Научная статья на тему 'Управление развитием карьеры будущих специалистов в учебно-воспитательном процессе вуза'

Управление развитием карьеры будущих специалистов в учебно-воспитательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАРЬЕРА / КАРЬЕРНОЕ РАЗВИТИЕ / КАРЬЕРНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / CAREER / CAREER DEVELOPMENT / CAREER READINESS / PEDAGOGICAL MODEL / TECHNOLOGY OF TEACHER SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагорная Анна Георгиевна

В статье обоснованы условия создания педагогической модели подготовки компетентного специалиста, востребованного на рынке труда. Показано, что в процессе профессионального воспитания студентов появляется необходимость в целенаправленном формировании личностных качеств будущего специалиста, соответствующего современным требованиям общества и производства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specialists-to-be future career management in university educational process

The article justifies the conditions for creating a pedagogical model of training a competent specialist which is in demand at the labor market. It is shown that in the students' professional education process there is a necessity in the purposeful forming of personal qualities of the future specialist who meets the modern demands of the society and the workplace

Текст научной работы на тему «Управление развитием карьеры будущих специалистов в учебно-воспитательном процессе вуза»

А. Г. Нагорная

(Смоленск)

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КАРЬЕРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

В статье обоснованы условия создания педагогической модели подготовки компетентного специалиста, востребованного на рынке труда. Показано, что в процессе профессионального воспитания студентов появляется необходимость в целенаправленном формировании личностных качеств будущего специалиста, соответствующего современным требованиям общества и производства

В современных условиях актуальным является разрешение противоречия между высокой востребованностью общества в специалистах, ориентированных на достижение успеха и способных строить свое карьерное и профессиональное развитие и недостаточной разработанностью процесса управления развитием карьеры студента - будущего специалиста - в учебновоспитательном процессе. Это обуславливает проблему поиска таких педагогических технологий управления планированием развития карьеры студентов - будущих специалистов - в учебно-воспитательном процессе вуза, которые будут способствовать становлению успешной профессиональной деятельности.

Управление планированием развития карьеры будущих специалистов в учебной деятельности студентов технического вуза рассматривается как сложный процесс, представленный нами в педагогической модели.

Педагогическая модель позволяет комплексно рассмотреть исследуемый процесс, охватить в единой системе основные направления и педагогические условия, обеспечивающие управление планированием развития карьеры студентов. Этот процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, направленных на реализацию стабильного карьерного и профессионального развития студентов [1, 5]. Эти подсистемы нашли отражение в блоках модели, сконструированной в ходе исследования (рис. 1).

Опытно-экспериментальная проверка модели проводилась в филиале ГОУ ВПО «МЭИ (ТУ)» в г. Смоленске. В эксперименте принимали участие 122 студента 3-4 курсов в период изучения технических специальностей, вошедшие в состав экспериментальной и контрольной групп.

Опишем результаты эксперимента. В экспериментальной группе, в отличие от контрольной, исследуемый процесс осуществлялся посредством педагогического моделирования и на

основе реализации педагогической технологии сопровождения управления планированием развития карьеры студентов - будущих специалистов.

Опытно-экспериментальная часть исследования включала в себя констатирующий и формирующий педагогический эксперимент. На этапе констатирующего эксперимента проводилось исследование готовности студентов к планированию карьеры, а также исследование особенностей их личностной сферы, структуры интеллекта, жизненных установок, сферы мотивации и профессиональных интересов. Это осуществлялось при помощи диагностического комплекса «Профкарьера», разработанного сотрудниками Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии».

Карьерная готовность представляет интегральное образование, функциональная структура которого включает объективный фактор (социокультурные изменения в обществе, состояние рынка труда, организационные особенности) и субъективный фактор (умения и навыки, необходимые для выполнения выбранной профессиональной деятельности), а также эмоциональную составляющую (ощущение комфорта, общее состояние благополучия, оптимизм, бодрость и уверенность в себе), мотивационную составляющую (положительное отношение к карьере и желание достичь успеха в ее построении) и когнитивную составляющую (желание и возможность принимать новое) [1, 5].

Степень выраженности выделенных составляющих позволяет диагностировать уровень карьерной готовности, прогнозировать адаптацию и развитие карьеры в определенной организационной среде. Для диагностики карьерной готовности использовались такие методики, как «Шкала субъективного благополучия», «Потребность в достижениях» и «Методика изучения обобщенной инновационной диспозиции».

