Научная статья на тему 'Компьютерные технологии как фактор повышения эффективности обучения студентов-заочников'

Компьютерные технологии как фактор повышения эффективности обучения студентов-заочников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Люкманова В. Е.

В статье дано обоснование актуальности компьютеризации заочного обучения и описаны результаты эксперимента, подтверждающие положительное влияние новых технологий на формирование практических умений и на мотивацию учебной деятельности студентов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the substantiation of urgency of computerisation of distant learning is given and the results of experiment confirming positive influence of new technologies on formation of practical abilities and on motivation of educational activity of students are described.

Текст научной работы на тему «Компьютерные технологии как фактор повышения эффективности обучения студентов-заочников»

Анализ этой анкеты показал, что исходные знания респондентов соответствовали первому уровню (низкому) у 70,4 % слушателей, второму уровню (среднему) - у 29,6 %

(рис. 1). Респонденты со знаниями, соответствующими третьему (достаточному) и четвертому (высокому) уровням, отсутствовали.

Рис. 1

После пройденного курса обучения ситуация существенно изменилась (рис. 2): первый уровень «опустел», так как знания стали более полными и разнообразными; количество слушателей со знаниями второго уровня осталось тем же (объясняется случайным совпадением), максимальное количество слушателей (50,4 %) наблюдается на третьем (достаточном) уровне, что свидетельствует о хорошем усвоении преподаваемого материала. Четвертый уровень знаний (высокий) смогли освоить только 20 % слушателей, но это

Рис. 2

вполне естественно. Данный уровень отличается от предыдущих тем, что педагогические кадры могут самостоятельно проводить работы по всему комплексу вопросов, связанных с организационной культурой, а это достаточно сложно, поэтому не всем «по плечу».

Следовательно, организация профессиональной подготовки педагогических кадров по проблеме организационной культуры является одним из определяющих этапов на пути к реализации необходимых изменений и преобразований в жизни школы.

В.Е. Люкманова КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ

В статье дано обоснование актуальности компьютеризации заочного обучения и описаны результаты эксперимента, подтверждающие положительное влияние новых технологий на формирование практических умений и на мотивацию учебной деятельности студентов.

V.E. Lukmanova

USE OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN PART-TIME STUDENTS' TRAINING

In the article the substantiation of urgency of computerisation of distant learning is given and the results of experiment confirming positive influence of new technologies on formation of practical abilities and on motivation of educational activity of students are described.

Интерес к использованию компьютер- необходимость более широкого внедрения их

ных технологий (КТ) применительно к обу- в учебный процесс. Это объясняется задача-

чению студентов достаточно велик, большин- ми, стоящими перед учебным процессом,

ство ученых и исследователей подчеркивают требованиями, предъявляемыми к выпускни-

ку высшего учебного заведения со стороны общества, уровнем развития производства, наличием потребности у преподавателей и студентов использовать в своей деятельности более широко спектра КТ, которые достаточно часто вводятся в учебный процесс вузов, в частности при изучении экономических и технических дисциплин.

Наиболее активно они используются в обучении студентов очного отделения, а также в условиях дистанционного обучения, но, к сожалению, крайне редко применяются в заочной форме обучения. В настоящее время потребность в активном использовании КТ в заочной форме обучения назрела, остро ощущается как преподавателями, так и студентами.

Компьютеризация учебного процесса, как отмечает А.А. Вербицкий, сопряжена с рядом трудностей:

— компьютер является лишь одним из равноправных компонентов дидактической системы, наряду с другими ее звеньями: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью обучающего и деятельностью учащегося. Все эти звенья взаимосвязаны, и изменения в одном из них обусловливают изменения во всех других. Как новое содержание требует новых форм его организации, так и новое средство предполагает переориентацию всех других компонентов дидактической системы;

— установка компьютеров - это начало системной перестройки всей технологии обучения. В первую очередь преобразуется деятельность субъектов образовательного процесса - преподавателя и студентов. Им приходится строить принципиально новые виды деятельности в связи с изменением средств учебной деятельности и спецификой перестройки ее содержания [4].

Анализ психологической, педагогической (в том числе по андрагогике) и специальной литературы по КТ и их использованию позволяет сделать следующие выводы:

1. С одной стороны, наблюдаются определенные изменения и процессы в образовании и обществе:

— переход к новой образовательной парадигме, миссией которой является не передача обучаемому готовых знаний, а создание условий для самоопределения и самореализации личности, когда на смену

формулы «образование на всю жизнь» приходит формула «образование через всю жизнь» (или «образование в течение всей жизни»);

— общество, высокий уровень развития техники и КТ диктуют определенные требования к квалификации специалистов - выпускников вузов, которые, наряду со своей основной специальностью, должны иметь хорошую компьютерную подготовку;

— большинство исследователей отмечают особенности обучения взрослых, связанные с имеющимся практическим и жизненным опытом, четко поставленными ими самими целями и требованиями, предъявляемыми к своей будущей квалификации специалиста;

— достижения в области компьютерной техники, программного обеспечения, наличие Интернета, появление педагогической, методической литературы по использованию КТ при обучении экономическим, техническим и математическим дисциплинам - несомненные положительные факты развития.

