Научная статья на тему 'О некоторых аспектах использования информационных технологий в парусном спорте'

О некоторых аспектах использования информационных технологий в парусном спорте Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
576
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРУСНЫЙ СПОРТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕЛЕМЕТРИЯ ПАРУСНЫХ СУДОВ / ТРЕКИНГ / КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ / РЕГАТА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ашкинази Сергей Максимович, Рябчиков Вадим Владимирович, Куликов Владимир Семенович

В статье рассматривается актуальная проблема внедрения и использования информационных технологий в парусном спорте. Выделяются основные направления совместной деятельности IT-компаний и команд яхт. Авторы характеризуют некоторые информационные технологии, используемые в настоящее время за рубежом и в России, акцентируя внимание на компьютеризированных системах определения в режиме реального времени физических параметров движения яхт. Рассматриваются некоторые аспекты выполнения прикладной научно-исследовательской работы в области парусного спорта, связанные с использованием электронной системы SailData.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ашкинази Сергей Максимович, Рябчиков Вадим Владимирович, Куликов Владимир Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of information technologies application in sailing

The article considers the actual problem of implementation and application of the information technologies in sailing. The main areas of joint action of IT companies and yacht teams have been highlighted. The authors describe some information technologies currently applied abroad and in Russia, focusing on computer-based systems of real-time detection of the physical parameters of the yachts moving. Some aspects of the applied sailing research work related to using of SailData electronic system are considered.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах использования информационных технологий в парусном спорте»

в повседневной практической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. - М. : Советский спорт, 2009. - 220 с.

2. Овчинников, В.А. Физическая подготовка : учебник / В.А. Овчинников, В.С. Якимович. - Волгоград : [б.и.], 2014. - 556 с.

3. Овчинников, В.А Теоретические аспекты формирования двигательных навыков у сотрудников ОВД России / В.А Овчинников, Р.Г. Логинов, В.В. Крючков // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 2 (29). - С. 133-136.

4. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учебник для вузов физ. культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М. : Олимпия Пресс, 2005. - 528 с.

5. Suminski, T. Physical fitness and law enforcement. - Roseville police department [Электронный ресурс] / T. Suminski. - Eastern Michigan University, 2006. - URL : https://www.valor-forblue.org/Documents/Publications/Public/Physical-Fitness-and-Law-Enforcement.pdf (дата обращения: 01.12.2017).

REFERENCES

1. Balsevich, V.K. (2009), Essays on human age kinesiology, Soviet sport, Moscow

2. Ovchinnikov, V.A. and Yakimovich, V.S. (2014), Physical training, publishing house Volgograd MIA Academy, Volgograd.

3. Ovchinnikov, V.A., Loginov, R.G. and Kryuchkov, V.V. (2014), "Theoretical aspects of formation of motor skills among employees OVD of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the MIA of Russia, No 2 (29), pp. 133-136.

4. Solodkov, A.S. (2005), Human physiology. General. Sports. Age, Olympia Press, Moscow.

5. Suminski, T. (2006), Physicalfitness and law enforcement. - Roseville police department, Eastern Michigan University, available at: https://www.valorforblue.org/Documents/Publications/Public/Physi-cal-Fitness-and-Law-Enforcement.pdf.

Контактная информация: gimnast-69@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.01.2018

УДК 797.14

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ

Сергей Максимович Ашкинази, доктор педагогических наук, профессор, Вадим Владимирович Рябчиков, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Семенович Куликов, кандидат технических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема внедрения и использования информационных технологий в парусном спорте. Выделяются основные направления совместной деятельности IT-компаний и команд яхт. Авторы характеризуют некоторые информационные технологии, используемые в настоящее время за рубежом и в России, акцентируя внимание на компьютеризированных системах определения в режиме реального времени физических параметров движения яхт. Рассматриваются некоторые аспекты выполнения прикладной научно-исследовательской работы в области парусного спорта, связанные с использованием электронной системы SailData.

Ключевые слова: парусный спорт, информационные технологии, телеметрия парусных судов, трекинг, комплексный контроль, регата.

SOME ASPECTS OF INFORMATION TECHNOLOGIES APPLICATION IN SAILING

Sergey Maksimovich Ashkinazi, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Vadim Vladimirovich Ryabchikov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Vladimir Semenovich Kulikov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article considers the actual problem of implementation and application of the information technologies in sailing. The main areas of joint action of IT companies and yacht teams have been highlighted. The authors describe some information technologies currently applied abroad and in Russia, focusing on computer-based systems of real-time detection of the physical parameters of the yachts moving. Some aspects of the applied sailing research work related to using of SailData electronic system are considered.

