Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.17
DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-37-43
Основные требования к питанию студентов, занимающихся физической культурой и спортом
Дибиров М. И., Магомедова Р. М., Телиев К. М.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цзль - рассмотреть основы питания при занятиях физической культурой и спортом, а также проанализировать требования к питанию студентов, занимающихся спортом. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, обобщение. Результат. Термин «сбалансированное питание» исследован и показано правильное соотношение белков, жиров и углеводов в питании во время упражнений. Обоснована необходимость сбалансированного питания при занятиях спортом, а также раскрыты особенности организации рациона, в зависимости от интенсивности физической нагрузки. Вывод. Специализированное питание студентов-спортсменов с использованием продуктов повышенной биологической ценности оказывает направленное влияние на обмен веществ в организме как во время выполнения физических нагрузок, так и в период отдыха между ними и после них. Благодаря этому создаются лучшие условия для пластического и энергетического обеспечения мышечной деятельности.
Ключевые слова: питание, спорт, физическая культура, студент, белки, жиры, углеводы, рацион питания.
Формат цитирования: Дибиров М. И., Магомедова Р. М., Телиев К. М. Основные требования к питанию студентов, занимающихся физической культурой и спортом // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 2. С. 37-43. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-37-43_
Basic Nutrition Requirements for Students Engaged in Physical Culture and Sports
Magomed I. Dibirov, Raisat M. Magomedova, Kamil M. Tiliev,
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
ABSTRACT. The aim of the article is to discuss the basics of nutrition in physical culture and sports, as well as analyze the nutritional requirements of students involved in sports. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, observation, generalization. Result. The term "balanced diet" is researched, the authors show the correct ratio of protein, fat and carbohydrates in the diet during exercise. The necessity of a balanced diet during sports is justified, as well as the peculiarities of the organization of the diet, depending on the intensity of physical activity, are revealed. Result. Specialized nutrition of student-athletes with the use of products of increased biological value has a directed effect on the metabolism in the body both during exercise and during the rest period between and after them. Thanks to this, the best conditions are created for the plastic and energy supply of muscle activity.
Keywords: nutrition, sports, physical culture, student, proteins, fats, carbohydrates, diet.
For citation: Dibirov M. I., Magomedova R. M., Teliev K. M. Basic Nutrition Requirements for Students Engaged in Physical Culture and Sports. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 2. Pp. 37-43. (In Russian) DOI: 10.31161/1995-0659-2020-142-37-43
Введение
Питание является важным фактором повышения работоспособности спортсменов, устойчивости их организма к экстремальным воздействиям, адаптации к различным условиям внешней среды, служит сохранению и укреплению здоровья на всех этапах круглогодичной тренировки.
В свете этих представлений, определяющих значение питания для спортсменов вообще, питание студентов, занимающихся физической культурой и спортом, имеет свои особенности, обусловленные влиянием учебных занятий и спортивной деятельности, сочетание которых сопровождается значительным физическим и нервным напряжением. Крайне важно при этом снабжение организма необходимым количеством энергии, соответствующим её расходованию в процессе учебной и особенно спортивной работы. Энерготра-
ты в этих условиях зависят от характера, интенсивности и объёма физических нагрузок, от уровня мастерства студента-спортсмена, от его антропометрических характеристик и т. д.
Цель - рассмотреть основы питания при занятиях физической культурой и спортом, а также проанализировать требования к питанию студентов, занимающихся спортом.
Методы - анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, обобщение.
Результаты и обсуждение Для ориентировочного представления о средних величинах энерготрат студентов в процессе занятий физической культурой и спортом в табл. 1 приводится условное распределение данного контингента на четыре группы, отличающиеся разным уровнем энерготрат.
