Научная статья на тему 'Модульная система развития культуры профессиональной ориентации старшеклассников в сетевом взаимодействии дополнительного образования'

Модульная система развития культуры профессиональной ориентации старшеклассников в сетевом взаимодействии дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА / CULTURE OF VOCATIONAL GUIDANCE / NETWORK INTERACTION / ADDITIONAL EDUCATION / MODULAR SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвак Римма Алексеевна, Нысанов Адэль Туренбекович

На сегодняшний день существует острая проблема рынка труда, который находится в дисбалансе с системой подготовки кадров. Общеобразовательные школы односторонне ориентированы на подготовку выпускников к поступлению в высшие учебные заведения. Неверно выбранная профессия на этапе профессионального ориентирования ведет к смене вида труда в дальнейшем, снижению его эффективности или дополнительному обучению на производстве, что актуализирует развитие культуры профессиональной ориентации старшеклассников. Проведен теоретический анализ понятия «культура профессиональной ориентации», выявлены основные структурные компоненты, представлены взаимосвязи между ними. Использование в процессе развития культуры профессиональной ориентации потенциала сетевого взаимодействия школы в системе дополнительного образования и производства позволяет выстроить эффективную программу профессиональной ориентации старшеклассников. Процессуальным этапом развития культуры профессиональной ориентации старшеклассников в сетевом взаимодействии дополнительного образования выступает модульная система, опирающаяся на принципы последовательности, практической направленности и включающая следующие этапы: профессиональное информирование, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональная адаптация и профессиональный отбор. Полученные статистические данные проведенной опытно-экспериментальной работы демонстрируют эффективность модульной системы в процессе развития культуры профессиональной ориентации старшеклассников в сетевом взаимодействии дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвак Римма Алексеевна, Нысанов Адэль Туренбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULAR SYSTEM OF CULTURAL DEVELOPMENT OF VOCATIONAL GUIDANCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN NETWORK INTERACTION OF ADDITIONAL EDUCATION

There is a burning issue of labor market today which is in imbalance with a system of training. Comprehensive schools are unilaterally focused on training the graduates for higher educational institutions. The statistics of the last years show that more than a half of university graduates do not work in the specialty field. Incorrectly chosen profession at a stage of professional orientation leads to change of a type of work further, to decrease in its efficiency or additional training at production that staticizes cultural development of vocational guidance of high school students. The theoretical analysis of the concept “culture of vocational guidance” is carried out, the main structural components are revealed, interrelations between them are presented. In the article, the normative documents staticizing the provisions development of vocational guidance, creation of network of educational institutions, support of system of additional education for occupations of high school students are submitted. The use in development of culture of vocational guidance of potential of network interaction of school, institutions of additional education and production allows to build the effective program of vocational guidance of high school students. A procedural stage of cultural development of vocational guidance of seniors in network interaction of additional education the modular system relies on the principles of the sequence, and a practical orientation includes the following stages acts: professional informing, professional diagnostics, professional consultation, professional adaptation and professional selection. The obtained statistical data of the carried-out skilled and experimental work shows efficiency of modular system in development of culture of vocational guidance of high school students in network interaction of additional education.

Текст научной работы на тему «Модульная система развития культуры профессиональной ориентации старшеклассников в сетевом взаимодействии дополнительного образования»

УДК 37.047

МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Литвак Римма Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии, Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, РФ). E-mail: kaf-ped@chgaki.ru

Нысанов Адэль Туренбекович, аспирант, кафедра педагогики и психологии, Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, РФ). E-mail: kaf-ped@chgaki.ru

На сегодняшний день существует острая проблема рынка труда, который находится в дисбалансе с системой подготовки кадров. Общеобразовательные школы односторонне ориентированы на подготовку выпускников к поступлению в высшие учебные заведения. Неверно выбранная профессия на этапе профессионального ориентирования ведет к смене вида труда в дальнейшем, снижению его эффективности или дополнительному обучению на производстве, что актуализирует развитие культуры профессиональной ориентации старшеклассников.

Проведен теоретический анализ понятия «культура профессиональной ориентации», выявлены основные структурные компоненты, представлены взаимосвязи между ними.

Использование в процессе развития культуры профессиональной ориентации потенциала сетевого взаимодействия школы в системе дополнительного образования и производства позволяет выстроить эффективную программу профессиональной ориентации старшеклассников.