Keywords: sailing, information technologies, sailboat telemetry, tracking, integrated monitoring,

regatta.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из актуальных проблем использования информационных технологий в сфере физической культуры и спорта является разработка автоматизированных систем для контроля и управления тренировочным процессом, для сбора и анализа информации о технической подготовленности спортсменов. Актуальность этой проблемы обусловлена, в частности, необходимостью внедрения информационных технологий инновационного характера в процесс подготовки спортсменов и недостаточным количеством научных работ, реализуемых в данном направлении.

На наш взгляд, информационные технологии, направленные на контроль тренировочного процесса, имеют большие перспективы в парусном спорте. Общая и специальная физическая подготовленность является базисом для успешного управления спортивным судном, но часто она не оказывается достаточным условием для победы в гонке. Разрыв во времени прохождения дистанции весьма существенен даже в условиях значительно сниженной физической нагрузки. Такое можно наблюдать не только на рядовых соревнованиях, но и на Олимпиадах, где участвуют спортсмены высшей квалификации. Как показывает анализ соревнований, даже самой опытной яхтенной команде не удается полностью использовать потенциальные технические возможности своей яхты. Особо следует отметить, что в парусном спорте имеет место высокое влияние интеллектуальной составляющей в выборе параметров движения яхты и соответствующей ей технике.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Парусный спорт представляет собой один из немногих видов спорта, где качественные и количественные характеристики тренировочного процесса и соревновательной деятельности подвержены влиянию субъективных факторов. Интегральный, качественный показатель эффективности соревновательной деятельности - место на финише гонки, крайне сложно объективно дезинтегрировать на отдельные составляющие. Качество этого процесса напрямую зависит от личного опыта тренера и спортсмена. Поэтому внедрение информационных технологий в потенциале позволяет значительно повысить качество процесса подготовки и соревновательной деятельности в парусном спорте, оптимизировать процесс накопления опыта яхтсменов.

В мировой практике, на сегодняшний день, создано мало навигационных приборов и систем, позволяющих использовать их для вышеперечисленных целей на яхтах олимпийских классов. Навигационные системы, которые по техническим характеристикам (габариты, вес, энергопотребление и т.д.) можно использовать на таких яхтах, во многих случаях не позволяют оперативно считывать информацию и своевременно вносить коррективы в тренировочный процесс из-за большой сложности и инерционности процессов регистрации навигационных параметров. В связи с этим в настоящее время различными IT-

компаниями совместно с командами яхт решаются следующие задачи:

- создание систем объективного контроля и учета средств и объемов процесса подготовки яхтсменов, характеристик тренировочной и соревновательной деятельности в парусном спорте;

- разработка телеметрических, компьютеризированных систем определения в реальном режиме времени физических параметров движущихся яхт;

- разработка оптимизированных систем получения и анализа видеоизображения техники управления парусными судами.

Усилия разработчиков направлены, в том числе, на разработку систем передачи телеметрии яхт. Впервые система передачи телеметрии парусных судов была массово использована на Олимпиаде 2012 года в Лондоне. Тогда телезрителям показывалось взаимное положение яхт на гоночной дистанции, при этом выделялись лидеры, комментировались острые ситуации, что позволило значительно повысить качество освещения соревнований в средствах массовой информации. На Олимпиаде 2016 года в Рио-де-Жанейро можно было увидеть работу спортсменов крупным планом непосредственно с борта гоночной яхты в режиме реального времени.

Использование системы передачи телеметрии позволяет получить наглядную картину для изучения технических и тактических элементов, показанных лучшими яхтсменами мира. Например, в настоящее время компания TracTrac (Дания) предоставляет на регаты оборудование, позволяющее отслеживать траектории движения яхт, и публикует их на сайте с возможностью дальнейшего воспроизведения. GPS-трекинг TracTrac работает во время регаты, обеспечивая компьютерную картинку с позициями и скоростью каждой яхты, предоставляя информацию по ходу гонки для комментатора и болельщиков, а после регаты записи гонок позволяют спортсменам посмотреть их и проанализировать. В России GPS-трекинг tractrac.com использовался в гонках регат Национальной Парусной Лиги, организованной Всероссийской федерацией парусного спорта [2; 3].

