Научная статья на тему 'ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ'

ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
256
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Скрипченко И.Т.

В работе изложены основы организации рационального питания квалифицированных спортсменов в парусном спорте. Установлено, что во время гонок суточные энергетические затраты яхтсмена составляют от 3200 до 6000 ккал. Поэтому питание и питьевой режим спортсмена в гоночный день имеют некоторые особенности. Предложен примерный перечень рекомендуемых продуктов и меню, который не только покроет энергетические затраты организма, но и повысит эффективность тренировок, ускорит течение восстановительных процессов, скорректирует массу спортсмена, способствуя достижению высокого спортивного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article lays down the basics of the highly qualified yachting sportsmen’s rational nutrition organization. It has been established that yachtsman’s daily energy expenditures are from 3200 to 6000 kcal during race day. That’s why sportsman’s nutrition and water discipline will have some peculiarities. The article suggested an indicative list of foodstuffs recommendation and menu which both will recover energy costs and increase training efficiency, speed the recovery process up, correct weight of sportsman and promote achievement of results.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ»

УДК 797.14

ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ

И. Т. Скрипченко,

Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта,

Украина

Аннотация

В работе изложены основы организации рационального питания квалифицированных спортсменов в парусном спорте. Установлено, что во время гонок суточные энергетические затраты яхтсмена составляют от 3200 до 6000 ккал. Поэтому питание и питьевой режим спортсмена в гоночный день имеют некоторые особенности Предложен примерный перечень рекомендуемых продуктов и меню, который не только покроет энергетические затраты организма, но и повысит эффективность тренировок,, ускорит течение восстановительных процессов, скорректирует массу спортсмена, способствуя достижению высокого спортивного результата.

BASICS OF THE HIGHLY QUALIFIED YACHTING SPORTSMEN'S RATIONAL NUTRITION

Annotation

The article lays down the basics of the highly qualified yachting sportsmen's rational nutrition organization. It has been established that yachtsman's daily energy expenditures are from 3200 to 6000 kcal during race day. That's why sportsman's nutrition and water discipline will have some peculiarities. The article suggested an indicative list of foodstuffs recommendation and menu which both will recover energy costs and increase training efficiency speed the recovery process up, correct weight of sportsman and promote achievement of results.

Постановка проблемы

Вопросам рационального питания в спорте высших достижений уделяется достаточное внимание во всех ведущих в спортивном плане странах [5]. Парусный спорт включает широкий спектр участия в соревнованиях, начиная от одного спортсмена на маленьком шветрботе (олимпийского или неолимпийского класса) до кругосветных гонок с большим экипажем. Однако независимо от того, в каких гонках участвуют яхтсмены, конечной целью является пересечение финишной линии в гонке первым. Регаты различаются по длительности от нескольких часов, дней и месяцев в зависимости от типа парусного спорта и характера конкуренции. Когда соревнования длятся несколько дней, то питание и восстановление водного баланса для организма спортсмена очень важны. Именно качественные продукты питания совместно со скорректированным режимом питания, построенном с учетом вида спорта, целей и задач учебно-тренировочного процесса, индивидуальных особенностей, позволяют повысить спортивную работоспособность, ускорить восстановление после избыточных нагрузок и травм [6]. Поэтому вопрос сбалансированного и рационального питания в парусном спорте имеет важное значение не только в соревновательном, но и тренировочном процессе.

Анализ последних исследований и публикаций

В работах авторов Е. А. Бойко, О. О. Борисовой, Н. И. Волкова, И. И. Земцовой, А. О. Карелина, И. В. Коваль, В. И. Мелешко, В. А. Рогозкина, В. Н. Платонова, А. И. Пшендина и И. И. Шишина, А. Г. Ширяева, О. И. Циганенко и Я. В. Першегуба, В. И. Филимонова, Н. Н. Яковлева, З. М. Эвенштейна, Н. Уокера и др. раскрываются особенности питания квалифицированных спортсменов, связанные с ростом спортивных результатов, здоровьем спортсмена и регуляцией веса тела перед соревнованиями.

