УДК 797.14; 797.148
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ РЕЗЕРВА СБОРНОЙ КОМАНДЫ РОССИИ В ОЛИМПИЙСКИХ КЛАССАХ
Владислав Иванович Акименко, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье проводится анализ текущего состояния подготовки резерва сборной команды РФ в олимпийских классах. Определяются проблемы, не позволяющие оптимально использовать существующие возможности. Предлагаются пути решения проблемы подготовки полноценного резерва сборной команды России.
Ключевые слова: Программа Олимпийских игр, олимпийские классы, детские и молодежные классы, антропометрические характеристики яхтсмена и технические характеристики материальной части, ротация состава сборных команд, подготовка резерва сборных команд, тенденции в подготовке резерва.
CONDITION AND PROSPECTS OF PREPARATION OF RUSSIAN NATIONAL TEAM RESERVE IN THE OLYMPIC CLASSES Vladislav Ivanovich Akimenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The analysis of current condition of preparation of national team of the Russian Federation reserve in the Olympic classes has been carried out. The problems, preventing from optimal application of the existing possibilities, have been defined. Ways for the solution of problem connected with the preparation of high-rank reserve for the national team of Russia have been offered.
Keywords: Program of the Olympic Games, Olympic classes, children and youth classes, anthro-pometrical characteristics of yacht man and equipment technical characteristics, rotation of national teams members, preparation of national teams reserve, tendencies in reserve preparation.
С 4 по 8 мая 2011 г. в Санкт-Петербурге прошло Среднегодовое Заседание Международной Федерации парусного спорта (ISAF), на котором была утверждена Программа Олимпийских игр 2016 года, включая выборы олимпийских классов. Утвержденная программа, по оценке специалистов, определит не только перспективу подготовки к Олимпийским парусным регатам, и не только на Олимпиаду - 2016 года, но и стратегию развития олимпийского паруса на 2020год [1].
В парусном спорте, так уж сложилось в силу ряда причин, процесс ротации спортсменов в сборных командах, достаточно замедлен. Однако, результаты политики определения олимпийских классов ISAF, предпринятые в последнее время, и особенно решения в Санкт-Петербурге подталкивают руководство большинства сборных команд на значительное омоложение участников олимпийских игр, а значит и сокращение сроков спортивной карьеры олимпийцев. Это обусловлено тем, что антропометрический отбор для оптимального соотношения экипажа и технических характеристик яхт входящих в олимпийскую программу больше соответствует генотипу среднего жителя Азии или европейца юниорской комплекции. Для большинства взрослых европейцев и жителей северной Америки яхты явно малы, и они «утопят» их со своими габаритами. Единственный класс, где взрослые европейцы чувствуют себя более-менее комфортно «Финн».
Мировое яхтенное сообщество тут же оперативно отреагировало на решения ISAF по программе олимпийских игр, и 129 Кильская неделя отчетливо показала изменившиеся тенденции в подготовке резерва в олимпийских классах. Отдельный зачет в парусной
доске «RS:X» по юниорам показал заинтересованность к поощрению участия в этом классе молодых гонщиков. Так и в классе «470», где мы в регате не участвовали, из 51 экипажа мужчин, 27 были яхтсмены моложе 21 года, а это явно больше половины участников. Традиционно, особое внимание молодежи уделяют сборные Соединенного Королевства, Германии, США, Франции, Греции, Италии, Израиля, Испании, а в последнее время и Нидерландов, Дании, Хорватии, Словении, Польши, Аргентины, Японии, Китая, Сингапура и т.д. [1]. Если провести сравнительный анализ участия наших молодых «се-мидесятчиков» в Иерской регате, то из 106 экипажей участвующих в регате, они были среди 42 экипажей имеющих в своем составе юниоров 90 года рождения соответственно 3; 22 и 29. Среди 35 полных экипажей моложе 90 года рождения наши были 14 и 20. Среди своих сверстников имеющих в экипаже спортсменов моложе 20 лет они были 10 и 14 из 23 экипажей. Полных экипажей этого возраста было 19, российских, соответственно 7 и 11. Спортсменов 93 года рождения в составе экипажей было 13, наши при этом были 4. Яхтсменов 95 года рождения в составах экипажей Иерской регаты было двое. Самый молодой российский участник - 93 года рождения. При этом в общем зачете они заняли 26; 75 и 86 место [1]. Если учесть, что системно готовиться они могли только две предыдущие зимы на Канарах, то результаты неплохие, главное есть перспектива реального роста, и что же после Иера? Ничего. Как и в прошлом году. Календаря, способствующего росту результатов резерва, нет. А если он и был запланирован в минимальном количестве, то его сократили. Как в прошлом году перед первенством мира, так и в этом, «урезав» его в последний момент до одного экипажа в дисциплине. Пользы от этого никакой и для оставшихся, а эффективность отрицательная для всех участвующих в подготовке спортсменов класса, но об этом ниже.
