педагогические науки
Григорьева Татьяна Александровна, Кормакова Валентина Николаевна НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ...
УДК 37.013.21
НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
© 2018
Григорьева Татьяна Александровна, аспирант кафедры педагогики Кормакова Валентина Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (308015, Россия, Белгород, ул. Победы, 85, e-mail: [email protected])
Аннотация. Нравственно-правовое самоопределение характеризуется наличием определенных знаний о принятых в обществе нормах поведения, правовых нормах, ценностными установками к нравственности и праву, выражающиеся в чувстве справедливости, достоинства, стыда, совести и др. Данная область знания тесно сопряжена с психологией личности и отраслевой экономикой, ибо любая личность, становясь специалистом, выражает интересы социума и экономики государства. В статье приведена оценка понятий «мораль» и «нравственность» в контексте подготовки и воспитания будущего специалиста таможенного дела. Охарактеризовано понятие «самоопределение личности» как совокупность определенных качеств, направленных на осознанный выбор добра и/или зла в различных жизненных ситуациях. Сделан вывод о необходимости глубокого индивидуального исследования личности на протяжении всего учебного процесса подготовки специалиста в вузе. Развитие нравственных качеств будущего специалиста таможенного дела на этапе его профессиональной подготовки в вузе позволяет профилактировать коррупционные проявления, злоупотребления должностными обязанностями, халатное отношение к работе в будущей трудовой деятельности. В статье дано теоретическое обоснование и практические рекомендации по обучению и воспитанию будущих сотрудников таможенных органов и других специалистов таможенного дела, педагогическое сопровождение их нравственно-правового самоопределения с учетом особенностей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: самоопределение, самоопределение личности, нравственно-правовое самоопределение, мораль, нравственность, воспитание личности, специалист таможенного дела, таможня, воспитательная работа, морально-правовая готовность, психология личности, профессиональная подготовка.
MORAL AND LEGAL SELF-DETERMINATION OF THE FUTURE SPECIALIST OF THE CUSTOMS CASE: ESSENCE, STRUCTURE AND CONTENT
© 2018
Grigorieva Tatyana Aleksandrovna, post-graduate student of the department of pedagogy Kormakova Valentina Nikolaevna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Chair of Pedagogy Belgorod State National Research University (308015, Russia, Belgorod, Pobedy Street, 85, e-mail: [email protected])
Abstract. Moral legal self-determination is characterized by the presence of certain knowledge about accepted norms of behavior in society, legal norms, values for morality and law, expressed in a sense of justice, dignity, shame, conscience, etc. This area of knowledge is closely linked with the personality psychology and branch economy, for any person, becoming a specialist, expresses the interests of the society and the economy of the state. The article provides an assessment of the concepts of "morality" in the context of the training and education of the future specialist in customs. The concept of "self-determination of personality" as a set of certain qualities aimed at an informed choice of good and / or evil in various life situations is characterized. A conclusion is drawn on the need for a deep individual study of the personality throughout the entire educational process of training a specialist in a university. The development of the moral qualities of the future specialist of customs at the stage of his professional training in the university allows you to prevent corruption manifestations, abuse of official duties, negligent attitude to work in future work. The article provides theoretical substantiation and practical recommendations on training and education of future employees of customs bodies and other specialists in customs affairs, pedagogical support of their moral and legal self-determination, taking into account the characteristics of professional activity.
Keywords: self-determination, self-determination of a person, moral and legal self-determination, morality, morals, personality education, customs specialist, customs, educational work, moral readiness, personality psychology, vocational training.
Актуальность темы исследования. В эпоху перемен в обществе часто возникают разногласия по поводу приемлемых типов поведения. Кризис нравственности, проявляющийся в современном обществе в виде юве-нальных проблем, кризиса традиционной семьи, подросткового суицида, стрессов, депрессий, к сожалению, не удивляет. Социальные изменения оказывают влияние на всех членов общества, но больше всего такому влиянию подвержены дети, подростки, молодежь, те, чьи нравственные идеалы, моральные нормы и правовые знания еще только формируются. Переходные периоды характеризуются неустойчивостью системы ценностей и норм в сознании общества, и вынуждают личность самоопределяться в условиях социально-культурной нестабильности. Самоопределение личности происходит под давлением определенных факторов, стимулирующих личность сделать тот или иной выбор.
