Научная статья на тему 'Влияние условий организации тренировочного процесса на результативность соревновательной деятельности в парусном спорте'

Влияние условий организации тренировочного процесса на результативность соревновательной деятельности в парусном спорте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЦЕССА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ / ОЦЕНКА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / «ЗИМНЯЯ» И «ЛЕТНЯЯ» ПОДГОТОВКА / "WINTER" AND "SUMMER" PREPARATION / MAINTENANCE AND ORIENTATION OF PROCESS OF SPECIAL PREPARATION / WEATHER CONDITIONS AS AN ELEMENT OF TRAINING LOAD / ESTIMATION OF COMPETITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акименко Владислав Иванович

В статье рассматривается взаимосвязь между погодными условиями мест организации тренировочного процесса и результативностью соревновательной деятельности квалифицированных яхтсменов, сравниваются различные варианты организации «зимней» подготовки членов сборных команд, подтверждается факт того, что погодные условия в парусном спорте, особенно сила ветра полноценный элемент тренировочной нагрузки и от них зависит содержание и направленность процесса подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the training process conditions on the performance of competitive activity in sailing sport

The article considers the interrelation between weather conditions of areas of the organization of training process and productivity of competitive activity of qualified yachtsmen, various variants of the organization of "winter" preparation for the members of national teams have been compared, the fact proves to be true that weather conditions in sailing, especially strength of wind is a full-fledged element of training loading, and content and specificity of training process depend on them.

Текст научной работы на тему «Влияние условий организации тренировочного процесса на результативность соревновательной деятельности в парусном спорте»

Ядов. - Тарту : Изд-во Тартуского Гос. Ун-та, 1968. - 281 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 797.14; 797.148

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НА

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ПАРУСНОМ СПОРТЕ

Владислав Иванович Акименко, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматривается взаимосвязь между погодными условиями мест организации тренировочного процесса и результативностью соревновательной деятельности квалифицированных яхтсменов, сравниваются различные варианты организации «зимней» подготовки членов сборных команд, подтверждается факт того, что погодные условия в парусном спорте, особенно сила ветра - полноценный элемент тренировочной нагрузки и от них зависит содержание и направленность процесса подготовки.

Ключевые слова: содержание и направленность процесса специальной подготовки, погодные условия как элемент тренировочной нагрузки, оценка соревновательной деятельности, «зимняя» и «летняя» подготовка.

INFLUENCE OF THE TRAINING PROCESS CONDITIONS ON THE

PERFORMANCE OF COMPETITIVE ACTIVITY IN SAILING SPORT

Vladislav Ivanovich Akimenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The article considers the interrelation between weather conditions of areas of the organization of training process and productivity of competitive activity of qualified yachtsmen, various variants of the organization of "winter" preparation for the members of national teams have been compared, the fact proves to be true that weather conditions in sailing, especially strength of wind is a full-fledged element of training loading, and content and specificity of training process depend on them.

Keywords: maintenance and orientation of process of special preparation, weather conditions as an element of training load, estimation of competitive activity, "winter" and "summer" preparation.

Цель исследования. Выявить достоверную зависимость погодных условий, в которых протекает процесс подготовки и результативность соревновательной деятельности квалифицированных яхтсменов. Она достигается решением следующих задач: провести ОСД (оценку соревновательной деятельности) экспериментальных и контрольных экипажей в Главных соревнованиях сезона, чемпионатах России 2009; 2010 и 2011 годов в классе «470»; собрать информацию о параметрах зимней подготовки 2010 и 2011 годов экспериментальных и контрольных экипажей; в результате анализа полученных данных, выявить влияние погодных условий на содержание и направленность тренировочного процесса «зимней» подготовки, и их взаимосвязь с результативностью соревновательной деятельности экспериментальных и контрольных экипажей; дать практические рекомендации по совершенствованию планирования тренировочного процесса квалифицированных яхтсменов.

Педагогический эксперимент проводился в три этапа:

Первый этап с сентября 2009 по март 2010 года. В этот период шел сбор данных по ОСД чемпионата страны в городе Анапа и процесса зимней подготовки в королевском

яхт-клубе города Лас Пальмас остров Гран Канария, Испания.

Второй этап с сентября 2010 по март 2011 года. В этот период шел сбор данных по ОСД чемпионата страны в городе Тольятти и процесса зимней подготовки в королевском яхт-клубе города Лас Пальмас остров Гран Канария, Испания.

