Научная статья на тему 'Генезис взаимодействия человека и профессии'

Генезис взаимодействия человека и профессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
785
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАБОТНИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / TYPE OF PROFESSIONAL EMPLOYEE / PROFESSIONAL SELECTION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савиных Владимир Леонидович

Рассматривается генезис взаимодействия человека и профессии, в процессе которого формируется универсальный, ремесленный, профессиональный, специальный и профессионально-мобильный типы работников. С позиции системно-профессиологического подхода отношения человека и профессии рассматриваются как взаимодействие трех систем: профессиональный отбор, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация (подбор).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENESIS OF HUMAN AND PROFESSION INTERACTION

We consider the genesis of human interaction and the profession in the process of which the universal, craft, professional, special and vocational types of employees are formed. From the standpoint of system-professiological approach the relationship of man and the profession is considered as the interaction of three systems: the professional selection, professional self-determination, professional orientation (selection).

Текст научной работы на тему «Генезис взаимодействия человека и профессии»

УДК 378.04+378.01 ББК 4481.2+4481.3

ГЕНЕЗИС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРОФЕССИИ

В.Л. Савиных

Курганский государственный университет

THE GENESIS OF HUMAN AND PROFESSION INTERACTION

V.L. Savinykh Kurgan State University

Рассматривается генезис взаимодействия человека и профессии, в процессе которого формируется универсальный, ремесленный, профессиональный, специальный и профессионально-мобильный типы работников.

С позиции системно-профессиологического подхода отношения человека и профессии рассматриваются как взаимодействие трех систем: профессиональный отбор, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация (подбор).

Ключевые слова: тип профессионального работника, профессиональный отбору профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация.

We consider the genesis of human interaction and the profession in the process of which the universal, craft, professional, special and vocational types of employees are formed.

From the standpoint of system-professiological approach the relationship of man and the profession is considered as the interaction of three systems: the professional selection, professional self-determination, professional orientation (selection).

Keywords: type of professional employee, professional selection, professional self-determination, professional orientation.

При всей, казалось бы, понятности заявленной темы при более глубоком ее анализе выявляются проблемы, требующие своего научного обоснования.

Прежде всего, это относится к проблеме эволюционирования взаимодействия человека и профессии, профессионального труда в целом. Можно выделить несколько этапов взаимодействия. Основанием для этого является характер профессиональной деятельности, обусловленный развитием производства и появлением новых требований к человеку как к потенциальному и состоявшемуся профессиональному работнику в связи с разделением труда.

На первом этапе с первобытно-общинного строя до первого разделения труда можно выстроить характер отношений человека и трудовой деятельности. Период характеризуется необходимостью успешного решения следующих задач: во-первых, сохранить жизнедеятельность своего организма, во-вторых,

произвести на свет потомство, чтобы вид «хомосапиенс» не исчез с лица земли, и, в-третьих, успешно адаптироваться к среде своего существования [3]. С точки зрения анализа проблемы, рассматриваемой нами, решение этих задач связано со следующими видами деятельности.

1. Добывание пищи. Для этого первобытному человеку необходимо было развить навык охотника, рыболова, собирателя съедобных плодов, ягод, грибов.

2. Сохранение жизни и здоровья. С одной стороны, умение укрыться от опасности, связанной с угрозами со стороны природы и ее хищных обитателей, поиск или строительство укрытия, обеспечивающего их относительную безопасность, создание средств защиты своей жизни и жизни соплеменников от хищных зверей, а с другой стороны, умение лечить болезни, раны с помощью природных средств. Для этого необходимо знать целебные травы,

целебные свойства воды, земли, других целебных природных средств и факторов.

