Научная статья на тему 'Научно-прикладные основания профориентации: теория и практика'

Научно-прикладные основания профориентации: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1901
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / CAREER GUIDANCE / МЕТОДОЛОГИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / METHODOLOGY OF PROFESSIONAL ORIENTATION ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПРОФОРИЕНТОЛОГИЯ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL ORIENTOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорожкин Евгений Михайлович, Зеер Эвальд Фридрихович

Анализируются теоретико-методологические основы профориентации в современном постиндустриальном обществе: принципы, подходы, концептуальные установки. В качестве тематического ядра рассматривается профессиональное самоопределение личности. Приводятся основные профессиоведческие научно-прикладные дисциплины. Обосновывается новая научно-образовательная отрасль профориентология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорожкин Евгений Михайлович, Зеер Эвальд Фридрихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Applied scientific foundations of professional orientation: theory and practice

This article analyzes the theoretical and methodological foundations of professional orientation in the modern post-industrial society: principles, approaches, conceptual attitudes. The principles include the principle of co-development of personality, education and professions, the interaction principle of individual, personal and professional development, the principle of social and occupational mobility, the principle of consolidation of business resources, enterprises and educational institutions. The essential characteristics of the methodology are the logic-evolutionary system, context-competence, project and personal approaches. Conceptual attitudes are fulfilled in the following areas: The development of a unified professional orientation system; Development of information environment; Training, retraining and advanced training of specialists in the field of career guidance. Depending on the changes in socio-economic conditions of professional development and on the change of leading activity the following professional stages of human evolution are distinguished: optation, training, social and professional adaptation, professionalization and akmeprofessionalizma. The professional self-determination of the individual is considered to be a thematic core. Professional formation is accompanied by alternative development paths. The article discusses the main professional oriented applied scientific disciplines: pro-fessiology, profession concealing, profession orientology which provide design and implementation of professional orientation. The new research and education sector is proved profession orientology, its purpose and objectives are stated. The need for training of specialists in this area is emphasized within the scope of master educational program on the basis of higher education (Specialist's and Bachelor's degree) of any profile awarded as a specialist of profession orientation. The types and functions of this work are presented. They include: instruction and preliminary career counseling; prevention of possible deviations, failures of professional self-determination; career concealing of students, teachers, parents, members of employment services; correction and developing work with students, graduates, unemployed youth, unemployed citizens; professional diagnostics of students; scientific and methodological support of career guidance; psychological and educational support of professional development of students and the quality examination of professional oriented activities in educational organizations. In conclusion the importance of personality in the socio-professional self-determination and the purpose of developing professional oriented competence are emphasized.

Текст научной работы на тему «Научно-прикладные основания профориентации: теория и практика»

УДК 37.048.4.01

НАУЧНО-ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Е.М. Дорожкин, Э.Ф. Зеер

Российский государственный профессионально-педагогический университет

(Екатеринбург, Россия)

Исследование выполнено в рамках госзадания Министерства образования и науки Российской Федерации 2014/393, НИР 1134.

Аннотация. Анализируются теоретико-методологические основы профориентации в современном постиндустриальном обществе: принципы, подходы, концептуальные установки. В качестве тематического ядра рассматривается профессиональное самоопределение личности. Приводятся основные профессиоведческие научно-прикладные дисциплины. Обосновывается новая научно-образовательная отрасль - профориентология. Ключевые слова: профориентация; методология профориентационной деятельности; профессиональное самоопределение; профориентология.

Введение в проблему

В настоящее время существенно изменяются задачи, содержание и методы сложившейся системы профессиональной ориентации. Ее цель - подготовка личности к выбору профессии в интересах экономики и государства - утратила свою актуальность. В постиндустриальном обществе акцент делается на профессиональное самоопределение, которое выступает основным механизмом профессионального развития человека. Профессиональное самоопределение осуществляется в форме проектирования индивидуальных профессионально-образовательных маршрутов на основе сформированных профессиологических компетенций. Актуальным становится формирование у учащихся про-фессиоведческой компетентности, готовности и способности к проектированию индивидуально ориентированных сценариев своей карьеры. При этом следует иметь в виду, что фактором выбора этого пути становятся интересы, склонности, способности личности, а не потребности экономики.

