Научная статья на тему 'Карьерное консультирование — инструмент прогнозирования профессионального будущего'

Карьерное консультирование — инструмент прогнозирования профессионального будущего Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
597
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАРЬЕРНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дикова Виктория Вячеславовна

Статья посвящена проблеме прогнозирования профессионального будущего молодого специалиста, выпускника вуза. Анализируются возможности и специфика карьерного консультирования как инструмента прогнозирования профессионального будущего специалиста, описывается диагностический потенциал комплекса «Профкарьера» в решении этой задачи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career consultation — instrument of forecasting of professional future young specialist

In article the problem of forecasting of professional future young specialist, university graduate is considered. Opportunities and specifics of career consultation as instrument of forecasting of professional future expert are analyzed, the diagnostic potential of the «Profkaryera» complex in the solution of this task is described.

Текст научной работы на тему «Карьерное консультирование — инструмент прогнозирования профессионального будущего»

Карьерное консультирование — инструмент прогнозирования профессионального будущего

Прогнозирование профессионального будущего, целенаправленное управление профессиональным развитием молодого специалиста является актуальной проблемой не только самого специалиста, но прежде всего проблемой сохранения и развития кадрового потенциала организации, предприятия.

ДИКОВА

Виктория Вячеславовна,

кандидат психологических наук, директор Центра тестирования и профориентации, доцент кафедры педагогики и психологии Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета), г. Нижний Тагил (Свердловская область)

Аннотация

Статья посвящена проблеме прогнозирования профессионального будущего молодого специалиста, выпускника вуза. Анализируются возможности и специфика карьерного консультирования как инструмента прогнозирования профессионального будущего специалиста, описывается диагностический потенциал комплекса «Профкарьера» в решении этой задачи

Ключевые слова:

прогнозирование профессионального будущего, профессиональный потенциал, карьерное консультирование

Инновации в сфере производства, интенсивные изменения в экономической, общественно-политической жизни зачастую носят стихийный характер и обусловливают трансформацию как конъюнктуры рынка труда в целом, так и требований к профессиональной деятельности специалиста. Большинством исследователей в этой области признается быстрое устаревание, а в некоторых случаях и полная бесполезность полученных выпускником вуза профессиональных компетенций, навыков и знаний. Так, Э. Ф. Зеер отмечает: «Нестабильность рынка труда привела к тому, что полученное базовое профессиональное образование утратило свое проспективное значение и не гарантирует желаемую трудовую занятость молодежи. Сложившаяся ситуация становится конфликтующей реальностью и порождает у молодежи, да и у взрослых психическую напряженность, неуверенность в себе и в своем профессиональном будущем» [3, с 50].

В этих условиях большинство предприятий стремится не только сохранить кадровый потенциал, но и обеспечить полноценное профессиональное развитие сотрудников в соответствии с их собственными приоритетами и потребностями в рамках внедрения профессиональных стандартов. Руководители кадровых управлений и служб предприятий обеспокоены снижением эффективности труда, групповых и личных КР1 работников. Предприятия несут большие расходы на проведение мероприятий по оптимизации кадровой политики, внедряют и используют уже работающие системы и методы оценки эффективности персонала, повышения квалификации и обучения. Однако данные меры зачастую приводят либо к формализованным результатам, либо вообще демонстрируют свою несостоятельность в решении поставленных задач. Особенно это касается молодых специалистов, приступивших к работе по окончании вуза.

Эффективное прогнозирование

Для молодого специалиста, трудоустроившегося по специальности, важно не просто найти достойное применение своей квалификации, но и иметь четкое представление о своем профессиональном потенциале, возможном карьерном росте на предприятии, путях повышения квалификации и расширения профессиональных возможностей. Несмотря на то что почти в каждой организации и на предприятии существуют различные программы поддержки молодых специалистов, приоритет участия в них получают самые активные, а вовсе не те, кто обладают высокой квалификацией и потенциалом профессионального развития. Таким образом, профессиональный потенциал многих перспективных молодых специалистов остается не только не определенным, но и невостребованным и со временем затухает.

Сегодня профессиональное будущее молодежи характеризуется асимметричностью, непредсказуемостью, неопределенностью, отсутствием перспектив максимально реализовать себя в профессиональной жизни. Асимметрия профессионального будущего формируется под влиянием социально-экономических условий, динамичного мира профессий, системы профессионального образования и профориентации, сложившегося внутреннего мира личности, а также индивидуальной психологической организацией, случайными событиями и обстоятельствами, иррациональными тенденциями построения своего будущего [3, с. 52]. Тем не менее возрастает необходимость в прогнозировании профессионального будущего, определении вероятных вариантов его развития, временных перспектив, поиска ясных ориентиров в траектории профессионального развития как в рамках конкретной организации или предприятия, так и за ее пределами.