3. Построение жилища. Первобытный человек от поиска природных укрытий перешел к строительству искусственных жилищ. Данная ситуация является чрезвычайно важной как для развития человеческой цивилизации в целом, так и для эволюции взаимодействия человека и профессионального труда. Человек начал строить жилища двух типов: «стационарные» и «передвижные». Строительство жилищ первого типа детерминирует появление постоянного поселения, а значит и новой формы производства пропитания - земледелия. Постоянное поселение явилось и социально-экономической основой зарождения новых ремесел и будущих городов. Строительство «передвижного» жилища предполагал поиск пропитания на все новых и новых местах. Пищей становились крупные травоядные животные, кочующие в поисках новых пастбищ, и для того, чтобы следовать за ними, человек должен быть мобильным, с кочевым укладом жизни. Данная ситуация обусловила и появление скотоводства.

4. Изготовление орудий труда. Мы считаем, что изготовление орудий труда появилось раньше умения изготавливать орудия охоты и рыболовства, но позже умения изготавливать подручные орудия охоты и ловли рыбы (камень, дубина, острая палка и т.д.).

5. Приготовление пищи. Использование костра для приготовления пищи обусловило и изготовление кухонной утвари.

6. Изготовление одежды. Предполагает создание орудий для выделки шкур (скребок), раскроя (нож), пошив (игла).

7. Другие виды деятельности.

Соответствующими умениями обладало

племя, род и должен был обладать каждый соплеменник. Знание племя добывало в жесточайшей борьбе с природой, окружающим миром за выживание. Тот, кто не обладал необходимыми умениями, не мог выжить.

Обладание совокупной суммой видов трудовой деятельности формировало допрофес-сиональный тип работника - универсальный работник.

Выделенный период с точки зрения рассматриваемой проблемы мы условно назвали «допрофессиональным этапом» взаимодействия человека и профессии. Выделенные в процессе жизнедеятельности первобытного человека трудовые умения и универсальные знания, необходимые для сохранения жизни и

успешной адаптации к окружающей среде, явились в то же время основой для целого ряда профессий и направлений профессионального труда (рыболовство, земледелие, скотоводство, охота и т.д.).

Умение сохранить жизнь и здоровье обусловили появление таких профессий, как строитель, лекарь, портной и т.д., умение построить жилище предполагает появление каменщиков, плотников, камнетесов, кровельщиков и т.д., умение изготовить орудия труда дает основы целому ряду ремесел и, прежде всего, кузнечному делу, умение приготовить пищу в дальнейшем связано с появлением кулинаров, гончаров, работников обслуживания, умение изготовить одежду развилось в такие виды профессионального труда, как портной, ткач, швея и т.д.

К другим умениям можно отнести умения защищать свое жилище, свою землю, свой род, что в конечном виде трансформировалось в профессиональную деятельность военного. Еще можно выделить умение делать украшения, которое развилось в профессию ювелира и ряд других умений.

Объективным фактором развития профессиональных умений явились социально-экономические процессы, связанные с разделением труда и отделением городского поселения от сельского.

Первое разделение труда явилось фактором появления двух отраслей профессионального труда - скотоводства и земледелия. Одновременно в рамках двух самостоятельных отраслей человеческой деятельности формируется целый ряд функционально различных видов труда, требующих специфических умений, с одной стороны, и универсальных знаний в рамках отрасли, с другой.

Второй этап взаимодействия человека и профессии связан с отделением городского поселения от сельского, что дало толчок развитию ремесел, обеспечивающих потребности жителей города, социума в целом, а также ремесел, обеспечивающих потребности жителей сельского поселения. В городах бурно развиваются различные виды деятельности, связанные с обслуживанием городских жителей, строительством, охраной порядка, торговлей и т.д. (рис. 1).

С этого времени мы можем говорить о появлении профессиональной формы организации труда. Эта форма изменила взаимодействие человека и трудовой деятельности, прежде всего, тем, что был осуществлен пере-

Первое

разделение

труда

Скотоводство

Земледелие

Второе

разделение

труда

Город

Деревня

Рис. 1. Объективные основы изменения взаимодействия человека и трудовой деятельности

ход от коллективной общинной формы организации трудовой деятельности к индивидуальной, человек как бы оставался один на один с профессией, с ее требованиями и нес персональную ответственность за результат своего труда, что является первым признаком профессионализации [3].