Научно доказано, что соревновательная и тренировочная деятельность квалифицированных яхтсменов сопровождается большими биохимическими и функциональными изменениями в организме [7, 9]. Величина и направленность возникающих сдвигов зависит от возраста, физической подготовленности, объема нагрузок, факторов внешней среды (температуры, скорости ветра, атмосферного давления, влажности воздуха, и т.д.), а также особенностей питания спортсменов [2, 3, 15].

Рядом исследований показано значение рационального питания, которое позволяет регулировать вес спортсмена в парусном спорте, что существенно влияет на скорость лодки и соответственно на его результативность в гонке и является более важным для яхтсменов, выступающих на швертботах, чем для тех, кто выступает на килевых яхтах. Даже незначительные изменения в массе тела (2-4 кг) будут значительно отражаться на качестве управления судном и его скорости. Именно поэтому вопрос корректировки массы тела яхтсмена стоит так остро и имеет большую значимость [4, 12, 20].

Некоторые специалисты рекомендуют включать в рацион питания яхтсменов продукты повышенной биологической ценности (ППБЦ) и диетические добавки (ДД) с целью коррекции несбалансированных пищевых рационов, а также оптимизации массы тела спортсмена, регуляции водно-солевого обмена и процессов терморегуляции, увеличения кратности питания в условиях многоразовых тренировочных занятий и соревнований. Например, в финской сборной команде по парусному спорту в 2002 году 81% спортсменов использовали пищевые добавки (в среднем 3,37±3,06 для одного пользователя), а в 2009 году их использовали в общей сложности 73% спортсменов (в среднем 2,60± 2,69 на одного пользователя) [13].

Целью нашего исследования стало обобщение зарубежных и отечественных современных научных данных, исследований в рамках КНГ по парусному спорту с последующим анализом и формированием основных положений по вопросам рационального питания в парусном спорте.

Результаты исследований

Грамотное построение рациона питания спортсмена с обязательным восполнением затрат энергии и поддержанием водного баланса организма - важное требование при организации тренировочного процесса. В основе стратегии питания спортсменов лежат общие принципы сбалансированного питания, однако имеются и специальные задачи. Они заключаются в повышении работоспособности, отдалении времени наступления утомления и ускорении процессов восстановления после физической нагрузки. Возможность активно и рационально использовать факторы питания на различных этапах процесса подготовки спортсменов, а также непосредственно в ходе соревнований всегда привлекала внимание специалистов [10]. Основными критериями рационального питания спортсменов считаются:

- сбалансированное соотношение в рационе спортсмена пищевых веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных компонентов и воды);

- соответствие калорийности пищевого рациона суточным энерготратам спортсмена;

- соответствие химического состава, калорийности и объема суточного рациона конкретному виду спорта, возрасту, полу, объему и интенсивности нагрузок, климатическим условиям, национальным и индивидуальным особенностям организма;

- введение в рацион легкоусваиваемых продуктов и блюд, не обременяющих пищеварительную систему спортсмена;

- использование пищевых продуктов повышенной биологической ценности и пищевых добавок для увеличения силы, стимуляции синтеза белка;

- снижение возможности повреждения мышц во время выполнения упражнений и ускорение периода восстановления;

- разнообразие пищи за счет широкого ассортимента продуктов и применения разнообразных приемов их кулинарной обработки;

- оптимальное распределение пищевого рациона по приемам пищи в зависимости от режима тренировочных занятий и соревнований;

- сбалансированная замена недостающих продуктов в дневном рационе спортсмена равноценными [1].

