Научная статья на тему 'Тренировка юных борцов греко-римского стиля в соревновательном периоде'

Тренировка юных борцов греко-римского стиля в соревновательном периоде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
598
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тренировка / греко-римская борьба / соревновательный период / спортсмен / физические нагрузки / training / greco-roman wrestling / the competitive period / athlete / physical exercises

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарабрина Ирина Викторовна

В соревновательном периоде проводятся учебно-тренировочные занятия в целях совершенствования избранных приемов и комбинаций действий, с помощью которых юный спортсмен старается выйграть предстоящие соревнования. Тактическая подготовка борца греко-римского стиля к встрече с основными противниками на предстоящих соревнованиях, при продолжительности тренировки до 3 часов и небольшой нагрузки, а так жe проведение учебно-тренировочных занятий на свежем воздухе в целях развития основных физических качеств, выполняя специальные упражнения, упражнения с отягощениями и с партнером, кросс в равномерном темпе на 2-2,5 км, спортивные игры при средней нагрузки, и, активный отдых в соревновательном периоде дает возможность максимально восстановиться перед стартом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the competition held training sessions in order to improve the methods and selected combinations of actions by which the young athlete is trying to win upcoming competitions. Tactical training of the greco-roman style for a meeting with the main opponents in the upcoming competitions, with the duration of training up to 3 hours and a small load, and the holding training sessions in the open air for the development of basic physical qualities by performing special exercises, exercises weights and with a partner, cross in a uniform rate of 2-2.5 km, sports games, with an average load, and in the competitive period of the v time allows to recover as much as possible before the start.

Текст научной работы на тему «Тренировка юных борцов греко-римского стиля в соревновательном периоде»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

153

Таблица 4

Взаимосвязь (г) признаков «эстетико-координационного» компонента с отдельными физическими качествами

Физические Признаки Сила мышц рук Скор.-сил. кач-ва мышц ног Скор.-сил. кач-ва мышц пресса Статическая сила мышц рук Подвижность позвоноч. и тазоб. суст. Общая выносливость

«Осанка» 0,71 0,81 0,85 0,52 0,7 -0,41

«Г армоничность телосложения» 0,37 0,29 0,39 0,27 0,15 -0,1

«Согласованность движений» 0,69 0,72 0,75 0,40 0,73 -0,30

«Точность движений» 0,72 0,74 0,70 0,52 0,69 -0,32

«Амплитуда движений» 0,70 0,80 0,78 0,43 0,89 -0,25

«Легкость движений» - - - - - -

«Выразительность» 0,33 0,70 0,70 0,26 0,56 -0,09

«Согласованность движений», «точность движений», «амплитуда движений» имеют сильную положительную взаимосвязь с - силой мышц рук, скоростно-силовыми качествами мышц пресса, скоростно-силовыми качествами мышц ног, подвижностью позвоночного и тазобедренного суставов. Статическая сила мышц рук имеет среднюю взаимосвязь с данным признаком. Общая выносливость, определяемая пробеганием дистанции 1000 м, имеет слабую отрицательную связь с данными признаками.

«Выразительность» связана со скоростно-силовыми качествами (туловища) и подвижностью в суставах. С остальными физическими качествами этот признак имеет слабую связь.

Выводы:

1. Физическую подготовленность девушек студенче-

ского возраста целесообразно рассматривать как взаимосвязь двух компонентов: «общефизиче-

ского» и «эстетико-координационного». «Общефизический» компонент представлен признаками: сила, скоростно-силовые качества, гибкость, выносливость - «внутренний». «Эстетико-координационный»: «осанка», «гармоничность телосложения», «согласованность», «точность», «легкость», «выразительность», «амплитуда» движений -«внешний»;

2. Алгоритм расчёта «эстетико-координационного компонента» следующий:

- определяется показатель конкретной характеристики признака ЭКК путем подсчета частоты повторяемости исследуемой характеристики при выполнении композиции;

- рассчитывается коэффициент по каждому показателю к общему количеству движений в композиции;

- высчитывается интегральный показатель ЭКК, выраженный отношением суммы коэффициентов по каждому признаку к общему количеству признаков;

3. Кроме обще физической подготовленности студенток на эстетическую составляющую (что зачастую более важно в подготовленности женщин) можно

целенаправленно воздействовать средствами физической культуры (нормы ГТО), имеющими высокую корреляционную зависимость с ЭЭК. Данный подход позволяет осуществлять подбор средств, которые дифференцированно воздействовали бы на конкретные физические качества и тем самым способствовали формированию ведущих признаков ЭКК физической подготовленности.

