Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение спортивного резерва в парусном спорте: конфликтологические аспекты'

Психолого-педагогическое сопровождение спортивного резерва в парусном спорте: конфликтологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
157
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРУСНЫЙ СПОРТ / КОНФЛИКТЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / ЯХТСМЕНЫ / КОНФЛИКТОГЕННЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ашкинази Сергей Максимович, Кочергин Андрей Николаевич, Рябчиков Вадим Владимирович, Куликов Владимир Семенович, Бавыкин Евгений Александрович

В статье рассматриваются конфликтологические аспекты психолого-педагогического сопровождения спортивного резерва в парусном спорте. Анализируются конфликтогенные ситуации, возникающие в ходе тренировочной и соревновательной деятельности яхтсменов. Характеризуются конструктивные и деструктивные конфликты в парусном спорте, рассматривается их влияние на яхтсменов. Авторы акцентируют внимание на необходимости развивать у яхтсменов умение оперативно анализировать конфликтогенную ситуацию и предотвращать ее трансформацию в деструктивный конфликт, умение управлять конструктивным конфликтом, учитывая его функциональные характеристики и используя для достижения высоких спортивных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ашкинази Сергей Максимович, Кочергин Андрей Николаевич, Рябчиков Вадим Владимирович, Куликов Владимир Семенович, Бавыкин Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical support of sports reserve in sailing: conflictological aspects

The article considers conflictological aspects of psychological and pedagogical support of sports reserve in sailing. It analyzes conflictogenic situations arising during the training and competitive activity of yachtsmen. It also describes constructive and destructive conflicts in sailing and considers their impact on yachtsmen. The authors focus on the need to develop yachtsmen's ability to promptly analyze a conflictogenic situation and prevent its transformation to a destructive conflict, ability to manage a constructive conflict considering its functional characteristics and using it to achieve high sports results.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение спортивного резерва в парусном спорте: конфликтологические аспекты»

схватки (отражение нападения, задержание).

Остальные компоненты: преследование, применение стрелкового оружия, наряду с проведением схватки отражаются в универсальном бое, что определяет его прикладное значение (таблица 1). Кроме того, в уголовно-исполнительной системе законодательно определены 2 служебно-прикладных упражнения по физической подготовленности: применение боевых приемов борьбы и преодоление полосы препятствий. В отличии от других единоборств в структуре универсального боя присутствуют оба аналогичных упражнения: преодоление идентичной полосы препятствий и применение боевых приемов во время схватки, что также определяет его прикладную значимость при занятии данным видом спорта.

ВЫВОДЫ

Таким образом, в результате сравнительного анализа было выявлено, что совокупность решаемых профессиональных задач сотрудниками специальных подразделений УИС наиболее соответствует структуре соревновательной деятельности в рамках универсального боя. Формирование двигательных умений и навыков при занятии универсальным боем обеспечивает наиболее полный положительный перенос физической и технико-тактической подготовленности сотрудников из спортивной в профессиональную деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Определение степени прикладности видов спорта в уголовно-исполнительной системе / Н.В. Анкудинов, А.А. Жарких, А.В. Кокурин, В.П. Полянский // Человек: преступление и наказание. - 2017. - Т. 25. - № 4. - С. 662-668.

2. Полянский, В.П. Формирование теории и совершенствование практики профессионально-прикладной физической культуры как особого социокультурного образования / В.П. Полянский // Теория и практика физической культуры - 2008. - № 5. - С. 12-18.

REFERENCES

1. Ankudinov N.V., Zharkih A.A., Kokurin A.V. and Polyansky V.P. (2017), "Definition of degree of applied value of sports in penal system", Person: crime and punishment, Vol. 25, No. 4, pp. 662-668.

2. Polyansky, V.P. (2008), "Formation of the theory and improvement of practice of professional and applied physical culture as special sociocultural education", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 12-18.

Контактная информация: ankudinov.nik@list.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2019

УДК 797.14

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ПАРУСНОМ СПОРТЕ: КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Сергей Максимович Ашкинази, доктор педагогических наук, профессор,

Андрей Николаевич Кочергин, кандидат педагогических наук, Вадим Владимирович Рябчиков, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Семенович Куликов, кандидат технических наук, доцент, Евгений Александрович Бавыкин, кандидат педагогических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются конфликтологические аспекты психолого-педагогического сопровождения спортивного резерва в парусном спорте. Анализируются конфликтогенные ситуации,

возникающие в ходе тренировочной и соревновательной деятельности яхтсменов. Характеризуются конструктивные и деструктивные конфликты в парусном спорте, рассматривается их влияние на яхтсменов. Авторы акцентируют внимание на необходимости развивать у яхтсменов умение оперативно анализировать конфликтогенную ситуацию и предотвращать ее трансформацию в деструктивный конфликт, умение управлять конструктивным конфликтом, учитывая его функциональные характеристики и используя для достижения высоких спортивных результатов.