Цель управления:

создание педагогических условий для планирования развития карьеры будущих специалистов в учебно-воспитательном процессе технического вуза

Системообразующие элементы

управления планированием развития карьеры студентов в учебно-воспитательном процессе технического вуза

Педагогические условия

управления планированием развития карьеры будущих специалистов в учебно-воспитательном процессе технического вуза

Внешние условия:

- педагогически насыщенная среда;

- разнообразие методических средств и педагогических технологий;

- учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса.

1

Технология педагогического сопровождения

процесса управления планированием развития карьеры будущих специалистов

Оценка эффективности

управления планированием развития карьеры будущих выпускников в учебно-воспитательном процессе технического вуза: внешние критерии эффективности;

внутренние критерии эффективности.

Результат управления:

позитивная динамика развития карьерной готовности, профессиональных позиций и склонностей к выполнению профессиональных ролей, мотивация к профессиональному и карьерному росту и др.

Рис. 1. Педагогическая модель управления планированием развития карьеры будущих выпускников в учебно-воспитательном процессе технического вуза.

Диагностический комплекс «Профкарьера» позволяет исследовать особенности личностной сферы, жизненных установок, сферы мотивации и профессиональных интересов студентов и направлен на решение проблемы адекватного и многостороннего описания вариантов дальнейшего послевузовского пути профессионального развития субъекта профессионального и карьерного самоопределения.

Анализ результатов диагностики карьерной готовности студентов 3-4 курсов обнаружил высокий уровень карьерной готовности у 11% испытуемых, средний уровень карьерной готовности - у 45% испытуемых, низкий уровень карьерной готовности - у 44% испытуемых.

В диагностическом комплексе «Профкарьера» реализована возможность представить баллы испытуемого по различным факторам в формате компетенций, отражающих особенности его поведения в определенных деловых ситуациях: высокий уровень развития компетенций обнаружен у 8% студентов; средний - у 41% студентов; низкий - у 51% студентов.

Анализ данных, полученных на этапе проведения констатирующего эксперимента, не только свидетельствует о наличии потребности в создании педагогических условий обучения управлению планированием развития карьеры студентов в учебно-воспитательном процессе вуза, но и побуждает к разработке педагогической модели управления планированием развития карьеры студентов и к обоснованию педагогических технологий, которые обеспечивают управление планированием развития карьеры студентов.

Педагогическая модель управления планированием развития карьеры студентов в учебно-воспитательном процессе вуза осуществлялась посредством разработки и обоснования технологии педагогического сопровождения, позволяющей упорядочить, структурировать педагогические условия, внести целенаправленность и результативность, преодолевая стихийность процесса управления планированием развития карьеры студентов в учебно-воспитательном процессе вуза, и реализовывалась на этапе проведения формирующего педагогического эксперимента.

Технология педагогического сопровождения управления планированием развития карьеры студентов - будущих специалистов включает в себя ряд этапов: (1) аналитический, где происходит анализ успехов и затруднений, учебно-профессиональных потребностей и направленности студентов, определение цели и задач технологии; (2) конструктивный этап,

предполагающий разработку плана реализации технологии и распределение кадровых ресурсов; (3) оценочный этап, где происходит разработка критериев, показателей и уровней процесса управления планированием развития карьеры студентов, определение контрольноизмерительных материалов; (4) этап экспертизы, определяющий коррективы, утверждение плана и реализацию технологии [2,3,6]. В соответствии с этапами выделяются задачи, содержание деятельности субъектов технологии и результаты ее реализации.

На аналитическом этапе решались задачи: изучение и анализ возможностей кафедры гуманитарных наук как общности специалистов образования для осуществления технологии; мотивирование субъектов к совместной деятельности. Данный этап также включал в себя систематизацию результатов констатирующего эксперимента.

Опираясь на теоретические положения ком-петентностного и контекстного подходов, результаты диагностики, на конструктивном этапе разрабатывали содержательную часть технологии. Преподаватели кафедры гуманитарных наук приняли участие в педагогических мастерских, посвященных формам и методам активного обучения студентов в учебно-воспитательном процессе вуза, в разработке модулей обогащения учебных программ, программ дополнительного образования.

В ходе оценочного этапа технологии педагогического сопровождения осуществлялась подготовка преподавателей. В качестве формы подготовки активно применялось консультирование, ориентированное на практические проблемы субъектов реализации технологии, тематические семинары, в которых уделялось внимание ролевым позициям педагогов в процессе реализации технологии: консультант, фасили-татор, эксперт-наблюдатель.