Конечной целью прогнозирования профессионального будущего является самоопреде-

ление личности в постоянно изменяющемся социально-профессиональном сообществе. Основными функциями прогнозирования профессионального будущего являются: опережающее отражение, прогнозирование и планирование, адаптация к знаковым событиям, рефлексия над прошлым и настоящим, построение временной транспективы, согласование желаемого и возможного, оценка реальных достижений и мобилизация активности (усилий) по осуществлению человеком своих планов [2, с. 113-115]. На наш взгляд, эффективность прогнозирования зависит от сформирован-ности у молодого специалиста четкого и глубокого представления о себе, своих профессиональных возможностях и ограничениях. Важно уметь осознавать цели и мотивы профессиональной деятельности, что особенно значимо на этапе вхождения в нее и адаптации к условиям труда. Однако мало кто из молодых специалистов обладает необходимым уровнем профессионального самосознания и идентичности, имеет необходимые для прогнозирования навыки.

По оценкам работодателей, уровень готовности специалистов активно включаться в профессиональную деятельность, быстро адаптироваться к ее требованиям оставляет желать лучшего. В определенной мере решить эту проблему призвана система профессиональных стандартов. Однако здесь необходим глубокий научный подход — не только из-за низкой результативности имеющихся систем развития и адаптации персонала, но и подчас по причине неприменимости тиражируемого зарубежного опыта в отечественных условиях. Очевидно, что технологии, направленные на успешное решение указанных задач, не могут носить групповой или массовый характер, поскольку не решают узких профессиональных и личностных проблем конкретного специалиста. Одним из эффективных инструментов, обладающих необходимым технологическим и научно-методическим потенциалом, является карьерное консультирование.

Тестовый комплекс

В качестве диагностического основания для осуществления карьерного консультирования могут выступать различные методики, дающие, по возможности, комплексную оценку личности с точки зрения ее интеллектуальных способностей, профессиональных интересов и направленности, качеств и свойств, трудовой мотивации и карьерных установок. На наш взгляд, инструментом, отвечающим самым высоким требованиям, является диагностический компьютерный тестовый комплекс «Профкарьера», разработчиком и правообладателем которого является Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» в МГУ им. М. В. Ломоносова [1]. Инновационный диагностический комплекс предназначен для оказания помощи в трудоустройстве выпускников вузов, оценки личностного и про-

фессионального потенциала молодых специалистов. Структура тестового комплекса позволяет оптимально решать задачу карьерного консультирования, осуществлять глубокий и качественный анализ результатов для выработки прогноза профессионального развития молодого специалиста. Сочетание шкал в диагностических блоках является оптимальным для поиска внутренних и внешних детерминант конфликтов, тормозящих или блокирующих профессиональное развитие (см. рис. 1).

Итог тестирования включает в себя: графический профиль с результатами по каждому

измеряемому тестом качеству; круговую диаграмму, показывающую наиболее подходящие для тестируемого типы должностных функций (см. рис. 2); круговую диаграмму, демонстрирующую наиболее подходящие типы карьеры; списки наиболее подходящих профессий; текстовые интерпретации результатов; рекомендации по развитию; систему компетенций (см. рис. 3) [4]. Результаты диагностики являются высокоинформативными и могут применяться для консультирования по различным запросам оптантов в зависимости от прогнозируемых сценариев профессионального будущего.

Основная задача консультанта в осуществлении карьерного консультирования — сопоставить внутренние ресурсы человека и внешние возможности их реализации в условиях данного предприятия или организации, найти оптимальные сценарии развития профессиональной карьеры, нацелить молодого специалиста на понимание своих ресурсов и ограничений, обеспечить профессиональное саморазвитие и повышение квалификации.

Рассмотрим основные направления и решаемые задачи карьерного консультирования с применением результатов тестового комплекса «Профкарьера».

1. Определение оптимальной профессиональной позиции (функциональной роли): аналитик, специалист, администратор, руководитель структурного подразделения и др. (см. рис. 2). На консультации прорабатываются те позиции, на которые стоит ориентироваться в первую очередь, а какие, возможно, стоит исключить. Если специалист ориентирован в будущем на управленческую деятельность, то глубокий анализ профессиональных предпочтений наглядно демонстрирует, в какой позиции он может добиться максимально высоких результатов. Для специалиста службы персонала данный результат является маркером привлечения молодого работника к участию в различных проектах, например инновационной направленности.

Сегодня профессиональное будущее молодежи характеризуется асимметричностью, непредсказуемостью, неопределенностью, отсутствием перспектив максимально реализовать себя

По оценкам работодателей, уровень готовности специалистов активно включаться в профессиональную деятельность, быстро адаптироваться к ее требованиям оставляет желать лучшего

Структура тестового комплекса «Профкарьера» позволяет оптимально решать задачу карьерного консультирования

Анализируя результаты тестирования, консультант не только раскрывает достоинства и преимущества оптанта, но и выявляет слабые стороны и пути их компенсации

2. Составление оптимального карьерного и профессионального пути. В процессе консультации вырабатываются конкретные шаги по построению дальнейшего профессионального пути. Рассматриваются наиболее продуктивные карьерные установки, особенности трудовой мотивации, определяются значимые личностные ресурсы и препятствия в достижении цели. Это направление в консультировании — одно из самых востребованных по причине низкой субъектности, инертности, высокой конформности молодежи. Консультант аргументированно демонстрирует преимущественные направления: в совместной работе с оптантом определяются вектор дальнейшего развития, пути достижения цели, прорабатывается план устранения препятствий.

