УДК 37.062 ББК Ч 44
ГСНТИ 15.31.31
Код ВАК 19.00.01
Зеер Эвальд Фридрихович,
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии профессионального развития, Институт психологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет; 620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11, ауд.0-201; e-mail: [email protected]
Сыманюк Эльвира Эвальдовна,
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой акмеологии и психологии управления, Институт кадрового развития и менеджмента, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
АСИММЕТРИЧНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: асимметрия профессионального будущего; профессиональное самоопределение; конфликтующие реальности; психологика.
АННОТАЦИЯ. Вводится понятие «асимметричное профессиональное будущее» и его проявление в постиндустриальном обществе. Анализируются внешние и внутренние факторы, обусловливающие асимметрию профессионального будущего. Рассматривается прогнозирование будущего в контексте новой научно-прикладной дисциплины - психологики. Приводятся сценарии и варианты преодоления асимметричного будущего современной молодежи.
Zeer Evald Friedrikhovich,
Doctor of Psychology, Professor, Head of the Chair of Psychology of Professional Development, Institute of Psychology, Russian State Professional Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Symaniuk Elvira Evaldovna,
Doctor of Psychology, Professor, Head of the Chair of Acmeology and Psychology of Management, Institute of Staff Development and Management, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
ASSYMETRIC PROFESSIONAL FUTURE OF MODERN YOUTH
KEY WORDS: asymmetry of professional future; professional self-determination; clashing realities; psychologic.
ABSTRACT. The concept "asymmetric professional future" and its manifestation in post-industrial society are defined. External and internal factors causing asymmetry of the professional future are analyzed. Future forecasting in the context of new scientific and applied discipline - psychologic is considered. Scenarios and options of overcoming of the asymmetric future of modern youth are provided.
лаемом будущем и в неоправданной надежде на случайный возможный успех.
В общем, можно констатировать, что в настоящее время профессиональное будущее подрастающего поколения чревато непредсказуемостью, неопределенностью и отсутствием перспектив максимально реализовать, выполнить себя в профессиональной жизни.
Основываясь на вышеизложенных суждениях, можно привести следующее краткое определение асимметрии профессионального будущего - это несовпадение желаемого и реального будущего. В чем проявляется эта асимметрия?
1. В аморфности, неопределенности цели профессионального образования. В настоящее время полученная профессия, специальность не является основой (условием) трудовой занятости. Нормой становится смена профессии (специальности), что приводит к утрате профессиональной идентичности и обусловливает профессиональную депривацию (1, с. 18).
2. В противоречиях нравственно-смысловых ориентаций прошлой жизни, на-
О
пределение асимметрии профессионального будущего
Прежде чем перейти к рассмотрению проблемы асимметричного профессионального будущего, следует определиться с пониманием (понятием) профессионального будущего. Это желаемая и возможная трудовая занятость, которая обеспечила бы человеку достойную жизнь. Конечно, представление о достойной жизни меняется со временем. Но в самом общем смысле это престижная (элитная) профессия, материальная обеспеченность, чувство собственной значимости и комфорта.
Профессиональное будущее имплицитно подразумевает существование нескольких альтернатив будущего и возможность человека влиять на выбор желаемого будущего.
Следует также иметь в виду, что современные социально-политические и экономические условия характеризуются высокой профессиональной динамичностью, политической нестабильностью и непредсказуемым будущим. А это порождает не всегда осознаваемую неуверенность в же-
© Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э., 2013
стоящего времени и будущего. В общественном сознании молодежи доминирует ориентация на настоящее, сегодняшнее время. Будущее время утратило свою значимость. Преобладают ориентации на краткосрочный успех.
3. В ускорении темпов трудовой деятельности прошлого и настоящего времени, обусловленных социально-технологическим прогрессом. В жизни предшествующего поколения эти изменения происходили намного медленнее.
4. В изменении (перестройке) структуры занятости работников. В современном постиндустриальном обществе идет сокращение числа людей, занятых производительным трудом в промышленности и сельском хозяйстве. Резко увеличилась доля людей, занятых в сфере услуг.
Факторы, деформирующие будущее, следующие.
1. Существенно изменилось психологическое время человека, возросли его ритм, скорость. Переживание динамики этого времени порождают психическую напряженность.
2. Неопределенность профессионального будущего затрудняет его планирование и определение перспектив карьеры. Отсутствие образа будущего затрудняет прогнозирование (планирование) своего профессионального будущего.
