И. А. Подворный, Омский автобронетанковый инженерный институт
С. А. Маврин,
Омский государственный педагогический университет
ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОЕННОГО ВУЗА С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Анализ теоретических исследований в данной области показал, что организация военно-профессиональной ориентации является наиболее перспективной областью развития военной педагогики. Автор в статье говорит о том, что развитие системы общего и профессионального образования создаёт необходимость рассмотрения видов взаимодействия военного вуза с образовательными организациями общего и профессионального образования, определяющими содержание, ведущие методы и организационные формы военно-профессиональной ориентации. К основным видам данного взаимодействия относятся: взаимодействие с кадетскими образовательными организациями, организация и курирование профильных классов, реализация дополнительных программ общеразвивающего и предпро-фессионального образования, модульное включение в систему воспитательной работы образовательных организаций, работа в открытом информационно-образовательном пространстве. Ключевые слова: военно-профессиональная ориентация, виды взаимодействия, образовательные организации общего и профессионального образования.
Разработка проблемы военно-профессиональной ориентации учащейся молодёжи имеет важное научно-практическое значение в силу необходимости перестройки военно-профессиональной ориентации как части системы воспроизводства военных кадров, эффективность которой обеспечивается совместной деятельностью военно-учебных заведений и системы образования.
В условиях общественно-государственных преобразований и военного реформирования военный вуз становится субъектом региональных систем подготовки граждан к военной службе, военно-патриотического воспитания детей и молодёжи, активно взаимодействуя с системой образования, государственными и общественными организациями. В то же время развитие системы общего и профессионального образования создаёт необходимость рассмотрения видов взаимодействия с военными вузами, определяющими содержание, ведущие методы и организационные формы военно-профессиональной ориентации.
Возможности активного использования традиционных и появление инновационных видов такого взаимодействия с целью осуществления военно-профессиональной ориентации учащейся молодёжи обеспечены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 и другими нормативными актами, развитием информационной и коммуникационной сферы образования.
Рассмотрим основные виды взаимодействия военного вуза с образовательными организациями общего и профессионального образования.
Взаимодействие с кадетскими образовательными организациями позволяет использовать для выполнения кадрового заказа Вооружённых Сил воспитательный потенциал кадетского образования и одновременно удовлетворять потребность воспитанников этих организаций в профессиональном выборе и профессиональном самоопределении. Кадетское образование, на наш взгляд, является наиболее успешным комплексным решением проблемы военно-профессиональной ориентации учащейся молодёжи, а выпускники кадетских образовательных организаций - наиболее востребованной категорией кандидатов в военные вузы. Каждое из направлений военно-профессиональной ориентации в учреждениях кадетского образования обеспечивается рядом организационных форм и методов работы.
Профессиональное информирование обеспечивает формирование у кадетов полноценного представления о воинских специальностях, по которым вуз осуществляет подготовку, о профессио-граммах и действующих квалификационных требованиях, стандартах подготовки и специализациях. Информирование направлено на выработку адекватных представлений кадетов о самих военных вузах, условиях обучения и проживания в них, способах поступления и перспективах дальнейшей службы. Эффективными формами реализации данного направления, как нам представляется, могут быть лекции и рассказы, встречи и беседы с представителями вуза и воинской специальности, курсантами и офицерами, экскурсии, в т. ч. и интерактивные, показы видеофильмов, а также совместные мероприятия с курсантами военного вуза.