Таблица 1
Средние величины энерготрат студентов-спортсменов, ккал в сутки
№ Группы Общие энерготраты группы Энерготраты
Мужчины Женщины
1 Студенты, занимающиеся физическим воспитанием по вузовской программе 2800-3000 3000-3200 2800-3000
2 Студенты-спортсмены, занимающиеся в отделениях спортивного совершенствования 3200-4000 3500-4000 3200-3500
3 Студенты-спортсмены старших разрядов, занимающиеся в отделениях спортивного совершенствования, а также студенты вузов физкультурного профиля 3500-4500 4000-4500 3500-4000
4 Студенты-спортсмены старших разрядов, занимающиеся в объединённых (межвузовских) учебных отделениях по спортивному совершенствованию 4500-6000 5000-6000 4500-5000
Разумеется, в рамках каждой группы энерготраты могут быть и более высокими, особенно у представителей отдельных видов спорта, в зависимости от объёма и интенсивности выполняемой работы, периодов спортивной деятельности, а также в условиях исключительно напряжённого тренировочного режима. Совершенно очевидно, что калорийность рационов студентов, отнесённых к рассмотренным
выше группам, должна соответствовать затратам их энергии.
С общей калорийностью рационов тесно связана и потребность в основных пищевых веществах. Она рассчитывается с учётом процента калорийности, обеспечиваемой каждым пищевым веществом в общей калорийности рациона. При этом оптимальное процентное соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть следующим: 14:30:56. Такое
соотношение правильно при калорийности рациона до 4500 ккал, при более высокой калорийности доля белка в калорийном обеспечении рациона снижается: при калорийности 4500 ккал - до 13,5 %, 5000 ккал - до 13 %, 6000 ккал - до 12 %. Обусловлено это тем, что при чрезмерном потреблении белков в связи с ростом расхода энергии и, следовательно, общей калорийности питания возможно неполное их усвоение, что приводит к усилению процессов гниения в кишечнике и, кроме того, к возникновению экзогенного имба-ланса аминокислот. Наряду с эти процент калорийности, обеспечиваемый углеводами, возрастает до 57-58, когда как потребление жира остаётся прежним. В то же время при обеспечении скорости наращивания мышечной массы и увеличения силы содержание белков в питании студен-
тов-спортсменов необходимо повысить до 16 % по калорийности.
На основании приведённых величин рассчитывается энергетическая ценность каждого из пищевых веществ в рационе, и с помощью уточнённых энергетических коэффициентов (для белков - 4,00 ккал/г, для жиров - 9,00 ккал/г, для углеводов -4,00 ккал/г) легко вычисляется содержание основных ингредиентов пищи в весовых единицах. Потребности студентов, занимающихся физической культурой и спортом в энергии и основных веществах в зависимости от энерготрат приводятся в табл. 2. В ней же отражены и количественные соотношения между разными по происхождению и составу белками, жирами и углеводами.
Таблица 2
Потребность в основных пищевых веществах и энергии
Калорийность, ккал
2800
3000
3200
3500
4000
4500
5000
5500
6000
Белки,г
всего
98
105
112
122
140
151
162
179
180
животные
растительные
"61
ж_
6 3
42_
67
45_
50_
56_
90
бГ_
97
65_
~гат-
ТШ ~12
Жиры, г
всего
93
100
98
117
133
150
169
183
200
животные
растительные
70
¿3_
75
25_
74
2±_
ВВ
29_
ж_
113
~Э7~_
127
_
137-
_
150 ~50~
Углеводы, г
всего
418
447
480
522
597
674
772
836
898
полисахариды
279
Т39 293
149
320
160
343
174
199 450
224 515
257 553
273 599
299
Моноиди-сохориды
Так, хорошо известно, что для оптимального обеспечения организма взрослого человека белком необходимо, чтобы животный белок составлял не менее 50 % от общего количества белка в рационе. Однако, учитывая возраст студентов, соответствующий периоду завершения их роста и физического формирования, а также значительные физические и нервно-психические напряжения, обусловленные
влиянием учебных и спортивных нагрузок, количество белка животного происхождения целесообразно увеличить до 5560 % от общего количества белка в рационе [1].
В питании студентов-спортсменов следует обратить особое внимание на биологическую ценность жира, которая определяется не только его высокой калорийностью, но и наличием отдельных полинена-
сыщенных жирных кислот (главным образом в составе растительных жиров), которые не могут быть синтезированы организмом. Считается целесообразным включать в рацион студентов -спортсменов 20-25 % растительных масел от общего количества жира.
