Научная статья на тему 'Развитие детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с общим недоразвитием речи'

Развитие детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1967
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ТЕХНОЛОГИИ ФАСИЛИТАЦИИ / PARENT-CHILD RELATIONSHIP / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / INTERACTIVE METHODS / FACILITATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темникова Елена Юрьевна

В статье рассматриваются особенности речевого, психического и личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи, выявлены особенности детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с общим недоразвитием речи. Обосновывается потребность усиления внимания к общению, взаимодействию родителей и дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием интерактивных методов (университет педагогических компетенций, тематические и родительские конференции, практикумы), технологий фасилитации («Мировое кафе», «Поиск будущего»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Темникова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PARENT-CHILD RELATIONSHIP IN FAMILIES WITH CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article deals with the peculiarities of speech, mental and personality development of preschoolers with general speech underdevelopment, reveals the peculiarities of parent-child relationship in families with children with general speech underdevelopment. Furthermore, the article substantiates the need for paying more attention to communication and interaction of parents and preschoolers with general speech underdevelopment by means of interactive methods (University of pedagogical competences, thematic and parent conferences, case studies), facilitation technology («World Cafе», «Search for the Future»).

Текст научной работы на тему «Развитие детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с общим недоразвитием речи»

РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

THE DEVELOPMENT OF PARENT-CHILD RELATIONSHIP IN FAMILIES WITH CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Е.Ю. Темникова E.Yu. Temnikova

Детско-родительские отношения, общее недоразвитие речи, интерактивные методы, технологии фасилитации.

В статье рассматриваются особенности речевого, психического и личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи, выявлены особенности детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с общим недоразвитием речи. Обосновывается потребность усиления внимания к общению, взаимодействию родителей и дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием интерактивных методов (университет педагогических компетенций, тематические и родительские конференции, практикумы), технологий фасилитации («Мировое кафе», «Поиск будущего»).

Отношение современного общества к потребностям семьи, совершенствование процессов гуманизации и индивидуализации в специальном образовании, его направленность на максимальную социализацию и интеграцию детей с нарушениями в развитии актуализируют вопросы своевременного оказания эффективной специализированной образовательной помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Как показывают статистические данные, количество детей, имеющих общее недоразвитие речи, неуклонно растет, следовательно, растет и количество семей, воспитывающих данную категорию детей. Некоторые ученые (P.E. Левина, А.Н. Евсеева, А.И. Захаров, Л.А. Киреева и др.) считают, что особую роль в жизни детей с общим недоразвитием речи играет семья, поскольку от взаимоотношения с родителями зави-

Parent-child relationship, general speech underdevelopment, interactive methods, facilitation technology. The article deals with the peculiarities of speech, mental and personality development of preschoolers with general speech underdevelopment, reveals the peculiarities of parent-child relationship in families with children with general speech underdevelopment. Furthermore, the article substantiates the need for paying more attention to communication and interaction of parents and preschoolers with general speech underdevelopment by means of interactive methods (University of pedagogical competences, thematic and parent conferences, case studies), facilitation technology («World Cafe», «Search for the Future»).

сит адекватность отношения ребенка с социальной средой. Это связано с тем, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, начинается развитие личности.

Также следует отметить, что исследованию проблемы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с нарушениями речи, посвящено относительно немного работ. Анализ проблем семей, воспитывающих детей с нарушениями речи, изложен в трудах Т.Г. Богдановой, Т.А. Добровольской, С.Д. Забрамной, В.В. Ткачевой и др. В исследованиях ученые обращают особое внимание на различные стороны сложившихся процессов взаимодействия ребенка, имеющего нарушения речи, с окружающими.

Проблема поиска оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии, и включения родителей в коррекционно-

<

аз

Щ

УЗ

I ч

С

03

С

b

к

щ

ш m н

о

Рн < ^

CJ ^

О о

с Р

£

ы н К о

Рч

и

0

1

к

i и

«

и и

V S

ь

U

Pi

и

и

S

т

н

и

W PQ

педагогический процесс стала актуальной, т.к. это является важнейшим условием полноценного психического развития и успешной коррекции ребенка с общим недоразвитием речи.

