А. Г. Нагорная
(Смоленск)
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КАРЬЕРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
В статье обоснованы условия создания педагогической модели подготовки компетентного специалиста, востребованного на рынке труда. Показано, что в процессе профессионального воспитания студентов появляется необходимость в целенаправленном формировании личностных качеств будущего специалиста, соответствующего современным требованиям общества и производства
В современных условиях актуальным является разрешение противоречия между высокой востребованностью общества в специалистах, ориентированных на достижение успеха и способных строить свое карьерное и профессиональное развитие и недостаточной разработанностью процесса управления развитием карьеры студента - будущего специалиста - в учебновоспитательном процессе. Это обуславливает проблему поиска таких педагогических технологий управления планированием развития карьеры студентов - будущих специалистов - в учебно-воспитательном процессе вуза, которые будут способствовать становлению успешной профессиональной деятельности.
Управление планированием развития карьеры будущих специалистов в учебной деятельности студентов технического вуза рассматривается как сложный процесс, представленный нами в педагогической модели.
Педагогическая модель позволяет комплексно рассмотреть исследуемый процесс, охватить в единой системе основные направления и педагогические условия, обеспечивающие управление планированием развития карьеры студентов. Этот процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, направленных на реализацию стабильного карьерного и профессионального развития студентов [1, 5]. Эти подсистемы нашли отражение в блоках модели, сконструированной в ходе исследования (рис. 1).
Опытно-экспериментальная проверка модели проводилась в филиале ГОУ ВПО «МЭИ (ТУ)» в г. Смоленске. В эксперименте принимали участие 122 студента 3-4 курсов в период изучения технических специальностей, вошедшие в состав экспериментальной и контрольной групп.
Опишем результаты эксперимента. В экспериментальной группе, в отличие от контрольной, исследуемый процесс осуществлялся посредством педагогического моделирования и на
основе реализации педагогической технологии сопровождения управления планированием развития карьеры студентов - будущих специалистов.
Опытно-экспериментальная часть исследования включала в себя констатирующий и формирующий педагогический эксперимент. На этапе констатирующего эксперимента проводилось исследование готовности студентов к планированию карьеры, а также исследование особенностей их личностной сферы, структуры интеллекта, жизненных установок, сферы мотивации и профессиональных интересов. Это осуществлялось при помощи диагностического комплекса «Профкарьера», разработанного сотрудниками Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии».
Карьерная готовность представляет интегральное образование, функциональная структура которого включает объективный фактор (социокультурные изменения в обществе, состояние рынка труда, организационные особенности) и субъективный фактор (умения и навыки, необходимые для выполнения выбранной профессиональной деятельности), а также эмоциональную составляющую (ощущение комфорта, общее состояние благополучия, оптимизм, бодрость и уверенность в себе), мотивационную составляющую (положительное отношение к карьере и желание достичь успеха в ее построении) и когнитивную составляющую (желание и возможность принимать новое) [1, 5].
Степень выраженности выделенных составляющих позволяет диагностировать уровень карьерной готовности, прогнозировать адаптацию и развитие карьеры в определенной организационной среде. Для диагностики карьерной готовности использовались такие методики, как «Шкала субъективного благополучия», «Потребность в достижениях» и «Методика изучения обобщенной инновационной диспозиции».
Цель управления:
создание педагогических условий для планирования развития карьеры будущих специалистов в учебно-воспитательном процессе технического вуза
Системообразующие элементы
управления планированием развития карьеры студентов в учебно-воспитательном процессе технического вуза
Педагогические условия
управления планированием развития карьеры будущих специалистов в учебно-воспитательном процессе технического вуза
Внешние условия:
- педагогически насыщенная среда;
- разнообразие методических средств и педагогических технологий;
- учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса.
1
Технология педагогического сопровождения
процесса управления планированием развития карьеры будущих специалистов
Оценка эффективности
управления планированием развития карьеры будущих выпускников в учебно-воспитательном процессе технического вуза: внешние критерии эффективности;
внутренние критерии эффективности.