Наряду с этим углеводная часть рациона должна состоять на две трети из крахмала в виде полисахаридов, содержащихся в большом количестве в крупах, хлебобулочных и макаронных изделиях, картофеле и других продуктах, и на треть из простых сахаров - моно- и дисахаридов, представленных обычным сахаром, вареньем, глюкозой, мёдом, кондитерскими изделиями и пр. При таком распределении создаются наиболее благоприятные условия для использования углеводов [3].
Немалое место в питании студентов-спортсменов занимают витамины. Наиболее необходимыми следует считать витамины А, Е, Bi, В2, В6, РР, С и Р. Они играют важную роль в нормализации обменных процессов при физических нагрузках, активно влияют на умственную и спортивную работоспособность, оказывают благоприятное воздействие на организм в целом. Их количество при обеспечении питания студентов-спортсменов, необходимо рассчитывать с учётом энерготрат.
Результаты наших многолетних исследований показали, что в питании студентов-спортсменов необходимо руководствоваться следующими витаминно-калорийными коэффициентами: витамина А - 0,75 мг, витамина Е - 5,0 мг, витамина В1- 0,65 мг, витамина В2 - 0,65 мг, витамина В6 - 1,2 мг, витамина РР -11,0 мг, витамина С - 40,0 мг на каждые 1000 калорий. Установлена также ориентировочная потребность в витамине Р (в виде пурина), составляющая 50 мг в день. На основании суточной потребности в калориях и разработанных витаминно-калорийных коэффициентов легко рассчитать суточные нормы витаминов для студентов II, III и IV групп, отличающихся разным уровнем энерготрат (см. табл. 1).
Минеральные вещества в рационе студентов-спортсменов представляют интерес с точки зрения поддержания кислотно-щелочного равновесия в организме и лучшей возбудимости нервной и мышечной ткани, адаптации к кислородной недостаточности, повышения силы и вынос-
ливости и т. д. Они играют важную роль в жизнедеятельности организма.
У студентов-спортсменов потребность в калии и натрии должна быть на 20-25 %, в кальции - на 20-40 %, в железе (главным образом у женщин) - на 30 %, в фосфоре и магнии почти в 1,5 раза выше, чем это определено для не занимающихся спортом людей.
Большое значение для студентов-спортсменов имеет также выбор адекватных форм питания (продуктов, пищевых веществ и их комбинаций) и приёмов пищ и, приходящихся на периоды интенсивных нагрузок, подготовки к соревнованиям и восстановительный период. Например, работа с максимальной и субмаксимальной мощностью при недостаточном кислородном обеспечении организма (спринтеры, прыгуны в длину, баскетболисты, хоккеисты и др.) вызывает необходимость увеличения в пище углеводов за счёт снижения количества жира и дополнительного приё ма витаминов С, Вь В2, В12, В15.
При динамических или статических усилиях, сопровождающихся напряжением мышц и развитием силы (гимнасты, тяжелоатлеты, легкоатлеты- метатели, борцы и др.), необходимы преимущественно белковое питание и витамины (Е и группы В) [4].
Велико значение рационального питания и для поддержания оптимального веса студента-спортсмена. Хорошо известно, что как потеря веса, так и прибавка его сверх свойственного каждому спортсмену так называемого рабочего веса, характерного для состояния спортивной формы, отрицательно сказывается на результатах участия в соревнованиях. Однако программа контроля веса тела требует от спортсмена не только известных ограничений и волевых усилий, но и специальных основ рационального питания.
Существенный интерес для студентов-спортсменов приобретает разработка принципов индивидуализации питания. Она осуществляется в зависимости от физиологических и метаболических характеристик спортсмена, от состояния его пищеварительного аппарата и вкусовых привычек. С учётом отмеченных особенностей при составлении меню для спортсмена целесообразно использовать продукты шести основных групп (табл. 3).
Таблица 3
Основные группы продуктов питания
Группы Продукты питания Частота употребления в течении дня
1 Молоко и молочные продукты 3-4
2 Мясо, рыба, птица и продукты, приготовленные из них 3 раза
3 Мука, хлебобулочные изделия, крупы, сахар, макаронные и кондитерские изделия, картофель 3-4 раза
4 Жиры 3-4 раза
5 Овощи 3 раза
6 Фрукты и ягоды 3 раза
Особое внимание следует обратить на среднесуточный набор продуктов. На него можно ориентироваться при составлении рационов питания для студентов-спортсменов, предварительно оценив затраты их энергии.
