Научная статья на тему 'К вопросу о моделях подготовленности яхтсменов класса «Парусная доска»'

К вопросу о моделях подготовленности яхтсменов класса «Парусная доска» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
199
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЯХТСМЕНЫ / КЛАСС "ПАРУСНАЯ ДОСКА" / МОДЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / РЕЗУЛЬТАТЫ НА ОЛИМПИЙСКИХ РЕГАТАХ / YACHTSMEN / CLASS "SAILING BOARD" / MODEL FACTORS / RESULTS ON OLYMPIC REGATTA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Томилин К.Г., Калинкин Л.А., Емельянов Б.А.

Цель работы выявление факторной структуры подготовленности яхтсменов класса «Парусная доска» и определение вклада каждого фактора в достижение высоких спортивных результатов. В работе участвовал 21 спортсмен высокой квалификации. Результаты корреляционного анализа между показателями, способствующими улучшению эффективности выступлений российских спортсменов класса «Парусная доска», показали, что наиболее существенно влияют на результат следующие показатели: у женщин опыт соревновательной подготовки, уровень материальной части, теоретическая и техническая подготовленность; у мужчин уровень СФП и умение настраивать материальную часть на максимальную скорость. Отмечено наличие отрицательной корреляционной зависимости между уровнем СФП и технической, теоретической подготовленностью, а также умению настраивать материальную часть, что указывает на отсутствие комплексности в решении задач по подготовке яхтсменов. Факторный анализ подготовленности гонщиков выявил 5 основных факторов, влияющих на результат: фактор специальной соревновательной подготовленности; специальная пригодность к требованиям соревновательной деятельности; сила мышц нижних конечностей; сила мышц верхних конечностей; теоретическая подготовка спортсменов (вклад в общую дисперсию выборки 85,77%). Отдельно по морфофункциональным показателям также выявлено 5 факторов с общим вкладом 93,3%. На их основе можно предположить, что для успешных занятий в классе «Парусная доска», имеют преимущество юноши с широкой грудной клеткой и тазом, коротким, мощным предплечьем и длинной кистью, тонкой голенью и большой, широкой стопой. Анализ показателей соревновательной деятельности на Олимпийских регатах 2008 и 2012 года дает основание утверждать, что 30-50 процентов успеха давал хороший старт, а в совокупности с первой лавировкой они обеспечивают до 87,9% успеха после прохождения первого участка дистанции. Оставшиеся 12,1% складывались из перемещений на лавировках (4,7%) и полных курсах (7,4%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To question about model of the preparednesses yachtsman class “sailing board”

Purpose of research to identify factorial structure of readiness of sailors class “sailboard” and determining the contribution of each factor in achieving high results. The work involved 21 elite athlete. The results of correlation analysis between measures contributing to the improvement of the efficiency class “sailboard” Russian athletes performances show that the most significant effect on the result of the following indicators: women -experience of competitive training, the level of the material, the theoretical and technical readiness; male special fitness level and the ability to customize the material part of the maximum speed. Negative correlation exists between the special fitness level and technical, theoretical preparedness, as well as the ability to customize the material part, which indicates the absence of complexity in the decision on the preparation of boaters tasks. Factor analysis revealed the readiness of the riders are 5 main factors affecting the result: a special factor of competitive readiness; special suitability to the requirements of competitive activity; the strength of the lower limbs; muscle strength of the upper extremities; theoretical training of sportsmen (contribution to total 85.77% of the sample dispersion). Separately on morphofunctional indicators, also identified five factors with a total contribution of 93.3%. On this basis, we can assume that for successful classroom “sailboard”, have a young man advantage with a broad chest and pelvis, short, powerful forearms and a long brush, thin shin and a large, wide foot Analysis of competitive activity in the Olympic regattas in 2008 and in 2012 gives reason to believe that 30-50 percent success gave a good start, and in conjunction with the first upwind, they provide up to 87.9% success rate after passage of the first section of the race. The remaining 12.1% consisted of movements on the windward (4.7%) and downwind (7.4%).