Сегодня подготовкой молодежной сборной в олимпийских классах фрагментарно занимаются в основном старшие тренеры классов и регионы, за которые выступают спортсмены. Почему фрагментарно, потому что на них лежит забота за результаты первых номеров сборной, и если старший тренер класса не временщик, а действительно заинтересован в создании конкуренции в классе, «подпоре снизу» лидеров он помогает в силу своих возможностей росту молодых спортсменов. А где тренеры молодежки? Вопрос риторический, и непростой. В ответе на него очень показательна трансформация взглядов и действий В. Назарова. Когда он был старшим тренером молодежной сборной, то основное внимание и соответственно финансирование уделял «родительским» классам. Как только стал старшим тренером швертботов одиночек, то его интересы тут же сместились в сторону молодежного резерва в олимпийских классах, но средства на резерв уже нужно было «выкраивать» из бюджета взрослых олимпийцев.
В своих программных документах все кандидаты на должность старшего тренера по резерву клянутся изменить ситуацию, и от родительских классов акценты в подготовке перенести на олимпийские классы. Особенно в финансировании, изменив пропорции в средствах к 60% на 40% в пользу резерва в олимпийских классах. Но будучи назначенными на эту должность все дрейфуют опять в сторону родительских классов, разница только во времени, кто то раньше, кто то позже. А почему это происходит? Как говорится, две большие разницы, выступать в чисто юниорских классах, совсем другое в олимпийских, что переход из флота равных себе, во флот с взрослыми никогда не был гладким и безболезненным. Сравнительно легко прошел этот барьер В. Чаус. И то, скорее не благодаря, а вопреки руководству молодежной сборной. А устойчивое желание отчитаться сиюминутными результатами и вызывает застарелую болезнь «родительских классов». Новое руководство молодежной команды, называемое именно так, опять все внимание уделяет не подготовке резерва в олимпийских классах а «сваливается» на юниорские и детские. И это и пресловутые «Оптимисты» и «Кадеты», а так же парусные доски «Big Techno» (практически аналог отечественным «ДНК»), «Зуммы», «420» и не олимпийские модификации «Лазера». В них намного легче быть в лидерах среди своих сверстников,
чем соревноваться с взрослыми спортсменами.
В детских и юниорских классах, в которых периодически появляется результат и которыми легко отчитаться, можно создать видимость работы с резервом. Но это тупик. Не факт что нынешние лидеры в них, адаптируются и выживут среди взрослых перейдя по возрасту в олимпийские классы. Но возраст перехода это отдельная, очень серьезная тема. При такой стратегии подготовки резерва при достаточно благополучной ситуации в детских и юношеских классах, при переходе в молодежные и особенно взрослые классы (по возрасту это 19-21 год), мы теряем практически 80%, иногда и больше, резерва. Происходит разрыв, некий вакуум, между поколениями и реального «подпора снизу», олимпийская сборная не ощущает. Все было бы нечего, тем более исторически яхтсмены, как правило, надолго задерживались в сборной команде, если бы не стремительное омоложение олимпийской программы, буквально «горение» спортивными результатами. Где в течение нескольких лет яхтсмен выдает максимальный результат, а затем переходит в «большие» коммерческие гонки. У нас резерв не «подпирает», дома все спокойно, конкуренция позволяет результатам «тлеть», а на международных соревнованиях выбиться в лидеры постоянно чего-то не хватает, судя по отчетам денег и новейших моделей материальной части. Хотя объективно, конкуренции и работы с максимальной отдачей, нет. А это могут обеспечить только здоровые амбиции молодых гонщиков, правильно выращенных и закаленных в правильно подобранных соревнованиях, на этапе становления спортивного мастерства. Так, как мы уже замечали выше, неожиданно, для участия в чемпионате мира ISAF, было урезано финансирование вторых экипажей в олимпийском классе «470», базовом для всех швертботов двоек, прошедших серьезную зимнюю подготовку и целенаправленно готовящихся к первенству мира и Европы. Один экипаж, по результатам предыдущего сезона практически забронировавший себе в них участие тут же «расслабляется», ведь конкуренции нет, а недостаточно высокий результат можно объяснить всем чем угодно. И участие в соревнованиях без специальной подводки и опять же внутренней конкуренции, заставляющей максимально собраться в специфических погодных условиях, не то, что дает перспективы роста спортивного результата. Так ради чего «урезали» одно, что бы так и не «выросло» другое? Далее цитирую отчет тренера молодежной команды А. Черновой, цитата достойна того что бы её привести полностью: «С 7 по 16 июля в Хорватии (г. Задар) проходил Чемпионат мира ISAF среди юниоров. Это крупнейшее комплексное соревнование юниоров по парусному спорту. 54 страны-участницы привезли 360 участников в классах Лазер-радиал, 420 , RS:X, 29-er и катамаран SL16. Допуск участников ограничен - по 1 экипажу в классе от страны (далее выделено нами).