Вторым отличительным признаком является наличие в этом же виде труда других профессионалов, появление конкуренции между ними.

Третьим признаком является приоритет профессиональных знаний над универсальными. Профессия требовала все больше времени, знаний, способностей, что предполагало занятие только этим видом труда.

Данный этап мы называем «профессиональным». Появляется новый тип «профессиональный работник» (рис. 2).

Переход к новым социально-экономическим отношениям приводит к быстрому росту числа производств, усложнению характера, содержания, условий труда, а также требований, предъявляемых профессией к человеку. Особенно существенная дифференциация видов профессионального труда произошла в эпоху промышленной революции, а затем на этапе научно-технического прогресса значительно обновилась и расширилась номенклатура профессионального труда.

В официальном справочнике США в 1965 г. в алфавитном порядке были приведены характеристики 21741 профессии и около 40000 специальностей. В Международный стандарт классификации профессий в 1988 г. было занесено 9333 профессии. Единый тарифноквалификационный справочник объединяет около 7000 профессий и специальностей. Эти документы отражают профессиональную ситуацию, сложившуюся ко времени их составления. Опубликованные справочники в момент выхода их в свет уже нуждаются в корректировке, так как мир профессий весьма динамичен. Постоянно возникают новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и специальности [1].

На этапе профессионализации зародилась и специализация. Наряду с увеличением количества профессий происходит и процесс укрупнения многих из них. Появляется необходимость в формировании специфических умений в рамках профессии. Наиболее крупные профессии (инженер, строитель, врач, педагог) включают по несколько десятков специальных видов профессионального труда. Появляется новый этап взаимодействия человека и профессионального труда, который мы

Рис. 2. Взаимодействие человека и профессионального предмета труда

называем «специальным» и новый тип работника «специальный работник» или «специалист» (рис. 3).

На современном этапе процесс специализации достигает такой степени, что люди, освоившие одну профессию, но разные специальности, не могут понять друг друга, они говорят на разных специальных языках. Так, логопед-дефектолог не может понять, о чем

говорит учитель математики. Хотя оба они выбрали профессию учителя. То же самое можно сказать о профессии врача, инженера, военного и т.д.

Все в большей степени проявляются проблемы специализации: потеря специалистами одной профессии общего языка и стратегии развития профессии в целом; разрушение межпрофессиональных связей; сужение поля

Рис. 3. Этап специального взаимодействия человека и профессии

профессиональной деятельности, а значит ее социально-экономической значимости; зависимость человека от узкоспециальных умений и его меньшая социально-экономическая защищенность, зависимость от конъюнктуры на рынке труда и т.д.

Но необходимо отметить, что наряду с процессом специализации существует и процесс интеграции, который детерминирует укрупнение видов профессиональной деятельности, усиление в них объединяющего, интегративного ядра. Данная ситуация предполагает усиление роли общепрофессиональных знаний у специалиста, что позволяет ему более успешно осваивать новые виды специальностей в рамках профессии.

Другая интеграционная ситуация связана с освоением специалистом профессиональных знаний смежных профессий. Такие профессии появляются на рынке труда все в большем количестве. Например, социальный педагог. Данная специальность является межпрофес-сиональной и включает профессиональные знания педагога, психолога, социолога, медицинского работника.

Более того возрастает роль профессий, являющихся общепрофессиональными: экономиста, юриста, психолога, педагога, специалиста по информатизации и т.д.

Соответствующий период отношений человека и профессии мы условно называем «этап профессиональной интеграции», а формирующийся тип работника «профессионально-мобильный» (рис. 4).

Генезис взаимодействия человека и профессии носит диалектически сложный характер. В процессе взаимодействия присутствуют одновременно и профессиональный, и специальный, и профессионально-мобильный работник. Более того, сохранились и архаичные навыки универсального работника. Так, сельский житель должен уметь строить жилище, добывать пищу, занимаясь земледелием и содержанием животных, изготовлением некоторых орудий труда, перерабатывать продукты, заниматься целым рядом ремесел и т.д.

