Научная статья на тему 'Профориентационное тестирование и карьерное консультирование молодых специалистов, студентов и выпускников вузов'

Профориентационное тестирование и карьерное консультирование молодых специалистов, студентов и выпускников вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЙ КОУЧИНГ ЭТО ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КАРЬЕРНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ С ОДНИМ ИЗ ПАРТНЕРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Наталия Сергеевна, Симоненко Наталья Ивановна

Учебные заведения всех уровней образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры всех уровней ежегодно выпускают свыше 19 тысяч специалистов. Но только треть специалистов после окончания учебного заведения востребованы работодателями. Естественно, такая ситуация не случайна и является прямым следствием отсутствия элементарных навыков построения карьеры у абитуриентов, студентов и молодых специалистов не умеющих ориентироваться в огромном потоке рыночной информации и не представляющих себе возможностей реализации собственного потенциала. Первые навыки профориентации будущим специалистам важно освоить в школе, чтобы правильно выбрать вуз и специальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваленко Наталия Сергеевна, Симоненко Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational institutions of all educational levels Hunts-Mansijskogo of autonomous region – Jugry of all levels annually let out over 19 thousand experts. But only third of experts after the educational institution termination are claimed by employers. Naturally, such situation isn't casual and is a direct consequence of absence of elementary skills of construction of career at entrants, students and young experts not able to be guided in a huge stream of the market information and not imagining possibilities of realization of own potential. The first skills of vocational guidance to the future experts are important for mastering at school correctly to choose high school and a speciality.

Текст научной работы на тему «Профориентационное тестирование и карьерное консультирование молодых специалистов, студентов и выпускников вузов»

Коваленко Наталия Сергеевна, студентка 4 курса специальности «Менеджмент организаций» НОУ ВПО Сургутского института мировой экономики и бизнеса «Планета»

Наталья Ивановна Симоненко, заместитель ректора по дополнительному образованию и воспитательной работе НОУ ВПО Сургутского института мировой экономики и бизнеса «Планета»

Профориентационное тестирование и карьерное консультирование молодых специалистов, студентов и выпускников вузов

Учебные заведения всех уровней образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры всех уровней ежегодно выпускают свыше 19 тысяч специалистов. Но только треть специалистов после окончания учебного заведения востребованы работодателями. Естественно, такая ситуация не случайна и является прямым следствием отсутствия элементарных навыков построения карьеры у абитуриентов, студентов и молодых специалистов не умеющих ориентироваться в огромном потоке рыночной информации и не представляющих себе возможностей реализации собственного потенциала. Первые навыки профориентации будущим специалистам важно освоить в школе, чтобы правильно выбрать вуз и специальность.

Educational institutions of all educational levels Hunts-Mansijskogo of autonomous region - Jugry of all levels annually let out over 19 thousand experts. But only third of experts after the educational institution termination are claimed by employers. Naturally, such situation isn't casual and is a direct consequence of absence of elementary skills of construction of career at entrants, students and young experts not able to be guided in a huge stream of the market information and not imagining possibilities of realization of own potential. The first skills of vocational guidance to the future experts are important for mastering at school correctly to choose high school and a speciality.

1

Ключевые слова

Карьерный коучинг - это индивидуальное карьерное консультирование с одним из партнеров.

Career коучинг is an individual career consultation with one of partners.

Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции (В. Т. Лисовский). Молодежь - одна из наиболее уязвимых категорий населения, составляющих рынок труда.

За первый квартал 2011 года за помощью в трудоустройстве в Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский центр занятости населения» обратились 1851 молодых людей в возрасте 14-29 лет, 61,2 % от всего числа обратившихся. Из них 21 человек - выпускники учреждений начального профессионального образования. Пополнение рынка труда

многочисленным поколением молодежи 80-х годов рождения привело к росту обращений молодых людей в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве. На 1 апреля 2010 года получили статус «безработный» - 1196 молодых людей в возрасте 16-29 лет, из них выпускников высшего профессионального образования 43 человека, начального профессионального образования - 27. С 1 января по 31 марта 2009 года трудоустроено 637 человека в возрасте 14-29 лет.