Процессуальным этапом развития культуры профессиональной ориентации старшеклассников в сетевом взаимодействии дополнительного образования выступает модульная система, опирающаяся на принципы последовательности, практической направленности и включающая следующие этапы: профессиональное информирование, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональная адаптация и профессиональный отбор.

Полученные статистические данные проведенной опытно-экспериментальной работы демонстрируют эффективность модульной системы в процессе развития культуры профессиональной ориентации старшеклассников в сетевом взаимодействии дополнительного образования.

Ключевые слова: культура профессиональной ориентации, сетевое взаимодействие, дополнительное образование, модульная система.

MODULAR SYSTEM OF CULTURAL DEVELOPMENT OF VOCATIONAL GUIDANCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN NETWORK INTERACTION OF ADDITIONAL EDUCATION

Litvak Rimma Alekseevna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor, Department Chair of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts (Chelyabinsk, Russian Federation). E-mail: kaf-ped@chgaki.ru

Nysanov Adel Turenbekovich, Postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts (Chelyabinsk, Russian Federation). E-mail: kaf-ped@chgaki.ru

There is a burning issue of labor market today which is in imbalance with a system of training. Comprehensive schools are unilaterally focused on training the graduates for higher educational institutions. The statistics of the last years show that more than a half of university graduates do not work in the specialty field. Incorrectly chosen profession at a stage of professional orientation leads to change of a type of work

further, to decrease in its efficiency or additional training at production that staticizes cultural development of vocational guidance of high school students.

The theoretical analysis of the concept "culture of vocational guidance" is carried out, the main structural components are revealed, interrelations between them are presented. In the article, the normative documents staticizing the provisions development of vocational guidance, creation of network of educational institutions, support of system of additional education for occupations of high school students are submitted.

The use in development of culture of vocational guidance of potential of network interaction of school, institutions of additional education and production allows to build the effective program of vocational guidance of high school students.

A procedural stage of cultural development of vocational guidance of seniors in network interaction of additional education the modular system relies on the principles of the sequence, and a practical orientation includes the following stages acts: professional informing, professional diagnostics, professional consultation, professional adaptation and professional selection.

The obtained statistical data of the carried-out skilled and experimental work shows efficiency of modular system in development of culture of vocational guidance of high school students in network interaction of additional education.

Keywords: culture of vocational guidance, network interaction, additional education, modular system.

В современном мире образовательная деятельность приобретает динамичный характер, становится личностно-ориентированной, появляются инновационные образовательные технологии, основанные на интеграции сфер образования. В этих условиях возникает потребность в гибкости, адаптируемости каждого образовательного учреждения в рамках общего образовательного пространства. На первый план выходит проблема кооперации, объединения образовательных учреждений в решении общих проблем по достижению главной цели - подготовки к выбору профессиональной деятельности. Одной из ключевых задач такой подготовки является профессиональное ориентирование старшеклассников и молодежи. При этом зачастую учащиеся испытывают трудности в процессе самоопределения, поэтому проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов и планов старших школьников.

По статистике количество старшеклассников, которые не определились с выбором профессии или сомневаются около 52 %, что превышает количество определившихся со своим профессиональным будущем, таким образом к моменту окончания школы их выбор дальнейшего образования является случайным [13].

При этом данные последних лет показывают, что более 60 % молодых специалистов после окончания вуза работают не по специальности, что свидетельствует о неправильном выборе молодежью своей профессии, либо о неуверенности

в своей готовности к выполнению профессиональных функций еще на этапе профессиональной ориентации [4].

В условиях актуализации сетевого непрерывного образования, активно влияющего на становление старшеклассников, существует острая необходимость развития культуры профессиональной ориентации.

Значимость развития культуры профессиональной ориентации старшеклассников актуализирована в нормативных документах федерального уровня: Комплекс мер по проведению профессиональной ориентации обучающихся учреждений общего образования на 2012-2015 годы; Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы; Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года; Закон Республики Казахстан «Об образовании» и др.

В каждом из этих документов актуализируются положения развития профессиональной ориентации, создание сети образовательных учреждений, поддержка системы дополнительного образования для занятий старшеклассников.

Особое внимание хотелось бы обратить на «Комплекс мер по проведению профессиональной ориентации обучающихся учреждений общего образования на 2012-2015 годы», одним из пунктов реализации которого является: «создание (развитие) сети учреждений (межведом-

ственных методических (ресурсных) центров (кабинетов), консультационных пунктов), обеспечивающих разработку и внедрение современного научно-методического обеспечения про-фориентационной работы среди обучающихся общеобразовательных учреждений (методик и технологий, профессиографических, справочно-информационных материалов и др.)» [5].

