Научная статья на тему 'О некоторых аспектах повышения технико-тактического мастерства спортивного резерва в парусном спорте'

О некоторых аспектах повышения технико-тактического мастерства спортивного резерва в парусном спорте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРУСНЫЙ СПОРТ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / ЯХТСМЕНЫ / ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / РЕГАТА / SAILING / TECHNICAL AND TACTICAL SKILLS / SPORTS RESERVE / YACHTSMEN / TACTICS / REGATTA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашкинази Сергей Максимович, Кочергин Андрей Николаевич, Рябчиков Вадим Владимирович, Куликов Владимир Семенович, Бавыкин Евгений Александрович

В статье рассматриваются некоторые аспекты повышения технико-тактического мастерства спортивного резерва в парусном спорте. Подчеркивается возрастание значимости технико-тактического мастерства в качестве фактора успешности соревновательной деятельности в связи с изменениями, которые произошли в форматах регат. Характеризуются тактические приемы и манипуляции, которые используются яхтсменами против соперников в ходе регат. В целях развития технико-тактического мастерства яхтсменов спортивного резерва и частичного решения проблемы, связанной с небольшой продолжительностью навигационного периода в России, предлагается использовать гарнитуру виртуальной реальности, создающую 360-градусные интерактивные видео тренировок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ашкинази Сергей Максимович, Кочергин Андрей Николаевич, Рябчиков Вадим Владимирович, Куликов Владимир Семенович, Бавыкин Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of upgrading the technical and tactical skills of sports reserve in sailing

The article considers some aspects of upgrading the technical and tactical skills of sports reserve in sailing. It emphasizes the increasing importance of the technical and tactical skills as a factor of success of competitive activities due to the changes that have occurred in the format of regattas. The authors describe some tactics and techniques used by yachtsmen against rivals during regattas. They suggest using the virtual reality headset, which creates 360-degree interactive videos of training in order to develop the technical and tactical skills of the sports reserve yachtsmen and to solve partly a problem related to the short duration of the navigation period in Russia. The study is being made within the frames of the state task for the Lesgaft State University, Saint-Petersburg, to carry out the scientific research following the topic «Development of the scientifically proved proposals upon the increase of the technical and tactical skills and perfection of the psychological and pedagogical support of the sports reserve in sailing» (on the basis of the Order of the Ministry of Sport under № 1034, dated 14th, December 2018).

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах повышения технико-тактического мастерства спортивного резерва в парусном спорте»

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.05.2019

УДК 797.14

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ПАРУСНОМ СПОРТЕ

Сергей Максимович Ашкинази, доктор педагогических наук, профессор,

Андрей Николаевич Кочергин, кандидат педагогических наук, Вадим Владимирович Рябчиков, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Семенович Куликов, кандидат технических наук, доцент, Евгений Александрович Бавыкин, кандидат педагогических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые аспекты повышения технико-тактического мастерства спортивного резерва в парусном спорте. Подчеркивается возрастание значимости технико-тактического мастерства в качестве фактора успешности соревновательной деятельности в связи с изменениями, которые произошли в форматах регат. Характеризуются тактические приемы и манипуляции, которые используются яхтсменами против соперников в ходе регат. В целях развития технико-тактического мастерства яхтсменов спортивного резерва и частичного решения проблемы, связанной с небольшой продолжительностью навигационного периода в России, предлагается использовать гарнитуру виртуальной реальности, создающую 360-градусные интерактивные видео тренировок.

Ключевые слова: парусный спорт, технико-тактическое мастерство, спортивный резерв, яхтсмены, тактические приемы, регата.

SOME ASPECTS OF UPGRADING THE TECHNICAL AND TACTICAL SKILLS OF

SPORTS RESERVE IN SAILING

Sergey Maksimovich Ashkinazi, the doctor of pedagogical sciences, professor, Andrey Nikolaevich Kochergin, the candidate of pedagogical sciences,

Vadim Vladimirovich Ryabchikov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Vladimir Semenovich Kulikov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Evgenii Alexandrovich Bavykin, the candidate of pedagogical sciences, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article considers some aspects of upgrading the technical and tactical skills of sports reserve in sailing. It emphasizes the increasing importance of the technical and tactical skills as a factor of success of competitive activities due to the changes that have occurred in the format of regattas. The authors describe some tactics and techniques used by yachtsmen against rivals during regattas. They suggest using the virtual reality headset, which creates 360-degree interactive videos of training in order to develop the technical and tactical skills of the sports reserve yachtsmen and to solve partly a problem related to the short duration of the navigation period in Russia. The study is being made within the frames of the state task for the Lesgaft State University, Saint-Petersburg, to carry out the scientific research following the topic «Development of the scientifically proved proposals upon the increase of the technical and tactical skills and perfection of the psychological and pedagogical support of the sports reserve in sailing» (on the basis of the Order of the Ministry of Sport under № 1034, dated 14th, December 2018).

