Научная статья на тему 'Совершенствование методологии непрерывного профессионального образования'

Совершенствование методологии непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / METHODOLOGY OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / THE SUCCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES / VOCATIONAL TRAINING / SKILL DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антоновский Александр Викторович

Статья посвящена вопросам совершенствования методологии непрерывного профессионального образования. В рамках технологического обеспечения непрерывного профессионального образования определены механизмы и направления, позволяющие обеспечить непрерывность и качество профессиональной подготовки. Обоснована необходимость создания и реализации на практике системы психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антоновский Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On improving the methodology of continuing professional education

The article is devoted to the improvement of the methodology of continuing professional education. Within the technology supporting of continuous professional education the mechanisms and directions are determined allowing to ensure continuity and quality of training. The necessity of creation and implementation of psycho-pedagogical support’s system to professional activity for specialists.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методологии непрерывного профессионального образования»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2016. №4

совершенствование методологии непрерывного профессионального образования

А. В. Антоновский

(кафедра общей психологии и психологии труда Тверского института экологии и права; e-mail: antonovsky@yandex.ru)

Статья посвящена вопросам совершенствования методологии непрерывного профессионального образования. В рамках технологического обеспечения непрерывного профессионального образования определены механизмы и направления, позволяющие обеспечить непрерывность и качество профессиональной подготовки. Обоснована необходимость создания и реализации на практике системы психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов.

Ключевые слова: методология непрерывного профессионального образования, профессиональное развитие, успешность профессиональной деятельности, профессиональное обучение, повышение квалификации, психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-36-01118

Непрерывное профессиональное образование становится предметом специального научного анализа к концу 1960-х гг. после того, как соответствующий термин периодически, а затем и регулярно стал появляться в материалах ЮНЕСКО [Цит . по 1]. Вполне закономерно, что в эволюционном плане образовательные акценты феномена непрерывного образования «сдвигаются, смещаются» с образовательных институтов и образовательных организаций в сторону личности, ее готовности к обучению, непрерывному образованию в течение всей жизни и реализации себя в профессиональной деятельности . Это связано как с высокой степенью глобализации социальных процессов, проникновением информатизации во многие сферы общественной жизни, так и с усложнением выполнения отдельных видов профессиональной деятельности и, соответственно, повышением образовательных требований к отдельному специалисту и уровню его профессиональной подготовки Как справедливо отмечает А . В . Карпов, существует организационный «путь» совершенствования способов и форм трудовой деятельности, который связан уже не только с усложнением и усовершенствованием труда как такового, но с познанием и развитием самого субъекта труда - человека, специалиста, профессионала в определенной сфере [2].

Гуманизацию трудовой деятельности, содействие развитию личности в ней в настоящее время фактически невозможно представить в отрыве от вопросов совершенствования методологии непрерывного образования специалистов

Современные исследования подтверждают, что анализ методологии непрерывного профессионального образования и совершенствования её технологической составляющей должен носить междисциплинарный характер [1, 3]. Более того, само понятие «непрерывное образование», широко используемое сейчас в образовании, СМИ, повседневной речи, следует воспринимать и понимать не столько в контексте ограничений профессиональных ожиданий и карьерных намерений, а больше - через призму развития человека как Личности и успешного профессионала .Собственный личностный опыт формирует ту необходимую ориентировочную основу, которая будет являться условием для самообразования на протяжении всей жизни

Говоря о совершенствовании в образовании, соглашаемся с мнением Р . Е . Пономарева, что данный принцип (совершенствования) задает критерии оценки развития образования, а затем уже и его роста [4]. Важно, что между ростом и развитием существует временной (в нашем случае и образовательный) вакуум, определить границы которого не представляется возможным . Это задает вектор изменений, вектор совершенствования в образовании, который, в свою очередь, определяет направление и характер изменений в современном российском непрерывном образовании, тем более при решении прикладных задач

Справедливо отмечает В Б Репида, что «от отношения к методологии образования зависят результаты образовательной деятельности» [3: 37]. Речь идет не только об образовательных программах «основного» порядка (ФГОСы в средних общеобразовательных школах, в системе среднего специального и высшего образования), но и о программах дополнительного профессионального образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации . Несовершенство алгоритмов и механизмов образовательных маршрутов, их соответствие / не соответствие государственным стандартам и социальным запросам практики, определенные «бюрократизмы» при принятии и дальнейшей реализации образовательных программ приводят нас к необходимости разработки механизмов и направлений, обеспечивающих непрерывность и качество профессиональной подготовки Нередко можно услышать, что речь идет о проектировании сред непрерывного образования личности

