S
H
и о
X
л
<
W H t*
W <
s О X
л
<
<
х О
s
и и
W ©
о
с
t* s
t-H
ä s и с
УДК 159.9+37
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Антоновский Александр Викторович
Тверской институт экологии и права, заведующий кафедрой общей психологии и психологии труда, к.псх.н., доцент, e-mail: [email protected]
Мурашко Михаил Вадимович
Тверской институт экологии и права, ректор, к.п.н., профессор, e-mail: [email protected]
Филиппова Ольга Вячеславовна
Тверская таможня, отдел государственной службы и кадров, психолог, главный государственный таможенный инспектор, e-mail: [email protected]
В статье проводится анализ модели системы психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов таможенных органов. Предложены структурные компоненты модели: квалификационные требования, профессиональная адаптация и аттестация основных категорий работников таможенных органов, профессиональная подготовка кадров, мониторинг профессионализма, контроль за процессом и результатом психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности. Определена необходимость использования модели системы психолого-педагогического сопровождения в профессиональной деятельности специалистов таможенных органов
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение; профессиональная деятельность; специалист таможенных органов; квалификационные требования; профессиональная адаптация; профессиональная подготовка; профессиональная аттестация; профессиональная компетентность; профессиональный отбор; профессиональное развитие; успешность профессиональной деятельности
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-36-01118
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE CUSTOMS AUTHORITIES' SPECIALISTS: A SYSTEMATIC APPROACH
Antonovsky Aleksandеr V.
Tver Institute of Ecology and Law, Department of the General psychology and Psychology of labor, Head of Department, PhD, Associate Professor, e-mail: [email protected]
Murashko Mikhail V.
Tver Institute of Ecology and Law, the rector of the Tver Institute of Ecology and Law, PhD, Professor, e-mail: [email protected]
Filippova Olga V.
Tver customs, Civil Service and Staff Department, psychologist, the main state customs inspector, e-mail: [email protected]
The article analyzes the model of the system of psychological and pedagogical support of professional activity of the customs authorities' specialists. The structural components of the model are shown: qualification requirements, professional habituation and certifications of major categories of workers of customs bodies (institutions), professional training of personnel, monitoring of professionalism, controling the process and the result of psychological and pedagogical support in professional activity are offered. The need of using the model of a system of psychological and pedagogical support in professional activity of the customs authorities specialists is determined
Keywords: psychological and pedagogical support in professional activity of customs bodies' specialists; qualification requirements; professional habitua-tion; professional training; professional certifications; professional competence; professional selection; professional development; success of professional work
The publication was prepared in the framework of the supported Russian humanitarian scientific fund research project No. 16-36-01118
Для цитирования: Антоновский А.В., Мурашко М.В., Филиппова О.В. Психолого-педагогическое сопровождение
профессиональной деятельности специалистов таможенных органов: системный подход // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 4 (60). С. 98-102.
В современных условиях задача повышения эффективности труда, сохранения здоровья и раскрытия личностного потенциала специалистов таможенного дела значима и
актуальна, что обусловлено увеличением напряженности труда таможенника, увеличением количества стрессогенных факторов, а также социально-психологическими аспектами
адаптации к условиям профессиональной деятельности.
Организацию психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов таможенных органов осуществляет управление государственной службы и кадров ФТС России, одной из функций которого является организация координация работы психологов таможенных органов. В настоящее время специалисты-психологи есть, фактически, в каждом региональном таможенном управлении (РТУ), в каждой таможне; они входят в состав кадровой службы и подчиняются непосредственно заместителю начальника РТУ по кадрам. По вертикали этими специалистами руководит головное подразделение - отдел координации работы психологов управления государственной службы и кадров, отделения психологической работы РТУ и функциональные группы или специалисты-психологи непосредственно на местах [1].
Активное привлечение психологов к решению конкретных задач, возложенных на таможенные органы, началось в начале 1994 года. Необходимость психологического сопровождения таможенной деятельности была продиктована и перестройками в российском обществе, и изменениями в содержании профессиональной деятельности таможенников, и значительно большим объемом выполняемых ими функциональных обязанностей.