Проблему выбора во взаимодействии человека и профессии обусловливают: а) появление все большего числа профессий; б) наличие задатков, обеспечивающих более успешное освоение определенного вида деятельности; в) потребности социально-экономического развития общества. Можно, очевидно, выделить следующие основания такого взаимодействия: профессиональное, личностное, социально-экономическое.

Профессиональное основание включает: а) увеличение числа профессий; б) усложнение содержания труда; в) ужесточение требований к психофизиологическим свойствам, личностным качествам человека, выбирающего и осваивающего конкретный вид профессиональной деятельности.

Содержанием личностного основания является наличие задатков в более успешном освоении определенного вида деятельности; проявление задатков в форме способностей к определенному виду деятельности; наличие

Рис. 4. Этап профессионально-интегративного взаимодействия человека и профессий

потребности в освоении данного вида деятельности; устойчивый интерес и намерения в выборе данного вида деятельности.

Социально-экономическое основание. В процессе изменения общества, с одной стороны, развиваются различные отрасли производства, а с другой, - новые отрасли, профессии являются основой развития общества, что предполагает усиление потребности общества в появлении новых профессий, а значит и новых профессиональных выборов.

Общество, как и человек, обладает потребностью в появлении новых профессий и их успешном освоении человеком. Формируется следующая триада взаимодействия, находящаяся в сложных диалектических отношениях (рис. 5).

ловека и профессии в рамках трех систем: профессиональный отбор - профессиональная ориентация - профессиональное самоопределение, направленных на разрешение основных групп противоречий (рис. 6).

Возникают понятия «профессиональная пригодность», «профессиональный отбор». Выстраивается следующая логическая цепочка взаимодействия человека и профессии на этапе выбора: выбор - подбор - отбор.

Выбор профессии человеком предполагает учет только его профессиональных интересов. Подбор - процесс двояконаправленный, предполагающий а) приоритет учета интересов человека и подбор профессии; б) приоритет требований профессии и подбор будущих профессионалов. Но в любом случае подбор

Требования профессии

Потребности общества

Потребности личности

Рис. 5. Триада взаимодействия профессии, общества и личности

В соответствии с диалектическим характером взаимодействия появляются противоречия, механизм которых обусловлен тремя его состояниями:

- отсутствием оснований проявления противоречия, которое обусловлено наличием специальных способностей, отсутствием противопоказаний (медицинских, психофизиологических), наличием необходимой совокупности качеств (социально-профессиональных, личностно-профессиональных, профессиональных);

- частичное проявление противоречия обусловлено отсутствием противопоказаний, наличием общих способностей, неполной совокупности профессиональных качеств;

-полное проявление противоречия обусловлено наличием противопоказаний, отсутствием профессионально важных качеств.

Современная ситуация на рынке труда характеризуется стабильным наличием неработающего трудоспособного населения, конкурентной борьбой за право занимать определенный вид деятельности, что является объективными предпосылками дальнейшей разработки решения проблемы взаимодействия че-

основывался на учете профессиональных интересов человека и учете требований, «интересе» профессии.

Отбор предполагает учитывать только «интересы» профессии, выраженные как комплекс требований: социально-профессиональных, личностно-профессиональных, профессиональных (биологические, физиологические, медицинские, психические, образовательные).

Триада выбор - подбор - отбор порождает три системы взаимодействия: 1) профессионального отбора; 2) профессионального выбора (самоопределения); 3) профессионального подбора (профессиональной ориентации).

Профессиональный отбор понимается нами как специально организованная деятельность, направленная на выявление требований профессии, предъявляемых здоровью, психофизиологическим свойствам, профессионально-образовательным возможностям, профессионально необходимым и профессионально значимым качествам человека (рис. 7).

По существу это объективно существующий процесс «отбора» профессией наиболее

Рис. 6. Концептуальная модель разрешения противоречий выбора профессии

достойного кандидата на занятие данным видом профессионального труда.