В настоящее время вопросы совершенствования методологии профессионального обучения и профессиональной подготовки становятся достаточно актуальными Этому способствуют различные факторы, среди которых можно выделить следующие

1) Динамика профессий - становится все больше и больше различных профессий и специализаций . В 2015 г. вышла вторая редакция специального тематического альманаха «Атлас новых профессий», который представляет собой комплексный анализ перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет [5]. Появление такого издания обусловлено запросами социально-экономической практики, оно помогает понять, какие отрасли в стране будут активно развиваться, какие будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты могут потребоваться работодателям . В атласе представлены профессии будущего, которые по исследованиям разработчиков могут стать актуальными и востребованными, и «профессии-пенсионеры», включающие в себя устаревающие интеллектуальные и рабочие профессии Очевидно, что динамично меняющийся рынок профессий требует оперативного ответа со стороны психологов и разработчиков образовательных программ с целью обеспечения оптимального взаимодействия личности и профессии

2) Динамика профессиональных знаний - даже в рамках конкретных специальностей и направлений подготовки требуются разнообразные и постоянно обновляющиеся знания . Не всегда за этой динамикой «успевают» организации, отдельные структуры того или иного учреждения и мы можем быть свидетелями «миграции в поисках лучшей жизни» квалифицированного специалиста в рамках определенной отрасли Можно встретить такой своеобразный индикатор, как «период полураспада компетентности» . Данное понятие было предложено и рассмотрено американским профессором А. Шапиро (термин, заимствованный из ядерной физики) и получило достаточно широкое распространение в сфере специалистов кадровой службы и управления персоналом Под периодом полураспада компетентности понимается время, за которое профессионализм работника снижается наполовину вследствие развития информационной среды трудовой деятельности [Цит . по 6]. Следует отметить, что период полураспада компетентности будет изменчивым в зависимости от области профессиональной деятельности специалиста, тем более, что темпы изменения данного параметра во времени сильно сокращаются

3) Изменение материальной базы конкретных профессий связано с высокоскоростным моральным, технологическим, техническим старением существующей материально-технической базы при выполнении задач профессиональной деятельности Современные специалисты вынуждены работать на устаревшем оборудовании и для решения актуальных проблем организации, с учетом возрастания роли информатизации, реально существующего потенциала существующего оборудования уже недостаточно

В контексте непрерывного профессионального образования важное и приоритетное значение приобретает образование взрослых и, прежде всего, представителей различных профессиональных групп . По сути, образование на протяжении всей жизни, непрерывное образование призвано содействовать самореализации взрослого человека, профессионала, на различных этапах его жизненного и профессионального пути . Проведенный анализ научной литературы показал, что для непрерывного профессионального образования взрослых характерны такие особенности, как наличие у обучающихся собственного жизненного опыта, выступающее нередко залогом успешного обучения; рефлексия получаемой информации применимо к специфике выполняемой профессиональной деятельности; возможность управления профессиональным образованием, выбор образовательных маршрутов; в идеале - практикоориентированная направленность программ обучения .

Рассматривая вопросы проектирования непрерывного профессионального образования, в контексте совершенствования образовательной среды, необходимо отметить, что основные стратегии обучения, логика непрерывного образования может выстраиваться по направлениям социализации и профильности В настоящее время это соотносится с наличием во ФГОСах общекультурных и профессиональных компетенций . Если первые направлены на формирование у обучающихся междисциплинарных связей, расширения социокультурного формата взаимодействия с окружающим миром, то вторые - на обеспечение усвоения обучающимися последовательного содержания будущей профессиональной деятельности

Указанные выше образовательные проблемные аспекты в полной мере относятся и к профессиональной подготовке ведомственных государственных служащих, в частности, специалистов таможенных органов Краткий анализ педагогических исследований, проведенных за последние годы в области разработки вопросов непрерывного профессионального образования, показал, что, во-первых, научных работ по педагогике в области профессиональной подготовки и педагогического сопровождения представлено мало; во-вторых, немалое число этих исследований было проведено достаточно давно [7, 8, 9, 10]; в-третьих, в подавляющем большинстве публикаций внимание уделяется профессиональной подготовке будущих специалистов таможенного дела во время обучения в вузе, а аспекты профессионального обучения и профессионального развития специалистов во время выполнения трудовой деятельности, совершенствования себя в профессии благодаря непрерывному образованию и саморазвитию, представлены пока недостаточно [10, 11, 12, 13] . Выражен дефицит специализированной учебной литературы для психологов, посвященной вопросам профессионального психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов

