УДК 376(571.122)
DOI: 10.26140/knz4-2020-0903-0001
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОТДАЛЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
© 2020
SPIN: 1688-9331 AuthorlD: 255806
Айварова Нина Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент гуманитарного института североведения
SPIN: 6671-1105 AuthorlD: 668182 ResearcherlD: M-8883-2018 ORCID: 0000-0001-9531-6347 ScopusID: 57211391472
Миронов Андрей Валерьевич, кандидат психологических наук, доцент, директор гуманитарного института североведения
SPIN: 7698-1956 AuthorlD: 770191
Наумова Мария Вадимовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент гуманитарного института североведения Югорский государственный университет (628012, Россия, Ханты-Мансийск, улица Чехова, 16, e-mail: [email protected]) Аннотация. Личностные и метапредметные результаты образования, на которые ориентированно современное отечественное образование недостижимы без глубоких знаний психологических механизмов, возрастных, индивидуальных, социокультурных особенностей развития личности обучающихся. Социокультурная среда развития детей коренных малочисленных народов Севера в условиях ведения их родителями традиционного хозяйства далека от динамично меняющегося конкурентного мира, что негативно может сказаться на дальнейшей социализации выпускников отдаленных школ. В статье поднимается проблема противоречия между размеренной традиционной социокультурной средой развития детей коренных малочисленных народов Севера и нестабильными, полными неопределенностью условиями их послешкольного образования. Достижение личностных результатов образования, формирование личности, способной самоопределяться, развивать и раскрывать свой личностный потенциал, являющиеся трендом современного образования, особо актуальны при организации образовательного пространства детей коренных малочисленных народов Севера. Один из вариантов достижения эффективности личностных и метапредметных результатов - грамотно простроенное психолого-педагогическое сопровождение образования, основанное на научных исследованиях их этнопсихологических особенностей развития. В статье представлено описание модели психолого-педагогического сопровождения образования детей коренных малочисленных народов Севера, построенной на основе исследования интеллектуальных, личностных и эмоциональных характеристик, особенностей этнокультурной социализации.
Ключевые слова: модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, коренные малочисленные народы Севера, личностные результаты образования, этокультурные особенности социализации, самоопределение.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR TEENAGERS IN REMOTE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR INDIGENOUS SMALL-NUMBERED
PEOPLES OF THE NORTH
© 2020
Aivarova Nina Gennadevna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor,
Institute of Humanities for Northern Studies Mironov Andrey Valerevich, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor,
Director, Institute of Humanities for Northern Studies Naumova Maria Vadimovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Institute of Humanities for Northern Studies Yugra State University
(628012, Russia, Khanty-Mansiysk, Chekhova street, 16, e-mail: [email protected]) Abstract. Personal and metadisciplinary results of education, on which modern national education is oriented, are unattainable without in-depth knowledge of psychological mechanisms, as well as age-related, individual, and sociocultural features of the development of students' personality. The sociocultural environment of children development of indigenous small-numbered peoples of the North, with their parents leading traditional lifestyle, is far from the dynamically changing competitive world; this can negatively affect further socialization of remote school graduates. The paper raises the issue of the contradiction existing between a regular traditional sociocultural environment for the children development of indigenous small-numbered peoples of the North and an unstable, completely uncertain conditions of their post-school education. Personal achievements in education, formation of a personality capable of self-determination, development and unlocking their personal potential, being a modern education trend, are particularly relevant when organizing educational space for children of indigenous small-numbered peoples of the North. One of the options for achieving personal and metadisciplinary efficiency is a well-designed psychological and pedagogical support for education, based on scientific research of their ethnic and psychological development features. The paper presents a description of a model of psychological and pedagogical support for children education of small-numbered indigenous peoples of the North, based on the study of intellectual, personal and emotional characteristics, ethnic and cultural socialization features.
Keywords: model of psychological and pedagogical support for educational process, indigenous small-numbered peoples of the North, personal results in education, ethnic and cultural features of socialization, self-determination.