Keywords: sailing, technical and tactical skills, sports reserve, yachtsmen, tactics, regatta.

ВВЕДЕНИЕ

Одно из актуальных направлений повышения технико-тактического мастерства спортивного резерва в парусном спорте связано с необходимостью системного и

целенаправленного обучения яхтсменов приемам противодействия соперникам в ходе регаты. Конкретный яхтсмен (или экипаж) во время соревнований неизбежно контактирует в той или иной степени с определенным количеством соперников. Причем физические перемещения яхт по воде относительно друг друга представляют собой лишь видимую часть конкуренции в борьбе за победу. Маневры, которые совершают яхты, в значительной степени отражают взаимоотношения соперничающих яхтсменов, а также их замыслы, намерения, цели, атакующие и ответные приемы.

Значение тактических приемов, используемых яхтсменами, возросло в связи с различными изменениями, которые произошли в форматах регат. Например, начиная с 2008 года в программу Олимпийских игр были введены медальные гонки, к которым допускаются по десять лучших экипажей по итогам предварительной серии, состоящей из десяти гонок. Очки за медальную гонку равны месту «с коэффициентом два», то есть удваиваются. Соответственно, значение такой гонки в силу ее влияния на окончательный результат многократно возросло.

Тенденция к уменьшению продолжительности гонок, «тесные» дистанции, унификация материальной части в парусном спорте с целью уравнивания шансов яхтсменов в совокупности способствовали возрастанию значимости технико-тактического мастерства в качестве фактора успешности соревновательной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В литературе, посвященной парусному спорту, выделяют различные приемы и манипуляции, которые используются яхтсменами против соперников в ходе регат. Кроме того, выделяют наиболее типичные ситуации, в которых яхтсмены, особенно молодые, совершают наибольшее количество ошибок технико-тактического характера. Например, О. А. Ильин отмечает, что чем менее определённа обстановка в парусной гонке, тем сильнее у недостаточно опытных гонщиков желание действовать «как все» [4]. Часто молодые яхтсмены, обогнув нижний знак, двигаются в хвосте флота, теряя в высоте и в ходе вместо того, чтобы отвернуть на чистый ветер.

Еще одна довольно распространенная ситуация заключается в том, что опытный яхтсмен на старте манипулирует другими, демонстрируя осторожность, медленно и аккуратно маневрируя и находясь на приличном расстоянии от стартовой линии. Молодые яхтсмены часто начинают подражать таким действиям, действуя аналогичным образом. Но в момент стартового сигнала молодые яхтсмены неожиданно обнаруживают себя далеко от стартовой линии и без хода, а вот опытный спортсмен, который ими манипулировал, пересекает линию, начиная гонку вовремя и в нужном месте.

Достаточно часто опытные гонщики пытаются использовать против других спортсменов приём «сбивание в кучу», основывающийся на манипуляциях действиями соперников. Обогнув нижний знак, лидирующий яхтсмен «накидывает» контргалс и занимает позицию жесткого контроля по отношению к следующему спортсмену. Если второй яхтсмен поступает по отношению к третьему точно так же, то лидер «открывает кран», ослабляя контроль, чтобы побудить второго сохранить свою позицию контроля по отношению к следующим соперникам. Таким образом, возникает цепочка из парусных судов, которая позволяет лидирующему яхтсмену контролировать действия не только непосредственно следующего за ним спортсмена, но и значительной части группы преследователей. Манипулируя соперником, лидирующий яхтсмен тем самым побуждает ближайшего конкурента совершать определенные действия в своих интересах.

Вышеописанный прием используется опытными яхтсменами и в ситуации, возникающей сразу после огибания верхнего знака. В данной ситуации опытные яхтсмены совершают действия, направленные на то, чтобы сгруппировать ближайших соперников в своих интересах, «завести» их на борьбу за чистый ветер, «отбросить» их как можно выше от генерального курса на знак. При этом они пытаются вовремя уйти вниз, что дает чистый

ветер, а позднее и более острый курс при подходе к следующему знаку.

Необходимо отметить, что тактические приемы борьбы на дистанции, которые используются в парусном спорте, часто систематизируют, объединяя в различные группы. В частности, систематизацию тактических приемов, базирующихся на психологическом воздействии на соперников, осуществил О. А. Ильин [4]. Он выделил три основных группы таких приемов:

1) манифестация истинных целей - речь идет о приемах прямого действия, основу которых составляет демонстрация яхтсменами своего превосходства (истинного или ложного);

2) демонстрация ложных целей - данная группа включает приемы, имеющие целью введение соперников в заблуждение в целях управления и манипулирования ими;

3) всевозможные комбинации - эта группа включает различные сочетания приемов из первых двух групп.