Сложившаяся в России система профориентации не соответствует потребностям постиндустриального общества, поскольку:

- сформированная в общеобразовательных учреждениях и обществе в целом установка на организацию профориентационной работы связана чаще всего с ориентацией и подготовкой выпускников к поступлению в высшие учебные заведения;

- сложилось общественное мнение о престижности (непрестижности) учреждений различного уровня профессионального образова-

67

Е.М. Дорожкин, Э. Ф. Зеер

ния, и, как следствие, сохраняется дисбаланс количества выпускников высшего, среднего и начального профессионального образования;

- недостаточным является уровень готовности педагогических кадров к организации профориентационной работы со школьниками и учащейся в профессиональной школе молодежью в условиях социально-профессиональной нестабильности;

- отсутствует единая информационная система профориентации в области;

- имеет место недооценка роли профориентационного партнерства с различными современными рынками: рынком технологий, рынком квалификаций, рынком родительских ожиданий и притязаний подростков и молодежи;

- отсутствует скоординированная система управления качеством организации профориентационной работы с учащейся молодежью.

Негативное влияние этих факторов усугубляется отсутствием системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области профориентации: профориентологов, профконсультантов, профдиагностов.

Методология профессионально-ориентационной деятельности

Профессиональная ориентация (фр. - установка) - комплекс социально-экономических и психолого-педагогических мероприятий, направленных на содействие личности в реализации себя с начала формирования профессионально-ориентированных интересов и склонностей до завершения профессиональной жизни. Этот длительный процесс сопровождают семья, образовательные организации, учреждения, предприятия, службы занятости, органы управления и государство. Основным же субъектом выступает профессионально самоопределяющаяся личность, которая в соответствии со своими индивидуально-психологическими характеристиками обеспечивает социальноэкономические потребности общества и государства.

Профессиональную ориентацию следует рассматривать как проектирование и самопроектирование профессионального настоящего и будущего человека в течение жизни. Реализуется эта деятельность в определенной временной последовательности в логике профессионального становления: с начала формирования профессиональных интересов, склонностей до завершения трудовой деятельности. Ее структурными составляющими являются цели, мотивы, действия (компетенции) и результаты. Управление процессом предполагает сопровождение, рефлексию, мониторинг, коррекцию, оценку и контроль.

Как любая системная и многофункциональная деятельность профориентация имеет свою методологию. Уточним это положение. Традиционно понятие «методология» рассматривалось лишь как органи-

68

Научно-прикладные основания профориентации

зация исследовательской деятельности. Однако в последние годы в отечественной педагогической науке развивается новый подход к определению методологии. При этом подчеркивается, что научная деятельность является лишь одним из специфических видов деятельности. По утверждению академика РАО А.М. Новикова, понятие «методология» распространяется и на практическую деятельность [1. С. 14]. Известный теоретик отечественной педагогики В.В. Краевский рассматривал методологию как способ, средство связи науки и практики [2.

С. 24].

Основываясь на работах этих ученых методологов, можно методологию профориентации определить как систему принципов, подходов и способов организаций и построения теоретической и практической деятельности.

Целевая ориентация методологических принципов состоит в обозначении теоретико-прикладных первоначал проектирования и реализации субъектами профориентационной деятельности на всех стадиях профессионального становления личности. Назовем основные принципы.

Принцип соразвития личности, образования и профессии в профессионально-образовательном пространстве основывается на признании возможного и действительного, потенциального и реального. Из этого принципа следует признание социально-профессионального саморазвития личности, детерминация «созвездий возможностей», а также компенсаторное приспособление личности к изменяющимся системам образования и многомерной профессиональной деятельности.

Принцип взаимодействия индивидуального, личностного и профессионального развития. На индивидуальное развитие решающее влияние оказывают биологические факторы, на личностно-психические особенности - социально-экономические факторы и ведущая (профессиональная) деятельность. Ведущие личностные характеристики человека - мотивы, интеллект, эмоционально-волевая сфера, а также характеристика человека как индивида, наследственность, особенности организма, состояние здоровья, физическая и психическая энергетика - определяют профессиональные его достижения. Данный принцип концентрирует внимание педагогов и разработчиков процесса проектирования профориентации на взаимовлиянии индивидуального развития человека, личности и профессионального его становления.

