Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ЯХТСМЕНОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ЯХТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРУСНЫЙ СПОРТ / СПОРТСМЕНЫ / ТИПОЛОГИЯ / ПСИХОГЕОМЕТРИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Томилин К.Г.

Представлены результаты исследований в сборной команде России по парусному спорту 1986-2012 гг. Использовалась методика С. Деллингер - специалиста по подготовке управленческих кадров США и опросник Р.Б. Кеттелла (16-PF-105-C). Современные яхтсмены превосходят своих сверстников конца 1980-х годов по многим психологическим показателям, за исключение «интеллекта» (снизился от 7,4±1,4 до 5,9±1,5 стенов, при p<0,05). Каждый из обследуемых яхтсменов обладал как положительными психологическими качествами, так и имел недостатки, которые необходимо учитывать при организации тренировочного процесса, подборе членов экипажа, и выборе стратегии выступлений на регатах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Томилин К.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF TRAINING YACHTSMEN

Presents the results of research in the national sailing team of Russia in 1986-2012. The technique used was S. Dellinger, a specialist in training US management personnel and a questionnaire to R.B. Cattell (16-PF-105-C). Modern yachtsmen surpass their peers of the late 1980 s in many psychological indicators, with the exception of «intelligence» (decreased from 7.4-1.4 to 5.9-1.5 walls, with p<0.05). Each of the surveyed yachtsmen had both positive psychological qualities and had drawbacks that must be taken into account when organizing the training process, selecting crew members, and choosing a strategy for performing in regattas.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ЯХТСМЕНОВ»

УДК 796.08

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ЯХТСМЕНОВ

К.Г.Томилин

Сочинский государственный университет, Россия, г. Сочи

Ключевые слова: парусный спорт, спортсмены, типология, психогеометрия.

Аннотация. Представлены результаты исследований в сборной команде России по парусному спорту 1986-2012 гг. Использовалась методика С. Деллингер - специалиста по подготовке управленческих кадров США и опросник Р.Б. Кеттелла (16-PF-105-C). Современные яхтсмены превосходят своих сверстников конца 1980-х годов по многим психологическим показателям, за исключение «интеллекта» (снизился от 7,4±1,4 до 5,9+1,5 стенов, при p<0,05). Каждый из обследуемых яхтсменов обладал как положительными психологическими качествами, так и имел недостатки, которые необходимо учитывать при организации тренировочного процесса, подборе членов экипажа, и выборе стратегии выступлений на регатах.

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF TRAINING YACHTSMEN

K.G. Tomilin Sochi State University, Russia, Sochi

Keywords: sailing, athletes, typology, psychological geometry.

Annotation. Presents the results of research in the national sailing team of Russia in 1986-2012. The technique used was S. Dellinger, a specialist in training US management personnel and a questionnaire to R.B. Cattell (16-PF-105-C). Modern yachtsmen surpass their peers of the late 1980 s in many psychological indicators, with the exception of «intelligence» (decreased from 7.4-1.4 to 5.9-1.5

walls, with p<0.05). Each of the surveyed yachtsmen had both positive psychological qualities and had drawbacks that must be taken into account when organizing the training process, selecting crew members, and choosing a strategy for performing in regattas.

Введение. При работе со сборной командой страны по парусному спорту и ее ближайшего резерва, тренеры сталкиваются с необходимостью определения типологии и устойчивых свойств личности яхтсменов. А также выявления сильных и слабых психологических качеств потенциальных кандидатов в сборную команду.

Анализ литературы. Методика С. Деллингер - специалиста по подготовке управленческих кадров США - оказалась наиболее приемлемой для практического использования. И позволяла быстро определить типологию спортсмена: по его внешнему виду - «языку тела» (характерные позы, походка, жесты), одежды и украшений, его речи (направленность, эмоциональность, последовательность), поведения (общительность, дисциплинированность, стремление к лидерству, ведущему стилю общения) и т.д. [1, 4, 6, 9].