Культуру профессиональной ориентации некоторые ученые рассматривают как один из видов общечеловеческой культуры, представляющий собой поэтапное освоение старшеклассником знаний, норм, культуры ценностей в обществе, развитие способностей, осмысление значимости личностных качеств, обеспечивающих удовлетворение потребностей в профессиональной ориентации.

Н. Б. Крылова придерживается мнения, что «профессиональная культура - не просто умение определить и выбрать лучшую культурную норму, а скорее стремление использовать новые культурные образцы» [8, с. 205]. Автор описывает следующие составляющие такой культуры: «Система знаний и интересов, определяющих кругозор личности; система убеждений, образующих мировоззренческий уровень; система умений и развитых на их основе способностей, проявляющихся в практической деятельности; система индивидуальных норм поведения и освоенных методов деятельности; система социальных чувств» [7, с. 58].

Изучение работ отечественных ученых по проблеме развития культуры профессиональной ориентации (И. А. Зимняя, Н. Б. Крылова, С. Н. Макарова, В. А. Сластенин, Е. В. Ткаченко и др.) позволило выявить несколько различных трактовок понимания сущности и содержания «культуры профессиональной ориентации» как комплекса новообразований, знаний культуры, ценностных отношений, способствующих созданию мотивационных, эмоционально-волевых, когнитивно-смысловых результатов личностной деятельности субъекта [3].

Вместе с тем понятие культуры профессиональной ориентации старшеклассников в сетевом взаимодействии дополнительного образования раскрыто недостаточно полно, что дает основание обратиться к изучению теоретических положений исследуемой проблемы и позволяет рассматривать его как интегрированное качество

личности, включающее следующие структурные компоненты: культурно-ценностный, мотиваци-онно-деятельностный, психологический, социокультурный, - обеспечивающие у старшеклассников готовность к выбору профессии.

При этом структурные компоненты:

- интегрируют культуру ценностных ориен-таций, профессиональный интерес, социальные мотивы, эмпатию, культуру взаимоотношений;

- культивируют современные знания о рынке труда, социально-экономической ситуации, нормативно-правовых документах, психологических затратах различного вида профессий, социальной коммуникации;

- инициируют умения разработки программ, планов, включающие подростков в реализацию социально-культурных технологий.

Процесс развития культуры профессиональной ориентации опирается на принципы последовательности, практической направленности и включает в себя следующие этапы: профессиональное информирование, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональная адаптация и профессиональный отбор.

Теоретический анализ исследуемой проблемы позволил целостно изучить закономерные связи между структурными компонентами и скорректировать модульную систему, которая выступает процессуальным этапом развития культуры профессиональной ориентации старшеклассников в сетевом взаимодействии дополнительного образования.

С точки зрения некоторых ученых в педагогике под модулем понимается «некоторая часть целого в системе обучения, четко определенная функциональными свойствами» [15].

С другой стороны, например, Г. Оуенс понимал модуль как «обучающий замкнутый комплекс, в состав которого входят педагог, обучаемые, учебный материал и средства, помогающие обучающемуся и преподавателю реализовать индивидуализированный подход, обеспечить их взаимодействие» [17].

Основоположник модульного подхода П. А. Юцявичене определяет модуль как «блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» [16].

Модульность системы позволяет исключать какой-либо модуль в процессе формирования культуры профессиональной ориентации, если соответствующие ему компоненты уже сформированы.

Таким образом, каждый пакет-модуль предназначен для индивидуального обучения и включает в себя несколько ключевых составляющих:

- целевая составляющая (описание актуальности и назначения конкретного модуля, перечень знаний, умений и навыков, который старшеклассник должен приобрести после завершения модуля);

- содержательная составляющая (формы, методики и технологии достижения цели модуля);

- ресурсная составляющая (методические рекомендации, необходимая литература, источники информации).

С точки зрения Н. С. Пряжникова, содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения личности состоит из следующих этапов:

1) «осознание ценности общественного полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения);

2) ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда;

3) общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели-мечты;

4) определение ближайших целей как этапов и путей к дальней цели;

5) информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства;

6) представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также значение своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив;

7) наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения;

8) начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи» (см. [2, с. 3-5]).

