Научная статья на тему 'Теоретико-методологическое обеспечение научной дисциплины «Профориентология»'

Теоретико-методологическое обеспечение научной дисциплины «Профориентология» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
660
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ / СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПРОФОРИЕНТОЛОГИИ / THE PERSON AND PROFESSION / THE SYSTEMS OF INTERACTION / SCIENTIFIC UNDERSTANDING OF INTERACTION IN THE FRAMES OF PROFESSIONAL ORIENTOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савиных Владимир Леонидович

Рассматривается генезис взаимодействия человека и профессии, выделяются три системы: профессиональный отбор, профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация, дано обоснование профориентологии как научной дисциплины, интегрирующей выделенные системы и обеспечивающей научное обоснование взаимодействия человека и профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL UNDERSTANDING OF SCIENTIFIC DISCIPLINE “PROFESSIONAL ORIENTOLOGY”

The genesis of person and the profession interaction is considered, where there are three systems: professional selection, professional self-determination and professional orientation. The article suggests he understanding of professional orientology as the discipline that integrates the given systems and provides scientific understanding of person and profession interaction.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологическое обеспечение научной дисциплины «Профориентология»»

УДК 378.02 (1435.07)

В. Л. Савиных

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПРОФОРИЕНТОЛОГИЯ»

Рассматривается генезис взаимодействия человека и профессии, выделяются три системы: профессиональный отбор, профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация, дано обоснование про-фориентологии как научной дисциплины, интегрирующей выделенные системы и обеспечивающей научное обоснование взаимодействия человека и профессии.

Ключевые слова: человек и профессия, системы взаимодействия, научное обоснование взаимодействия в рамках профориентологии.

Проблема взаимодействия человека и профессии является вечной и эволюционирует вместе с развитием человеческого общества. Профессиональный мир труда носит динамичный характер, проявляющийся в том, что постоянно исчезают и появляются все новые и новые профессии. Количество профессий и специальностей, существующих в мире, не определено. В официальном справочнике США была приведена характеристика 21741 профессии и около 40 000 специальностей. Развитие общества обусловливает появление все новых профессий, а значит, появляются новые варианты и ситуации выбора. Комплексная, многоаспектная проблема взаимодействия человека и профессии, профессионального труда в целом в условиях динамичного рынка труда требует постоянного теоретического и научно-методического обоснования.

Особенность нашего подхода в исследовании проблемы профессионального самоопределения личности заключается в следующем:

I. Рассмотрение проблемы в рамках взаимодействия человека и профессии.

Анализ генезиса взаимодействия человека и профессии позволяет выделить следующие типы:

1. Универсальный работник. Данный тип существовал до разделения труда. Человек должен уметь делать все виды труда, обеспечивающие его существование, выживание в суровой среде. Уметь добывать пищу, строить жилище, шить одежду, изготавливать орудия охоты, труда и т. д.

2. Ремесленный работник. Данный тип характерен для периода первого и второго разделения труда до появления мануфактуры, фабрик.

3. Профессиональный работник. Дальнейшее разделение труда в связи с появлением машинной индустрии, научных открытий в области техники привело к резкому росту числа профессий.

4. Специальный работник. Техническая революция, научно-технический прогресс привели к появлению огромного количества профессий, из состава которых выделились специальности. Их количество достигло десятков тысяч.

5. Профессионально мобильный работник. Сегодняшняя ситуация характеризуется кризисом специализации и отчетливым проявлением процесса интеграции в профессиональном труде. С одной стороны, она проявляется в появлении межпрофес-сиональных видов труда (экономист, юрист, врач общей практики, менеджер и т. д.), с другой - интегрированных видов труда (социальный педагог, биофизик, биохимик, инженер-педагог, логопед-дефектолог, педагог-психолог и т. д.). В связи с этим появляется необходимость в полипрофесси-ональной, а не монопрофессиональной подготовке будущих работников.

II. Выделение в процессе взаимодействия человека и профессии участия трех систем: профессиональный отбор, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация.

