УДК 797.14; 797.148
СРЕДСТВА ОБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЯХТСМЕНОВ
Владислав Иванович Акименко, кандидат педагогических наук, доцент,
Ирина Витальевна Русакова, кандидат педагогических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматривается применение средств объективного контроля для объективизации оценки технической подготовленности высококвалифицированных яхтсменов, сравниваются предложенная система контроля, с традиционной системой.
Ключевые слова: техническая подготовленность, техника управления, система объективного контроля, дефрагментация хронометража выполнения отдельных технических элементов, визуальная экспертная оценка.
MEANS OF THE OBJECTIVE CONTROL FOR ESTIMATION OF HIGHLY SKILLED YACHTSMEN'S LEVEL OF TECHNICAL READINESS Vladislav Ivanovich Akimenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Vitalevna Rusakova, the candidate of pedagogical sciences,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article analyzes the application of means of objective control for objective estimation of highly skilled yachtsman's technical readiness, the offered monitoring system are compared with the traditional system.
Keywords: technical readiness, management techniques, system of objective control, defragmentation of timing of performance of separate technical elements, visual expert estimation.
Согласно имеющимся в специальной литературе данным [2,3], в структуре подготовленности высококвалифицированных яхтсменов, выделяются следующие стороны: техническая, тактическая, физическая, морально-психологическая, теоретическая или интеллектуальная и деятельность спортсменов по подготовке материальной части.
В результате собственных исследований [1] выявлено, что каждая из сторон подготовленности яхтсменов имеет практически равный вклад в обеспечение высоких спортивных результатов (разница в пределах 1,5%). Вместе с тем полученные данные дают основание утверждать, что наибольший вклад в обеспечение высоких спортивных результатов имеет деятельность яхтсменов по подготовке материальной части (17,31%). Несколько меньший вклад в обеспечение высоких спортивных результатов у тактической (17,19%) и теоретической (17,02%) сторон подготовленности. Физическая и моральнопсихологическая стороны подготовленности соответственно имеют вклад 16,34% и 16,14%, что незначительно ниже, чем у предыдущих сторон подготовленности. Наименьший вклад обеспечение высокого спортивного результата имеет техническая подготовленность - 15,97%.
Однако если речь идет о спортсменах высокого класса, соревновательная деятельность которых характеризуется исключительно острой конкуренцией, даже незначительное преимущество по любой из сторон подготовленности спортсменов может решить исход спортивной борьбы в пользу одного из экипажей.
Вклад уровня развития технической подготовленности в обеспечения высокого спортивного результата практически такой же, как и других сторон специальной подготовленности яхтсмена. В то же время, высокий и разносторонний уровень управления
яхтой - залог безопасности на воде спортсменов и сохранности дорогостоящей материальной части.
Традиционно, уровень технической подготовленности, оценивается хронометрированием и визуальной экспертной оценкой качества выполнения отдельных технических маневров по управлению яхтой [3]. Техника выполнения маневров по управлению яхтой яхтсменами, оценивается с точностью до одной секунды, причем маневры не дефрагментируются на фазы. Визуально, эксперты оценивают, насколько яхтсмены контролируют яхту (допускают изменение крена и раскачивание яхты, заполаскивание парусов) при выполнении хронометрируемых маневров. Скорость яхты до и после выполнения маневра не оценивается, так как без системы объективного контроля, это невозможно оценить визуально. Например, оценивая выполнение поворота оверштаг с применением системы объективного контроля, можно зафиксировать не только за какое время он был выполнен (с точностью до 0,01 секунды), но и с какой скоростью яхта шла до начала выполнения поворота, с какой скоростью она из него вышла и через какое время она набрала скорость с какой шла до выполнения поворота. При этом хронометраж самого поворота можно дефрагментировать на то, как изменялась скорость, когда экипаж входил в яхту при приведении, яхта пересекала линию ветра, насколько происходило торможение рулем при одерживании яхты на новом галсе и насколько в этом участвует масса экипажа, ускоряя или замедляя скорость движения яхты. Такая информация дает возможность отрабатывать отдельные элементы поворота «оверштаг» качественно улучшая его выполнение в целом и соизмерять его выполнение со скоростью яхты то, что невозможно было сделать без применения системы объективного контроля.
Технику управления яхтой на галсе, большинство яхтсменов как тренировали, так и тестируют в основном в спарринге, что имеет вероятностный характер и крайне субъективно в оценке. Личность спарринг-партнера имеет огромное значение в работе над техникой управления яхтой. Спарринг-партнера необходимо подбирать по потребности совершенствования того или иного элемента структуры соревновательной деятельности. Не всегда спортсмены, блестяще управляющие яхтой на лавировке, так же хорошо ведут яхту на полном курсе. Очень сильно различается техника управления яхтой конкретным спортсменом в зависимости от погодных условий, что так же необходимо учитывать при подборе спарринг-партнеров. Особая проблема, уровень мотивации спарринг-партнеров, а также эмоциональный и психологический фон, на котором происходит процесс подготовки и тестирования. Всех этих негативных особенностей, лишена методика совершенствования техники управления яхтой, предлагаемыми средствами объективного контроля. По записанному треку можно:
- определить индивидуальную манеру управления яхтой присущую конкретному спортсмену;
- сравнить его технику управления яхтой с техникой ведения яхты лучшими спортсменами мира;
- определить где и на каких участках галса происходят потери скорости;
- и целенаправленно работать над совершенствованием именно этих элементов ведения яхты;
- проследить изменение техники управления яхтой в зависимости от изменения погодных условий и оценить целесообразность этих изменений.
