Научная статья на тему 'Исторически сложившиеся концепции профориентации и особенности их развития в современных условиях'

Исторически сложившиеся концепции профориентации и особенности их развития в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2738
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ / ПРОФОРИЕНТОЛОГИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / READINESS TO PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL ORIENTOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ретивых М. В.

В статье рассматривается сущность исторически сложившихся концепций профессиональной ориентации: диагностической, воспитательной, развивающей. Обосновываются особенности развития профориентации в современных условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ретивых М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторически сложившиеся концепции профориентации и особенности их развития в современных условиях»

УДК

ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИЕСЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

М.В. Ретивых

В статье рассматривается сущность исторически сложившихся концепций профессиональной ориентации: диагностической, воспитательной, развивающей. Обосновываются особенности развития профориентации в современных условиях.

Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, профессиональное развитие, готовность к профессиональному самоопределению, профориентология.

Профессиональная ориентация появилась как следствие разделения труда и возникновения большого количества профессий и специальностей. В настоящее время в развитых странах профориентация рассматривается в качестве важной государственной задачи и находит свое отражение в нормативно-правовых документах. Так, например в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года подчеркивается, что общее образование должно быть направлено на развитие личности, приобретение знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования [6, с.7].

Чтобы выявить основные особенности профориентации в современных условиях, необходимо провести ретроспективный анализ ее развития.

Исторически сложились следующие концепции профессиональной ориентации: диагностическая, воспитательная и личностно-развивающая. Кратко охарактеризуем эти концепции.

Диагностическая концепция (концепция профессионального руководства) основывалась на сформулированных в 1908 году Ф. Парсоном трех принципах выбора профессии: знание и учет собственных профессиональных возможностей и способностей, знание требований профессии к человеку и перспектив профессионального роста, умение правильно соотносить эти факторы. Основной задачей профориентации считался отбор лиц, наиболее подходящих к профессиям, в которых особенно остро нуждалось общественное производство. В центр профориентации ставились требования профессии к человеку в данный момент, потенциальные возможности развития личности не учитывались.

Среди сторонников диагностической концепции профориентации были X. Гарднер, Р. Кеттелл, Р. Амтхауэр.

Диагностическую концепцию профессиональной ориентации графически можно представить следующим образом.

Рис. 1. Диагностическая концепция профессиональной ориентации

Несмотря на историческую значимость этого подхода к профориентации, можно выделить его существенные недостатки.

Здесь субъект профессионального самоопределения рассматривался в отрыве от процесса профессионального труда. Кроме того, предполагалось, что свойства индивида с течением времени не изменяются и не развиваются. Диагностическая концепция сводила выбор профессии к определению профессиональной пригодности человека, профориентационная работа была односторонней и сводилась только к профотбору.

Позднее исследователи установили связь между успешностью профессионального самоопределения и мотивами труда, была выявлена также зависимость профессионального самоопределения от особенностей процесса развития индивида. На этой основе возникло ряд теорий профессионального развития, которые также не лишены были недостатков: они фактически нивелировали активность субъекта профессионального самоопределения, рассматривая процесс его профессионального развития как накопление некоторых представлений о себе. Фран-

Условные обозначения: П - профессия О - общество Ч - человек

Профотбор

цузский психолог А. Леон назвал эту концепцию воспитательной.

Основной задачей профориентации в контексте этой концепции считается формирование интереса к профессиям, нужным в конкретном регионе, согласование личных и общественных интересов при выборе профессии. В центр профориентации ставились общественные потребности в кадрах, которые удовлетворялись путем агитации на профессии, востребованные общественным производством в том или ином регионе. Основным направлением профориентационной работы была пропаганда рабочих профессий и агитация за выбор этих профессий.

Ниже представлено графическое изображение воспитательной концепции профессиональной ориентации.

