Научная статья на тему 'Возможности совершенствования непрерывной профессиональной подготовки специалистов таможенных органов'

Возможности совершенствования непрерывной профессиональной подготовки специалистов таможенных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUCCESSFUL PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антоновский Александр Викторович, Мурашко Михаил Вадимович, Филиппова Ольга Вячеславовна

В статье приводятся рекомендации и перспективные возможности совершенствования непрерывной профессиональной подготовки и профессиональной деятельности специалистов таможенного дела (по материалам поддержанного РГНФ научного проекта № 16-36-01118). Обосновывается необходимость использования системы психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов таможенных органов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антоновский Александр Викторович, Мурашко Михаил Вадимович, Филиппова Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES TO IMPROVE CONTINUING VOCATIONAL TRAINING FOR CUSTOMS OFFICIALS

The article provides recommendations and opportunities to improve of continuing vocational training and professional activity of customs officials (according to the materials of the supported Russian Humanitarian Scientific Fund research scientific project No. 16-36-01118). The potential for improving of the system of psychological and pedagogical support of professional activity of customs officials is justified

Текст научной работы на тему «Возможности совершенствования непрерывной профессиональной подготовки специалистов таможенных органов»

S н и о

X

л

<

W

н t*

W <

'S О X

л

<

<

х О S

и и

W ©

о

с

t* S

(-4

ä s и с

УДК 37+159.9

возможности совершенствования непрерывной профессиональной подготовки специалистов таможенных органов

Антоновский Александр Викторович

Тверской институт экологии и права, заведующий кафе др ой общей психологии и психологии труд а, к.псх.н., доцент, e-mail: antonovsky@yandex.ru

Мурашко Михаил Вадимович

Тверской институт экологии и права, ректор, к.пед.н., профессор, e-mail: murashkomv@gmail.com

Филиппова Ольга Вячеславовна

Тверская таможня, главный государственный таможенный инспектор отдела государственной службы и кадров, психолог, e-mail: filippovaov@ctu.customs.ru

В статье приводятся рекомендации и перспективные возможности совершенствования непрерывной профессиональной подготовки и профессиональной деятельности специалистов таможенного дела (по материалам поддержанного РГНФ научного проекта № 16-36-01118). Обосновывается необходимость использования системы психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов таможенных органов

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение; непрерывное профессиональное образование; профессиональная подготовка; профессионально важные качества; успешность профессиональной деятельности

opportunities to improve continuing vocational training for customs officials

Antonovsky Aleksandеr V.

Tver Institute of Ecology and Law, Department of the General psychology and Psychology of labor, Head of Department, PhD, Associate Professor, e-mail: antonovsky@yandex.ru

Murashko Mikhail V.

Tver Institute of Ecology and Law, the rector of the Tver Institute of Ecology and Law, PhD, Professor, e-mail: murashkomv@gmail.com

Filippova Olga V.

Tver customs, Civil Service and Staff Department of Tver customs, psychologist, the main state customs inspector, e-mail: filippovaov@ctu.customs.ru

The article provides recommendations and opportunities to improve of continuing vocational training and professional activity of customs officials (according to the materials of the supported Russian Humanitarian Scientific Fund research scientific project No. 16-36-01118). The potential for improving of the system of psychological and pedagogical support of professional activity of customs officials is justified

Keywords: psychological and pedagogical support; continuing professional education; professional training; professionally important qualities; successful professional activity

Для цитирования: Антоновский А.В., Мурашко М.В., Филиппова О.В. Возможности совершенствования непрерывной профессиональной подготовки специалистов таможенных органов // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 4 (64). С. 102-105.

Ключевым моментом при реализации стратегических задач психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов таможенных органов является понимание приоритетности образовательной сферы во взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью. Образовательная составляющая, в определенном смысле, является системообразующей для каждой отдельной личности.

Общеизвестно, что целью и результатом функционирования системы высшего образования является профессиональная подготовка квалифицированных специалистов в интересах развития личности и государства. При этом в качестве перспектив определённого вида профессиональной деятельности государство должно предусматривать создание условий для обеспечения эффективного

профессионального использования специалистов с высшим образованием, в том числе молодых выпускников вузов.

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что качественная профессиональная подготовка выпускников вузов - необходимое условие обеспечения эффективности их деятельности, а рациональное профессиональное использование специалистов следует рассматривать как важный фактор социально-экономического развития, политической стабильности и безопасности государства. В профессиональной деятельности специалистов в сфере образования, науки и производства качество подготовки и наиболее рациональное использование потенциала человека являются взаимосвязанными этапами единого трудового процесса и требуют постоянного совершенствования.

Особенно актуальными данные аспекты этой проблемы становятся в условиях экономических и политических санкций, применяемых в настоящее время к России.