Текст научной работы на тему «К вопросу о моделях подготовленности яхтсменов класса «Парусная доска»»

К ВОПРОСУ О МОДЕЛЯХ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЯХТСМЕНОВ КЛАССА «ПАРУСНАЯ ДОСКА»

К.Г. ТОМИЛИН, СГУ, г. Сочи; Л.А. КАЛИНКИН, Б.А. ЕМЕЛЬЯНОВ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

Цель работы - выявление факторной структуры подготовленности яхтсменов класса «Парусная доска» и определение вклада каждого фактора в достижение высоких спортивных результатов. В работе участвовал 21 спортсмен высокой квалификации. Результаты корреляционного анализа между показателями, способствующими улучшению эффективности выступлений российских спортсменов класса «Парусная доска», показали, что наиболее существенно влияют на результат следующие показатели: у женщин - опыт соревновательной подготовки, уровень материальной части, теоретическая и техническая подготовленность; у мужчин - уровень СФП и умение настраивать материальную часть на максимальную скорость. Отмечено наличие отрицательной корреляционной зависимости между уровнем СФП и технической, теоретической подготовленностью, а также умению настраивать материальную часть, что указывает на отсутствие комплексности в решении задач по подготовке яхтсменов. Факторный анализ подготовленности гонщиков выявил 5 основных факторов, влияющих на результат: фактор специальной соревновательной подготовленности;

специальная пригодность к требованиям соревновательной деятельности; сила мышц нижних конечностей; сила мышц верхних конечностей; теоретическая подготовка спортсменов (вклад в общую дисперсию выборки 85,77%). Отдельно по морфофункциональным показателям также выявлено 5 факторов с общим вкладом 93,3%. На их основе можно предположить, что для успешных занятий в классе «Парусная доска», имеют преимущество юноши с широкой грудной клеткой и тазом, коротким, мощным предплечьем и длинной кистью, тонкой голенью и большой, широкой стопой. Анализ показателей соревновательной деятельности на Олимпийских регатах 2008 и 2012 года дает основание утверждать, что 30-50 процентов успеха давал хороший старт, а в совокупности с первой лавировкой они обеспечивают до 87,9% успеха после прохождения первого участка дистанции. Оставшиеся 12,1% складывались из перемещений на лавировках (4,7%)

и полных курсах (7,4%).

Ключевые слова: яхтсмены, класс «Парусная доска», модельные показатели, результаты на олимпийских регатах.

Abstract

Purpose of research to identify factorial structure

of readiness of sailors class "sailboard"

and determining the contribution of each factor

in achieving high results. The work involved 21 elite

athlete. The results of correlation analysis between

measures contributing to the improvement

of the efficiency class "sailboard" Russian athletes

performances show that the most significant effect

on the result of the following indicators: women -

experience of competitive training, the level

of the material, the theoretical and technical readiness;

male - special fitness level and the ability to customize

the material part of the maximum speed.

Negative correlation exists between the special fitness level

and technical, theoretical preparedness, as well

as the ability to customize the material part,

which indicates the absence of complexity in the decision

on the preparation of boaters tasks. Factor analysis

revealed the readiness of the riders are 5 main factors

affecting the result: a special factor of competitive

readiness; special suitability to the requirements

of competitive activity; the strength of the lower limbs;

muscle strength of the upper extremities;

theoretical training of sportsmen

(contribution to total 85.77% of the sample dispersion).

Separately on morphofunctional indicators,

also identified five factors with a total contribution

of 93.3%. On this basis, we can assume

that for successful classroom "sailboard",

have a young man advantage with a broad chest

and pelvis, short, powerful forearms and a long brush,

thin shin and a large, wide foot Analysis of competitive

activity in the Olympic regattas in 2008

and in 2012 gives reason to believe that 30-50 percent

success gave a good start, and in conjunction with

the first upwind, they provide up to 87.9% success rate

after passage of the first section of the race.

The remaining 12.1% consisted of movements

on the windward (4.7%) and downwind (7.4%).

Keywords: yachtsmen, class "Sailing board", model factors, results on Olympic regatta.

Цель работы

Выявление факторной структуры подготовленности яхтсменов класса «Парусная доска» (1-го дивизиона) и определение вклада каждого фактора в достижение высоких спортивных результатов. В качестве дополнительных задач, решаемых в ходе исследований, была апробация методов объективного контроля спортсменов этого класса, а также индивидуализация тренировочного процесса яхтсменов на основе разработанных модельных характеристик.

