Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТРУДНОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРОВ ПО СПОРТУ'

АНАЛИЗ ТРУДНОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРОВ ПО СПОРТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
863
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ТРЕНЕР / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТСМЕНЫ / ТРУДНОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЫ СПОРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Магомед Газимагомедович, Магомедов Магомед Шахбанович

Цель - изучение трудностей и причин их возникновения в деятельности тренеров с учетом вида спорта и их профессиональной квалификации. Метод. В статье проведено анкетирование, в котором приняли участие 150 тренеров-преподавателей из 10 видов спорта. Результат. В статье выявлено содержание трудностей и определены причины их возникновения в деятельности тренера по спорту. Также представлены трудности, испытываемые тренерами во взаимоотношениях со спортсменами и руководством. Вывод. Необходимо пересмотреть вузовские программы по педагогике, психологии и психологии спорта, включать курс по социально-психологическому тренингу при профессиональной подготовке тренеров на курсах повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедов Магомед Газимагомедович, Магомедов Магомед Шахбанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DIFFICULTIES IN THE ACTIVITY OF SPORTS COACHERS

The aim of the article is to study the difficulties and causes of the coachers’ activity, considering the type of sport and their professional qualifications. Method. The authors of the article make a survey, in which 150 coachers-teachers from 10 sports take part. Result. The article identifies the content of difficulties and determines the causes of difficulties in the activity of a sports coacher. The difficulties experienced by coachers in their relationships with athletes and management are also presented. Conclusion. It is necessary to review university programs on pedagogy, psychology and sports psychology, to include a course on socio-psychological training in the professional training of coachers at advanced training courses.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТРУДНОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРОВ ПО СПОРТУ»

Педагогические науки/ Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-33-37

Анализ трудностей в деятельности тренеров по спорту

Магомедов М. Г. 1 Магомедов М. Ш. 2,

1 Дагестанский государственный педагогический университет,

Махачкала, Россия; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru

2 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова,

Москва, Россия; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель - изучение трудностей и причин их возникновения в деятельности тренеров с учетом вида спорта и их профессиональной квалификации. Метод. В статье проведено анкетирование, в котором приняли участие 150 тренеров-преподавателей из 10 видов спорта. Результат. В статье выявлено содержание трудностей и определены причины их возникновения в деятельности тренера по спорту. Также представлены трудности, испытываемые тренерами во взаимоотношениях со спортсменами и руководством. Вывод. Необходимо пересмотреть вузовские программы по педагогике, психологии и психологии спорта, включать курс по социально-психологическому тренингу при профессиональной подготовке тренеров на курсах повышения квалификации.

Ключевые слова: анализ, тренер, соревновательная деятельность, спортсмены, трудности, деятельность, виды спорта.

Формат цитирования: Магомедов М. Г., Магомедов М. Ш. Анализ трудностей в деятельности тренеров по спорту // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 4. С. 33-37. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-33-37

Analysis of Difficulties in the Activity of Sports Coachers

Magomed G. Magomedov 1, Magomed Sh. Magomedov 2

1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru 2 G. V. Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to study the difficulties and causes of the coachers' activity, considering the type of sport and their professional qualifications. Method. The authors of the article make a survey, in which 150 coachers-teachers from 10 sports take part. Result. The article identifies the content of difficulties and determines the causes of difficulties in the activity of a sports coacher. The difficulties experienced by coachers in their relationships with athletes and management are also presented. Conclusion. It is necessary to review university programs on pedagogy, psychology and sports psychology, to include a course on socio-psychological training in the professional training of coachers at advanced training courses.

Keywords: analysis, coacher, competitive activity, athletes, difficulty analysis, coacher's activity, sports.

