Научная статья на тему 'МЕТАПРЕДМЕТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ "САМОСБОРКА И САМООРГАНИЗАЦИЯ")'

МЕТАПРЕДМЕТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ "САМОСБОРКА И САМООРГАНИЗАЦИЯ") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ЗАНЯТИЕ / САМОСБОРКА / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ / НАНОТЕХНОЛОГИИ / METASUBJECT OCCUPATION / SELF-ASSEMBLY / SELF-ORGANIZATION / EDUCATION / PROBLEMS / NANOTECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Гасан Мусаевич, Гасанова Патимат Юсуповна

Целью данного исследования явилось изучение проблемы метапредметного образования, сравнение двух основных подходов и разработка на основе изученного материала метапредметного занятия. Методы. Теоретический анализ методической, педагогической и естественнонаучной литературы по данной теме и разработка проекта элективного занятия «Самосборка и самоорганизация» на основе различных подходов к метапредметному образованию. Результат. В статье рассмотрены проблемы актуальности метапредметного образования на примере изучения темы «Cамосборка и самоорганизация». Вывод. Внедрение в практику преподавания метапредметных технологий позволит школе оптимизировать образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедов Гасан Мусаевич, Гасанова Патимат Юсуповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METASUBJECT CONCEPT OF EDUCATION WHEN STUDYING THE SYNERGETIC PHENOMENA AND PROCESSES (BASING ON TOPIC "SELF-ASSEMBLY AND SELF-ORGANIZATION")

The aim of the article is to investigate the problem of metasubject education, to compare two basic approaches and to design a metasubject lesson based on the studied material. Methods. Theoretical analysis of the methodological, pedagogical and natural science literature on the topic and the development of the project of the elective lesson "Self-assembly and self-organization" based on various approaches to metasubject education. Result. The problems of relevance of metasubject education are considered in this article using the example of studying the topic "Self-assembly and self-organization". Conclusion. The introduction of teaching meta-subject technologies in practice will allow the school to optimize the educational process.

Текст научной работы на тему «МЕТАПРЕДМЕТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ "САМОСБОРКА И САМООРГАНИЗАЦИЯ")»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Магомедов Магомед Газимагомедович,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра физического воспитания (ФВ), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail:

m.m.g. 1986@mail.ru

Юсупов Насиб Абдулмагомедович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра ФВ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru

Принята в печать 22.07.2019 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Magomed G. Magomedov, Ph. D. (Pedagogy), senior lecturer, the chair of Physical Education (PhE), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; email: m.m.g.1986@mail.ru

Nasib A. Yusupov, Ph. D. (Pedagogy), senior lecturer, the chair of PhE, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru

Received 22.07.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-47-51

Метапредметная концепция образования при изучении синергетических явлений и процессов (на примере темы «Самосборка и самоорганизация»)

© 2019 Магомедов Г. М. 1 Гасанова П. Ю. 2 3

1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: kvant247@mail.ru 2 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», Каспийск, Россия; e-mail: kvant247@mail.ru 3 Cанкт-Петербургский полицейский колледж, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: kvant247@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью данного исследования явилось изучение проблемы метапредметного образования, сравнение двух основных подходов и разработка на основе изученного материала метапредметного занятия. Методы. Теоретический анализ методической, педагогической и естественнонаучной литературы по данной теме и разработка проекта элективного занятия «Самосборка и самоорганизация» на основе различных подходов к метапредметному образованию. Результат. В статье рассмотрены проблемы актуальности метапредметного образования на примере изучения темы «Самосборка и самоорганизация». Вывод. Внедрение в практику преподавания метапредметных технологий позволит школе оптимизировать образовательный процесс.

Ключевые слова: метапредметное занятие, самосборка, самоорганизация, образование, проблемы, нанотехнологии.