Результат управления:
позитивная динамика развития карьерной готовности, профессиональных позиций и склонностей к выполнению профессиональных ролей, мотивация к профессиональному и карьерному росту и др.
Рис. 1. Педагогическая модель управления планированием развития карьеры будущих выпускников в учебно-воспитательном процессе технического вуза.
Диагностический комплекс «Профкарьера» позволяет исследовать особенности личностной сферы, жизненных установок, сферы мотивации и профессиональных интересов студентов и направлен на решение проблемы адекватного и многостороннего описания вариантов дальнейшего послевузовского пути профессионального развития субъекта профессионального и карьерного самоопределения.
Анализ результатов диагностики карьерной готовности студентов 3-4 курсов обнаружил высокий уровень карьерной готовности у 11% испытуемых, средний уровень карьерной готовности - у 45% испытуемых, низкий уровень карьерной готовности - у 44% испытуемых.
В диагностическом комплексе «Профкарьера» реализована возможность представить баллы испытуемого по различным факторам в формате компетенций, отражающих особенности его поведения в определенных деловых ситуациях: высокий уровень развития компетенций обнаружен у 8% студентов; средний - у 41% студентов; низкий - у 51% студентов.
Анализ данных, полученных на этапе проведения констатирующего эксперимента, не только свидетельствует о наличии потребности в создании педагогических условий обучения управлению планированием развития карьеры студентов в учебно-воспитательном процессе вуза, но и побуждает к разработке педагогической модели управления планированием развития карьеры студентов и к обоснованию педагогических технологий, которые обеспечивают управление планированием развития карьеры студентов.
Педагогическая модель управления планированием развития карьеры студентов в учебно-воспитательном процессе вуза осуществлялась посредством разработки и обоснования технологии педагогического сопровождения, позволяющей упорядочить, структурировать педагогические условия, внести целенаправленность и результативность, преодолевая стихийность процесса управления планированием развития карьеры студентов в учебно-воспитательном процессе вуза, и реализовывалась на этапе проведения формирующего педагогического эксперимента.
Технология педагогического сопровождения управления планированием развития карьеры студентов - будущих специалистов включает в себя ряд этапов: (1) аналитический, где происходит анализ успехов и затруднений, учебно-профессиональных потребностей и направленности студентов, определение цели и задач технологии; (2) конструктивный этап,
предполагающий разработку плана реализации технологии и распределение кадровых ресурсов; (3) оценочный этап, где происходит разработка критериев, показателей и уровней процесса управления планированием развития карьеры студентов, определение контрольноизмерительных материалов; (4) этап экспертизы, определяющий коррективы, утверждение плана и реализацию технологии [2,3,6]. В соответствии с этапами выделяются задачи, содержание деятельности субъектов технологии и результаты ее реализации.
На аналитическом этапе решались задачи: изучение и анализ возможностей кафедры гуманитарных наук как общности специалистов образования для осуществления технологии; мотивирование субъектов к совместной деятельности. Данный этап также включал в себя систематизацию результатов констатирующего эксперимента.
Опираясь на теоретические положения ком-петентностного и контекстного подходов, результаты диагностики, на конструктивном этапе разрабатывали содержательную часть технологии. Преподаватели кафедры гуманитарных наук приняли участие в педагогических мастерских, посвященных формам и методам активного обучения студентов в учебно-воспитательном процессе вуза, в разработке модулей обогащения учебных программ, программ дополнительного образования.
В ходе оценочного этапа технологии педагогического сопровождения осуществлялась подготовка преподавателей. В качестве формы подготовки активно применялось консультирование, ориентированное на практические проблемы субъектов реализации технологии, тематические семинары, в которых уделялось внимание ролевым позициям педагогов в процессе реализации технологии: консультант, фасили-татор, эксперт-наблюдатель.
На этапе экспертизы осуществлялась работа по внедрению в учебно-воспитательный процесс вуза технологии педагогического сопровождения управления планированием развития карьеры студентов - будущих специалистов.
