Научная статья на тему 'Системный подход к управлению процессом подготовки в парусном спорте'

Системный подход к управлению процессом подготовки в парусном спорте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
687
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный подход к управлению процессом подготовки в парусном спорте»

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЦЕССОМ ПОДГОТОВКИ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ

В.И. Акименко, Г.Е. Ковалев

Под управлением в самом широком и общем виде можно понимать процесс целенаправленного воздействия на какой-либо объект для повышения эффективности его функционирования и развития. Процессы управления осуществляются в природе на всех уровнях существования материи. Но это не означает, что во всех объектах и на всех уровнях существования материи процессы управления идентичны и происходят на основе одних и тех же закономерностей. В теории и практике выделяется три качественно отличных друг от друга уровня объективно существующей природы, а именно:

• Неживая природа.

• Живая природа.

• Общество.

Согласно этой классификации выделяются следующие уровни управления:

• Управление в неживой природе. В парусном спорте это управление состоянием материальной части, работы по ее совершенствованию и модернизации. Непосредственно управление яхтой, ее настройка и подстройка в ходе гонки на предельно высокие ходовые качества.

• Управление в биологических системах (живых организмах). Организме яхтсменов, максимально адаптируя их к особенностям соревновательной деятельности и конкретным погодным условиям их деятельности.

• Управление в обществе. Педагогический процесс в экипаже и сборной команде. Взаимодействие с конкурентами, судьями и другими участниками процесса соревнований в парусном спорте.

Эти выделенные уровни управления основаны на том, что каждому уровню управления свойственны свои основные закономерности. Для того, что бы отвечать научным критериям, управление должно быть:

• Целенаправленным.

• Сознательным.

• Систематическим.

• Основанном на достоверном знании объективных закономерностей развития управляемого объекта и окружающей его среды. Научность управленческой деятельности обеспечивается благодаря использованию достижений целого ряда наук.

В практике парусного спорта можно условно выделить специализированные уровни, на которых происходит управление:

• Уровень высших спортивных достижений и высшего спортивного мастерства.

• Уровень базового спортивного мастерства.

• Уровень массового спорта.

• Уровень начальной подготовки.

• Администрирование.

В спорте, управление процессом подготовки носит вероятностный ха-

рактер. Ни один специалист не может дать 100% гарантии достижения поставленных целей (планируемого результата). Это можно гарантировать с определенной степенью достоверности только приближающейся к 100%. Существуют группы факторов, определяющие эффективность процесса управления и планирования спортивной подготовки:

• Группа факторов, характеризующая окружающую среду.

• Группа факторов созданных человеком.

• Группа факторов связанных с биологическими и социальными условиями деятельности в спорте независимыми от спортсмена и тренера.

Системный подход как методологическое направление в изучении объектов и процессов в настоящее время получает все большее распространение в практике. Его появление обусловлено развитием науки и практической деятельности и всевозрастающий сложностью изучаемых явлений. Существует несколько способов описания явлений и процессов:

• Описательный метод.

• Сравнительный метод.

• Аналитический метод.

Способ документирования процесса подготовки в парусном спорте имеет очень высокую значимость. От того насколько подробно, скрупулезно и достоверно описывается течение процесса подготовки, зависит объективность его анализа и конечном итоге - результативность. Субъективный фактор фиксации происходящих явлений тренировочного процесса и соревновательной деятельности яхтсменов, часто искажает реальную картину происходящих событий. Что в свою очередь отрицательно влияет на результативность процесса подготовки и соревновательной деятельности. Принцип разумной достаточности должен ограничивать объем информации фиксации или документирования.

Системный подход возник не случайно, а из - за необходимости преодоления сложности объектов, не поддающихся целостному изучению другими методами. Вместе с тем системный подход ни в коей мере не исключает применение других методов рассмотрения объектов, а дополнят их, определяя общую позицию наблюдателя.

Под системой понимается - выделенная из среды и объединенная единой функцией совокупность компонентов связей и отношений порождающая новое интегральное (системное) качество не присущее ее образующим. Расположение компонентов системы относительно друг друга определяет ее структуру. Степень сложности структуры в различных системах различна и зависит от многих причин. Способ взаимодействия и соединения компонентов между собой в единое целое определяет связи системы. В системах различают связи:

• Функционально необходимые, системообразующие связи, порождающие новое интегральное качество.

• Дополнительные не мешающие функционированию системы.