Таким образом, применение предложенной нами системы объективного контроля, для оценки уровня технической подготовленности высококвалифицированных яхтсменов, позволяет:
- определять технический уровень яхтсменов, как и в специальных тестированиях, так и в ходе соревновательной деятельности любого ранга;
- повысить точность измерений до 0,01 секунды;
- дефрагментировать выполнение маневров на отдельные фазы его выполнения;
- оптимизировать процесс технической подготовки в парусном спорте;
- создать базу данных, особенностей технического мастерства лучших яхтсменов мира;
- создать предпосылки для дистанционно управляемого процесса подготовки в парусном спорте (виртуальный тренер).
Разработанная кафедрой в содружестве с фирмой «С-Мар» система объективного контроля представляет собой: оригинальное устройство «Sport Recorder» и программное обеспечение к нему (Sport Track) для записи траектории движения яхты в режиме реального времени. Система объективного контроля процесса подготовки и соревновательной деятельности в парусном спорте, позволяет записывать траекторию движения яхты на электронную карту и впоследствии дефрагментировать полученные элементы для их анализа (рис.1-2). В процессе подготовки сборной команды России система была опробована на УТС, получила высокую оценку специалистов и была рекомендована к её широкому применению в практику подготовки спортсменов высшей квалификации.
Рис. 1. Трек 1 движение яхты в
,г, Рис. 2. Трек 2 в гонке № 1 нарезаны лавировки
гонке №1 ^ ft-
Испытания проводилась сборной России по парусному спорту не только в России, но и Греции, Италии, Испании, Франции. Накоплен банк данных треков и видеоизображений.
Получены высокие результаты применения устройства «Sport Recorder» и программного обеспечение к нему (Sport Track) и в соревновательной практике парусного спорта. На первенстве мира в классе «470» среди юниоров и чемпионатах мира в классах «49-й» и «Финн» с её помощью многочисленные зрители наблюдали ход спортивной борьбы в собственных домах виртуального пространства своих персональных компьютеров. А специалисты и спортсмены получили ценнейшую информацию для анализа и коррекции тренировочных программ сделанных на основании анализа этой информации. На сегодняшний день рынок предлагает множество устройств для записи траектории движения транспортного средства, к которым можно отнести и спортивные яхты. Однако, только немногие из них способны, как и наше устройство «Sport Recorder», работать в жестких условиях агрессивной среды - морской воде, быть ударопрочным и достаточно долго работать на собственных источниках энергообеспечения. Особое значение в подобной системе отводится уникальному программному обеспечению «Sport Track» не
имеющему аналогов в мире, позволяющему получать все характеристики движения яхты в любой точке траектории, с заданным интервалом расстояния или времени, дефрагментировать траекторию на отдельные составляющие и оценивать качество выполнения маневров по управлению яхтой с позиции изменения скорости её движения в любой момент нахождения под контролем системы. Полученные файлы трека, можно передавать по сети в любое место, где есть интернет. Тренер может корректировать процесс совершенствования технической подготовленности яхтсменов, не находясь физически с ними в местах проведения УТС или соревнований. Это открывает новые возможности для оптимизации тренировочного процесса спортсменов, не собирая их единовременно в одном месте, где по погодным условиям они должны решать различные задачи совершенствования технической подготовленности и привлечению к работе с ними наиболее квалифицированных специалистов
ЛИТЕРАТУРА
1. Акименко, В. И. Введение в специализацию. Парусный спорт : учебнометодическое пособие I В.И. Акименко, С.А. Машовец, И.В. Русакова ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2004. - 90 с.
2. Григорьев, Н.В. Парусный спорт : учебное пособие I Н.В. Григорьев, Б.Б. Ло-бач-Жученко. - М. : Физкультура и спорт, 1954. - 233 с.
3. Лавров, И.П. Парусный спорт : учебное пособие для тренеров I И.П. Лавров. -М. : Физкультура и спорт, 1966. - 255 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 373.1:371.8
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕЧЕНСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
Саид-Али Махмудович Аслаханов, кандидат педагогических наук,
Чеченский государственный педагогический институт,
Чеченская Республика, г. Грозный
Аннотация
В статье представлены материалы исследований автора по выявлению факторов, определяющих необходимость использования национальных подвижных игр и физических упражнений в практику физического воспитания школьников Чеченской Республики. Народно-национальные средства физического воспитания содействуют дальнейшему расширению мировоззрения школьников, их идейно-нравственному воспитанию. Они несут в себе историко-познавательную ценность, приобщают к богатейшему наследию общества, активно содействуют патриотическому и интернациональному воспитанию.
Ключевые слова: национальные подвижные игры, Чеченская Республика, физическое воспитание школьников.
FACTORS DEFINING THE NECESSITY IN APPLICATION OF NATIONAL OUTDOOR GAMES AND PHYSICAL EXERCISES IN PRACTICE OF PHYSICAL TRAINING OF PUPILS AT CHECHEN REPUBLIC SCHOOLS
Said-Ali Mahmudovich Aslahanov, the candidate of pedagogical sciences,
The Chechen State Pedagogical university,
Chechen Republic, Grozny
Annotation
The article presents the materials of author’s researches on revealing the factors defining the necessity of national outdoor games and physical exercises application in practice of physical training of