E-learning при обучении студентов экономических специальностей
В. Е. Люкманова
В статье дано описание электронного обучения (e-learning), обоснована актуальность применения технологий e-learning в обучении студентов-заочников экономических специальностей, в том числе с учетом практического опыта автора.
Ключевые слова: электронное обучение, технологии электронного обучения, информационные и коммуникационные технологии, дистанционное обучение, учебно-методическое обеспечение.
E-Learning at Students' Economic Specialities Training
V Е. Lukmanova
In the article is represented the description of electronic training (e-learning) is given, the urgency of usage of e-learning technologies in training of part-time students of economic specialities, including the practical experience of the author.
Key words: electronic training, technologies of electronic training, information and communication technologies, distance training, training-methodical maintenance.
В последнее время во всем мире быстрыми темпами внедряется и развивается электронное обучение (e-learning). С расширением Интернета оно начинает применяться в России, но этот процесс идет медленно и сопряжен с рядом трудностей.
Электронное обучение - это обучение с помощью информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) [2].
По мнению Ю. Б. Рубина, e-learning следует трактовать как одно из направлений дистанционного обучения, которое базируется на применении информационных и коммуникационных технологий и может представлять собой on-line или off-line обучение. Дистанционное обучение предполагает взаимодействие со студентами на расстоянии, что позволяет использовать его технологии и методы при обучении студентов. Оно не может заменить преподавателя, а лишь позволяет объединить студентов, находящихся на расстоянии от вуза. Неформальное применение электронного обучения должно работать на повышение качества обучения студентов [11].
А. А. Андреев, В. А. Леднев и Т. А. Семкина полагают, что для успешного внедрения электронного обучения требуется разработка учебно-методического обеспечения в виде учебно-методических комплексов определенной структуры, содержащих следующие элементы: введение к курсу; программу учебного курса; учебную информацию (учебник или учебное пособие); руководство по изучению курса; хрестоматию; академический календарь; практикум; сборник тестов; глоссарий; список сокращений и аббревиатур; заключение. Такой комплекс (или его фрагмент) может размещаться на компакт-дисках или в Интернете [2].
Требования к применению передовых технологий зафиксированы в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по каждой специальности или направлению. Они отражены в умении пользоваться современными компьютерными технологиями. Так, например, в Государственном стандарте по специальности «Менеджмент организации» указано, что специалист должен уметь применять компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач и приобрести навыки самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии; уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемой в сфере его профессиональной деятельности.
Актуальность применения в образовании технологий электронного обучения объясняется требованиями рынка труда. В настоящее время наблюдается подъем уровня использования компьютерных технологий в промышленности, торговле, медицине, армии, то есть практически во всех сферах деятельности человека. В связи с этим предъявляются определенные требования к уровню квалификации специалистов. Кадровые агентства по трудоустройству, размещая списки вакансий в различных средствах массовой информации, указывают требования, которым должны соответствовать претенденты, в частности, это умение работать на персональном компьютере. Как правило, специалисты должны уметь свободно работать в Интернете, пользоваться электронной почтой, работать с электронными таблицами и, в некоторых случаях, знать специальные программы.
В. Е. ЛюкманШа.
В последнее время руководителями применяется электронное обучение сотрудников прямо на рабочем месте. В этом случае обучение проходит в удобное время и в привычной обстановке, а тьюторами становятся более опытные сотрудники или непосредственный начальник.
Применение технологий е-1еагш^ в период обучения в институте позволит студентам повысить свою квалификацию, обеспечит конкурентное преимущество при приеме на работу, облегчит обучение на рабочем месте.
Студенты заочного отделения - взрослые люди, обладающие определенной психологической, социальной и нравственной зрелостью, имеющие экономическую независимость, большой жизненный и профессиональный опыт. Взрослые студенты, как правило, четко знают, какие знания, умения и навыки они должны получить по окончании обучения, и обладают достаточно сильной мотивацией к обучению за счет стремления решить свои важные проблемы и достичь конкретных целей при помощи учебной деятельности [6].
В свою очередь, высшее образование может соответствовать требованиям времени только при условии дальнейшего развития и при постоянном использовании новых современных достижений в науке и технике, в том числе и в области компьютерных технологий (КТ). В настоящее время КТ достаточно широко используются в учебном процессе многих ведущих вузов, но это происходит, в основном, в дневной и дистанционной формах обучения. Компьютеризация позволяет не только внести существенные изменения в учебный процесс, но и меняет сам характер профессиональной деятельности выпускника-специалиста, обеспечивая его новыми средствами. На смену формулы «образование на всю жизнь» приходит формула «образование через всю жизнь» [9; 10] или «образование в течение всей жизни» [8].