Третий этап с сентября по ноябрь 2011 года. В этот период шел сбор данных по ОСД чемпионата страны в городе Новороссийск и анализ полученных в результате эксперимента данных.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Чемпионат страны 2009 года мы рассматривали как фиксацию исходного уровня подготовленности яхтсменов участвующих в ходе нашего естественного эксперимента.

Он проходил в разнообразных «морских» условиях позволивших гонщикам продемонстрировать широкий диапазон достигнутой специальной подготовленности и спортивные результаты объективно соответствовали уровню мастерства яхтсменов [1].

По результатам чемпионата России 2009 года три экипажа вошедшие в молодежную сборную страны имели результативность соревновательной деятельности примерно одного уровня, таблица 1. Немного выделялся экипаж Д-Г, но это, по нашему мнению, было связано с тем, что они уже достаточно длительное время гоняются вместе и их подготовке уделялось значительно больше внимания, чем другим молодежным экипажам, созданным за несколько месяцев до чемпионата.

Таблица 1

Соотношение статистических параметров оценки соревновательной деятельности,

чемпионатов России 2009, 2010 и 2011 годов

Параметры оценки соревновательной деятельности 2009 год 2010 год 2011 год

Экипаж Экипаж Экипаж

Д-Г П-А К-К Д-Г П-А К-К П-А Д-Г Д-Г

1 Количество участников соревнования 22 22 22 22 22 22 16 16 16

2 Занятое общее место 9 10 11 4 10 14 - - -

3 Занятое место среди мужчин 7 8 9 3 5 8 3 4 7

4 Занятое место среди юниоров 1 2 3 1 2 3 1 2 4

5 Количество гонок за регату 13 13 13 10 10 9 13 13 13

6 К-во набранных штрафных очков 99 106 107 49 85 92 35 46 80

7 Разница в сумме очков 0 7; 0 8; 1 0 36; 0 43; 7 0 11; 0 45; 34

8 Два лучших прихода за соревнование 4; 5 5; 6 5; 6 2; 3 5; 7 8; 9 1; 2 2; 3 3; 4

9 Два худших прихода за соревнование dsg; 14 ыа; 19 12; 10 16; 10 18; 16 5; 5 5; 7 9; 11

10 % от набранных очков чемпиона 660 706 713 257 447 484 233 306 533

В отличие от традиционного планирования зимней подготовки в условиях Учебнотренировочного Центра сборных команд России по парусному спорту в г. Сочи, зимняя подготовка сборной команды РФ 2010 года, предусматривала организацию серии УТС на «теплой» воде в яхт-клубе Лас Пальмаса остров Гран Канария в Атлантическом океане. С ноября по март, как впрочем, и все остальное время года, погодные условия этого региона характеризуются стабильной температурой воды и воздуха в диапазоне 19-20 и 21-24 градуса Цельсия, достаточно сильной солнечной радиацией и разнообразными ветровыми условиями, зависящих от прохождения циклонов вдоль течения Гольфстрим от Нью-Фауленда в Баренцево море.

В 2010 году зимний период подготовки российской сборной олимпийской команды в классе «470», с подключением к работе двух экипажей Д-Г и П-А молодежной сборной, планировался как серия двух недельного УТС с участием в Канарской парусной

неделе (конец ноября, начало декабря) с трехнедельным новогодним отпуском и два трехнедельных УТС с 10 января по начало марта, с двухнедельным перерывом между ними.

Содержание тренировочного процесса экипажей Д-Г и П-А заключалось, в работе по СП преимущественно в тяжелых погодных условиях свежего ветра и океанской волны. Форма организации тренировок по СП была групповой (с членами олимпийских сборных команд России, Австрии, Испании, Швейцарии, Швеции) и индивидуальной. Его преимущественная направленность была на совершенствовании техники управления яхтой в различных погодных условиях и расширении арсенала тактических действий в тренировочных и официальных гонках. Повышение уровня атлетической подготовки рассматривалось только на фоне работы в тяжелых условиях сильного ветра и больших объемов по СП, а так же как средство реабилитации после работы на воде. Ежедневный анализ прошедшей тренировки, формирование и обсуждение предстоящей тренировки дополнял тренировочный процесс по разделу теоретической подготовки. Объемы подготовки, их содержание и направленность у экипажей Д-Г и П-А были практически одинаковы. По объему СП, у экипажа П-А было некоторое превышение, за счет переноса выходных по текущим погодным условиям (если безопасность процесса СП не соответствовала подготовленности яхтсменов в штормовых условиях открытого океана, или ветра было мало для решения текущей задачи СП), а не по расписанию как у экипажа Д-Г. Относительные объемы по СП были приняты за 100% у экипажа Д-Г, а у экипажа П-А выполнение составило соответственно 112% от объема СП экипажа Д-Г.