Определённые шаги в направлении совершенствования качества подготовки и использования компетентных специалистов в нашей стране уже сделаны. Введена уровневая система высшего образования, педагогические цели которого заданы в новом поколении федеральных государственных образовательных стандартов, основанных на ком-петентностном и процессном подходах. Работодатели всё шире и активнее принимают участие в описании ряда профессий и видов деятельности, разработке профессиограмм и функциональных обязанностей, профессиональных стандартов, квалификационных требований и компетенций, программ государственных итоговых испытаний и комплексных квалификационных заданий.

На основании проведенных исследований [1, 2, 3] и с опорой на Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. [4] представляется целесообразным выделить следующие предложения по совершенствованию профессиональной подготовки, организации профессиональной деятельности, психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов таможенных органов, это:

- создание и реализация государственной системы непрерывного профессионального образования специалистов таможенных органов на протяжении всей профессиональной деятельности [5];

- ориентация образовательных организаций высшего образования не только на подготовку квалифицированных специалистов таможенного дела, но и на профессиональную подготовку и переподготовку государственных гражданских служащих, работающих в таможенных органах;

- участие образовательных учреждений и таможенных управлений в формировании запросов и профилизации по кадровому обеспечению таможенной деятельности в регионах;

- формирование у студентов в процессе обучения по специальности «Таможенное дело» готовности к профессиональному развитию, вырабатыванию четких профессиональных ориентиров; наличие способностей и готовности к реализации в будущей таможенной деятельности внедриться в технологию непрерывного профессионального образования, предусматривая динамику своейц карьеры; готовность к постоянному повышению профессиональной компетентности [6];

- профессиональная подготовка (переподготовка) специалистов по образовательной программе «Таможенный менеджмент» (для регионов) в связи с необходимостью постоянного повышения уровня квалификации управленческих кадров таможенных органов;

- активное использование информационных технологий в процессе профессионального

обучения, формирования и совершенствования образовательного потенциала в сфере подготовки таможенных органов регионов;

- внедрение в образовательный процесс по специальности «Таможенное дело» дополнительных инновационных методов обучения студентов в рамках учебных дисциплин и различных спецкурсов. В этом плане обучение в вузе должно опираться на методологические принципы деятельностного подхода: деятельностный компонент в обучении неразделим с личностным - их можно разделить лишь теоретически, они неразрывно связаны, так как личность - это субъект деятельности, и именно деятельность определяет личностное и профессиональное развитие субъекта [7].

- использование нормативно-критериальных психологических требований к субъектам труда, охватывающих их определенные коммуникативные, интеллектуальные, эмоционально-волевые, социально-психологические и потребно-мотиваци-онные свойства для организации психолого-педагогического сопровождения современной профессиональной деятельности специалистов таможенных органов и повышения ее эффективности [8].

Одним из ключевых элементов кадровой политики таможенной организации выступают мероприятия по повышению мотивации работников таможенных служб [9]. Профессиональная деятельность специалистов таможенной службы связана с высоким уровнем ответственности, исполнением государственных, общенациональных интересов, необходимостью выполнения профессиональной деятельности в условиях определенных нормативных регламентов, соблюдением трудовой дисциплины и субординации. С целью побуждения к профессиональному развитию сотрудников таможенных органов и государственных гражданских служащих целесообразно разработать комплексную программу материальной мотивации. В связи с тем, что законодательство ограничивает специалистов таможенных органов в получении иных доходов, кроме основного места работы, заработная плата - это основной и, как правило, единственный источник доходов.

Разработка и внедрение подобной комплексной программы по определенным критериям качества трудовой деятельности может стабилизировать трудовую дисциплину, обеспечить систематическое повышение профессионального развития специалистов таможенных органов, корректировку инструкций, штатов, взаимоотношений с различными участниками внешнеэкономической деятельности и другое.

Применительно к вопросам совершенствования профессиональной подготовки специалистов таможенных органов представляется необходимым определить следующий круг рекомендаций (на уровне учебных центров ФТС России и институтов дополнительного образования Российской таможенной академии):

1) постоянное обновление рабочих программ дисциплин с учетом быстрого развития информатизации и законодательства в сфере таможенной деятельности;

1) регулярный мониторинг профессионализма специалистов таможенных органов;

2) совершенствование системы мотивации профессиональной деятельности с четко определенными критериями качества и результативности;

3) параллельное формирование в процессе профессиональной подготовки как общекультурных, так и профессиональных компетенций с закреплением практических навыков в профессиональной деятельности;

4) развитие профессионально важных качеств у специалистов таможенных органов, обеспечивающих выполнение профессиональной деятельности на высоком уровне, путем привлечения специалистов психологической службы таможенных органов [10];

5) профессиональная подготовка и повышение профессиональной компетентности специалистов таможенных органов (организация внутреннего обучения на рабочих местах). Данный формат обучения позволит более гибко и дифференцированно подойти к формированию и содержательному наполнению программ обучения, включить в образовательный процесс необходимое количество слушателей, более экономично распределять время проведения занятий. Кроме того, появляется возможность наметить индивидуальные образовательные планы (траектории) профессиональной подготовки специалистов таможенного дела;

6) использование экспертных листов для оценки эффективности профессиональной деятельности руководителей ФТС России, прошедших психологическое обследование [11];

7) внедрение современных методик подбора и определения профпригодности кандидатов на службу в таможенные органы, плановое перемещение кадров по службе на основе новых подходов к работе с резервом;

8) создание условий и системы работы с резервом на выдвижение, позволяющих выдвигать на руководящие должности наиболее профессионально подготовленных и достойных сотрудников.