2. С другой стороны, существует ряд недостатков в сфере образовательный услуг:

— ограниченное количество, а иногда и полное отсутствие педагогической и методической литературы по использованию КТ при обучении студентов гуманитарным дисциплинам, менеджменту и маркетингу, то есть там, где нет математических расчетов или прямой потребности применения персонального компьютера (ПК) в учебном процессе;

— отставание заочного обучения от очной и дистанционной форм в области использования КТ. Практически отсутствует опыт применения КТ в обучении студентов гуманитарным дисциплинам, менеджменту и маркетингу, особенно в заочной форме обучения;

— недостаточно высокий уровень мотивации студентов к учению, отсутствие или низкий уровень их вовлеченности в учебный процесс и как результат - неглубокие знания и невысокий уровень полученных в вузе умений и навыков у выпускников по выбранной ими специальности.

Перечисленные выше факторы позволяют сделать вывод о назревшей потребности и необходимости более активного введения

КТ в учебный процесс. В то же время большинство ученых считают, что основными причинами внедрения КТ являются расширение сектора самостоятельной учебной работы и наблюдающийся перенос тяжести обучения на самостоятельную работу студента.

За основу понимания термина «компьютерные технологии» примем определение, данное С.А. Щенниковым [9. С. 273]:

«Компьютерные технологии - образовательные технологии, основанные на широком использовании возможностей компьютерных средств обучения: компьютеров, компьютерных сетей, сети Интернет, мультимедиа и др.».

Особенность введения КТ в учебный процесс в заочном обучении (ЗО) связана с наличием определенных условий. С целью проведения более полного и тщательного исследования мы разделили их на группы.

I. Условия, определяющиеся политикой и стратегией вуза:

1. Политика и стратегия руководства вуза, связанная с вопросом компьютеризации обучения студентов. Наличие программы введения КТ в управление учебным процессом и в сам учебный процесс по институту в целом.

2. Наличие (отсутствие) традиций участия во всех мероприятиях, связанных с КТ.

3. Позиция руководителей, преподавателей и сотрудников кафедр по отношению к КТ.

4. Наличие программы подготовки и переподготовки преподавателей в области работы на ПК.

II. Условия технического характера:

1. Уровень развития КТ в настоящее время в стране и в мире.

2. Наличие внутренней сети в вузе, оснащение компьютерами и специальной техникой аудиторий. Наличие ноутбуков или ПК для работы преподавателя в аудитории.

3. Наличие программного обеспечения, поддерживающего учебный процесс и управление учебным процессом.

III. Условия, определяющиеся уровнем профессионализма преподавателей и других сотрудников, обеспечивающих ход учебного процесса в вузе:

1. Педагогическое мастерство преподавателя.

2. Психологическая готовность к внесению изменений в учебный процесс, готовность к использованию современных технологий с целью улучшения и совершенствования процесса обучения студентов.

3. Умение налаживать контакт со студентами с позиций «взрослый — взрослый».

4. Уровень компьютерной подготовки преподавателя и сотрудников, обеспечивающих учебный процесс, наличие их готовности совершенствоваться в данной области в связи с постоянно изменяющимися КТ.

IV. Условия, определяющиеся отношением студентов к КТ и их мотивацией к учению:

1. Мотивация студентов к учению.

2. Общий уровень подготовки студентов, в том числе профессиональной, и подготовки в области владения КТ.

3. Готовность студентов к инновациям в обучении.

4. Доступность ПК и Интернета для студентов.

5. Готовность студентов вступать в отношения с преподавателем, основанные на взаимовыгодном сотрудничестве, проявление доброжелательности в отношении преподавателей и сокурсников во время общения в интернет-форумах.

6. Проведение мероприятий в вузе, направленных на поддержание интереса студентов к КТ (интернет-форумы, олимпиады и т.д.).

7. Формирование у студентов во время обучения готовности воспринимать все новое и использовать в процессе самообучения новые КТ.

V. Условия, обеспечивающие применение КТ в учебном процессе:

1. Наличие соответствующей методической литературы для преподавателя и методических пособий для студентов.