Список литературы

1. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. №3 -2002. - С. 2-4;

2. Курысь В.Н., Сляднева Л.Н. Физическая культура как общеобразовательный учебный предмет // Теория и практика физической культуры, №9, 2002. -С. 57-60;

3. Лаврухина Г.М., Константинова А.К. Обоснование заинтересованности девушек и юношей (18-24 лет) в испытаниях по выбору комплекса ГТО Отечественная физическая культура и спорт: Матер. научн. -практ. конференции «Всероссийский комплекс ГТО: развитие физической культуры и спорта в образовательных организациях. Герценовские чтения». Материалы XI Международной науч.-практ. Конференции «Современная гимнастика: проблемы, тенденции, перспективы» /Под общ. ред. А.Н. Дитятина - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - С. 62-64;

4. Медведева Е.Н. Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб., -2000. - 23 с;

5. Солодянников В.А. Методика оценки общефизического и эстетическо-координационного компонентов физической подготовленности девушек 16-18 лет / Гимнастика. Сборник научных трудов. Выпуск VI: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - Спб.: [б.и.], 2008. - С. 17-22.

ТРЕНИРОВКА ЮНЫХ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Тарабрина Ирина Викторовна

Аспирант Киевского национального торгово-экономического университета, г.Киев

АННОТАЦИЯ

В соревновательном периоде проводятся учебно-тренировочные занятия в целях совершенствования избранных приемов и комбинаций действий, с помощью которых юный спортсмен старается выйграть предстоящие соревнова-

154

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ния. Тактическая подготовка борца греко-римского стиля к встрече с основными противниками на предстоящих соревнованиях, при продолжительности тренировки до 3 часов и небольшой нагрузки, а так жe проведение учебно-тренировочных занятий на свежем воздухе в целях развития основных физических качеств, выполняя специальные упражнения, упражнения с отягощениями и с партнером, кросс в равномерном темпе на 2-2,5 км, спортивные игры при средней нагрузки, и, активный отдых в соревновательном периоде дает возможность максимально восстановиться перед стартом.

ABSTRACT

In the competition held training sessions in order to improve the methods and selected combinations of actions by which the young athlete is trying to win upcoming competitions. Tactical training of the greco-roman style for a meeting with the main opponents in the upcoming competitions, with the duration of training up to 3 hours and a small load, and the holding training sessions in the open air for the development of basic physical qualities by performing special exercises, exercises weights and with a partner, cross in a uniform rate of 2-2.5 km, sports games, with an average load, and in the competitive period of the v time allows to recover as much as possible before the start.

Ключевые слова: тренировка, греко-римская борьба, соревновательный период, спортсмен, физические нагрузки

Keywords: training, greco-roman wrestling, the competitive period, athlete, physical exercises

В греко-римской борьбе для юношей постоянно проводится учебно-тренировочный процесс как в соревновательный период, так и в подготовительный период, при этом нет кардинальной разницы в тренировочном процессе. Четкая периодизация круглогодичной тренировки юных борцов греко-римского стиля позволяет тренеру лучше организовать работу и нацелить юного спортсмена на предстоящие соревнования.

Для тренера - основная задача соревновательного периода состоит в том, чтобы достигнуть уровня тренированности к основному старту (турниру по греко-римской борьбе) и психологически настроить юного борца на достижение максимально высоких спортивных результатов в своей возрастной группе по греко-римской борьбе. [1]

Основные соревнования обычно проходят в течение полугода в среднем, и, за этот промежуток времени юному борцу греко-римского стиля предстоит участвовать в чемпионатах и первенствах, местных и региональных турнирах, учебно-тренировочных сборах и к подготовке к первенству России по греко-римской борьбе среди

Рис.1. Соревнования среди юношей, греко-римская борьба, Олимпийская деревня

юношей. (Рис.1) Таким образом, лучшим юным борцам греко-римского стиля приходится участвовать минимум в 5-7 ответственных соревнованиях, в каждом из данных соревнований юный спортсмен проводит минимум 3 -6 схваток в зависимости от количества участников и весовой категории. [5] Для юного борца сохранить спортивную форму в течение такого длительного времени очень сложно, и многим юным спортсменам это дается с трудом. Периодически приходится наблюдать такие периоды, когда юныйборец великоллепно и блестяще выступает на Первенстве среди своей возрастной группы или на «сильных» отборочных соревнованиях, а через месяц на местных турнирах может проиграть слабому противнику или уступить в абсолютно выигрышной ситуции сопернику, в виду возникающих ситуаций это может быть вызвано результатом поспешной подготовки к определенным соревнованиям, пренебрегая круглогодичной тренировкой, неравномерных нагрузок без создания достаточной базы физической и технической подготовки в подготовительном периоде.