На рис. 1 представлены основные типы спортсменов в терминах «Психогеометрии» (по С. Деллингер). Верхняя фигура - «Квадрат». Это спортсмен, который является надежным помощником тренера, склонный к инструкциям, логическим объяснениям заданий. Ведет себя предсказуемо, ответственно, спокойно, солидно. На тренировку и на занятия в институт всегда приходит без опозданий и вовремя уходит. Среди легендарных яхтсменов-гонщиков СССР конца 1980-х годов, это положительное качество присутствовало у Валентина Манкина, который про себя говорил, что «он средней одаренности яхтсмен, но у него не бывает мелочей». Этот спортсмен тренировался больше всех в команде, бесконечно повторяя технико-тактические приемы на воде и усложняя себе задания. В гонках агрессивно стартовал в гуще судов, и вел бескомпромиссную борьбу на каждом участке

Современные вопросы биомедицины. - 2019. - Т3(2). дистанции. Обладал высочайшей физической и функциональной подготовленностью [1, 3, 4, 6, 9]: на начальных этапах своей спортивной карьеры входил в 10-ку сильнейших гребцов-одиночников СССР.

«ИСПОЛНИТЕЛЬ»

человек инструкций, логики

/ Интеллект \

«ГЕНЕРАТОР ИДЕЙ»

развитая интуиция, потребность нового, неприятие рутины

\ Эмоции /

«АРТИСТ»

эмоции, доброжелательность, болтливость

Рис. 1. Основные типы людей в терминах «Психогеометрии»

(по С. Деллингер)

Исполнительностью и работоспособностью также отличались братья Тынисте из Эстонии. Скрупулезно ведущие личные дневники, постоянно занимающиеся своей физической подготовкой, и имеющие МПК до 80 мл/мин/кг.

Прямо противоположный им по типологии - «Круг». Эмоциональный, компанейский, разговорчивый. И это уже был совершенно другой человек, со своими взглядами на жизнь, немного не логичный, решающий свои жизненные проблемы совершенно другими приемами. В советской команде это был Олег Хоперский - энергичный, харизматичный, любимец всей

команды. Склонный к несанкционированному тренером набору собственного веса, шумной компании с девушками. Вторым, также харизматичным, являлся Виктор Потапов. Осторожный интуитивный спортсмен, решающий свои многочисленные проблемы за счет кулуарных переговоров и знания психологии партнеров. Как правило, стартующий с третьего эшелона, в сторону от флота, и не терпящий «дуэльной борьбы».

Третья фигура на рис. 1 - «Треугольник». Применительно к В. Манкину и О. Хоперскому, способствовала проявлению волевому, властному характеру и непомерными амбициями. И прямо противоположная фигура - «Зигзаг», реализующий в своей спортивной деятельности интуицию и генерирование большого числа идей [1, 4, 6, 9].

Экспресс-методика определения типологии спортсменов позволяла формировать углубленные представления о личности гонщиков, и быстро подбирать «ударные экипажи», способные стать лидерами мирового парусного спорта. Именно так были созданы успешные экипажи в классах «470» среди женщин и мужчин, в «Летучем Голландце», в катамаране «Торнадо» и др. В зависимости от типологических особенностей экипажа и уровня его технико-тактической подготовленности, формируется стратегия и тактика попадания в основной состав сборной команды страны.

Для недостаточно подготовленных молодых яхтсменов и их тренеру, зачастую, бывает легче пробиться в сборную команду, выступая в малочисленных (или национальных) классах судов, за счет высококачественной материальной части. Когда типология спортсменов меньше всего влияет на результат. Победы на регатах с малочисленным составом участников, безусловно, будут способствовать повышению престижа яхтсмена и избавлению от юношеской неполноценности, но мало будут помогать совершенствовать спортивно-техническое мастерство молодого гонщика. Так как при постоянных гонках в малом флоте трудно надеяться на серьезные победы на мировой арене.