Ключевые слова: парусный спорт, конфликты, психолого-педагогическое сопровождение, спортивный резерв, яхтсмены, конфликтогенные ситуации.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF SPORTS RESERVE IN SAILING: CONFLICTOLOGICAL ASPECTS

Sergey Maksimovich Ashkinazi, the doctor of pedagogical sciences, professor, Andrey Nikolaevich Kochergin, the candidate of pedagogical sciences,

Vadim Vladimirovich Ryabchikov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vladimir Semenovich Kulikov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Evgenii Alexandrovich Bavykin, the candidate of pedagogical sciences, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article considers conflictological aspects of psychological and pedagogical support of sports reserve in sailing. It analyzes conflictogenic situations arising during the training and competitive activity of yachtsmen. It also describes constructive and destructive conflicts in sailing and considers their impact on yachtsmen. The authors focus on the need to develop yachtsmen's ability to promptly analyze a conflic-togenic situation and prevent its transformation to a destructive conflict, ability to manage a constructive conflict considering its functional characteristics and using it to achieve high sports results.

Keywords: sailing, conflicts, psychological and pedagogical support, sports reserve, yachtsmen, conflictogenic situations.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы, связанные с необходимостью оптимизации подготовки спортивного резерва в парусном спорте, являются в настоящее время весьма актуальными и рассматриваются в различных публикациях [1-3]. В их числе следует выделить проблему, обусловленную необходимостью совершенствования психолого-педагогического сопровождения спортивного резерва в парусном спорте. Отметим, что многие известные яхтсмены, добившиеся высоких результатов, например Д. Бертранд, подчеркивали значение вопросов, связанных с психологической подготовкой спортсменов [5].

Специфика парусного спорта требует в процессе подготовки яхтсменов уделять пристальное внимание не только специализированным чувствам гонщика (чувства времени, скорости, дистанции и др.), но и конфликтологическим аспектам. Тренировочная и соревновательная деятельность яхтсменов часто сопровождается возникновением конфликто-генных ситуаций, содержащих предпосылки потенциальных конфликтов, что особенно характерно для экипажей-двоек. Например, конфликтогенные ситуации возникают в процессе взаимодействия членов экипажа яхты в следующих случаях: шкотовый дает входящую информацию, при этом неправильно оценивая ситуацию в акватории; рулевой делает неправильный маневр; шкотовый пытается настаивать на осуществлении поворота вопреки мнению рулевого и т. д.

В ряде случаев конфликтогенные ситуации возникают вследствие действий соперников, которые стремятся вывести яхтсменов из состояния психологического равновесия и способствовать возникновению у них эмоциональной напряженности. Такие ситуации создаются, например, путем длительного преследования в ходе гонки («сидение на хвосте»), создания ветровой тени через групповое воздействие экипажей команды соперников.

Необходимо отметить, что возникновение в ходе тренировки или гонки конфликто-генной ситуации не предполагает однозначно ее трансформации в конфликтную ситуацию.

Если же конфликтная ситуация все же возникает, то ее функциональные характеристики и интенсивность не предопределены характеристиками конфликтогенной ситуации. Многое в таких случаях будет зависеть от умения яхтсменов предотвращать трансформацию кон-фликтогенных ситуаций в конфликтные, а также, в случае возникновения, эффективно урегулировать конфликт, оперативно анализируя и учитывая его характеристики.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Некоторое время конфликты в парусном спорте рассматривались односторонне, как нежелательное явление, оказывающее негативное воздействие на систему двигательных навыков яхтсмена и, соответственно, на технику управления парусным судном. Безусловно, определенное негативное воздействие конфликтной ситуации на яхтсмена имеет место быть, на что указывает, в частности, О.А. Ильин [4]. Он отмечает, что в конфликтной ситуации повышенный тонус мышц яхтсмена блокирует чувствительность руки и, следовательно, в головной мозг поступает искаженная информация [4]. В конечном итоге у спортсмена нарушается чувство руля - одно из важнейших качеств, обеспечивающих точность ведения яхты и максимальную скорость.