Студенты были включены в такие виды деятельности, как: (а) учебная деятельность академического типа (обучение по обогащенным модулями программам курсов психолого - педагогических, психологических и психолого - управленческих дисциплин); (б) квазипрофессиональ-ная деятельность (обучение по программам курсов по выбору); (в) внеучебная деятельность (участие в конкурсах профессиональной направленности, научно-практических конференциях, тренингах).
Таблица 1
Результаты повторного диагностического исследования в экспериментальной и контрольной группах.
Уровни карьерной готовности Уровни развития компетенций
высокий средний низкий высокий средний низкий
Экспериментальная группа (64 чел.) 28% 43% 29% 27% 48% 25%
Контрольная группа (58 чел.) 12% 40% 48% 7% 41% 52%
Студентам были предложены программы курсов по выбору «Школа карьерного роста молодого специалиста», «Имидж и карьера в условиях квазипрофессиональной деятельности». Освоение данных курсов было нацелено на развитие профессионально-позиционной направленности и компетенций студентов при использовании таких активных форм обучения, как дискуссия, кейсы, деловая игра, самопрезента-ция, публичное выступление по теме курса. Учебные программы, обогащенные модулями «Тайм-менеджмент», «Стресс-менеджмент», «Проектирование профессионального успеха», оказывают влияние на гностический, праксиче-ский, коммуникативный компоненты учебнопрофессиональной деятельности студентов.
Проведение тренингов личностного роста -«Эффективные коммуникации», «Лидерство» -во внеучебной деятельности направлено на развитие тех структур личности студента, динамическое изменение которых осуществлялось в соответствии с выявленными критериями профессионального и карьерного развития (мотивационно-смысловым, профессионально-позиционным, коммуникативным, индивидуальнопсихологическим).
Важной составляющей управления планированием развития карьеры является карьерное консультирование, которое не ограничивается проблемой выбора профессии или смены профессии, но включает также вопросы помощи в повышении профессиональной эффективности, в преодолении стресса, связанного с професси-
ей и др. В процессе консультирования осуществляется помощь молодому человеку в соотнесении своих внутренних ресурсов, своих способностей, знаний, особенностей личности, интересов и мотивации с внешними возможностями, с конъюктурой современного рынка, в осознании своих ключевых преимуществ и, главное, помощь в формировании представления о себе как профессионале и нахождении правильного выбора. Именно в процессе карьерного консультирования происходит построение плана карьерного развития, реализация которого даст человеку ощущение себя на своем месте, чувство реализации своего потенциала, его ценности и удовлетворенности трудом.
Результаты эксперимента отражены в таблице 1.
Таким образом, анализ полученных экспериментальных данных свидетельствует о том, что разработанная педагогическая модель управления планированием развития карьеры студентов в учебно-воспитательном процессе вуза создает необходимые педагогические условия обучения управлению планированием развития карьеры студентов, а внедрение в учебно- воспитательный процесс вуза технологии педагогического сопровождения позволяет упорядочить, структурировать педагогические условия, вносит целенаправленность и результативность, преодолевая стихийность процесса управления планированием развития карьеры студентов - будущих выпускников технического вуза.
Литература
1. Александрова М. В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе : автореф. ... д-ра пед. наук. -В. Новгород, 2007.
2. Батышев С. Я. и др. Профессиональная педагогика. - М.: Ассоц. "Проф. образование", 1997. - 512 с.
3. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. - 195 с.
4. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1990.
5. Миронова-Тихомирова А. С. Обучение в вузе как этап профессиональной карьеры : материалы XXXVII науч.-практич. конф. Сахалин. гос. ун-та : сб. науч. ст. / под ред. Е. Н. Лисицыной ; сост. А. Е. Ме-няшев. - Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2006.
6. Шихалева М. С. Технология педагогического сопровождения становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза // Омский научный вестник. - 2006. - №6 (42).
7. Янушевский В. Н. Педагогическое моделирование профессионального развития будущих преподавателей филологических дисциплин // Социальная политика и социология. - 2006. - №2. - С.187-190.
--------^----------