2 (206) - 2012
НАШЕ ИНТЕРВЬЮ
К СТОЛЕТИЮ РОССИЙСКОГО ПАРУСНОГО ГОНОЧНОГО СОЮЗА
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» традиционно оказывает информационную поддержку парусным регатам «Банковский кубок», проводимым под эгидой Банка России, а также является информационным спонсором Псковской парусной регаты. В связи с круглой датой, которую парусный спорт России отмечает в 2012 г., мы обратились к опытному яхтсмену, одному из учредителей и организаторов регаты «Банковский кубок» Анатолию Кондакову.
— Анатолий Николаевич, почему именно в наступившем году мы отмечаем 100-летие РПГС? Что произошло сто лет тому назад?
— Давайте по порядку. Обычно понятие парусный спорт трактуют очень широко. Это гонки, прогулки на яхте, походы (не всегда по конкретному маршруту) и дальние плавания с конкретной целью. По моему же разумению, парусный спорт — это гонки и тренировки, подводящие к ним. Все остальное подходит под более широкое понятие — яхтинг. Прогулки же на яхте я бы классифицировал как пикник на воде, не более. Гонки — это совсем другое дело, без предварительной подготовки участие в них возможно разве только в качестве пассажира. Следует иметь в виду, что гонка по продолжительности может быть от нескольких десятков минут до месяца и более. К спорту я бы причислил и экстремальные плавания на яхтах в северных широтах. Я говорю о яхтах вне зависимости от их конструкции. Виндсерфинг и кайтинг (соревнования радиоуправляемых яхт) пришли в парусный спорт совсем недавно, и это тема отдельного разговора.
— Когда же зародился парусный спорт в России?
— Возникновение парусного спорта в России связано с именем Петра I. Испытывая нужду в обученных матросах и офицерах для молодого русского флота, Петр I в 1718 г. учредил в Петербурге «Потомственный Невский флот» для подготовки моряков на малых судах и, как правило, сам участвовал
в маневрах этого флота. Суда предназначались «для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по водам и смелости в плавании». Говоря современным языком, Петр I создал яхт-клуб и организовал тренировочный процесс.
Первым же официальным яхт-клубом в России был основанный в 1846 г. Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб, который в 1847 г. провел первую в истории русского парусного спорта гонку яхт в Финском заливе. В соревновании участвовали семь яхт.
—И что же произошло сто лет тому назад?
— Во второй половине XIX в. парусный спорт стал довольно популярным в Российской Империи. К началу XX в. было образовано уже 68 клубов и обществ любителей парусного спорта, и была предпринята попытка выработать единые правила для упорядочения спортивной деятельности российских яхт-клубов. С этой целью в 1897 г. по инициативе Невского яхт-клуба был созван I всероссийский съезд любителей и деятелей вообще водного спорта. Однако рекомендации и решения съезда практически не изменили сложившуюся ситуацию. И только сто лет тому назад, в марте 1912 г. была создана первая организация, объединившая яхтсменов России, — Российский парусный гоночный союз (РПГС). Его организаторами и первыми членами были шесть петербургских яхт-клубов. Сею дату яхтсмены России и отмечают в наступившем году. Уже через месяц, в апреле 1912 г., РПГС был принят в члены Международного союза парусных гонок (IYRU) и получил право на участие в Олимпийских играх в Стокгольме.
В регате на играх 1912 г. яхта «Галлия 11» завоевала «бронзу». Это была первая олимпийская медаль российского парусного спорта.
—А позже были успехи у наших яхтсменов на Олимпийских играх?
— Конечно же, были. Только с разрывом во времени. Социальные катаклизмы первой полови-
НАШЕ ИНТЕРВЬЮ
2 (206) - 2012
ны XX в. не позволяли спортсменам участвовать в международных соревнованиях. И только начиная с Олимпийских игр 1952 г. в Хельсинки наши яхтсмены стали выступать на международных соревнованиях. Естественно, никаких медалей в Хельсинки они не завоевали. На следующей Олимпиаде 1956 г. в Мельбурне результат наших гонщиков также был далек от призовых мест, и некоторые скептики говорили, что, дескать, чтобы русским добраться до медалей, им понадобится чуть ли не двадцать лет. Но наши не стали так долго ждать и через четыре года на Играх в Риме в 1960 г. завоевали золотую и серебряную медали. Гонки парусников проходили на акватории Неаполитанского залива. Экипаж Ти-мира Пинегина и Федора Шуткова завоевал первое место в классе «Звездный», а Александр Чучелов в классе «Финн» взял «серебро». В классе «Летучий голландец» Александр Шелковников и Виктор Пильчин вплотную подобрались к призерам, заняв шестое место. Это был не только прорыв в элиту мирового парусного спорта, но и сдвиг в головах наших яхтсменов и чиновников. Стало очевидно, что и в этом, считавшемся «королевским», виде спорта мы также можем побеждать.