таможенных органов, среди наиболее удачных и используемых можно отметить «Рабочую книгу психолога таможенного органа» [14] Можно говорить о том, что совершенствование процессов непрерывного профессионального образования в области содержания программ непрерывного образования специалистов таможенных органов является предметом изучения незначительного круга исследователей

Что же касается анализа научных психологических исследований (а они не менее важны, так как предметом рассмотрения является профессиональная деятельность таможенника, динамика его профессионального становления и развития, что не может анализироваться без учета контекста профессиональной подготовки), то можно отметить, что приоритеты формируются вокруг определенных аспектов профессиональной адаптации и изучения некоторых личностных параметров сотрудников таможенных органов . К настоящему времени в современных исследованиях представлены прикладные аспекты проведения отдельных семинаров и тренинговых занятий для таможенников, а целостная система психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов таможенных органов пока не рассматривалась [15] Психологическое сопровождение должно быть направлено на развитие личностных ресурсов, профессиональной компетентности, конструктивных механизмов адаптации, повышение успешности профессиональной деятельности специалистов таможенных органов

Как справедливо отмечает П Н Балыков, начальник отдела координации работы психологов Управления государственной службы и кадров ФТС России, среди основных задач, стоящих перед психологами на ближайшую перспективу, следует выделить не только традиционные задачи, профессионального психологического плана (организация и проведение полиграфных исследований, организация экспертной оценки эффективности деятельности номенклатуры назначения ФТС России, совершенствование нормативной базы психологической службы и др ), но также и психолого-педагогическое сопровождение работы с резервом на выдвижение на вышестоящие должности, непрерывное профессиональное образование - повышение квалификации и профессиональную подготовку специалистов таможенных органов [16] Как ни парадоксально, с учетом вектора развития образования, именно психолого-педагогическая составляющая, понимание направлений профессионального образования к настоящему времени пока реализовано не достаточно и в не полном объеме .

Учитывая неизбежный междисциплинарный характер проводимых научных исследований, возрастающий характер напряженности и ответственности трудовой деятельности специалистов таможенных органов, внедрение федеральных государственных образовательных

стандартов в систему подготовки таможенных кадров и необходимость психолого-педагогического сопровождения работы специалистов таможенного дела, на стыке педагогики, психологии, образования возникает необходимость решения комплексной научной задачи совершенствования методологии непрерывного профессионального образования специалистов таможенных органов, направленной, в конечном итоге, на повышение эффективности и результативности труда таможенника, раскрытие специалиста в профессии, самореализацию на различных стадиях профессионального становления, формирование основы для самообразования в течение всей жизни [17]

Актуальность и значимость данной проблемы не вызывает сомнений и обусловлена рядом вышеуказанных объективных факторов, которые не могут быть реализованы без существенного реформирования существующей системы профессиональной подготовки и психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности таможенных и управленческих кадров, без разработки теоретико-методологического психолого-педагогического фундамента для практических действий . Обращаясь к подходам, которые лежат в основе профессиональной подготовки специалистов таможенного дела, можно выделить следующие: личностно-ориентированный - являющийся одной из новых форм организации обучения в современных условиях образовательного процесса; интегративный - учитывающий требования взаимной интеграции теоретического материала и практической подготовки; компетентност-ный - ориентированный на формирование в процессе обучения общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций; коммуникативный - предусматривающий активную коммуникацию и раскрытие потенциала обучающегося в ходе получения образования

Переходя непосредственно к вопросам совершенствования технологического обеспечения непрерывного профессионального образования специалистов таможенных органов, целесообразно отметить, что возникает необходимость сконцентрироваться на тех проблемных вопросах и аспектах, которые есть в настоящее время и могут быть решены с опорой на междисциплинарный подход и, при необходимости, путем привлечения смежных специалистов Как известно, образовательный процесс в таможенных органах представляется как социально обусловленный, он должен соответствовать нормативным документам таможенной службы РФ, определяется четкой профессиональной направленностью процесса обучения Профессиональная подготовка - это социальная система обучения конкретной профессии При профессиональном обучении важно помнить о следующем: определенные знания, умения, навыки, компетенции должны быть, с определенной долей условности, сформированы в рамках учебной деятельности с той целью, чтобы при «переносе» их в будущую профессиональную