1. Профессиональный отбор. Объективной основой необходимости появления профессионального отбора явилось появление различных видов трудовой, профессиональной деятельности, предъявляющих различные требования к способностям и возможностям человека, осваивающего данный вид деятельности. Проблема профессионального отбора всегда носила прикладной характер, и лишь в 1921 г. на II Международной конференции по психотехнике (Барселона) было дано научное определение понятию «профессиональный отбор (подбор», содержанием которого является выявление и предъявление требований производства к человеку, выбравшему данный вид деятельности.

Изначально профессиональный отбор понимался как диагностическая процедура определения профессиональной пригодности человека к какому-либо виду профессиональной деятельности, проводимая специалистами с применением специальной аппаратуры в лабораторных условиях. В то же время существует целый ряд массовых профессий, не предъявляющих особых требований к их освоению и не предполагающих проведения особых диагностических процедур для определения профессиональной пригодности. В данном случае профессиональный отбор направлен на выявление

противопоказаний к освоению профессии и включение их в рекомендации оптанту. Вторым направлением профессионального отбора является выявление наличия у человека профессионально необходимых и профессионально важных качеств. В любом случае речь идет о степени профессиональной пригодности (непригодности).

2. Профессиональное самоопределение. Данная система зародилась в системе профессиональной ориентации и находится в стадии формирования. «Инициатором» ее выделения из системы профессиональной ориентации явился личностно ориентированный подход в образовании. Его реализация применительно к проблеме профессионального выбора и обусловила приоритетное внимание к личностному аспекту решения проблемы, вплоть до игнорирования системы ориентации и попытки свести проблему профессионального выбора к профессиональному самоопределению и профессиональному отбору. Мы считаем, что началом выделения проблемы профессионального самоопределения как направления научного поиска является разработка «Концепции профессионального самоопределения молодежи». Ученые под руководством С. Н. Чистяковой попытались определить концептуальные основы нового направления, рассматривая компоненты профессиональной ориентации как формы профессионального самоопределения. В качестве теоретической основы была взята теоретико-методологическая база профессиональной ориентации и «Я-концепция» К. Роджерса. Затем значительный вклад был внесен Н. С. Пряжнико-вым и Э. Ф. Зеером, обосновавшим психологический аспект проблемы. Дальнейшим направлением научного исследования, по нашему мнению, может стать гармонизация социального, личностного и профессионального самоопределения людей с учетом их особенностей, обусловленных физическим развитием, состоянием здоровья, способностями и возможностями, дальнейшее теоретическое обоснование профессионального самоопределения как процесса, системы, формы и содержания взаимодействия человека и профессии. Вызывает интерес исследование данной проблемы, проведенное Т. А. Баяновой. Автором сформулированы следующие компетенции профессионального самоопределения:

- информационная - навыки поиска и систематизации информации о различных профессиях, умение определить ценностные основания профессии, способность к соотнесению своих интересов, склонностей, жизненных планов с выбираемой профессией;

- социальная - знание особенностей взаимодействия в той или иной профессии, понимание характера взаимоотношений в выбираемой про-

фессии, умение соотнести свои коммуникативные и организаторские способности с выбираемой профессией;

- продуктивная - знание о практической значимости той или иной профессиональной деятельности, понимание востребованности профессии в данный период развития общества, выбор профессии в соответствии со своими возможностями и требованиями общества;

- проективная - знание о возможностях получения профессионального образования, умение оценить достоинства и недостатки той или иной образовательной траектории, способность проектировать свою дальнейшую образовательную траекторию [1].

3. Профессиональная ориентация. Началом становления профессиональной ориентации как научной проблемы, по мнению ученых, явилось создание лаборатории профессиональной ориентации профессором Гарвардского университета Т. Парсонсом. В 1921 г. на II Международной конференции по психотехнике (Барселона) были рассмотрены и утверждены два основных понятия «отбор (подбор)» и «ориентация». Значительным этапом ее становления явилось унифицирование понятия «профессиональная ориентация», принятого на XV Генеральной Конференции ЮНЕСКО (Братислава, 1970 г.)

В России периодами становления научной проблемы являлись тридцатые годы, когда профессиональная ориентация активно развивалась в рамках психотехники, начиная с 1937 г. и по 1957 г. проблемой профессиональной ориентации в нашей стране ученые не занимались.

Очередным периодом научного интереса к проблеме стали семидесятые годы. Итогом научной деятельности по проблеме явилась разработка комплексной программы «Профориентация», представленной Е. А. Климовым на научном совещании в апреле 1968 г. В 70-х гг. ХХ в. научные исследования по различным аспектам проблемы профессиональной ориентации выросли в значительной степени в связи с выходом в свет в 1977 г. постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду».

