Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня'

Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
479
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / СЕМЬЯ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бирюкова Алина Владимировна

В статье анализируются вопросы психолого-педагогического сопровождения родителей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. В статье раскрывается проблема родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. В статье описаны методики для выявления родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Приводится характеристика групп родителей со сходными типологическими особенностями, обобщенные портреты родительниц каждой из выделенных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бирюкова Алина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Бирюкова А. В.

Бирюкова Алина Владимировна /Biryukova Alina Vladimirovna - магистрант, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, факультет педагогики и психологии, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орёл

Аннотация: в статье анализируются вопросы психолого-педагогического сопровождения родителей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. В статье раскрывается проблема родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. В статье описаны методики для выявления родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Приводится характеристика групп родителей со сходными типологическими особенностями, обобщенные портреты родительниц каждой из выделенных групп. Ключевые слова: сопровождение, семья, старшие дошкольники, общее недоразвитие речи, детско-родительские отношения.

Необходимость исследования родительского отношения обусловливается огромной важностью семьи как первого и основного института социализации ребенка, а родителей - самых близких и значимых носителей принятых в данном обществе норм поведения, общения [2]. Для гармоничного развития личности ребенка необходимо, чтобы общение с социальной средой (каковой в данном случае выступает семья) было адекватно его потребностям. Данный тезис имеет особое значение в ситуации развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи, а именно с общим недоразвитием речи III уровня.

Актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Тем более актуальным является вопрос гармонизации родительского отношения в семьях детей с проблемами в развитии. Это подтверждается Л. С. Выготским, утверждавшим, что неадекватные взаимодействия с социальной средой могут вызвать у таких детей вторичные нарушения, вторичный дефект, так называемый «социальный вывих» [5].

Анализ научной литературы показывает, что исследований, посвященных изучению родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи недостаточно.

В связи с социально важной задачей разработки технологий психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с общим недоразвитием речи III уровня, ощущается необходимость изучения вопросов, связанных с проблемами семей, имеющей ребенка с нарушениями речи, родительского отношения в этих семьях и создание программы комплексного психологического сопровождения.

Из актуальности вытекает и цель исследования: психолого-педагогическое изучение родительского отношения в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Исходя из цели нашего исследования, были применены следующие методики:

- Анкета «Психологический тип родителя» (В. В. Ткачева) [5];

- Исследование типа семейного воспитания (Эйдемиллер) [5];

- Методика «Измерение родительских установок и реакций» PARI [3].

67

Сопоставительный анализ данных, полученных в ходе исследования, включающий все методики, позволил выявить группы родителей со сходными типологическими особенностями.

Первая группа родителей характеризуется:

- психосоматическим типом личности по В. В. Ткачевой;

- повышенной моральной ответственностью Э. Г. Эйдимиллеру;

- ощущением самопожертвования в роли матери, безучастностью мужа, зависимостью от семьи, чрезмерной внимательностью по результатам теста РЛЯУ.

У второй группы родителей выявлены следующие особенности:

- авторитарный тип личности по В. В. Ткачевой;

- потворствующей или доминирующей гиперпротекцией по Э. Г. Эйдимиллеру;

- доминированием матери, преодолением сопротивления, раздражительностью, сверхавторитетном матери, вспыльчивостью, исключением внутрисемейных влияний, чрезмерным вмешательством в мир ребенка по результатам теста РЛЯУ.

Третья группа родителей представлена:

- невротическим типом личности по В. В. Ткачевой;

- повышенной моральной ответственностью, или эмоциональным отвержением, возможна гиперпротекция по Э. Г. Эйдимиллеру;

- безучастностью мужа, преодолением сопротивления, самопожертвованием в роли матери, раздражительностью, вспыльчивостью по результатам теста РЛЯУ.

Ниже приводятся обобщенные портреты родительниц каждой из выделенных групп.

Психологический портрет родительницы первого типа. Первая группа матерей характеризуется пассивной личностной позицией. Эти родительницы оправдывают собственную бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников или друзей на то, что следует с ребенком делать. Им не доступно понимание того, что некоторые недостатки, возникающие у ребенка, вторичны и являются результатом уже не биологического дефекта, а собственной несостоятельности.

Особенностью таких родительниц является стремление оградить ребенка от всех проблем, даже от тех, которые он может решить собственными силами. Эти матери оказываются несостоятельными при выполнении воспитательных мероприятий.

Психологический портрет родительницы второго типа. Родительницам этой группы свойственна активная жизненная позиция, стремление руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам со стороны (советам родственников или специалистов). Они проявляют стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка.

В отношениях с ребенком они довольно часто используют авторитарные формы взаимодействия: холодность или отстраненность от ребенка при установлении душевного контакта; желание, чтобы он исполнял только волю взрослого. Также нередко встречается несоответствие требований родителей к возможностям и потребностям их ребенка.

Психологический портрет родительницы третьего типа. У этой категории родительниц проявляются черты как первой, так и второй категорий. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то безудержная радость, то глубочайшая депрессия, вызванная незначительным поводом). У некоторых из них в большей степени проявляется тенденция к доминированию, как и у родительниц второй группы.

Выявленные личностные нарушения у родителей детей с тяжелыми нарушениями речи характеризуют их внутренние эмоциональные состояния, как проявляющиеся в отрицательных эмоциональных реакциях: тревоге и страхе (первая группа), гневе и агрессии (вторая группа) и смешанных реакциях (третья группа). Вследствие существующей взаимосвязи между эмоциональными и познавательными процессами, возможна нейтрализация (или коррекция) психотравмирующих состояний родителей

путем активизации познавательной деятельности, которая в данном конкретном случае может быть направлена на изучение возможностей развития своего ребенка.

Личностные особенности, выявленные у родителей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, подтвердили наше предположение о неконструктивности и неоптимальности существующих приемов по оказанию помощи семье с аномальным ребенком. Полученные данные позволят дифференцированно подойти к проблеме коррекции личностных нарушений родителей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Литература

1. Бирюкова А. В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // А. В. Бирюкова Наука, техника и образование, 2016. № 6 (24). С. 112-113.

2. Краузе М. П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям/ М. П. Краузе. М.: Академия, 2006. 208 с.

3. Левченко И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачёва. М.: Просвещение, 2008. 240 с.

4. Набойченко Е. С., Блохина С. И. Психологическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. С. Набойченко, С. И. Блохина. Екатеринбург: Бонум, 2004. 132 с.

5. Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Монография / В. В. Ткачева. М.: УМК «Психология», 2004. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.