Принцип социально-профессиональной мобильности означает возможности самоорганизации личности по построению альтернативных сценариев профессионального становления, профессионального самоопределения в изменяющемся мире профессий и проектирование своего профессионального будущего. Этот принцип предусматривает соотнесение своего профессионально-психологического потенциала с характеристиками профессий.

69

Е.М. Дорожкин, Э. Ф. Зеер

Принцип консолидации ресурсов бизнеса, предприятий, образовательных организаций, общественных институтов и государства в развитии профориентации. В контексте децентрализации этих организаций возрастает значение социального партнерства на основе государственно-общественных кластеров. В качестве координирующего органа уже выступают создаваемые в стране ресурсные центры профориентации и трудоустройства, а также многофункциональные центры прикладных квалификаций.

Существенной характеристикой методологии профориентации являются ее подходы - смыслообразующие положения организации деятельности. Основываясь на целевой ориентации профориентации (обеспечение оптимального взаимодействия личности с миром труда), мы отобрали следующие подходы: логико-эволюционный, системный, контекстно-компетентностный, проектный (проектно-ориенти-

рованный) и личностный.

Логико-эволюционный подход предполагает рассмотрение педагогических процессов и явлений в их развитии, становлении. В основе этого подхода лежит положение о том, что суть психического явления может быть понята лишь при изучении его происхождения. Следовательно, чтобы раскрыть сущность личностно-развивающего образования, нужно рассмотреть становление моделей развивающего образования в контексте социально-экономической ситуации.

Системный подход заключается в изучении процесса как целостного объекта, состоящего из взаимосвязанных элементов. Основной акцент делается на выявлении многообразных связей и отношений, включая взаимоотношения с внешней средой. Характеристики профориентации как целостной системы определяются не столько суммированием свойств ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры и системообразующими связями и отношениями.

Контекстно-компетентностный подход ориентирует образование не только на освоение знаний, но и на формирование проектной культуры, которая подразумевает использование продуктивных технологий подготовки специалистов: рефлексивного обучения, обучения методом кейсов, проектного обучения, метода направляющих текстов и др., максимально моделирующих реальную профессиональную деятельность. Построение профессионального образования в логике конктекстно-компетентностного подхода ориентировано на освоение нестандартных форм и моделей реальной профессиональной деятельности.

Проектный подход предусматривает реализацию профориентации отдельным человеком, организациями, предприятиями и общественными учреждениями. Проектный подход можно рассматривать как совокупность индивидуальных и коллективных проектов. Каждый проект от возникновения идеи до полного его завершения проходит

70

Научно-прикладные основания профориентации

этапы проектирования, выполнения программы, оценки реализованного проекта и определения его коррекции и выдвижения нового проекта.

Личностный подход предполагает признание главной движущей силой профессионального развития саму личность, ее потребность в самоактуализации своего личностно-профессионального потенциала. Ориентация на личность означает, что содержание образования, организационные формы, технологии обучения подчинены удовлетворению потребности обучаемого быть личностью.

Профессиональное самоопределение человека

В современных условиях постиндустриального общества традиционное понимание профессиональной ориентации как деятельности по оказанию помощи населению в выборе, подборе или перемене профессии с учетом индивидуальных интересов личности и потребности рынка труда утратило свое значение. Более актуальным стало профессиональное самоопределение человека в течение жизни.

Уточнение своего места в мире профессий, выборе конкретной специальности, осмысление социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни молодежи. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает ею тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности), места работы.

Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем определяет логику профессионального становления личности. В зависимости от изменения социально-экономических условий профессионального развития, смены ведущей деятельности выделяют стадии становления, которые соотносятся с возрастными особенностями человека. Каждой стадии становления присущи особенности профессионального самоопределения и форм профессиональной ориентации.

Началом данного процесса является зарождение профессионально-ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (0-12 лет). Это стадия аморфной оптации.

Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональное училище, техникум, вуз). Социальная ситуация характеризуется новой социальной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в

71

Е.М. Дорожкин, Э. Ф. Зеер

коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятельность - профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведения, а в случае поступления на работу сразу после окончания школы ее продолжительность может быть значительно сокращена (до одного-двух месяцев).

После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер.

По мере освоения профессии личность все больше погружается в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работника способами. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию новой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностно-сообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста.

Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации, на котором происходит становление профессионала.