Например, если общая калорийность такого рациона составляет 3500 ккал при содержании 122 г белков, 117 г жиров и 522 углеводов, то он включает (в граммах рыночного продукта):
1. Мясо и мясопродукты - 250 г.
2. Рыба и рыбопродукты - 100 г.
3. Творог - 75 г.
4. Молочные продукты (молоко, кефир, ряженка и др.) - 400 г.
5. Масло сливочное - 55 г.
6. Сыр - 30 г.
7. Яйца - 1 шт. - 50 г.
8. Масло растительное - 15 г.
9. Сметана - 10 г.
10. Крупы (все виды) - 80-90 г.
11. Картофель - 400 г.
12. Овощи - 400 г.
13. Фрукты - 200 г и более.
14. Соки - 200 г и более.
У студентов - представителей видов спорта, связанных с длительными физическими нагрузками на выносливость, от момента основного приёма пищи до тренировки должно проходить не менее 1,52 ч., а у представителей видов спорта, относящихся к скоростно-силовым, около 3 ч. В период соревнований последний
15. Сухофрукты - 20 г.
16. Сахар, мёд, конфеты, кондитерские изделия - 100 г.
17. Хлеб (чёрный и белый) -200/200 г.
Некоторые из компонентов набора являются обобщёнными представителями одноименной группы продуктов: мясо -все мясопродукты, т. е. говядина, свинина, колбаса, птица, субпродукты и др., овощи - все виды овощей; крупы - все виды круп и т. д. Очень важно, чтобы ассортимент этих продуктов внутри каждой группы был по возможности более разнообразным.
При составлении рациона и выборе продуктов для студентов-спортсменов необходимо учитывать также неодинаковую скорость эвакуации продуктов из желудка в кишечник (табл. 4). Это особенно важно для соблюдения правильных интервалов времени между приёмами пищи, началом тренировочных занятий и соревнований, при многократных тренировках, когда усвоение больших количеств пищи в 3-4 приёма затруднено.
приём пищи целесообразен за 3-4 ч до старта. Благодаря этому устраняется отрицательное влияние предстартовых эмоций на пищеварение, которое осуществляет подготовку организма к работе. Совершенно недопустимо выступать в соревнованиях натощак [2].
Таблица 4
Продолжительность задержки пищевых продуктов в желудке (порции 150 -250 г.)
1-2 ч. 2-3 ч. 3-4 ч 4-5 ч
Вода, чай, какао, кофе без примесей, молоко, бульон, яйца всмятку. Кофе, какао с молоком, сливками, яйца в крутую, рыба отварная, телятина отварная, свежая вишня. Жаренная курица, говядина, хлеб, яблоки, рис, отварной картофель, капуста. Жаркое (мясо, дичь), селедка, пюре гороховое, тушенные бобы, жир бараний и свиной.
Кроме того, распределение рациона должно строго согласовываться с режимом тренировок и соревнований. В период учебных занятий в вузе при обычных вечерних тренировках можно придерживаться 3-4-разового питания. На тренировочных сборах рекомендуется 4-5-кратный приём пищи в день.
Выводы
Особенности тренировок и соревновательной борьбы в некоторых видах спорта заставляют поднимать вопрос о необходимости сочетания небольших объёмов биологически полноценной пищи с высокой её калорийностью. Специализированное питание студентов-спортсменов с использованием продуктов повышенной биологической ценности оказывает направленное влияние на обмен веществ в организме как во время выполнения физических нагрузок, так и в период отдыха
между ними и после них. Благодаря этому создаются лучшие условия для пластического и энергетического обеспечения мышечной деятельности.
Однако в каждом конкретном случае применение продуктов повышенной биологической ценности определяется задачами тренировки и выступления на соревнованиях, служит целям корректировки рациона и осуществляется при строгом контроле со стороны врача и диетолога.
Таковы сведения и современные представления об основных требованиях к построению питания студентов-спортсменов. Точное их выполнение повышает эффективность тренировки, соревновательной и учебной деятельности студентов, отвечает интересам сохранения и укрепления здоровья рассматриваемого контингента.