Формат цитирования: Магомедов Г. М., Гасанова П. Ю. Метапредметная концепция образования при изучении синергетических явлений и процессов (на примере темы «Самосборка и самоорганизация») // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 3. С. 47-51. 001: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-47-51_

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 3. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 3. 2019

Metasubject Concept of Education when Studying the Synergetic Phenomena and Processes (Basing on Topic "Self-Assembly and Self-Organization")

© 2019 Gasan M. Magomedov 1, Patimat Yu. Gasanova 2 3,

1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: kvant247@mail.ru 2 MBEI "Secondary General School No. 2", Kaspiysk, Russia; e-mail: kvant247@mail.ru 3 Sankt-Petersburg Police College, Sankt-Petersburg, Russia; e-mail: kvant247@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to investigate the problem of metasubject education, to compare two basic approaches and to design a metasubject lesson based on the studied material. Methods. Theoretical analysis of the methodological, pedagogical and natural science literature on the topic and the development of the project of the elective lesson "Self-assembly and self-organization" based on various approaches to metasubject education. Result. The problems of relevance of metasubject education are considered in this article using the example of studying the topic "Self-assembly and self-organization". Conclusion. The introduction of teaching meta-subject technologies in practice will allow the school to optimize the educational process.

Keywords: metasubject occupation, self-assembly, self-organization, education, problems, nanotechnol-ogies.

Citation format: Magomedov G. M., Gasanova P. Yu. Metasubject Concept of Education when Studying the Synergetic Phenomena and Processes (Basing on Topic "Self-Assembly and Self-Organization"). Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 3. Pp. 47-51. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-47-51 (In Russian)

Введение

Современное общество предьявляет молодому поколению новые ориентиры в образовании. Необходимо принимать грамотные решения в ситуации неопределенности и множества альтернатив. В послании В. В Путина Федеральному Собранию отмечалось, что Россия - это пространство для творчества людей, а знания и компетенции являются ключом к «настоящему прорыву, к повышению качества жизни». Для достижения результатов в основном общем образовании необходимо развитие самостоятельности и ответственности, способности к поиску альтернативных решений, деятельностному способу освоения действительности.

Проблема современного общества состоит ещё и в том, что сегодня трехлетний ребёнок без особого труда, совершенно спокойно, в телефоне находит любую игру и, не беспокоя своих родителей, прекрасно ориентируется в просторах интернета. Ребёнок зачастую «живёт и воспитывается» в виртуальном мире и получает то, что ему

«дают». Интернет становится его питательной средой, которая вымывает из него любознательность и интерес к самым обыденным вещам. Ребёнку нет необходимости запоминать, кто написал то или иное произведение, одним кликом дети мгновенно получают готовый ответ на поставленный вопрос, как космонавты получают готовую пищу из тюбика. Молодое поколение без дистанционного движения к ответу, не удосуживаясь подумать, иметь интерес и найти ответ, не имея возможности иметь собственное мнение, через поиски ответа на вопрос, получают ответ. Постепенно человечество превращается в обслуживающий персонал. Чтобы не допустить этого, система образования должна быть выстроена таким образом, чтобы изменения, которые происходят в обществе, определили новые направления в политике государства в области образования.

Перед школой стоит задача - воспитать молодое поколение, которое умеет нешаблонно мыслить, работает над развитием мыслительных и творческих способностей,

обладает воображением и хорошей памятью. Современный ученик должен не только решать проблемы общества, но и уметь реализовать свой потенциал.

Известный английский педагог и ученый П. Мортимор полагал, что качественный скачок возможен, если школа будет ставить перед собой новые образовательные цели и успешный человек, «осознающий себя, внутренне мотивированный, быстро мыслящий, ориентированный на решение проблем и готовый к риску человек, действующий совместно с другими людьми... в достаточной мере «вооруженный» знаниями, толерантный и социально ориентированный» [2, с. 57]. Метапред-метные концепции с огромным трудом входят в практику российской школы.

Целью исследования являлось изучение особенностей метапредметного подхода к обучению в контексте требований современного общества к результатам образования.

Применялся метод теоретического анализа методической, педагогической и естественнонаучной литературы по данной теме; разработан на основе различных подходов к метапредметному образованию проект элективного занятия «Самосборка и самоорганизация».

Результаты и обсуждение

Метапредметное образование, осуществляемое на основе интеграции учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования, способствует ещё большей самореализации ученика. Включение дополнительного образования во внеурочную деятельность позволяет качественно и количественно расширить традиционные рамки учебного процесса общеобразовательных дисциплин. В процессе метапредметной деятельности по изучению фундаментальных образовательных объектов ученик не просто осваивает целостную картину мира, но и учится постигать ключевые смыслы, заложенные в образовательном объекте, по-своему осуществлять познание фундаментального объекта, определяя его смысл и назначение. Результатом метапредметного образования является:

- во-первых, академическая мобильность ученика, успешность его учёбы в школе и готовность непрерывного продолжения образования на протяжении всей жизни;

- во-вторых, это фактор профессиональной мобильности личности, обеспечивающий реализацию высшего образования, получение профессии, перманентного повышения квалификации, профессиональной переподготовки;

- в-третьих, это фактор, который повышает эффективность работы школы в реализации программы общего образования.