Правильно организованное питание не только покрывает энергетические затраты организма, но и повышает эффективность тренировок, ускоряет течение восстановительных процессов, способствует достижению высокого спортивного результата. Рациональное питание необходимо как в ходе всего учебно-тренировочного процесса, так и в период соревнований. Каждый выход на воду спортсмена обусловлен собственным уникальным набором физиологических потребностей и потребности в питании. Еженедельное расписание тренировок меняется в зависимости от уровня подготовленности яхтсмена. Для тех, кто ходит на яхте ради развлечения, занятия могут проходить 1-2 раза в неделю. Для спортсменов тренировки проходят каждый день (или даже два раза в день)

в сочетании с силовыми тренировками на тренажерах, а также аэробными тренировками, включая бег, езду на велосипеде или плавание с различным количеством затрачиваемых калорий. Режим питания дает возможность организму в короткий период компенсировать ежедневные энерготраты, что особенно важно при длительных регатах, состоящих из серии гонок.

Одним из важных отличий в парусном спорте от других видов спорта, и особенно в олимпийских программах гонок, является то, что яхтсмен не может принимать основной объем приема пищи во время обеда днем, так как именно в это время (с 11 и до 17часов), а иногда и дольше, проходят гонки на воде. Соответственно основное количество пищи, употребляемое в течение суток, приходится на вторую половину дня (рисунок 1) [17].

Это нормальная ситуация для яхтсменов, всего лишь требуется привыкнуть к такому режиму питания и придерживаться его во время отдыха. На воде используются в первую очередь спортивные напитки, обогащенные комплексом минералов и витаминов, также углеводы в любом виде и быстроусвояемые продукты. Объем такого промежуточного питания составляет примерно 5-10% суточного рациона.

7.1 1

□ - тренировка (соревнование), □ - двигательная активность, □ - сон

Рисунок 1 - Особенности питания яхтсменов-олимпийцев (на примере олимпийской сборной команды Великобритании)

Очевидно, что пища нужна в таком количестве, чтобы полностью покрыть энергетические затраты организма. Изучение энергетических потребностей организма свидетельствует о том, что они могут колебаться в широких пределах и зависят от условий, при которых проходит работа яхтсмена. Еще ранее было доказано, что с усилением ветра и волнением моря энерготраты яхтсмена, определяемые по ЧСС и потреблению кислорода, значительно возрастают.

На основании проведенных исследований, при различных формах мышечной работы была сделана попытка определить суточные энергетические затраты яхтсмена в различных метеорологических условиях. Установлено, что при гонках в слабый ветер суточные энергетические затраты рулевого класса «Финн» (швертбот-одиночка) составляют не мене 3200 ккал., в средний ветер - около 4270 ккал, а при ветре 15 м/с - и выше 5500 ккал. Эти данные были получены в тренировочных гонках. Конечно во время соревнований соответствующие показатели могут быть выше в связи с высокой психофизиологической нагрузкой [11, 14, 16].

В мире давно проводятся исследования по изучению количества энергозатрат спортсменов в процессе спортивной деятельности. В своих исследованиях ^Меуег -старший спортивный диетолог Олимпийского комитета США и профессор спортивного питания в Университете штата Колорадо в Колорадо-Спрингс отмечает, что яхтсмены затрачивали 2500 - 3500 калорий в день (по данным дневников спортсменов, где они записывали содержание и дозировку нагрузок, рацион питания) [14].

Исследования Английского института спорта совместно с диетологами олимпийской сборной команды Великобритании показали, что спортсмены-олимпийцы тратят от 1500 до 6000 калорий в день. Так, эксперты-диетологи исследовали, что пловцы тратят 3000-6000 калорий, триатлонисты - 3500-4500 калорий, гребцы в каноэ-слалом -3000-5000 калорий, боксеры - 1800-4000 калорий и яхтсмены - 5000-6000 калорий, в то время как средний британец тратит 2000-2500 калорий в день соответственно [17].

