Вестник «Орлеу^-kst
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Нысанов А.Т.,
методист регионального научного-практического центра «Костанай дарынды», аспирант кафедры педагогики и психологии Челябинской государственной академии культуры и искусств;
Литвак Р.А.,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Челябинской государственной академии культуры и искусств
Нег1зг1 свздер: e-learning' жогары сынып оцушылар-дыц кэстке багдарлану мэ-дениетг, цосымша бшм берудщ желшк взара эре-кеттесуг.
Ключевые слова: e-lear-ning, культура профессиональной ориентации старшеклассников, сетевое взаимодействие дополнительного образования
Keywords: e-learning, culture of senior vocational guidance, networking supplementary education.subjects.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ E-LEARNING В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ
СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ацдатпа
Макалада кэсштш багдарлану мэдениетш дамытудагы элек-трондык окыту технологияларын пайдаланудьщ езектшп су-реттелген, косымша бшм берудщ желшк езара эрекеттесуш-де осы технологиялардыц езгешшп ашылган.
Аннотация
В статье описывается актуальность использования технологий электронного обучения в развитии культуры профессиональной ориентации, раскрывается специфика этих технологий в сетевом взаимодействии дополнительного образования.
Annotation
The article describes the relevance of the use of e-learning technologies in the cultural development of vocational guidance, revealed the specifics of these technologies in the networking of additional education.
Развитие культуры профессиональной ориентации старшеклассников является одной из важных проблем современного образования. Статистика последних лет показывают, что большинство выпускников вуза работают не по специальности, что свидетельствует о неправильном выборе молодежью своей профессии в школе. 3
Культура профессиональной ориентации старшеклассника 5 представляет собой систему сформированных качеств лично- § сти, ценностных ориентаций, направленных на преодоление 3 трудностей предстоящего профессионального самоопределе- м ния, социализации, адаптации, культурной идентификации и с^ самореализации в обществе. ^
Акцентируя внимание на социальный заказ общества и ^ государственную политику Российской Федерации и Респу- ^ блики Казахстан, можно говорить о востребованности такого ^ явления, как сетевое взаимодействие образовательных орга- к низаций, в том числе и дополнительного образования.
Сетевое взаимодействие дополнительного образования, о предполагающее социальное партнерство заинтересован-
Вестник «Орлеу^-kst
ных сторон, выступает в качестве катализатора всех ресурсов в построении индивидуальной рациональной образовательной траектории, ориентированной на профессионально-карьерную предрасположенность личности.
При этом, в современном мире также прослеживается возрастающая роль использования в повседневной жизни информационных технологий, современных гаджетов и нового программного обеспечения. Общение, обучение и развлечения современная молодежь не мыслит без компьютеров, ноутбуков, планшетов, мобильных телефонов.
Следуя современным тенденциям, и в соответствии с интересами самого обучающегося, информационные технологии продолжают внедряться и во все формы образовательной деятельности, в том числе и в процесс развития культуры профессиональной ориентации. Последствием процесса информатизации в образования является нарастающий интерес к аспектам и возможностям электронного обучения.
Актуальность внедрения электронного обучения подчеркивается в трудах таких ученых как: А. А. Андреев, Е. З. Власова, А. В. Ка-лымков, П. А Касатеев, М. А. Лукашенко, В. А Леднев, Т. А. Семкина и др.
Под электронным обучением e-learning (сокращение от англ. Electronic Learning) понимается обучение с помощью информационно-коммуникационных средств [4].
E-learning подразумевает самостоятельный процесс обучения старшеклассником с использованием электронных материалов t^ посредством персонального компьютера, § мобильного компьютера, телевизора; полу-и чение консультаций, советов, оценок у уда-§ лённого (территориально) эксперта (препо-^ давателя), возможность дистанционного 2 взаимодействия; создание своего рода сооб-к щества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебно-профо-2 риентационную деятельность; формирование Q и повышение информационной культуры всех ^ участников и овладение современными ин-§ формационными технологиями, повышение g эффективности своей обычной деятельности; w освоение и популяризация инновационных педагогических технологий; возможность в
любое время и в любом месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира [3].
Технология e-learning позволяет получить необходимые для развития культуры профессиональной ориентации старшеклассников материалы независимо от территориального месторасположения, что является ключевой составляющей сетевого взаимодействия дополнительного образования.