3. Профессиологическая некомпетентность приводят к ошибкам профессионального самоопределения вследствие неумения принимать решения в ситуациях, характеризующихся амбивалентными потребностями будущего.
Таким образом, асимметрия профессионального будущего - это искажение образа будущего, расхождение прогноза и реальности, утрата перспектив желаемого профессионального будущего.
Факторы, обусловливающие асимметрию профессионального будущего
Рассмотрим вначале объективные факторы. К ним относятся социальноэкономические условия постиндустриального общества, системы профессионального образования и профориентации.
Анализируя причины расхождения желаемого и реального будущего, целесообразно рассмотреть особенности современного (тенденции развития) постиндустриального общества - общества, в котором индустриальный сектор теряет ведущую роль. Это не значит, что значение промышленности и сельского хозяйства уменьшается. Но внедрение высоких производственных технологий обуславливает увеличение доли трудоспособного населения в области информатизации и услуг.
Изменение структуры занятости (трудоспособного населения) вследствие развития высоких технологий привело к сокращению числа квалифицированных рабочих и возникновению новой социальной группы
- «неопролетариата», состоящего либо из людей, не имеющих постоянной работы, либо из тех, чей уровень и вид профессионального образования остается невостребованным. Возникновение «неопролетариата» в постиндустриальном обществе свидетельствует об асимметрии профессиональной действительности.
Следующей особенностью современного производства стала его тотальная техно-логизация. Наука все больше переключается на технологическое совершенствование практики. На смену научно-технической революции пришла «технологическая революция». Наступила эпоха технологий, которые характеризуются высокой подвижностью, динамичностью.
Развитие общества определяется рыночной экономикой ориентированной на потребности потребителя. На смену «парадигмы развития» приходит «парадигма потребления». Потребление и развлечение («хлеба и зрелищ») определяют потребности современной «золотой» молодежи.
Одним из признаков этой эпохи является нестабильность социально-политических, экономических, правовых, технологических и других ситуаций. Из-за этой нестабильности происходят быстрые изменения условий жизни и труда людей; следствием чего становится неуверенность в профессиональном будущем, нарастает психическая напряженность, провоцирующая асоциальное (деструктивное) поведение и психические расстройства.
Таким образом, тенденции развития постиндустриального общества свидетельствуют об усилении его нестабильности, снижении доли трудоспособного населения в индустриальном производстве, деформации потребностей современной молодежи и вносят искажения в его профессиональное будущее.
Следующим фактором, определяющим асимметричное профессиональное будущее молодежи, является сложившаяся в стране система профессионального образования. Цель образования - подготовка к конкретной профессии (специальности) утратила свое значение, т. к. по полученной профессии большинство выпускников не трудоустраиваются, а в дальнейшем неоднократно меняют освоенные виды труда. То есть полученное профессиональное образование оказывается невостребованным.
Приведем некоторые трансактные из-держки1:
- профшкола избыточно готовит кадры по невостребованным экономикой профессиям и специальностям;
- получаемая в профессиональной школе квалификация (специальность, профессия) оказывается невостребованной на рынке труда, до 80% выпускников не трудоустраиваются по полученной специальности;
- в условиях рыночной экономики в силу чрезвычайно высокой подвижности ее конъюнктуры каждому человеку приходится не только часто менять место работы, но и неоднократно менять профессию: «Всего 20% занятого населения работает по полученной в базовом профессиональном образовании специальности, а 42% молодежи меняют свою профессию в первые два года» (5);
- по числу студентов на 10 тысяч человек населения Россия в разы превосходит аналогичные показатели в развитых странах Европы, число студентов, обучающихся в коммерческих вузах и на коммерческой основе, примерно равно числу обучающихся на госбюджетной основе (57% и 43% соответственно).
Качество подготовки специалистов на всех уровнях профобразования признается неудовлетворительным (45% - НПО, 38% -СПО, 30% - ВПО) (7). Все это порождает борьбу за квалифицированные кадры на внутреннем рынке, а также привлечение кадров из-за рубежа.
Эти трансактные издержки профессионального образования порождают асимметричность трудоустройства выпускников, обуславливают необходимость получения дополнительного образования и формирования толерантности к неопределенному профессиональному будущему и социальнопрофессиональную мобильность.
Замкнутость, отраслевая направленность, автономия профессионального образования, адаптивная к индустриальной экономике, противоречит динамизму постиндустриальной экономики, отрицательно влияет на трудовую мобильность работников.