Профессиональное консультирование позволяет удовлетворять повышенные информационные за-
просы и появляющиеся профессиональные интересы кадетов, расширять их представления о специальности, оказывать помощь в формировании стратегий профессионального образования и профессиональной самореализации. Необходимость профессионального консультирования при данном виде взаимодействия вызвана двумя соображениями. Во-первых, в отношении кадетов, уже определившихся с выбором военной службы как сферы будущей профессиональной деятельности, ключевым является вопрос обоснованного выбора воинской специальности и вуза. Предпочтение той или иной специальности, как правило, сопровождается повышенным познавательным интересом к ней, который должен быть своевременно удовлетворён, а возможности самой кадетской образовательной организации в этом вопросе ограничены. Во-вторых, личное взаимодействие кадета с военным вузом «включает» дополнительную мотивацию идентификации с профессиональной группой, переводит кадета в состояние «адепта» [1], а кроме того, позволяет получать помощь в разрешении индивидуальных трудностей и противоречий. Условием и характеристикой профессионального консультирования в военно-профессиональной ориентации, как считает М. В. Дорн [2], выступает индивидуальный подход. В связи с тем, что присутствие вузовского специалиста в кадетской образовательной организации носит эпизодический характер, мы обратили внимание как на очные, так и на online (ofline) консультации через образовательный портал вуза. Эти методы профориента-ционной работы являются эффективными, но достаточно сложными и требуют выполнения кем-то из специалистов кадетской образовательной организации обязанностей тьютора.
Первичный профессиональный отбор среди кадетов даёт каждому из них возможность получить преставление о себе как о потенциальном представителе воинской специальности с определённым диапазоном профессионально важных качеств. Первичный профессиональный отбор обеспечивает прогностический характер выбора, а также использование в военно-профессиональной ориентации новейших профессиограмм. В силу более широкого круга задач первичный профессиональный отбор опирается на широкий диапазон методов, выявляющих соответствие кандидата его выбору, среди которых: тестирование, наблюдение, решение ситуативных задач, действия в проблемных ситуациях, деловые игры, анализ результатов учебной деятельности и многое другое.
Отметим, что перечисленные формы и методы не закрывают всего поля военно-профессиональной ориентации суворовцев и кадет, которые нашли своё отражение в работах
A. Ю. Асриева, С. М. Горбаченко, Н. С. Костоусова, А. В. Мощенко, И. Н. Носса и В. Н. Игнаткина и др., однако представляются нам наиболее важными.
При другом виде взаимодействия военного вуза с образовательными организациями общего и профессионального образования - курировании профильных кадетских классов - следует учесть иную степень погружения воспитанника в военно-профессиональную деятельность. В отличие от специализированных организаций кадетского образования, в особенности интернатного типа, где установлен военный уклад жизнедеятельности, в кадетских классах военно-профессиональной ориентации этому способствуют два условия: профилизация обучения, а также возможность выстраивать содержание воспитательной работы, определяя её ведущие формы и методы. Несмотря на то, что образовательный процесс в кадетских классах - одна из активно разрабатываемых научных тем, исследователями пока осуществляется поиск форм и методов реализации содержания военно-профессиональной ориентации, к которому авторы относят:
- пропедевтику военной службы, обеспечение контакта с ней для профессионального самоопределения (Е. А. Ланских и др.);
- углубленное военно-патриотическое воспитание кадетов, помещённое в центр содержания воспитания (И. В. Андрюшин, С. Ж. Курилов и др.);
- возможности эффективного развития мировоззрения и качеств, востребованных военной профессией (О. Р. Карташов, Л. В. Козилова и др.).
В профильных кадетских классах, как мы считаем, данное содержание военно-профессиональной ориентации воспитанников дополняют профессиональное информирование и консультирование, первичный профессиональный отбор, поддерживающие обоснованный выбор военной профессии и специальности и соответствующие условиям обучения и воспитания кадетов.
Базовым содержанием военно-профессиональной ориентации воспитанников профильных кадетских классов мы считаем военно-патриотическое воспитание, позволяющее сформировать устойчивое позитивное отношение к военной службе, обеспечить усвоение её социальной значимости, приобщение к ценностям военно-профессиональной деятельности и офицерского корпуса. Формы и методы военно-патриотического воспитания охарактеризованы достаточно подробно в исследованиях Е. А. Андреева,
B. И. Лутовинова, С. Н. Томилиной и других авторов, мы не вносим в этот перечень ничего нового, поэтому
не будем останавливаться на них подробно. В целом же военно-патриотическое воспитание формирует у кадетов чувство долга и ответственности, представление о защитнике отечества, готовности к самопожертвованию, т. е. образует мировоззренческий базис для военно-профессиональной направленности личности.