В настоящее время в теории и в практике наблюдается перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента. Возрастают требования к активизации учебной работы студентов, появляются попытки научить их учиться, возникает необходимость реализации принципа активности личности в обучении и профессиональном самоопределении. Все это предполагает, как отмечает А. А. Вербицкий, повышение личной активности не только студента, но и преподавателя [5].
По мнению многих отечественных и зарубежных экспертов, при всей популярности Интернета в ближайшее время возможно лишь смешан-
ное обучение, в котором рационально сочетаются очное и Интернет-обучение [3].
Дидактические свойства Интернета заключаются в следующем:
- публикации учебно-методической информации в гипермедийном варианте;
- педагогическое общение в реальном и отложенном времени между субъектами и объектами учебного процесса;
- открытый во времени и пространстве дистанционный доступ к информационным ресурсам.
А. А. Андреев считает, что необходимость встраивания интернет-технологий в традиционный учебный процесс объясняется тем, что для внедрения интернет-обучения необходимо решить ряд проблем, причем комплексно. Задачи обеспечения интернет-обучения: разработка учебно-методического обеспечения; планирование интернет-обучения; подготовка преподавателей; подготовка обучающихся; организация материально-технического и финансового обеспечения; формирование структуры, ответственной за внедрение; приведение в соответствие доку-ментооборота[4].
В связи с необходимостью проведения трудоемких подготовительных работ Интернет-обучение некоторое время будет существовать как дополнительный или альтернативный вариант обучения [3], который можно встраивать в начало, центр и даже в финальную стадию образовательного процесса [1].
А. А. Андреев отмечает, что Интернет находит все большее применение в системе образования. Изучив опыт применения форумов в отечественной и зарубежной практике, он предлагает следующий перечень направлений применения форумов при проведении занятий:
- формирование аудиторного виртуального комплекса для реализации сетевого учебного процесса по дисциплине;
- проведение электронных семинаров;
- организация экскурсий студентов;
- создание специальных виртуальных аудиторий, использование метода активизации учебной деятельности.
Большинство исследователей отмечают, что использование традиционных методов обучения в заочном образовании не обеспечивает обучаемым достаточного уровня освоения учебного материала. А. А. Вербицкий считает, что персональный компьютер нельзя просто встроить в привычный учебный процесс, а необходимо менять саму концепцию учебного процесса, проек-
тировать принципиально иную технологию обучения, в которую ПК органично вписывался бы как новое, мощное средство [5]. Использование технологий электронного обучения при проведении учебного процесса позволяет повысить активность педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося, наиболее полно оснастить учебный процесс специально разработанными интерактивными учебно-методическими материалами, обеспечивающими (в том числе) самостоятельное изучение отдельных дисциплин.
Ю. Б. Рубин отмечает, что в дальнейшем могут развиваться различные подходы к использованию e-leaming в рамках традиционного вуза, целесообразны любые эксперименты в сфере электронного обучения, направленные на повышение качества и обеспечения гарантий качества [11].
Нами были применены отдельные технологии e-learning для обучения студентов-заочников экономических специальностей. Одна из задач исследования заключалась в выяснении того, как использование компьютерных технологий влияет на формирование заинтересованности студентов в изучении дисциплин, желание получать глубокие знания и совершенствовать практические навыки.
Исследование проводилось на базе Ярославского филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права. Исследованием были охвачены студенты экономических специальностей («Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»), изучающие курс «Маркетинг». В эксперименте приняли участие студенты двух потоков заочного отделения, которые впоследствии вошли в экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы. Первый поток состоял из студентов, принятых на сокращенный курс обучения (4 года). В экспериментальную группу ЭГ400 входило 50 человек, а в контрольную КГ400 - 55 человек. Во втором потоке участвовали студенты, проходящие полный курс обучения (6 лет), ЭГ600 состояла из 25 человек, КГ600 -32 студентов.
В ходе исследования применялись следующие элементы электронного обучения: электронные учебники (ЭУ) и электронные издания (ЭИ) на компакт-дисках; тесты в электронном виде; практические задания (case-study) и дополнительные материалы, разработанные преподавателем на компакт-диске; Интернет.
Были использованы следующие основные официальные электронные издания: «Маркетинг. Вузовская серия» (Корпорация «Диполь», 2005);
«Маркетинг. Инструменты руководителя. Серия «БИЗНЕС €$ ШКОЛА» (M. : ООО «Равновесие-Медиа», Корпорация «Диполь», 2003); Питер Дойль «Маркетинг-менеджмент как стратегия долговременного успеха предприятия. Теория и практика менеджмента». Серия «Экономика» (ИД «Равновесие», Изд. «Питер», 2004. ); «Искусство продаж, Серия обучающих программ «Искусство бизнеса» (MediuM, 2003).