Учебные заведения всех уровней образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры всех уровней ежегодно выпускают свыше 19 тысяч специалистов. Но только треть специалистов после окончания учебного заведения востребованы работодателями. Естественно, такая ситуация не случайна и является прямым следствием отсутствия элементарных навыков построения карьеры у абитуриентов, студентов и молодых специалистов не умеющих ориентироваться в огромном потоке рыночной информации и не представляющих себе возможностей реализации собственного потенциала. Первые навыки профориентации будущим

2

специалистам важно освоить в школе, чтобы правильно выбрать вуз и специальность.

Основными причинами низкой востребованности молодых специалистов на рынке труда являются несоответствие профессиональной подготовки потребностям рынка труда, неподготовленность к новым экономическим отношениям, недостаточная мотивация к трудовой деятельности.

Вместе с тем, для молодежного рынка труда характерно и наличие позитивных факторов. Молодежь более лояльна, проще, чем старшее поколение, смотрит на перемены последнего десятилетия в стране, быстрее приспосабливается к изменениям, более мобильна, охотно приобретает новые знания. Уже сегодня определенная часть хорошо образованной и предприимчивой молодежи - самая конкурентоспособная категория на рынке труда.

При сокращающемся количестве выпускников средних общеобразовательных учреждений важно, куда пойдут учиться, какую специальность захотят приобрести те, кто закончит образовательное учреждение через 7-8 лет, а также на кого будут переобучаться те, кто не смог трудоустроиться по приобретенной специальности по причине ее избыточности.

Существующие проблемы определили основные пути их решения, которые лежат в двух плоскостях. С одной стороны, для улучшения ситуации с востребованностью выпускников необходимо сближение интересов учебной базы и производства.

Качественному кадровому воспроизводству будет способствовать:

• определение перспективной потребности экономики области в квалифицированных кадрах - ориентира развития учебной базы профессионального образования области;

• формирование регионального заказа на подготовку специалистов для ведущих предприятий производственной сферы в рамках существующего финансирования, контрольных цифр приема;

• разработка предложений по улучшению качества подготовки специалистов профессионального образования с наиболее полным использованием региональной

3

составляющей профессиональных стандартов с учетом замечаний и предложений работодателей.

С другой стороны, немаловажным аспектом решения кадрового вопроса является профессиональная ориентация молодежи. Молодое поколение нуждается в продуманной социальной политике, в которой акценты будут расставлены на формирование готовности к самостоятельному труду, на независимое психологическое сопровождение процесса становления и развития профессионала.

Сегодня становится возможным определение комплексной системы профессиональной ориентации как социального института, включающего в себя оказание современных профессиональных услуг, как системы социальной поддержки молодежи, способов распространения социально значимой профессиональной информации. Эта система является первой ступенью в научно обоснованном формировании рынка профессий. Для того чтобы успешно прогнозировать профессиональную структуру будущего общества, надо хорошо знать, какие профессии нужны, почему и сколько.

Необходимо проводить диагностику компетенций, способностей, мотивации учащихся образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, молодых специалистов для прогнозирования их дальнейшего профессионального и карьерного развития, а также, для организаций, заинтересованных в привлечении перспективных и талантливых молодых специалистов.

Данные задачи возможно решить применяя диагностический комплекс «Профкарьера» - это профориентационное тестирование и консультирование по планированию карьеры и трудоустройству, разработанная психологами Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при Московском государственном университете имени М. Ломоносова.

Комплекс позволяет профессионально оценить важные качества студентов и молодых специалистов сориентировать их на те должностные позиции и отрасли, где они будут наиболее востребованы и успешны.

Диагностический комплекс «Профкарьера» и последующее консультирование может применяться в Центрах содействия трудоустройству студентов и

4

выпускников вузов, молодых специалистов в психологических службах вузов, при приеме на работу в учреждения и предприятия различного уровня и направления деятельности, а также, оценки профессиональных качеств молодых специалистов для формирования кадрового резерва.

Диагностические методики имеют рекомендации со стороны государственных органов власти: Государственной Думы Российской Федерации, Министерства спорта, туризма и молодежной политики и Министерства образования и науки Российской Федерации.

Услуга «Профкарьера» включает 2 этапа: компьютерное тестирование и консультацию специалиста-профессиоведа.

Тестирование включает в себя прохождение 5-ти тестов по направлениям:

1. профессиональные интересы - определение того, чем человеку хочется заниматься в профессиональной деятельности. Позволяет ответить на вопросы: в какой организации человеку лучше работать, какая позиция и должность подойдет ему в большей степени.