На этой стадии профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления индивидуализируется и зависит от психологических особенностей личности. Но в целом каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности.

И лишь часть работников, обладающих творческими потенциями, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации, переходит на следующую стадию - стадию акмепрофессионализма и становления суперпрофессионала, или эксперта.

Мы рассмотрели логику профессионального становления в рамках одной профессии, однако, по данным Министерства труда Российской Федерации, до 50% работников меняют в течение трудовой жизни профиль своих профессий, т.е. последовательность стадий нарушается. В условиях безработицы человек вынужден повторять отдельные стадии вследствие вновь возникающих проблем профессионального само-

72

Научно-прикладные основания профориентации

определения, профессиональной переподготовки, адаптации к новой профессии и новому профессиональному сообществу.

Это порождает огромное количество альтернативных траекторий профессионального развития, которые одних приводят к самореализации в профессиональной деятельности, других - к постепенному угасанию профессиональных функций, третьих - к саморазрушению личности.

Научно-прикладные дисциплины профориентации

Научно-методическое обеспечение продуктивности профориентации осуществляется комплексом личностно- и профессиональноориентированных дисциплин (профессиология, профориентология, профконсультирование). Единство этих дисциплин обусловлено общим объектом. Различия лежат в плоскости предмета изучения закономерностей взаимодействия человека с профессией.

Предметом профессиологии является психологическая характеристика профессиональной деятельности человека: классификация профессий, профессиография, проектирование стандартов профессий, подготовка педагогов профессионального обучения и др.

Предметом профориентологии выступает профессиональное становление человека, периодизация и индивидуальные маршруты профессионального развития, кризисы, деструктивные изменения, стратегии и тактики профессионального развития.

Предмет профконсультирования - психологическая помощь человеку, испытывающему трудности в профессиональном самоопределении, в профессиональной жизни и межличностных отношениях в трудовых группах и коллективах.

Базовыми науками этих прикладных дисциплин являются психология труда и возрастная психология.

Психология труда - область психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека (процессы и состояния, особенности личности) в процессе его труда.

Возрастная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека - от рождения до старости [3. С. 7-9].

Тематическим ядром, смыслообразующим фактором рассмотренных дисциплин является профессия, объектом исследования - взаимодействие человека с профессией, предмет каждой дисциплины отличается, что и становится основанием их дифференциации. В таблице приведены отличительные признаки научно-прикладных дисциплин профессиональной ориентации.

73

Е.М. Дорожкин, Э. Ф. Зеер

Научно-прикладные дисциплины профориентации

Отрасль Предмет изучения Область практической деятельности

Профессиология Феноменология профессий: характеристика, классификация, профессиональное развитие человека как субъекта труда Профессиография, проектирование стандартов профессии, психодиагностика профессиональной деятельности, подготовка педагогов профессионального обучения

Профориентоло -гия Психология профессионального становления человека. Гармонизация отношений человека с профессией. Становление профессиональной идентичности Психодиагностика профессионального развития (профпригодности); актуализация профессиональнопсихологического потенциала субъекта труда, психологическое сопровождение профессионального становления, психотехнологии преодоления психологических барьеров развития, коррекция профессионального становления

Профконсульти- рование Индивидуальноориентированная психологическая помощь субъекту профессиональной деятельности в проблемных ситуациях Содействие профессиональному развитию, нахождение новых (альтернативных) вариантов профессиональной жизни, снятие психической напряженности

Психология труда Психологические закономерности и особенности трудовой деятельности Трудовая деятельность: ее психофизиологические и исполнительские характеристики

Возрастная психология Психологические закономерности развития личности в онтогенезе Психическое развитие личности в онтогенезе

Профориентология - новая профессионально-образовательная дисциплина

Дорожной картой Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Создание национальной системы компетенций и квалификаций» (НСКК) предусмотрено введение ставки психолога-профконсультанта по профессиональному ориентированию в 80% школ к 2016 г. (Подпроект 1 «Профессиональное ориентирование и развитие школьников и молодежи»).

К сожалению, о подготовке специалистов по профориентации для системы начального и среднего профессионального образования в этом проекте ничего не сказано. Однако чтобы обеспечить подготовку востребованных экономикой специалистов в профессиональной школе, нужно не только осуществить набор учащихся, но и создать условия становления полноценного человека труда. Формирование контингента учащихся и сопровождение их профессионального развития есть прерогатива новой научно-прикладной дисциплины - профориентологии.