деятельность степень адаптации данных диспозиций была минимизирована Система и технология обучения сотрудников в таможенных органах включает в себя общую структуру профессиональной подготовки, задаваемую извне (Закон об образовании в РФ) с учетом принципов обучения . Учитываются факторы, влияющие на качество усвоения учебного материала и качество обучения в целом; идет выбор определенных моделей обучения организационно-дидактического плана (например, внутреннее обучение - обучение на рабочих местах и т п ) Методология обучения выстраивается с учетом преемственности, непрерывности образования, субъектно-личностного подхода, с акцентом на зону ближайшего развития субъектов образовательного процесса

Проведенный анализ позволяет выделить следующие перспективные направления непрерывного профессионального образования специалистов таможенных органов

1) Обучение в Российской таможенной академии (РТА).

Учитывая влияние времени и требования современности, в институте дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации, институте правоохранительной деятельности и на факультетах повышения квалификации филиалов РТА могут быть реализованы программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам . Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в области таможенного дела Программы повышения квалификации направлены на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации

Значительный образовательный интерес, с позиции непрерывности профессионального образования, представляет Институт дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации РТА Данное структурное подразделение является основным структурным учебно-научным подразделением Академии, реализующим дополнительные профессиональные программы для должностных лиц таможенных органов

В рамках планирования основных направлений образовательной деятельности реализуется план обучения на календарный год Большую часть плана занимают программы повышения квалификации по различным направлениям профессиональной деятельности таможенных специалистов Примечательно, что с точки зрения форм реализации данных программ, немалое их количество проводится в форматах либо электронного обучения, либо электронно-очного обучения Очная форма обучения проводится по наиболее значимым программам, тем более с лицами, впервые принятыми на службу в таможенные органы

2) Переподготовка и повышение квалификации на базе Учебных центров региональных таможенных управлений (обучение в Учебных центрах ФТС России).

Данные Учебные центры организуют образовательный процесс в соответствии с законодательством в области дополнительного профессионального образования, действующими образовательными стандартами и принятыми на их основе ведомственными нормативными актами Предусмотрена реализация программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации с акцентами на совершенствовании нравственного, правового, эстетического воспитания сотрудников таможенного дела, формировании профессионально важных качеств для выполнения служебной деятельности

3) Организация обучения специалистов таможенных органов в системе Единой информационной системы в сфере закупок ^Щ>://ши>м>^аЫрЫ. gov.ru) на основе торгов на электронных федеральных площадках (Сбер-банк-АСТ, ЕЭТП, РТС-тендер и др.).

Данный современный формат организации, выбора и реализации образовательных программ специалистов таможенных органов позволяет гибко подходить к содержанию программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, экономически целесообразным образом выстраивать ценовую политику профессионального образования, контролировать качество образовательного процесса, определять требования к поставщику услуг (организации) и к исполнителю (лектору, тренеру, преподавателю)

4) Внутреннее обучение в таможенных органах.

Значительная роль в обучении таможенных кадров отводится профессиональному обучению непосредственно в таможнях . Обучение реализуется, как правило, психологами на рабочих местах В процессе психологической подготовки руководителей и сотрудников, психологи, кроме обычных лекционных и семинарских занятий, могут использовать тренинговые занятия как достаточно эффективные виды психолого-педагогического воздействия Каждое региональное таможенное управление располагает специалистами, имеющими профильную методическую подготовку . Направленность занятий с таможенниками достаточно широка и может быть представлена лекциями и полевыми занятиями по психологии взятки, эффективной профессиональной коммуникации, командообразованию, управлению конфликтами, ведению переговоров, принятию решений и др . [16, 18].

5) Работа с резервом таможенных кадров.

