ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ
Профессиональное самоопределение человека: смена парадигмы в профориентационной деятельности
Традиционное понимание профессиональной ориентации как деятельности по оказанию помощи населению в выборе, подборе или перемене профессии с учетом индивидуальных интересов личности и потребности рынка труда утратило свое значение. Ее целевая ориентация - подготовка к выбору профессии в интересах экономики и государства также утратила свою актуальность. В постиндустриальном обществе акцент делается на профессиональное самоопределение, которое выступает основным механизмом профессионального развития человека.
ЗЕЕР
Эвальд Фридрихович,
член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии профессионального развития РГППУ,
Екатеринбург
Уточнение своего места в мире профессий, выборе конкретной специальности, осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни молодежи. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает ею тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности), места работы.
Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в про-фессиоведении объясняют понятием профессиональное самоопределение, которое в настоящее время становится тематическим ядром профессиологии.
Профессиональное самоопределение сопровождает всю жизнь человека. В зависимости от изменения условий профессионального развития, смены ведущей деятельности выделяют стадии становления, которые соотносятся с возрастными особенностями человека. Для каждой стадии становления присущи свои особенности профессионального самоопределения и формы содействия выбору профессии. В юности активными формами профориентационной работы выступают:
- активизация профессионального самоопределения на занятиях, профильное обучение, трудовое воспитание в семье;
- самоопределение в учебной профессии, социально-профессиональное воспитание;
- формирование профессиональной направленности;
- самоопределение в профессиональном и трудовом коллективе.
профориентологические компетенции
Основная функция содействия профессиональному самоопределению принадлежит самой личности. А для этого она должна стать субъектом профессионального самоопределения и обладать необходимыми компетенциями:
- знать потребности региона в кадрах и возможности профессионального образования;
- иметь представление об основных группах профессий и технологиях их выполнения;
- уметь осуществлять осознанный и ответственный выбор маршрута своего образовательного и профессионального становления;
- владеть способами противостояния внешним манипулятивным воздействиям средств массовой информации, пропаганды профессиональной школы и коммерческих организаций;
- проявлять готовность к профессиональному самоопределению на основе учета своих образовательных возможностей и индивидуально-психологических особенностей;
- быть готовым к социально-экономической неопределенности своего профессионального будущего.
Формирование этих профориентологиче-ских компетенций необходимо осуществлять уже в общеобразовательной школе, при изучении образовательной области «Технология», осуществлении предпрофильной подготовки и профильного обучения и, конечно, в профессиональной школе.
Содействие полноценному становлению учащейся молодежи обусловливает необходимость кардинальной модернизации системы трудового воспитания в школе, переструктурирования
36 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 1/2014
в ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
профессионального образования, создания современной системы профориентации. Важным условием решения этих проблем является кадровое обеспечение непрерывного профессионального самоопределения обучающихся.
Кадры для профориентации
Дорожной картой Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Создание национальной системы компетенций и квалификаций» (НСКК) предусмотрено введение ставки психолога-профконсультанта по профессиональному ориентированию в 80% школ в 2016 году (подпро-ект 1 «Профессиональное ориентирование и развитие школьников и молодежи»).
К сожалению, о подготовке специалистов по профориентации для системы начального и среднего профессионального образования в этом проекте ничего не сказано. Но, чтобы обеспечить подготовку востребованных экономикой специалистов в профессиональной школе, нужно не только осуществить набор учащихся, но и создать условия становления полноценного человека труда. Формирование контингента учащихся и сопровождение их профессионального развития - это прерогатива новой научно-прикладной дисциплины -профориентологии.
Профориентология - новая
профессионально-образовательная
дисциплина
Профориентология - научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профессионального станов-
ления личности. Основными разделами про-фориентологии как интегративной учебной дисциплины являются методология профессионализации, профессиональное самоопределение, дифференцированное профессиографиро-вание и профессиональная ориентация.
Цель профориентологии - оказание субъектам профессионального становления психологической и педагогической помощи при выборе профессии, в процессе карьерного роста, а также актуализация профессионально-психологического потенциала личности.
Профориентолог объединяет деятельность профориентатора и профконсультанта и осуществляет следующие виды трудовой деятельности:
- организация профориентационной работы в общеобразовательной и профессиональной школе;
- проведение профконсультационной работы: профдиагностика, психологическое сопровождение;
- проектирование учебно-образовательных профессиограмм;
- научно-методическое обеспечение непрерывной программы формирования у обучающихся профориентологической компетентности;
- обеспечение адаптации обучающихся и их трудоустройство.
Целевой ориентацией профориентологии в современных условиях становится содействие обучающимся в нахождении своего места в мире труда, оказание помощи в преодолении трудностей профессионального самоопределения, построении альтернативных сценариев реализации себя не только «здесь - и - теперь», но и в будущем.
Данная статья предваряет тематический (февральский) выпуск журнала, который будет посвящен актуальным вопросам профориентации и адресован всем специалистам, работающим как в образовательных учреждениях разного уровня — школах, колледжах, вузах, так и на предприятиях в отделах подбора персонала.
Тематика номера:
1. Социокультурные проблемы профориентации.
2. Научно-прикладные проблемы профориентологии.
3. Инновационные технологии в профориентации.
4. Профессиология взаимодействия образовательных организаций с рынком труда.
5. Многоуровневое сотрудничество образовательных и производственных организаций в трудоустройстве молодежи.
Вниманию читателей!
6. Виртуальные технологии профориентации.
7. Профориентация лиц с ограниченными возможностями.
8. Профориентация: лучшие практики.
В подготовке номера принимают участие академик РАО Е. В. Тка-ченко, член-корреспондент РАО Э. Ф. Зеер, доктор психологических наук Е. Ю. Пряжникова, кандидат педагогических наук И. И. Хасанова, другие ведущие российские ученые и практики в области профориентации.
Приглашаем и вас, уважаемые читатели, стать авторами тематического номера. Свои материалы присылайте на электронный адрес редакции: [email protected]. Критерии отбора статей прежние: Актуальность. Проблем-ность. Авторская позиция.
Р. Б. Если вы не являетесь подписчиком журнала, но хотите получить тематический выпуск, пришлите заявку в произвольной форме на указанный выше адрес электронной почты.
содействия
пзбоим кайр1» аботодатепем К^-Г
>- Ш Г ¡1$ ДМ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУПА N4/2014 37