For citation. Magomedov M. G., Magomedov M. Sh. Analysis of Difficulties in the Activity of Sports Coachers. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 4. Pp. 33-37. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-33-37

Введение

Состояние напряжнности тренера, вызванное внешними факторами профессиональной деятельности, является своеобраз-

ным препятствием, характер преодоления которого способствует возникновению у него состояния удовлетворенности или неудовлетворенности. В литературе этот во-

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 4. 2019

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 13. N0. 4. 2019

прос рассматривался при изучении деятельности учителя-предметника, учителя физической культуры, тренера детских спортивных коллективов и тренера детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ). Работа тренера с разным контингентом спортсменов и в разных видах спорта вызывает определенные трудности, содержание и причины которых определяются не только указанными факторами, но и профессиональной его квалификацией.

Целью настоящего исследования явилось изучение трудностей и причин их возникновения в деятельности тренеров с учетом вида спорта и их профессиональной квалификации.

Методика исследования

Задачами исследования явились: 1) выявление содержания трудностей в деятельности тренера; 2) определения причин возникновения трудностей.

Для решения поставленных задач проведено анкетирование, в котором приняли участие 150 тренеров-преподавателей 10 видов спорта из различных городов Республики Дагестан в том числе 15 заслуженных тренеров России. При анализе трудностей из всей совокупности тренеров были сделаны 2 выборки: первая - по 10 видам спорта, что позволило выявить содержание трудностей и причины их возникновения в деятельности тренеров различных видов спорта; вторая - по уровню их профессиональной квалификации, насчитывающей

три группы: 1-я составлена из тренеров, не имеющих высшего физкультурного образования, со стажем работы 3 года; 2-я - из тренеров с высшим физкультурным образованием и стажем работы 10 лет; в 3-ю вошли тренеры, имеющие звание заслуженного тренера России и средний стаж работы 15 лет. Результаты анкетирования подвергнуты математической обработки.

Результаты и обсуждение

Трудности, испытываемые тренерами различных видов спорта в своей деятельности, представлены в таблице 1. Как видно из данных таблицы, основные трудности в своей работе тренеры испытывают при создании материальной базы; во взаимоотношениях с руководством ДЮСШ, Школой высшего спортивного мастерства (ШВСМ), спортклубами и спорткомитетами; в организации тренировочных знаний и нацеливании спортсменов на дальнейшее повышение спортивного мастерства. Создание материальной базы - трудоемкий процесс, требующий постоянного внимания и помощи руководства. Зачастую же этим вопросом занимаются сами тренеры в ущерб учебно-тренировочному процессу. Характерно, что очень мало тренеров (и не во всех видах спорта) встретились с трудностями в обучении спортсменов и в подготовке их к соревнованиям. Это свидетельствует о вполне достаточном их профессионализме и об их постоянном самосовершенствовании.

Таблица 1

Распределение мнений тренеров о причинах трудностей в их деятельности, %

№ п/п Трудности Виды спорта

Спортивная гимнастика Легкая атлетика Борьба Волейбол Бокс Регби Тяжелая атлетика Плавание Дзюдо Футбол

1 В установлении контактов со спортсменами 11 2 4 - - 11 13 20 10 13

2 В понимании своих воспитанников 11 2 13 6 8 22 - 20 20 -

3 Во взаимоотношениях с руководством 32 46 34 37 58 - 42 20 25 43

4 В организации тренировок 11 17 4 25 16 - - - 24 -

5 В создании материальной базы 48 60 60 68 83 77 62 60 10 -

6 В обучении спортсменов 10 4 8 - - 22 - - - -

7 В подготовке спортсменов к соревнованиям 4 8 - - 8 - - - - -

8 В воспитании спортсменов 23 4 20 6 8 22 - - - 13

9 В нацеливании спортсменов на повышение спортивного мастерства 19 17 20 18 - 22 25 20 22 25

Анализ трудностей в деятельности тренеров различной квалификации показывает, что тренеры всех трех групп испытывают трудности в работе преимущественно при создании материальной базы и во взаимоотношениях с руководством. По мере роста их квалификации снижается процент следующих трудностей: в организации тренировочных занятий, в обучении спортсменов и в создании материальной базы. С накоплением опыта в работе формируются педагогические умения, навыки, совершенствуются знания. Однако процент мнений о трудности стимулирования спортсменов на дальнейшее повышение мастерства у тренеров высокой квалификации (3-я группа) значительно выше и достигает 30 %. Видимо, это явление объясняется тем, что заслуженные тренеры работают со спортсменами высокой квалификации, большая часть которых, по-видимому,