2. Доступность Интернета и материалов на CD- и DVD-носителях.

3. Возможность преподавателей и студентов иметь связь по e-mail.

4. Создание для студентов и преподавателей условий для работы на ПК в вузе.

VI. Условия организации учебного процесса:

1. При составлении расписания учет аудиторий, оснащенных ПК и другим необходимым оборудованием.

2. Обеспечение доступности специалистов-программистов, готовых прийти на помощь преподавателю.

Перечисленные выше условия позволяют успешно применять КТ в учебном процессе.

В настоящее время наиболее ценным является способность человека-професси-онала добывать информацию, обновлять имеющиеся у него знания и вырабатывать новые умения и навыки. Профессионал должен уметь пользоваться информационным потоком, ориентироваться в нем, мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных, экологических и других задач [3].

С ПК студенты начинают более подробно знакомиться на первых курсах института, изучая информатику, и продолжают работать на ПК, выполняя контрольные и практические работы, входя в Интернет. Формирование профессиональных умений и навыков происходит в течение всего периода обучения в процессе изучения всех дисциплин, особенно по специальности.

В настоящей статье мы рассматриваем, как можно работать в указанном направлении на примере обучения студентов дисциплине «Маркетинг». Исследование проводилось на базе Ярославского института «Знание» (Ярославский филиал Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права). На основе вышесказанного было принято решение о введении в учебный

процесс КТ. Для этого использовались следующие средства обучения: презентации,

созданные с помощью Power Point; электронные учебники (ЭУ) и электронные издания на CD (ЭИ); тесты; практическое задание (case-study) на CD; Интернет.

Для определения эффективности применения КТ при обучении студентов маркетингу были выработаны критерии оценки уровня овладения знаниями и практическими навыками, основанные на 4-уровневом подходе В.П. Беспалько [2], и разработана балловая шкала оценки практических навыков, соответствующая следующим уровням:

— а1-уровень (знания-знакомство) - узнавание объектов, процессов, свойств при повторном восприятии ранее усвоенной информации;

— ап-уровень (знания-копии) - репродуктивное воспроизведение и применение полученной информации;

— аш-уровень - продуктивные действия по применению полученной информации в процессе самостоятельной деятельности;

— а^-уровень (знания-трансформации) -возможность творческого применения полученной информации посредством самостоятельного конструирования собственной деятельности.

Таблица 1

Шкала оценки уровня владения практическими умениями в применении инструментов маркетинга для решения са8е-81;^у

Уровень Требования

1 Студенты должны показать знание и понимание концепций, содержащихся в вопросах задания

2 Студенты должны знать и понимать концепции, содержащиеся в вопросах задания, обосновывать свои высказывания примерами из текста задания

3 Студенты должны знать, понимать концепции, содержащиеся в вопросах задания; должны не только иллюстрировать свои высказывания примерами из текста задания, но и применять инструменты маркетинга к решению поставленных в case-study задач

4 Знание, понимание и умение практически применять инструментарий курса «Маркетинг» недостаточны. Необходимо проявить творчество в решении case-study, в создании новой рекламной листовки, проведении 8ШОТ-анализа и написании коммуникативного плана

В эксперименте участвовали два потока студентов-заочников экономических специальностей (менеджмент организации, финансы и кредит, бухгалтерский учет, анализ и аудит). Первый поток состоял из студентов, принятых на сокращенный курс обучения (4 года). В экспериментальную группу (ЭГ400) входило 50 человек, в контрольную

(КГ400) - 55 человек. Во второй поток входили студенты, проходящие полный курс обучения (6 лет), ЭГ600 включала 25 человек, КГ600 - 32.

Цель активного использования КТ в процессе обучения состояла в том, чтобы создать условия для формирования у студентов практических навыков не только применения

полученных знаний, но и творческого решения с их помощью поставленных задач. Предположение состояло в том, что в результате введения КТ в учебный процесс число студентов, демонстрирующих знания и навыки, соответствующие 3 и 4 уровням, в ЭГ будет выше, чем в КГ. Согласно уточненным данным, 50% студентов ЭГ400 первого потока и 48% студентов ЭГ600 второго потока получили баллы, соответствующие 3 и 4 уровням, а в КГ - 23% и 22% соответственно. Следовательно, в случае активного введения КТ в учебный процесс у большего числа студентов проявляются продуктивные действия по применению полученной информации в процессе самостоятельной деятельности; на-

блюдаются элементы творчества и интересных находок в применении полученной информации посредством самостоятельного конструирования собственной деятельности.