Следующим периодом интенсивного развития научной проблемы профессиональной ориентации стали восьмидесятые годы ХХ в. Актуализация научных исследований была обусловлена разработкой, принятием и реализацей «Реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (19841989 гг.). Затем в связи с изменением социальноэкономических ориентиров развития общества научный интерес к проблеме угас. В середине девя-

ностых годов научный поиск осуществляется в рамках обоснования системы профессионального самоопределения личности.

Необходимо отметить особую роль в становлении профессиональной ориентации в стране профессора А. Д. Сазонова.

Ученым дано определение понятиям «профессиональная ориентация», «теория профессиональной ориентации», выделена совокупность общих и специфических принципов профессиональной ориентации, определены идеи концептуального характера, аспекты профориентации, компоненты системы профориентации, формы и методы осуществления профессиональной ориентации учащихся [2].

III. Дальнейшее развитие проблемы взаимодействия человека и профессии, профессионального труда в целом в рамках профориенто-логии. Необходимость теоретического обоснования профориентологии как научной проблемы обусловлена невозможностью научного описания проблемы взаимодействия человека и профессии, профессионального труда в целом в рамках только профотбора, только профессионального самоопределения или только профессиональной ориентации. В соответствии с этим необходимо научное направление, интегрирующее теоретико-методологические, научно-методические основания трех взаимодействующих систем и позволяющее дать всестороннее обоснование проблемы взаимодействия человека и профессии на допрофессиональ-ном, профессионально-образовательном, профессиональном и послепрофессиональном этапах. В соответствии с этим, методологической основой профориентологии является системный и синергетический подходы.

Целью профориентологии является теоретикометодологическое обоснование взаимодействия человека и профессии, профессионального труда в целом, в процессе выбора профессии, подготовки к профессиональному труду, профессиональной и послепрофессиональной деятельности.

Задачами профориентологии являются:

На этапе выбора профессии: научно-методическое обеспечение адекватности, осознанности, самостоятельности принятия решения о выборе конкретной профессии на основе знания ее требований, своих способностей, возможностей и их соответствия; гармонизация личного и общественного основания профессионального выбора; учет конъюнктуры профессии на рынке труда и перспектив ее востребованности.

На этапе подготовки к профессиональной деятельности: научно-методическое обеспечение

адекватности сделанного выбора профессии, профиля вуза, факультета, осваиваемой специальности; коррекция профессионального выбора, повы-

шение профессиональной профпригодности, компетентности, конкурентоспособности, профессиональной мобильности.

На этапе профессиональной деятельности: научно-методическое обеспечение успешной адаптации в среду профессиональной деятельности; профессиональная успешность; преодоление профессиональных деформаций, обусловленных кризисами профессионального становления; профессиональное долголетие.

На этапе послепрофессиональной жизнедеятельности: научно-методическое обеспечение переориентации профессиональной деятельности на досуговую, общественную и другие виды.

Теоретическое основание профориентологии включает факты: объективная необходимость взаимодействия человека и профессии; наличие задатков и способностей к определенным видам деятельности; наличие противопоказаний к выбору и основанию профессий; наличие кризисов профессионального самоопределения и профессиональных деформаций личности.

Закономерные связи между: развитием профессиональной сферы и социально-экономическим развитием общества; наличием способностей и успешностью профессиональной деятельности; адекватным выбором и успешностью профессиональной деятельности.

Аспекты: экономический, биологический, социальный, психологический, профориентационный, правовой, медицинский, педагогический и разрабатываемые соответствующие концепции взаимодействия человека и профессии.

Компоненты профориентологии:

1. Профессиональный отбор (абсолютное соответствие, частичное соответствие, несоответствие требованиям, предъявляемым профессии).