Команду из России представляли 7 спортсменов: Артем Мурашев (RS:X, г. Новосибирск), Вячеслав Шелудяков (Лазер-радиал, г. Азов), Анастасия Омельченко (Лазер-радиал, г. Тольятти), Чех Кристиан и Черенков Максим (420, г. Анапа), Илюхина Анна и Логвинова Анастасия (420, г. Москва).
Слабый неустойчивый ветер в течение всей регаты и 30-35-ти градусная жара стали трудным испытанием для всех участников. Так, например, в классе Лазер-радиал у победителя было 119 очков за 11 гонок! Чтобы занять первое место в этом классе достаточно было приходить десятым в каждой гонке. В остальных классах борьба была не менее напряженная, но результаты лидеров более стабильные.
Для Российской команды регата складывалась тяжело: 3 желтых флага за нарушение правила 42; 3 дисквалификации по правилам расхождения; нестабильные приходы в гонках.
Каждый из наших экипажей мог выступить намного лучше. Но, к сожалению, неуверенность в собственных силах, психологическая неустойчивость в стрессовой ситуации, незнание английского языка и, как следствие, проблемы при возникновении проте-стовых ситуаций, отсутствие подводящих сборов и соревнований в морских условиях,
все эти факторы не дали нашим спортсменам показать максимум своих возможностей. (Точно так же в прошлом году без подготовки наши девочки участвовали за счет Москвы в первенстве мира в классе «470». Результаты плачевные. Более того второй год зимняя подготовка ЭШВСМ Москвы проводится в Сочи. За зиму объем СП 50 часов [3]! СФП дешевле и полезней заниматься дома. Но это тема отдельного разговора.).
Итоговые результаты российских спортсменов на Чемпионате мира ISAF среди юниоров 2011:
RS:X (юноши) - 33 участника
Анна Илюхина/Анастасия Логвинова - Россия - 28 место.
Лазер-радиал (юноши) - 49 участников
Вячеслав Шелудяков - Россия - 41 место.
Лазер-радиал (девушки) -41 участница
Анастасия Омельченко - Россия - 16 место.
В национальном зачете среди стран первое место у команды Франции, второе - у Испании, третье - у Польши» [3]. Какое место в командном зачете заняли наши соотечественники, автор скромно умалчивает.
А какие результаты на юниорском чемпионате мира в «470»? Наши девочки, участвуя двумя экипажами частично за счет регионов, сохранили здоровую конкуренцию и после бесславного 2010 года, когда они были 14 и 16 из 16 участников, заняли вполне приличные на этом фоне, 10 и 12 место из 32 экипажей. Наши мальчики, выступили явно ниже своих возможностей 53 место из 60 экипажей. При этом из 11 гонок в 5 или не финишировали или были дисквалифицированы в той или иной форме [2]. Худшим приходом у них был 21, а лучшим З. Если посчитать их результат по среднему, из тех гонок, которые пошли в зачет, то они могли бы быть в 20-ке. Это их уровень, та граница, ниже которой они не должны были опускаться, учитывая тот объем работы, который они освоили. Пять н/ф, свидетельствуют, или о крайней нервозности, или абсолютной не собранности экипажа, или о каких-то форс-мажорных обстоятельствах, потому что такая манера поведения в гонках им не присуща. И если без нормальной зимней подготовки девочки все-таки имели до соревнований более-менее нормальную непрерывную подготовку за счет региона, то у мальчиков она отсутствовала. Тем более по линии молодежной сборной. А только участие в ограниченном составе на чемпионатах, и в дальнейшем будет приводить к таким «анти результатам». К любым соревнованиям нужно готовиться, а к чемпионатам тем более... И вот новый «сюрприз» молодежная сборная участвует в I играх EUROSAF на озере Гарда в классах Techno 29З и Byte II, деньги на эти соревнования есть, и они, скорее всего, выделены Попечительским Советом ВФПС. Но зачем нужно такое «скоропостижное» участие в этих гонках в классах, которых практически нет в стране и соответственно в них никто не готовился, понять трудно [З].