На этапе экспертизы осуществлялась работа по внедрению в учебно-воспитательный процесс вуза технологии педагогического сопровождения управления планированием развития карьеры студентов - будущих специалистов.

Студенты были включены в такие виды деятельности, как: (а) учебная деятельность академического типа (обучение по обогащенным модулями программам курсов психолого - педагогических, психологических и психолого - управленческих дисциплин); (б) квазипрофессиональ-ная деятельность (обучение по программам курсов по выбору); (в) внеучебная деятельность (участие в конкурсах профессиональной направленности, научно-практических конференциях, тренингах).

Таблица 1

Результаты повторного диагностического исследования в экспериментальной и контрольной группах.

Уровни карьерной готовности Уровни развития компетенций

высокий средний низкий высокий средний низкий

Экспериментальная группа (64 чел.) 28% 43% 29% 27% 48% 25%

Контрольная группа (58 чел.) 12% 40% 48% 7% 41% 52%

Студентам были предложены программы курсов по выбору «Школа карьерного роста молодого специалиста», «Имидж и карьера в условиях квазипрофессиональной деятельности». Освоение данных курсов было нацелено на развитие профессионально-позиционной направленности и компетенций студентов при использовании таких активных форм обучения, как дискуссия, кейсы, деловая игра, самопрезента-ция, публичное выступление по теме курса. Учебные программы, обогащенные модулями «Тайм-менеджмент», «Стресс-менеджмент», «Проектирование профессионального успеха», оказывают влияние на гностический, праксиче-ский, коммуникативный компоненты учебнопрофессиональной деятельности студентов.

Проведение тренингов личностного роста -«Эффективные коммуникации», «Лидерство» -во внеучебной деятельности направлено на развитие тех структур личности студента, динамическое изменение которых осуществлялось в соответствии с выявленными критериями профессионального и карьерного развития (мотивационно-смысловым, профессионально-позиционным, коммуникативным, индивидуальнопсихологическим).

Важной составляющей управления планированием развития карьеры является карьерное консультирование, которое не ограничивается проблемой выбора профессии или смены профессии, но включает также вопросы помощи в повышении профессиональной эффективности, в преодолении стресса, связанного с професси-

ей и др. В процессе консультирования осуществляется помощь молодому человеку в соотнесении своих внутренних ресурсов, своих способностей, знаний, особенностей личности, интересов и мотивации с внешними возможностями, с конъюктурой современного рынка, в осознании своих ключевых преимуществ и, главное, помощь в формировании представления о себе как профессионале и нахождении правильного выбора. Именно в процессе карьерного консультирования происходит построение плана карьерного развития, реализация которого даст человеку ощущение себя на своем месте, чувство реализации своего потенциала, его ценности и удовлетворенности трудом.

Результаты эксперимента отражены в таблице 1.

Таким образом, анализ полученных экспериментальных данных свидетельствует о том, что разработанная педагогическая модель управления планированием развития карьеры студентов в учебно-воспитательном процессе вуза создает необходимые педагогические условия обучения управлению планированием развития карьеры студентов, а внедрение в учебно- воспитательный процесс вуза технологии педагогического сопровождения позволяет упорядочить, структурировать педагогические условия, вносит целенаправленность и результативность, преодолевая стихийность процесса управления планированием развития карьеры студентов - будущих выпускников технического вуза.

Литература

1. Александрова М. В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе : автореф. ... д-ра пед. наук. -В. Новгород, 2007.

2. Батышев С. Я. и др. Профессиональная педагогика. - М.: Ассоц. "Проф. образование", 1997. - 512 с.

3. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. - 195 с.

4. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1990.

5. Миронова-Тихомирова А. С. Обучение в вузе как этап профессиональной карьеры : материалы XXXVII науч.-практич. конф. Сахалин. гос. ун-та : сб. науч. ст. / под ред. Е. Н. Лисицыной ; сост. А. Е. Ме-няшев. - Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2006.

6. Шихалева М. С. Технология педагогического сопровождения становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза // Омский научный вестник. - 2006. - №6 (42).

7. Янушевский В. Н. Педагогическое моделирование профессионального развития будущих преподавателей филологических дисциплин // Социальная политика и социология. - 2006. - №2. - С.187-190.

--------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.