3. Выбор сферы приложения своего образования и профессиональной квалификации. Анализируются возможности повышения квалификации, необходимость стажировок, сужения или расширения профессиональных функций, прикрепления опытного

наставника. Одна из задач консультации — обозначить те варианты приложения сил, где специалист может успешно и с интересом для себя реализоваться. В зависимости от требований к специалисту и специфики профессиональной деятельности можно использовать профиль компетенций (рис. 3), особенно в связи с социономическими профессиями, необходимостью командной работы.

4. Знание и понимание своих сильных и слабых сторон. Данное направление консультирования создает основу глубокого понимания специалистом своей конкурентоспособности и продуктивности в профессиональной деятельности. Анализируя результаты тестирования, консультант не только раскрывает достоинства и преимущества оптанта, но и выявляет

слабые стороны и пути их компенсации. ***

Карьерное консультирование обладает необходимым технологическим и научно-методическим потенциалом и является одним из действенных инструментов прогнозирования профессионального будущего молодого специалиста. Опора на результаты тестирования с применением инновационных психодиагностических методов позволяет консультанту комплексно подойти к решению задачи

Рис. 1. Образец диагностического профиля. Испытуемый: И.И. Иванов. Возраст: 24. Пол: мужской

прогнозирования, сформулировать конкретные рекомендации по воплощению желаемого в жизнь.

Для организаций и предприятий, которые заботятся об эффективном использовании своих кадровых ресурсов, жизненно необходимы верные решения для привлечения квалифицированного персонала, ориентированного на интенсивное профессиональное развитие и саморазвитие, высокомотивированного и уверенного в своих возможностях. Именно такой персонал обеспечит предприятию стабильное развитие, и их общее будущее перестанет быть абстрактным и аморфным.

Рис. 2. Образец диаграммы «Должностные позиции». Испытуемый: И.И. Иванов.

Возраст: 24. Пол: мужской

Рис. 3. Образец «Профиль компетенции». Испытуемый: И.И. Иванов. Возраст: 24. Пол: мужской

j Блок эмоциональных компетшта"!

И*™ 1!

1 1 2345<®910 ЛИДЕРСТВО В большинстве ситуаций проявляет лидерские черты: умеет воодушевлять людей, побуждать к работе, вести за собой

2 12 3 4 5 67[§9 10 МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ В большинстве случаев проявляет инициативу, готов взяться за новые аела.

3 1 2345Щ78910 СГРЕС СОУС ТОЙЧИВО С ТЪ Средняя способность сохранять стабильность в стрессовых ситуациях

I Блок гюеедшчесюккомпетенщei

т I^Fl

4 ] 2345 6fflß9 10 ОРИЕНТАЦИЯ НА КЛИЕНТА В большинстве ситуаций проявляет внимание к клиенту, умеет его удержать, построить долгосрочные отношения.

5 1 2345 10 КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ Довольно общителен и контактен, легок 8 общении.

$ 1 2 3 4 5[§7 89 10 КОМАНДНО СТЬ Средняя степень готовностик работе в комшще. Баланс меаду индивидуализмом в работе и способностью работать в группе.

7 12^5 67 8910 ОРГАНИЗОВАННОСТЬ Чаще проявляет неорганизованность, возможно импульсивное поведение.

8 1 23 4^67 89 10 ЛОЯЛЬНОСТЬ Средний уровень готовности к лояльному поведению в отношении организации. Наполовину вероятность лояльного поведения зависит от условий конкретной организации.

Ш ' Блок кот тп юных компетенции

9 1 2345 6789g[ ГИБКОСТЬ Легко адшируется к изменениям, содействует внедрению новых технологии, осваивает новую информацию. Способен самостоятельно предлагать новые оригинальные решения насущных проблем.

10 1 2345 б|Й89 10 КОМПЖ КСНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ Склонен системно анализировать ситуацию, учитывал множество условий

11 1 2345 6789Й ОРИЕНТАЦИЯ НА РАЗВИТИЕ Сильно выражена ориентация на развитие, стремится к получению и использованию новых знаний и умений

Литература

1. Алтухов В. В. Профкарьера как инструмент выбора профессионального пути [Электронный ресурс] // URL: http://teletesting.ru/modules/ articles/index.php?op=viewarticle&artid=13.

2. Зеер Э. Ф. Прогнозирование профессионального будущего как условие преодоления его асимметрии // Путь науки. — 2014. — Т. 2. — № 9. — С. 113-115.

3. Зеер Э. Ф. Психология прогнозирования профессионального будущего личности // Личность в профессионально-образовательном пространстве: Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции, 21 ноября 2014 г., Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург, 2014. — С. 49-59.

4. Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» [Электронный ресурс] // URL: http://teletesting.ru/modules/tests/?pg=2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.