Научная статья на тему 'Периодизация подготовки яхтсменов высшей квалификации'

Периодизация подготовки яхтсменов высшей квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Периодизация подготовки яхтсменов высшей квалификации»

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ЯХТСМЕНОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

В.И. Акименко, Г.Е. Ковалев

Исторически парусный спорт как разновидность яхтинга, зародился в Европейских странах, имеющих 4 климатических сезона (весна, лето, осень и зима). Яхтинг и парусный спорт, в отличие от регулярного коммерческого судоходства, был преимущественно приятным досугом и развлечением, занимались им в удовольствие, и естественно выделялось время благоприятное (поздняя весна, лето и ранняя осень) и неблагоприятное для этих занятий. Так появилась первая система периодизации в парусном спорте включающая два периода - навигационный (основной) и переходной. Основные события подготовки и участия в соревнованиях осуществлялись в навигационный период. Переходной период служил для подготовки и изготовления, новых образцов материальной части, теоретических изысканий и анализа прошедшего навигационного периода. Границы периодов были размыты, и зависели от погодных условий места проведения соревнований и сроках, о которых заранее договорились влиятельные собственники яхт. Календаря соревнований в традиционном понимании этого слова не было. Были различного уровня визиты членов яхт-клубов для контактов и участия по этому случаю в соревнованиях. Влияние материальной части на спортивный результат в это время было подавляющим, парусные гонки представляли собой соревнование конструкторской мысли и современных технологий. Основной проблемой объективизации спортивного результата людей участвующих в парусных соревнованиях было определение справедливой оценки ходовых качеств яхт и уравнивание шансов участников соревнований. Для этого появились различные системы гандикапов, формулы проектирования яхт одного класса, в конце концов, яхты монотипы. С возникновением монотипов, коренным образом изменился удельный вес «человеческого фактора» в спортивном результате. Так парусный спорт развивался с первой половины 17 века и до практически 19 века.

Рис.1. Количество классов на Олимпиадах и соответствующий им период проведения соревнований

Со временем, к средине 19 - началу 20 века, парусный спорт стал еще более массовым и демократичным, и как социально и культурно значимый вид деятельности человека был включен в олимпийскую программу. Сроки олимпиад были достаточно протяженными во времени, что накладывало отпечаток на систему подготовки к ним (график 1).

К местам гонок яхтсмены зачастую добирались в тех же яхтах, на которых принимали участие в олимпийских играх, что требовало подготовки материальной части после тяжелого морского перехода к соревнованиям. Все эти особенности олимпийского парусного спорта изменили отношение и к периодизации подготовки яхтсменов. К выше названным периодам некоторые теоретики парусного спорта добавляли еще два - подготовительный и заключительный. Другие специалисты, при сохранении двух периодов подготовки, навигационный период делили на две части подготовительную и соревновательную, считая, что в годичном цикле выделяются три периода подготовки (подготовительный, соревновательный и переходной). В этом сказалось влияние бурно прогрессирующей теории и методики спортивной подготовки. Перенос и обобщение знаний из других видов спорта, в первую очередь циклических, скоростно-силовых и сложно-координационных. Влияние постоянны развивающихся и изменяющихся различных систем и теоретических построений периодизации подготовки в спорте высших достижений ощущалось в периодизации подготовки яхтсменов, особенно отечественных, и до настоящего времени.

Одновременно совершенствовались и правила соревнований, для этого яхт-клубы объединялись в различные гоночные союзы, и ровно сто лет назад (в 1907 году) возник 1УЯи - международный яхтенный гоночный союз. Ассоциации классов, при поощрении 1УЯи, начали активно формировать свой календарь соревнований, помимо чемпионатов различных уровней, стали появляться традиционные регаты - комплексные мероприятия в которых участвовали несколько наиболее популярных международных классов и олимпийские классы яхт. Парусные и яхтенные федерации при поддержке правительства своих стран, всеми способами повышали общественную и социальную значимость проводимых ими регат. По сумме результатов в нескольких регатах стали определяться лучшие спортсмены класса в мире, появился Кубок мира, который вручался по итогам прошедшего года. Традиционно награждение Кубком мира проходит весной в ходе Иерской регаты на юге Франции. Со временем официальное название этих соревнований стало «Иерская олимпийская неделя Франции», что подчеркивает значение для правительства страны значимость соревнований. Эти события оказали огромное, если не основное влияние на формирование различных подходов к периодизации подготовки яхтсменов высшей квалификации.

Со средины 20 века спортивный сезон стал удлиняться, и география соревнований стала расширяться, в этом прослеживается целенаправленная политика ассоциаций классов, 1УЯи, Международного Олимпийского Комитета, появились места соревнований вблизи и за экватором. Парусный спорт высших достижений стал терять свой явно выраженный сезонный характер.

Таким образом, к началу 70 годов прошлого века, периодизация уже рассматривалась как организация тренировочного процесса на основе неких базовых единиц. Этими единицами являются:

• отдельное тренировочное занятие;

• микроцикл;

• мезоцикл;

• макроцикл.