Профильное обучение в кадетских классах может быть рассмотрено как средство его дифференциации и индивидуализации [3], а специализированный военный профиль - как средство удовлетворения познавательных и профессиональных интересов в военной сфере, обеспечения максимального совпадения содержания образования с ценностными ориентациями обучающегося. Выбор военного профиля в кадетском классе уже должен рассматриваться как некий результат военно-профессиональной ориентации, собственно же профильное военное обучение для кадет предусматривает освоение опыта военно-профессиональной деятельности, подготовку к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации, развитие системы знаний, представлений и отношений в военной сфере.
Организационными формами профильного обучения, необходимыми для военно-профессиональной ориентации воспитанников, мы считаем факультативные и элективные курсы, через которые реализуются специальные программы военно-профессиональной ориентации, аналогичные тем, что приняты в кадетских образовательных организациях, а также дополнительные программы подготовки граждан к военной службе. Факультативные и элективные курсы широко используют лекционные, практические, лабораторные, дискуссионные, экскурсионные и другие методы, причём от выбора методов в значительной степени зависит профориен-тационный эффект. Практика показывает, что наиболее эффективными и действенными оказываются комплексные интерактивные методы профильного обучения, которые невозможны без участия военного вуза и других организаций, обладающих необходимым ресурсом: военные игры, военные сборы, стрельбы, тактические учения, поиски и пр. Это обстоятельство обусловлено механизмами восприятия профессии в ранней юности [4], в которых большую смысловую нагрузку несут переживания активности и эмоции.
Система воспитательной работы в профильных кадетских классах, как точно отметила Н. К. Костина [5], способствует военно-профессиональной ориентации при условии, что она построена на ценностно-практических началах. С одной стороны, автор предполагает, что воспитательная работа должна воссоздавать военно-профессиональную деятельность, с её отношениями и нормами, а с другой, она уверена в необходимости ситуации свободного выбора ценностей военной службы. На наш взгляд, ценностно-практический подход к организации воспитательной работы в профильных кадетских классах выдвигает на передний план средовые методы воспитания, методы, связанные с личным примером, с обменом и освоением опыта ценностного отношения в контакте с другими военнослужащими.
Следующий вид взаимодействия военного вуза с образовательными организациями общего и профессионального образования - модульное включение в системы воспитательной работы образовательных организаций - требует качественно иного уровня взаимодействия. Организационной формой военно-профессиональной ориентации здесь выступает специальный модуль, в котором в ограниченные сроки и с использованием интенсивных методов реализуются основные задачи военно-профессиональной ориентации при работе с обучающимися, не готовыми к рассмотрению военно-профессиональной деятельности как варианта профессионального выбора, а возможно, и имеющими более значимые альтернативы. Учащиеся общеобразовательных школ, лицеев и других организаций составляют основную целевую аудиторию, но она же является и наименее подготовленной.
При формировании модуля военно-профессиональной ориентации мы опирались на принципы разработки и применения модулей в образовательном процессе современной школы, изложенные в исследовании П. Юцявичене, а затем развитые в работах Е. Н. Ковтун и С. Е. Родионовой, А. А. Муравьевой, Ю. Н. Кузнецовой и Т. Н. Червяковой и др.
