Litvinenko Yuriy Viktorovich, candidate of Sciences in Physical Education and Sports, associate professor, head of Laboratory, [email protected], Ukraine, Kiev, National University of Physical Education and Sports of Ukraine
УДК 796.015
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЯХТСМЕНОВ В ГОДИЧНОМ ТРЕНИРОВОЧНОМ ЦИКЛЕ
Т.В. Михайлова, М.М. Калинин
Рассматриваются вопросы оценки функциональной подготовленности юных яхтсменов на протяжении всего годичного цикла тренировки. Основу оценки функциональной подготовленности юных спортсменов составили показатели сердечнососудистой и дыхательной систем организма, которые служат ориентиром для подбора эффективного объема и интенсивности тренировочной нагрузки для яхтсменов в годичном цикле подготовки.
Ключевые слова: парусный спорт, юные яхтсмены, годичный тренировочный цикл, функциональная подготовленность, тренировочная нагрузка.
Парусный спорт - вид спорта по управлению специальным техническим средством - яхтой. Вся деятельность на судне во время гонок, проходящих в условиях среднего и сильного ветра, включает длительную работу статического и скоростно-силового характера, связанную с открениванием, поворотом судна, постановкой и уборкой дополнительных парусов, удержанием шкотов, которая требует хорошего развития общей и статической выносливости, а также силы достаточно большой мощности [3, 4, 5].
Нужно отметить, что нагрузки максимальной и субмаксимальной мощности, с развитием большого напряжения различных мышечных групп, характерны для яхтсменов на старте, где идет борьба за выгодную позицию, в ходе гонки и при огибании знаков, что требует от спортсмена высокого уровня функциональной подготовленности [1, 2]. Перечисленные факты, определили актуальность проводимого исследования.
Цель исследования - оценить эффективность тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе функциональной подготовки юных яхтсменов.
Исследования проводились на базе парусного центра «НОРД» (г. Архангельск) в течение годичного тренировочного цикла (2012-2013 годы). Было обследовано 10 яхтсменов (юношей) в возрасте от 10 до 14 лет. Стаж их занятий парусным спортом составил 3,3±0,35 года. Испытуемые обследовались в начале (октябрь) и в конце (апрель) подготовительного периода, а также в начале (май) и конце (сентябрь) соревновательного периода. В процессе обработки полученных данных мы пришли к заключению, что данные, полученные в апреле и мае практически не отличаются, из-за короткого времени между
исследованиями, и поэтому мы изъяли из исследования показатели, полученные в мае месяце. Таким образом, в нашем исследовании мы рассматриваем три периода годичного тренировочного цикла - начало подготовительного (октябрь), конец подготовительного и начало соревновательного (апрель) и конец соревновательного (сентябрь).
Для достижения высокого уровня функциональной подготовленности юных яхтсменов в соревновательном периоде необходима специально организованная система тренировочных занятий в подготовительном периоде годичного цикла подготовки.
В связи с этим, для повышения уровня функциональной подготовленности нами организовывался подготовительный период, который длился с октября по апрель. Тренировочный процесс у яхтсменов в это время включал занятия в тренажерном зале (3 раза в неделю по 2 часа), занятия в бассейне (1 раз в неделю по 1 часу) и занятия в спортивном зале (1 раз в неделю по 2 часа). В подготовительном периоде применялись умеренные, средние и реже максимальные нагрузки в процессе выполнения динамических упражнений.
В соревновательный период юные спортсмены тренировались 5-6 раз в неделю по 1-2 часа. Тренировки проходили на реке, где спортсмены учились управлять яхтой в условиях, максимально приближенных к соревновательным. В этот период используются в основном переменный метод тренировки, для которого характерно чередование нагрузок различной интенсивности, без строгой их регламентации, что благоприятно для восстановительных процессов в организме и способствует развитию специальной выносливости.
Для оценки функциональной подготовленности юных яхтсменов применялись следующие тесты: физическая работоспособность (Р^'Спо); максимальное потребление кислорода (МПК); Гарвардский степ-тест; кистевая динамометрия; частота пульса и артериальное давление.