2. Профессиональное самоопределение (осознание наличия способностей, ограничений возможности выбора определенного вида труда; осознание потребности в своем профессиональном самоопределении; поиск вариантов выбора; первичный выбор; коррекция профессионального выбора; реализация профессиональных планов; адаптация к профессионально-образовательной деятельности в учреждении профессионального образования; диагностика адекватности выбора профиля вуза, факультета, осваиваемой специальности; коррекция (подтверждение адекватности) профессионального выбора, связанная со сменой вуза, факультета, осваиваемой специальности; повышение профессиональной пригодности и формирование профессиональных качеств; адаптация к самостоятельной профессиональной деятельности; проектирование успешности профессиональной деятельности; реализация профессио-

нальных планов; коррекция профессиональной деятельности и профилактика профессиональных кризисов и деструкций, формирование ситуации профессионального долголетия; подготовка к завершению и завершение профессиональной деятельности; послепрофесиональное самоопределение.

3. Профессиональная ориентация (профессиональное просвещение; профессиональная диагностика, профессиональная консультация; профессиональный подбор; предварительная профессиональная адаптация; профессиональное воспитание).

4. Профессиоведение (профессиография; профессиональное проектирование; профессиональное прогнозирование).

5. Карьероведение (диагностический, ориентационный, профессионально-образовательный, проектировочно-адаптационный этапы и этап реализации планов успешного построения карьеры).

Теоретико-методологическая и компонентносодержательная модель научной дисциплины «Профориентология» представлена на рис. 1, 2.

В первой модели представлены научные основы профориентологии как научной дисциплины, включающие факты, закономерности, концепции, принципы, компоненты. Вторая модель раскрывает содержание компонентов профориентологии.

В основе взаимодействия человека и профессии на этапе выбора конкретного вида труда лежат противоречия. По мнению В. Н. Сагатовского, можно выделить три группы противоречий: системопорождающие, системообразующие и системообусловливающие.

Системопорождающее противоречие связано с определением диалектического характера взаимодействия между потребностями рынка труда в кадрах определенных профессий и потребностью человека в своем профессиональном самоопределении.

Можно выделить следующие ситуации разрешения данного противоречия:

1. Абсолютизация потребностей рынка труда как объекта взаимодействия. Данное положение исключает потребности личности в выборе профессии, что приводит к формальному становлению

Профориентология

Факты

Объективная необходимость взаимодействия человека и профессии

Наличие задатков, способностей к...

Наличие противопоказаний к выбору профессии

Наличие кризисов профессионального становления

Наличие профессиональных деформаций личности

Закономерные связи между:

развитием профессиональной сферы и социально-экономическим развитием общества

наличием способностей и успешностью профессиональной деятельности

адекватным выбором и успешностью профессиональной деятельности

Концепции

Экономиче-

ская

Биологиче-

ская

Социальная

Профориен-

тационная

Психологиче-

ская

Принципы

Принципы

профотбора

Принципы

профсамо-

определения

Принципы

профессиове-

дения

Принципы

профориента-

ции

Компоненты

Профотбор

Профсамо-

определение

Профессиове-

дение

Профессио-

нальная

ориентация

Карьероведе-

ние

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис . 1. Теоретико-методологическая модель научной дисциплины «Профориентология»

Рис. 2 . Компонентно-содержательная модель профориентологии

рынка труда, росту неудовлетворенности профессиональным видом деятельности, текучести кадров, массовой дезадаптации.

2. Абсолютизация потребности человека в своем профессиональном самоопределении. Абсолютизация потребности субъекта взаимодействия приводит к игнорированию объективных основ формирования рынка труда, нерегулируемому его формированию, дефициту одних профессий и избытку других и, по существу, может привести к хаосу на рынке труда.

3. Абсолютизация тождественности потребности рынка труда в кадрах определенных профессий

и потребности человека в выборе профессии. Результатом данного вида разрешения противоречия будет являться нарушение приоритета объективного и субъективного в процессе динамичного взаимодействия потребностей рынка труда и человека.

4. Абсолютизация противоположности потребности рынка труда и потребности человека в выборе конкретной профессии. Игнорирование потребности рынка труда, конъюнктуры выбираемой профессии на рынке труда; формирование рынка труда без учета интересов и потребностей будущих профессионалов приводит к волюнтаристскому подходу в управлении процессом взаимодействия.