К принципам формирования модуля военно-профессиональной ориентации мы отнесли:
- принцип динамичности, позволяющий изменять как программы воспитательной работы образовательной организации, так и содержание модуля в зависимости от текущих результатов процесса военно-профессиональной ориентации;
- принцип действенности и оперативности знаний, требующий максимального использования знаний, полученных в других формах обучения и воспитания, для решения задач военно-профессиональной ориентации;
- принцип гибкости, означающий для нас необходимость в приспособлении педагогической деятельности к индивидуальным потребностям обучающегося;
- принцип осознанной перспективы, требующий добровольного и заинтересованного включения обучающихся в освоение модуля;
- принцип разносторонности и методического консультирования, диктующий необходимость
освоения обучающимся методологии учебной деятельности, необходимой для занятий по модулю, а также помощь и сопровождение в процессе занятий;
- принцип паритетности, разрешающий освоение модуля до того уровня, который сам учащийся считает достаточным для себя.
Включение модуля военно-профессиональной ориентации в систему воспитательной работы образовательной организации может, как мы считаем, подчиняться следующей логике.
На первой ступени предполагаются организационно-ориентировочные действия, призванные вызвать интерес к военной профессии, специальности и вузу, а кроме того, подготовить учащегося как субъекта военно-профессиональной ориентации. Превалирующими формами ориентации на этой ступени выступают реклама и пропаганда военно-профессиональной деятельности, формирование положительного эмоционального отношения к ней за счёт использования ярких художественных образов, подготовленных и эмоционально насыщенных ситуаций контакта с военно-профессиональной деятельностью и её представителями.
На второй, собственно ориентационной, ступени предполагается реализация в интенсивной форме всего содержания военно-профессиональной ориентации с использованием преимущественно групповых методов работы с учащимися, их родителями, педагогами и другими субъектами профессионального выбора. Задачей этапа может считаться не только создание объективной картины военно-профессиональной деятельности, но и полноценных представлений учащегося о себе как её потенциальном субъекте, а также, если военная профессия и специальность рассматриваются как вариант, формирование индивидуальных программ профессионального развития.
Отметим сразу, что в рамках модуля весьма ограничены возможности развития профессионально важных качеств личности учащегося, поэтому деятельностное направление военно-профессиональной ориентации предусматривает ориентирование учащегося в системе обязательных и дополнительных программ подготовки к военной службе на базе ДОСААФ, специализированных центров и самих военных вузов.
Третья, индивидуальная, ступень предполагает самостоятельное развитие будущего субъекта военно-профессиональной деятельности при осуществлении психолого-педагогического сопровождения этого процесса. Сопровождающее направление военно-профессиональной ориентации здесь является приоритетным. При работе с учащимися, которые рассматривают военную профессию и специальность как альтернативу, могут использоваться профессиональное консультирование (очное, online и ofline), проводиться посещения военного вуза, направление на программы подготовки к поступлению, первичный профессиональный отбор. На данной ступени у будущего субъекта военно-профессиональной деятельности должна быть сформирована программа профессионального развития на основе окончательного выбора.
Использование модуля в воспитательной системе школы требует поддержки в виде активизации гражданского и патриотического воспитания учащихся. Эта деятельность должна составлять обязательную часть содержания модуля, но не исчерпываться им. Напомним, что патриотическое и, в частности, военно-патриотическое воспитание граждан, признаётся сегодня государственной задачей, обеспечивающей формирование государственной и национальной идентичности, любви к Родине, уважения к культуре, готовности защищать их [6].
Следующий вид взаимодействия военного вуза с образовательными организациями общего и профессионального образования - организация дополнительных программ общеразвиваюшего и предпрофессионального образования на базе военного вуза - связан с предыдущим и расширяет возможности деятельностного направления военно-профессиональной ориентации.
Согласно статье 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации приобрели право реализовывать дополнительные программы общеразвиваю-щего и предпрофессионального образования. При этом виде взаимодействия военный вуз дублирует функции ДОСААФ и Региональных центров подготовки граждан к военной службе и военно-патриотического воспитания, которые, согласно концепции своей деятельности [7], выполняют задачи:
- передачи школьникам начальных знаний в области обороны;
- подготовки их по основам военной службы;
- военно-патриотического воспитания;
- формирования физической и морально-психологической готовности к военной службе;
- организации и проведения в рамках добровольной подготовки граждан к военной службе занятий военно-прикладными видами спорта.