Таким образом, можно констатировать, что сложившаяся система профессионального образования утратила свои целевые ориентиры - подготовку к конкретной профессиональной деятельности в определенной отрасли экономики.
Целью образования должна стать подготовка человека к будущей трудовой (об-
1 Трансактные издержки - издержки вследствие неэффективных принятых решений, планов, программ, созданных структур, отрицательно влияющих на функционирование деятельности организации и распределения ресурсов, в том числе кадровых.
щественно-полезной) деятельности, а содержанием образования - освоение общих способов, методов и форм технологий деятельности.
В настоящее время в России ведется огромная работа по разработке и внедрению профессиональных стандартов, тематическим ядром которых являются виды трудовой деятельности, имеющие общую интеграционную основу и предполагающие схожий набор компетенций, главным смыслом которых является обобщенный способ выполнения деятельности, технологий ее реализации.
Для повышения качества профессиональной подготовки специалистов Агентство стратегических инициатив предусматривает введение добровольной системы сертификации квалификации на основе новых профессиональных стандартов. Эта инновация призвана устранить дисбаланс на рынке труда: несоответствие предложения профессионального образования спросу работодателя. На смену рынку дипломов придет рынок сертификатов по квалификации.
Важным объективным фактором развития неопределенности профессионального будущего является отсутствие научнообоснованной системы профориентации.
Главную проблему можно определить следующим образом: сложившаяся система профориентации, трудоустройства и повышения квалификации не способствует эффективному развитию человеческого капитала. Тематическим ядром решения этой проблемы является профессиональное самоопределение субъекта профессионального становления с начала формирования профессиональных интересов, склонностей и способностей (12-14 лет) до завершения профессиональной деятельности (60-65 лет).
Существующие теории и практики профориентационной работы направлены на информационную и организационнопрактическую деятельность семьи, образовательных учреждений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессий с учетом индивидуальных интересов личности и потребностей рынка труда. Главное -решение проблемы выбора профессии, которое носит «заказной» характер.
В современных же социально-экономических условиях, характеризующихся неопределенностью, нестабильностью, динамизмом, актуальным становится профессиональное самоопределение в течение всей профессиональной жизни человека. Для того чтобы обучающийся в общеобразовательной либо профессиональной школе мог осуществить это самоопределение, он дол-
жен обладать необходимой профессиологи-ческой компетентностью. А чтобы компетентно решать проблемы трудоустройства, построения индивидуального маршрута карьеры, повышения квалификации и смены профессии оптант должен обладать компетенциями, необходимыми для нахождения себя в изменяющемся мире профессий.
Эффективному содействию личностного и профессионального самоопределения человека в течение всей жизни будет способствовать научно обоснованная система профессиональной ориентации и профкон-сультирования. Не только профессиональная ориентация, но и профессиональное консультирование. Психолого-педагогичес-кое сопровождение должен осуществлять специально подготовленный специалист-профконсультант. И, конечно, непрерывное, «трансграничное» профессиональное самоопределение человека требует своего научно-методического обеспечения.
К внешним факторам ошибок профессионального самоопределения относятся социальные стереотипы. Устоявшиеся представления о престижности, значимости той или иной профессии и, конечно, влияние средств массовой информации, формирующие искаженные представления о «красивой» жизни.
Таким образом, ныне существующая в стране система профориентации не удовлетворяет изменившимся социально-экономическим условиям и усугубляет асимметрию профессионального будущего, становится конфликтующей реальностью современной молодежи.
Следующую группу факторов, определяющих асимметрию профессионального будущего, составляют субъективные факторы. К ним относятся внутриличностные конфликты профессионального самоопределения личности, порождаемые субъективными противоречиями и сопровождающиеся состояниями психической напряженности: смутным беспокойством, неудовлетворенностью собой, депрессивностью, иррациональным настроением и т. п. Возникает опасность интроверсии профессионального будущего, замена реальной социально-профессиональной ситуации воображаемой, виртуальной. Возможность удовлетворения своей потребности образа будущего в виртуальной действительности приводит к ирра-ционализации профессионального будущего, принятию неразумных решений.
Асимметричное профессиональное будущее порождает несогласованность субъективной (душевной) жизни человека и мира профессий. Эти противоречия инициируют конфликты профессионального самоопределения. Следствием этих конфлик-
тующих реальностей становятся деструктивные тенденции развития человека.
В процессе переживания конфликтующих реальностей происходят изменения в самосознании человека, которые затрагивают мотивационно-потребностную, операциональную либо смысловую сторону его жизнедеятельности (з).