Отношение к подготовке резерва на местах характеризует такой пример как отправка на Спартакиаду учащихся в Таганрог команды Санкт Петербурга. Спортсмены уехали на неё без представителя от Спорткомитета или тренера ШВСМ, их функции были возложены на одного из родителей участвующих в соревнованиях яхтсмена [3]. Как при таком отношении, не говоря уже о выделении достойного финансового и материально-технического обеспечения, мы сможем подготовить боеспособный и перспективный резерв? Вопрос не риторический. Что получается, с одной стороны сборной необходим постоянный приток «свежей крови» и подпор снизу лидеров молодыми яхтсменами, с другой стороны, реально, именно в олимпийских классах их системно и методически никто не готовит. Усилия родителей не в счет. Позиция Попечительского Совета ВФПС, мы развиваем только детский спорт, олимпийская сборная это забота государства. На местах в регионах, все готовы вкладывать только в олимпийцев, да и тех, кто способен дать на олимпиаде медаль. В сборной старшие тренеры классов эпизодически этим занимаются, но в их компетенцию это не входит, а старший тренер и его штат все внимание уделяют
наиболее «результативным» и наименее проблемным детским классам, где основное финансирование проводится родителями, а работа по СП ими, и тренерами частных школ. Хотя положительные примеры из «советского» прошлого у нас есть, когда наши юниоры в классах «Финн» ежегодно, и чуть реже в классе «470» выигрывали чемпионаты мира и Европы. Старшие тренеры классов О.И. Шилов и Л. С. Рвалов систематически накатывали молодых на всех УТС с взрослыми спортсменами, постоянно моделируя с ними гонки большого флота, который по ограниченности календаря был нашим лидерам недоступен в необходимых объемах. А сегодня УТС молодежной команды, за редким исключением, проводятся отдельно как по местам подготовки, так и по срокам с олимпийской сборной.
Выходом из создавшегося положения может быть только создание «Федерального центра подготовки резерва», куда консолидированными усилиями будут аккумулированы средства, перспективные спортсмены, новейшие разработки спортивной науки в подготовке спортсменов высшей квалификации. Федеральный статус позволит создать принцип экстерриториальности, и регионы не будут ущемлены, передавая на подготовку в него своих спортсменов. Даже, при необходимости, они смогут дополнительно направлять средства и ресурсы на их подготовку целевым образом прямо в «центр».
В парусном спорте можно случайно проиграть соревнования. Выиграть случайно никогда. И результаты, достигнутые сегодня, будут только раздражителем для соперников, заставляя их работать больше и эффективней, и без тяжелой, ежедневной работы не гарантируют результатов в будущем. Такова суровая, правда, жизни. Её пора усвоить некоторым нашим молодым руководителям молодежной команды и вспомнить, что приоритетом их работы должен быть постоянный приток в олимпийскую сборную молодых, способных выиграть в обозримом будущем, самые крупные соревнования, яхтсменов. Хотя, эффективней, наверное, оставить все как есть, а подготовку резерва в олимпийских классах поручить тем, кому не нужны сиюминутные результаты, а их опыт и знания позволят создать фундамент, с которого штурм олимпийских вершин дело техники.
ЛИТЕРАТУРА
1. The official web site of the international sailing federation [электронный ресурс] // http://www.sailing.org/. - Дата обращения 01.10.2011.
2. 470 internationale [электронный ресурс] // http://www.470.org/. - Дата обращения 01.10.2011.
3. Всероссийская федерация парусного спорта [электронный ресурс] // http://www.vfps.ru/. - Дата обращения 01.10.2011.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.1/.3
ВЗАИМОСВЯЗЬ МАССОВОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИНИ-ФУТБОЛА
(ФУТЗАЛА)
Эмиль Гуметович Алиев, доктор педагогических наук, Президент Ассоциации минифутбола России,
Олег Семенович Андреев, кандидат педагогических наук, член научно-методического совета Ассоциации мини-футбола России,
Андрей Анатольевич Демин, технический директор департамента сборных команд России по мини-футболу (футзалу), г. Москва
Аннотация
В статье рассматриваются результаты проведенного социологического исследования, позволившего выявить структуру взаимосвязи двух основных направлений развития отечественного мини-футбола определить ее доминирующие разделы, а также рассмотреть в перспективе возмож-