По мнению известного американского тренера, консультанта олимпийской команды США по парусному спорту Д. Пэрри успешность соревновательной деятельности яхтсмена в значительной степени зависит от знания разнообразных тактических приемов и умения их использовать в соответствии со складывающейся в ходе регаты ситуацией. Яхтсмен, как он отмечает в своей работе, должен быть всё время готов к тому, что во время парусной гонки откроется возможность применить нужный прием [8]. Значимость своевременного использования тактических приемов в парусных гонках подчеркивает в своей работе и известный английский тренер, подготовивший нескольких олимпийских чемпионов, Дж. Солтонстолл [9].

Рассматривая вопросы развития технико-тактического мастерства яхтсменов спортивного резерва в России, следует выделить проблему, связанную с небольшой продолжительностью навигационного периода, который продолжается не более 3-4 месяцев. При этом выезды на «теплую воду», как правило, связаны с большими финансовыми затратами. Решению данной проблемы может способствовать внедрение в процесс подготовки яхтсменов спортивного резерва современных информационных технологий, что обосновывается в ряде научных публикаций [1, 2, 3].

В частности, решить обозначенную проблему в некоторой степени поможет использование системы STRIVR - «Sports Training in Virtual Reality» (система «Спортивные тренировки в виртуальной реальности») [10]. Речь идет об использовании гарнитуры виртуальной реальности, создающей 360-градусные интерактивные видео тренировок [5]. Систему STRIVR можно охарактеризовать как один из современных способов тренировки яхтсменов, позволяющий развивать умения и навыки парусных команд с помощью технологии полного погружения в тренировочный процесс на берегу, не покидая яхт-клуба.

Благодаря системе STRIVR яхтсмены могут использовать на различных этапах годичного цикла тренировочного процесса видеофильмы в 3Б-проекции. Используя специальные очки, яхтсмен может в полной мере почувствовать себя на воде, не покидая комфортного тренировочного помещения, что позволяет быстрее освоить технику управления парусным судном, эффективнее подготовиться к предстоящим регатам.

Следует отметить, что тренировочная работа с использованием системы STRIVR позволяет заметно увеличить и интенсифицировать практические занятия по тактике парусных гонок, осуществлять детальный разбор выполнения технических элементов. Тренеры могут брать материалы для STRIVR из собственных практических занятий и загружать в программу. В ходе тренировочного процесса яхтсмены могут просматривать этот контент, одни из них могут использовать программу ежедневно, другие -непосредственно перед гонками и на специальных встречах с тренером.

Гарнитуру STRIVR можно подключать к телевизионному монитору, чтобы наблюдающие могли видеть то, что видит непосредственный пользователь данной

системы. Таким образом, погружающая в интерактивную среду технология позволяет тренерам осуществлять глубинный анализ тренировочной деятельности спортсменов и, соответственно, давать более детализированные рекомендации яхтсменам спортивного резерва по освоению техники управления яхтой, например, по выполнению поворотов оверштаг и фордевинд.

ВЫВОДЫ

Использование системы STRIVR позволяет решать технологически продвинутые и сложные с научной точки зрения задачи, направленные на создание условий, позволяющих прогрессировать молодым яхтсменам и повысить их готовность к реальным соревнованиям. Система STRIVR, в частности, может использоваться в тренировочном процессе в целях своеобразной «автоматизации» навыков управления парусным судном, то есть для формирования у яхтсменов таких навыков на уровне «автопилота». О том, что у яхтсмена сформирован «автопилот» можно вести речь только в том случае, если он владеет достаточно широким комплексом технических элементов и тактических приемов, отработанных им до автоматизма. В зарубежных исследованиях последних лет подчеркивается перспективность использования компьютерных технологий в качестве инструмента для тренировок яхтсменов, в том числе из спортивного резерва, в виртуальной реальности и формирования у них «автопилота» [6; 7].

В заключение необходимо отметить, что выявление направлений повышения технико-тактического мастерства спортивного резерва в парусном спорте на основе экспериментальных исследований будет осуществляться научными сотрудниками и профессорско-преподавательским составом НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург в ходе выполнения следующих этапов научно-исследовательской работы.

Исследование проводится в рамках государственного задания ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка научно обоснованных предложений по повышению технико-тактического мастерства и совершенствованию психолого-педагогического сопровождения спортивного резерва в парусном спорте» (на основании Приказа Минспорта России № 1034 от 14 декабря 2018 года).

Исследование проводится в рамках государственного задания ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка научно обоснованных предложений по повышению технико-тактического мастерства и совершенствованию психолого-педагогического сопровождения спортивного резерва в парусном спорте» (на основании Приказа Минспорта России № 1034 от 14 декабря 2018 года).

