ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯХТСМЕНОВ-ГОНЩИКОВ
ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
К.Г. ТОМИЛИН, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
Аннотация
Определено, что важнейшим физическим качеством для яхтсменов является выносливость. Выявлена зависимость эффективности операторской деятельности гонщиков (% ошибочных ответов при решении тактических задач) от уровня их функциональной подготовленности (МПК мл/мин/кг); взаимосвязь успешности выступлений яхтсменов в регате при сильном ветре и результатов при сдаче норматива в беге; уровня функциональной подготовленности и успешности выступлений на двух регатах подряд, а также многолетней динамики спортивных результатов. Данный факт заставлял по-новому взглянуть на выносливость яхтсменов как средство поддержания стабильности интеллектуальных процессов. И, соответственно, пересмотреть всю систему отбора, тренировки и подготовки гонщиков к ответственным состязаниям.
Ключевые слова: реакции на звук и свет, эффективность операторской деятельности яхтсменов-гонщиков, выносливость.
Abstract
It has been defined that endurance is the major physical quality for yachtsmen. The dependence of the efficiency of racers‘ operating activity (% of incorrect answers in tactical task solving) on the level of their functional preparedness (O2 ml/min/kg) has been revealed.
The interdependence of success of yachtsmen’s performance in regatta when the wind is high and results of taking the standard tests in running; level of functional preparedness and success of performance in two successive regattas and also the dynamics of sporting results of many years has been found.
This fact made us take a fresh look of the yachtsmen’s endurance as a means of maintaining stability of intellectual processes and accordingly reconsider the whole system of selection, training and preparation of racers for the responsible competition.
Keywords: light and sound reaction, efficiency of operating activity in yacht racers, endurance.
По мере развития технического прогресса возрастает число катастроф технического характера с человеческими жертвами и громадными финансовыми убытками (Чернобыльская катастрофа, гибель «Адмирала Нахимова» и др.). Причем все чаще основной причиной является человеческий фактор, а также отчетливое снижение операторских способностей человека, принимающего ответственное решение.
і-во чел
“I—I—I—I—Г I I Г Г I Г I I—III (мс) 60 100 140 180 220 260 300 340
Время реакции □ - курсанты ^ - ведущие яхтсмены страны
Рис. 1. Время простой двигательной реакции на свет минимальной интенсивности у курсантов училища и ведущих яхтсменов страны
Одним из эффективнейших видов спортивной деятельности, совершенствующих операторские способности, является парусный спорт [2-6, 9], который, по образному выражению В. Потапова, является «шахматами на воде». По данным В.М. Ахутина, яхтсмен-рулевой в сложных метеорологических условиях вынужден одновременно отслеживать и удерживать в памяти до 20 меняющихся параметров движения яхты и состояния окружающей среды при времени принятия решения до 0,5 секунды.
И тем не менее эксперимент в Севастопольском высшем морском училище на группе из 100 ведущих яхтсменов страны показал, что гонщики высокой квалификации в простой двигательной реакции на звук и свет различной интенсивности не отличаются от простых курсантов, сдающих вступительные экзамены в училище (рис. 1). Нет отличий по «силе» нервных процессов, а также не найдено различий и в таком показателе, как частота критических мельканий.
С целью исследования стабильности интеллектуальной деятельности яхтсменов в процессе выполнения специфической нагрузки был сконструирован Измерительный комплекс для оценки и совершенствования тактической подготовленности яхтсменов [8].
Комплекс в себя включал (рис. 2): 1) станок для откренивания, изготовленный в соответствии с конфигурацией борта яхты, с динамометром для изменения момента откренивания; 2) диапроектор с автоматическим
т
э
Рис. 2. Измерительный комплекс для оценки специальной подготовленности яхтсменов
и типовыми задачами по тактике
экспонированием слайдов, экраном 120X90 см и устройством для измерения времени решения тактических задач на базе Измерителя последовательных реакций ИПР-01; 3) комплект диапозитивов с различными тактическими [1] ситуациями (задачами) (рис. 3); 4) пульсотахометр для регистрации реакции частоты сердечных сокращений на предлагаемую нагрузку.
Параллельно (в лабораторном эксперименте) определялся уровень максимального потребления кислорода за минуту на единицу веса спортсмена (МПК мл/мин/кг); индивидуальные показатели МПК сопоставлялись с результатами тестирования на «измерительном комплексе» для каждого гонщика сборной команды страны [6, 9].
Выявлена зависимость эффективности операторской деятельности яхтсменов (% ошибочных ответов при решении тактических задач) от уровня их функциональной подготовленности (МПК мл/мин/кг) (рис. 3). Как видно из рисунка, лидеры распределились в верхнем левом углу (призеры и чемпионы Европы и мира прошедшего сезона); в средней части - гонщики, имеющие 5-15 места в мировом рейтинге; в правой нижней - аутсайдеры (20-40 места на чемпионатах мира и Европы). И, экстраполируя с помощью несложного уравнения регрессии, результирующую - получаем теоретическую среднюю величину МПК для команды, при которой ошибки операторской деятельности должны теорети-
Кол-во, %, А
ошибочных
ответов
при решении 10
тактических
задач
в усложненных 20 условиях
30
40
48 51 54 57 МПК
(мл/мин/кг)
Рис. 3. Взаимосвязь МПК и количество ошибочных реакций яхтсменов, % в усложненных условиях
чески приближаться к нулю. Эта величина составляет 60,0±1,2 мл/мин/кг.