Выполняемая яхтсменами работа по управлению парусным судном требует достаточно высокой энергетической мощности. Скорость потребления кислорода при этом в разных метеорологических условиях достигает от 540 до 2883 мл/мин, ЧСС при ветреной погоде может повышаться до 160-180 уд/мин. В подобных ситуациях предъявляются повышенные требования к вегетативным системам организма. Следствием этого, вероятно, является расширение возможностей кардиореспираторной системы и довольно значительное повышение уровня физической работоспособности.
Результаты рис. 1. свидетельствуют, что за исследуемый период произошло увеличение общей физической работоспособности. Так, за подготовительный период эти изменения произошли на 5,6 %, а за соревновательный - на 10,1 %.
В результате комплексной оценки функциональной подготовленности установлено, что наибольший показатель физической
работоспособности оцениваемый с помощью теста PWCl70 достигает к концу соревновательного периода годичного цикла 1565,107 кГм/мин (р<0,05).
1600 -1550 -1500 -1450 -1400 -1350 -1300 -1250 -1200 -
октябрь
сентябрь
Рис. 1. Изменение PWC17o у обследуемых яхтсменов за годичный
тренировочный цикл
Проведенное исследование позволило установить, что у юных яхтсменов прирост показателей максимального потребления кислорода (МПК) за подготовительный период составляет 6,1 %, а за соревновательный - на 6,4 % (рис. 2.).
октябрь
сентябрь
Рис. 2. Динамика относительного показателя максимального потребления кислорода (МПК) у юных яхтсменов за годичный
тренировочный цикл
Установлено, что максимальные показатели МПК у юных яхтсменов 10-14 лет отмечается в конце соревновательного периода годичного тренировочного цикла - 84,08 мл/мин/кг (р<0,05; рис. 2.).
Комплексная оценка функциональной подготовленности юных яхтсменов позволила установить, что за подготовительный период учебно-тренировочного цикла (с октября по апрель) произошел недостоверный
прирост показателя ИГСТ - 2,8 %, но за соревнований период он вырос более значимо - на 8,4 % (р<0,05; рис. 3.).
октябрь
сентябрь
Рис. 3. Изменение показателя индекса Гарвардского степ-теста
Исследованиями выявлено, что за подготовительный период учебно-тренировочного цикла произошел прирост показателей силы правой руки на 4,7 %, а за соревновательный - на 5 %.
Прирост силовых показателей левой кисти выражен в большей степени, чем правой. За подготовительный период учебно-тренировочного цикла этот прирост составил 6,8 %, а за соревновательный - 6,9 %.
Для оценки состояния системы кровообращения у юных яхтсменов в каждый из исследуемых периодов годичного тренировочного цикла были определены некоторые показатели ее работы (табл. 1).
Результаты исследования свидетельствуют, что все изучаемые показатели не имеют достоверных отличий между собой в различные периоды годичного тренировочного цикла (р>0,05; табл.). Необходимо отметить, что выявляется некоторая тенденция снижения частоты сердечных сокращений и увеличения систолического объема сердца.
Параметры функционирования сердечно-сосудистой системы у испытуемых в исследуемые периоды (Х±т)
Начало Начало Окончание
Показатели подготовительного соревновательного соревновательного
периода периода периода
ЧСС (уд./мин) 69,922±2,77 66,34±2,27 65,8±2,01
САД (мм рт.ст.) 109±4,29 106±2,33 109±2,46
ДАД (мм рт.ст.) 73±2,34 69±2,92 72±2,11
СО (мл) 56,6±2,77 58,3±2,09 59,1±2,34
МОК (л) 3,59±0,26 3,71±0,2 3,6±0,24
СИ (у.е.) 2,76±0,18 2,65±0,16 2,77±0,18
УПС (у.е.) 37,15±2,08 36,81±1,96 37,26±1,38
Таким образом, проведенное исследование показало, что применяемые тренировочные нагрузи в подготовительном периоде учебно-тренировочного цикла подобраны рационально, поскольку способствовали функциональной подготовленности. Характерно, что увеличение показателей максимального потребления кислорода, способствовали лучшей восстанавливаемости спортсменов после дозированной физической нагрузки. Кроме того, как показало исследование, предлагаемые юным яхтсменам тренировочные и соревновательные нагрузки не выявили видимых негативных изменений со стороны сердечнососудистой системы, то есть они являются адекватными возможностям большинства тренирующихся детей, которые находятся в препубертатном или начале пубертатного периода.