Нравственно-правовое самоопределение характеризуется наличием определенных знаний о принятых в обществе нормах поведения, правовых нормах, ценностными установками к нравственности и праву, выража-
ющиеся в чувстве справедливости, достоинства, стыда, совести и др. [1]. Данная область знания тесно сопряжена с психологией личности и отраслевой экономикой, ибо любая личность, становясь специалистом, выражает интересы социума и экономики государства.
Необходимость формирования и развития нравственных качеств и правовых знаний у будущих специалистов таможенного дела обусловлена соответствием Кодексу этики и служебному поведению должностных лиц таможенных органов РФ, в котором отражены основные требования к указанным качествам: добросовестное отношение к исполнению служебных обязанностей, противодействие коррупции, верность долгу, любовь к Родине, честность, порядочность, безупречная репутация. Внешние условия среды и задачи Федеральной таможенной службы определяют актуальность поиска эффективных форматов стимулирования формирования нравственно-правового самоопределения специалистов в области таможенного дела. Нравственно-правовое самоопределение будущих специалистов таможенного дела актуализируется также наличием гражданских
Grigorieva Tatyana Aleksandrovna, Kormakova Valentina Nikolaevna pedagogical
MORAL AND LEGAL SELF-DETERMINATION ... sciences
качеств личности, представляющих собой основу формирования готовности служения Отечеству, защиты экономических интересов и безопасности государства, желания совершать нравственные поступки, действуя при этом в рамках правового поля.
Анализ последних исследований и публикаций. В современной психолого-педагогической литературе нашло отражение нравственно-правовое самоопределение будущего специалиста в работах следующих ученых: Руденко Ю.В. [1], Арский А.А. [2; 3], Цекатунова Л.Б. [4], Гинзбург М.Р. [5], Лысенко А. Р. [6], Омарова Г.А. [7], Куц А.В. [8], Александрова И. О. [9], Божович Л.И., Конникова Ф.Е. [10], Динмухамедова Г.К. [11], Москалец В.П. [12], Мотрук Р. В. [13], Муромцев С.А. [14], Пеньков Е.М. [15], Фельдштейн Д.И. [16], Кокун А. М. [17], Климов Е.А. [18], Ильясов Д.Ф. [19], Грязнова Е.Д. [20] и других [21-24]. Однако, проблема нравственно-правовое самоопределение будущего специалиста таможенного дела не нашла должного отражения в литературе, что и обуславливает актуальность данной работы.
Целью исследования является изучение содержания, сущности и структуры нравственно-правового самоопределения будущего специалиста таможенного дела.
Результаты исследования. Самоопределение, согласно толковому словарю Ожегова С.И., - есть определение своего места в жизни, в обществе, осознание своих общественных, классовых, национальных интересов. Самоопределение личности - это осознание личностью своих желаний, и способностей идти к поставленным целям с использованием реальных возможностей [25]. Механизмами самоопределения являются моральный и ценностный выбор, рефлексия. Самоопределение ассоциируется с социальной зрелостью личности, с ее жизненными смыслами, проектированием жизненных стратегий, с определенным отношением к миру. Можно говорить о сознательном самоопределении в тех случаях, когда имеют место быть его основные признаки: осознание и осмысление личностью нравственных ценностей, умение целеполагания, осознанный выбор правовых норм поведения в обществе, желание творческой самореализации. При этом необходимо учитывать, что не только самоопределение, но и и дальнейшая самореализация личности в социуме проходят в условиях осуществления разных видов деятельности: учебно-познавательной, учебно-профессиональной и др., требующих от работника профессиональных компетенций в ходе дальнейшем трудовой деятельности [2].
На наш взгляд, самоопределение предполагает формирование у личности определенных качеств, направленных на осознанный выбор добра и/или зла в различных жизненных ситуациях. Какой выбор в итоге предпочтет она во многом зависит от внешне заданных и усвоенных этой личностью нравственных и правовых норм и форм поведения.
Нравственность - свод правил, определяющих душевные качества человека, являющиеся одними из самых главных регуляторов жизни общества, целостная система убеждений, показателем которых являются индивидуальные нормы поведения и служащие основой жизненной, социальной и профессиональной позиций личности. Формирование нравственных качеств личности - есть становление и дальнейшее развитие таких совокупных качеств, как отзывчивость, доброжелательность, способность чувствовать, «творить» добро, проявление уважения к старшим, честность, ответственность. Механизмом формирования таких качеств являются нормы морали общества, определение себя самого в отношениях, своего места среди людей. Здесь речь идет не столько о достижении индивидуальных целей личности, сколько о целях, объединяющих личность и других людей - целях группы, коллектива, сообщества. Отсюда рождается нравственный выбор, связанный с нравственным поиском, сознательным предпочтением системы жизненных ценностей и смыслов, линией по-188
ведения в обществе.