В отечественной педагогике сформировались два основных подхода к метапред-метному образованию, представленные научными школами Ю. В. Громыко и А. В. Хуторского.

С точки зрения А. В. Хуторского, учитель не должен только передавать знания. Он предложил схему занятия с использованием метапредметных технологий: «любой вопрос или тема программы излагаются вначале самими учениками на их уровне представлений, образов и мышления. Достигается это путем создания особых образовательных ситуаций. проблемных вопросов. Ответы и мнения детей обсуждаются, сопоставляются, комментируются. Оценки учителя типа «правильно-неправильно» отсутствуют. После того, как ученики создали собственный образовательный продукт-рисунок. версию, таблицу и т. п., учитель знакомит их с культурно историческими версиями решения той же проблемы, которую решали ученики. Приводит и обсуждает с учениками цитаты из первоисточников. Сравнивает определения, которые дали ученики, с теми, которые имеются у учёных, размещены в словарях и энциклопедиях. В это время возможна работа с учебниками. В результате дети развивают свои предварительно выращенные понимания, либо переопределяют их, выбирая близкую им позицию другого ученика или учёного. В любом случае происходит сопоставление изучаемого материала с лично создаваемым учеником содержанием. В итоге каждый ученик говорит о том, что у него лучше всего получилось, как он пришел к своему результату, что ему больше всего понравилось, запомнилось. Данный этап называется рефлексивным. Его задача - осознание каждым учеником его результатов, трудностей, способов собственной деятельности. На базе рефлексивного этапа происходит самооценка и оценка образовательных результатов» [4,с. 73].

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 3. 2019

••• йБРи JOURNAL. Vol. 13. No. 3. 2019

Научная школа метапредметной интеграции в мыследеятельной педагогике Ю. В. Громыко предлагает пять основных слагаемых учебного метапредметного занятия.

Во-первых, тема занятия должна быть посвящена метапредметному вопросу, который может быть раскрыт на разном предметном материале. Так, занятие по теме «Самоорганизация» является метапред-метным, потому что имеет отношение к синергетике.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на обучение способам деятельности учащихся. Раскрывая тему «Самосборка и самоорганизация» в рамках дисциплины «Физика», где рассматриваются сложные системы, которые состоят из большого числа подсистем, способных к самоорганизации и эволюции, необходимо подвести к мысли, что совершенство природной системы является общепризнанным фактом классической формы самоорганизации. Таким образом, учащиеся научатся видеть процессы самоорганизации не только в физике, но и в истории, политике, экономике.

В-третьих, метапредметное учебное занятие означает хорошее знание своего предмета, фундаментальных научных законов.

В-четвертых, какие способности будут сформированы у обучающихся во время занятия. При этом учитель должен диагностировать данную способность и прослеживать изменения в показателях.

В-пятых, учитель должен быть мобилен, готов к импровизации в зависимости от ситуации, хотя должна сохраняться единая стратегия дидактического движения.

Опираясь на вышеизложенные взгляды, в МБОУ «СОШ №2» города Каспийска было подготовлено и проведено метапред-метное занятие «Самосборка и самоорганизация» в рамках преподавания элективного курса «Нанотехнологии и наноматериалы».

По сути, занятие состоит из двух основных частей. В первой части происходит актуализация знаний учащихся относительно структуры исследования. Предметный материал для этого был отобран с учетом как программы по физике 10 класса (кристаллические и аморфные тела и законы термодинамики), так и с целью решения воспитательной задачи - обратить внимание ребят на важность и практическое значение развития представлений о процессах, происходящих внутри тела.

На втором этапе занятия учащимся предоставляется возможность самостоятельно осуществить один из этапов исследования - провести эксперимент по проверке гипотезы.

Занятие начинается с проблемного вопроса о происхождении материи. Учитель рассказывает притчу о Насреддине, которая гласит: «Муллу Насреддина обвинили в том, что он усомнился в образованности религиозных лидеров. По этому поводу состоялся суд. На котором дали слово Насреддину для защиты. Он попросил принести бумагу и карандаши мудрейших и ответить на вопрос: «Из чего состоит материя?» Ответы были радикально противоположными: «из пустоты», «из молекул», «из энергии».