Результаты исследований

В результате проведенного корреляционного анализа (табл. 1-2), выявлены показатели ОФП, достоверно способствующие улучшению эффективности выступлений спортсменов этого класса. У гонщиц-женщин (п = 9) результат на крупной национальной регате достоверно связан с опытом соревновательной подготовки, уровнем материальной части, теоретической и технической подготовленности (р < 0,05) и не зависит от СФП и психологической подготовленности. В то время как у мужчин (п = 12) уровень СФП и умение настраивать материальную часть на максимальную скорость достоверно (р < 0,05) влияют на успешность выступления спортсменов. Отмечено наличие отрицательной корреляционной зависимости между уровнем СФП и технической, теоретической подготовленностью, а также умение настраивать материальную часть, что указывает на отсутствие комплексности в решении задач по подготовке яхтсменов [4-6, 8, 10] и прежде всего недостатков в работе по повышению гонщиками своей выносливости [2, 3].

Особое место необходимо уделить психологической подготовке, уровень которой, как показала математическая обработка материала, не был связан в условиях крупной регаты ни с одним из перечисленных показателей.

Данный факт указывает на низкую напряженность национальных регат, позволяющую спортсменам с низкими оценками по психологической подготовленности занимать там лидирующее положение.

Проведенный факторный анализ психологической подготовленности гонщиков (с участием О.М. Матвеевой) выявил 6 статистически значимых фактора, вклад которых в общую дисперсию выборки составил 85,77%.

I фактор (собственное значение - 11,54; вклад в общую дисперсию выборки - 37,22%) объединил показатели подготовленности к соревновательной деятельности - спортивный результат по итогам сезона; специальную физическую подготовку; опыт соревновательной деятельности; техническую, теоретическую и тактическую подготовленность яхтсменов; умение настраивать материальную часть - валидность которых составил от 0,72 до 0,88. Название этого фактора: «Фактор специальной соревновательной подготовленности яхтсменов класса "Парусная доска"».

II фактор (собственное значение - 4,62; вклад в общую дисперсию выборки - 14,86%) группирует показатели, характеризующие лабильность нервной системы и по теппинг-тесту и латентному периоду простой двигательной реакции (на звуковые раздражители минимальной и максимальной интенсивности), валидность этих показателей от 0,62 до 0,77. Он интерпретирован нами как: «Специальная пригодность к требованиям соревновательной деятельности».

Матрица корреляционных связей различных видов подготовленности яхтсменов класса «Парусная доска» (мужчины)

Таблица 1

№ п/п Показатель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

1. Спортивный опыт

2. Качество материальной части 0,140 При: г = 0,497; р < 0,1. При: г = 0,576; р < 0,05. При: г = 0,708; р < 0,01 (г - коэффициент корреляции)

3. Техническая подготовленность 0,805 0,523

4. Теоретическая подготовленность 0,448 0,361 0,745

5. Тактическая подготовленность 0,551 0,481 0,762 0,830

6. Психологическая подготовленность 0,037 0,107 0,076 0,142 0,004

7. Умение настраивать материальную часть 0,663 0,240 0,822 0,866 0,858 0,107

8. Уровень СФП 0,640 0,000 0,702 0,664 0,408 0,013 0,693

9. Результат в беге на 2400 м 0,478 0,187 0,416 0,042 0,203 0,139 0,258 0,304

10. Приседание на одной ноге 0,416 0,755 0,423 0,037 0,368 0,100 0,077 0,163 0,388

11. Прыжок в длину с места 0,411 0,242 0,119 0,073 0,247 0,383 0,214 0,019 0,112 0,155

12. Подтягивание на перекладине 0,273 0,000 0,286 0,329 0,494 0,089 0,342 0,128 0,448 0,206 0,224

13. Результат на Кубке страны 0,333 0,051 0,479 0,429 0,232 0,405 0,589 0,558 0,455 0,133 0,090 0,183

Таблица 2

Матрица корреляционных связей различных видов подготовленности яхтсменов класса «Парусная доска» (женщины)

№ п/п Показатель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1. Спортивный опыт

2. Качество материальной части 0,867 При: r = 0,582; p < 0,1. При: r = 0,666; p < 0,05. При: r = 0,798; p < 0,01

3. Техническая подготовленность 0,921 0,966

4. Теоретическая подготовленность 0,834 0,956 0,921

5. Тактическая подготовленность 0,860 0,935 0,907 0,909

6. Психологическая подготовленность 0,022 0,309 0,251 0,221 0,072

7. Умение настраивать материальную часть 0,781 0,926 0,866 0,916 0,986 0,142

8. Уровень СФП 0,413 0,102 0,295 0,000 0,127 0,188 0,000

9. Результат в беге на 2400 м 0,010 0,328 0,203 0,468 0,117 0,456 0,225 0,478

10. Прыжок в длину с места 0,171 0,030 0,064 0,040 0,009 0,103 0,008 0,259 0,073

11. Отжимание от пола 0,235 0,032 0,002 0,070 0,125 0,106 0,106 0,080 0,264 0,903