Сила ветра во время подготовки распределялась следующим образом: от 0 до 3 м/сек 7,14% общего времени СП, 3-4 м/сек - 35,71%, 5-6 м/сек -16,16%, 6-8 м/сек -19,04%, 8-10 м/сек - 7,14%, 10-12 м/сек -7,14%, 12-15 м/сек - 2,3%, свыше 20 м/сек -4,76%.

Планирование зимнего этапа развития спортивной формы у экипажа К-Д, осуществлялось традиционно, опираясь на возможности УТЦ сборных команд России по парусному спорту в г. Сочи. Это место подготовки сборных команд СССР было введено в эксплуатацию перед играми XXII олимпиады в Москве. В те времена «зимняя» подготовка была прерогативой советских яхтсменов, их зарубежные коллеги зимой занимались учебой или бизнесом и их спортивный сезон длился с весны до осени. Даже небольшие по объему выходы на воду, давали нашим яхтсменам достаточно ощутимое преимущество, а тренировки в экстремальных условиях зимнего моря закаливали и поднимали уровень морально-психологических качеств. Именно поэтому, у некоторых «специалистов» мыслящих категориями «советского спорта», зимние тренировки в условия Сочи рассматриваются, в первую очередь, как средство повышения морально-психологических качеств. В то же время, в современных условиях, когда сезонный фактор, исключен в подготовке наших соперников, тренировочный процесс в подобных условиях, вызывает в основном эпидемию ОРЗ, и не позволяет набирать приемлемый уровень СП в «зимний» период. Погодные условия этого места в период ноябрь-март характеризуются повышенной влажностью и относительно невысокими температурами воздуха и морской воды, что влияет на формирование воздушных потоков в устье реки Бзугу, где и расположен УТЦ. Содержание тренировочного процесса экипажа К-Д в основном атлетическая подготовка в тренажерном зале и стадионе, спортивные игры и занятия по ТП в аудиториях и интернете. Направленность процесса подготовки была на повышение уровня атлетической и теоретической подготовки, необходимой для управления яхтой. По СП, объем подготовки экипажа К-Д, только 7% от объема СП экипажа Д-Г. Что касается содержания и направленности процесса СП экипажа К-Д, то за фактическое время проведенное на воде, едва ли можно восстановить навыки управления яхтой, и не о какой серьезной работе по совершенствованию различных составляющих специальной подготовленности яхтсменов не может быть и речи.

Сила ветра во время подготовки распределялась следующим образом: от 0 до 3 м/сек - 64,4% общего времени СП, от 3 до 10 м/сек - 33,4%; свыше 10 м/сек - 2,2%. При этом температура воздуха составляла в среднем 6-10, воды 6-8 градусов Цельсия.

Все эти обстоятельства зимней подготовки, закономерно нашли свое отражение в результатах чемпионата страны 2010 года, проводившегося в специфических условиях акватории Куйбышевского водохранилища города Тольятти, таблица 1[1].

Преимущество экипажа Д-Г над соперниками сохранилось, но оба экипажа имевших полноценную зимнюю подготовку значительно опередили экипаж К-Д, (строки 2; 3; 4; 5; и 6 таблицы 1). Несмотря на то, что погодные условия гонок проходили в умеренный и слабый ветер и очень напоминали домашнюю, практически «озерную» акваторию К-Д. Все эти обстоятельства и особенности погодных условий чемпионата, все же не превалировали над качеством тренировочного процесса экипажей Д-Г и П-А, и их преимущество не смогли компенсировать все усилия экипажа К-Д и проведенная ими работа по совершенствованию собственного уровня специальной подготовленности в благоприятный «летний» период.

По результатам анализа чемпионата страны 2010 года были сделаны соответствующие выводы, и работа по СП была продолжена с акцентом на полноценную зимнюю подготовку на «теплой» воде и стабильных ветрах в Лас Пальмасе. Подготовка экипажа Д-Г была построена, как и в 2010 году в форме серии УТС по схеме 3 недели работы, 2 недели дома. Экипаж П-А, готовился несколько иначе. Зимний период их подготовки начался 10 января, и продолжался непрерывно 8 недель до 6 марта. Смена климатических поясов, при перелетах домой, вынужденное нарушение ритма и режима дня, привели к простудным заболеваниям экипажа Д-Г и потерю рабочих дней тренировок на воде. Варьирование нагрузками и их направленностью, с сохранением необходимого уровня мотивации и эмоциональной «свежести», позволили экипажу П-А существенно превзойти объемы и качество подготовки экипажа Д-Г.