Согласно теоретическому анализу мы выделяем несколько логически взаимосвязанных по-

следовательных модулей развития культуры профессиональной ориентации старшеклассников в сетевом взаимодействии дополнительного образования: профессиональное информирование, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональная адаптация и профессиональный отбор (см. рис. 1).

Рисунок 1. Модульная система

Рассмотрим каждый модуль отдельно с позиций действий ресурсного центра дополнительного образования в сетевом взаимодействии.

Модуль 1 - профессиональное информирование - представляет собой ознакомление старшеклассников с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, с возможностями профессионально-квалификационного роста и векторами самосовершенствования в процессе трудовой деятельности [11] (табл. 1).

Таблица 1

Модульная система по развитию культуры профессиональной ориентации старшеклассников

Этап Профессиональное информирование Профессиональная диагностика Профессиональное консультирование Профессиональная адаптация Профессиональный отбор

Цель формирование конкретного образа спектра разнообразных профессий осознание старшеклассником своих интересов, способностей, культурных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе помощь в корреляции готовности старшеклассника к профессиональной деятельности и запросов профессии овладение специальностью с достаточно высокими трудовыми показателями, стабильностью и удовлетворенностью в работе оценка профпригодности и окончательное профессиональное самоопределение старшеклассника

Формы и методы экскурсии, создание карты профессий, интерактивные беседы, виртуальные экскурсии, видеосеминары, профбрифинги форсайт-проект «Будущее за ...» и др. психологические тесты, методики, индивидуальное консультирование и тренинги, деловые игры, квесты, компьютерная диагностика и др. составление «Карты выбора профессий», проведение индивидуальных и групповых бесед, семейных консультаций и др. профкурсы, профвебинары, мастер-классы, психологическая поддержка и др. профессиональные пробы, ролевые игры, проект «Первый день» и др.

Результат повышение уровня общей информационной культуры в сфере профессионального самоопределения; укрепление ценностных ориентаций; рост мотивационной составляющей формирование/ развитие готовности к выбору профессиональной деятельности; осмыслению ценностных ориен-таций повышение мотивации к трудовой деятельности и общей информационной культуры в сфере выбора профессиональной направленности повышение культуры профессиональных отношений, выработка социальной адап-тированности повышение культуры профессиональных отношений, выработка социальной адапти-рованности

Формируемые качества личности добросовестное отношение к труду; установка на выбор профессии; способность формировать адекватное представление о мире профессий и общественных потребностях в их отдельных видах; способность выделять для себя главное при выборе профессии; ориентация на культуру труда осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе; способность адекватно оценивать свои качества как факторы выбора профессии способность формировать представления о перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии и освоение основ взаимодействия в коллективе коммуникабельность; предприимчивость; интеллектуальность; ответственность; работоспособность; социально-профессиональная мобильность; склонность к коммерческому риску; способность принимать самостоятельные решения и др. умение адекватно оценивать свои личностные возможности

Цель данного модуля заключается в формировании в сознании старшеклассника конкретного образа всего спектра направлений профессионального самоопределения.

Из определения профессионального информирования вытекают основные направления деятельности ресурсного центра:

- знакомство с содержанием и перспективами рынка профессий на основе форсайт-технологий; особенностями и психофизиологическими требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку; возможностями профессионального роста; современным состоянием, потребностями рынка труда и перспективами его развития на основе социально-экономической ситуацией с инновационными технологиями в отраслях профессиональной деятельности;

- распространение профессиографических материалов, необходимых для самостоятельного анализа.

Результатом в данном модуле является: повышение уровня информационной культуры в сфере профессионального самоопределение старшеклассника (формирование адекватного представления о мире профессий); укрепление ценностных ориентаций в сознании старшеклассника после анализа общественных потребностей в условиях современного рынка и обращения к понятию культуры трудовой деятельности; рост мотивационной составляющей за счет детального погружения в специфику каждой профессии.

Модуль 2 - профессиональная диагностика - направлен на мониторинг текущего уровня развития способностей, выявление задатков, физических и психологических особенностей старшеклассников, ценностных ориентаций, изучение интересов и потребностей.

С точки зрения психологии, диагностика профессиональной пригодности человека ориентирована на рассмотрение «совокупности психологических и психофизиологических особенностей, необходимых и достаточных для достижения ими, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда» [6].

