одной стороны, изучение межпредметных связей химии, биологии и физики способствует лучшему усвоению всех этих дисциплин, а с другой стороны, это приводит к активизации познавательной деятельности, так как при этом в процесс обучения вносятся элементы игры и повышается степень усвоения и понимания сути явлений.

Ключевые слова: междисциплинарный уровень, интеграция межпредметных связей, генетическая связь, активизация познавательной деятельности.

Формат цитирования: Азизова Л. Р., Гусейнов Р. М., Гусейнова Т. Р. Межпредметные связи химии с биологией и физикой // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 2. С. 11-18. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-11-18

The I ntersubject Connections of Chemistry with Biology, Medicine and Physics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.