Современная практика показывает недостаточность психолого-педагогической работы с резервом выдвижения на руководящие должности таможенной службы Если психологическое обеспечение является составным компонентом кадровой работы и представлено такими

основными видами деятельности психолога, как психологическая диагностика, профессиональное консультирование и др , то педагогическое сопровождение - развитие профессиональной компетентности специалиста в резерве, повышение уровня выраженности профессиональных компетенций - пока находится в процессе активизации и определения механизмов деятельности

Предлагаемая логика образовательных направлений, позволяющая обеспечить непрерывность и качество профессиональной подготовки, позволяет правомерно ставить вопрос о целостности образовательного пути специалиста, профессионала (по аналогии с целостностью и сценарием развития жизненного пути человека) Развитие человека, профессионала в определенной сфере детерминировано как внешними событиями (политическими, социально-экономическими, культурными и др ), так и проявлением себя в жизненных ситуациях, коммуникациях в профессиональной деятельности, где степень выраженности активности, поведения и рефлексии может достигать весомых значений для личности Применимо к занятости и труду важно понимать, что выполняемая деятельность должна способствовать личностной самореализации и самораскрытию ресурсов специалиста в ходе выполнения профессиональной деятельности . Образование с точки зрения экономики и сейчас рассматривается как «интеллектуальное» вложение, как потенциальная возможность повышения производительности и эффективности будущей профессиональной деятельности специалистов Развитие рынка образовательных услуг, открытость и публичность образовательных программ, информатизация и «скорость» образования, междисциплинарный характер профессионального обучения указывает на необходимость выхода образования, профессиональной подготовки в сферу экономики и управления . Это позволит проводить как обобщение уже имеющихся форматов непрерывного профессионального образования, так и уделять внимание экспертной оценке экономически и содержательно значимых моделей с обязательной обратной связью и получаемыми результатами Продолжающаяся модернизация образования концентрирует направления работы специалистов-практиков в сфере непрерывного профессионального образования и профессиональной подготовки специалистов и определяет основные направления разработки профессиональных программ Данное обстоятельство позволяет вносить элементы новизны в содержание программ обучения

Таким образом, проведенный анализ совершенствования методологии непрерывного профессионального образования позволяет нам отметить следующее: непрерывное профессиональное образование развивается именно в ключе «непрерывности» жизненного и профессионального пути человека, специалиста, Личности .

Современные глобализационные тенденции и высокий уровень развития информатизации нашего общества на первый план выдвигают уже не столько получение второго или третьего «образований», сколько овладение необходимыми компетенциями, обеспечивающими определенный уровень эффективности и результативности выполнения профессиональной деятельности Реализовать данные требования могут программы дополнительного профессионального образования, а также самообразование

Совершенствование профессионального образования важно для повышения эффективности профессиональной деятельности ведомственных государственных служащих, специалистов таможенных органов, и может осуществляться по различным направлениям, например: обучение в РТА; профессиональная подготовка в Учебных центрах ФТС России; внутреннее обучение; психолого-педагогическая работа с резервом таможенных кадров; организация специального обучения и профессиональной переподготовки специалистов таможенных органов в системе Единой информационной системы в сфере закупок . Уместно говорить о формировании системы многоступенчатого обучения и психолого-педагогическом сопровождении профессиональной деятельности специалистов таможенных органов, при котором формирование и приращение профессионально ценных компетенций, профессионально важных качеств может происходить параллельно с выполнением профессиональной деятельности, накоплением практического опыта в профессии .

Примечательно, символично и значимо - 25 октября 2016 г. исполнилось 25 лет Таможенной службе Российской Федерации Предлагаемый формат совершенствования методологии непрерывного профессионального образования специалистов таможенных органов может выступить основой для реализации государственной целевой программы профессиональной подготовки и непрерывного профессионального образования (в динамике профессионального развития) кадров таможенного дела, с опорой на модель психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности

Список литературы

1 . Колесникова И . А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследований // Непрерывное образование: XXI век . 2013 . Том I . № 1 (1). С. 2-18.

2. Психология труда: учебник для бакалавров / А. В . Карпов [и др. ]; под ред . А. В. Карпова. 2-е изд . М . : Издательство Юрайт, 2014. 350 с.

3 . Репида В . Б . Методология подготовки специалистов: общее образование - профессиональная подготовка - трудовая деятельность // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2012. № 2 . С . 37-49.

4 . Пономарев Р . Е. Рост, развитие и совершенствование в образовании // Вестник Московского университета Серия 20 Педагогическое образование. 2013 . № 1 . С. 31-37.