©-----------------©-----------------©

к Ь

Профпропаганда и профагитация

Рис. 2. Воспитательная концепция профессиональной ориентации

Профориентация, согласно этой концепции, была направлена на подготовку человека к профессиональному самоопределению в соответствии с заранее запланированными воздействиями, личность учащегося рассматривалась как объект этих воздействий.

Воспитательная концепция длительное время была теоретической основой советской системы профориентации. В рамках данной концепции представители психологической и педагогической науки исследовали различные аспекты подготовки учащейся молодежи к профессиональному самоопределению.

Но воспитательная концепция профориентации также имела недостатки, так как она ставила своей целью формирование у каждого школьника мотива выбора профессии в соответствии с потребностью общества в кадрах. Интересы, склонности личности не выступали в качестве приоритетных как в профессиональном выборе, так и в самом социальном заказе на профессионала.

В условиях, когда знания и умения, но не развитие личности, были основным содержанием и целью образования, в профориентации преобладали словесные, декларативноагитационные методы без предоставления учащимся возможности пробы сил в различных видах деятельности. Кроме того, не осуществлялся дифференцированный подход к учащимся с различными уровнями готовности к профессиональному самоопределению. Профориентация рассматривалась как объект управления, а не средство научного управления процессом профессионального самоопределения личности.

Диагностическая и воспитательная концепции профессиональной ориентации во главу угла ставили интересы и потребности общества в кадрах, которые удовлетворялись в первом случае с помощью профотбора, во втором случае путем агитации на те профессии, в которых остро нуждалось общественное производство конкретного региона. Интересы и склонности личности почти не учитывались.

Процессы демократизации и гуманизации общественной жизни активизировали проблему разработки теоретико-методологических основ личностно-ориентированной педагогики, сущность которой заключается в последовательном отношении педагога к воспитаннику как к личности, самостоятельному и ответственному субъекту собственного развития.

В 80-90 годах зарубежные и отечественные ученые стали рассматривать профессиональное самоопределение не как единичный акт выбора профессии, а как длительный процесс развития личности в качестве субъекта профессиональной деятельности.

Е.А. Климов раскрывает психологические основы профессионального самоопределения личности в течение всей жизни [3].Соотношение профессионального и личностного самоопределения исследовал Н.С. Пряжников [5].

С.И. Вершининым разработаны педагогические основы принятия решения о профессиональном выборе, обоснованы компоненты готовности школьников к этому выбору [1].

Таким образом, в результате проведенных исследований в 90-х годах ХХ в. Были разработаны основы развивающей концепции профессиональной ориентации как средства формирования готовности личности к профессиональному самоопределению и развитию. Согласно этой концепции в центр системы профориентации ставится конкретный человек с его интересами,

Условные обозначения: О - общество П - профессия Ч - человек

способностями и возможностями. При этом, безусловно, нужно учитывать текущие и перспективные потребности общества в кадрах.

Графически развивающую концепцию профориентации можно представить следующим образом (рис. 3).

Формирование у личности

готовности к профессиональному самоопределению

Развитие личности

______как субъекта будущей_______

профессиональной деятельности

Условные обозначения: Ч - человек П - профессия О - общество

Рис. 3. Развивающая концепция профориентации

В контексте этой концепции можно охарактеризовать основные особенности развития профориентации в современных условиях.

В настоящее время профессиональная ориентация рассматривается как «система научно-практической деятельности различных социальных институтов (школы, семьи, общественности, вузов, ССУЗов и др.), которая призвана решать комплекс различных социальноэкономических, медико-физиологических, психолого-педагогических задач, направленных на формирование профессионального самоопределения и профессионального становления личности» [4, с. 34].

В общем и профессиональном образовании сейчас реализуется компетентностный подход, который предполагает овладение молодым поколением социальными, поликультурными, коммуникативными, информационными, профессиональными, когнитивными и другими компетенциями. Готовность и способность к профессиональному самоопределению и развитию необходимо рассматривать как одну из ключевых компетенций современного молодого человека.