На наш взгляд, конфликты в парусном спорте необходимо рассматривать как многофакторное явление, поскольку они могут оказывать различное влияние на яхтсменов в зависимости от функциональных характеристик и интенсивности конфликтной ситуации.

Принципиально важным, по нашему мнению, является разделение конфликтов на две разновидности: конструктивный (продуктивный) и деструктивный.

Конструктивный конфликт возникает в том случае, когда столкновение порождено не несовместимостью личностей, а различием точек зрения на способы достижения победы над соперниками. В этом случае конфликт способствует более всестороннему анализу возникшей ситуации и обоснованию мотивации действий партнера, защищающего свою точку зрения, которая становится более «легитимной». Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов взаимодействия членов экипажа яхты и тем самым открывает возможности регулирования конфликта и его разрешения. Конструктивный конфликт связан с ситуацией спортивной деятельности и стимулирует развитие как отдельной личности, так и экипажа яхты в целом. Он стимулирует спортивную деятельность, позитивно влияя на эмоционально-волевую сферу личности яхтсмена, интенсифицирует процесс его мышления. О.А. Ильин отмечает, что командам, добивающимся на соревнованиях высоких результатов, часто присущи повышенная эмоциональная напряженность, взыскательное отношение друг к другу, частое выяснение отношений [4]. Д. Коннер, известный специалист по работе с командами яхтсменов, подчеркивал, что дружба между спортсменами может препятствовать успешным выступлениям на соревнованиях, поскольку, например, члену экипажа будет трудно указать рулевому, являющемуся его приятелем, на неправильность совершаемых действий [6]. При этом конструктивным конфликтом необходимо эффективно управлять, не давая ему разрастаться. Кроме того, конструктивный конфликт, несмотря на отмеченные выше его позитивные стороны, необходимо своевременно урегулировать, поскольку в противном случае он может разрастись и трансформироваться в деструктивный. Конструктивные конфликты, как показывают наблюдения, достаточно часто возникают, например, между членами экипажей и тренерами при обсуждении тактики прохождения дистанции и стратегии построения гонок в ходе длительных соревнований.

Возникновение деструктивного конфликта, чаще всего, связано с ситуацией отношений, когда речь идет о неприязни, испытываемой членами экипажа по отношению друг к другу. Деструктивный конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, переходу «на личности», порождает стрессы. При нем наблюдаются:

- резкая поляризация оценочных суждений;

- стремление к расхождению исходных позиций;

- расширение числа вовлеченных участников;

- желание уйти от исходной проблемы;

- умножение негативных установок в адрес друг друга;

- резкость высказываний;

- болезненные формы разрешения конфликтной ситуации.

Деструктивные конфликты в парусном спорте, как показывают наблюдения, часто возникают между членами экипажей как следствие предъявления в резкой форме взаимных претензий, касающихся выполнения технико-тактических приемов при прохождении дистанции. В ходе гонок деструктивные конфликты могут привести к экстремальным ситуациям. Так, О.А. Ильин приводит примеры, когда шкотовый (или рулевой) в результате конфликта выпрыгивали из яхты и категорически отказывались вернуться на борт [4, с. 167].

На наш взгляд, одна из важных задач психолого-педагогического сопровождения спортивного резерва в парусном спорте связана с организацией продуктивного взаимодействия яхтсменов и созданием условий, препятствующих перерастанию эмоциональной напряженности, в первую очередь, в деструктивные конфликты. В числе таких условий выделим развитие у спортсменов межличностной толерантности, наиболее существенными признаками которой являются:

- умение отстаивать собственное мнение, не претендуя на абсолютную и непогрешимую истину;

- умение выслушать аргументацию партнера по команде независимо от степени расхождения его точки зрения с собственной;

- умение согласовывать смысловые позиции;

- умение идти на разумный компромисс в ходе взаимодействия с партнером;

- умение сохранять выдержку и хладнокровие в конфликтогенной ситуации при наличии резких высказываний со стороны партнера.

Развитие межличностной толерантности в процессе подготовки спортивного резерва в парусном спорте, на наш взгляд, целесообразно осуществлять системно и целенаправленно, одновременно формируя у яхтсменов навыки эффективного взаимодействия с партнерами и тренерами путем проведения коммуникативных тренингов.