По окончании эксперимента было проведено исследование мотивации учебной деятельности студентов с помощью методики «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной [5]. Она содержит в себе три шкалы: «приобретение знаний», «овладение профессией» и «получение диплома». В соответствии с ключом методики преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею, об адекватности учебной мотивации.

Таблица 2

Мотивация обучения в вузе

Шкалы / Шкала 1 «Приобретение знаний» Шкала 2 «Овладение профессией» Шкала 3 «Получение диплома»

X Среднее арифметическое Сумма Среднее арифметическое Сумма Среднее арифметическое Сумма

/ Г руппы значение значение значение

ЭГ600 7,7 192,6 5,8 145,0 7,7 192,0

ЭГ400 8,9 448,8 5,7 283,0 7,2 359,5

Выборка 8,3 641,4 5,8 428,0 7,5 551,5

КГ600 6,6 211,2 4,8 154,0 7,9 254,0

КГ400 6,5 358,2 5,0 273,0 7,8 431,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выборка 6,5 659,4 4,9 427,0 7,9 685,0

Мотивация обучения студентов представлена в показателях суммы баллов по трем вышеуказанным шкалам (табл. 2). Значения распределились следующим образом:

— В ЭГ400 наибольшее число баллов — в графе 1 «Приобретение знаний», что указывает на преобладание мотива «приобретение знаний». В КГ400 наибольшее число стоит в графе 3 «Получение диплома», что соответствует преобладанию мотива получить диплом. Для ЭГ400 этот мотив занимает второе место.

— В ЭГ600 почти равное значение имеют первая и последняя графы, лишь с небольшим преимуществом мотив «приобретение знаний» превышает мотив «приобретение диплома». В КГ600 наблюдается значительное превышение суммы в графе 3 над графой 1, и тем более 2. Это означает, что в КГ наблюдается преобладание мотива «получение диплома».

Сравнение показателей по ключу этой методики характеризует мотивацию выборки как адекватную учебной деятельности. Студенты обоих потоков сделали адекватный выбор и удовлетворены выбранной профессией. Это характерно как для экспериментальных, так и для контрольных групп.

Результаты проведенного эксперимента иллюстрируют значимость введения КТ в учебный процесс. Благодаря активному применению КТ при обучении студентов были решены следующие задачи:

— теоретический материал курса освоен студентами на достаточно высоком уровне;

— студенты научились использовать полученные теоретические знания применительно к практической ситуации;

— в ходе занятий студенты проявляли большую заинтересованность и творческую активность;

— уровень владения ПК стал более высоким, теоретического материала, более творчески

студенты свободно выполняли сложные подходят к решению практических заданий,

задания. проявляя выдумку и находчивость, что, в

Проведенный эксперимент позволил свою очередь, позволяет добиться хороших

сделать вывод, что студенты с удовольствием результатов в формировании профессиональ-

откликаются на введение КТ в учебный про- ной готовности выпускников.

цесс, больше времени и сил отдают изучению

Библиографический список

1. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа [Текст] / А. Л. Андреев // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 19-27.

2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1996. - 243 с.

3. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.

4. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.

6. Митина, А.М. Теория образования в течение жизни в зарубежной андрагогике [Текст] / А.М. Митина // Педагогика. - 2005. - № 5. - С. 100-106.

7. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности [Текст] / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2005. -

176 с.

8. Новиков, А.М. На смене образовательных парадигм [Текст] / А.М. Новиков // Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения (EDQ-2005): материалы международной научнопрактической конференции. - М.: МГИУ, 2005. - С. 219-225.

9. Щенников, С.А. Открытое дистанционное образование [Текст] / С.А Щенников.- М.: Наука, 2002. -527 с.

О.А. Малыгина

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИОЗАЩИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у подростков в условиях социозащитных учреждений. Автор статьи считает, что подобная деятельность является одной из важнейших, и предлагает свою комплексную воспитательную программу, использование которой подтвердило эффективность предложенных организационно-педагогических условий формирования здорового образа жизни у подростков.

O.A. Malygina

FORMATION OF A HEALTHY WAY OF LIFE OF TEENAGERS IN ACTIVITY OF SOCIAL PROTECTION ESTABLISHMENTS

The article deals with the problem of formation of healthy way of life of teenagers aged 11-13 in social protection establishments. The author regards such activity as a very important one and offers her own complex upbringing programme, usage of which has proved the efficiency of pedagogical conditions of the

formation of a healthy way of life of teenagers.

Выдвижение решения проблемы здорового образа жизни в число приоритетных задач общественного и социального развития обусловливает актуальность теоретической и практической ее разработки, необходимость проведения соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и укреплению.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья подростков как наиболее массового контингента детей. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Значительно возросло число детей, страдающих алкоголизмом, нарко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.