Актуальной задачей теории профориентации в современных условиях является обоснование профессионального самоопределения как компонента целостного процесса профессионального развития и становления личности, включающегося в себя профессиональное самоопределение, профессиональную компетентность, профессиональную самостоятельность, профессиональную идентичность, профессиональное мастерство и творчество, профессиональную мобильность.

Представляет научную значимость и такая проблема, как исследование влияния адекватного профессионального самоопределения на успешность профессиональной карьеры человека, на достижение им успехов в профессиональной деятельности (рост мастерства и продвижение в должности).

Профессиональное самоопределение необходимо рассматривать как часть жизненного самоопределения человека, охватывающего все этапы его жизнедеятельности и жизнепострое-ния.

В связи с введением в старших классах общеобразовательной школы профильного обучения и уровневой подготовки кадров в вузах по направлениям и профилям в бакалавриате и магистратуре в профориентационной работе возникло новое направление - профильная ориентация.

Это обуславливает необходимость разработки теоретических основ и технологии данного направления профориентации (обоснование целей, задач, содержания, методов и средств, критериев готовности учащихся к профильному обучению как фактору социально-профессионального самоопределения).

Важным направлением обновления содержания образования на современном этапе является усиление его общекультурной направленности. В новых стандартах общего и профессионального образования введены общекультурные компетенции, которыми должны овладеть обучающиеся.

В этом контексте появляется новая культурологическая функция профориентации -формирование культуры профессионального самоопределения как интегративного компонента базовой культуры личности учащегося, позволяющего самостоятельно и осознанно проектиро-

вать и осуществлять стратегию профессионального выбора и включающего в себя профессиональную грамотность, профессиональную направленность, профессиональное самосознание и призвание, эмоционально-ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности, стремление к самопознанию, потребность в приобретении профессии и овладению ею в совершенстве.

В настоящее время обоснована необходимость осуществления педагогической поддержки (или педагогического сопровождения) профессионального самоопределения молодежи с целью повышения эффективности этого процесса. Данное понятие трактуется как особая сфера деятельности педагога, ориентированная на приобщение подростков к социокультурным, нравственным и профессиональным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития. В этом случае педагог выполняет роль фасилитатора, сопроводителя данного процесса, способного к соучастию и эмпатии. Эта проблема нуждается в дальнейшей разработке.

Развитие системы профориентации, реализация идеи профильности старшей ступени общеобразовательной школы, переход на уровневую подготовку кадров по направлениям и профилям на основе компетентного подхода в профессиональном образовании, разработка теоретических основ профессионализации, профессионального развития и становления личности обусловили активное становление и развитие такой новой научной отрасли и учебной дисциплины, как профориентология, которая является самостоятельной научной дисциплиной, находящейся на стыке философии, социологии, психологии, педагогики и ряда других наук. Она изучает факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности.

Основными разделами профориентологии как интегрированной дисциплины являются: методология профессионализации, профессиональное самоопределение, дифференцированное профессиографирование, профессиональная ориентация, психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения [2, с. 9].

Из этого следует, что проблемы формирования профессионального самоопределения и развития профориентации в настоящее время нужно рассматривать в контексте профориенто-логии.

Таким образом, мы обозначили основные особенности дальнейшего развития профессиональной ориентации.

The article reveals the essence of historically based concepts of professional orientation: diagnostic, educational, developing. The peculiarities of professional orientation development are given proof to under modern conditions. The key words: professional orientation, professional self-determination, professional development, readiness to professional self-determination, professional orientology.

Список литературы

1. Вершинин С.И. Основы принятия решения о профессиональном выборе. М.: Прометей, 1996. 161 с.

2. Зеер Э.Ф. Основы профориентологии: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2005. 192 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.

4. Мордовская А.В. Основы профориентологии: Учебное пособие для бакалавров. М.: Изд-во «Юрайт», 2013. 237 с.

5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 256 с.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М., 2012. 152 с.

Об авторе

Ретивых М.В. - доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, sei-bgu@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.