Цель данного модуля состоит в осознании старшеклассником своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе;

Для проведения профессиональной диагностики ресурсный центр в сфере сетевого дополнительного образования осуществляет следующие направления деятельности:

- подбор диагностических материалов, привлечение профессионалов (психологов, специалистов в различных сферах) для проведения тренингов и тестирования;

- разработка и организация методик и новых форм диагностики;

- организация сетевого обмена диагностическими ресурсами.

В результате профессиональной диагностики происходит: формирование/развитие готовности к выбору профессиональной деятельности за счет осознания своих психологических и психофизиологических особенностей; соотношение общественных ценностных ориентиров с собственными.

Модуль 3 - профессиональное консультирование - заключается в оказании консультативной помощи старшекласснику в ходе соотношения его возможностей и потребностей с предъявляемыми требованиями той или иной профессии и решении проблем, возникающих в процессе самоопределения.

Целью данного модуля является помощь в корреляции старшеклассником собственной готовности к профессиональной деятельности (наличие соответствующих способностей и личностных интересов, определяющих успех в ней, с учетом запросов самой профессии).

Основными задачами на данном этапе для старшеклассника являются:

- выделение собственных возможностей (профессионального трудового потенциала, общих и специальных знаний, умений, навыков, возможного профессионального опыта);

- определение старшеклассниками собственных ограничений (психологических, медицинских и т. п.);

- подбор профессии в соответствии с профессиональными склонностями, сложившимися способностями, приобретенными умениями, знаниями, навыками, но и ограничениями (заболеваниями) [9, с. 78].

Квалифицированный консультант оказывает психологическую помощь в решении проблем, связанных с социально-психологическими уста-

новками самоопределяющейся личности: психологическая неготовность старшеклассника к трудовой деятельности или к выбору профессии; несогласие родителей с этим выбором; актуальность той или иной профессии на рынке труда; осмысление соотношений «Хочу. Могу. Надо».

Таким образом, направления деятельности ресурсного центра при реализации данного модуля будут следующие:

- привлечение специалистов для организации индивидуального и группового консультирования;

- организация сетевого консультирования.

В результате корреляция возможностей, потребностей старшеклассника и требований профессии повышает мотивацию к трудовой деятельности и общую информационную культуру в сфере выбора профессиональной направленности.

Модуль 4 - профессиональная адаптация - это процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой [12].

Профадаптация есть гармонизация оптимального качества деятельности в конкретной профессии в сочетании с достаточно высокими трудовыми показателями, стабильностью и удовлетворенностью в работе [14, с. 9-10].

В профессиональную адаптацию входит и профессиональная поддержка - «методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем» [11].

Так как, по мнению А. Б. Георгиевского, «адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним динамического равновесия», тогда процесс профессиональной адаптации делится на три уровня:

- физиологическая адаптация - приспособление организма к условиям среды;

- психическая адаптация - внутренняя сбалансированность индивидуально-личностных особенностей человека;

- социальная адаптация - определенный уровень социализации личности в коллективе [1, с. 56].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полная профессиональная адаптация происходит после окончания профессионального обу-

чения, а для старшеклассника характерна частичная или «клиповая» профподдержка.

Деятельность ресурсного центра направлена на:

- организацию дополнительных профессиональных курсов, мастер-классов и др.;

- осуществление психологической поддержки в процессе углубления в профессиональную деятельность.

Длительность данного модуля не ограниченна временными рамками, а соотносится только с потребностями старшеклассников.

В результате происходит повышение уровня культуры профессиональных отношений, профессиональной готовности (знания, умения, навыки), социальной адаптированности.

Модуль 5 - профессиональный отбор -представляет собой квалифицированную оценку пригодности к профессиональной деятельности; осознание индивидуального профессионального пути старшеклассника.

Профессиональный отбор предполагает отбор кандидатур, удовлетворяющих требованиям с помощью моделирования процесса профессиональной деятельности - профессиональные пробы.

Так, под профессиональными пробами понимается «испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии» [10].

Профессиональной пробой может быть:

- результат: материальные изделия (рисунки, наброски), информационные продукты (стихи, программы), номера художественной самодеятельности (танец, миниатюра, монолог) и др.;

- некоторая самостоятельно смоделированная имитация деятельности профессионала;

- имитационная ролевая игра и др. [10].

Цель данного модуля: оценка профпригодности и окончательное профессиональное самоопределение старшеклассника.