Список литературы
1. Зыбин А.С. Содержание и направленность физической подготовки яхтсменов высшей квалификации в годичном цикле спортивной тренировки: автореф. дис. ...канд. пед. наук. СПб., 2005. 24 с.
2. Карпман В.Л., Белоцирковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. М.: Тера-спорт, 2001. 248 с.
3. Ларин Ю.А. Спортивная подготовка яхтсмена. М.: Тера-спорт, 1999. 167 с.
4. Томилин Т.Г. Подготовка высококвалифицированных яхтсменов. Краснодар, 2005. 254 с.
5. Фролов И.И. Подготовка яхтсменов-гонщиков в классе «Лазер»: автореф. дис. .канд. пед. наук. Майкоп, 2008. 27 с.
Михайлова Тамара Викторовна, канд. пед. наук, проф., директор, зав. кафедрой, [email protected], Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, институт спорта и физического воспитания,
Калинин Михаил Михайлович, преп., tomriko58@,mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
THE MAINTENANCE OF THE TECHNIQUE OF FUNCTIONAL TRAINING OF YOUNG YACHTSMEN IN THE YEAR TRAINING CYCLE
T. V. Mikhaylova, M. M. Kalinin
In article questions of an assessment of functional readiness of young yachtsmen throughout all year cycle of training are considered. Indicators of cardiovascular made the basis of an assessment offunctional readiness of young athletes and respiratory systems of an organism, which serve as a reference point for selection of effective volume, and intensity of training loading for yachtsmen in a year cycle of preparation.
Key words: sailing, young yachtsmen, year training cycle, functional readiness, training loading.
Mikhaylova Tamara Viktorovna, candidate of pedagogical Sciences, professor, director, tomriko58amail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism,
Kalinin Mikhail Mikhaylovich, teacher, tomriko58a mail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism
УДК 796.431.2
ВАРИАТИВНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЕДУЩИХ РОССИЙСКИХ ПРЫГУНОВ В ВЫСОТУ
А.Л. Оганджанов
Цель работы состояла в исследовании показателей вариативности техники ведущих прыгунов в высоту РФ. Методика исследования включала скоростную видеосъемку и видеоанализ, методы многомерного статистического анализа. Контингент испытуемых состоял из сильнейших прыгунов в высоту РФ (более 10 спортсменов, квалификация МСМК).
Ключевые слова: прыжок в высоту, вариативность показателей техники, техническая подготовленность высококвалифицированных прыгунов в высоту, модельные характеристики прыгунов, индивидуализация подготовки.
Различия в природной предрасположенности спортсменов к развитию тех или иных двигательных способностей, индивидуальный характер всей многолетней подготовки спортсменов высокого класса обусловливают значительные различия в структуре специальной подготовленности спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства [2, 5, 10, 11, 12].
Цель исследования состояла в определении показателей вариативности техники ведущих прыгунов и прыгуний в высоту РФ.
Методика исследований. С помощью скоростной видеосъемки и видеоанализа с использованием программного обеспечения «Dartfish» определялись параметры технической подготовленности прыгунов в соревновательных попытках. Обследование соревновательной деятельности проводилось на Чемпионатах РФ в помещении и международных соревнованиях «Русская зима» в Москве [1, 3, 6, 7, 8].
Результаты исследований. Спортсмены - прыгуны в высоту (п=8), демонстрирующие различные варианты техники прыжка способом «фосбюри-флоп», при одинаковом результате в прыжках в высоту в исследуемых попытках (2,30 м) имеют значительные показатели вариативности показателей технической подготовленности (табл. 1).
Вариативность показателей технической подготовленности составила (табл. 1, рис.):
- скоростные показатели на последнем шаге разбега - 5,0 %;