В вопросе о подготовке кадров для таможенных органов России важно понимать, что если будущие специалисты таможенного дела подготовлены к своей деятельности на нравственно высоком уровне, то в отношении таких специалистов, ведомых чувством долга и ответственности за работу, которую они выполняют, рационально и эффективно применять методики нематериального поощрения, что позволит, в том числе, экономить бюджетные средства на содержание Федеральной таможенной службы [3]. Развитие нравственных качеств будущего специалиста таможенного дела на этапе его профессиональной подготовки в вузе позволяет профи-лактировать коррупционные проявления, злоупотребления должностными обязанностями, халатное отношение к работе в будущей трудовой деятельности. Таким образом, нам импонирует понимание нравственного самоопределения как процесса ориентации личности в системе нравственных идеалов и ценностей, среди людей и социальных групп, являющихся их носителями, а также как осознанный процесс поиска, выбора и создания собственных нравственных эталонов и идеалов, на их основе - принципов, ценностей, норм, правил [4]. Нравственное самоопределение продолжается на протяжении всей жизни.
Понятие «право» имеет несколько значений. Обычно под ним понимают систему общеобязательных норм, охраняемых государством [25]. В таком базовом определении право сводится к совокупности однозначных и документально зафиксированных государственных предписаний. То есть право - совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в реализации и защите интересов, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. В любом цивилизованном обществе право выступает регулятором общественных отношений, закрепляя и развивая их [1]. Здесь следует отметить приоритет права в управлении персоналом таможенных органов и, соответственно, необходимость совершенствования и актуализации положений Федерального закона № 114 «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который регулирует не только порядок службы в таможенных органах, но и определяет необходимость развития индивидуума как личности.
Правовое сознание - форма индивидуального или общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, представлений, убеждений, оценок, чувств, настроений, в которых выражается отношение личности, социальной группы, общества к существующему и желаемому праву, правовым явлениям, к поведению людей в обществе [25]. Правовая культура общества определяется уровнем правового сознания и степенью правовой активности общества, прогрессивности и эффективности юридических норм. Правовая культура личности включает в себя, прежде всего, определенный уровень правового образования, т. е. накопленные знаний, информацию, определенные представления, но она не сводится только к этому. Необходима сформированность умений применения полученных знаний на практике. Таким образом, наличие правовой культуры у человека характеризуется подготовленностью личности к восприятию правовых идей и законов, умением пользоваться правом и системой знаний права. Следовательно, правовая культура - более широкое понятие, чем «правовое сознание», тем не менее, правовая культура личности основывается на ее позитивном правовом сознании, реализующемся в активной деятельности. Правовое поведение личности находится в соподчиненном отношении с правовым сознанием личности и ее нравственными ценностями. Представители отдельных философских течений рассматривали право как часть Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Григорьева Татьяна Александровна, Кормакова Валентина Николаевна НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ...
нравственности (Соловьев В.С., Шопенгауэр А.).
Право и нравственность - важнейшие государственные составляющие, регуляторы социальных отношений, целенаправленно воздействующие на государственную власть и на общество. Система нравственных и правовых отношений, составляя государственно-правовые нормы, демонстрирует единство общественных регуляторов, действующих во взаимосвязи нравственных ценностей в едином правовом поле. Важно, чтобы личность определяла представления о праве и нравственности как о социальной взаимосвязи, которая сочетает в себе общечеловеческие ценности наряду с правом, основывающихся на накопленных поколениями понятиях о добре и зле, совести, справедливости, долге, чести. Право и нравственность как основные составляющие социальной культуры целесообразно рассматривать не только как нормы поведения, но и как духовные ценности.
В последние годы появились научные работы, затрагивающие проблемы нравственности у специалистов таможенного дела, в которых описан основной набор нравственных качеств должностных лиц таможенных органов, и в которых формирование и развитие таких качеств сводится к противодействию коррупции в таможенных органах. Конечно, борьба с коррупцией в институтах исполнительной власти - это весомый фактор, но необходимо понимание того, что не все будущие специалисты таможенного дела становятся таможенниками. Большая часть выпускников специалитета «Таможенное дело» работает во внешнеэкономической деятельности, в коммерческих организациях таможенного представителя, в логистике и т. д. Согласно статистике, обнародованной на Общественном совете при ФТС России, уголовных дел, возбуждаемых в отношении представителей коммерческих организаций, склоняющих должностных лиц таможенных органов к совершению преступлений коррупционной направленности больше в четыре раза, чем коррупционных преступлений, совершаемых самими таможенниками. Это говорит о том, что на уровень коррупции в таможенной сфере значительное влияние оказывает деятельность недобросовестных участников ВЭД и их представителей - физических лиц. Антикоррупционная направленность личности не есть свидетельство ее высокой нравственности и профессионализма. Нравственная позиция будущего специалиста таможенного дела - это его внутренний выбор принципов, моральных норм и правил общественного поведения, выражающиеся в чувстве долга, справедливости, стыда, достоинстве и совести.
