Научная статья на тему 'Особенности операторской деятельности яхтсменов-гонщиков высокой квалификации'

Особенности операторской деятельности яхтсменов-гонщиков высокой квалификации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАКЦИИ НА ЗВУК И СВЕТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯХТСМЕНОВ-ГОНЩИКОВ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / LIGHT AND SOUND REACTION / EFFICIENCY OF OPERATING ACTIVITY IN YACHT RACERS / ENDURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Томилин Константин Георгиевич

Определено, что важнейшим физическим качеством для яхтсменов является выносливость. Выявлена зависимость эффективности операторской деятельности гонщиков (% ошибочных ответов при решении тактических задач) от уровня их функциональной подготовленности (МПК мл/мин/кг); взаимосвязь успешности выступлений яхтсменов в регате при сильном ветре и результатов при сдаче норматива в беге; уровня функциональной подготовленности и успешности выступлений на двух регатах подряд, а также многолетней динамики спортивных результатов. Данный факт заставлял по-новому взглянуть на выносливость яхтсменов как средство поддержания стабильности интеллектуальных процессов. И, соответственно, пересмотреть всю систему отбора, тренировки и подготовки гонщиков к ответственным состязаниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It has been defined that endurance is the major physical quality for yachtsmen. The dependence of the efficiency of racers operating activity (% of incorrect answers in tactical task solving) on the level of their functional preparedness (O2 ml/min/kg) has been revealed. The interdependence of success of yachtsmens performance in regatta when the wind is high and results of taking the standard tests in running; level of functional preparedness and success of performance in two successive regattas and also the dynamics of sporting results of many years has been found. This fact made us take a fresh look of the yachtsmens endurance as a means of maintaining stability of intellectual processes and accordingly reconsider the whole system of selection, training and preparation of racers for the responsible competition.

Текст научной работы на тему «Особенности операторской деятельности яхтсменов-гонщиков высокой квалификации»

ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯХТСМЕНОВ-ГОНЩИКОВ

ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

К.Г. ТОМИЛИН, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

Аннотация

Определено, что важнейшим физическим качеством для яхтсменов является выносливость. Выявлена зависимость эффективности операторской деятельности гонщиков (% ошибочных ответов при решении тактических задач) от уровня их функциональной подготовленности (МПК мл/мин/кг); взаимосвязь успешности выступлений яхтсменов в регате при сильном ветре и результатов при сдаче норматива в беге; уровня функциональной подготовленности и успешности выступлений на двух регатах подряд, а также многолетней динамики спортивных результатов. Данный факт заставлял по-новому взглянуть на выносливость яхтсменов как средство поддержания стабильности интеллектуальных процессов. И, соответственно, пересмотреть всю систему отбора, тренировки и подготовки гонщиков к ответственным состязаниям.

Ключевые слова: реакции на звук и свет, эффективность операторской деятельности яхтсменов-гонщиков, выносливость.

Abstract

It has been defined that endurance is the major physical quality for yachtsmen. The dependence of the efficiency of racers‘ operating activity (% of incorrect answers in tactical task solving) on the level of their functional preparedness (O2 ml/min/kg) has been revealed.

The interdependence of success of yachtsmen’s performance in regatta when the wind is high and results of taking the standard tests in running; level of functional preparedness and success of performance in two successive regattas and also the dynamics of sporting results of many years has been found.

This fact made us take a fresh look of the yachtsmen’s endurance as a means of maintaining stability of intellectual processes and accordingly reconsider the whole system of selection, training and preparation of racers for the responsible competition.

Keywords: light and sound reaction, efficiency of operating activity in yacht racers, endurance.

По мере развития технического прогресса возрастает число катастроф технического характера с человеческими жертвами и громадными финансовыми убытками (Чернобыльская катастрофа, гибель «Адмирала Нахимова» и др.). Причем все чаще основной причиной является человеческий фактор, а также отчетливое снижение операторских способностей человека, принимающего ответственное решение.