2. профессиональные способности - определение интеллектуальных способностей и возможностей человека, их применимость к тем или иным видам деятельности. Позволяет понять, на какие стороны интеллекта человеку лучше положиться, а какие имеет смысл активнее развивать.

3. профессиональная мотивация - определение основных профессионально важных мотивов и потребностей, которые определяют пути построения карьеры. Позволяет определить, какой тип карьерного развития позволит студенту или специалисту максимально раскрыть свой потенциал.

4. структура личности - выявление личностных особенностей и склонностей (характера), являющихся базой успешного и верного профессионального развития. Помогает выяснить, в какой сфере деятельности специалист со своими личностными особенностями будет наиболее успешен и удовлетворен.

5. жизненные установки - определение основных ценностей человека, его подходов к решению жизненных задач; определение способности и умения человека самостоятельно находить смысл и интерес для себя как в профессиональной жизни, так и в целом. Помогает осознать, какими жизненными

5

ценностями человек руководствуется, принимая решения о своем профессиональном будущем, и как они могут сказаться на его дальнейшей жизни.

После прохождения тестирования по методике «Профкарьера» выдается распечатка результатов, которая включает:

1. индивидуальный графический шкальный профиль с результатами по каждому измеряемому тестом качеству: профессиональные интересы, способности, мотивация, личностные качества, жизненные установки;

2. круговая диаграмма, показывающая наиболее подходящие для тестируемого типы должностных функций;

3. круговая диаграмма, показывающая наиболее подходящие типы карьеры;

списки профессий, максимально соответствующих интересам, способностям,

мотивам, личностным особенностям и жизненным установкам тестируемого;

4. текстовые описания результатов по всем показателям теста;

5. рекомендации по развитию, подбор тренингов.

По итогам тестирования проводится консультация со специалистом. В процессе консультации сначала выясняется основная проблема или трудности, обсуждаются и разъясняются результаты по тестам, далее консультант вместе с человеком вырабатывает наиболее оптимальные пути по решению тех вопросов, с которыми пришел человек.

Какие результаты и выводы можно сделать по итогам тестирования и консультации?

Определение должностной позиции. По итогам тестирования человек получает списки конкретных позиций, существующих на современном рынке труда, наиболее подходящих ему по его профессиональным интересам и наклонностям. Это могут быть, например, аудитор-аналитик, технический дизайнер, менеджер по обучению персонала, бренд-менеджер, журналист, различные руководящие позиции и еще порядка 50-ти существующих на рынке вариантов.

Составление оптимального карьерного и профессионального пути. В процессе консультации вырабатываются конкретные шаги по построению дальнейшего профессионального пути. Развиваться человеку по управленческой стезе или

6

предпочесть путь специалиста? Этот и другие вопросы стоят в рассмотрении консультанта и человека.

Выбор сферы приложения своих знаний и образования. Есть востребованные специальности (например, IT-специалисты), есть невостребованные. Есть более «узкозаточенное» обучение, есть менее специализированное образование (например, философы). Одна из задач консультации - обозначить те варианты приложения себя, где человек с данным образованием, со своими уникальными способностями, личностными особенностями может успешно и с интересом для себя реализоваться.

Знание своих сильных и слабых сторон. Это определенная основа будущей конкурентоспособности и продуктивности на работе. Простой пример - сколько молодых и уже опытных специалистов не знают, что писать в резюме в разделе «дополнительная информация» про свои личные характеристики. Чаще всего пишут: «высокая работоспособность, стрессоустойчивость, коммуникабельность», а часто и думают про себя то же самое.

Выбор компании для трудоустройства. Почему-то на эту сторону работы многие не обращают существенного внимания, стремясь найти в основном выгодную должность, а где - неважно. А ведь компания - это своя маленькая страна, со своими порядками, ценностями, культурой и, самое главное, возможностями карьерного и профессионального развития.

Литература:

1. Грецов А. Г. Выбираем профессию: Советы практического психолога. СПб., Питер, 2005.

2. Исмагилова Ф. С. Основы профессионального консультирования. Науч. ред.

Э.Ф. Зеер. М., Воронеж, 2003.

3. Собчик Л. Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. СПб., Речь, 2002.

4. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. М., 1993.

5. Шмелев А. Г. и коллектив. Основы психодиагностики. М., Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.