При этом система e-learning, являясь рабочим инструментом, может лежать в основе функционирования корпоративного ресурсного центра, объединяющего в себе структурные компоненты сетевого взаимодействия.
Широкую популярность у современной молодежи приобретают сервисы Web 2.0: социальные сети, блоги, Вики, делишес, гу-гл-документы, ютьюб, фликр и др., которые позволяют работать с веб-документами совместно, обмениваться информацией [2].
Элементами системы e-learning на базе ресурсного центра в сетевом взаимодействии дополнительного образования могут быть:
• управляющий элемент, осуществляющий администрирование и контроль над деятельностью всей системы;
• база знаний в электронном виде, в которой содержатся все методические материала для каждого модуля системы (сведения о профессиях, диагностические методики, сценарии ролевых игр, творческих профориента-ционных заданий и др.);
• элемент, регулярно осуществляющий координацию прохождения того или иного модуля и перехода в следующий;
• элемент, осуществляющий сбор и учёт статистики процесса профессиональной ориентации (поступление в вуз на определенную специальность, продолжение профессиональной деятельности после завершения обучения) [3].
А.И. Адамский отмечает, что сетевое взаимодействие может осуществляться посредством организации сетевых проектов, сетевых программ и сетевых событий [1, с.17].
Социальный заказ лежит в основе сетевой программы, которая содержательно и организационно обеспечивает реализацию индивидуального (группового) профессио-
Вестник «Орлеу^-kst
нально-образовательного маршрута. В качестве сетевой программой в нашем случае выступает модульная система развития культуры профессиональной ориентации старшеклассников, включающая в себя: профессиональное информирование, профессиональную диагностику, профессиональную консультацию, профессиональную адаптацию, профессиональный отбор.
Сетевой проект разрабатывается под конкретные задачи и проблемы, которые определяют необходимость организации совместной деятельности с распределением труда для достижения конкретных результа-
тов («Первый день», «Будущее за ...»).
Сетевые образовательные события представлены в практике деловыми играми, ве-бинарами, он-лайн конференциями, которые предполагают проведение мероприятия усилиями организации или ряда организаций и позволяет адекватно решить целый комплекс задач [1, с.18].
Рассматривая перспективы использования технологии e-leaming в развитии культуры профессиональной ориентации старшеклассников, можно выделить следующие формы, методы и технологии работы и представим их в Табл. 1.
Таблица 1.
Формы, методы и технологии е-1еаттщ в соответствие с определенным модулем
Модуль Формы, методы и технологии e-leaming
профессиональное информирование Виртуальные экскурсии, видео-семинары, вебинары, интерактивные беседы, сетевой проект «Будущее за ...»
профессиональная диагностика Компьютерная диагностика, дистанционное тестирование и интерпретация результатов
профессиональная консультация Дистанционная консультация через видео-конференции или он-лайн чаты
профессиональная адаптация Дистанционные профессиональные курсы, проф-вебинары
профессиональный отбор Интерактивное виртуальные ролевые игры, сетевой проект «Первый день»
Таким образом, сетевое взаимодействие дополнительного образование уже своим названием предполагает использование технологий электронного обучения для эффективности развития культуры профессиональной ориентации старшеклассников, что позволяет освободиться от территориальных ограничений и перейти в формат дистанционного общения. Это обеспечивает доступность для старшеклассников и их родителей разнообразных ресурсных возможностей сетевого социального партнерства и способствует повышению когнитивно-ценностного, мотивационно-деятельностного и социально-коммуникативного компонентов культуры профессиональной ориентации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адамский, А.И. Сетевое партнерство в
образовании / А.И. Адамский. - М. : Эврика, 2004. - 144 с.
2. Андреев, А.А. Направления применения сервисов Интернета Web 2.0 в учебном « процессе. Информационные технологии в гу- § манитарном образовании-2008 / А.А. Андреев, pq Т.А. Семкина, В.А. Леднев // Материалы ^ Международной научно-практической конфе- g ренции (Пятигорск, 24-25 апреля 2008 г): В 2 ч. t^ Ч. I. Пятигорск: ПГЛУ, 2008. - C.39-45. Е
3. Касатеев, П.А. Применение систем g обучения e-learning в России: предпосылки и t^ необходимость // Вестник СГТУ 2012. - №1. ^ - С. 226. Я
4. Позднеев, Б. М. Качество - это соот- g ветствие стандартам / Б.М. Позднеев // Ка- ^ чество образования. - 2009. - №1-2. - С. 46-49.