ВВЕДЕНИЕ с важными научными и практическими задачами.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь Современная система общего и профессионального
образования ориентированы на формирование у молодого поколения компетенций, направленных на изменчивость современной социальной среды, но переход на новую парадигму образования не всегда результативно проходит. Ригидность системы образования, несущая в себе как положительные, так и отрицательные стороны, связана, очевидно, с педагогическими кадрами, не владеющими такими компетенциями, так как их мировоззренческие позиции и картина мира сформировалась в относительно стабильных социально-политических и экономических условиях. Особенно сложно перестраиваются отдаленные сельские и поселковые школы. Около 65 процентов граждан из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС) проживают в сельской местности, где традиции, род занятий, образ жизни кардинально отличаются от современных городов, особенно мегаполисов [1]. Таким образом, в естественных этнокультурных условиях дети коренных народов Севера относительно городских сверстников слабо сталкиваются с факторами изменчивости современной социальной среды, но жизненная практика показывает, большая часть выпускников школ уезжают получать образование, и далее трудоустраиваются в городах. Как отмечает Инденбаум Е.Л.: «Для детей народов Севера нет определенности в путях послешкольной социализации. Вероятность занятий культурно традиционными видами деятельности (оленеводством, охотой) невелика. Поэтому многим выпускникам придется, так же как и представителям некоренного населения, овладевать специальностями, требующими послешкольного образования. Эмпирические данные показывают, что у них наблюдаются существенные трудности социализации» [2]. В сложившейся ситуации построение системы образования детей коренных малочисленных народов Севера требует специального психолого-педагогического сопровождения.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре 69% представителей КМНС проживают в сельской местности, свыше 3 тысяч человек ведут традиционный образ жизни в границах территорий традиционного природопользования [3]. Соответственно существует острая проблема обеспечения качественным современным образованием детей отдаленных стойбищ, деревень и сельских поселений. Не случайно среди основных направлений Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-мансийского автономного округа - Югры обозначены:
- достижение современного качества дошкольного, общего и профессионального образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
- обеспечение равного доступа жителей сельских поселений к различным образовательным услугам;
- оснащение школ-интернатов современными технологиями и учебными пособиями.
На наш взгляд, наряду с расширением диапазона образовательных услуг, внедрением современных образовательных технологий упускается важная особенность современного образования - направленность в сторону психологизации, необходимость филигранной работы над формированием и развитием личности ребенка. Достижение личностных результатов образования возможно лишь при глубоком понимании психологических механизмов и учете возрастных, индивидуальных, культурно специфических факторов формирования личности ребенка.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы. В рамках проекта «Модель повышения инновационной активности образования с учетом этнорегиональной специфики ХМАО-Югры» проведено кросс-культурное исследование интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей детей, особенностей функциональной асимметрии и сложности взаимосвязи мотор-8
ных и сенсорных функций, особенностей этнокультурной социализации детей коренных малочисленных народов Севера [4-8].
Выбор возраста участников исследования не случаен, подростковый возраст - это начало самоидентификации, многими исследователями характеризуется как этап переноса социального сознания во внутренний план, развития самосознания, актуализации потребности в личностном и социальном самоопределении (Л.И. Божович, , А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн и др.).
По мнению Бучек А.А., именно в подростковом возрасте происходит формирование системы представлений и оценок об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своей общности в сравнении с ино-этническим окружением [9].
В современных психологических, педагогических и социологических исследованиях (Д.А. Леонтьев, Е.Ф. Зеер, В.И. Носков, А.М. Павлова и др.) уделяется большое внимание изучению понятия личностного потенциала, в котором рассматриваются внутренние ресурсы человека, предрасположенность, реакция на определенные социальные условия, выбор жизненных стратегий, тактика поведения, направленность в действиях, активность [10]. По инициативе Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» в настоящее время активная работа ведется по созданию в образовательных организациях условий для развития личностного потенциала обучающихся.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. В статье представлена модель психолого-психологического сопровождения детей КМНС подросткового возраста, обучающихся в условиях отдаленных образовательных организаций для коренных малочисленных народов Севера.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Результаты кросс-культурного исследования интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей детей коренных малочисленных народов Севера позволили сделать следующие выводы, которые легли в основу модели социально-психологического сопровождения образования подростков:
- у подростков, представителей КМНС более выражена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми;
- у них не высокая скорость обработки поступающей информации, но при этом скорость устойчива. То есть им необходимо большее время врабатывания в учебный процесс и занятия, посвященные освоению нового материала;
- у подростков, представителей КМНС низкий уровень развития навыков чтения, что осложняет их обучение по всем предметам и препятствует формированию понятийного и абстрактного мышления и ограничивает осведомленность об окружающем мире;
- для них характерен более высокий уровень развития образного мышления, которое формирует практический интеллект, формирующийся из личного опыта и позволяет успешно адаптироваться к окружающей среде, решать повседневные задачи.