Анализ научных работ по психологии и педагогике показывает, что к настоящему времени, с учетом высокой степени глобализации общественных процессов, реализацией междисциплинарного подхода при изучении работников в профессии, повышением роли информатизации и компьютеризации при выполнении профессиональной деятельности, усложнением требований к уровню профессиональной подготовки специалистов, проведено явно недостаточное количество исследований, которые бы в системе отражали представление о психолого-педагогическом сопровождении профессиональной деятельности специалистов таможенных органов [2 - 6]; действенность результатов исследо ваний пока остается незначительной из-за отсутствия разработанных рекомендаций, которые бы на практике помогли осуществлять психолого-педагогическое сопровождение - процесс целенаправленного влияния на человека и трудовые коллективы в целом и, как результат, повышение профессионализма, производительности и результативности труда специалистов. Как справедливо отмечает А.А. Деркач, психологическое сопровождение - это целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции субъектов труда [7]. Также необходима разработка специальных нормативных ведомственных документов, регламентирующих это направление деятельности.
На основе проведенного анализа научных исследований отечественных и зарубежных авторов разработана модель системы психолого-педагогического
сопровождения профессиональной деятельности (ППСПД) специалистов таможенных органов.
К настоящему времени среди специалистов пока нет единого мнения о том, какие компоненты должны входить в систему ППСПД работников таможенных органов [1, 2, 8]. Традиционно выделяемыми компонентами являются: профессиональный отбор, профессиональная адаптация, профессиональная аттестация, профессиональная подготовка (непрерывное профессиональное образование); профессиональную аттестацию следует рассматривать как наиболее важный компонент системы, обеспечивающий высокий уровень мотивации и профессионализма работников.
С целью получения обратной связи и проведения необходимой корректировки при внедрении данной модели в систему таможенной службы должен быть обеспечен контроль за процессом и результатом ППСПД специалистов таможенных органов.
По форме модель ППСПД представляет собой организованный процесс целенаправленного психологического и педагогического воздействия на каждого сотрудника в трудовой деятельности с учетом преобладающих у него личностных характеристик (путем проводимых психологической службой таможенного органа мероприятий), с акцентом на развитие профессионально значимых качеств, на формирование профессиональной компетентности, повышение эффективности профессиональной деятельности.
В содержательном плане под моделью системы ППСПД специалистов таможенных органов понимается совокупность взаимосвязанных по иерархическому признаку различных подсистем на уровнях ФТС, РТУ, основными компонентами которых, по функциональному признаку, являются следующие: психологическое обоснование квалификационных требований, профессиональная психологическая адаптация, профессиональная подготовка, мониторинг профессионализма, профессиональная аттестация, контроль за процессом и результатом.
Схематично модель многоуровневой системы ППСПД представлена на рис. 1.
Изучение психологических особенностей профессиональной деятельности различных категорий должностей таможенной службы позволяет определить пути повышения эффективности и надежности труда специалистов, оптимизировать и регулировать процессы непрерывного профессионального образования, профессиональной адаптации (на различных этапах профессионального становления), рационализировать процессы труда в целом.
Для обоснования квалификационных требований представляется перспективным изучение особенностей трудовой деятельности специалистов таможенной службы путем применения про-фессиографического анкетирования [9], результаты которого экспертами могут использоваться для построения обобщенной модели профессиональной деятельности специалистов таможенных
Мониторинг профессионализма
Контроль за процессом и результатом
Профессиональная адаптация
Профессиональная подготовка
Региональные таможенные управления
Целевая функция: разработка социально-психологической модели профессиональной деятельности
Целевая функция: обеспечение психологической адаптации к условиям обучения и профессиональной деятельности
Целевая функция: формирование профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций и установок на таможенную деятельность.
Целевая функция: своевременная диагностика личностных особенностей, развития ПВК, уровня профессиональной компетентности
Целевая функция: побуждение сотрудников к повышению своего профессионализма и эффективности выполняемой профессиональной деятельности
Целевая функция: получение достоверной
информации, позволяющей оценивать эффективность функционирования системы и результативности процесса ППСПД специалистов таможенных органов
Рис. 1. Схема модели многоуровневой системы психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов таможенных органов
органов, которая, в свою очередь, включает в себя и модель профессиональной деятельности, и модель специалиста.