В литературе ранее указывалось, что тренерам по баскетболу наиболее трудно устанавливать контакты со спортсменами, находящимися в возрасте 13-17 лет [3]. Мы предположили, что не только в этом виде спорта и не только в этом возрасте воспитанников тренеры испытывают трудности в установлении контактов со спортсменами. Для выяснения этой гипотезы мы изучали процентное распределение ответов тренеров на вопрос: «В каком возрасте ваших воспитанников вам наиболее трудно устанавливать с ними контакт?». Полученные результаты представлены в таблице 2. Как видно из таблицы, тренеры всех групп указывают на трудности во взаимоотношениях со спортсменами в возрасте от 11 до 18 лет. Причем тренеры 2-й и 3-й групп, имея в основном дело со взрослыми спортсменами (19 лет и старше), считают, что с ними также трудно устанавливать контакт [4].

Анализ ответов тренеров по видам спорта показал следующее. Большая часть

достигла пика своего мастерства. Отметим также высокий процент мнений тренеров о трудности во взаимоотношениях с руководством (от 30 до 50 %) [1].

При анализе трудностей во временном аспекте выяснилось, что в основном тренеры испытывали трудности в первые 5 лет работы. На это указали 45 % тренеров 3-й группы, 75 % 2-й и 93 % тренеров 1-й группы. В первые 5 лет работы происходит профессиональная и социальная адаптация тренеров и они более чем когда-либо нуждаются в помощи руководства. А отсутствие такой помощи, как указывают тренеры в анкетах, - одна из причин возникновения трудностей в их деятельности [2]. Одним из путей успешного решения этого вопроса было бы прикрепление к молодым тренерам, начинающим свой профессиональный путь, тренеров-наставников по типу промышленных предприятий.

тренеров всех 10 видов спорта считает, что наиболее трудно устанавливать контакт со спортсменами в возрасте от 11 до 18 лет.

Следующая задача исследования состояла в выяснении причин трудностей в деятельности тренера. Основными причинами трудностей названы: недостаточно хорошая спортивная база, малая помощь руководства, неопытность в работе, недостаток специальной литературы (таблица 3). Анализ причин трудностей в деятельности тренеров различной профессиональной квалификации (рис. 2) показывает, что основными причинами их возникновения тренеры считают: недостаточно хорошую спортивную базу, малую помощь руководства. Перечисляются и такие причины, как большая нагрузка, загруженность общественной работой, недостаток знаний в области психологии и физиологии, особенности своего характера, недостаток опыта в работе и специальной литературе. Последние две причины характерны для тренеров 1-й и 2-й групп.

Таблица 2

Процентное распределение мнений тренеров о возрасте своих воспитанников, в котором с ними наиболее трудно устанавливать контакт

Группа Возрастные группы спортсменов

тренеров до 7 лет 7 - 10 лет 11 - 15 лет 16 - 18 лет 19 лет и старше

1 я 0 12 51 32 6

2 я 2 6 40 27 25

3 я 6 6 28 31 31

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 4. 2019

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 13. N0. 4. 2019

В своей деятельности тренеры, как указывалось выше, испытывают трудности во взаимоотношениях со спортсменами и с руководством. Вполне естественно, что эти трудности обусловлены недостатком психологических знаний, что и отмечали тренеры в анкетах. Следовательно, необходи-

Выводы

1. Основные трудности в тренерской деятельности связаны со следующим: с созданием материальной базы; с указанием деловых взаимоотношений с руководством; с организацией тренировочных занятий; со способами стимуляции спортсменов к дальнейшему повышению спортивного мастерства; с установлением продуктивных взаимоотношений со спортсменами в возрасте 11-18 лет.

2. Трудности, испытываемые тренерами во взаимоотношениях со спортсменами и руководством, вызывают необходимость разработки и введения спецкурса «Социально-психологическая подготовка тренеров» в институтах физкультуры и на

тельности тренеров по спорту // Теория и практика физической культуры. 1984. № 3. С. 10-14.