12. Результат на Кубке страны 0,708 0,802 0,790 0,748 0,597 0,412 0,577 0,327 0,501 0,186 0,307

III фактор (собственное значение - 3,65; вклад в общую дисперсию выборки - 11,79%) позволил выделить показатель «Сила мышц нижних конечностей» (валид-ность - 0,77).

IV фактор (собственное значение - 2,98; вклад в общую дисперсию выборки - 9,63%) определил показатель «Силу мышц верхних конечностей» (валидность - 0,77).

Третий и четвертый факторы были названы как «Специальная силовая подготовленность яхтсменов».

V фактор (собственное значение - 2,67; вклад в общую дисперсию выборки - 6,70%) определил психологическую «Готовность яхтсменов к соревнованиям» (валидность - 0,57).

VI фактор (собственное значение - 1,6; вклад в общую дисперсию выборки - 5,51%) связан с «Теоретической подготовкой» яхтсменов (валидность - 0,57).

Если проанализировать модель, в которую вошли только морфо-функциональные показатели яхтсме-нов-досочников (с участием А. Сейбутене), то можно выделить 5 факторов, вклад которых в общую дисперсию выборки составляет 93,3%:

I фактор, на долю которого приходится 26,30% общей дисперсии выборки, показал высокие корреляционные связи с показателями развития грудной клетки и пропорциями тела, раскрывающими степень развития мышц бедра и плеча. Этот фактор мы интерпретировали как «Степень развития грудной клетки».

II фактор (14,96% общей дисперсии выборки) определяет «Развитие мышц верхних конечностей».

III фактор - 14,09% общей дисперсии выборки дал высокие связи с некоторыми тотальными и парциальными размерами тела. Этот фактор назван «Степень развития косно-мышечной системы».

IV фактор (7,05% общей дисперсии выборки) интерпретирован как «Пропорции верхних конечностей».

V фактор (65,8% общей дисперсии выборки) характеризует «Развитие мышц нижних конечностей».

Дальнейший углубленный анализ данных на ЭВМ по программе интегральной обработки многомерных данных позволил сформировать «диагностические маски», обеспечивающие достаточную степень разделимости групп спортсменов с различным уровнем мастерства (1 - победители и призеры международных регат, 2 - мастера спорта; 3 - кандидаты в мастера спорта) (рис. 1).

12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

§ 8

ш

° с I- 6

к

1

ГО

СО 4 2 0

Рис. 1. Диагностическая маска, обеспечивающая разделимость спортсменов класса «Парусная доска» (мужчины) с различным уровнем мастерства

Время прохождения (с)

Создано регрессионное уравнение вида: У = 56,4649 - 2,4594 Х1 - 0,2606 Х2 - 0,7461 Х3 + +3,2631 Х4 + 2,4614 Х5 + 0,1241 Х6 + 0,7179 Х7 -- 2,7031 Х8 - 1,6649 Х9 - 5,0220 Х10 ,

где:

У - место, занятое гонщиком на Кубке страны; Х1 - размеры тазобедренного диаметра (см); Х2 - ширина стопы (см); Х3 - обхват груди в покое (см); Х4 - обхват голени (см);

Х5 - отношение длины предплечья к длине руки (%); Х6 - отношение ширины стопы к длине стопы (%); Х7 - отношение обхвата предплечья к длине пред

плечья (%); Х8 - спортивный разряд (у. ед.); Х9 - отношение кисти к длине руки (%); Х10 - обхват предплечья (см).

По данным регрессионного анализа среди антропометрических показателей, определенно влияющих на достижение высоких результатов в классе «Парусная доска» (мужчины), выделяются: обхват груди в покое (-0,7461); обхват предплечья (-5,0220); ширина стопы (-0,2606); диаметр тазобедренный (-2,4594). Показатели, оказывающие отрицательное влияние на достижение высоких результатов: обхват голени (+3,2631); ширина предплечья (в %) к длине руки (+2,4614); ширина стопы (в %) к длине стопы (+0,1241); обхвата предплечья (в %) к длине предплечья (+0,7179).