При желании добиваться успехов на мировой арене на регатах с многочисленным флотом (чемпионаты Европы, мира, Йерская и Кильская регаты и т.д.) к высококачественной материальной части и техническому мастерству прикладывается «ветровая тактика» и «тактика взаимодействия с флотом». Которые требуют высокого интеллекта и интуитивного способа принятия решений (как у Виктора Потапова). Для гонщиков рангом ниже -«паразитарная тактика». И главным средством подготовки на воде к таким регатам - это гонки в классах с большим числом судов («Лазер»).

При участии в гонках на Олимпийской регате (с ограниченным числом участников), на первые позиции выходит техника успешного старта и первой лавировки. Исследования протоколов Олимпийской регаты 2008 года в Китае (проходившей по тихим ветрам) и Олимпийской регаты 2012 года в Великобритании (ветер средней силы), показал, что успех в гонках на 90-98 % формируется уже после первой лавировки [2, 5, 8].

А во время «медальной гонки» идет, практически, «дуэльная борьба».

Гонки в таких условиях требуют «сильной» (устойчивой к сильному стрессу) нервной системы, энергичного («треугольного») старта и педантичного («квадратного») удержания своего места во флоте, высокой выносливости, блестящих знаний правил парусных гонок и умения их успешно применять на протестах. Лидеры Олимпийской регаты выполняли блестящий старт и хорошо удерживали свои позиции - не были склонны к рискованной тактике и выигрывали «маленькими шагами» (в основном по 12 места за лавировку или фордевинд) [2, 8].

Именно такой психологией, технической и физической подготовленностью, блестящим знанием правил парусных гонок обладал трехкратный Олимпийский чемпион Валентин Манкин.

Каждый из обследуемых нами молодых яхтсменов резервного состава команды России обладал как положительными психологическими качествами, так и имел значительные недостатки, которые необходимо учитывать при

организации тренировочного процесса, при подборе членов экипажа, а также при выборе стратегии выступлений на регатах.

Цель исследований. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки резервного состава сборной команды страны по парусному спорту.

Результаты исследований. Обследования показали факты случайного подбора шкотовых в экипажи сборной команды страны. Когда недостатки рулевого не компенсировались достоинствами шкотового. Таких экипажей в команде было более 80 %.

Изучение ведущих гонщиков сборной команды России по парусному спорту в 2006-2012 гг. при распределении психогеометрических типов среди рулевых и шкотовых показало преимущество треугольно -квадратной типологии среди наиболее успешных рулевых (как у Валентина Манкина -трехкратного олимпийского чемпиона). Однако в команде спортсменов такой типологии присутствовало не более 50 %.

Хотя наши многолетние наблюдения показали, что победителями крупнейших парусных регат (при благоприятных ситуациях) могут быть спортсмены различной типологии (рис. 2).

Сильные стороны:

работоспособность, изобретательность (интуитивное принятие правильных решений), исполнительность.

Сильные стороны:

исполнительность, работоспособность, напористость.

Слабые стороны: отсутствие чувствительности на руле, на шкотах, в настройке яхты.

Слабые стороны:

недостаточная чувствительность (на руле и шкотах), необщительность.

o+z

Виктор

Потапов

(двукратный

чемпион

мира, призер

Олимпийски

х игр)

Сильные стороны:

изобретательность (интуитивное принятие правильных решений), чувствительность на руле и шкотах, общительность.

Слабые стороны: низкая работоспособность, отсутствие напористости.

Д+Р

Олег

Хоперский

(чемпион

Европы и

двукратный

призер

чемпионата

мира)

Сильные стороны:

работоспособность, общительность, чувствительность на руле и шкотах.

Слабые стороны: низкая исполнительность, вспыльчивость, чрезмерная доверчивость.

Рис. 2. Индивидуальные различия высококвалифицированных

яхтсменов

Более полную картину по устойчивым психологическим качествам личности яхтсменов обеспечивает тестирование по опроснику Р.Б. Кеттелла (16-PF-105-C). Обследование резервного состава сборной команды страны 1986-1988 гг. и 2010-2012 гг. показало, что за 25 лет спортсмены радикально изменились: произошло повышение по большинству показателей (табл. 1).