• Мешающие взаимодействию компонентов системы, излишние противоречивые.

Взаимодействующие части системы могут быть простыми и сложными. Простые это элементы, сложные это подсистемы. Подсистема может быть разделена без существенных потери ее функций, а элемент нет.

Среда это все то, что входит в систему и все, то, что окружает ее и воз-

действует или может воздействовать на нее. Поэтому различают внутреннюю и внешнюю среды системы. Выделение системы из среды показывает ее границы и дает представление о том, с какой средой система взаимодействует.

Факторы, принуждающие систему действовать вполне определенным образом, называются ограничениями.

Системы делятся по характеру их происхождения на:

• естественные (организм спортсмена, климатические условия)

• искусственные (яхты, состав экипажа, система тренировки).

Системы могут быть квалифицированы по степени сложности на:

• простые;

• сложные;

• очень сложные.

Так же системы различают по поведению на:

• Детерминированные - поведение которых заранее предсказуемо. Элементы, которых реагируют на сигналы однозначно точно определенным образом

• Вероятностные - поведение которых предсказуемо в той или иной степени вероятности.

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА

В теории науки об управлении выделяются общие функции присущие процессу управления:

• целеполагание;

• прогнозирование;

• планирование;

• выработка и принятие управленческого решения;

• организация действий;

• регулирование и координация действий;

• учет, контроль и оценка деятельности;

• работа с информацией.

В практике тренерской деятельности функции управления периодически и закономерно повторяются, образуя замкнутый цикл, в котором можно выделить относительно самостоятельные стадии:

• предварительного управления;

• оперативного управления;

• контроля.

Целеполагание

Важнейшим шагом в планировании является определение целей, которые следует достичь. Все многочисленные цели, которые существуют, могут быть классифицированы различным признакам. По значимости для будущей организации цели различают как:

• необходимые;

• желательные;

• возможные.

В подавляющем большинстве при планировании процесса подготовки основное внимание уделяется необходимым целям. Следует различать цели по

их соотношению друг к другу, а именно:

• взаимодополняющие;

• безразличные;

• взаимоисключающие;

• конкурирующие.

Формулировка целей производится на качественном и количественном уровне. Процесс определения целей предполагает выполнение следующих операций:

• выявление системы необходимых, желательных и возможных целей;

• определение взаимоотношений между целями;

• изучение ресурсов и возможностей;

• определение степени вероятности достижения целей;

• формулировка целей в виде понятном для спортсменов и значимом для руководителей.

Прогнозирование

Одним из методов повышающих эффективность процесса определения целей, является прогнозирование. Прогнозирование всегда носит вероятностный характер, так как никогда информация о процессе подготовки не может быть полной. Различают такие виды прогнозов:

• научный;

• эмпирический;

• эмоциональный

• интуитивный.

Наиболее точным является прогноз, который опирается на научную основу, хотя такие факторы как интуиция и опыт, а в некоторых случаях и эмоции присутствуют и при научном прогнозировании.

В практической деятельности используются конкретные методы прогнозирования, наиболее соответствующие данной ситуации или решаемым задачам:

• экспертных оценок (принятия решения комиссией, отнесенной оценки, метод Дельфы);

• логического анализа (опыт прошлого, сценарий будущего, деловая

игра);

• экстраполяции;

• статистический.

Планирование

Планирование, по определению Р. Акоффа, «это проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения». Планирование необходимо потому, что желаемая цель или состояние в будущем не могут наступить сами собой, а только в результате определенных целенаправленных действий. Таким образом, планирование это процесс, предвосхищающий действия и направленный на предотвращение ошибочных решений.

Процесс планирования подготовки в спорте, как указывалось выше, начинается с определения цели, которую атлет хочет достичь в результате занятий спортом. Это может быть конкретный спортивный результат, уровень раз-

вития собственных физических качеств, умений или знаний. Цель, ради достижения которой атлет занимается избранным видом спорта, может быть достигнута в определенный отрезок времени. В спорте высших достижений, в зависимости от масштаба цели это, как правило, или олимпийский цикл (четыре года), или годичный. Такие отрезки времени относятся к стратегическому или перспективному планированию и определяют выбор курса действий, ориентированного не столько на процесс, сколько на конечный результат. Тактическое планирование - определение способов и средств их достижения, делится на оперативное, текущее и календарное.