Данное моделирование позволяет предположить, что для успешных занятий в классе «Парусная доска», при прочих равных условиях, имеют преимущество юноши с широкой грудной клеткой и тазом, коротким, мощным предплечьем и длинной кистью, тонкой голенью и большой, широкой стопой (табл. 3).

Таблица 3

Размеры тела ведущих яхтсменов класса «Парусная доска»

№ п/п Размер тела (см) Мужчины Женщины

1. Рост 178,0 ± 5,2 167,9 ± 4,3

2. Длина верхнего отрезка 31,9 ± 1,3 29,4 ± 1,6

3. Длина корпуса 79,9 ± 2,6 78,1 ± 5,7

4. Длина туловища 53,3 ± 2,9 50,4 ± 3,3

5. Длина руки 79,8 ± 2,9 72,6 ± 2,6

6. Длина плеча 35,3 ± 1,4 32,1 ± 1,7

7. Длина предплечья 26,9 ± 3,6 23,1 ± 2,0

8. Длина кисти 18,4 ± 1,6 17,4 ± 1,4

9. Длина ноги 98,0 ± 3,4 90,9 ± 2,7

10. Длина бедра 49,8 ± 2,7 45,6 ± 1,4

11. Высота мыщелковая 9,3 ± 0,8 8,4 ± 1,3

12. Длина голени 39,0 ± 1,6 36,9 ± 3,1

Диаметр (см)

13. Акромиальный 41,1 ±2 ,4 37,5 ± 1,5

14. Среднегрудинный поперечный 28,6 ± 1,5 25,3 ± 1,9

15. Среднегрудинный сагитальный 20,3 ± 0,9 19,1 ± 1,5

16. Тазобедренный (ширина таза) 28,3 ± 1,3 28,0 ± 1,7

17. Нижний эпифиз плеча 6,8 ± 0,6 6,0 ± 0,4

18. Нижний эпифиз предплечья 5,6 ± 0,3 4,9 ± 0,4

19. Нижний эпифиз бедра 9,4 ± 0,6 8,9 ± 0,4

20. Нижний эпифиз голени 7,3 ± 0,3 6,9 ± 0,4

21. Ширина стопы 10,1 ± 0,4 8,9 ± 0,5

22. Длина стопы 26,6 ± 0,9 24,4 ± 1,1

Окончание табл. 3

№ п/п Размер тела (см) Мужчины Женщины

Обхват(см)

23. Грудь (спокойно) 91,2 ± 2,9 86, 1± 3,7

24. Грудь (вдох) 97,9 ± 2,6 91,6 ± 3,2

25. Плечо (расслабленно) 27,7 ± 1,7 27,5 ± 1,8

26. Предплечье 27,3 ± 1,3 25,4 ± 1,3

27. Бедро 52,7 ± 3,3 57,0 ± 4,7

28. Голень 35,9 ± 1,9 36,4 ± 2,9

29. Вес (кг) 66,5 ± 5,1 60,4 ± 6,2

Если рассмотреть показатели соревновательной деятельности на олимпийских регатах, то многие авторы особо выделяют старт и первую лавировку [4-6, 9, 10]. К примеру, на регате в Китае 2008 года (которая была очень сложной и проходила в основном по крайне тихим ветрам) большинство призеров во всех классах судов выделяли отличный выход на 1-й знак, который дополнялся продвижением во флоте к лидерам и на других участках дистанции (как правило, в пределах 2-4 мест не более).

Среди «подарков судьбы», которые на этой регате по тихим ветрам существенно повлияли на положение яхтсменов других классов в турнирной таблице, следует обратить внимание на первую олимпийскую гонку в классе «Финн», где на последнем фордевинде польский яхтсмен продвинулся вперед на 11 мест, яхтсмен из США - на 13, а греческий спортсмен, занявший 1-е место в этой гонке, отыграл 21 позицию. Во второй гонке поляк с канадцем продвинулись вперед на 11 мест, хотя впоследствии поляк опустился на 14 позиций вниз. В 10-й гонке на второй лавировке в классе «470» среди мужчин британский экипаж сумел переместиться на 13 мест вперед. В 9-й гонке в классе «Лазер» португалец отыграл 17 мест.