Профессиональный отбор квалифицированными специалистами может показать объективное или субъективное несоответствие предъявляемым требования профессии (например, отбор на театральное или хореографическое направление), за которым последует возвращение к Модулю 3.

Направлениями деятельности ресурсного центра выступают:

- организация профессиональных проб (подбор специалистов или площадок для прохождения испытаний);

- разработка и организация ролевых профессиональных игр;

- организация прохождения практики старшеклассников на предприятиях.

Результатом прохождения данного модуля является: повышение культуры профессиональных отношений и социальной адаптированности.

С использованием комплекса диагностических методик (модифицированную диагностику «Профессиональная готовность» А. П. Чернявской, опросник социально-психологической адаптации А. К. Осницкого, Тест коммуникативных умений Л. Михельсона и др.) была проведена оценка динамики развития культуры профессиональной ориентации старшеклассников в сетевом взаимодействии дополнительного образования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в естественных условиях образовательного процесса в КГКП «Региональный учебно-методический

центр дополнительного образования детей» Управления образования акимата Костанайской области и КГКП «Дворец развития и творчества детей и молодежи» акимата города Рудного Ко-станайской области.

Результаты показали, что низкий уровень культуры профессиональной ориентации старшеклассников уменьшился на 34,8 % по сравнению с результатами в начале опытно-экспериментальной работы, наблюдалось повышение среднего уровня на 12, 5 % и значительный рост высокого уровня на 22, 3 %.

Полученные данные объясняются разнообразием форм участия старшеклассников в познавательной и продуктивной деятельности: экскурсии на производство, в образовательные учреждения, встречи с работодателями и специалистами, -а также эффективными формами социальной поддержки и подтверждают эффективность использования модульной системы развития культуры профессиональной ориентации старшеклассников в сетевом взаимодействии дополнительного образования.

Литература

1. Георгиевский А. Б. Эволюция адаптаций (ист.-методол. исслед.). - Л.: Наука, 1989. - 189 с.

2. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: теория и практика: учеб. пособ. для высш. шк. - М.: Академ. Проект; Фонд «Мир», 2008. - 192 с.

3. Зимняя И. А. Культура. Образованность. Профессионализм специалиста // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании: сб. науч. ст. - М.: Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - 156 с.

4. Инновационные методы и подходы в профориентации подростков [Электронный ресурс] // Мое образование. - URL: http://www.moeobrazovanie.ru/publikacii/press_ relizi/innovacionnye_metody_i_podhody_v_ proforientacii_podrostkov.html (дата обращения: 07.09.2016).

5. Комплекс мер по проведению профессиональной ориентации обучающихся ОО на 2012-2015 годы [Электронный ресурс]. - URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/proforientatsiya/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/kompleks-mer-po-provedeniyu-professionalnoj-orientatsii-obuchayushchikhsya-obrazovatelnykh-uchrezhdenij.html (дата обращения: 07.09.2016).

6. Краткий психологический словарь. - Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 1998. - 512 с.

7. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста. - М.: Высш. шк., 1990. - 142 с.

8. Крылова Н. Б. Культурология образования. - М.: Народ. образование, 2000. - 272 с.

9. Основы профориентологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. И. Вершинин, М. С. Савина, Л. Ш. Махмудов, М. В. Борисова. - М.: Академия, 2009. - 176 с.

10. Профессиональные пробы [Электронный ресурс]. - URL: http://letopisi.org/index.php (дата обращения: 07.09.2016).

11. Российское образование федеральный портал [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ru/abitur/act.15/ index.php (дата обращения: 07.09.2016).

12. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2006. - 480 с.

13. Терехова Л. А Новые подходы к проведению профориентационной работы [Электронный ресурс] // Мат-лы интернет-конф. «Профессиональная ориентация: новые подходы, формы и методы работы», сент.-окт. 2013 года. - URL: http://cirthmao.ru/images/stories/sbornik.pdf (дата обращения: 07.09.2016).

14. Черникова Т. В. Профориентационная поддержка старшеклассника: учеб.-метод. пособие. - М.: Глобус, 2006. - 256 с.

15. Шеин А. А. Модульный принцип обучения в системе образовательного процесса // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 12. - С. 115-118.

16. Юцявичене П. А. Теоретические основы модульного обучения: дис. ... д-ра пед. наук. - Вильнюс, 1990. -437 с.

17. Owens G. The Module in «Universities Quarterly». Universities Quarterly // Higher education and society. - 1975. -Vol. 25, № 1. - P. 20-27.