Таким образом, анализ научных исследований показал, что яхтсмены затрачивают от 2500 до 6000 калорий в сутки. В восьми различных олимпийских классах лодок («470», «49-er», «49-er FX», «Nacra 17», «Лазер», «Лазер Радиал», «Финн» и парусная доска RS:X) и трех паралимпийских («2.4mR», «Skud 18» и «Sonar») физические и пищевые потребности яхтсмена существенно разнятся. Основной проблемой в парусном спорте является нахождение яхтсмена длительное время в лодке на воде в различных метеорологических условиях. Требования к спортсмену в каждом классе яхт различные и зависят от веса лодки, площади парусов, погодных условий и наличия экипажа [15, 16].

Однако общее количество, состав и калорийность пищи должны полностью удовлетворять запросам организма в зависимости от тренировочного режима, величины нагрузок, массы тела спортсмена, а также состояния погоды, поскольку температура и влажность воздуха, сила ветра и солнечная активность существенно влияют на физиологическое состояние организма. Поэтому основными требованиями к питанию яхтсмена должны быть: соответствие энергетической ценности пищи суточным затратам организма; сохранение режима питания и наличие широкого выбора свежих продуктов с учетом индивидуальных предпочтений спортсмена.

Спортивная деятельность яхтсмена состоит из тренировок на суше, тренировок на воде и участия в соревнования. Особое внимание обратим на особенности питания квалифицированных яхтсменов в хгоночный день, когда он должен находиться на дистанции с 11 часов и возможно до 17 часов, не имея возможности получения полноценного питания.

Перед каждой гонкой организм яхтсмена должен получать определенное количество углеводов. Это особенно важно в тех случаях, когда гонки проходят несколько дней подряд.

Питание яхтсмена: 20-30% жиров (40-50 г/сутки), 60% сложных углеводов, 10-20% обезжиренных белков, восемь 8-унций стаканов воды в день. Натуральные, нерафинированные продукты, т.к рафинирование удаляет витамины и белки.

По формуле сбалансированного питания рекомендуется следующее соотношение 14% (белки), 30% (жиры), 56% (углеводы) - в процентах от суточной калорийности. Исходя из этой формулы рассчитывается энергетическая ценность каждого компонента в рационе, а затем вычисляется содержание основных компонентов в весовых единицах. Например, при калорийности рациона 4000 ккал на долю белка приходится 560 ккал, жира - 1200 ккал, углеводов - 2240 ккал. Зная их энергетические коэффициенты, можно вычислить содержание в рационе каждого из пищевых веществ в граммах. Так, в приведенном примере количество белка в рационе будет 140 г, жира - 133 г, углеводов - 597 г.

При недостатке белков невозможно нормальное развитие мускулатуры. Но избыток белков в питании приводит к нарушению их усвоения и использования, накоплению токсичных продуктов распада.

Жиры являются концентрированным источником энергии. Если доля жиров становится менее 15% в питании, то на 10% снижается выносливость, повышается концентрация молочной кислоты в организме спортсмена, что ведет к быстрому утомлению.

Углеводы - важнейший источник энергии. После тяжелых тренировок и соревнований необходимо употребление «ударных количеств углеводов». Это способствует не только накоплению гликогена в мышцах, но и наполнению его запасов в печени, скорейшему восстановлению организма.

У яхтсменов во время соревнований энергозатраты на 26-28% выше, чем на тренировках. Поэтому питание спортсмена в гоночный день будет иметь некоторые особенности:

- по возможности исключить употребление раздражающих продуктов, острую и грубую пищу;

- ограничить употребление газообразующих продуктов: лук, капуста, яблоки, запеченные бобы;

- существенно ограничить употребление жирных продуктов, замедляющих пищеварение;

- свести потребление белков до минимума;

- рекомендуется употреблять продукты с высоким содержанием углеводов: крупы или хлеб (с джемом или медом), поскольку они служат основным источником энергии. Еда должна быть легкой, чтобы облегчить пищеварение;

- употреблять много жидкости, особенно соков, молока и воды (16 стаканов в день).