Для его обеспечения необходимы: а) про-фессиографическое описание профессий, т.е. составление профессиограммы и психограммы профессии; б) выявление на их основе требований профессии к человеку; в) разработка оценки профессиональной пригодности человека; г) выдача квалифицированной рекомендации по оптимальному выбору профессии на основе соответствия требований, предъявляемых ей к человеку, и возможностями человека эти требования выполнить.

Необходимо отметить, что профессиональный отбор - процесс «пассивный», требования предъявляются только тогда, когда появляется претендент на выбор данной профессии, либо тогда, когда профессия становится высоковостребованной на рынке труда.

Под профессиональным самоопределением мы понимаем активную самостоятельную деятельность человека по выявлению своих способностей в определенном виде деятельности и поиску их реализации в конкретном виде профессионального труда. При этом

личностный смысл заключается в оптимальном использовании своих способностей для достижения личностно значимых профессиональных, социальных, экономических результатов.

Целью профессионального самоопределения является реализация потребности в своем самоопределении на основе имеющихся способностей.

Результатом является самостоятельный, осознанный, адекватный выбор профессионального вида деятельности (рис. 8, 9).

Самостоятельный выбор. Человек самостоятельно принимает решение о выборе конкретной профессии.

Осознанный выбор. Человек знает свои профессиональные способности, возможности, ограничения профессиональной пригодности, содержание труда, требования профессии, качества и свойства, необходимые для ее успешного освоения, пути и формы получения профессиональных знаний, перспективы профессионального и социального самоопределения.

Адекватный выбор. Человек выбирает профессию в соответствии со своими задатками,

Рис. 7. Структура требований профессии к человеку

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

профессиональными способностями, возможностями в успешном освоении профессии (профессионально-образовательные) и успешной профессиональной деятельности (профессиональные).

Взаимодействие между процессом профессионального отбора и профессионального самоопределения носит весьма сложный характер, обусловленный, прежде всего, незнанием человеком, выбирающим профессию, требований, предъявляемых к нему данным видом труда, и своих возможностей по успешному их освоению. В связи с этим появляется специально организованная деятельность -профессиональная ориентация, занимающаяся подбором профессии для человека и подбо-ром кандидатов для профессии._______________

Необходимо отметить, что признаки профессионализации появились с разделением труда, к этому же периоду мы относим проблему оптимального выбора профессии, профессионального отбора. Так, в Древнем Вавилоне уже проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов, от которых требовались разносторонние знания и умения. В Древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему определенных испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографические данные, уровень образованности, оценивали внешность, умение вести беседу. Затем проверяли умения тру-диться, слушать, молчать, проводили испыта-

ния огнем, водой, угрозой смерти тем, кто не был уверен в своих способностях к учению, кто сомневался в возможности выдержать все тяготы длительного периода образования.

В литературе сообщается, что эту суровую систему испытаний и отбора успешно преодолел знаменитый ученый древности Пифагор. Вернувшись после учебы в Грецию,

он основал свою школу, допуск в которую открывал после серии различных испытаний, похожих на те, которые он выдержал сам. Пифагор подчеркивал важную роль интеллектуальных способностей, образно утверждая, что «не из каждого дерева можно выточить Меркурия», и потому придавал значение диагностике, в первую очередь, именно этих

Рис. 8. Результат профессионального самоопределения

Профессиональное

самоопределение

Составление и реализация личного плана профессионального самоопределения

Рис. 9. Компоненты системы профессионального самоопределения личности

на этапе выбора профессии

способностей. Пифагор обращал также внимание на смех и походку молодых людей, утверждая, что манера смеяться служит самым хорошим показателем характера человека. Он внимательно относился к рекомендациям родителей и учителей, тщательно вел наблюдение за каждым новичком после того как последнего приглашали свободно высказываться и смело оспаривать мнение собеседников.

В Ш тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесь появились первые элементы профотбора на эту должность. Церемонии способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей, осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности. Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество. Тему экзамена нередко давал сам император, он же проводил непосредственно проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора претендентов [3].

