Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ»

результаты качественного труда выпускников, показывают образцы профессионального самоопределения, востребованность рабочих специальностей.

Проблема самоопределения выпускников с интеллектуальными нарушениями, их адаптация к обществу является одной из наиболее сложных и актуальных проблем в педагогике. Педагогическая практика МКОУ ОШ «Коррекция и развитие» г. Междуреченска — это попытка найти педагогические пути, обеспечивающие повышение возможности успешного самостоятельного жизнеустройства таких детей.

На сегодняшний день можно отметить результаты профориентационной работы и работы по постшкольному сопровождению выпускников:

• в общеобразовательном учреждении, реализующем адаптивные образовательные программы, созданы специальные условия, необходимые для подготовки детей с интеллектуальными нарушениями к самоопределению: наличие

образовательных программ трудовой подготовки учащихся, программы внеурочной деятельности по профориентации, наличие материально-технической, учебно-методической базы для организации учебного процесса, внеурочной деятельности, производственной практики;

• повышение готовности у учащихся к самостоятельной жизни: за последние три года увеличилось на 21 % число 9-классников, ориентированных на получение рабочей специальности (76 % от общего числа учащихся);

• разработан механизм взаимодействия общеобразовательной организации с заинтересованными организациями, предприятиями по вопросам профориентации школьников и производственной практики.

Описанный опыт работы с детьми с интеллектуальными нарушениями по вопросам профориентации и постшкольного сопровождения выпускников может быть использован в педагогической практике коррекционных школ.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Е. А. Калина, заместитель директора по воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 34, г. Кемерово

Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. От правильного выбора профессии зависит удовлетворенность человека своей судьбой и самим собой, также успешность его профессиональной карьеры, возможность самореализации в жизни.

Проблема профессионального самоопределения учащихся занимает особое место в системе современного образования. В п. 2 ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что «среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и твор-

ческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [1].

Средняя общеобразовательная школа № 34 с 2018 года является пилотной площадкой по реализации регионального проекта по ранней профориентации учащихся «Сто дорог — одна моя».

Основной целью профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым. Проф-ориентационная работа в этот период заключается в основном в профессиональном просвещении детей и пробуждении у них интереса к различным видам трудовой деятельности. Обучающихся необходимо постепенно вводить в огромный мир профессий, учить их ориентироваться

в этом мире и учитывать, что ими пока запоминается только самое яркое, впечатляющее, броское.

В организации ранней профориентации важна и активность самого обучающегося начальных классов, которая может проявляться в различных формах и видах:

1. Ведение школьниками профессионального портфолио. Это копилка материалов и информации о профессиях, учебных заведениях.

2. Рабочая тетрадь «Мир профессий» (описание профессий, мини-сочинение «Профессии моих родителей», синквейны, изложение интересных историй из профессиональной жизни различных людей).

В начале работы в проекте мы не совсем понимали, какие формы работы рассматривать как первостепенные, а какие — как второстепенные. Для решения этих вопросов в сентябре 2018 была проведена диагностика вхождения в проект, в которой участвовали не только учащиеся пилотных классов, но и их родители и педагоги. Целью диагностики было выявление уровня сформированности профессионального самоопределения школьников.

Отечественный психолог Н. С. Пряжни-ков, рассматривая проблему профессионального самоопределения, пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности (а также — нахождение смысла в самом процессе самоопределения) в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [4]. Н. С. Пряжников выделил составляющие профессионального самоопределения:

• ценностно-нравственную;

• информационную;

• эмоциональную (привлекательность профессиональных вариантов);

• морально-волевую (побуждающую действовать);

• планировочную (выделение профессиональных целей, этапов их достижения и системы резервных вариантов);

• контрольно-коррективную (постоянное переосмысление и улучшение профессиональных перспектив).

Основные уровни развития профессионального самоопределения:

• формирование готовности к самоопределению;

• конкретный профессиональный выбор;

• освоение профессии и уточнение специализации в ходе учебы;

• самостоятельное совершенствование и переподготовка в ходе работы;

• освоение смежных и новых профессий [5].