Студенты, в том числе будущие специалисты таможенного дела, в виду особенностей возрастной категории, достаточно уязвимы, как к положительному, так и к отрицательному воздействию. Студенческий возраст определяется как наиболее благоприятный для формирования нравственных ценностей и правового поведения в обществе, основной период становления личности в целом, проявления разнообразных интересов, пора активной социализации человека как будущего профессионала. Характерными особенностями этого возрастного периода являются потребность в разнообразных достижениях, освоение «взрослых ролей», постоянная рефлексия по всем поводам.
У данной возрастной категории, с одной стороны, присутствует доверие к опыту старшего поколения и одновременно критическое отношение к устоявшимся ценностям, стремление переделать мир, получить все и сейчас любым способом. Здесь важно направить потенциал студента в полезное, эффективное русло, например, увлечь обучающихся проблемами таможенного дела, научным и профессиональным поиском решения имеющихся проблем.
Как уже было отмечено выше, студенчество - особая социальная группа, которая формируется из различных социальных слоев общества и отличается особыми условиями жизни, особым общественным поведением,
для которой подготовка себя к профессии является основным занятием. Сознание студентов весьма податливо для формирования и развития нравственных качеств и интеграции правовых знаний в процессе профессиональной подготовки. Поэтому студенты на всех этапах нравственно-правового самоопределения нуждаются в педагогическом и психологическом сопровождении. Высшее учебное заведение призвано создавать условия для нравственно-правового самоопределения студентов не на основе возможных случайностей, но на базе системообразующей информации и образцов нравственно-правового самоопределения. Педагогическое сопровождение нравственно-правового самоопределения студентов предполагает создание максимально благоприятной обстановки для осуществления эффективных методических, дидактических и психологических процедур, необходимых для целенаправленной поддержки данного процесса [7].
Федеральный государственный стандарт высшего образования по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» определяет необходимость воспитания у обучающихся нравственно-правовой культуры, формирования общекультурных и профессиональных компетенций. В основе подготовки будущих специалистов таможенного дела лежит формирование личности, способной занять самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям. Поэтому для будущих специалистов таможенного дела в определении личной нравственной позиции, правового самосознания в учебно-профессиональной деятельности необходимо педагогическое сопровождение. Качество профессиональной подготовки будущего специалиста во многом зависит от качества преподавания. Поэтому преподаватели направления подготовки таможенному делу должны иметь практический опыт работы в таможенных органах или в сфере внешнеэкономической деятельности (задержание контрабандистов, взаимовыручка, наставничество в процессе работы) [5]. Соответственно, педагогическое сопровождение самоопределения должно включать в себя развивающую образовательную программу, партнерские отношения субъектов процесса и коммуникативные формы взаимодействия, владение преподавателями профессионально-педагогическими компетенциями [4]. Особое значение в построении образовательного процесса имеет прикладное значение компетенций и соответствие теории таможенного дела его практике, анализ альтернативных моделей управления таможенной политикой [3]. Важно понимать, что нравственно-правовое самоопределение будущих специалистов таможенного дела - целенаправленная работа, предполагающая социальное партнерство студентов, преподавателей, государственных и общественных институтов.
Очевидно, что нравственные качества, как и правовые знания, необходимы не только будущему таможеннику, но и другим специалистам, работающим в сфере таможенного дела. Эффект качественного воспитания мультипликативный, и если основным инициатором коррупционного взаимодействия является декларант и его представитель, то воспитание в нем высоких морально-волевых качеств позволит профилактировать генерацию коррупционных предложений со стороны бизнеса и как следствие уменьшит количество преступлений коррупционной направленности в сфере таможенного дела [2].
Выводы. Осмысление проблем обучения и воспитания будущих специалистов таможенного дела создало благоприятные условия для разработки нового направления исследований - теоретического обоснования и практических рекомендаций по обучению и воспитанию будущих сотрудников таможенных органов и других специалистов таможенного дела, педагогического сопровождения их нравственно-правового самоопределения с учетом особенностей профессиональной деятельности.