ВЫВОДЫ

Тренировочная и соревновательная деятельность в парусном спорте насыщена различными конфликтогенными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность возникновения у яхтсменов эмоциональной напряженности, возникновения различного вида конфликтов (как конструктивных, так и деструктивных). Влияние конфликтогенных ситуаций на действия яхтсмена зависит не только от внешних факторов (специфика регаты, метеорологические факторы, особенности акватории и др.), но и его индивидуальных особенностей, мотивов поведения, опыта, знаний и навыков. Готовность к оперативному реагированию на возникающие конфликтогенные ситуации в настоящее время является важной компетенцией яхтсмена, а внедрение в тренировочный процесс методов, направленных на ее формирование, должно стать одним из направлений совершенствования психолого-педагогического сопровождения спортивного резерва в парусном спорте.

В процесс подготовки спортивного резерва в парусном спорте необходимо внедрить систему различных практических заданий, игр, упражнений и тренингов, направленную на развитие у яхтсменов:

- умения осуществлять саморегуляцию своего эмоционального состояния;

- умения поддерживать оптимальный уровень психического напряжения;

- навыков эффективного взаимодействия с партнерами и тренерами;

- умения оперативно анализировать конфликтогенную ситуацию и предотвращать ее трансформацию в деструктивный конфликт;

- умения управлять конструктивным конфликтом, учитывая его функциональные характеристики и используя для достижения высоких спортивных результатов.

Разработка такой системы будет осуществляться научными сотрудниками и профессорско-преподавательским составом НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург в ходе выполнения следующих этапов научно-исследовательской работы.

Исследование проводится в рамках государственного задания ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка научно обоснованных предложений по повышению технико-тактического мастерства и совершенствованию психолого-педагогического сопровождения спортивного резерва в парусном спорте» (на основании Приказа Минспорта России № 1034 от 14 декабря 2018 года).

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашкинази, С.М. О возможностях использования информационно-аналитической системы SailData в процессе подготовки спортивного резерва в парусном спорте / С.М. Ашкинази, В.В. Рябчиков, В.С. Куликов // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 29-33.

2. Ашкинази, С.М. О некоторых аспектах использования информационных технологий в парусном спорте / С.М. Ашкинази, В.В. Рябчиков, В.С. Куликов // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 21-26.

3. Пути оптимизации подготовки спортивного резерва в парусном спорте / С.М. Ашкинази, В.В. Рябчиков, В.С. Куликов, Т.А. Бородина // Ценности, традиции и новации современного спорта : материалы Международного научного конгресса / Белорусский государственный университет физической культуры. - Минск : [б.и.], 2018. - Ч. 1. - С. 29-30.

4. Ильин, О.А. Психология парусного спорта (взаимодействие с противником) / О.А. Ильин ; Всероссийская федерация парусного спорта. - М. : [б.и.], 2015. - 300 с.

5. Bertrand, J. Born to win: a lifelong struggle to capture the America's Cup / J. Bertrand. - New York : Hearst Marine Books, 1985. - 385 p.

6. Conner, D. Comeback: My Race for the America's Cup / D. Conner, B. Stannard. - New York : St. Martin's Press, 1987. - 239 p.

REFERENCES

1. Ashkinazi, S.M., Ryabchikov, V.V. and Kulikov, V.S. (2018), "About possibilities of using SailData information and analysis system in preparation of sports reserve in sailing", Uchenye zapiski uni-versiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 29-33.

2. Ashkinazi, S.M., Ryabchikov, V.V. and Kulikov, V.S. (2018), "Some aspects of using information technologies in sailing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. 2126.

3. Ashkinazi, S.M., Ryabchikov, V.V., Kulikov, V.S. and Borodina, T.A. (2018), "Ways to optimize the preparation of sports reserve in sailing", Values, traditions and innovations of modern sports: materials of the International Scientific Congress, Belarusian State University of Physical Culture, Minsk, part 1, pp. 29-30.

4. Ilyin, O.A. (2015), Psychology of sailing (engagement with enemy), All-Russian Federation of sailing sport, Moscow.

5. Bertrand, J. (1985), Born to win: a lifelong struggle to capture the America's Cup, Hearst Marine Books, New York.

6. Conner, D. and Stannard, B. (1987), Comeback: My Race for the America's Cup, St. Martin's Press, New York.

Контактная информация: sergei_ashkinazi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.