Количество гонок и их продолжительность может варьироваться в зависимости от

ветровых условий в день гонки. Поэтому яхтсмены должны быть готовы перекусить в течение дня. На перекус до первой гонки рекомендуются, например, фрукты / жидкий завтрак / злаковый батончик. Вся пища и жидкости должны быть упакованы соответствующим образом и храниться у тренера в лодке. Закуски и напитки необходимо регулярно употреблять в течение всего дня, в перерывах между гонками. Время между гонками будет диктовать количество употребляемой еды или закуски.

Существенное значение имеет и предстартовое питание. Установлено, что старт в голодном состоянии или при малокалорийном питании отрицательно сказывается на работоспособности гонщика. Надо избегать и другой крайности - чрезмерного увеличения объема и калорийности пищи. Показателем, определяющим состояние организма гонщика, является количество сахара в крови. Снижение уровня сахара (так называемая гипогликемия) крайне нежелательно, так как может явиться причиной быстрого утомления. Включение в рацион легкоусвояемых углеводов (сахара, глюкозы) - одна из важных особенностей питания перед гонкой, способствующая сохранению работоспособности яхтсмена на протяжении всей гонки.

Вторая особенность предстартового питания - обогащение пищи витаминами. Спортсмен за завтраком должен в достаточном количестве получать различные витамины, влияющие на функциональное состояние центральной нервной системы, мышечную выносливость и скорость реакции. Завтрак составляет 30-35% суточного рациона, обед -40-45%, включая богатые белками продукты. На ужин, который в день соревнований несколько сдвинут ко времени отбоя, яхтсмен получает легкоперевариваемые продукты. Объем их не должен превышать 10-15% общего суточного рациона (таблица 1) [19].

Таблица 1 - Рекомендованное меню для яхтсменов

Ужин Завтрак Обед

Печеная картошка Блины из цельной пшеницы / кукурузы Много воды*

Цельнозерновые макаронные изделия / хлеб Молоко с низким содержанием жира Высокоэнергетические батончики*

Кукурузный хлеб, кукурузные лепешки Бананы (высокое содержание К) Фрукты с большим содержанием воды* (виноград / апельсины)

Рыба / курица (белок) Томатный сок (К) Цельнозерновой хлеб

Индейка Цельнозерновые злаки Бублики*

Рис Цельнозерновой хлеб Изюм*

Салат Фрукты (дыня, апельсины) Йогурт

Ассорти из морепродуктов Яичные белки Постное мясо

Красная фасоль, горох, кукуруза Овсяная каша с изюмом и миндалем Тунец вареный (белок)*

Зеленые листовые овощи Вода

Вода

* На обед или в гоночный день заменить на воду с кусочком лимона. (К) - калий является необходимым компонентом клеточных и околоклеточных жидкостей организма, помогает контролировать частоту сердечных сокращений и величину артериального давления.

Даже умеренное обезвоживание может привести к ухудшению двигательных навыков и усложнить принятие тактических и стратегических решений. Исследования показывают, что около 88% яхтсменов испытывают дегидратацию во время гонок [16].

Спортсмену рекомендуется иметь при себе бутылку с водой на всех тренировках, и особенно когда он находится на воде. Спортивные напитки являются идеальным выбором, поскольку они поддерживают уровень глюкозы в крови во время гонки. Экстремальная жара и условия окружающей среды могут также требовать использования спортивных напитков с более высоким уровнем электролита или целевых продуктов, таких, как Gastrolyte.

Соответствующая практика может помочь яхтсменам определить свои индивидуальные потребности в конкретных погодных и гоночных условиях. Практические меры, такие, как изменения массы тела до и после тренировки изо дня в день и определение удельного веса мочи, являются полезными гидами.