Содержание и направленность тренировочного процесса у экипажей Д-Г и П-А, во многом совпадала, так как подготовка осуществлялась в группе с экипажами олимпийской сборной России и отличалась только некоторыми нюансами, возникавшими тогда, когда несовпадение сроков начала УТС заставляло экипаж П-А тренироваться по индивидуальной программе. Они в такие периоды 2010 года отрабатывали, в основном, технико-тактические варианты различных комбинаций стартовой процедуры. В 2011 году из-за достаточно продолжительного времени индивидуальных тренировок, еще и решали задачи совершенствования отдельных элементов техники управления яхтой в различных погодных условиях и повышение уровня собственных двигательных качеств и способностей средствами СП.

Сила ветра во время подготовки распределялась следующим образом: от 0 до 3 м/сек - 3,22% общего времени СП, 3-4 м/сек - 12,9%, 5-6 м/сек - 32,25 %, 6-8 м/сек -25,8%, 8-10 м/сек - 9,67%, 10-12 м/сек - 12,9%, 12-15 м/сек - 3,22%, ветра свыше 20 м/сек не было.

Экипаж К-Д, готовился традиционно, на УТС организованных в сочинском УТЦ сборных команд по парусному спорту, где погодные условия предсказуемо, не позволили набрать ему запланированные объемы по СП. В связи с этим основной объем их тренировочной работы был сконцентрирован на атлетической и теоретической подготовке, которую можно было выполнить и по месту жительства, но в более комфортных психологических условиях.

Сила ветра во время подготовки распределялась следующим образом: от 0 до 3 м/сек 81,1% общего времени СП, от 3 до 10 м/сек 18,9%; свыше 10 м/сек, ветер не зафиксирован. При этом температура воздуха составляла в среднем 4-6, воды 6-8 градусов Цельсия.

В 2011 году экипаж Д-Г выполнил только 94% от своего объема специальной под-

готовки за тот же период 2010 года, а экипажи П-А 134% , К-Д 18% от объема подготовки экипажа Д-Г за 2010 год, что и отразилось на результатах серии весенних регат 2011 года и чемпионате страны 2011 года, таблица 1 [1].

Погодные условия чемпионата России 2011 года в Новороссийске были достаточно разнообразными, но преобладали в основном ветры средней силы. По оценке Заслуженного мастера спорта, президента ВФПС Георгия Шайдуко, в наибольшей степени соответствовали прогнозируемым условиям Веймута, месте проведения предстоящих олимпийских игр [1].

Рассматривая результаты трех чемпионатов России [1], следует отметить что, за три года значительно вырос уровень подготовленности экипажей и материальной части к конкретным соревнованиям. Если в 2009 году у всех были дисквалификации, не финишировал, черный флаг, то в 2011 худшие приходы практически у всех экипажей в десятке, за исключением десятой гонки, когда экипаж К-Д финишировал 11 (строка 9, таблицы 1).

В экипаже Д-Г в чемпионатах 2010 и 2011 наблюдается стабилизация результата, лучшие 2;3 и 2;3, то худшие 12; 10 и 5; 7 приходы (строка 8 и 9, таблицы 1) характеризует подтягивание вверх нижнего порога результативности без изменения в лучшую сторону его верхних показателей.

Если лучшими приходами чемпионата 2009 года у П-А были 5; 6, то в 2011году, приходы 5; 5 были худшими за весь чемпионат (строка 8 и 9, таблицы 1), что характеризует качественный рост их спортивных результатов.

Наименьший прогресс в результативности у К-Д лучшие приходы в трех чемпионатах 5; 6, 8; 9 и 3;4(строка 8, таблицы 1).

Наибольший прогресс за период 2009 -2011 года наблюдается у экипажа П-А, его абсолютное и процентное отставание от чемпиона России лучшее среди всех экипажей, (строка 6; 7 и 10 таблицы 1).

