У учащихся появляется критическое отношение к своей речи, к высказываемым товарищами мыслям. Они приучаются не только улавливать неточности в высказывании, но и стараются их исправить. Изменения смысловых фраз требуют овладения способами построения различных суждений, поэтому в речи детей начинает уменьшаться количество кратких малосодержательных предложений. Они чаще выбирают нужные слова для точного выражения своих мыслей. Также изменяется и поведение детей -прежде чем ответить, они задумываются и лишь после этого высказывают свою мысль. Это их обязывает желание не попадать под критику друзей и одноклассников. При изучении всех предметов ребята учатся точно и выразительно сообщать свои мысли.
Из этого следует сделать вывод, что их результаты зависят от количества упражнений и от того, как охвачены ими различные предельные случаи, встречающиеся в речи, где количество занятий непосредственно переходит в качество осознания особенностей в употреблении отдельных слов родного языка.
Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по ее развитию проводится с самых первых ступеней обучения.
Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.
Литература
1. Архипова В. Е. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000. № 4. 127 с.
2. Меркулова А. Ю. Некоторые виды работы по развитию речи на уроках русского языка // Начальная школа, 1996, № 1. 78 с.
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Бирюкова А. В.
Бирюкова Алина Владимировна / Biryukova Alina Vladimirovna — магистрант, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, факультет педагогики и психологии, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, г. Орёл
Аннотация: в статье анализируются вопросы психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с общим недоразвитием речи. В статье раскрываются нетрадиционные формы работы с семьёй, направленные на сохранение и улучшение психологического здоровья детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: сопровождение, семья, старшие дошкольники, общее недоразвитие речи.
Семья занимает важное место в гармоничном развитии ребёнка. Значимость семьи возрастает при воспитании детей с нарушениями речи.
Современный комплексный подход к коррекции речевых дефектов предполагает активную позицию родителей, их заинтересованность в преодолении речевого дефекта и развитии личности ребенка. Поэтому помощь детям с нарушениями речи требует психолого-педагогической поддержки их семей.
Специальное сопровождение семьи - новая культурная технология поддержания функционирования и развития семейной системы в условиях, ограниченных возможностями здоровья ребенка [2].
Целостная система психологического-педагогического сопровождения родителей детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня до настоящего момента не создана. Тем не менее, существует ряд исследований, раскрывающих специфику такой работы с социологических, психологических и педагогических позиций.
Целью психолого-педагогического сопровождения родителей старших дошкольников с ОНР III уровня является получение родителями ребенка квалифицированной психолого-педагогической помощи, которая направлена на психолого-педагогическое содействие семьям, имеющим детей с тяжелыми нарушениями речи.
Содержание психолого-педагогического сопровождения реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.
В системе психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня целесообразно использовать инновационные формы взаимодействия педагогов и родителей, которые направлены на привлечение родителей к коррекционно-воспитательному процессу. К таким формам работы можно отнести:
1. Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоциональной связи между педагогами, родителями и детьми. К этим формам работы относятся: опросы; тесты; анкетирование; социальный паспорт (идентификатор); «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и воспитателям.
2. Познавательные формы выполняют доминирующую роль в психолого-педагогическом сопровождении родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, формирование практических способов организации коррекционно-воспитательного процесса в семье.
3. Досуговые формы. К досуговым формам можно отнести совместные досуги, праздники, выставки, которые имеют своей целью устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения; обеспечивать позитивные эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
4. Наглядно-информационные формы взаимодействия. В рамках этих форм реализуются различные варианты и способы представления родителям различной информации о работе дошкольной образовательной организации (стенды, выставки детских работ, реверсивные папки-передвижки; тематические фотовыставки)
Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня помогает родителям преодолеть неконструктивные установки, стремимся обеспечить «запуск» рефлексивного мышления, что позволяет понять причины трудностей в развитии и поведении ребенка, спрогнозировать возможные варианты его индивидуального развития и, наконец, внутренне принять рекомендации психолога как инструмент собственной деятельности по воспитанию и развитию ребенка с нарушениями речи.
Литература
1. Набойченко Е. С., Блохина С. И. Психологическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. С. Набойченко, С.И. Блохина. - Екатеринбург: Бонум, 2004. 132 с.
2. Плисенко Н. В. Специальное домашнее сопровождение семьи как объект исследования. [Текст] В кн.: Семья: межинституциональное взаимодействие в социокультурном пространстве. СПб, 2011.
3. Ткачёва В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачёва. М.: АСТ, 2007. 138 с.
4. Черникова Т. В. Социально-психологическая поддержка семей с детьми-инвалидами на разных этапах переживания случившегося / Т. В. Черникова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитирующей работы, 2000. № 4. С. 83-89.
5. Чиркина Г. В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2004. № 8.
6. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений / Л. Б. Шнейдер. М.: Айрис-пресс, 2000. 114 с.