Рис . 3 . Концептуальная модель разрешения противоречий выбора профессии

Мы считаем, что в качестве единственно верного подхода в разрешении противоречия между потребностями рынка труда в кадрах определенных профессий и потребностью человека в выборе конкретного вида деятельности выступает диалектический способ его разрешения, который заключается в единстве тождественности и противоположности потребностей рынка труда и потребности человека. Их тождество обусловлено необходимостью формирования кадрового потенциала, требуемого для развития общества, а противоположность заключается в принципиально противоположной позиции реализации потребности. Рынок их реализует на основе отбора, а человек на основе выбора.

Вторая группа противоречий носит системообразующий характер и определяет состав, структуру, функцию взаимодействия человека и профессии. В качестве системообразующего нами выделено противоречие между требованиями профессии к качествам человека и возможностям человека успешно освоить профессию. Разрешение данного противоречия осуществляется в процессе взаимодействия трех систем: профессиональный отбор (требования профессии), профессиональное

самоопределение (возможности, интересы, способности) и профессиональная ориентация как система мер, способствующая разрешению противоречия.

Третье противоречие носит системобусловлива-ющий характер. Таковым, по нашему мнению, является противоречие между общественным, социальным заказом на выбор того или иного вида профессиональной деятельности и индивидуальным, социально не связанным вариантом выбора. В качестве условия разрешения противоречия выступает, с одной стороны, социальная обусловленность выбора профессии, а с другой - свобода выбора того или иного вида профессиональной деятельности.

Наше обоснование научного направления: профориентология основывалось на теоретико-методологическом, научном обосновании профессиональной ориентации (А. Д. Сазонов), теоретическом обосновании процесса профессионального самоопределения личности (Н. С. Пряжников) [З], теоретико-методологическом обосновании профессионального становления личности и психологического аспекта профориентологии (Э. Ф. Зеер) [4].

Проблема профессионального самоопределения человека будет являться актуальной на протяжении всего периода взаимодействия человека и профессии, профессионального труда в целом. Динамичный характер мира труда, обусловленный появлением новых профессий, исчезновение старых профессий, отживших свой век, актуали-

зирует поиск новых идей, подходов, моделей и технологий. Обоснование профориентологии как интегративного научного направления, включающего профессиональный отбор, профессиональное самоопределение, профессиональную ориентацию, позволит развить ее научные возможности.

Список литературы

1. Баянова Т . А . Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся старших классов как компетенция общеобразовательного учреждения // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2012 . Вып . 11 (126) . С . 206-208.

2 . Сазонов А. Д . Методология профессиональной ориентации молодежи в условиях рыночных отношений . Курган: КГУ, 1996 . 104 с .

3 . Пряжников Н . С . Профессиональное и личностное самоопределение М Воронеж, 1996 . 356 с .

4 . Зеер Э . Ф . , Павлова А . М . , Садовникова Н . О . Профориентология . Теория и практика: учеб . пос . для высшей школы . М . : Академ . проект,

2004.192 с .

Савиных В. Л., доктор педагогических наук, профессор.

Курганский государственный университет.

Ул. Гоголя, 25, Курган, Россия, 640669.

E-mail: KGU_PF@mail.ru

Материал поступил в редакцию 26.04.2013.

V L. Savinykh

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL UNDERSTANDING OF SCIENTIFIC DISCIPLINE “PROFESSIONAL ORIENTOLOGY”

The genesis of person and the profession interaction is considered, where there are three systems: professional selection, professional self-determination and professional orientation. The article suggests he understanding of professional orientology as the discipline that integrates the given systems and provides scientific understanding of person and profession interaction.

Key words: the person and profession, the systems of interaction, scientific understanding of interaction in the frames of professional orientology.

References

1. Bayanova T. A. Educational support for professional self-determination at high school students as competence of the comprehensive school . Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, vol . 11 (126), pp . 206-208 (in Russian) .

2 . Sazonov A. D . Methodology of the youth professional orientation in conditions of market relations. Kurgan, KSU Publ . , 1996 . 104 p . (in Russian) .

3 . Priazhnikov N . S . Professional and personal self-determination. Voronezh, 1996 . 356 p . (in Russian) .

4 . Zeer E . F. , Pavlova A. M ., Sadovnikova N . O . Professional orientation. Theory and Practice: The manual for higher school . Moscow, Akademicheskiy

proekt Publ ., 2004. 192 p . (in Russian) .

Kurgan State University.

Ul. Gogolia, 25, Kurgan, Russia, 640669.

E-mail: KGU_PF@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.