Рис.2. Первые соревнования и первая победа юного борца греко-римского стиля

Для тренера по греко-римской борьбе для правильного и рационального планирования тренировки в соревновательном периоде для юных спортсменов очень важно определить реальные возможности юного борца на предстоящих соревновниях и турнирах и поставить перед ним определенную задачу для выполнения. [2] Молодому неопытному юному борцу, который впервые выходит на большой ковер, как правило, сложно рассчитывть на призовое место в данных (первых) соревнованиях, поэтому

сложно и пройти дальше на более высокого уровня турнира в первое время тренировочного процусса без опыта борьбы на борцовском ковре. Для этого подготовка опытных спортсменов и начинающих строится по-разному, для молодого неопытного борца греко-римского стиля основной задачей тренер ставит успешное выступление на региональных соревнованиях - как первоначальная точка отсчета, а для спортсменов, выполнивших нормативы кандидата в мастера спорта и выше - стремление попасть

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

155

и дойти до финала региональных и республиканских турниров, которые дают возможность пройти дальше - к Первенству или Чемпионату страны и выше. (Рис.2)

В соревновтельном периоде, если юный борец греко-римской борьбы не находится на учебно-тренировочных сборах, общее количество учебно-тренировочных занятий в неделю не увеличивается, однако меняется соотношение средств тренировки, при этом тренер удиляет особое внимание на схватки (учебно-тренировочные и приближенные к условиям соревнований) на ковре, во время которых юный спортсмен отрабатывает и доска-нально шлифует свои любимые приемы и комбинации приемов. [3,5] При этом юный борец отрабатывает захваты, броски, комбинации бросков и действий конкретно против основных противников в предстоящих соревнова-

ниях и рассматривает стандартные/нестандартные ситуации, которые могут возникнуть на протяжении сорев-новтельной (учебной) схватки на борцовском ковре. Тренер-преподаватель приблизительно за две недели до начала предстоящего турнира (соревнований) проводит контрольные схватки, поставив задачу перед спортсменом так, чтоб он представил себя, находясь на данный момент на соревнованиях, к которым идет подготовка. Например, юный борец проводит приблизительно 4-5 схваток в день (3-4 схватки в зависимости от поставленной задачи тренера) в течение 3дней подряд, отдых между данными схватками 30 минут, не меньше. [6]

В соревновательном периоде, юные борцы грекоримского стиля, как правило, привлекаются к учебно-тренировочным сборам, во время которых они усиленно тренируются. (Рис.3)

Рис.3. Учебно-тренировочные сборы, схватки, приближенные к соревнованиям

За 4 дня приблизительно до начала соревнований объем работы значительно снижается, за 1-2 дня тренировки у юных борцов прекращаются и борцам предоставляется отдых или игровые тренировки (футбол, баскетбол и тп.) в зависимости от их желания. В эти дни юным спортсменам необходимо делать физическую зарядку и больше отдыхать, особенно находиться на свежем воздухе.

В заключении, следует сказать, важным аспектом является то, что после соревнований внимательно и объективно необходимо проанализировать выступление каждого юного борца греко-римского стиля,определить основные недостатки в технике и тактике борьбы, выявить причины этих недостатков и предпринять меры по их устранению на предстоящих следующих соревнованиях; также проанализировать успешно проведенные техникотактические действия юного спортсмена, разобрать максимально все проведенные встречи на ковре, психологическое поведение данного спортсмена, в итоге - появляется возможность построения эффективного учебно -тренировочного комплекса для получения в будущем хороших результатов и сохранения максимально крепкого здоровья у спортсмена.

Список литературы

1. Греко-римская борьба : Пример. прогр. спорт. под-гот. для ДЮСШ, СДЮШОР: доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту / Гос. ком. Рос. Федерации по физ. культуре и спорту. - М.: Сов. спорт, 2004. -270 с.: табл.

2. Крикуха Ю.А. Греко-римская борьба: основы подбора и планирования учебного материала в группах подготовки юных борцов : учеб. пособие / Крикуха Ю.А., Грузных Г.М.; СибГАФК. - Омск, 1999. - 71 с.

3. Нгуен К.Х. Тактико-психологическая подготовка в зависимости от когнитивных способностей теннисистов 13-16 лет : дис.... канд. пед. наук : 13.00.04 / Нгуен Куок Хай; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Рос. гос. унт физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)". - М., 2011. - 130 с.: ил.

4. Радунович Г. Л. (СФРЮ). Влияние специальной тренировки и соревнований на показатели работоспособности юных баскетболистов Черногории : дис.... канд. пед. наук / Радунович Г. Л. (СФРЮ); Гос. центр. ордена Ленина ин-т физ. культуры. - М., 1981. - 173 с.: ил.

5. Тарабрина И.В. Тренировочно-учебный процесс спортсмена-борца // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XV Международной научнопрактической конференции /Под общ.ред. С.С.Чер-нова. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. -466 с., - С. 425-430

6. Тарабрина И.В. Развитие специальной выносливости борцов греко-римского стиля // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук №04 (75) апрель 2015. Часть II. Москва, Институт Стратегических Исследований, «Литера». 2015., №04 (75). 324 с., С.152-155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.