Как было сказано выше, разработка и обоснование квалификационных требований является не только необходимым этапом в системе ППСПД, но и научно-методическим основанием, предпосылкой для разработки требований к профессиональной подготовке и переподготовке, профессиональному обучению, варьированию применяемых психодиагностических процедур для психологического обследования сотрудников с целью прогнозирования профессиональной успешности кандидатов на должности специалистов таможенных органов и других необходимых действий.
На рис. 2 представлена обобщенная модель профессиональной деятельности специалистов таможенных органов.
Не менее важным в условиях выполнения профессиональной деятельности представляется и поведение профессионального работника таможенной службы. В процессе профессиональной деятельности происходит не только формирование психики субъекта (в данном случае таможенника),
но и преобразование самой деятельности, происходит поиск новых способов и приёмов в повышении профессиональных результатов. Таким образом, ключевым основанием данной модели является идея взаимной детерминации развития личности и профессиональной деятельности. И моделирование высококлассного специалиста, фактически, невозможно рассмотреть вне профессиональной деятельности, без учета проявления в труде профессионально важных качеств личности.
Данная обобщенная модель отражает, конечно, не все диспозиции личности, а только основные структурные компоненты и может выступать примерным ориентиром при анализе динамики профессионального становления специалистов таможенных органов и определять возможности разработки средств, позволяющих регулировать профессиональное становление специалиста. Значительная роль психологов в таможенных органах в реализации ППСПД проявляется при выполнении процедур профессионального отбора, профессиональной адаптации и профессиональной аттестации основных категорий работников таможенной службы. Профессионально-психологический отбор
МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специалист таможенных органов
]—С
Объект исследования
Характеристика должности
Требования
1
к н о о к л ч и и 3 М к н о о к к и - к ^ *
¡3 <и ! е Ч о 2 и о о о и % « ^ я
а К и о о а н о га ю К § СО §
н о 3 О л С К
1 * * 1
►г <о с &
3 ю
с? °
Виды деятельности
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Предмет труда
Цель труда
Орудия труда
Условия труда
Язык труда
Основные трудовые операции
н о К
К я <и С о К ь- о
К й Й ч о и щ 1 ^ 8 &
К ° а § 1 к $ о о 8 13
й н •е с & и К К *
«_ л <и ч о О
Рис. 2. Схема обобщенной модели профессиональной деятельностиспециалистов таможенных органов
кандидатов на службу (на работу) предполагает два этапа. Первый связан с экспресс-диагностикой кандидатов для службы в таможенных органах, второй - включает в себя работу с сотрудниками, поступившими на службу и уже имеющими опыт профессиональной таможенной деятельности. Второй этап - «пролонгированный» отбор - связан с реализацией различного рода мероприятий: проведением экспертных опросов эффективности деятельности, социометрическими исследованиями, проведением тренинговых занятий, индивидуальными психокоррекционными и консультативными встречами. Реализация процедур профотбора напрямую связана как с прогнозируемыми показателями успешности профессиональной деятельности сотрудников, так и с вопросами планирования их обучения, профессиональной подготовки, непрерывного профессионального образования.
ППСПД связано и с решением вопросов профессиональной адаптации работников к службе
в таможенных органах. Подготовка молодых сотрудников к профессиональной деятельности важна при вхождении специалиста в профессию; по результатам такой подготовки и адаптации к профессии возможен контроль и обратная связь с коррекцией имеющихся проблем.
Профессиональная аттестация является структурно значимым компонентом модели системы ППСПД специалистов таможенных органов. Целями профессиональной аттестации являются: определение профессиональной пригодности и уровня профессионализма по окончании испытательного срока стажера; объективная оценка профессиональной деятельности сотрудника, определение его соответствия занимаемой должности; определение возможного кадрового выдвижения и так далее.