Профориентология - научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и

74

Научно-прикладные основания профориентации

закономерности профессионального становления личности. Основными разделами профориентологии как интегративной учебной дисциплины являются методология профессионализации, профессиональное самоопределение, дифференцированное профессиографирование и профессиональная ориентация.

В учебные планы педвузов профориентология введена сравнительно недавно. Первые учебные пособия появились в 2005 г. [4].

Дисциплина «Основы профориентологии» ориентирована на подготовку педагогов, психологов и специалистов служб занятости, ресурсных центров профориентации и трудоустройства.

Цель профориентологии - оказание субъектам профессионального становления психологической и педагогической помощи при выборе профессии, в процессе карьерного роста, а также актуализация профессионально-психологического потенциала личности.

Задачи профориентологии:

1. Формирование профессиоведческой компетентности: ознакомление с миром профессий, классификацией и социально-психологической характеристикой профессий, типовыми сценариями профессиональной биографии.

2. Развитие профессиоведческих компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетингу, способностей в области проектирования своего карьерного роста и др.

3. Обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека с начала профессиональной дифференциации интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии.

Подготовку специалистов по профориентологии целесообразно осуществлять по магистерской образовательной программе. На основе высшего образования (специалитета и бакалавриата) любого профиля с присвоением квалификации «профориентолог» - педагог профессионального обучения; отрасль - профориентация (профориентология).

Профориентолог объединяет деятельность профориентатора и профконсультанта и осуществляет следующие виды трудовой деятельности:

- организация профориентационной работы в общеобразовательной и профессиональной школе;

- проведение профконсультационной работы: профдиагностика, психологическое сопровождение;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проектирование учебно-образовательных профессиограмм;

- научно-методическое обеспечение непрерывной программы формирования у обучающихся профориентологической компетентности;

- обеспечение адаптации обучающихся и их трудоустройство.

75

Е.М. Дорожкин, Э. Ф. Зеер

Основные трудовые функции профконсультанта и профориен-толога:

- профессиоведческое просвещение субъектов профориентации;

- профилактика возможных отклонений, неудач профессионального самоопределения;

- профконсультирование субъектов профориентации: обучающихся, педагогов, родителей, работников служб занятости и др.;

- коррекционно-развивающая работа с обучающимися, выпускниками, нетрудоустроенной молодежью, незанятым населением;

- профессиональная диагностика обучающихся;

- научно-методическое обеспечение профориентационной работы;

- психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления обучающихся и экспертиза качества профориентации образовательных организаций.

Дополнительные трудовые функции:

1. Работа в службах социальной поддержки и центрах занятости населения.

2. Работа в отделах развития персонала организаций и предприятий.

3. Работа в ресурсных центрах развития профессионального образования и трудоустройства.

4. Работа в центрах профориентации.

5. Работа в качестве эксперта в системе ювенальной юстиции.

Таким образом, целевой ориентацией профориентологии в современных условиях становится содействие обучающимся в нахождении своего места в мире труда, оказание помощи в преодолении трудностей профессионального самоопределения, построения альтернативных сценариев реализации себя не только «здесь и теперь», но и в будущем.

Личностно-ориентированное и профессиональное самоопределение

Основная функция содействия профессиональному самоопределению принадлежит самой личности. А для этого она должна стать субъектом профессионального самоопределения и обладать необходимыми компетенциями:

- знать потребности региона в кадрах и возможности профессионального образования;

- иметь представление об основных группах профессий и технологиях их выполнения;

- уметь осуществлять осознанный и ответственный выбор маршрута своего образовательного и профессионального становления;

- владеть способами противостояния внешним манипулятивным воздействиям средств массовой информации, пропаганды профессиональной школы и коммерческих организаций;

76

Научно-прикладные основания профориентации

- проявлять готовность к профессиональному самоопределению на основе учета своих образовательных возможностей и индивидуально-психологических особенностей;

- быть готовым к социально-экономической неопределенности своего профессионального будущего.

Формирование этих профориентологических компетенций необходимо осуществлять уже в общеобразовательной школе, при изучении образовательной области «Технология», осуществлении предпрофильной подготовки и профильного обучения и, конечно, в профессиональной школе.