Grigorieva Tatyana Aleksandrovna, Kormakova Valentina Nikolaevna MORAL AND LEGAL SELF-DETERMINATION ...
pedagogical sciences
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Руденко Ю.В. Нравственное самоопределение и нравственное поведение личности // Инновационная наука. № 2015. № 12. С. 226.
2. Арский А.А. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов таможенных органов // Вестник университета. Государственный университет управления. 2011. № 21. С. 132-134.
3. Арский А.А. Реализация двухфакторной теории мотивации Герцберга в управлении таможенными органами // Маркетинг и логистика. -2016. - №3 (5). - С. 5-9.
4. Цекатунова Л.Б. Формирование правового сознания специалистов сферы экономической безопасности в процессе их профессиональной подготовки. Диссертация. Самара, 2015.
5. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 2014. - № 3. - С. 45-51.
6. Лысенко А. Р. Нравственный императив И. Канта. Мораль и нравственность // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// www.b17.
7. Омарова Г.А. Духовно-нравственное воспитание студентов вузов на основе общечеловеческих ценностей: Автореф.дис.канд.пед.наук - Алматы, 2010. - 25 с.
8. Куц А. В. Формирование нравственных качеств будущих специалистов таможенного дела в процессе профессиональной подготовки // Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования - Пенза - 2017, 197 с.
9. Александрова И. О. Комплексное исследование структуры индивидуального знания / И. О. Александрова, Н. Е. Максимова и др. // Психологический журнал. -2013. - № 1. - Т. 20. - С. 49-69.
10. Божович Л.И., Конникова Ф.Е. О нравственном развитии и воспитании. Вопр. психол. 2016. №1. С. 8090.
11. Динмухамедова Г.К. Активизация психолого-педагогической деятельности в процессе социально-профессиональной адаптации студентов [Электронный ресурс] / Р. К. Динмухамедова, Е.И. Гараева. - Режим доступа: http://www.fcoit.ru/internet_conference/.
12. Москалец В.П. Психологические основы воспитания духовности: автореф. дис. на соискание наук. степени д-ра. психол. наук: спец. 19.00.07 «Этика» / Виктор Петрович Москалец; УГПУ им. М.П. Драгоманова. -Киев, 2015. - 49 с.
13. Мотрук Р. В. Этническая идентичность в контексте профессионального самоопределения личности / Р. В. Мотрук // Материалы И Международной научной конференции «Опыт и инновации в психологи и педагогике»: [сб. науч. трудов] - Ставрополь: Логос, 2013. - С. 6-9.
14. Муромцев С.А. Право и справедливость / С.А. Муромцев // Сборник правоведения и общественных знаний. - Санкт-Петербург: [б.в.], 2015. - С. 7-18.
15. Пеньков Е.М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности: некоторые вопросы методологии и теории / Е.М. Пеньков. - Москва: Мысль, 2015. - 198 с.
16. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн // Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М., 2016. -368 с.
17. Кокун А. М. Психология профессионального становления современного специалиста: Монография. / А. М. Кокун. - К. : ГП «Информ.-аналит. Агентство», 2012. - 200 с.
18. Климов Е. А. Психология профессионала: избр. психол. труды / Е. А. Климов. - М. ; Воронеж : Ин-т практической психологии, 2015. - 400 с.
19. Ильясов Д. Ф. Особенности развития одарённости учащихся [Электронный ресурс] / Д. Ф. Ильясов, Н. Ю. Андреева // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. - URL: http://www.science-education.
т/103-6277.
20. Грязнова Е.Д. Формирование нравственно-этических ценностей в процессе подготовки сотрудников таможенных органов. / Ярославский педагогический вестник - 2011. - № 1 - том 2. С. 198-201.
21. Ефремкина И.Н. Нравственное самоопределение студенческой молодёжи в контексте проблемы психологической безопасности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 293-297.
22. Куц А.В. Формирование нравственных качеств будущих специалистов таможенного дела в вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 67-73.
23. Гузева М.В. Ценности и ценностные ориентации личности в структуре духовно-нравственного воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 40-43.
24. Стаценко Е.Р. О единстве нравственного и эстетического воспитания будущих педагогов-дизайнеров // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 244-248.
25. Онлайн толковый словарь Ожегова: Режим доступа: http://slovarozhegova.ru.
Статья поступила в редакцию 30.06.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018
190
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)