References

1. Georgievskiy A.B. Evolyutsiya adaptatsiy (istoriko-metodologicheskoe issledovanie) [The evolution of adaptations (historical and methodological research)]. Leningrad, Nauka Publ., 1989. 189 p. (In Russ.).

2. Zeer E.F., Pavlova A.M., Sadovnikova N.O. Proforientologiya: Teoriya i praktika. Uchebnoe posobie dlya vys-shey shkoly [Proforientologiya: Proforientologiya: Theory and Practice. Textbook for higher education]. Moscow, Akademicheskiy Proekt Publ.; Fond "Mir" Publ., 2008. 192 p. (In Russ.).

3. Zimnyaya I.A. Kul'tura. Obrazovannost'. Professionalizm spetsialista [Culture. Education. Professionalism]. Problemy kachestva, ego normirovaniya i standartov v obrazovanii [Problems of quality, its regulation and standards in education]. Moscow, Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 1998. 156 p. (In Russ.).

4. Innovatsionnye metody i podkhody v proforientatsii podrostkov [Innovative methods and approaches in career counseling teens]. Moe obrazovanie [My education]. (In Russ.). Available at: http://www.moeobrazovanie.ru/publikacii/ press_relizi. innovacionnye_metody_i_ podhody_v_proforientacii_podrostkov.html (accessed 07.09.2016).

5. Kompleks mer po provedeniyu professional'noy orientatsii obuchayushchikhsya OO na 2012-2015 gody [The package of measures for the GS students of vocational guidance for 2012-2015] (In Russ.). Available at: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/proforientatsiya/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/kompleks-mer-po-provedeniyu-professionalnoj-orientatsii-obuchayushchikhsya-obrazovatelnykh-uchrezhdenij.html (accessed 07.09.2016).

6. Kratkiy psikhologicheskiy slovar'[Short psychological dictionary]. Rostov-na-Donu, FENIKS Publ., 1998. 512 p. (In Russ.).

7. Krylova N.B. Formirovanie kul'tury budushchego spetsialista [Formation of culture of the future expert]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1990. 142 p. (In Russ.).

8. Krylova N.B. Kul'turologiya obrazovaniya [Cultural education]. Moscow, Narodnoe obrazovanie Publ., 2000. 272 p. (In Russ.).

9. Vershinin S.I., Savina M.S., Makhmudov L.S., Borisov M. V. Osnovy proforientologii. Uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy [Basics proforientologii. Proc. allowance for students. executive. proc. Institutions]. Moscow, Academia Publ., 2009. 176 p. (In Russ.).

10. Professional'nye proby [Professional Sample]. (In Russ.). Available at: http://letopisi.org/index.php (accessed 07.09.2016).

11. Rossiyskoe obrazovanie federal'nyy portal [The Russian federal education portal]. (In Russ.). Available at: http://www.edu.ru/abitur/act.15/index.php (accessed 07.09.2016).

12. Slastenin V.A., Kashirin V.P. Psikhologiya i pedagogika [Psychology and Pedagogy]. Moscow, Academia Publ., 2006. 480 p. (In Russ.).

13. Terekhova L.A Novye podkhody k provedeniyu proforientatsionnoy raboty [A new approaches to career guidance]. Professional'naya orientatsiya: novye podkhody, formy i metody raboty [Professional orientation, new approaches, forms and methods of work], 2013. (In Russ.). Available at: http://cirthmao.ru/images/stories/sbornik.pdf (accessed 07.09.2016).

14. Chernikova T. V. Proforientatsionnayapodderzhka starsheklassnika. Ucheb.-metod. posobie [Professional orientation support high school student. Allowance]. Moscow, Globus Publ., 2006. 256 p. (In Russ.).

15. Shein A.A. Modul'nyy printsip obucheniya v sisteme obrazovatel'nogo protsessa [The modular training system in the educational process]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [The successes of modern science], 2013, no. 12, pp. 115-118. (In Russ.).

16. Yutsyavichene P.A. Teoreticheskie osnovy modul'nogo obucheniya. Diss. d-ra ped. nauk [Theoretical bases of modular training. Diss. Dr. of ped. sciences]. Vilnius, 1990. 437 p. (In Russ.).

17. Owens G. The Module in "Universities Quarterly." Higher education and society, 1975, vol. 25, no. 1, pp. 20-27. (In Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.