Отдельное тренировочное занятие состоит из упражнений, подобранных таким образом, чтобы достичь определенной цели. В парусном спорте перед спортсменом, как правило, ставятся следующие цели:

• увеличение ходовые характеристик материальной части (как оптимизацией техники управления яхтой, так и совершенствованием материальной части, оптималь-

ным сочетанием физических характеристик экипажа погодным условиям и используемым образцам материальной части при достигнутом уровне управлении яхтой);

• повышение эффективности тактических действий в отношении соперников, и соответствии стратегических задач соревнования текущим задачам гонки.

В качестве промежуточной цели, может ставиться задача преимущественного развития отстающих физических качеств и способностей (необходимых для эффективного управления яхтой), как правило, средствами общей и специальной физической подготовки которые иногда выполняют функции коррекции психо-функционального состояния яхтсменов.

Микроцикл состоит из определенного количества тренировочных занятий, как правило, от двух до шести (тренировочная неделя). На протяжении микроцикла последовательно либо одновременно, решаются задачи совершенствования, различных компонентов структуры специальной подготовленности яхтсмена. Количество тренировочных занятий на протяжении микроцикла, их интенсивность и продолжительность, подбор упражнений и количество их повторений зависит от текущих целей очередного периода. Очень важным обстоятельством при подборе направленности и характеристик отдельных тренировочных занятий - сохранение кумулятивного эффекта процесса, когда воздействие на организм спортсмена нагрузки усиливается предыдущей. Следует помнить, что уровень нагрузок в микроцикле у яхтсменов зависит от погодных условий процесса специальной подготовки. Среди микроциклов могут встречаться и так называемые восстановительные - в этот период нагрузки существенно снижаются либо вовсе отсутствуют, а основной упор делается на лечебновосстановительные мероприятия. Цель таких микроциклов - дать организму отдых перед очередным увеличением нагрузки либо перед началом следующего мезоцикла. Есть также и соревновательные микроциклы, их задачей является, в зависимости от ситуации - поддержание формы в промежутке между стартами и создание условий для демонстрации спортсменами высших спортивных достижений в конкретном соревновании.

Мезоцикл состоит из микроциклов, подобранных для достижения выбранной цели. Мезоцикл, как правило, заканчивается соревнованием, которые мы рассматриваем и как цель и как средство спортивной подготовки (в зависимости от целей и задач мезоцикла). А занятое место в соревнованиях - это объективный интегральный показатель, соответствия текущего уровня специальной подготовленности спортсмена и особенностей структуры соревновательной деятельности в конкретных условиях прошедших гонок.

Иногда выделяют также «адаптационный» или «ознакомительный» мезоцикл, целью которого является адаптация спортсмена к тренировочному ритму после длительного перерыва в тренировках, связанного, например, с травмой, родами (для женщин) или переходом из одного класса яхт в другой. Продолжительность «ознакомительного» мезоцикла зависит от продолжительности перерыва в тренировках. «Ознакомительный» мезоцикл (только более длительный по времени) необходим и только приступающим к регулярным тренировкам.

Макроцикл объединяет несколько мезоциклов и подчинен достижению определенной задачи. Для кого-то это отбор и участие в соревнованиях, получение места в рейтинге или сборной команде по их итогам, для кого-то победа в них. Соответственно, подбор и продолжительность мезоциклов, из которых состоит макроцикл, тоже может быть разной. Важнейшей частью технологии построения тренировочного процесса является то, что только с внешней стороны этот процесс выглядит как дискретный, расчлененный, состоящий из отдельных элементов, умозрительно формируемых в линейную комбинацию стандартных частей - типовых микроциклов, из которых, «как из детских кубиков», выстраиваются более крупные части (мезоциклы), которые, в свою очередь, объединяются (по такому же принципу) в макроциклы отдаленные друг от друга интервалами. Основное же значение в результативности тренировочного

процесса имеют скрытые связи и взаимодействие между этими элементами, которые воплощаются в преемственности эффекта влияния от их воздействия, базирующиеся на объективных закономерностях, предопределяющих формирование заданного уровня тренированности.

В первой половине 70 - х годов прошлого столетия, выдающимися яхтсменами - практиками (В .Г. Манкиным, В. Кувайде, Э. Вагнером) не имеющих физкультурного образования (резко снижающего влияние Т и М ФК и перенос теоретических инноваций из других видов спорта), эмпирическим путем было установлено, что при любой теоретической форме периодизации в макроцикле (годичном), все равно к практически к каждым соревнованиям внутри экипажа осуществляется подготовка, а после участия в них - отдых, и при переходе на круглогодичную подготовку в годичном макроцикле, может быть несколько мезоциклов или этапов, от трех и более. Каждый, из которых включает период подготовки к соревнованиям, участие в них и отдых после соревнований (период развития спортивной формы, период сохранения спортивной формы и период отдыха). Впервые, теоретически эти принципы были сформулированы в «Комплексном целевом плане» при подготовке к олимпиаде 1992 года в Барселоне, но дальнейшее развитие получили в «Комплексном целевом плане» при подготовке к олимпиаде 2004 года в Афинах. Так как «Комплексный целевой план подготовки сборной команды к олимпийским играм», документ ограниченного доступа и имеющий гриф «Для служебного пользования», его цитируют крайне редко, и узкий круг специалистов. Суть изложенных в этих документах принципов периодизации подготовки яхтсменов высшей квалификации, в олимпийском цикле в общих чертах заключается в следующем:

• к предполагаемым погодным условиям, на месте и в сроки соревнований олимпийских игр, подбираются места похожие по условиям для проведения отборочных соревнований. Для организации процесса подготовки, подбираются места с погодными условиями необходимыми для решения текущих задач спортивного совершенствования яхтсменов, и на основании этого формируется календарь мероприятий;

• в годичном цикле предусматривается выход спортсменов на три уровня готовности в зависимости от сроков проведения главных соревнований сезона (весенний, летний и осенний);

• система соревнований рассматривается как важнейший универсальный механизм управления подготовкой яхтсменов, определяющей содержание, направленность, структуру и эффективность тренировочного процесса;

• главным соревнованиям, предшествуют подводящие соревнования, в задачу которых входит проверка эффективности соревновательной модели, выявление резервов соревновательной деятельности с последующей коррекцией процесса подготовки, для более полной реализацией спортсменом своих возможностей в основных и главных соревнованиях

В то же время, в большом количестве публикаций конца 90-х убедительно показано, что основополагающим принципом, предопределяющим формирование действительно научной теории спортивной подготовки, являются единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности. Именно ориентация на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности, позволяющей добиться планируемого спортивного результата, и обеспечение соответствующей этой задаче структуры подготовленности спортсмена, являются основой рационального построения спортивной подготовки, развития ее теории.

Такой подход, позволяет в каждом конкретном случае выявить факторы, определяющие уровень спортивных достижений, и органически увязать их с индивидуальными психофизиологическими и физическими особенностями спортсмена, установить субординационные отношения между составляющими соревновательной деятельности и подготовленности, возможные границы колебаний и компенсаторные возможности различных характеристик. В этом случае создаются должные предпосылки для упоря-

дочения процесса управления, увязывания структуры соревновательной деятельности и соответствующей структуры подготовленности с методикой диагностики различных функциональных возможностей спортсменов, формированием моделей различного уровня, системой отбора и ориентации подготовки спортсменов, средствами и методами совершенствования различных сторон подготовленности и, естественно, общей структурой и содержанием этапов многолетней подготовки, макроциклов и периодов подготовки, мезоциклов, микроциклов, тренировочных занятий и их частей. Конкретному экипажу или спортсмену, в зависимости от многолетнего этапа спортивного совершенствования ставились задачи на каждый годичный макроцикл олимпийского четырехлетия. Эти задачи по содержанию можно объединить в несколько групп, как общих, так и по конкретным разделам подготовки:

• в первый год олимпийского цикла;

• во второй год олимпийского цикла;

• в третий год олимпийского цикла;

• в завершающий период до олимпийских игр.

Завершающий период может иметь различную длительность, связанную со сроками проведения олимпиады и после окончания соревнований практически заканчивает цикл подготовки. Встречаются варианты планирования завершающего этапа олимпийского цикла, распространяющего задачи подготовки и после календарного окончания олимпиады. Как правило, это бывает в случае неудачного выступления на олимпиаде или когда мастерство спортсмена не позволяет ему отобраться в олимпийскую команду.

НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ТВОРЧЕСКОМ

СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ КАФЕДРОЙ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФУТБОЛА ГУФК ИМ. П.Ф. ЛЕСГАФТА С НЕЛЮБИТЕЛЬСКИМ ФУТБОЛЬНЫМ КЛУБОМ «ДИНАМО» САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

В.Н. Алексеев

Несмотря на значительное количество научных работ, диссертаций, в футболе есть много неисследованных проблем. Кроме того, в вопросах управления развитием российского футбола и его организации на современном этапе появляются новые формы работы, а старые, ранее казалось бы, решенные проблемы стали предметом научного анализа.

Одно из направлений научно-исследовательской работы мы видим в сотрудничестве между преподавателями кафедры теории и методики футбола СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта и руководителями футбольного клуба «Динамо» Санкт-Петербург.

Такое творческое сотрудничество наиболее зримо раскрывается в нашей совместной деятельности, а что касается совместной творческой активности, то она направлена, прежде всего, на:

• сознательное отношение к данной проблеме;

• понимание ее важности;

• творческий характер;

• сознательное применение имеющегося опыта на практике.

На совместном совещании сторон в конце 2006 года были сформулированы конкретные предложения и задачи, подобраны методы для их решения, проанализированы имеющиеся наработки, т.к. определенный опыт совместной работы уже есть.

Прежде всего, нами был составлен план проведения мероприятия на 2007 год, который предлагает кафедре футбола оказать помощь футбольному клубу в решении следующих задач:

• разработать научно-методические материалы и рекомендации тренерам профессиональной команды, тренерам ДЮСШ, фарм-клуба и молодежной команды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.