Исследования показали, что скорость решения задач ППГ у яхтсменов различна и зависит от класса яхт, на которых они гоняются (см. таблицу).
Скорость решения задач ППГ (ЧСС=170 уд./мин) ведущими яхтсменами страны при «установке» на точность решения задания
Классы яхт Скорость решения (с)
Катамаран «Торнадо» 5,1±0,9
«Финн» 6,2±1,1
«Летучий голландец» 6,3±1,0
«470» (мужчины) 7,1±1,8
«Звездный» 7,9±1,3
«Парусная доска» 9,0±0,7
«Солинг» 10,5±1,7
Серия дополнительных исследований выявила, что главнейшим физическим качеством для яхтсменов-гонщиков высокой квалификации является, в первую очередь, выносливость. Найдена взаимосвязь успешности выступлений яхтсменов в регате при сильном ветре и результатов при сдаче норматива в беге; уровня функциональной подготовленности и успешности выступлений на двух регатах подряд, а также многолетней динамики спортивных результатов [4-7, 9].
Данный факт заставлял по-новому взглянуть на выносливость яхтсменов как средство поддержания стабильности интеллектуальных процессов. И, соответственно, пересмотреть всю систему отбора, тренировки и подготовки гонщиков к ответственным состязаниям [5-7, 9]. В национальной команде яхтсменов 1986 года (год победы над сильнейшей командой США на Играх Доброй воли) большая половина гонщиков профессионально занималась греблей, плаванием и другими видами спорта, связанными с проявлением выносливости.
Представляется необходимым ввести интегральный критерий, учитывающий как выносливость яхтсменов (МПК), так и показатели операторской деятельности, рассчитываемые по формуле:
Величина безошибочной Величина МПК,
операторской определяемая
деятельности яхтсменов X непосредственно
при в тестировании
ЧСС = 170 уд./мин, % (мл/мин/кг)
80 (мл/мин/кг)
где К - коэффициент эффективности операторской деятельности яхтсменов-гонщиков, %.
Среди ведущих гонщиков класса «470» среди мужчин были продемонстрированы следующие показатели эффективности операторской деятельности (К): Черныш А. -88,56%; Минце Г. - 87,50%; Тынисте Тоомас - 87,06% (впоследствии серебряный и бронзовый призер Олимпийских регат); Чурочкин А. - 79,96%; Варначкин В. -74,40%.
Последующий аппаратурный анализ соревновательной деятельности подтвердил вывод о высокой значимости выносливости для достижения наивысших результатов в парусных гонках. Экспериментально доказано, что пульс у яхтсмена в гонках в большой мере связан с погодными условиями и может достигать 140180 уд./мин, а у «досочников» - до 220 уд./мин. Поэтому поиск и использование нетрадиционных методов и средств в специальной подготовке яхтсменов, по мнению ряда исследователей, необходимо продолжать. Некоторые из них [2, 3, 9 и др.] утверждали, что время, затрачиваемое на спортивную подготовку, приблизилось к его верхней естественной границе и без создания новых средств и методик подготовки, интенсифицирующих тренировочный процесс, достижение превосходства на мировой арене становится маловероятным.
Литература
1. Баландин Ю.А., Костюк Ю.И. Тактика парусных гонок: методическое пособие. - Краснодар: ГК РСФСР по ФКиС, 1991. - 62 с.
2. Ларин Ю.А., Пильчин Ю.В. Подготовка яхтсмена-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 120 с.
3. Манкин В.Г. Белый треугольник / лит. запись В. Пожи-ловой. - 2-е изд., доп. - М.: Молодая гвардия, 1981. -224 с.
4. Томилин К.Г. Взаимосвязь функциональной подготовленности и эффективности интеллектуальной деятельности спортсменов // Тезисы докладов научнометодической конференции «Физическое воспитание в высшей школе». - Краснодар: КубГУ, 1995. - С. 28-29.
5. Томилин К.Г. Парусный спорт: пути обеспечения разносторонности подготовки яхтсменов // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 6. -С. 6-9.
6. Томилин К.Г. Планирование и управление подготовкой яхтсменов: науч.-методич. пособие в 2-х ч. (Ч. 1). -Сочи: СГУТиКД, 2008. - 250 с.
7. Томилин К.Г. Профессиональная подготовка яхтсменов-специалистов для города Сочи - черноморского курорта международного уровня // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2009. - № 1 (7). - С. 134-147.
8. Томилин К.Г., Баландин Ю.А., Костюк Ю.И, Хме-ленко С.П. Аппаратурный стенд для оценки подготовленности яхтсменов // Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции «Электроника и спорт-1Х». - Москва: ВНИпИ «Спорт», 1988. - С. 145.
9. Томилин К.Г., Михайлова Т.В., Кузнецова М.М. Парусный спорт: годичный цикл подготовки квалифицированных гонщиков: учеб. пособие. - М.: Физическая культура, 2008. - 224 с.
ІШ)