Спортивные диетологи рекомендуют яхтсменам употреблять следующие продукты: мясо (баранина, говядина, окорок, печень, свинина (свинина - отличный источник витаминов);

мясо птицы (индейка, курица);

рыба (белая, нежирная: треска, палтус, камбала, тунец);

овощи (салат, шпинат, горох, спаржа, свекла, кабачки, помидоры, свекла, сельдерей, картофель, зеленая фасоль, брокколи, капуста, цветная капуста, репа, пастернак);

фрукты (лимоны, яблочное пюре, абрикосы, чернослив, груши, персики, ананас, банан, яблоко, авокадо, апельсины, сливы, дыни, ягоды, вишни, чернослив, изюм, финики, абрикосы, инжир);

сырые овощные и фруктовые соки;

консервы овощные супы (с низким содержанием соли);

хлеб (из цельнозерновой дробленой пшеницы, ржи, цельной пшеницы, овсянки, банана, ржаной муки и орехов);

нешлифованный коричневый рис / ячмень; яйца;

крекеры из цельного зерна; цельнозерновые хлопья и овес; твердые сорта сыров; консервированный тунец; творог;

сливочное масло или маргарин; молоко, йогурт; паста (из цельного зерна); пшеничная мука;

красная / черная фасоль и зеленый горошек; сладости (мед, коричневый сахар, кленовый сироп); десерты (заварной крем, пудинг, фрукты);

масла (оливковое, арахисовое, рапсовое, кукурузное, сафлоровое). Не рекомендуется употреблять в пищу или принимать в очень ограниченном количестве сосиски, колбасу и колбасные изделия (с высоким содержанием нитратов, жиров, соли и мяса низкого качества), хлопья в глазури, конфеты, жевательную резинку, печенье, крекеры, пирожные, чипсы, кукурузный крахмал, а также продукты, содержащие много холестерина (яичные желтки, молоко, сыр, говядина, свинина и мясные субпродукты) и простые углеводы (сахар, мед).

Выводы

Вопрос правильной организации питания для яхтсменов очень важен, с учетом специальных условий соревновательных программ, в которых приходится выступать спортсмену. Правильно подобранный индивидуальный режим питания является залогом хорошей спортивной формы, стабильного и положительного настроения во время его соревновательной деятельности. Это позволит чувствовать себя здоровым и бодрым без ущемления в своих предпочтениях, с учетом корректировки массы тела.

Список использованных источников

1. Загородный Г. М. Принципы рационального питания в спорте и фитнесе / Г. М. Загородный, Л. В. Капустина, О. В. Петрова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: / /elib.bsu.by/ bitstream /123456789/41264/1 /%D0%97%D00/oB0%D0%B3%D0%BE%D 1%80%D0%BE%D0%B4%D0 %BD%D 1%8B%D0%B9 .pdf

2. Костенец Н. Б. Сравнительный анализ показателей МПК у квалифицированных яхтсменов, выступающих в разных классах лодок / Н. Б. Костенец, И. Т. Скрипченко // «Здоровье для всех»: Сборник статей 5-й международной научно-практической конференции. - Пинск: ПолесГУ, 2013. -С.188-191

3. Скрипченко И. Т. Динамика функционального состояния яхтсменов при стандартной нагрузке / И. Т. Скрипченко // Всеукрашська м1жвуз1вська науково-практична конференщя "Медичш проблеми ф1зично! культури i спорту: досвщ, сучаст напрямки та перспективи". - Днш-ропетровськ, 1999.- С. 94

4. Скрипченко И. Т. Модельные характеристики антропометрических показателей яхтсменов высокой квалификации в олимпийских классах яхт / И. Т. Скрипченко // «Здоровье для всех»: Сборник статей 5-й международной научно-практической конференции. - Пинск: ПолесГУ, 2013. -С.219-223

5. Скрипченко И. Т. Научно-методическое и медицинское обеспечение спортивной подготовки в зарубежных странах / Ирина Скрипченко, Виктор Мелешко // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития массового спорта: проблемы и пути решения» г. Астана, 23-25 октября 2014 г. (Республика Казахстан) - Астана, 2014.- С. 104-109