А, как известно, победы окрыляют. И в дальнейшем наши яхтсмены неоднократно выигрывали и занимали призовые места не только на Олимпиадах, но и на многих других международных регатах.
—С историей мы разобрались. А как обстоят дела в современном парусном спорте России?
— Это довольно объемная тема. Если нас сравнивать по количеству яхтсменов, участвующих в соревнованиях парусников, хотя бы с европейскими странами, то здесь нет предмета сравнения. Количества несоизмеримые. Наши количественные показатели роста числа яхтсменов сегодня поднимаются за счет любителей, участвующих в регатах, в основном за границей на зафрахтованных яхтах. В других группах спортивных яхт число участников также растет, но очень медленно.
Определенный прорыв в начале нового века произошел в классе «Дракон», который силами энтузиастов вырвался на международную арену и стабильно показывает высокие результаты. Весь этот флот у нас насчитывает сегодня порядка 50 вымпелов.
В это же время флот «Микро» дорос до 200 единиц. Совсем недавно появился новый класс «эМ-Ка», который на сегодня насчитывает около 60 вымпелов.
Крейсерский флот, построенный еще в советский период, несмотря на активное старение, ежегодно увеличивается лишь на единицы. Абсолютные
цифры даже не хочется называть, настолько они малы.
Несколько иная картина сложилась в последние три года в детском парусном спорте благодаря поддержке попечительского совета, созданного при Всероссийской федерации парусного спорта. На средства совета приобретаются детские яхты и передаются в яхт-клубы и секции, что, конечно же, содействует их развитию.
— Что такое крейсерские яхты?
— Это яхты, которые обладают определенной автономностью и могут ходить в любое время суток, тогда как большинство малых яхт, не имеющих на борту навигационных огней, не имеют права хождения в ночное время.
—В 2012 г. в Лондоне пройдут летние Олимпийские игры. Каковы шансы наших яхтсменов по медалям на этих играх?
— Если опираться на результаты последнего чемпионата мира в олимпийских классах, прошедшего недавно в Австралии, надежда на медаль есть только у женского экипажа Екатерины Скудиной. В остальных же классах изо всех десяти видов программы вероятность попадания на пьедестал близка к нулю.
— Но почему же так? Ведь раньше были медали, а сейчас только одна надежда? Можно как-то изменить ситуацию?
— Существенно изменить ситуацию за время, оставшееся до игр 2012 г., просто нереально. Сработали провалы последних двадцати лет в подготовке гонщиков, способных выигрывать регаты мирового уровня. В нашем случае, чтобы изменить ситуацию, сначала надо ответить на вопрос, кому нужна олимпийская медаль? Тот, кому она нужна, и должен об этом позаботиться.
Если вы хотите подготовить своего ребенка к какой-то деятельности, то вы соразмерно своим возможностям постоянно оплачиваете расходы на его подготовку и обучение. Причем этот процесс нельзя прерывать. У нас же процесс подготовки спортсменов многие годы разорван на части. Мир и наша страна за двадцать лет сильно изменились, и есть жесткая необходимость приспособиться к новым условиям. Дело здесь не только в материальном вопросе. Яхтсмены советского периода не рассчитывали на большие гонорары в случае победы. Главное, они выходили на старт с желанием победить, а за ними стояла государственная структура, системно финансирующая механизм подготовки спортсменов, начиная с детских парусных школ. Мне хорошо известно, как действовал этот финансово-хозяйственный механизм. Из пятидесяти лет
НАШЕ ИНТЕРВЬЮ
2 (206) - 2012
в парусном спорте я десять лет работал в спорткомитете СССР в период с 1979 по 1989 г.
Поставив задачу завоевания медалей высокого достоинства, начинать надо с программы строительства судов и создания яхт-клубов, на которых базируется подготовка яхтсменов от начального обучения до сборной команды страны. И главной частью программы должна стать классификация спортивных яхт. Для яхтсменов главное — это яхты. Попробуйте играть в футбол без мяча! Эта программа должна стать основой для решения вопросов финансирования, но вот этой программы-то и нет.
Буквально на днях я прочитал проект программы развития парусного спорта в России на период с 2012 по 2020 г., предложенной исполкомом Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС). Выложена сия программа на сайте федерации под обсуждение масс яхтсменов 17 января 2012 г., а 18 февраля она должна быть утверждена на заседании президиума ВФПС и передана в Минспортту-ризма России. Не стоит комментировать проект этой программы, так как он выдержан в ключе старинных лозунгов: «дальше, ширше, да еще и глыбже». Берусь утверждать, что там нет ничего конкретного. Вот и ответ на ваш последний вопрос.
Беседу вел Александр Репетунов
Не пропустите! Продолжается подписка на все издания! (495) 721-85-75, [email protected] www.fin-izdat.ru