Таблица 1

Устойчивые психологические качества личности яхтсменов резервного состава сборной команды страны в 1986 и 2012 гг. (в стенах)

Устойчивые психологические качества Показатели обследований

1986 г. 2012 г. P<

п=33 п=25

А - аффектотемия (открытость, сердечность, теплота) 3,8+1,2 6,0+2,2 р<0,05

В - интеллект (с развитым логическим мышлением, сообразительностью) 7,4+1,4 5,9+1,5 р<0,05

С - эмоциональная устойчивость (зрелый, спокойный, контролирующий чувства) 3,1±0,9 5,6+1,4 р<0,05

Е - доминирование (склонный к лидерству, неуступчивый) 3,9±1,0 6,4+2,0 р<0,05

Б - экстраверсия (жизнерадостный, беспечный, общительный) 2,8+0,8 5,4+1,3 р<0,05

О - суперэгоистичность (стремящийся к выгоде, практичный) 3,5+0,9 6,0+2,3 р<0,05

Н - решительность (смелый или даже дерзкий) 2,2+0,8 5,6+2,1 р<0,05

I - сензитивность (чувствительность, с художественным мышлением) 3,9+1,2 4,0+1,7 р>0,05

Ь - подозрительность (не дающий себя провести) 4,2+1,0 6,6+2,5 р<0,05

М - воображение (мечтательный, немного рассеянный) 2,6+0,9 5,3+2,3 р<0,05

N - проницательность (искушенность, сознательно лояльный, тактичный) 3,2+1,2 6,0+2,0 р<0,05

О - тревожность (обвиняющий себя, неуверенный, возможно обидчивый) 3,8+1,2 6,0+2,5 р<0,05

Ql - консерватизм (уважение к традициям) 3,6+1,3 4,1+2,4 р>0,05

Q2 - самостоятельность (независимый от группы) 4,7+1,1 5,1+2,1 р>0,05

Qз - высокое самомнение (импульсивный, неорганизованный) 3,0+1,0 6,4+2,1 р<0,05

Q4 - напряженность (собранный, озабоченный планами, усталый) 4,6+0,8 4,8+2,0 р>0,05

МД - Честность - 5,8+2,3 -

Достоверно увеличились такие устойчивые свойства личности как «открытость», «эмоциональная устойчивость», «доминирование», «экстраверсия», «суперэгоистичность», «решительность»,

«подозрительность» и «проницательность», «воображение», «высокое самомнение», «тревожность».

И, в то же время за эти годы в команде показатели по «интеллекту» снизились от 7,4±1,4 до 5,9+1,5 стенов (р<0,05).

По образному выражению Виктора Потапова - парусные гонки - это шахматы на воде, требующие постоянной высокоэффективной интеллектуальной деятельности на протяжении всей регаты [8]. Поэтому

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ухудшение школьного и институтского образования, снижение интеллектуальных возможностей современной молодежи - крайне негативный факт, снижающий успехи наших яхтсменов на мировой арене.

Выводы. В результате исследований выявлены значительные резервы повышения эффективности выступлений гонщиков резервного состава команды, за счет учета устойчивых свойств личности спортсменов, и комплектования «ударных» экипажей, при которых недостатки рулевого компенсируются достоинствами шкотового.

Современные яхтсмены превосходят своих сверстников конца 1980-х годов по «открытости», «эмоциональной устойчивости», «доминирования», «экстраверсии», «суперэгоистичности», «решительности»,

«подозрительности» и «проницательности», «воображения», «высокое самомнения» и «тревожности» (p<0,05). В тоже время у гонщиков 2010-2012 гг. понизился уровень «интеллекта» (p<0,05).

Список литературы

1. Алексеев, А.А. Психогеометрия для менеджеров / А.А. Алексеев, Л.А. Громова. - М.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 164 с.

2. Томилин, К.Г. К вопросу о моделях подготовленности яхтсменов класса «Парусная доска» / К.Г. Томилин, Л.А. Калинкин, Б.А. Емельянов // Вестник спортивной науки. - 2016. - №6. - С. 20-26.