- более высокий уровень рационалистичности, то есть занятиям литературой и созерцанию предметов искусства они предпочитают практичные занятия ручным трудом в мастерских;
- у них преобладает высокий уровень конформизма (зависимости от группы), который выражается в следовании за большинством, несформированности своего мнения и высоком уровне приспособления к окружающей среде;
- низкий, уровень развития самоконтроля и целепо-лагания своей деятельности, которые приводят к неумению планировать свою деятельность, ставить и достигать определенные цели;
При построении модели психолого-психологическо-Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)
го сопровождения детей КМНС подросткового возраста учитывались следующие особенности их возрастной и этнокультурной социализации:
- довольно значительная часть детей КМНС вынуждена рано отрываться от семьи, получая общее образование в школах интернатного типа;
- дети в традиционной культуре рано знакомятся с трудом взрослых, что приводит к ранней самостоятельности и воспроизведению деятельности взрослых еще до школы, а поступая в школу они оказываются на более низкой социальной позиции подчинения;
- в традиционном воспитании есть четкое гендерное распределение, при котором с определенного возраста дети начинают большую часть времени проводить со взрослыми своего пола и выполняя обязанности, связанные с полом, что нарушается с началом обучения;
- с поступлением в интернат при общеобразовательном учреждении ребенок резко попадает в ситуацию разрозненных социальных отношений в условиях незнакомой среды, разные взрослые начинают предъявлять ему разные требования, что требует развитых навыков социального приспособления, которые достаточно хорошо сформированы уже к данному возрасту у их городских сверстников. Семейная среда, в которой находится ребенок, компактна, а взаимодействие между детьми и взрослыми очень тесное;
- речевое развитие детей-аборигенов связано с немногословностью воспитания в традиционной культуре народов Севера, что противоречит школьному вербальному обучению;
- северные народы свободолюбивы, что объясняется отсутствием в истории этих народов рабства и крепостничества, и как следствие - для них характерен ненасильственный характер воспитания. Ненасильственный характер народной педагогики северных этносов также противоречит директивным формам взаимодействия учителя с учащимися, имеющими место быть в современной школе. Причем директивность часто проявляется в жесткой вербальной форме.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Модель психолого-психологического сопровождения детей КМНС подросткового возраста, обучающихся в школах интернатного типа включает в себя 4 блока (рисунок 1).
Рисунок 1 - Модель психолого-психологического сопровождения
Содержание данных блоков, во-первых учитывает
требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС ООО. Во-вторых, учитывает важное направление в современном информационном мире - сопровождение индивидуальной образовательной траектории. По сути это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании в условиях доступности информации, когда учитель не является единственным носителем знаний. Данное направление работы вдвойне актуально в условиях Севера, где обучающиеся вынуждены часто самостоятельно заниматься дома во время актированных дней. Важно отметить, что существует острое противоречие между необходимостью самостоятельного выстраивания индивидуальной траектории обучающимися и отсутствием навыков самоорганизации образовательного процесса и самообразования. Это очевидно связано с тем, что в условиях традиционного хозяйствования родителей у ребенка отсутствует модель умственного труда, модель самообразования взрослых, согласно теории Л.С. Выготского среда является источником развития.