Для планирования в сложных системах (сборных командах различных уровней), где между конкретными мероприятиями и конечной целью организации, связи не очевидны и завуалированы, применяется планирование по методу «дерева целей». Суть этого метода состоит в определении генеральной (общей) цели. Определение исходного состояния следующий этап процесса планирования. От точности определения исходного состояния зависит эффективность процесса управления спортивной подготовки. Исходное состояние обычно определяют по разделам подготовки.

От масштабов цели и уровня исходного состояния, сроки достижения цели могут быть различными. Длительные сроки обычно делят на относительно короткие отрезки, периоды. На каждый период подготовки, определяются задачи. Как правило, они вполне конкретны, относятся к различным сторонам подготовленности и вместе обеспечивают необходимый рост уровня спортивного мастерства. Затем определяются мероприятия, которые необходимы для решения задач. Определение исполнителей запланированных мероприятий и ресурсов для их выполнения обязательный принцип осуществления планирования.

Возможность материально-технического обеспечения процесса подготовки, может, как ускорить, так и замедлить процесс достижения цели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В завершении, необходимо определить критерии эффективности, показатели, по которым будут оцениваться эффективность решения каждой из задач и степень достижения поставленных подцелей и общей цели.

Весь план оформляется в виде дерева на одном развернутом листе бумаги, что позволяет легко оценивать работы по каждому разделу подготовки.

При планировании подготовки сравнительно однородных объектов (отдельных спортсменов или экипажей), часто применяется метод сценария. Сценарий - это описание предполагаемых действий и событий. План-сценарий спортивной подготовки может быть использован для перспективного и календарного планирования. Он содержит в себе такие основные разделы:

• аналитический;

• прогностический;

• мероприятия;

• ожидаемые результаты;

• система контроля

• управление.

Аналитический раздел включает в себя:

• исходное состояние;

• оценку методов и средств подготовки

• оценку системы медицинского, материально-технического и научно-

го обеспечения.

Прогностический раздел:

• определение основных и подчиненных целей, вероятность их достижения, основные задачи по видам подготовки;

• систему внутренних и внешних ограничений.

Мероприятия плана:

• основные этапы подготовки, их характеристику (сроки этапов, основные задачи, распределение тренировочной нагрузки, соотношение средств и методов тренировки);

• мероприятия по отдельным видам деятельности (УТС, соревнования, ТО, ЭКО, УМО).

Ожидаемые результаты. В этом разделе описываются предполагаемые результаты по всем основным видам подготовки. Результативность соревновательной деятельности, в контрольных, основных и главных соревнованиях.

Система контроля и управления включает в себя систему:

• педагогического контроля;

• медицинского контроля;

• научного контроля.

С указанием времени проведения, условий приема тестов и средств обеспечения процесса.

На уровне сборных команд в олимпийских циклах применяется в основном «Комплексный целевой план подготовки». Его суть, в сравнительно легко обозримом виде представить сложный процесс многолетней подготовки группы спортсменов. Он характеризуется:

• ориентированностью не на ближайшие, а отдаленные цели;

• комплексностью подхода к решению задач многолетней подготовки;

• разделением процесса многолетней подготовки на отдельные качественно отличимые этапы подготовки;

• тесная связь между целями, задачами, мероприятиями.

Программа, представляет собой матрицу, в которой по горизонтали расположены отдельные этапы подготовки и календарные сроки их выполнения, по вертикали в графе каждого из этапов даются характеристики таких параметров:

• цели подготовки - конкретные результаты, достигнутые в конце каждого из этапов подготовки;

• ответственные тренеры, отвечающие за подготовку на отдельных этапах;

• спортсмены (их характеристика по различным составляющим специальной подготовленности и спортивный анамнез);

• задачи тренировочного процесса на различных этапах подготовки по разделам подготовки;

• организация процесса подготовки (характеристика особенностей на каждом из этапов);

• обеспечение подготовки (характеристика всех видов обеспечения на каждом из этапов);

• содержание подготовки (основные параметры тренировочных нагрузок на каждом из этапов);

• система контроля (контрольные упражнения, тесты, нормативы, сроки и условия их выполнения);

• ожидаемые результаты на каждом из этапов подготовки.