3. Томилин, К.Г. Парусный спорт - как эффективное средство совершенствования человека XXI века / К.Г. Томилин // Теория и практика физической культуры. - 2004- №7. - С. 47-51.

4. Томилин, К.Г. Парусный спорт: годичный цикл подготовки квалифицированных гонщиков: Учебное пособие / К.Г. Томилин, Т.В. Михайлова, М.М. Кузнецова. - М.: Физическая культура, 2008. - 224 с.

5. Томилин, К.Г. Парусный спорт: пути обеспечения разносторонности подготовки яхтсменов / К.Г. Томилин // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №6. - С. 6-9.

6. Томилин, К.Г. Планирование и управление подготовкой яхтсменов: Научно-методическое пособие в 2-х частях (часть 1) / К.Г. Томилин. - Сочи: СГУТиКД, 2008. - 250 с.

7. Томилин, К.Г. Повышение эффективности операторской деятельности яхтсменов-гонщиков высокой квалификации / К.Г. Томилин // Физическая культура и спорт в структуре профессионального образования: Материалы межведомственного круглого стола, г. Иркутск, 25 ноября 2016 г.

- Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. - С. 387-392.

8. Томилин, К.Г. Характеристики соревновательной деятельности чемпионов Олимпийской парусной регаты 2008 года / К.Г. Томилин // Вестник спортивной науки. - 2009. - №2. - С. 15-17.

9. Томилин, К.Г. Эффективные технологии подготовки яхтсменов-гонщиков: Основы, концепции, методы, технологии: Монография / К.Г. Томилин, А.А. Швец, Б.А. Николаев. - Saarbrücken: LAP, 2011. - 351 с.

References

1. Alekseev, A.A. Psychogeometry for managers / A.A. Alekseev, L.A. Gromov. - M.: Publishing House of Leningrad State University, 1991. - 164 p.

2. Tomilin, K.G. On the issue of models of preparedness of yachtsmen of the class «Sailing board» / K.G. Tomilin, L.A. Kalinkin, B.A. Yemelyanov // Bulletin of sports science. - 2016. - №6. - pp. 20-26.

3. Tomilin, K.G. Sailing - as an effective means of improving the person of the XXI century / K.G. Tomilin // Theory and practice of physical culture. - 2004.

- №7. - pp. 47-51.

4. Tomilin, K.G. Sailing: one-year training cycle for qualified riders: study guide / KG Tomilin, T.V. Mikhailova, M.M. Kuznetsova. - M.: Physical Education, 2008. - 224 p.

5. Tomilin, K.G. Sailing: ways to ensure the versatility of training sailors / K.G. Tomilin // Theory and practice of physical culture. - 2003. - №6. - pp. 6-9.

6. Tomilin, K.G. Planning and management of preparation of yachtsmen: Scientific and methodological manual in 2 parts (part 1) / К.Г. Tomilin. - Sochi: SGUTiKD, 2008. - 250 p.

7. Tomilin, K.G. Improving the efficiency of operator activity of highly skilled yachtsmen-racers / K.G. Tomilin // Physical culture and sport in the structure of vocational education: Materials of the interdepartmental round table, Irkutsk, November 25, 2016. - Irkutsk: FGKOU VOI All-Russian Ministry of Internal Affairs, 2016. - pp. 387-392.

8. Tomilin, K.G. Characteristics of the competitive activity of the champions of the Olympic sailing regatta of 2008 / K.G. Tomilin // Bulletin of sports science. -2009. - №2. - pp. 15-17.

9. Tomilin, K.G. Effective technologies for training yachtsmen riders: Basics, concepts, methods, technologies: Monograph / K.G. Tomilin, A.A. Shvets,

B.A. Nikolaev. - Saarbrücken: LAP, 2011. - 351 p.

Сведения об авторах: Константин Георгиевич Томилин - доцент кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» », г. Сочи; тел. 8(918) -201-20-65, E-mail: tomilin-47 @rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.