Психологическое сопровождение гармоничного формирования личностной, гражданской и этнической идентичности подростков - самое центральное, стержневое направление психолого-педагогического сопровождения. Данный возраст характеризуется сен-зитивностью (восприимчивостью) к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых, усвоению моральных норм и принципов, поэтому огромное влияние на подростка оказывает социальная среда, общение со значимыми взрослыми. Центральной задачей старшего подросткового возраста и ранней юности является формирование личной идентичности, которая определяет дальнейшие жизненные ценности, уровень притязания, особенности и круг общения и т.д. Подросток начинает искать ответы на вопросы: «Кто я?», «Куда я иду?», «Каким я хочу быть?».
Самоопределение всегда связано с отношениями. В Н. Мясищев сформулировал одно из важнейших в отечественной психологии принципиальных положений теории личности. Он подчеркивал, что система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, ряд других ее компонентов, таких как характер, темперамент, способности, она определяет мотивы и характер поведения [11].
Данной блок психолого-педагогического сопровождения направлен на самопознание, самоисследование личности подростков, включает знакомство с основными социально-психологическими задачами подросткового возраста, условиями и технологиями их реализации, технологиями саморазвития и развития личностного потенциала. Подростки исследуют компоненты личностной идентичности (когнитивный, аффективный и поведенческий), соотношение гражданской, региональной, этнической идентичности в структуре личности, что требованиях к личностным результатам образования согласно ФГОС ООО [12].
В данном направлении формируется осознанное образование (обучение), обучающиеся исследуют собственную учебную мотивацию, учатся планировать, оценивать собственные результаты, пошагово достигать цели, знакомятся с критериями оценок, учатся дифференцировать оценку и отметку.
Развитие коммуникативных и социально-психологических компетенций подростков представляет собой направление, формирующее коммуникативные универсальные учебные действия. В настоящее время в науке, бизнесе популярным является тема развития «гибких»
навыков» (soft skills) в силу актуальности данных навыков в современной жизни [13-17]. Общение со сверстниками - ведущая деятельность подросткового возраста. Результаты исследования личностных особенностей подростков показали, что, у обучающихся, представителей КМНС более выражена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, очевидно это связано с пониманием важности общения и отсутствием навыком конструктивного общения. Немногословность воспитания в традиционной культуре народов Севера противоречит не только школьному вербальному обучению, но и требованиям современного рынка труда, где нужны хорошие коммуникативные и социально-психологические навыки.
В данном направлении формируются навыки конструктивного общения: рефлексия, понимание себя и других, принятие других, умение выражать собственную позицию, принимать позицию других и т.д.
Формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению. Современный взгляд на профессиональную ориентацию включает не только осознанное согласование индивидуально-психологических особенностей, способностей, ценностных ориен-таций оптанта с содержанием и требованиями будущей профессиональной деятельности, а также учет перспективности рынка труда.
Следовательно, включение в образовательный трек развития детей КМНС профориентационных мероприятий обосновано и необходимо. В подростковом возрасте точнее говорить о готовности к профессиональному самоопределению.
Готовность к профессиональному самоопределению, включает в себя два компонента: мотивационный и операциональный [18]. К мотивационному компоненту относят интересы и склонности подростка, которые проявляются исходя из этнокультурных особенностей и образа жизни общности, систему мотивов выбора профессии, побуждающих оптанта выбирать профессию, отношение к ситуации выбора, которая формируется исходя из представлений о мире профессий, и их компе-тентностой модели.
Операциональный компонент осуществляется на трех уровнях:
- на уровне когнитивных операций (построение личной профессиональной перспективы);
- на уровне регулятивных операций (умения ставить цель, анализировать информацию о профессиях, об условиях профессионального выбора, умения прогнозировать, принимать решение, планировать, корректировать деятельность и полученные результаты);
- на уровне действий (умение осуществлять практическую пробу сил в различных видах деятельности) [19].
Так в рамках данной модели психологическая готовность к профессиональному выбору строится на основе целостности личности, информированности о рынке труда и профессиях, умении принимать самостоятельные решения, навыках планирования и эмоционального отношения к ситуации выбора профессии.