Для углубленного изучения дисциплины и расширения профессионального кругозора студентам были предложены следующие дополнительные официальные электронные здания: «Бизнес-курс. МВА. Маркетинг и стратегический менеджмент. Всероссийская академия внешней торговли. Модульная серия «Экономист-международник» (M. : ООО «Юнитехнопласт», 2003); «Принятие решений. Инструменты руководителя. Серия «БИЗНЕС €$ ШКОЛА» (M. : ООО «Равновесие-Медиа», Корпорация «Диполь», 2002); «Реклама. Программа выпуска электронных учебников - Ticket To Future - подсерия «Отрасль» (M. : LTD, 2003).
В ходе исследования была использована методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов», предложенная А. А. Реаном и В. А. Якуниным [7], которая позволяет определить ранг мотивов, содержащихся в списке, и понять, какой из них играет доминирующую роль. На начальной стадии проведения эксперимента студентами на первое место был поставлен мотив «Получить диплом», соответствующий внешней мотивации, а по окончании эксперимента он переместился с первого на третье место в обеих экспериментальных группах. Результаты эксперимента показали, что большее предпочтение получили мотивы, соответствующие внутренней мотивации, что говорит о сознательном подходе к обучению в вузе. Так, например, в первом потоке в ЭГ400 наибольшее количество предпочтений получил мотив № 10 («Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности»), а в КГ400 - мотив № 1 («Стать высококвалифицированным специалистом»). Во втором потоке на первое место вышел мотив № 1 («Стать высококвалифицированным специалистом») в обеих группах. Наибольшее количество голосов получили мотивы, соответствующие внутренней мотивации, что говорит о положительной динамике в изменении мотивации студентов к учебной деятельности.
С целью определения различий между экспериментальной и контрольной группами студентов-заочников экономических специальностей обоих потоков по мотивам учебной деятельности
E-learning при обучении студентов экономических специальностей
174
был применен критерий U Манна-Уитни. Для рассмотрения были взяты мотивы: № 1 («Стать высококвалифицированным специалистом»), № 2 («Получить диплом») и № 4 («Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»). Были получены следующие данные: в первом потоке (ЭГ400, КГ400) и1эмп. =1421,50; ^эмп. =1446,50; и4эмп. =1038,50; что превышает икр. =1117 (а=0,05) и икр. =1011 (а= 0,01); во втором потоке (ЭГ600, КГ600) ^эмп. =369,00; ^эмп. =388,00; и4эмп. =476,00; что превышает икр. =293 (а=0,05). Это означает статистическую значимость полученных показателей по результатам эксперимента, в том числе по важнейшим познавательно-профессиональным мотивам [1; 2; 4].
Анализ литературы и практический опыт показывают, что введение технологий электронного обучения в вузы - это сложная, длительная и кропотливая работа, требующая мобилизации усилий специалистов вычислительной техники, преподавателей и студентов.
Применение технологий e-learning положительно влияет на учебную деятельность студентов, повышает их творческую активность, способствует формированию их профессиональной компетенции. Освоение студентами технологий электронного обучения в вузе позволит им в будущем более уверенно чувствовать себя на рабочем месте.
Библиографический список
1. Аверьянов, Л. Я. Современные проблемы интернет - обучения [Текст] / Л. Я. Аверьянов, А. В. Рунов // Информатика и образование. -2005. - № 5. - С. 70-75.
2. Андреев, А. А. E-learning: некоторые направления и особенности применения [Текст] / А. А. Андреев, В. А. Леднев, Т. А. Семкина // Высшее образование в России. - 2009. - № 8. - С. 88-92.
3. Андреев, А. А. Введение в интернет-образование [Текст] / А. А. Андреев. - М. : ЛОГОС, 2003. - 50 с.
4. Андреев, А. А. Интернет в системе российского непрерывного образования [Текст] / А. А. Андреев // Высшее образование в России. - 2005. - № 7. - С. 9193.
5. Вербицкий, А. А. Проблемы становления новой образовательной парадигмы [Текст] / А. А. Вербицкий // Система обеспечения качества в дистанционном образовании / Научные труды МИМ ЛИНК, выпуск 3, - Жуковский : МИМ ЛИНК, 2001. - С. 43-51.
6. Змеёв, С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых [Текст] / С. И. Змеёв. -М. : ПЕР СЭ, 2003. - 207 с.
7. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.
8. Митина, Л. М. Теория образования в течение жизни в зарубежной андрагогике [Текст] / Л. М. Митина // Педагогика. - 2005. - № 5. - С. 100-106.
9. Новиков, А. М. На смене образовательных парадигм [Текст] / А. М. Новиков // Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения (EDQ-2005): материалы Международной научно-практической конференции. - М. : МГИУ, 2005. - С. 219225.
10. Новиков, А. М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития [Текст] / А. М. Новиков. - М. : Эгвес, 2000. - 272 с.
11. Нормативно-правовая база не соответствует современным форматам электронного обучения [Текст] / (Интервью с Ю. Б. Рубиным) // Высшее образование в России. - 2009. - № 9. - С. 94-102.