Но статистика показывает, что таких «подарков судьбы» (9 и более мест) для лучших гонщиков мира, гоняющихся в сложных штилевых условиях олимпийской регаты 2008 года, во всех классах за все гонки со-

ставляла менее 1% , а для чемпионов в 10 раз меньше -0,1%. Обычная рутинная работа для лидера происходит по удержанию своего места после удачной лавировки и перемещению всего на 1-2 места вперед.

Золотую медаль на парусной доске классе «К8:Х» среди мужчин завоевал чемпион мира-2008 новозеландец Том Эшли (1-й знак - 9,9 ± 6,2; финиш - 7,4±8,3), второй был Жульен Бонтемпс (1-й знак - 6,4 ± 3,6; финиш -5,6 ± 4,0), третий - Шахар Зубари (1-й знак - 7,6 ± 4,8; финиш - 6,8 ± 7,3). Россиянин Алексей Токарев был 34-м (1-й знак - 30,4 ± 3,8; финиш - 31,4 ± 2,2).

Среди женщин в этом классе олимпийской чемпионкой стала китаянка Цзян Инь (1-й знак - 6,6 ± 5,0; финиш - 4,5 ± 4,0), вторая - Алессандра Сенсини (1-й знак - 8,3 ± 4,6; финиш - 6,1 ± 7,8), третья - Бриони Шоу (1-й знак - 5,9 ± 7,1; финиш - 6,5 ± 7,7). Россиянка Татьяна Базюк - 24-я из 27 участниц (1-й знак -18,6 ± 5,0; финиш - 22,3 ± 2,0).

Представляя обобщенную модель соревновательной деятельности олимпийских чемпионов 2008 года по всем классам [7, 9], можно предположить, что 30-50% успеха давал хороший старт; в совокупности с блестящей первой лавировкой это обеспечивало до 87,9% успеха уже сразу после прохождения первого участка дистанции. Оставшиеся 12,1% складывались из перемещений на лавировках (4,7%) и полных курсах (7,4%) (рис. 2).

На олимпийской регате в Великобритании 2012 года, модельные характеристики соревновательной деятель-

Оставшиеся части дистанции после первой лавировки: опережение 12,1% своих конкурентов Перемещений на лавировках - 4,7%

1-я лавировка: опережение 87,9% своих конкурентов Перемещений на полных курсах - 7,4%

Успешный старт: опережение 30-50% своих конкурентов

Рис. 2. Модельные характеристики соревновательной деятельности олимпийских чемпионов 2008 года в Китае

Теория и методика спорта высших достижений

ности олимпийских чемпионов практически не изменились: 90,9% успеха в достижении олимпийских медалей на первой лавировке, и еще 9,1% яхт они обгоняли на других участках дистанции [1].

В гонках на парусной доске класса «К8:Х» среди мужчин и женщин показатели значимости первой лавировки оказались еще выше (рис. 3).

Иллюстрацией этому являются результаты выхода на 1-й знак и на финиш россиянина Дмитрия Полищука (20 место на олимпийской регате 2012 года: 1-й знак -20,1 ± 11,0; финиш - 20,6 ± 10,4), где успешный старт и удачное прохождение первой лавировки обеспечивали хороший приход к финишу (рис. 4).

%

100 -| 90 -80 70 60 -| 50 40 30 20 10 0

г:

9 4

1

0 7 4

©

I

ф *

о.

ф

п го

от

ОС

Классы судов

Рис. 3. Вклад первой лавировки (%) в достижение успеха на олимпийской регате 2012 года (по классам судов)

40 35 30

1234

5 6 7 8 9

| | Выход на 1-й знак | | Приход к финишу

10

Гонки

Рис. 4. Взаимосвязь выхода на 1-й знак и финиш Д. Полищука (на олимпийской регате 2012 года)

Литература

1. Томилин, К.Г. Анализ выступлений российских яхтсменов на олимпийской парусной регате 2012 года / К.Г. Томилин // Современное образование, физическая культура, спорт и туризм: Материалы 3-й региональной межвузовской научно-практической конференции, г. Сочи, 27-30 ноября 2012 г. - Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2012. - С. 138-141.

2. Томилин, К.Г. Выносливость - ведущее физическое качество яхтсменов-гонщиков высокой квалификации / К.Г. Томилин // Физическое развитие и подготовка личности: выносливость: Сборник статей и тезисов международной электронной научно-практической конференции,

г. Тирасполь, 2010. - Тирасполь: ПГУ им. Т.Г. Шевченко, 2010. - С. 25-34.