Литература
1. Заборова В. А. Энергообеспечение и питание в спорте: учебно-методическое пособие. М. : Физическая культура. 2011. 107 с.
2. Магомедов М. Г., Юсупов Н. А. Теоретические основы снижения веса перед соревнованиями и удержание его в пределах весовой категории у борцов // Известия Дагестанского государственного педагогического университе-
та. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 3. С. 47-51.
3. Парастаев С. Питание спортсменов. Рекомендации для практического применения (на примере футбола). М. : Спорт, 2018. 102 с.
4. Фицджеральд М. Диета чемпионов. 5 принципов питания лучших спортсменов. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. 320 с.
References
1. Zaborova V. A. Energoobespechenie i pi-tanie v sporte: uchebno-metodicheskoe posobie [Energy supply and nutrition in sports: an educational and methodological guide]. Moscow, Fizi-cheskaya Kultura Publ., 2011. 107 p. (In Russian)
2. Magomedov M. G., Yusupov N. A. Theoretical foundations of weight loss before competitions and keeping it within the weight category of wrestlers. Izvestiya Dagestanskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psi-hologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological
and Pedagogical Sciences]. 2020. Vol. 13. No. 3. Pp. 47-51. (In Russian)
3. Parastaev S. Pitanie sportsmenov. Rek-omendacii dlya prakticheskogo primeneniya (na primere futbola) [Nutrition of athletes. Recommendations for practical application (on the example of football)]. Moscow, Sport, 2018. 102 p. (In Russian)
4. Fitszherald M. Dieta chempionov. 5 prin-cipov pitaniya luchshih sportsmenov [The diet of champions. 5 principles of nutrition of the best athletes]. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber Publ., 2017. 320 p. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Дибиров Магомед Исагаджиевич, старший преподаватель, кафедра физического воспитания (ФВ), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Магомедова Раисат Мансуровна старший
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations
Magomed I. Dibirov, senior lecturer, the chair of Physical Education (PhE), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Raisat M. Magomedova, senior lecturer, the chair of PhE, DSPU, Makhachkala, Russia; email: [email protected]
преподаватель, кафедра физического воспитания, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: m.m.g. 198 [email protected]
Тилиев Камиль Магомедович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра ФЗ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Kamil M. Tiliev, Ph. D. (Pedagogy), senior lecturer, the chair of PhE, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Принята в печать 16.04.2020 г.
Received 16.04.2020 г.
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.17
DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-43-48
Комплекс ГТО и воздействие сдачи его нормативов
на развитие физических качеств студентов сельскохозяйственных вузов
Ибрагимов А. Д. 1, Гаджиагаев С. М. 2, Гаджиагаев Т. С. 1
1 Дагестанский государственный аграрный университет, 2 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель исследования - изучить историю движения ГТО, отразить анализ повышения уровня физической подготовки и укрепления здоровья студентов аграрных вузов, будущих работников сельского хозяйства посредством комплекса разработанных упражнений, направленного на подготовку успешной сдачи нормативов ГТО. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент. Результат. Исследование показало эффективность комплекса упражнений, направленного на подготовку к успешной сдаче нормативов ГТО и на развитие физических качеств у студентов сельскохозяйственных вузов. Вывод. Профессиональная направленность комплекса упражнений, ориентированных на успешную сдачу нормативов ГТО, способствует последующему развитию физических качеств студентов сельскохозяйственных вузов.
Ключевые слова: здоровье, испытание, комплекс, мышцы, нормативы, физические качества.
Формат цитирования: Ибрагимов А. Д., Гаджиагаев С. М., Гаджиагаев Т. С. Комплекс ГТО и воздействие сдачи его нормативов на развитие физических качеств студентов сельскохозяйственных вузов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 2. С. 43-48. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-43-48_
The GTO Complex and Impact of Reaching its Qualifying Standards on Development of Physical Qualities of Agricultural Universities Students
Abukay D. Ibragimov 1, Siradzhudin M. Gadzhiagaev 2,
Temirdzhan S. Gadzhiagaev 1
1 Dagestan State Agrarian University, 2 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]