Другие примеры дает нам древняя история Спарты, Афин, Рима. В Спарте была соз-

дана и успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме - система отбора и обучения гладиаторов. «Люди, - писал Платон, - рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу также ... Поэтому можно сделать все в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам» [2, с. 146].

В Афинах открыто обсуждался вопрос о зависимости могущества государства от способностей лиц, им управляемых. В работе Платона «Государство» на вопрос о том, каких правителей нужно выбирать, Сократ отвечает: «Надо отдать предпочтение самым надежным, мужественным и по возможности самым благообразным; но, кроме того, надо отыскивать не только людей благородных и строгого нрава, но и обладающих также свойствами, подходящими для такого воспитания. У них... должна быть острая восприимчивость к наукам и быстрая сообразительность... Надо искать человека с хорошей памятью, несокрушимо твердого и во всех отношениях трудолюбивого» [2, с. 347].

Рис. 10. Схема теоретико-методологического содержания взаимодействия человека и профессии

В индийских ведах периода между 900 и 600 гг. до н.э. упоминаются ювелиры, металлисты, корзинщики, канатчики, ткачи, красильщики, плотники, горшечники, различные категории домашней прислуги, профессиональные акробаты, предсказатели, флейтисты, танцовщицы. Существовали своего рода профессиональные актеры, упоминаются также ростовщики и торговцы.

Профессиональная ориентация, являясь не мононаучной, а многомерной, многоаспектной проблемой, определяется неоднозначно, в соответствии с этим и определение содержания понятия «профессиональная ориентация» страдает вариативностью, многоаспектно-стью, неоднородностью [3].

Мировым профориентационным сообществом на XV Генеральной конференции ЮНЕСКО (Братислава) дано следующее уни-

фицированное понятие термина «профессиональная ориентация». «В связи с интенсивным техническим прогрессом, в связи с развитием средств массовой информации, в связи с необходимостью эффективного использования трудовых ресурсов под профориентацией понимается помощь, оказываемая личности в использовании своих личных особенностей, предоставление человеку возможности развивать их так, чтобы он был в состоянии выбирать для себя области обучения и трудовой деятельности в ходе меняющихся условий его жизни, и, с одной стороны, быть полезным обществу, а с другой, - достичь личных стремлений» [4, с. 156].

Нами разработана следующая теоретикометодологическая модель профессиональной ориентации (рис. 10).

Ее внедрение осуществляется в течение

5 лет на базе Курганского университета, в котором функционирует лаборатория Уральского отделения Российской академии образования по исследованию проблемы профессионального самоопределения личности.

Основными направлениями деятельности лаборатории являются продолжение разработки проблемы профессионального самоопределения личности в рамках целостного процесса самоопределения личности; разработка проблемы содействия профессиональному самоопределению подростков группы риска; исследование проблемы военно-профессио-нальной ориентации и самоопределения молодежи в системе непрерывного военного образования; разработка научных основ профессионального самоопределения человека в различных средах его жизни и деятельности; исследование проблемы педагогического содействия родителям в успешном образовательном и профессиональном самоопределении детей с ограниченными физическими возможностями; исследование проблемы научного обеспечения профессионального самоопределения личности в современных условиях в соответствии с требова-

ниями рынка труда и выбираемой профессии.

В рамках деятельности лаборатории осуществляется подготовка кандидатских и докторских диссертаций, проведение международных конференций по проблеме профессионального самоопределения личности, разработка программно-методического обеспечения проблемы, публикаций и т.д.

Литература

1. Зеер, Э.Ф. Профориентология: теория и практика: учебное пособие для высш. шк. / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. -М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. -192 с.

2. Платон. Соч.: в 3 т. -М., 1971. - Т. 3.

3. Сазонов, АД. Методология профессиональной ориентации молодежи в условиях рыночных отношений: монография /. А.Д. Сазонов. -Курган: КурГУ, 1996. -104 с.

4. Суворов, И.В. В комиссии ЮНЕСКО по вопросам профессиональной ориентации и профессионального консультирования / И.В. Суворов // Советская педагогика, 1971. -№3.-С. 156-159.

Поступила в редакцию 4 августа 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.