Особо необходимо остановиться на участии в соревнования в течении периода подготовки. Бессистемное участие в соревнования приводит к преждевременному расходованию энергетического ресурса спортсмена, повышенному износу материальной части, нерациональному расходованию значительных финансовых ресурсов и бюджета времени отведенного на процесс подготовки. Соревнования следует различать как цель и как средство процесса подготовки. Система соревнований рассматривается как важнейший универсальный механизм управления подготовкой спортсменов, определяющей содержание, направленность, структуру и эффективность тренировочного процесса. Главным соревнованиям сезона предшествуют подводящие соревнования, в задачи которых входит проверка эффективности соревновательной модели. Выявление резервов соревновательной деятельности и коррекция тренировочного процесса для реализации потенциала спортсмена в основных и главных соревнованиях.

В целевом планировании учебно-тренировочных сборов необходим комплексный подход, и они являются сложными организационными мероприятиями. Целевой план УТС включает в себя такие основные разделы:

• цели УТС - почему и для чего проводится сбор, какие конкретные результаты предполагается получить, как цели сбора согласованы с общим планом подготовки;

• задачи УТС - то, что необходимо решить по отдельным видам подготовки;

• организация работы на УТС - указываются сроки и место проведения, условия вызова спортсменов, принцип комплектования сбора, организация работы тренеров, организация всех видов обеспечения и контроля, общий распорядок дня;

• мероприятия на УТС - план-график учебно-тренировочной работы с указанием даты и часов работы, система контроля, план мероприятий по медицинскому и научно-методическому обеспечению, организация досуга спортсменов, план заседаний тренерского совета, мероприятия по повышению квалификации тренеров;

• система контроля - время, место, плановые контрольные нормативы, способы организации процесса.

Для оперативного планирования процесса подготовки (на месяц или этап) удобно применять графический план и логическую схему тренировочных занятий, дополняя их, при необходимости, объяснительной запиской. Логическая схема включает отдельные тренировочные циклы. Фиксируются краткое содержание и направленность занятий, реабилитационных мероприятий и дней отдыха.

Моделирование тренировочного занятия

В парусном спорте, в отличие от других видов спорта, тренировочная нагрузка по специальной подготовке непосредственным образом связана с погодными условиями тренировочного процесса, в основном с силой ветра. Длина светового дня, является также фактором, ограничивающим время трениро-

вок на воде. В качестве примера приведем построение тренировочных занятий в течение дня в зависимости от погодных условий на УТС в Сочи в период октябрь-март. Это основное место зимней подготовки сборных команд различного уровня в течении последних 25 лет.

Погодные условия в рассматриваемый период можно условно разделить на четыре типа:

• I тип утренний бриз, днем ветра нет (температура воды и суши примерно одинакова, при выраженном антициклоне).

• II тип утренний бриз, днем ветер есть (температура воду и суши заметно отличается, при выраженном антициклоне).

• III тип в течении дня ветер устойчивый, вдоль берега, с заметной волной (барический ветер при циклоне).

• IV тип по погодным условиям тренировки на воде невозможны (жестокий шторм).

Тренировки в течении дня различаются на:

• утренние - с восхода солнца (примерно с 6.30 до8) до 9 - 9.30 часов;

• дневные - с 11 до 16 часов;

• вечерние - с 19 до 20.30 часов.

При I типе погодных условий, утренняя тренировка планируется по СП с постановкой следующих задач:

• совершенствование техники управления яхтой;

• отработка элементов гонки;

• тестирование уровня СП и специальных физических качеств.

Дневная тренировка, по атлетической и теоретической подготовке, работе с материальной частью, решает следующие задачи:

• отработка на тренажерах отдельных элементов управления яхтой;

• развитие отдельных физических качеств и способностей;

• изучение отдельных разделов и тем теоретической подготовки;

• совершенствование материальной части или ее ремонт;

• тестирование и сдача контрольных нормативов за исключением СП;

• анализ и планирование.

Вечерняя тренировка, по атлетической подготовке решает задачи:

• компенсации неблагоприятных факторов окружающей среды и соревновательной деятельности.

При II типе погодных условий, утренняя тренировка планируется по СП с постановкой следующих задач:

• совершенствование техники управления яхтой;

• отработка элементов гонки;

• тестирование уровня СП и специальных физических качеств.

Дневная тренировка по СП решает задачи:

• совершенствование техники управления яхтой;

• отработка элементов гонки;

• развитие специальных физических качеств средствами СП;

• тестирование уровня СП и специальных физических качеств;

• соревновательная подготовка;

• отработка алгоритма устранения аварийных ситуаций и особых случаев в экстремальных ситуациях.