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашкинази, С.М. О возможностях использования информационно-аналитической системы SailData в процессе подготовки спортивного резерва в парусном спорте / С.М. Ашкинази, В.В. Рябчиков, В.С. Куликов // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 29-33.

2. Ашкинази, С.М. О некоторых аспектах использования информационных технологий в парусном спорте / С.М. Ашкинази, В.В. Рябчиков, В.С. Куликов // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 21-26.

3. Пути оптимизации подготовки спортивного резерва в парусном спорте / С.М. Ашкинази, В.В. Рябчиков, В.С. Куликов, Т.А. Бородина // Ценности, традиции и новации современного спорта : материалы Международного научного конгресса / Белорусский государственный университет физической культуры. - Минск, 2018. - Ч. 1. - С. 29-30.

4. Ильин, О.А. Психология парусного спорта (взаимодействие с противником) / О.А. Ильин ; Всероссийская федерация парусного спорта. - М. : [б.и.], 2015. - 300 с.

5. Снид, Б. Держи голову выше. Тактики мышления от величайших спортсменов мира / Б. Снид. - М. : Эксмо, 2018. - 432 с.

6. Kang, S. Development of a postural analysis system for dinghy yacht simulators / S. Kang, K. Kim, S. Chi // 15th International Conference on Control, Automation and Systems. - Busan, South Korea, 2015. - Режим доступа : https://ieeexplore.ieee.org/document/7364672 (дата обращения: 28.03.2019).

7. Lee, J.-N. A Trends Analysis of Dinghy Yacht Simulator / J.-N. Lee, S.-B. Pan, K.-C. Kwak // International Journal of Computer and Information Engineering. - 2015. - № 2. - Режим доступа : http://waset.org/publications/10000676 (дата обращения: 27.03.2019).

8. Perry, D. Match Racing Moves for Fleet Racers / D. Perry // Sailing World. - 2012. - Режим доступа : https://www.sailingworld.com/how-to/match-racing-moves-fleet-racers (дата обращения: 08.04.2019).

9. Saltonstall, J. Race Training / J. Saltonstall. - London : Adlard Coles Nautical, 2006. - 160 p.

10. Sports Training / STRIVR. - Режим доступа : https://www.strivr.com/sports/. - Дата обращения: 25.03.2019.

REFERENCES

1. Ashkinazi, S.M., Ryabchikov, V.V. and Kulikov, V.S. (2018), "About possibilities of using SailData information and analysis system in preparation of sports reserve in sailing", Uchenye zapiski uni-versiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 29-33.

2. Ashkinazi, S.M., Ryabchikov, V.V. and Kulikov, V.S. (2018), "Some aspects of using information technologies in sailing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. 21-26.

3. Ashkinazi, S.M., Ryabchikov, V.V,Kulikov, V.S. and Borodina, T.A. (2018), "Ways to optimize the preparation of sports reserve in sailing", Values, traditions and innovations of modern sports: materials of the International Scientific Congress, Belarusian State University of Physical Culture, Minsk, part 1, pp. 29-30.

4. Ilyin, O.A. (2015), Psychology of sailing (engagement with enemy), RYF, Moscow.

5. Sneed, B. (2018), Head in the Game: The Mental Engineering ofthe World's Greatest Athletes, Eksmo, Moscow.

6. Kang, S., Kim, K. and Chi, S. (2015), "Development of a postural analysis system for dinghy yacht simulators", 15th International Conference on Control, Automation and Systems, Busan, South Korea, available at: https://ieeexplore.ieee.org/document/7364672 (accessed 28 March 2019).

7. Lee, J.-N., Pan, S.-B. and Kwak, K.-C. (2015), "ATrends Analysis of Dinghy Yacht Simulator", International Journal of Computer and Information Engineering, No. 2, available at: http://waset.org/pub-lications/10000676(accessed 27 March 2019).

8. Perry, D. (2012), "Match Racing Moves for Fleet Racers", Sailing World, available at: https://www.sailingworld.com/how-to/match-racing-moves-fleet-racers (accessed 8 April 2019).

9. Saltonstall, J. (2006), Race Training, Adlard Coles Nautical, London.

10. STRIVR, Sports Training, available at: http://www.strivr.com/sports/(accessed 25 March

2019).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.05.2019

УДК 378.147

К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К СЕРВИСНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АКТУАЛЬНОСТЬ И

ЗНАЧИМОСТЬ

Николай Владимирович Багиян, старший преподаватель, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

(ПВИВНГ), Пермь

Аннотация

В представленной статье раскрывается понятие профессиональной деятельности военнослужащих в экстремальных условиях. Определяются условия, характеризующие уровень экстремальности ситуации. Обосновывается понятие сервисно-эксплуатационной деятельности курсантов военно-технического вуза. Уточняется важность готовности к решению задач по сервисному обслуживанию и эксплуатации средств вооружения, связи и иных приборов военного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.