і-во чел

“I—I—I—I—Г I I Г Г I Г I I—III (мс) 60 100 140 180 220 260 300 340

Время реакции □ - курсанты ^ - ведущие яхтсмены страны

Рис. 1. Время простой двигательной реакции на свет минимальной интенсивности у курсантов училища и ведущих яхтсменов страны

Одним из эффективнейших видов спортивной деятельности, совершенствующих операторские способности, является парусный спорт [2-6, 9], который, по образному выражению В. Потапова, является «шахматами на воде». По данным В.М. Ахутина, яхтсмен-рулевой в сложных метеорологических условиях вынужден одновременно отслеживать и удерживать в памяти до 20 меняющихся параметров движения яхты и состояния окружающей среды при времени принятия решения до 0,5 секунды.

И тем не менее эксперимент в Севастопольском высшем морском училище на группе из 100 ведущих яхтсменов страны показал, что гонщики высокой квалификации в простой двигательной реакции на звук и свет различной интенсивности не отличаются от простых курсантов, сдающих вступительные экзамены в училище (рис. 1). Нет отличий по «силе» нервных процессов, а также не найдено различий и в таком показателе, как частота критических мельканий.

С целью исследования стабильности интеллектуальной деятельности яхтсменов в процессе выполнения специфической нагрузки был сконструирован Измерительный комплекс для оценки и совершенствования тактической подготовленности яхтсменов [8].

Комплекс в себя включал (рис. 2): 1) станок для откренивания, изготовленный в соответствии с конфигурацией борта яхты, с динамометром для изменения момента откренивания; 2) диапроектор с автоматическим

т

э

Рис. 2. Измерительный комплекс для оценки специальной подготовленности яхтсменов

и типовыми задачами по тактике

экспонированием слайдов, экраном 120X90 см и устройством для измерения времени решения тактических задач на базе Измерителя последовательных реакций ИПР-01; 3) комплект диапозитивов с различными тактическими [1] ситуациями (задачами) (рис. 3); 4) пульсотахометр для регистрации реакции частоты сердечных сокращений на предлагаемую нагрузку.

Параллельно (в лабораторном эксперименте) определялся уровень максимального потребления кислорода за минуту на единицу веса спортсмена (МПК мл/мин/кг); индивидуальные показатели МПК сопоставлялись с результатами тестирования на «измерительном комплексе» для каждого гонщика сборной команды страны [6, 9].

Выявлена зависимость эффективности операторской деятельности яхтсменов (% ошибочных ответов при решении тактических задач) от уровня их функциональной подготовленности (МПК мл/мин/кг) (рис. 3). Как видно из рисунка, лидеры распределились в верхнем левом углу (призеры и чемпионы Европы и мира прошедшего сезона); в средней части - гонщики, имеющие 5-15 места в мировом рейтинге; в правой нижней - аутсайдеры (20-40 места на чемпионатах мира и Европы). И, экстраполируя с помощью несложного уравнения регрессии, результирующую - получаем теоретическую среднюю величину МПК для команды, при которой ошибки операторской деятельности должны теорети-

Кол-во, %, А

ошибочных

ответов

при решении 10

тактических

задач

в усложненных 20 условиях

30

40

48 51 54 57 МПК

(мл/мин/кг)

Рис. 3. Взаимосвязь МПК и количество ошибочных реакций яхтсменов, % в усложненных условиях

чески приближаться к нулю. Эта величина составляет 60,0±1,2 мл/мин/кг.

Исследования показали, что скорость решения задач ППГ у яхтсменов различна и зависит от класса яхт, на которых они гоняются (см. таблицу).

Скорость решения задач ППГ (ЧСС=170 уд./мин) ведущими яхтсменами страны при «установке» на точность решения задания

Классы яхт Скорость решения (с)

Катамаран «Торнадо» 5,1±0,9

«Финн» 6,2±1,1

«Летучий голландец» 6,3±1,0

«470» (мужчины) 7,1±1,8

«Звездный» 7,9±1,3

«Парусная доска» 9,0±0,7

«Солинг» 10,5±1,7

Серия дополнительных исследований выявила, что главнейшим физическим качеством для яхтсменов-гонщиков высокой квалификации является, в первую очередь, выносливость. Найдена взаимосвязь успешности выступлений яхтсменов в регате при сильном ветре и результатов при сдаче норматива в беге; уровня функциональной подготовленности и успешности выступлений на двух регатах подряд, а также многолетней динамики спортивных результатов [4-7, 9].