Вечерняя тренировка, по атлетической подготовке решает задачи:

• компенсации неблагоприятных факторов окружающей среды и соревновательной деятельности.

При III типе погодных условий, утренняя тренировка может быть по СП, теоретической и атлетической подготовке, с решением задач:

• совершенствование техники управления яхтой;

• отработка элементов гонки;

• тестирование уровня СП и специальных физических качеств;

• изучение отдельных разделов и тем теоретической подготовки;

• закрепление навыков и умений.

Дневная тренировка по СП решает задачи:

• совершенствование техники управления яхтой;

• отработка элементов гонки;

• развитие специальных физических качеств средствами СП;

• тестирование уровня СП и специальных физических качеств;

• соревновательная подготовка;

• отработка алгоритма устранения аварийных ситуаций и особых случаев в экстремальных ситуациях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вечерняя тренировка, по атлетической подготовке решает задачи:

• компенсации неблагоприятных факторов окружающей среды и соревновательной деятельности.

При IV типе погодных условий, утренняя тренировка по атлетической и теоретической подготовкам, решает задачи:

• отработка на тренажерах отдельных элементов управления яхтой;

• развитие отдельных физических качеств и способностей;

• изучение отдельных разделов и тем теоретической подготовки;

• тестирование и сдача контрольных нормативов за исключением СП;

• анализ и планирование;

Дневная тренировка, по атлетической и теоретической подготовке, работе с материальной частью, решает задачи:

• отработка на тренажерах отдельных элементов управления яхтой;

• развитие отдельных физических качеств и способностей;

• изучение отдельных разделов и тем теоретической подготовки;

• совершенствование материальной части или ее ремонт;

• тестирование и сдача контрольных нормативов за исключением СП;

• анализ и планирование.

Вечерняя тренировка, по атлетической подготовке решает задачи:

• компенсации неблагоприятных факторов окружающей среды и соревновательной деятельности.

Выработка и принятие управленческого решения

Решение является важнейшей функцией управленческой деятельности и представляет собой волевой акт в виде письменного или устного указания или распоряжения, которое тренер передает спортсмену или команде. Предпосылкой для принятия решения является ситуация, когда возникшая проблема мешает развивать систему или решать определенную задачу. Решение должно обладать такими признаками:

• быть результатом выбора из нескольких вариантов;

• основываться на рассуждении или обсуждении;

• быть направленным на достижении цели;

• завершаться организующими действиями по его выполнению контролю и оценке его эффективности.

Результаты этой деятельности являются основой для принятия последующих решений. Решения должны быть:

• научно обоснованными;

• целенаправленными;

• определенными;

• правомерными;

• законными;

• оптимальными;

• комплексными;

• своевременными;

• стимулировать;

• гибкими.

Решения могут различать по времени и масштабу воздействия и быть:

• оперативными;

• тактическими;

• стратегическими.

По внутренним факторам тренера, влияющим на принятие решения, они могут быть:

• аналитические;

• интуитивные;

• эмоциональные;

• волюнтаристские;

• свободные.

Управленческое решение это волевой акт, который подвергается воздействию как объективных, так и субъективных факторов. Важнейшие из которых:

• ценности;

• установка;

• мотивация.

Мотив придает окончательный смысл решению, отражая в тактике действия стратегию поведения или систему ценностей человека.

Организация действий

Согласно определению В.Г. Афанасьева, организация как функция управления «есть не что иное, как формирование управляющей и управляемой систем - объекта и субъекта управления». Объективный процесс специализации деятельности тренеров, как «узких» специалистов, особенно в спорте высших достижений, выдвигает на первое место вопросы организации их труда. Тренер в единственном числе не может эффективно решать все проблемы, связанные с отбором, обучением, базовой и индивидуальной подготовкой спортсменов. В этом отношении адаптивный подход, основанный на приспособлении структуры органа управления к конкретным требованиям организа-

ции, является наиболее перспективным. В практике выделяют следующие основные организационные формы структуры управления:

• линейная структура - спортсмен, или группа спортсменов по всем вопросам подготовки подчиняется только одному тренеру. Он, в свою очередь подотчетен только вышестоящему тренеру или руководителю, чем обеспечивается принцип единства руководства. Из недостатков такой формы структуры управления - перегруженность тренера решением вопросов не связанных с учебно-тренировочным процессом;

• функциональная структура - спортсмен подчиняется нескольким тренерам, каждый из которых выполняет свою функцию. Организация процесса подготовки с привлечением «узких специалистов», по месту жительства и на централизованных УТС, осуществляется разными тренерами, по единому плану подготовки;

• штабная структура - при тренере организуется специальный орган «штаб», который занимается разработкой стратегически важных вопросов и рекомендует их тренеру.