мо пересмотреть вузовские программы по педагогике, психологии и психологии спорта, включать курс по социально-психологическому тренингу при профессиональной подготовке тренеров на курсах повышения квалификации. Последнее уже отмечалось в специальной литературе [5].

курсах повышения квалификации тренеров.

3. Причинами трудностей в деятельности тренеров являются: объективные -недостаточно хорошая спортивная база, плохая помощь руководства, дефицит специальной литературы; субъективные - недостаток знаний по психологии, физиологии и другим дисциплинам, малый опыт в работе.

4. Знание содержания трудностей, испытываемых тренерами в работе, и причин их возникновения позволит руководителям спортивных школ и организаций оказать тренерам помощь в их преодолении и тем самым повысить эффективность их деятельности.

собности тренера // Теория и практика физической культуры. 1986. № 8. С. 35-37.

Таблица 3

Распределение мнений тренеров о причинах трудностей в их деятельности, %

№ п/п Трудности Виды спо эта

Спортивная гимнастика Легкая атлетика Борьба Волейбол Бокс Регби тяжелая атлетика плавание Дзюдо Футбол

1 Загруженность общественной работой 10 14 26 18 16 20 12 20 - 13

2 Недостаточная помощь руководства 36 33 17 31 50 - 62 40 - 43

3 Большая нагрузка 6 19 17 18 8 30 25 20 50 13

4 Недостаток специальной литературы 6 20 34 25 25 10 12 - 25 50

5 Недостаточно хорошая спортивная база 55 60 26 68 50 50 50 20 75 75

6 Нехватка опыта в работе 36 34 20 31 25 20 12 40 25 43

7 Низкий уровень развития способностей 10 6 4 6 - - - - - 13

8 Недостаток знаний по психологии и физиологии 19 23 17 12 25 10 12 - 50 25

9 Особенности характера 23 17 8 12 16 20 12 20 25 -

Литература

1. Бабушкин Г. Д. Анализ трудностей в дея-

2. Галактионов И. Н. Педагогические спо-

3. Григорьянц И. А. Психолого-педагогическое мастерство современного тренера-преподавателя // Спортивный психолог. 2006. № 1 (7). С. 4-8.

4. Николаев А. Н. Методики изучения личности и деятельности тренера. СПб., 2003. 70 с.

the activity of sports coaches. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and practice of Physical Culture]. 1984. No. 3. Pp. 10-14. (In Russian)

2. Galaktionov I. N. Pedagogical abilities of the coach. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and practice of Physical Culture]. 1986. No. 8. Pp. 35-37. (In Russian)

3. Grigoriyants I. A. Psychological and pedagogical skills of a modern trainer-teacher. Spor-tivnyj psiholog [Sport psychologist]. 2006. No. 1 (7). Pp. 4-8. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Магомедов Магомед Газимагомедович,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru

Магомедов Магомед Шахбанович, старший преподаватель, кафедра физического воспитания, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru

Принята в печать 16.11.2019 г.

5. Тестер - инструментальная система психологического компьютеризированного тестирования. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.psybook.ru/vcd-3145-1-315Vgoodsinfo.html (дата обращения: 12.08.2019 г.)

nosti i deyatel'nosti trenera [Methods of studying the coach's personality and activity]. Saint Petersburg, 2003. 70 p. (In Russian)

5. Tester-an instrumental system of psychological computerized testing. [Electronic recourse]. Mode of access: http://www.psybook.ru/vcd-3145-1- 3151/goodsinfo.html (accessed: 12.08.2019).

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Magomed G. Magomedov, Ph. D. (Pedagogy), senior lecturer, the chair of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail:

m.m.g.1986@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Magomed Sh. Magomedov, senior lecturer, the chair of Physical Education, G. V. Plekhan-ov Russian University of Economics, Moscow, Russia; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru

Received 16.11.2019.

References

1. Babushkin G. D. Analysis of difficulties in

4. Nikolaev A. N. Metodiki izucheniya lich-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.