Данный факт заставлял по-новому взглянуть на выносливость яхтсменов как средство поддержания стабильности интеллектуальных процессов. И, соответственно, пересмотреть всю систему отбора, тренировки и подготовки гонщиков к ответственным состязаниям [5-7, 9]. В национальной команде яхтсменов 1986 года (год победы над сильнейшей командой США на Играх Доброй воли) большая половина гонщиков профессионально занималась греблей, плаванием и другими видами спорта, связанными с проявлением выносливости.

Представляется необходимым ввести интегральный критерий, учитывающий как выносливость яхтсменов (МПК), так и показатели операторской деятельности, рассчитываемые по формуле:

Величина безошибочной Величина МПК,

операторской определяемая

деятельности яхтсменов X непосредственно

при в тестировании

ЧСС = 170 уд./мин, % (мл/мин/кг)

80 (мл/мин/кг)

где К - коэффициент эффективности операторской деятельности яхтсменов-гонщиков, %.

Среди ведущих гонщиков класса «470» среди мужчин были продемонстрированы следующие показатели эффективности операторской деятельности (К): Черныш А. -88,56%; Минце Г. - 87,50%; Тынисте Тоомас - 87,06% (впоследствии серебряный и бронзовый призер Олимпийских регат); Чурочкин А. - 79,96%; Варначкин В. -74,40%.

Последующий аппаратурный анализ соревновательной деятельности подтвердил вывод о высокой значимости выносливости для достижения наивысших результатов в парусных гонках. Экспериментально доказано, что пульс у яхтсмена в гонках в большой мере связан с погодными условиями и может достигать 140180 уд./мин, а у «досочников» - до 220 уд./мин. Поэтому поиск и использование нетрадиционных методов и средств в специальной подготовке яхтсменов, по мнению ряда исследователей, необходимо продолжать. Некоторые из них [2, 3, 9 и др.] утверждали, что время, затрачиваемое на спортивную подготовку, приблизилось к его верхней естественной границе и без создания новых средств и методик подготовки, интенсифицирующих тренировочный процесс, достижение превосходства на мировой арене становится маловероятным.

Литература

1. Баландин Ю.А., Костюк Ю.И. Тактика парусных гонок: методическое пособие. - Краснодар: ГК РСФСР по ФКиС, 1991. - 62 с.

2. Ларин Ю.А., Пильчин Ю.В. Подготовка яхтсмена-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 120 с.

3. Манкин В.Г. Белый треугольник / лит. запись В. Пожи-ловой. - 2-е изд., доп. - М.: Молодая гвардия, 1981. -224 с.

4. Томилин К.Г. Взаимосвязь функциональной подготовленности и эффективности интеллектуальной деятельности спортсменов // Тезисы докладов научнометодической конференции «Физическое воспитание в высшей школе». - Краснодар: КубГУ, 1995. - С. 28-29.

5. Томилин К.Г. Парусный спорт: пути обеспечения разносторонности подготовки яхтсменов // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 6. -С. 6-9.

6. Томилин К.Г. Планирование и управление подготовкой яхтсменов: науч.-методич. пособие в 2-х ч. (Ч. 1). -Сочи: СГУТиКД, 2008. - 250 с.

7. Томилин К.Г. Профессиональная подготовка яхтсменов-специалистов для города Сочи - черноморского курорта международного уровня // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2009. - № 1 (7). - С. 134-147.

8. Томилин К.Г., Баландин Ю.А., Костюк Ю.И, Хме-ленко С.П. Аппаратурный стенд для оценки подготовленности яхтсменов // Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции «Электроника и спорт-1Х». - Москва: ВНИпИ «Спорт», 1988. - С. 145.

9. Томилин К.Г., Михайлова Т.В., Кузнецова М.М. Парусный спорт: годичный цикл подготовки квалифицированных гонщиков: учеб. пособие. - М.: Физическая культура, 2008. - 224 с.

ІШ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.