Качество и объем зимней подготовки экипажа П-А, позволил им обойти по всем показателям экипаж Д-Г (строки 1 - 10, таблицы 1), несмотря на значительно превосходящий по качеству объем их соревновательной подготовки в «летний» период, возникший из - за сокращения финансирования молодежной сборной, средств хватило только на экипаж Д-Г.

По результатам чемпионата 2011 года экипаж К-Д занял только четвертое место среди юниоров и проиграл отбор в молодежную сборную команду. Напротив, экипаж ПА, заняв третье место среди мужчин вошел в основной состав сборной команды России (строка 3 и 4, таблицы 1).

Таким образом, нами выявлено что качество, содержание и направленность, объемы по СП, тренировочного процесса в парусном спорте непосредственно зависят от погодных условий. Объемы специальной подготовки квалифицированных яхтсменов в зимний период, а так же данные о других составляющих тренировочного процесса, полученные в результате проведенного педагогического эксперимента, подтвердили результаты опроса и бесед с тренерами национальных сборных команд и наблюдений за их сборными в течении последних 40 лет, и составляют от 55% до 65% от общего объема специальной подготовки в их годичном цикле. И если «летняя» СП это в основном соревнования различного уровня, настройка и подстройка материальной части к конкретным гонкам, повышение уровня психологической и эмоциональной устойчивости, то «зимой» выполняется основной объем работы по совершенствованию техники управления яхтой, освоение новых элементов технико-тактических действий, повышение уровня специальных физических качеств яхтсменов, опробываются новые образцы материальной части и конструкции отдельных элементов оборудования и дельных вещей. Очень важно, что бы погодные условия мест организации специальной подготовки, в период декабрь - март были достаточно предсказуемы, и преобладал ветер от 3 до 18 м/сек. Подбор соотноше-

ния и пропорции силы ветра, внутри этого диапазона, может варьировать в зависимости от прогнозируемой силы ветра в главных соревнованиях сезона и текущих задач периода многолетней подготовки конкретного экипажа. Погодные условия процесса подготовки в парусном спорте, особенно сила ветра полноценный элемент тренировочной нагрузки, такой как величина отягощения, количество подходов и интервалы отдыха между ними. Игнорирование этого установленного факта, не позволяет реализовать содержание индивидуального плана подготовки спортсмена. Надолго задерживает рост его спортивных результатов и уровень достигнутой специальной подготовленности. Объемы «зимней» подготовки сопоставимы и даже несколько больше чем «летней», и если по какой либо причине выполнение программы «зимней» подготовки срывается, то это практически невозможно компенсировать, в годичном цикле, за счет увеличения объема «летней». Рост результативности соревновательной деятельности в парусном спорте непосредственным образом связан с объемами специальной подготовки, их содержанием и направленностью, а так же погодными условиями мест организации тренировочного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Официальный сайт федерации парусного спорта [Электронный ресурс] // http://www.vfps.ru/. - Дата обращения 30.12.2011.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.01:61; 796.01:57

СИНДРОМ ПЕРЕТРЕНИРОВАННОСТИ У СПОРТСМЕНОВ: ЭНДОГЕННАЯ ИНТОКСИКАЦИЯ И ФАКТОРЫ ВРОЖДЕННОГО ИММУНИТЕТА

Ирина Александровна Афанасьева, кандидат педагогических наук,

Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Цель исследования: изучение характера влияния перетренированности спортсменов на показатели системы врожденного иммунитета (лизоцим слюны и сыворотки крови, фагоцитоз, продукцию лейкоцитами бактерицидных кислородных радикалов), а также на показатели метаболизма, такие как активность ферментов сыворотки крови и величину расчетных индексов, характеризующих уровень эндогенной интоксикации организма.

Ключевые слова: перетренированность, эндогенная интоксикация, иммунитет.

OVERTRAINING SYNDROME AMONG THE ATHLETES: ENDOGENOUS INTOXICATION AND FACTORS OF INNATE IMMUNITY Irina Aleksandrovna Afanasyeva, the candidate of pedagogical sciences,

Vladimir Aleksandrovich Tajmazov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The purpose of the study: research of the athletes' overtraining impact on the innate immune system indicators (lysozyme of saliva and blood serum, phagocytosis, production of microbicidal oxygen radicals by leukocytes), as well as on the indicators of metabolism, such as blood serum enzyme activity and volume of calculated indices, characterizing the level of endogenous intoxication of the organism.

Keywords: overtraining, endogenous intoxication, immunity.

ВВЕДЕНИЕ

Спорт высоких достижений связан с перенапряжениями и развитием состояния,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.