Регулярное обеспечение профессионально-должностного и профессионально-квалификационного развития специалистов таможенных органов будет способствовать формированию профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для эффективного выполнения должностных функций сотрудниками, государственными гражданскими служащими, а также поможет четче знать свои права и обязанности. Профессионально-квалификационное развитие связано с обучением персонала, с самообразованием специалистов, а профессионально-должностное развитие связано с организацией (в данном случае - с таможенной), с карьерным продвижением по службе

на основе объективных критериев оценки трудовой деятельности каждого специалиста, с формированием резерва на выдвижение.

Сопровождение профессионально-долж-

ностного и профессионально-квалификационного развития специалистов таможенных органов предлагается реализовывать путем определенной последовательности действий, это:

1) определение целей и задач профессионального развития специалистов таможенной службы с учетом актуального состояния и стратегических перспектив развития;

2) выбор направлений программ профессиональной подготовки с учетом специфики выполняемой профессиональной деятельности;

3) определение времени реализации программ профессиональной подготовки в течение года, составление графика и расписания занятий, сроков и периодичности проведения программ;

4) формирование учебно-методического обеспечения программ: перечень компетенций, необходимых для исполнения профессиональной деятельности; разработка учебного курса с содержанием разделов и тем, учебных материалов для самостоятельной работы и тому подобное;

5) собственно профессиональная подготовка, а именно, организация обучения: подбор преподавателей, логистическое сопровождение слушателей, административная поддержка и контроль реализации программ, финансово-экономическое обеспечение обучения и тому подобное;

6) оценка эффективности профессиональной подготовки, обратная связь, модернизация образовательных программ.

Повышение эффективности и результативности профессиональной деятельности специалистов таможенных органов - актуальная, значимая и комплексная задача кадровых служб таможенных органов, которая определяется как существующей профессиональной подготовкой, переподготовкой и всеми требованиями таможенной службы, так и готовностью таможенных органов, в том числе региональных, обеспечивать и поддерживать систематическую работу по психолого-педагогическому сопровождению профессиональной деятельности специалистов таможенного дела [12].

Предваряя перспективы постоянного и системного профессионального развития специалистов таможенных органов в масштабах страны, целесообразно разрабатывать проекты, касающиеся вопросов профессиональной компетентности специалистов таможенных органов, сотрудников и государственных гражданских служащих; на региональном и ведомственном уровнях обосновывать системы мотивации специалистов с учетом результативности выполняемой деятельности и уровня профессионального развития; реализовывать на практике систему психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов таможенных органов.

Библиографический список:

1. Антоновский А.В., Коржан Д.И., Аксенов П.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности персонала таможенных органов: монография. Тверь: «СФК-офис», 2016. 196 с.

2. Антоновский А.В. Совершенствование методологии непрерывного профессионального образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2016. № 4. С. 31-42.

3. Антоновский А.В., Филиппова О.В., Коржан Д.И., Аксенов П.С. К вопросу об образовательном потенциале в сфере подготовки таможенных кадров (на примере Тверского региона) // Символ науки. 2016. № 12-2 (24). С. 153-161.

4. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 07.08.2017) «О стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.09.2017).

5. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ / под ред. Ю.П. Зинченко, И.А. Володарской. М.: Изд-во МГУ, 2007. 120 с.

6. Федотов С.Н., Цветков В.Л. О совершенствовании преподавания психологических дисциплин в образовательных организациях МВД России (обзор материалов заседания учебно-методической секции) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1 (60). С. 117-118.

7. Психология труда: учебник для бакалавров / под ред. А.В. Карпова. 2-е изд. М.: Издательство Юрайт. 2014. 350 с.

8. Чернышова О.В., Федотов С.Н. Теоретико-методологические основы исследования психологических факторов успешности профессиональной деятельности специалистов. Тверь: ЧуДо, 2011. 192 с.

9. Балыков П.Н., Гороховатский Л.Ю., Семерен-ко О.Н. Анализ динамики доминирующих мотивов увольнения должностных лиц органов Северо-Западного таможенного управления // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2014. № 3 (51). С. 297-302.

10. Балыков П.Н. Опыт организации, особенности и перспективы развития психологической службы таможенных органов Российской Федерации / Психологическое обеспечение деятельности силовых структур в современной России. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических служб. В 2-х тт. Т. I. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2012. С. 17-22.

11. Блохина Л.Н. Индивидуальные различия в психологической адаптации к условиям профессиональной деятельности у госслужащих таможенных органов // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 1. С. 79-89.

12. Коржан Д.И., Мурашко М.В. О необходимости совершенствования психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов таможенных органов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 168-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.