Психологическое сопровождение процедуры аттестации проводится в два этапа: подготовительный этап, включающий в себя выработку показателей профессионализма аттестуемого сотрудника
и создание эталонной модели специалиста, и этап непосредственной аттестации сотрудника. Результаты, полученные в ходе профессиональной аттестации, позволяют определить зону ближайшего профессионального развития, дать объективные оценки качеств аттестуемых, сформулировать индивидуальные рекомендации и определить варианты кадровых решений.
Для более полного профессионального изучения сотрудника аттестация должна включать в себя несколько форматов профессиональной компетентности: собственно профессиональную компетентность (эффективность и результативность таможенной деятельности, профессиональное мышление, способность работать в нестандартной ситуации, способность совладать со стрессовыми ситуациями в профессиональной деятельности и другое); коммуникативную компетентность (профессиональное сотрудничество, межличностное общение с коллегами); индивидуально-личностную компетентность (самообладание, адаптационные ресурсы, мотивация, удовлетворенность трудом, качество жизни).
Системная профессиональная подготовка должностных лиц таможенных органов является одной из важных и перспективных задач психологической службы таможенных органов. Работа с резервом на вышестоящие должности предполагает и непрерывное профессиональное образование. Здесь следует выделить обучение в Российской таможенной академии, переподготовку и повышение квалификации на базе учебных центров РТУ, внутреннее обучение в таможенных органах, работу с кадровым резервом, организацию обучения специалистов таможенных органов в системе единой информационной системы в сфере закупок.
Структурным компонентом модели системы ППСПД специалистов таможенных органов является регулярный мониторинг профессионализма, выраженности профессиональных качеств. В практике работы психологов таможенной службы для диагностики профессионализма используются различные психодиагностические методики. Использование различных батарей опросников удовлетворяет принципам полиморфности и дифференцированности.
Функционирование системы ППСПД специалистов таможенных органов предполагает, в обязательном порядке, оценочно-результативную составляющую или, другими словами, контроль за процессом и за результатом ППСПД. Основная функция такого контроля - получение достоверной информации как в ходе реализации системы, так и по результатам с целью возможных корректировок, внесения необходимых изменений. Содержательное назначение контроля состоит также и в получении обратной связи от специалиста с целью побуждения к росту своей профессиональной компетентности и развитию в профессиональной деятельности.
Таким образом, применение модели системы ППСПД специалистов таможенных органов как социального процесса, реализуемого в динамике профессиональной деятельности человека с учетом понимания индивидуальных личностных особенностей и профессионально важных качеств, способов и форм повышения профессиональной компетентности в ходе профессиональной подготовки и переподготовки способствует раскрытию личного потенциала каждого специалиста-таможенника и позволяет эффективно и результативно выполнять таможенную службу.
Библиографический список:
1. Балыков П.Н. Опыт организации, особенности и перспективы развития психологической службы таможенных органов Российской Федерации // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур в современной России: Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических служб. В 2-х тт. Т. I. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2012. С. 17-22.
2. Коржан Д.И., Мурашко М.В. О необходимости совершенствования психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов таможенных органов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 168-175.
3. Бережная Н.И. Психофизиологические и психологические факторы профессиональной успешности оперативных сотрудников таможенных органов: Ав-тореф. дис. ... к.псх.н. Ростов н/Д, 2005. 24 с.
4. Блохина Л.Н. Индивидуальные различия в психологической адаптации к условиям профессиональной деятельности у госслужащих таможенных органов // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 1. С. 79-89.
5. Гороховатский Л.Ю. Формирование психологической сопротивляемости личности будущего специалиста таможенных органов профессиональным трудностям: Автореф. дис. . к.псх.н. Самара, 2013. 26 с.
6. Исаева А.С. Психологические особенности карьерной успешности личности таможенника // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. № 4. С. 29-34.
7. Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
8. Аграшенков А.В., Гороховатский Л.Ю., Лагун А.В. Психологическая подготовка должностных лиц таможенных органов: вчера, сегодня завтра // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур в современной России. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических служб. В 2-х тт. Т. I. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2012. С. 11-16.
9. Чернышова О.В., Федотов С.Н. Теоретико-методологические основы исследования психологических факторов успешности профессиональной деятельности специалистов. Тверь: ЧуДо, 2011. 192 с.