5. Атлас новых профессий (URL: http://atlas100. ru/ 01. 10. 2016)

6 . Козлова О . П . Дополнительное профессиональное образование как программа поддержки профессиональной карьеры преподавателя вуза / Экономические, экологические и социокультурные перспективы развития России, стран СНГ и ближнего зарубежья . Материалы II Международной научно-практической конференции / отв . ред . И . Г . Воробьева . Новосибирск: НФ РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2015. С. 156-162.

7 Крупченко А К Построение образовательных программ в системе непрерывного профессионального образования сотрудников таможенных органов: на примере иноязычного обучения: дисс .... канд . пед . наук . М . , 1999. 222 с

8 . Лутовинов А. И. Индивидуализация и дифференциация обучения в процессе подготовки слушателей Российской таможенной академии: дисс ... доктора пед . наук . М . , 2001. 237 с.

9 . Алексеева Л . Н . Модель первоначальной профессиональной подготовки вновь принятых сотрудников таможенных органов как составная часть концепции непрерывного образования // Ученые записки Санкт-Петербургского им В Б Бобкова филиала Российской таможенной академии 2001 № 2 (15). С. 240-255.

10 . Завьялов Н . В . Педагогические основы использования моделей дифференцированного обучения в образовательном процессе Российской таможенной академии: дисс .... канд . пед . наук. М . , 2003. 151 с.

11 Балашова Е Д Методические особенности использования дистанционных образовательных технологий при переподготовке и повышении квалификации работников таможенных органов // Известия Российского государственного педагогического университета им . А . И . Герцена . 2007. Том 40 № 16 С 338-343

12 . Гордиенко Е. А . Современные подходы к профессиональной подготовке будущих специалистов таможенного дела // Вестник Костромского государственного университета им . Н . А. Некрасова . Серия «Педагогика . Психология . Социальная работа . Ювенология . Социокинетика» . 2014. Том 20 . № 2. С . 91-94.

13 . Красильников А. Ю . Роль подготовки начальников подразделений таможенных органов и наставников к педагогической работе по воспитанию профессиональной ответственности стажеров в период прохождения стажировки в таможенных органах РФ // Гуманизация образования 2008 № 1 С. 7-11 .

14. Съедин С . И . , Колобова И . Н . , Деркач А. А . Рабочая книга психолога таможенного органа . М . : РИО РТА, 1998. 268 с.

15. Женжеруха Р . И . Опытно-экспериментальная проверка эффективности социально-психологического тренинга как средства формирования социокультурной компетентности специалистов таможенных служб // Вестник Калининградского филиала юридического института МВД России . 2011 . № 2 (24). С . 176-180.

16 . Балыков П . Н . Опыт организации, особенности и перспективы развития психологической службы таможенных органов Российской Федерации / Психологическое обеспечение деятельности силовых структур в современной России . Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических служб, Санкт-Петербург, 23-24 ноября 2012 г. Том I. СПб . : Изд-во «Санкт-Петербургский имени В . Б . Бобкова филиал РТА», 2012 . С . 17-22.

17 . Леньков С . Л . , Зиньковский А . К. , Антоновский А. В . Защитно-совла-дающее поведение как фактор профессионального здоровья и эффективности работы учителя // Вестник Московского университета Серия 20 Педагогическое образование . 2011 . № 1. С. 23-36.

18 . Аграшенков А . В . , Гороховатский Л . Ю . , Лагун А . В . Психологическая подготовка должностных лиц таможенных органов: вчера, сегодня завтра / Психологическое обеспечение деятельности силовых структур в современной России . Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических служб, Санкт-Петербург, 23-24 ноября 2012 г. Том I. СПб . : Изд-во «Санкт-Петербургский имени В Б Бобкова филиал РТА», 2012 С 11-16

on improving the methodology of continuing professional education

A. V. Antonovsky

The article is devoted to the improvement of the methodology of continuing professional education. Within the technology supporting of continuous professional education the mechanisms and directions are determined allowing to ensure continuity and quality of training. The necessity of creation and implementation of psycho-pedagogical support's system to professional activity for specialists.

Key words: methodology of continuous professional education, professional development, the success of professional activities, vocational training, skill development, psychological and pedagogical support of professional activity.

Сведения об авторе

Антоновский Александр Викторович - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей психологии и психологии труда Тверского института экологии и права. Тел. (4822) 42-06-55. E-mail: antonovsky@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.