Содействие полноценному становлению учащейся молодежи обусловливает необходимость кардинальной модернизации системы трудового воспитания в школе, переструктурирования профессионального образования, создания современной системы профориентации.

Важным условием решения этих проблем является кадровое обеспечение непрерывного профессионального самоопределения обучающихся.

Преодоление асимметричного профессионального будущего возможно путем развития психологической компетентности, разработки альтернативных сценариев профессиональной жизни, повышения профессиональной активности, создания оптимистической профессиональной перспективы, усиления «авторства» своей профессиональной жизни, определения новых смыслов профессиональной деятельности, согласования амбивалентных установок и отношений, постоянного повышения своего профессионального образования, снижения уровня притязаний, предвидения возможных трудностей и потерь.

Литература

1. Новиков А.М. Методология образования. М. : Эгвес, 2002. 320 с.

2. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара : Изд-во Са-

марского государственного педагогического института, 1994. 164 с.

3. Психология профессионального консультирования / Э.Ф. Зеер и др. ; под ред.

Э.Ф. Зеера. Екатеринбург, 2009. 246 с.

4. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Основы профориентологии. М. : Выс-

шая школа, 2005. 159 с.

APPLIED SCIENTIFIC FOUNDATIONS OF PROFESSIONAL ORIENTATION: THEORY AND PRACTICE

Dorozhkin Evgeny M., Zeer Evald F. Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russian Federation).

E-mail: [email protected]; [email protected]

Keywords: career guidance; methodology of professional orientation activity; professional self-determination; professional development; professional orientology.

77

Е.М. Дорожкин, Э. Ф. Зеер

Abstract

This article analyzes the theoretical and methodological foundations of professional orientation in the modern post-industrial society: principles, approaches, conceptual attitudes. The principles include the principle of co-development of personality, education and professions, the interaction principle of individual, personal and professional development, the principle of social and occupational mobility, the principle of consolidation of business resources, enterprises and educational institutions. The essential characteristics of the methodology are the logic-evolutionary system, context-competence, project and personal approaches.

Conceptual attitudes are fulfilled in the following areas:

- The development of a unified professional orientation system;

- Development of information environment;

- Training, retraining and advanced training of specialists in the field of career guidance.

Depending on the changes in socio-economic conditions of professional development and on the change of leading activity the following professional stages of human evolution are distinguished: optation, training, social and professional adaptation, professionalization and akmeprofessionalizma. The professional self-determination of the individual is considered to be a thematic core.

Professional formation is accompanied by alternative development paths.

The article discusses the main professional oriented applied scientific disciplines: pro-fessiology, profession concealing, profession orientology which provide design and implementation of professional orientation.

The new research and education sector is proved - profession orientology, its purpose and objectives are stated. The need for training of specialists in this area is emphasized within the scope of master educational program on the basis of higher education (Specialist’s and Bachelor’s degree) of any profile awarded as a specialist of profession orientation. The types and functions of this work are presented. They include: instruction and preliminary career counseling; prevention of possible deviations, failures of professional selfdetermination; career concealing of students, teachers, parents, members of employment services; correction and developing work with students, graduates, unemployed youth, unemployed citizens; professional diagnostics of students; scientific and methodological support of career guidance; psychological and educational support of professional development of students and the quality examination of professional oriented activities in educational organizations.

In conclusion the importance of personality in the socio-professional self-determination and the purpose of developing professional oriented competence are emphasized.

References

1. Novikov A.M. Metodologiya obrazovaniya [Methodology of education]. Moscow, Egves Publ., 2002. 320 p.

2. Kraevskiy V.V. Metodologiya pedagogicheskogo issledovaniya [Methodology of pedagogical research]. Samara, State Pedagogical Institute Publ., 1994. 164 p.

3. Zeer E.F., Lopes E.G., Pavlova A.M., et al. Psikhologiyaprofessional'nogo konsul'ti-rovaniya [Psychology of professional counseling]. Yekaterinburg, Russian State Professional Pedagogical University Publ., 2009. 246 p.

4. Zeer E.F., Pavlova A.M., Sadovnikova N.O. Osnovy proforientologii [Basics of proforientology]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2005. 159 p.

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.