Компанией SAP (Германия) разработана технология SAP Sailing Analytics, позволяющая использовать преимущества аналитики больших данных. Благодаря этой технологии у спортсменов есть возможность отслеживать скорость и геопозицию парусного судна, а у зрителей - получать в режиме реального времени оперативную аналитику, сопровождающуюся видеорядом. Следует отметить, что оперативная аналитика в реальном времени включает, в том числе, наглядные графики, 3D-визуализацию и цифровые данные от начала до конца гонки. Использование технологии SAP Sailing Analytics дает возможность тренерам и спортсменам более эффективно проводить подготовку и анализировать работу во время гонок, корректировать свою стратегию на следующие соревнования, повышать эффективность тренировок и применять более успешные тактики непосредственно во время проведения регат. Учитывая высокую стоимость вышеперечисленных технологий, российские компании также осуществляют разработки в рассматриваемом направлении, пытаясь удешевить предлагаемые к внедрению системы. Так, в настоящее время в России создана и продолжает совершенствоваться информационно-аналитическая система «Рега-таскоп», использующая решения на базе открытого кода. В основе данной системы лежит специализированное программное обеспечение для трекинга, которое позволяет отслеживать положение парусных судов, оснащенных датчиками ГЛОНАСС/GPS, в реальном времени в формате 3D. Система «Регатаскоп» формирует 3D-модель маршрута на основе координат положения парусных судов с учетом показателей датчиков направления и силы ветра, данных о течениях и других факторах в акватории соревнований. Встроенная система аналитики позволяет проводить сравнение маршрута отдельных парусных судов с другими участниками, выявлять ошибки прохождения гонки, помогать в построении оптимального маршрута и корректировке стратегии гонок. Система «Регатаскоп» имеет подробную «дорожную карту» развития на несколько лет; предполагается, что она будет включать в себя не только трекер, но и станет своего рода социальной сетью для

яхтсменов, предоставляя, в том числе, возможность обмена мнениями по поводу различных событий в парусном спорте. Отметим, что система «Регатаскоп» уже была апробирована, в частности, на Национальной парусной Лиге, российских регатах класса 0pen800, чемпионате России в олимпийских классах, международных регатах класса Melges 20, чемпионате мира в классе Melges 20 [1].

В контексте рассматриваемой нами проблематики приходится констатировать, что до настоящего времени в России фактически не осуществлялись научные исследования, связанные с внедрением информационных технологий в парусном спорте. Одна из попыток восполнить данный пробел предпринята сотрудниками Научно-исследовательского института спортивных, оздоровительных технологий и социально-экономических проблем НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург в процессе выполнения прикладной научно-исследовательской работы «Совершенствование комплексного контроля в процессе подготовки спортивного резерва в парусном спорте». Выполнение этой научно-исследовательской работы осуществляется в рамках договора, заключенного между НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург и АНО ОДО «Академия парусного спорта».

В процессе выполнения данной научно-исследовательской работы были проведены исследования технико-тактической подготовленности спортивного резерва АНО ОДО «Академия парусного спорта» с использованием электронной системы SailData, включающей интегрированный высокочувствительный датчик глобальной навигационной спутниковой системы (GNSS) и датчик определения пространственного положения (AHRS) (http://www.lesgaft.spb.ru/ru/content/prodolzhaetsya-nauchno-issledovatelskaya-rabota-sovershenstvovanie-kompleksnogo-kontrolya-v). Помимо этого, система SailData может быть объединена с такими датчиками нагрузки, как, например, датчик оттяжки грота-шкота, оттяжки гика и ремней для откренивания, а также датчик рулевого управления, который измеряет угол поворота штурвала и угол поворота магнитов под компасом. Тестирование скорости судна является важнейшей характеристикой системы, данная функция приводится в действие с помощью алгоритма тестирования, являющегося модификацией двух алгоритмов, используемых для тестирования яхт в нескольких соревнованиях регаты Кубка «Америки» (America's Cup).

Для объективной оценки ходовых характеристик яхт, участвующих в эксперименте, были зафиксированы точные координаты их движения на треке. Также было установлено влияние на них внешних условий: поле ветра, волновые характеристики, скорость течения. Использование системы SailData позволило получить большой объем данных, характеризующих технико-тактическую подготовленность спортивного резерва АНО ОДО «Академия парусного спорта». Анализ полученных данных осуществлялся исходя из выбранных, наиболее значимых критериев. В силу ограниченности объема статьи приведем лишь некоторые результаты анализа данных, полученных с помощью электронной системы SailData. Например, на рисунке 1 (максимальный угол отклонения руля в зависимости от времени (RDR max) определены градусы отклонения руля двух яхт, достигающие 45°. Отметим, что у первой яхты отклонения более интенсивные в сравнении со второй яхтой, что свидетельствует о допущенных спортсменом-рулевым ошибках.