К субъективным факторам относятся также рассогласования и противоречия социально-профессиональной направленности личности:
- противоречия между социальнопрофессиональными экспектациями и профессиональной действительностью, между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия, между высоким уровнем притязаний (самооценки) и самоуважением, между неосознаваемыми мотивами (стремление к власти, подчинению) и ценностными ориентациями и др.;
- противоречия между направленностью личности на достижение успеха, карьеру, высокие материальные блага и недостаточным уровнем развития социальнопрофессиональных способностей, качеств, психофизиологических свойств, состоянием здоровья и др.;
- несовпадение представления о своих психофизиологических достоинствах и реальных профессиональных возможностей: противоречия между «Я-возможным» и «Я-реальным», между «Я-идеальным» и «Я-деформированным»; важнейшим конфликтообразующим фактором выступает мотив соответствия самому себе, который связан с самооценкой и обеспечивает непротиворечивость «Я-образов»;
- противоречия между профессиональными возможностями, потенциалом, способностями и социальными ограничениями, обусловленными возрастом, полом, этнической принадлежностью, внешностью; между необходимостью профессиональной мобильности и отчетливо выраженной возрастной ригидностью.
Эти противоречия не всегда осознаются человеком. Как правило, они проявляются в виде астенических эмоциональных переживаний, подавленного настроения, фрустрации, повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности и др. Симптомы эмоционального неблагополучия побуждают человека к поиску путей снятия психического напряжения.
Таким образом, можно выделить ряд типичных субъективных причин, обуславливающих асимметричное профессиональное будущее:
- рассогласование идеального и реального образа профессии и самооценки:
«Я-реального», «Я-возможного» и «Я-деформированного»;
- конфликтующие реальности профессиональной жизни инициируют развитие деструктивных тенденций профессионального самоопределения;
- противоречия между осознаваемыми и неосознаваемыми составляющими профессионального сознания.
Психологика прогнозирования профессионального будущего
Анализ внешних и внутренних детерминант, инициирующих асимметричное профессиональное будущее личности, обусловливает необходимость поиска науки, адекватной обсуждаемых проблемам. Такой отраслью психологии может стать психологика. Психологика изучает субъективное отражение человеком своего внутреннего мира и на его основе реализует жизнедеятельность и прогнозирует образы будущего (8).
В отличие от психологии, исследующей факты, закономерности и механизмы психики, психологика изучает индивидуальные, субъектно обусловленные формы поведения и деятельности человека. Психология ориентирована на изучение типических характеристик, психологика изучает индивидуальные проявления психики.
Психология отражает объективные устойчивые психологические образования (предметы и явления действительности) безотносительно к конкретным субъектам исследования, психологика - индивидуально-своеобразные, субъективно окрашенные переживания, отличающиеся огромной вариативной изменчивостью конкретного человека.
Естественно-научной основой психологики является теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина, развиваемая в Пермской психологической школе (4).
Психологика выполняет следующие функции:
- адаптационную, позволяющую человеку приспособиться к изменяющимся, неопределенным условиям жизнедеятельности путем выработки индивидуального стиля деятельности и поведения;
- смыслообразующую, обеспечивающую нахождение и выработку альтернативных сценариев и программ поведения, индивидуальных ценностных ориентаций, смыслов и установок;
- развивающую, стимулирующую саморазвитие и самоактуализацию, обеспечивающую социально-психологическую мобильность;
- профилактическую, содействующую нахождению оптимальной стратегии и тактики преодоления психологических барьеров становления личности.
Развитию индивидуальной психологики человека способствуют три внутренних фактора:
1) материал его внутренней жизни -чувства, психические состояния, инстинкты, все данности психической жизни, которые стремятся овладеть человеком и подавить его:
2) непрерывный процесс сокрытия и искажения реалий психической жизни человека, т. е. всего того, что он чувствует, о чем мыслит, чего хочет;
3) пустота, источником которой служит нереализованность человека (2).
Ее предметом являются «извивы души» - субъективные переживания своего бытия, принятие решений на основе желаемого без учета возможного; экстраполяция сегодняшнего представления о себе в будущее; кризисы несбывшихся прогнозов, игнорирование изменения себя в будущем и др. Рефлексия прошлого, переживание настоящего и прогнозирование будущего -прерогатива психологики.