Формы и методы педагогической деятельности здесь определяются характером самой про-
граммы и её направленностью, но отметим как зарекомендовавшие себя в практике военные сборы, конференции и смотры-конкурсы учащихся на базе военного вуза.
Относительно новым видом взаимодействия военного вуза с образовательными организациями общего и профессионального образования является военно-профессиональная ориентация в открытом информационно-образовательном пространстве. Несмотря на то, что он слабо описан в научной литературе, военно-профессиональная ориентация учащейся молодёжи в таком виде реализуется некоторыми военными организациями, прежде всего, самим Министерством обороны Российской Федерации и информационными системами, сотрудничающими с Вооружёнными Силами. Определяя формы и методы военно-профессиональной ориентации, мы используем положения, высказанные А. А. Андреевым и В. И. Солдаткиным, Г. В. Лаврентьевым, Н. Б. Лаврентьевой, Н. А. Неудахиной, другими авторами о принципах формирования открытого информационно-образовательного пространства:
- принципе многокомпонентности, задающим такие формы, которые предусматривали бы программное и алгоритмичное освоение материала, сам учебно-методический материал в области военно-профессиональной ориентации, механизмы контроля и самоконтроля;
- принципе интегральности, согласно которому инструменты военно-профессиональной ориентации учащейся молодёжи, действующие в открытом информационно-образовательном пространстве, должны быть связаны с другими профориентационными и обучающими программами, давать возможности расширения информации за счёт подключения дополнительных ресурсов;
- принципе адаптивности, требующем приспособления инструментов военно-профессиональной ориентации к сложившейся образовательной среде, профилактике конфликтов и пр.
Внедрение в практику данного вида взаимодействия военного вуза с образовательными организациями общего и профессионального образования требует развития собственного информационного ресурса военного вуза, превращения его в портал, отвечающий современным требованиям Национального стандарта Российской Федерации «Образовательные интернет-порталы федерального уровня» [8] и использующий одну из наиболее распространённых платформ («МООДУС», «СОКРАТ» и т. п.). Военно-профессиональная ориентация в открытом информационно -образовательном пространстве может использовать такие формы, как:
- интернет-экскурсии в военный вуз, воинские части, музеи Вооружённых Сил;
- дистанционные программы общеразвивающего и предпрофессионального дополнительного образования;
- online- и ofline-консультации и открытые линии;
- реклама военной службы;
- форумы, чаты и другие формы общения учащихся с курсантами и офицерами военного вуза;
- online-тестирования и пр.
Таким образом, в целях повышения эффективности военно-профессиональной ориентации учащейся молодёжи, перечисленные виды взаимодействия военного вуза с образовательными организациями общего и профессионального образования должны быть организованы и практически реализовы-ваться в совместной деятельности, т. к. они определяют содержание, ведущие методы и организационные формы военно-профессиональной ориентации учащейся молодёжи в современных условиях.
Анализ теоретических исследований в данной области показал, что организация военно-профессиональной ориентации является наиболее перспективной областью развития военной педагогики, она более всего подвержена педагогическим инновациям, и её эффективности способствует реализация такой модели, которая учитывает вид взаимодействия военного вуза с образовательными организациями общего и профессионального образования.
Библиографический список
1. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. - М. : Академия, 2009. - 239 с.
2. Дорн, М. В. Профессиональное консультирование старшеклассников в условиях государственной службы профориентации: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Дорн Марина Викторовна. - Кемерово, 2003. - 19 с.
3. Насакова, Б. Ж. Развитие творческого потенциала старшеклассников в профильном обучении : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Насакова Бальжин Жамсарановна. - Улан-Удэ, 2013. - 172 с.
4. Смирнова, Ю. Е. Психологические предпосылки профессионального самоопределения старшеклассников профильной школы : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Смирнова Юлия Евгеньевна. - СПб., 2013. - 220 с.