Е. А. Климов, советский и российский психолог, психофизиолог, доктор психологических наук, понимает профессиональное самоопределение «...как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов» [4]. Он подчеркивает, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни. Потребность современного общества в человеке как успешной личности, востребованном профессионале, способном самостоятельно принимать квалифицированные решения и нести за них ответственность, требует от современного образования создания особых условий для осуществления профессионального самоопределения учащихся. На первый план выводится особый вид деятельности — психолого-педагогическое сопровождение, которое предполагает опору на развитие устойчивости самосознания ребенка, его личностное развитие, способствующее самоопределению в жизни. Как отмечает П. С. Лернер, «профильное обучение по сути должно быть личностно ориентированным» [2]. Личностно ориентированный подход напрямую связан с осуществлением поддержки ученика.

Исходя из целевых установок профессиональной ориентации в начальной школе, выбраны следующие критерии:

1. Для измерения степени сформированно-сти представлений о мире профессий применили когнитивный критерий, включающий следующие показатели:

• наличие знаний о труде людей и мире профессий, понимание значения труда в жизни человека;

• наличие знаний о предметах труда профессий.

2. Для измерения степени сформированности ценностного отношения младших школьников к миру профессий, труду применили мотивационно-ценностный критерий, который характеризуется по показателю «ценностные ориентации обучающихся».

3. Учитывая, что знания о мире профессий и отношение к труду проявляется в практиче-

Критерии, показатели и средства измерения уровня сформированности профессионального самоопределения младших школьников

Компонент структуры Критерий Показатели Средства измерения

Представления о профессиях Когнитивный Знание о труде людей и мире профессий. Знания о предметах труда профессий Анкета «Знаешь ли ты профессии?» Тест «Предметы труда»

Ценностные отношение к трудовой деятельности людей Мотивационно-ценностный Ценностные ориентации обучающихся Методика «Три желания» Исследование мотивации учения у старших дошкольников (методика М. Н. Гинзбурга)

Практические трудовые и учебные умения Деятельностный Положительное отношение к труду, выполнение трудовых поручений. Уровень готовности обучающегося к осуществлению выбора профессии Лист наблюдения участников профориентационных мероприятий образовательных организаций. Лист наблюдения для родителей по выявлению отношения к труду младших школьников

ской деятельности, ввели деятельностный критерий, который характеризуется показателями:

• положительное отношение к труду, выполнение трудовых поручений;

• уровень готовности обучающегося к осуществлению выбора профессии.

Диагностика сформированности профессионального самоопределения младших школьников предполагает работу по шести методикам, по четырем из которых (анкета «Знаешь ли ты профессии?», тест «Предметы труда», методика «Три желания», исследование мотивации учения у старших дошкольников) обучающиеся работают вместе с педагогом. По двум другим работают родители и педагоги (листы наблюдений). По результатам каждой методики выявляется уровень сформированности (высокий, средний, низкий) по критериям (когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный).

Диагностика была проведена психологом школы. Из результатов диагностики мы увидели, что по мотивационно-ценностному критерию результаты были высокими, а вот по практико-ориентированному показателю (когнитивный критерий) результаты были низкими.

Если первые занятия носили больше теоретический характер, то во второй и третий годы реализации проекта занятия имели практическую направленность (посещение объектов, выполнение аппликаций, лэпбуков, использование ребусов и кроссвордов, проведение мастер-классов.)

Таким образом, работа по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся является

весьма эффективной. Полученные в ходе диагностики результаты позволили грамотно организовать процесс сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учетом интересов, склонностей, профессиональных предпочтений. Результаты диагностики были предоставлены родителям на родительском собрании в индивидуальных листах.

На сегодняшний момент мы продолжаем работу по ранней профориентации, которая основана на постоянном взаимодействии педагога-психолога, классного руководителя с учащимися и их родителями.

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Российская газета. — 2012. — 31 декабря. — URL: http://www.rg.ru/2012/ 12/30/obrazovanie-dok.html.

2. Лернер П. С.Профориентация школьников как фактор подготовки кадров для перспективной экономики России // Мир образования — образование в мире. — 2009. — № 3. — С. 3-13.

3. Ососова М. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков в системе образовательного процесса // Успехи современного естествознания. — 2010. — № 1. — С. 74-78. — URL: http://www.natural-sciences. ru/ru/article/view?id=7588.

4. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. — М.: Академия, 2007. — 192 с.

5. Пряжников Н. С., Пряжникова, Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С.Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — М.: Академия, 2003. — 476 с.

6. Чистякова С. Н., Родичев В. Ф. Профессиональное самоопределение. — М.: Академия, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.