6. Скрипченко И. Т. Особенности спортивного травматизма в парусном спорте / И. Т. Скрипченко // Спортивний вюник Придншров'я. - Дншропетровськ, 2014 - № 3. - С.117-122

7. Скрипченко И. Т. Оценка функциональных показателей сердца у яхтсменов методом эхокардиографии / И. Т. Скрипченко // Молода спортивна наука Украши. - Львiв, 2002. - Т. 2. -

C.380-383

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Скрипченко I. Т. Шдсумки i перспективи розвитку ол1мпшського вггрильного спорту / I. Т. Скрипченко // Спортивний вюник Придншров'я. - Дншропетровськ, 2013 - № 3. - С. 91-94

9. Скрипченко I. Т. Оцшка стану серцево-судинно! системи спортсмешв високо! квалфжацп за показником модуля пружносп лгвого шлуночка / I. Т. Скрипченко, Ю. I. Рейдерман / / Материалы V Всеукр. научно-практической конф. «Перспективы развития физической культуры, спорта и рекреации». - Симферополь, 2007. - Т. III. - С. 94-97

10. Токаев Э. С. Технология продуктов спортивного питания : учеб. пособие / Э. С. Токаев, Р. Ю. Мироедов, Е. А. Некрасов, А. А. Хасанов. - М. : МГУПБ, 2010. - 108 с.

11. Burke L. M. Nutrition for open water sailing: an interview with Jeni Pearce, sports dietitian / L. M. Burke // International journal of sport nutrition and exercise metabolism. - 2003. - Т. 13. -№ 2. - Р. 243-249.

12. Doumtsios I. Diet quality and anthropometry between different sailboarding styles / I. Doumtsios, M. G. Grammatikopoulou, M. Tsigga // Nutrition&Dietetics. - 2010. - Т. 67. - № 1. - Р. 31-36.

13. Heikkinen A. Use of dietary supplements in Olympic athletes is decreasing: a follow-up study between 2002 and 2009 / A. Heikkinen et al. // Journal of the International Society of Sports Nutrition. - 2011. - Т. 8. - № 1. - Р. 1.

14. How Many Calories Do Olympic Athletes Need? It Depends [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.npr.org/sections/thesalt/2012/07/24/157317262/how-many-calories-do-olym-pic-athletes-need-it-depends

15. Lewis E. J. H. Changes in hydration status of elite Olympic class sailors in different climates and the effects of different fluid replacement beverages / J. H. Lewis E. et al. // Journal of the International Society of Sports Nutrition. - 2013. - Т. 10. - № 1. - Р. 1.

16. Mackie M. Development of knowledge and reported use of sport science by elite New Zealand Olympic class sailors / W. Mackie M., J. Legg S. // Applied Human Science. - 1999. - Т. 18. - № 4. -Р. 125-133.

17. Olympics 2012: Team GB athletes' diets interactive [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.telegraph.co.uk/sport/olympics/olympic infographics and data/9397299/ Olym-pics-2012-Team-GB-athletes-diets-interactive.html

18. Rodek J. Dietary supplementation and doping-related factors in high-level sailing/ J. Rodek,

D. Sekulic, M.Kondric // Journal of the International Society of Sports Nutrition. - 2012. - Т. 9. -№ 1. - Р. 1.

19. Sailing eating for your sport [Электронный ресурс] // Режим доступа: https: / /www.nestle .co.nz/ asset-library / documents / nutrition%20advice%20sheets / sailing%20-%20jo% 20alleh.pdf

20. Slater G. Body mass changes and nutrient intake of dinghy sailors while racing / G. Slater, B. Tan // Journal of sports sciences. - 2007. - Т. 25. - № 10. - Р. 1129-1135.

20.10.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.