Феномен «детско-родительских отношений» рассматривается в социологии, педагогике, психологии, частных методиках. Учеными, специалистами (В.И. Гарбузов, Д.И. Исаев, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер и др.) подчеркивается факт, что основным условием развития ребенка, формирования его внутреннего мира являются окружающие его близкие люди, прежде всего это родители (или лица их замещающие), и этот процесс не только внешнего, но и внутреннего взаимодействия продолжается на протяжении всей его жизни. Как отмечает O.A. Ширяева, «главные потребности ребенка, помимо физического комфорта и безопасности, - это потребности в эмоциональной безопасности, защите, стабильности, внимании, принятии и любви. И часто реакцией на неудовлетворение этих потребностей является болезнь как один из способов выживания в психотравмирующих условиях» [Ширяева, 2015, с. 199]. Особенно возрастает воспитательная значимость детско-родительских отношений при формировании личности детей с отклонениями в развития, в частности с общим недоразвитием речи.

Любое нарушение или отклонение в поведении члена семьи ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Часто такие изменения являются фактором травматизации для других членов семьи, что, в свою очередь, еще в большей степени ухудшает положение члена семьи, обнаружившего отклонение в поведении. Особенно ярко это проявляется в отношении детей: при появлении негативного изменения в поведении ребенка происходит перестройка функционирования всей семьи, но прежде всего это касается детско-родительской подсистемы - нарастает напряжение во взаимоотношениях, у родителей появляется чувство вины и тревоги за будущее ребенка, под действием этих и других факторов происходит трансформация отношения к самому ребенку [Эйдемиллер, Юстицкис, 2008].

Ряд специалистов (А.Н. Залобина, Е.М. Ма-стюкова, Ю.В. Микляева и др.) считают, что в первую очередь рождение ребенка с дефектом развития, в частности с общим недоразвитием речи, проявляется как сильнейший психологический стресс. Большинство родителей (но далеко не все) постепенно адаптируются к данной ситуации, но этот процесс происходит долго и болезненно, требуется большое количество времени, чтобы вернуться к обыденной жизни и заняться воспитанием ребенка [Залобина, 2008, с. 52].

У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выделяется ряд характерных особенностей в речевом, психическом развитии и поведении. При ограниченности речевого опыта и несовершенстве речевых средств у детей с общим недоразвитием речи недостаточно удовлетворяется потребность в речевом общении. Разговорная речь бедная, тесно связанная с той ситуацией, в которой ребенок в данный момент находится. Связная и монологичная речь развивается трудно. Существует значительное отставание в развитии психических процессов: неустойчивость и быстрая истощаемость внимания; сниженный объем слуховой и зрительной памяти [Темникова, 2016, с. 61]; несформированность словесно-логического мышления, сложности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением; недостаточное развитие базового слухового восприятия и, как следствие, нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия; бедность и нестойкость зрительных представлений. Отсутствие прочной связи слова со зрительным образом.

Со стороны личностного развития у детей с общим недоразвитием речи возникают проблемы в социальной адаптации и взаимодействии с социальной средой. Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими и на формировании его самооценки, которая обычно занижена, что находит отражение в проявлении тревожности и агрессивности разной степени выраженности. Из-за несформированности средств общения нарушается развитие и коммуникативных функций. Дети часто бывают не заинтересованы в контак-

те, не умеют ориентироваться в ситуации общения, договариваться, проявляют негативизм и отторжение, обладают скудной палитрой эмоций, это, в свою очередь, отражается на характере взаимоотношения с семьей.

Чаще всего семьи, имеющие детей с общим недоразвитием речи, пытаются переложить всю ответственность за воспитание ребенка на специалистов узкого профиля, а свою роль они сводят к выполнению элементарных действий: обуть, одеть, покормить, - ссылаясь на отсутствие свободного времени, специального педагогического образования, заботу о материальном положении семьи. Однако эффективность речевого развития и коррекции, социализация детей с общим недоразвитием речи во многом зависят от активного участия родителей в коррекционной работе, процессе воспитания и обучения ребенка, успешном вхождении его в коллектив.