Тогда Насреддин обратился к Калифу: «Как могут судить меня люди, которые сами не знают, из чего они состоят?!»

Как вы ответите на вопрос:

- Что такое материя и из чего она состоит?

После того, как учащиеся предложат свои варианты ответов, учитель предлагает информацию из первоисточников.

Следующий вопрос, выносимый на обсуждение: «На какие категории можно разделить материю?»

После того, как учащиеся предложат свои варианты ответов, учитель предлагает информацию из первоисточников.

Изучая процессы движения материи можно обнаружить, что все процессы в природе могут идти в двух направлениях: учащимся предлагаются различные ситуации, которые демонстрируют движение материи от порядка к хаосу и от хаоса к порядку. Делается вывод, что самоорганизация, самосборка и самосогласование являются привычными и обычными в живой природе, учащимся дается историческая справка.

Учитель предлагает провести эксперимент, целью которого является создание простейших макросистем, упорядоченных в одном или нескольких измерениях. С целью изучить методы создания нанообъек-тов «снизу-вверх», при помощи доступных веществ и моделей исследуется самоорганизация веществ в неживой природе (на примере сухого гороха, шариков от подшипника и металлических шариков, обладающих магнитными свойствами). Совместно с детьми проводится эксперимент, в котором демонстрируется образование ячеек Бенара.

Результаты проведённых экспериментов учащиеся заносят в таблицу, готовят презентацию проекта «Самоорганизация и самосборка».

Вывод

На примере метапредметного занятия «Самосборка и самоорганизация» мы видим, как меняется роль учителя в процессе образовательной деятельности: он становится одновременно и консультантм, и коллегой учащихся по решению проблем,

1. Воровщиков С. Г. Метапредметное учебное занятие. М. : Авторский коллектив, 2014. 274 с.

2. Воровщиков С. Г. Метапредметное образование: поиски решения проблем. М. : Авторский коллектив, 2017. 364 с.

1. Vorovshchikov S. G. Metapredmetnoe uchebnoe zanyatie [Interdisciplinary educational occupation]. Moscow, Avtorsky Kollektiv Publ., 2014. 274 p. (In Russian)

2. Vorovshchikov S. G. Metapredmetnoe obra-zovanie: poiski resheniya problem [Interdisciplinary education: search of the solution of problems]. Moscow, Avtorsky Kollektiv Publ., 2017. 364 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Магомедов Гасан Мусаевич, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой физики и методики преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: kvant247 @ mail. ru

Гасанова Патимат Юсуповна, учитель физики, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», Каспийск, Россия; методист, Cанкт-Петербургский полицейский колледж, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: kvant247@mail.ru

поиску информации из различных источников. Новые стандарты к результатам образовательной деятельности требуют определённых изменений в деятельности и учителя, и учащихся. В докладе ЮНЕСКО отмечалось, что задача школы «научить учиться». Важно помнить, что оптимизация образовательного процесса в школе -это сочетание традиционных технологий в жизни и новейших образовательных ресурсов.

3. Чувелева Е. В., Козлова А. В. Нанотехноло-гии в учебном процессе. М. : Центр «Педагогический поиск», 2011. 128 с.

4. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: научно-методическое пособие. М. : Эйдос; Изд-во ИОЧ, 2012. 72 с.

3. Chuveleva E. V., Kozlova A. V. Nanotekhnologii v uchebnom processe [Nanotechnologies in educational process]. Moscow, Tsentr «Pedagogichesky poisk» Publ., 2011. 128 p. (In Russian)

4. Khutorskoy A. V. Metapredmetnyj podhod v obuchenii: nauchno-metodicheskoe posobie [Interdisciplinary approach in training: scientific and methodical grant]. Moscow, Eydos; IEP Publs., 2012. 72 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Gasan M. Magomedov, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, professor, the head of the chair of Physics and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: kvant247@mail.ru

Patimat Yu. Gasanova, teacher of Physics, MBEI "Secondary General School No. 2", Kaspiysk, Russia; resource teacher, Sankt-Petersburg Police College, Sankt-Petersburg, Russia; e-mail: kvant247@mail.ru

Литература

References

Принята в печать 24.07.2019 г.

Received 24.07.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.