Развитие цифровой грамотности подростков одно из актуальнейших направлений современного образования. В современном информационном мире мы имеем дело с уникальными возможностями доступа к информации, индивидуальным проявлением поведения в информационном пространстве, разнообразным форматом представления информации, открытостью информационной среды для каждой личности. В таких условиях необходимы навыки грамотного поведения в цифровой среде.
Подростки в данном направлении получат навыки безопасно обращаться со своими персональными данными, знакомятся с образовательными платформами и их возможностями для саморазвития и построения индивидуальной образовательной траектории, навыками грамотного поиска и обработки информации. 10
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Таким образом, система психолого-педагогического сопровождения обучающихся подросткового возраста в условиях отдаленных образовательных организаций для детей коренных малочисленных народов Севера построена на результатах научного исследования интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей детей, особенностей их этнокультурной социализации. Модель психолого-педагогического сопровождения образования подростков из числа КМНС ориентирована на личностные требования современной противоречивой социокультурной среды, перспективные тренды рынка труда, реализует технологии саморазвития и развития личностного потенциала, направлена на достижение личностных и метапред-метных результатов образования, что позволит более эффективно формировать актуальные для современной динамичной социокультурной среды компетенции обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-мансийского автономного округа — Югры. URL: https://kmns.admhmao.ru/upload/iblock/5a8/pp_khmao_yugry_ ot_27_05_2011_n_183_p.pdf (дата обращения 15.03.2020)
2. Инденбаум Е.Л. Социокультурные детерминанты познавательной деятельности детей малочисленных народов Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. URL: http://docs. cntd.ru/document/902142304 (дата обращения 15.03.2020).
3. Севера // Культурно-историческая психология. 2008. Т. 4. № 3. С. 25-32.
4. Айварова Н.Г., Миронов А.В. Особенности социализации и воспитания детей коренных малочисленных народов Севера //Мир науки, культуры, образования, 2019. №1. С. 8-10.
5. Айварова Н.Г., Миронов А.В. К проблеме формирования личностных результатов образования обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 207-210.
6. Айварова Н.Г., Наумова М.В., Миронов А.В. Исследование особенностей эмоционально-личностного развития подростков коренных малочисленных народов Севера //Психология образования в поликультурном пространстве. 2019. №1. С. 45-53.
7. Лобова В.А. Профили латерализации моторных и сенсорных функций и состояния тревоги и депрессии у ненцев и славян детского возраста на Севере Сибири // Человеческий капитал. 2020. №5. С. 104-111.
8. Айварова Н.Г., Миронов А.В., Наумова М.В. Факторы эмоционально-личностного развития подростков коренных малочисленных народов Севера // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 308-311.
9. Бучек А.А. К вопросу о функциях этнического самосознания личности в пространстве полиэтничного мира // Психологические знания в современном мире. Материалы международной научно-практической и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. Белгородский университет кооперации, экономики и права. 2016. С. 24-37.
10. Леонтьева ДА. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал //Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18-37
11. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под редакцией А.А. Бодалева. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. 356 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: https://fgos.ru (дата обращения 22.04.2020).
13. Платонова Р.И., Михина Г.Б. Актуальность soft skills в профессиональном плане будущих специалистов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 177-181.
14. Серафимович И.В., Харавинина Л.Н. Конкурсы профессионального мастерства как форма развития профессиональных компетенций и профессионализации мышления педагогов // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 75-78.
15. Пичугина Г.А., Абдулаева Э.Б.К. Развитие умения учащихся в решении расчетных задач на основе образного мышления //Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 5-7.
16. Офицеров М.А. Современное лидерство в государственном управлении: методологические аспекты формирования знаний, умений и навыков // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 383-386.
17. Борзенкова О.А., ВасиленкоА.С., ГоленковаА.С. Методические условия развития алгоритмической деятельности младших школьников в процессе обучения математике //Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 53-56.
18. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Ярославль: Канцлер, 2008. 200 с.
19. Капина О.А. Готовность к выбору профессии и ее структура //Проблемы Науки. 2016. №5. С. 250-252
Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)
«Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Субъекта РФ* в рамках научного проекта № 18-413-860009»
Статья поступила в редакцию 10.06.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020