Многие родители, воспитывающие ребенка с общим недоразвитием речи, не умеют создавать ситуацию совместной деятельности, у них не сформирована потребность в общении со своим ребенком, наблюдаются неэмоциональное взаимодействие, неадекватные родительские позиции.

Развитием детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с речевыми нарушениями, занимались такие специалисты, как Л.С. Волкова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.И. Лала-ева, P.E. Левина, Е.М. Мастюкова, H.A. Никаши-на, Т.А. Ткаченко, С.Н. Шаховская, A.B. Ястребова и др., которые считают, что от того, как сложатся детско-родительские отношения (особенно в дошкольном детстве), зависит полноценное развитие ребенка. Развитие детско-родительских отношений - это процесс, направленный на реконструкцию нивелирования негативного опыта родителей, освоения ими эффективных воспитательных стратегий. Главной целью развития являются изменение самосознания родителя, формирование у него положительного восприятия личности ребенка с общим недоразвитием речи.

В Федеральном законе № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» подчеркива-

ется одна из основных задач для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, - это «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Также в нем четко указано, что педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответствен-ными участниками образовательного процесса.

Основными задачами работы с родителями, имеющими детей с общим недоразвитием речи, на наш взгляд, выступают:

- снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка, эмоциональное принятие детей с общим недоразвитием речи;

-укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка,развитие демократического стиля воспитания;

- развитие мотивации к общению у детей, снижение уровня тревожности при взаимодействии с родителями.

Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с общим недоразвитием речи, включает в себя ряд направлений: психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция и психологическая поддержка.

Долгое время в практике образовательных организаций использовались традиционные формы и методы взаимодействия с родителями (беседы, родительские собрания, индивидуальные консультации), существенным недостатком которых является ведущая деятельность педагога, иногда это выглядит как «навязывание» родителям мнения педагога по воспитанию детей, которое родители чаще всего не воспринимают. В связи с этим многие исследователи занимались поиском эффективных форм развития детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с общим недоразвитием речи. Они предлагают активные и интерактивные формы, которые ориентированы на широкое взаимодействие родителей не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности родителей. В настоящее время педагоги стараются активно использовать нетрадиционные формы работы с семьями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Положи-

<

аз

Щ

УЗ

I ч

С

03

С

b

к

щ

ш m н

о

Рн

<

CJ ^

О о

с Р

£

ы н К о

Рч

и

0

1

к

i и

«

и и

V S

ь

U

Pi

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

и

S

т

н

и

W PQ

тельной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Примером нетрадиционных форм работы с родителями может выступать «университет педагогических компетенций» - система лекционно-практических занятий, направленных на повышение компетентности родителей (законных представителей) в области педагогической культуры через интеграцию психолого-педагогических технологий в условиях системы образования. Возможно проведение данной формы с помощью сервисов сети Интернет, сайта образовательного учреждения; лекции могут быть организованы в режиме вебинаров, расписание которых определяется заранее и размещается на сайте и информационном стенде образовательного учреждения.

Возможна организация диалога с родителями с помощью сервисов сети Интернет. С помощью данной формы можно обсуждать с родителями содержание и методику учебно-воспитательного процесса (характеристика используемых программ, методов обучения, рассказ о проводимых мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.); проводить информирование родителей об особенностях старшего дошкольного возраста, особенностях онтогенеза речи данного возраста, причинах появления различных нарушений речи, условиях успешного взаимодействия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи; совместно решать организационные вопросы (питания, дежурства, дисциплины и др.).

Родительские конференции - активная форма работы, которая предусматривает доклады педагогов и родителей по актуальным проблемам семейного воспитания, ответы на вопросы и обмен опытом семейного воспитания по проблеме детско-родительских отношений в семьях, имеющих ребенка с нарушениями речи. Темы конференции могут быть предложены родителями самостоятельно. Их проведение сопровождается выставкой педагогической и детской литературы, игрушек, распространением памяток для родителей и детей. Основная цель

конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях) вызывают заслуженный интерес, привлекают внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Стили воспитания детей, имеющих общее недоразвитие речи», «Эмоциональное принятие ребенка с нарушениями речи» и т.п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей к конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты. Достоинством данной формы является то, что родители готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта, что позволяет «посмотреть со стороны» на собственное поведение в воспитании ребенка с общим недоразвитием речи, увидеть достоинства и недостатки. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Практикум - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, имеющих общее недоразвитие речи, тренировка педагогического мышления у родителей. Практикум предполагает наглядную демонстрацию выполнения тех или иных упражнений, способа организации помощи в выполнении домашних заданий по артикуляции, развитию лексики и т.д. Так, педагог демонстрирует фрагменты занятий, комментирует действия детей, задачи, последовательность выполнения заданий, тем самым обучая родителей игровым приемам, развивая навыки конструктивного общения с ребенком и коррекции его речевых нарушений. Родителям могут быть предложены методики расслабления во время занятий с ребенком, модели разрешения конфликтов с детьми при совместной деятельности. Чтобы родителей включить в интерактивное общение, можно использовать технологии фасилитации.

Понятие «фасилитация» имеет латинское происхождение (fácil - лат., ср. исп., - упрощать, способствовать, ускорять, стимулировать). Фасилитация (англ.) - произвольное от глагола facilitate - облегчать, помогать, способствовать [Давыдова, Майер, 2015, с. 17]. Методами фа-силитации выступают «Поиск будущего», «Мировое кафе» и т.д. Метод «Мировое кафе» подходит, когда необходимо собрать информацию у родителей об особенностях воспитания ребенка, о том, как выработать адекватные установки по восприятию дефекта ребенка с общим недоразвитием речи, о развитии мотивации речи ребенка, организовать обмен мнениями. Метод «Поиск будущего» позволяет рассматривать вопросы стрех позиций: взгляд на проблему в прошлом (какие были детско-родительские отношения в семьях, имеющих детей с общим недоразвитием речи 20 лет назад, как решали данные проблемы), взгляд на настоящее (с какими трудностями сталкиваются родители, воспитывающие ребенка с речевыми нарушениями сейчас, и какие способы решения проблемы используют) и взгляд на будущее - создание идеальных сценариев будущего (идеальный вариант выстраивания взаимоотношения с ребенком, развитие демократического стиля воспитания).

Подводя итог сказанному, можно отметить, что семьи, воспитывающие детей с общим недоразвитием речи, имеют специфические особенности: родители таких детей испытывают нервно-психическую нагрузку, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка; личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей; в семье наблюдается высокий уровень авторитарности родителей; эмоциональное отвержение родителями детей с общим недоразвитием речи; склонность родителей инфантилизировать своих детей; у детей с общим недоразвитием речи

повышен уровень тревожности при взаимодеи-ствии с родителями и т.д. Наиболее эффективными в работе с родителями являются интерактивные формы и технологии фасилитации, которые направлены на развитие и гармонизацию отношений в семье, формирование конструктивных отношений «родитель - ребенок», ориентированы на снижение симбиотической зависимости ребенка от родителей, на повышение уровня самостоятельности детей и педагогической культуры родителей.

Библиографический список

1. Давыдова О.И., Майер A.A. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО: учеб,-метод. пособие. М.: Центр педагогического образования, 2015. 144 с.

2. Залобина А.Н. Особенности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями: сб. тезисов международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения 2008». URL: http://www.psychology. spb.ru/conf2008/atezis_sbomik.php

3. Темникова Е.Ю. Развитие памяти дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием эйдетики // Новая наука: современное состояние и пути развития: международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (30 июля 2016 г., Оренбург): в 2 ч. Стерлитамак: АМИ, 2016. Ч. 2. С. 61-63.

4. Ширяева O.A. Концепция психологической работы по развитию надежной привязанности между родителями и детьми в семьях с часто болеющими и здоровыми детьми // Вестник КГПУ. 2015. № 6. С. 198-202.

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2008.

<

аз

Щ

УЗ

I ч tí 03

С

fe

к

щ

ш

03

н

о

Рн

<

CJ ^

о о с Р

£

ы н К о

Рч

и

0

1

к

i и

«

и и

V S

fe U

и И

S X

н

и

W PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.