5. Костина, Н. К. Ценностно-практический подход к ориентации учащихся профильных классов на во-
енно-профессиональную деятельность : дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / Костина Наталья Кирилловна. - Рязань, 2010. - 219 с.
6. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг. Государственная программа [Электронный ресурс] / Федеральное архивное агентство. - Режим доступа: http://archives.ru/programs /patriot_2015. shtml.
7. Концепция Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе в системе ДОСААФ России [Электронный ресурс] / Официальный сайт ДОСААФ России. - Режим доступа: http://www.dosaaf.ru/regionalnye-tsentry.
8. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ 55656-2006. - М. : Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, 2006. - 8 с.
I. A. Podvorny, Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, S. A. Mavrin, Omsk state pedagogical University
INTERACTION MODES OF MILITARY HIGHER SCHOOL WITH EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF BASIC AND VOCATIONAL EDUCATION FOR REALIZATION OF MILITARY AND VOCATIONAL GUIDANCE
The analysis of theoretical researches in this field shows that the organization of military and vocational guidance is the area of the most perspective development of military pedagogics. The author states that the development of basic and vocational training system creates the need of studying the interaction modes of military higher school with defining the contents of basic methods and organizational forms of a military and vocational guidance. The main types of interaction are: interaction with the cadet educational institutions, organization and supervision of specialized classes at school, the implementation of additional programs of developmental and prevoca-tional training, modular inclusion in the educational work of educational institutions, and work in an open information-educational space .
Keywords: military and vocational guidance, interaction modes, educational institutions of basic and vocational training.
References
1. Zeer, E. F. Psychology of vocational development. Academiya, 2009, 239 p.
2. Dorn M. V. Professional'noe konsul'tirovanie starsheklassnikov v usloviyah gosudarstvennoy sluzhby proforientatsii.Avtoref. dis. kand. ped. nauk. [Professional counselling of senior pupils in the conditions of vocational guidance of public service], Kemerovo, 2003, 19 p.
3. Nasakova B. Zh. Razvitie tvorcheskogo potentsiala starsheklassnikov v profil'nom obuchenii. dis. kand. ped. nauk. [Q-eative potential development of senior pupils in profile training], Ulan Ude, 2013, 172 p.
4. Smirnova Yu. E.Psihologicheskie predposylki professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov profil'noy shkoly, dis. kand. psihol. nauk. [Psychological preconditions of professional self-determination of senior pupils of profile school], SPb, 2013, 220 p.
5. Kostina N. K. Tsennostno-prakticheskiy podhod k orientatsii uchaschihsya profil'nyh klassov na voenno-professional'nuyu deyatel'nost', dis. kand. ped. nauk. [Value-conscious and practical approach to orientation of pupils in profile classes for military-professional activity], Ryazan', 2010, 219 p.
6. Patriotic education of citizens of the Russian Federation during 2011-2015 The Government program. [Elektronny resurs] Rezhim dostupa: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
7. The incept of Centers of military-patriotic education and preparation of citizens of the Russian Federation for military service in DOSAAF system of Russia. access mode:http://www.dosaaf.ru/regionalnye-tsentry.
8. Educational Internet portals of the federal level. The national standard of the Russian Federation. GOST 55656-2006. Federal'noe agenstvo po tehnicheskomu regulirovaniyu i metrologii, 2006, 8 p.
© И. А. Подворный, С. А. Маврин, 2016
Авторы статьи:
Иван Алексеевич Подворный, преподаватель, Омский автобронетанковый инженерный институт, e-mail: ivan7 8_30 @mail.ru
Сергей Анатольевич Маврин, доктор педагогических наук, зав. кафедрой социальной педагогики и социальной работы, Омский государственный педагогический университет.
Рецензенты:
И. А. Маврина, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет. Ю. П. Дубенский, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.
УДК 37.016:57 (045) DOI 10.17238/issn1998-5320.2016.25.123