3. Томилин, К.Г. Особенности операторской деятельности яхтсменов-гонщиков высокой квалификации / К.Г. Томилин // Вестник спортивной науки. - 2010. -№ 6. - С. 7-9.

4. Томилин, К.Г. Парусный спорт: годичный цикл подготовки квалифицированных гонщиков: учебное пособие / К.Г. Томилин, Т.В. Михайлова, М.М. Кузнецова. - М.: Физическая культура, 2008. - 224 с.

5. Томилин, К.Г. Парусный спорт: пути обеспечения разносторонности подготовки яхтсменов / К.Г. Томи-

С*)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лин // Теория и практика физической культуры. - 2003. -№ 6. - С. 6-9.

6. Томилин, К.Г. Планирование и управление подготовкой яхтсменов: научно-методическое пособие в 2-х частях (часть 1) / К.Г. Томилин. - Сочи: СГУТиКД, 2008. - 250 с.

7. Томилин, К.Г. Проблемы и перспективы развития отечественного парусного спорта / К.Г. Томилин // Проблемы и перспективы развития российской спортивной науки: труды Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию ВНИИФК, г. Москва, 15-16 декабря 2008 г. - Москва: ВНИИФК, 2008. -С. 72-74.

8. Томилин, К.Г. Творческая деятельность тренеров по парусному спорту: Научно-методическое пособие в 2-х частях (часть 2) / К.Г. Томилин. - Сочи: СГУТиКД,

2008. - 261 с.

9. Томилин, К.Г. Характеристики соревновательной деятельности чемпионов олимпийской парусной регаты 2008 года / К.Г. Томилин // Вестник спортивной науки. -

2009. - № 2. - С. 15-17.

10. Томилин, К.Г. Эффективные технологии подготовки яхтсменов-гонщиков: основы, концепции, методы, технологии / Монография. К.Г. Томилин, А.А. Швец, Б.А. Николаев. - Saarbrücken: LAP, 2011. - 351 с.

References

1. Tomilin, K.G. An analysis of performances Russian sailors in the Olympic sailing regatta 2012 / K.G. Tomilin // Modern education, physical culture, sport and tourism: Proceedings of the 3rd Regional Interuniversity Scientific and Practical Conference, Sochi, November 27-30, 2012, Sochi: RIC VPO "DGS", 2012. - Pp. 138-141.

2. Tomilin, K.G. Endurance - the leading physical quality yachting racers of high qualification / K.G. Tomilin / / Physical development and training of the person: Endurance: collection of articles and abstracts of international electronic scientific-practical conference, Tiraspol, 2010, Tiraspol: PSU im. T.G. Shevchenko, 2010. - Pp. 25-34.

3. Tomilin, K.G. Features of operator activity boaters, racers of high qualification / K.G. Tomilin // Journal of Sport Science. - 2010. - No. 6. - Pp. 7-9.

4. Tomilin, K.G. Sailing: the annual cycle of preparation of the qualified riders: Textbook / K.G. Tomilin, T.V. Mikhai-lova, M.M. Kuznetsova. - M.: Physical Education, 2008. -224 p.

5. Tomilin, K.G. Sailing: ways to ensure a multiplicity of yachtsmen training / K.G. Tomilin // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. - 2003. - No. 6. - Pp. 6-9.

6. Tomilin, K.G. Planning and management of training yachtsmen: Scientific-methodical manual in 2 parts (part 1) / K.G. Tomilin. - Sochi: SGUTiKD, 2008. - 250 p.

7. Tomilin, K.G. Problems and prospects of development of the national sailing / K.G. Tomilin // Problems and prospects of development of Russian sports science: Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference dedicated to the 75th anniversary of VNIIFK, Moscow, December 15-16, 2008. - Moscow: VNIIFK, 2008. -Pp. 72-74.

8. Tomilin, K.G. Creative activity of sailing coaches: Scientific-methodical manual in 2 parts (part 2) / K.G. Tomilin. - Sochi: SGUTiKD, 2008. - 261 p.

9. Tomilin, K.G. Characteristics of competitive activity Champions Olympic sailing regatta of 2008 / K.G. Tomilin // Vestnik sportivnoy nauki. - 2009. - No. 2. - Pp. 15-17.

10. Tomilin, K.G. Effective Technologies of boaters Racers: Fundamentals, concepts, methods, technology: Monograph / K.G. Tomilin, A.A. Shvets, B.A. Nikolaev. - Saarbrücken: LAP, 2011. - 351 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.