Система с ограниченным функционированием - суть её заключается в сочетании принципов специализации функций и единства руководства. В такой системе управления отдельные специалисты выполняют четко очерченный круг обязанностей и несут за них персональную ответственность. Осуществляет общее руководство и несет ответственность за весь тренировочный процесс Главный тренер, имеющий преимущественное право голоса по всем ключевым вопросам подготовки.

Функции организации в работе тренера реализуется также при организационном обеспечении занятий, что предполагает:

• подготовку материальной части;

• выбор места и времени занятий, согласно погодным условиям тренировочного процесса и конкретным задачам периода подготовки;

• выбор организационной формы занятия;

• распределение ролей и обязанностей в команде;

• обеспечение средствами технического сопровождения и объективного контроля процесса подготовки.

Регулирование и координация действий.

В процессе подготовки, спортсмен и команда подвергаются не только управляющим, но и возмущающим воздействиям, которые дезорганизуют этот процесс. Задача функции регулирования состоит в том, чтобы противостоять этим возмущающим воздействиям с целью поддержания на необходимом уровне параметров, важных для решения поставленных задач. Если организация как функция управления воздействует на структуру системы, отражает статику управления, то регулирование, воздействуя на функцию системы, отражает его динамику.

Учет, контроль и оценка деятельности.

Учет и контроль являются завершающими функциями в управленческом цикле. Учет в работе тренера это получение, обработка, систематизация и анализ сведений, отражающих процесс подготовки. Цель учета - накопление данных для принятия управленческого решения. Характер и объем сведений, под-

лежащих учету не всегда одинаков, и зависит от квалификации спортсмена. Чем выше квалификация, тем более подробным и индивидуализированным должен быть учет процесса подготовки.

Контроль как функция управления используется определения и оценки эффективности процесса подготовки, степени достижения поставленной цели или планового задания. В системе контроля выделяют следующие виды контроля:

• текущий - контроль действий спортсмена, его состояния в процессе тренировки и соревновательной деятельности, в период восстановления и отдыха.

• этапный - контроль эффективности подготовки за определенный этап или период.;

• углубленный контроль - углубленное обследование состояние организма спортсмена после завершения определенного этапа подготовки или годичного цикла.

Система контроля процесса подготовки может реализовываться следующими организационными формами:

• самоконтроль спортсмена. Его цель - текущий контроль динамики функций организма и реакций организма на тренировочную нагрузку. Текущего состояния погодных условий и характеристик материальной части;

• педагогический контроль. Его цель - определение эффективности процесса подготовки по показателям различных сторон подготовленности спортсмена (специальной, физической, технической, тактической и др.);

• научно-методический. Его цель получение дополнительных данных, характеризующих эффективность процесса подготовки;

• медицинский. Его цель профилактика и лечение заболеваний вызванных воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды и соревновательной деятельности.

Для определения состояния, как исходного, так и текущего необходимы тесты или контрольные нормативы. Их основной характеристикой является:

• Информативность.

• Доступность.

• Достоверность.

• Специфичность.

Единственным, интегральным тестом, характеризующим уровень спортивного мастерства в парусном спорте, является место на финише гонки. Однако, его основной недостаток его интегральность. Необходим высокий уровень компетентности для его дезинтеграции на составляющие элементы по различным сторонам специальной подготовленности яхтсмена.

Работа с информацией

Согласно положениям кибернетики, управление - это процесс получения, переработки, хранения и пересылки информации. Без информации никакая деятельность тренера невозможна. Но проблема информационного обеспечения заключается не в отсутствии сведений как таковых, а в выделении из потока данных тех сведений, которые могут быть действительно информативными. Очень важно преобразовать сведения в форму доступную для понима-

ния спортсменов. Процесс получения и переработки информации, включает этапы:

• сбор первичных данных, из которых не все будут информативными;

• группировка и обобщение собранных данных с учетом поставленных целей и задач, выделение данных по их значимости для принятия решения;

• выделение из данных собственно информации, её упорядочение и группировка, выбор наиболее информативных показателей.