Яхта № 1

Яхта № 2

Рисунок 1 - Максимальный угол отклонения руля в зависимости от времени (RDR max)

На рисунке 2 (обогнал/отстал в скорости при лавировке в зависимости от времени (УМв) при сравнении со снятым треком зафиксированы маневры яхт относительно друг друга. Зафиксированное увеличение скорости при лавировке на втором этапе гонки для яхты №1 заметно больше, что позволяет сделать заключение о необходимости внесения корректив в технико-тактическую подготовку рулевых из состава спортивного резерва.

Яхта № 1

!ШШШ111ШШШШШШ§Ш11Ш

Яхта № 2

Рисунок 2 - Обогнал/отстал в скорости при лавировке в зависимости от времени (¥МО)

На рисунке 3 (направление истинного ветра относительно грунта в зависимости от времени (ТЖЭ) для яхты №1 зафиксированы значительные колебания в направлении истинного ветра при ограниченном интервале времени, что указывает на влияние рельефа берега, к которому приближались яхты в процессе прохождения экспериментальной гонки. В данном случае анализ зафиксированных данных позволил сделать рекомендации о необходимости обратить внимание яхтсменов на выбор оптимальной позиции в процессе гонок.

И/и

1

Яхта № 1

ёшшншззшшшнншншшз

Яхта № 2

Рисунок 3 - Направление истинного ветра относительно грунта в зависимости от времени (TWD)

ВЫВОДЫ

Развитие парусного спорта в настоящее время неразрывно связано с разработкой и внедрением специализированных информационно-аналитических систем, использование которых, в частности, позволяет оптимизировать процесс технико-тактической подготовки яхтсменов. К числу эффективных способов повышения результатов выступлений яхтсменов за счет использования информационных технологий относятся:

- исследование гидродинамики движения парусных судов с помощью вычислительных методов, корректировка рекомендаций по технике управления яхтами;

- цифровая фиксация ошибок спортсменов на каждом отрезке гоночной дистанции, выявление и устранение причин их возникновения;

- учет, моделирование, статистическая обработка, контроль метеорологических факторов непосредственно перед гонками и в процессе их проведения, информирование

спортсменов в допустимые правилами соревнования моменты;

- совершенствование комплексного контроля в процессе подготовки яхтсменов.

Таким образом, организация и проведение исследований, непосредственно связанных с использованием информационно-аналитических систем в парусном спорте, является актуальной задачей спортивной науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Интервью с Леонидом Алтуховым: от IT-технологий в парусный спорт. И обратно ... [Электронный ресурс] // Интерпроком. - URL : https://interprocom.ru/news/articles/-intervyu-s-le-onidom-altukhovym--ot-it-tekhnologiy-v-parusnyy-sport--i-obratno—/. - Дата обращения: 14.12.2017.

2. Гранд-финал национальной парусной лиги [Электронный ресурс] // Всероссийская федерация парусного спорта. -URL : https://rusyf.ru/news/1523. - Дата обращения: 14.12.2017.

3. Завершилась первая тестовая регата Национальной Парусной Лиги [Электронный ресурс] // Всероссийская федерация парусного спорта. - URL : https://rusyf.ru/news/443. — Дата обращения: 14.12.2017.

REFERENCES

1. Leonid Altukhov: from IT to sailing and back, available at: https://interprocom.ru/news/arti-cles/-intervyu-s-leonidom-altukhovym--ot-it-tekhnologiy-v-parusnyy-sport--i-obratno--- / (accessed 14 December 2017).

2. Grand Final of Russian National Sailing League, available at: https://rusyf.ru/news/1523 (accessed 14 December 2017).

3. The first testing regatta of Russian National Sailing League ended, available at: https://rusyf.ru/news/443 (accessed 14 December 2017).

Контактная информация: sergei_ashkinazi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.01.2018

УДК 796.8

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Евгений Александрович Бавыкин, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Ирина Викторовна Румянцева, доцент, Татьяна Николаевна Холодова, доцент, Антон Олегович Филатов, преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова (БГТУ «Военмех»), г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлен сравнительный анализ динамики количественных и качественных показателей студентов г. Санкт-Петербурга принявших участие в Чемпионате высших учебных заведений по вольной и греко-римской борьбе за период с 2014 по 2017 годы. В целом данные показатели отображают общую тенденцию развития спортивной борьбы в высших учебных заведениях города. На лицо отсутствие положительной динамики, как в показателях количества, так и в показателях качества спортсменов. Многие высшие учебные заведения на данных соревнованиях были представлены неполными командами, а ряд университетов представляли 1-2 спортсмена.

Ключевые слова: вольная борьба, греко-римская борьба, студенческий спорт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.