Опасность психологики заключается в том, что человек руководствуется ею подсознательно. При этом принимаются ошибочные умозаключения вследствие неосознанной подгонки сформулированных суждений под желаемое и возможное. Именно психологика «подсказывает» человеку принятие ошибочного прогноза, искажающего логику будущего. Коррекция деструктивных тенденций формирования образа профессионального будущего возможна в процессе индивидуальных профконсультаций.
Преодоление асимметричного профессионального будущего
Рассмотрим возможные сценарии развития событий, построенных на асимметрии профессионального будущего:
- оптимистический - максимальная реализация себя в профессиональной жизни, нахождение альтернативных путей реализации своих планов и прогнозов;
- нейтральный - пассивное следование логике повседневной жизни;
- деструктивный - дезорганизация профессиональной жизни, потеря ее смысла и нравственных ориентиров, асоциальное поведение (6).
Сценарии профессионального будущего в зависимости от целевой ориентации психологики личности и ее профессионального поведения представлены в таблице 1.
Целевая ориентация профилактики -содействие в нахождении своего места в мире труда, оказание помощи в преодолении трудностей профессионального самоопределения, построения альтернативных сценариев реализации себя не только «здесь - и - теперь», но и в будущем.
Таблица 1.
Сценарии профессионального будущего личности
Сценарии профессионального будущего Прогноз профессионально-го будущего Характеристика профессионального поведения
Максимальная реализация себя в профессиональной деятельности Оптимисти- ческий Поиск возможностей самоосуществления и самореализации в трудовой деятельности. Проектирование альтернативных стратегий профессионального развития.
Пассивное следование психологике возможного профессионального будущего Нейтральный Приспособление, адаптация к внешним условиям жизни, следование логике повседневной (обыденной) жизни.
Дезорганизация ориентиров профессионального будущего Деструктив- ный Отсутствие интереса к профессиональной деятельности, утрата нравственных ориентиров, доминирование потребительских потребностей
Преодоление асимметричного профессионального будущего возможно путем развития психологической компетентности, разработки альтернативных сценариев профессиональной жизни, повышения профессиональной активности, создания оптимистической профессиональной перспективы, усиления «авторства» своей профессиональной жизни, определения новых смыслов профессиональной деятельности, согласования амбивалентных установок и отношений, постоянного повышения своего профессионального образования, снижения уровня притязаний, предвидения возможных трудностей и потерь.
Прогнозирование своего будущего сопровождается построением личного профессионального плана, формированием внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя субъектом, развивающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Самоопределяющаяся личность - это субъект, осознавший, чего он хочет (свои цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности), чего от него ждут коллектив, общество.
И начинать этот процесс следует в общеобразовательной школе, возродив трудовое воспитание, конечно, отвечающее современным запросам постиндустриального общест-
ва. Каким оно должно быть, мы не знаем. Но ценностно-смысловые ориентации можно обозначить. Оно должно способствовать развитию терминальных и инструментальных ценностей, направлено на приобретение базовых (ключевых) компетенций профессионального труда, формирование социальной ответственности и ориентации на достойный труд. Ныне существующее профильное обучение в школе эту проблему не решает.
Ну и, конечно, необходима координация подготовки кадров в профессиональной школе. Нужно преодолеть асимметрию невостребованных экономикой профессий.
Преодоление приведенных аспектов становления учащейся молодежи обусловливает необходимость кардинальной модернизации системы трудового воспитания в школе, переструктурирования профессионального образования, создания современной системы профориентации. Важным условием решения этих проблем является кадровое обеспечение непрерывного становления человека труда.
Таким образом, асимметрия профессионального будущего формируется под влиянием социально-экономических условий, динамичного мира профессий (труда), системы профессионального образования и профориентации, сложившегося внутреннего мира личности, его индивидуальной психологической организацией, случайными событиями и обстоятельствами, а также иррациональными тенденциями построения своего будущего.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боровских А. В., Розов Н. Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика. М. : МАКС Пресс, 2010.
2. Гуревич П. С. Философия: учебник для психологов. М. : МПСИ; Воронеж: Модек, 2004.
3. Зеер Э. Ф. Самоопределение человека в современных конфликтующих реальностях // Образование и наука. 2010. № 7(75).
4. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. : Педагогика, 1986.
5. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. М. : Эгвес, 2008.
6. Сыманюк Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. М. : МПСИ, 2005.
7. Ткаченко Е. В. Проблемные вопросы развития профессионального образования в России // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2009. № 1(1).
8. Юревич А. В. Асимметричное будущее // Вопр. философии. 2008. № 7.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Б. М. Игошев.