Для сбора данных используются различные методы:

• наблюдение;

• учет выполненной работы в дневниках тренировок;

• анализ рабочей документации;

• анализ протоколов соревнований;

• изучение литературных источников;

• опрос спортсменов, тренеров и специалистов;

• инструментальную регистрацию показателей деятельности спортсменов;

• анализ научно-медицинских обследований и т.д.

По срочности получения информация может быть:

• текущей - применяемой для оперативного управления;

• периодической - используемой для принятия стратегических решений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• используемой для развития теории и методики спорта, формирования новых концепций. Этот вид информации накапливается на основе анализа передового опыта практической работы и специальных исследований.

По объекту изучения информация бывает:

• о собственных спортсменах;

• о конкурентах;

• об условиях предстоящих соревнований и местах подготовки;

• о применяемых образцах материальной части, оборудовании и экипировке;

• о материально-техническом и научно-методическом обеспечении.

Периодизация процесса подготовки.

Макроциклы в теории и практике спортивной подготовки различаются по длительности, специалисты выделяют годичные и олимпийские (четырех летние).

Макроциклы состоят из мезоциклов. В годичном макроцикле, как правило, 3 мезоцикла. Это связано, в нашем случае, с разными сроками Главных соревнований сезона и «сезонности» парусного спорта.

В спорте высших достижений на Олимпийский (четырехлетнем) макроцикл может приходится от 10 до 12 мезоциклов. Это связанно со сроками предстоящих Олимпийских игр и тем когда спортсмен приступил к подготовке после предыдущих Олимпийских игр. Для удобства планирования, особенно финансового, практическое планирование осуществляется на уровне годичных макроциклов, но при обязательном учете общих целей и задач Олимпийского макроцикла и уровня.

Проблемы планирования, в широком смысле, на уровне мезоциклов это

вопросы соотношения качества и количества периодов развития спортивной формы (ПРСФ), периодов сохранения спортивной формы (ПССФ), периодов отдыха (ПО).

Управление, процессом подготовки подразумевает сравнение модельных (предполагаемых) характеристик процесса и фактических, через определенные временной интервал и коррекцию фактического процесса для максимальноблизкого приведения его к моделируемому. Крайне важным, для управления, иметь объективную информацию о наиболее значимых и информативных (ключевых) составляющих процесса. Итак, для управления процессом подготовки необходимо:

• иметь модель или модельные характеристики;

• знать и уметь различать значимые и информативные составляющие процесса;

• определить временной интервал текущих исследований;

• определить разницу между фактическим и модельным процессом;

• определить, что и сколько корректировать.

Проблемы планирования, в широком смысле, на уровне микроциклов это вопросы соотношения отдельных тренировочных занятий различной направленности в зависимости от задач текущего микроцикла в периодах процесса подготовки (ПРСФ), (ПССФ), (ПО) с возможностью «кумулятивного» эффекта от каждого последующего занятия к предыдущему.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО

ФУТБОЛЬНОГО БИЗНЕСА

В.Н. Алексеев

Современный футбол является одним из наиболее «чистых» примеров развития потребительского рынка и близок по своей природе к сектору шоу-бизнеса. Неслучайно во всем мире стадионы используются и для концертов рок-групп, и для проведения футбольных матчей. Только в России концерты пока собирают больше публики, чем футбол, так как - классические продукты шоу-бизнеса гораздо лучше адаптированы к потребностям и спросу потребителей, чем наши футбольные команды. В основе успеха футбола как бизнеса лежит адекватное ожиданиям потребителя удовлетворение спроса на специфический товар - зрелище, игру, состязание. Успешная коммерциализация футбола в развитых странах объясняется, прежде всего, тем, что там на это зрелище существует устойчивый платежеспособный спрос. Природа этого спроса определяется логикой развития общества как общества потребления, в котором по мере роста дохода все меньшая его часть приходится на товары первой необходимости и все большая часть - на удовлетворение нематериальных потребностей и возможностей самовыражения людей. Владельцы и менеджеры западных футбольных клубов грамотно использовали рост этих потребностей и предложили своим потребителям (болельщикам) качественный продукт [1]. В соответствии со всеми канонами менеджмента они постоянно работают над повышением его качества и расширением своей доли рынка (аудитории болельщиков). И в Англии, и в Италии, и в других европейских странах на стадионы приходят люди всех слоев общества. Для каждой группы потребителей активно развиваются свои «потребительские пакеты», даже тради-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.