model of main components of motor actions for acrobatic jumps on a track during the specialized training
S. Shukshov, Postgraduate student,
N. Pilyuk, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences,
S. Fomichenko, Assistant Professor, Candidate of Biological Sciences,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.
Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.
The analysis of competition results in jumps on acrobatic track according to the programme for master of sport candidates makes it possible to see the technical and tactical course of training of the strongest athletes, and also to distribute the development levels of main components of motor actions and model characteristics
of competitive exercises for acrobats-jumpers aged 13-14 years competing for high sport marks.
Key words: model; model characteristics; competitive actions; jumps on acrobatic track; technical preparedness.
УДК 797.14
методика технико-тактической подготовки квалифицированных яхтсменов на основе
компьютерного моделирования гонки
Аспирант А. А. Кузнецов,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
в статье представлены результаты разработки и обоснование методики технико-тактической подготовки квалифицированных яхтсменов с применением компьютерного моделирования гонки, позволяющей на основе целевого, содержательного, операционального и результативного единства основных учебно-тренировочных средств и дополнительных, используя компьютерное моделирование гонки, более существенно по сравнению с традиционными подходами повысить уровень технико-тактической подготовленности квалифицированных яхтсменов.
Разработанная методика технико-тактической подготовки квалифицированных яхтсменов на основе компьютерного моделирования гонки включает: определение уровня технико-тактической подготовленности, выявление особенностей воздействия мультимедиапрограм-мы на развитие конкретных тактических приемов, дифференцирование величины нагрузки на занятиях с учетом среднего показателя уровня технико-тактической подготовленности, реализацию и контроль учебного процесса.
Ключевые слова: технико-тактическая подготовка; яхтсмены-
гонщики; моделирование гонки; компьютерная программа; соревновательная деятельность; методика.
введение. Высокая спортивная конкуренция породила тенденцию форсированного обучения, построенного на «натаскивании» на определенные виды технико-тактических приемов. Все это породило односторонность, ограниченность, минимизацию, узкую направленность содержательной подготовки квалифицированных яхтсменов.
Как показывают исследования Г. В. Белова [2], даже в сборной команде страны соревновательная надежность выполнения постановки спинакера (огибание знака № 1), поворота фордевинд (с переброской спинакера и огибание знака № 2), а также старта с хода были крайне низки.
Существующая программа подготовки «Парусный спорт» (2005) для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ и методика подготовки яхтсменов не обеспечивают в должной мере решение задач их всесторонней подготовки. Необходимо подчеркнуть, что действующая типовая программа подготовки спортсменов в парусном спорте и планирование учебно-тренировочного процесса не способствуют решению задачи по передаче им базовых технико-тактических знаний. Программные разделы рассматриваются обособленно друг от друга и не отражают возрастные особенности технико-тактической подготовки. Средства представлены в минимальном формате. Мало внимания уделяется компьютерным технологиям.
На наш взгляд, разрешить сложившуюся ситуацию позволит поиск новых средств, методов и форм организации технико-тактической подготовки квалифицированных яхтсменов. Интеграция традиционных и инновационных средств компьютерного моделирования гонки может стать решающей в достижении высоких спортивных результатов [3]. Обучающая направленность за счет использования специальных средств и методических приемов поможет эффективно решать задачи технико-тактической подготовки яхтсменов-гонщиков.
С целью решения этой проблемы в исследовании была поставлена задача по разработке и обоснованию методики технико-тактической подготовки квалифицированных яхтсменов на основе компьютерного моделирования гонки.
Результаты исследования и их обсуждение. Разработанная методика предусматривает использование в процессе технико-тактической подготовки квалифицированных яхтсменов как традиционной примерной программы подготовки «Парусный спорт», так и средств компьютерных технологий.
Однако здесь следует иметь в виду, что для целенаправленного использования мультимедиапрограммы в процессе технико-тактической подготовки необходимо экспериментальным путем установить особенности ее влияния на развитие тактического мышления и освоение тактических приемов занимающимися. Без
этой информации не представляется возможным осуществить включение данной программы в общий с традиционными технологиями состав средств и сформировать из них рекомендации единой целевой направленности на освоение тактических приемов. Кроме того, для большей эффективности ее использования в процессе технико-тактической подготовки необходимо мультимедиапрограмму ранжировать по силе воздействия на возрастной контингент занимающихся.
Структура экспериментальной четырехмодульной методики представлена на рисунке. 1.
Модуль I. Целью реализации экспериментальной методики является повышение уровня технико-тактической подготовленности яхтсменов-гонщиков на основе интенсификации формирования интеллектуального, психологического (мотивационного) компонентов в ходе самостоятельной работы с мультимедиа-программой. Основные задачи классифицированы по группам, отражающим целесообразность освоения яхтсменами теоретических знаний технико-тактической подготовки, формирования у них мотивов к работе с электронными ресурсами.
Результаты реализации методики изложены в виде итогового уровня освоения яхтсменами теоретических знаний, мотивации к работе с электронными ресурсами.
Модуль II. В данном модуле представлена основная тематика теоретической (17 основных тем) и практической подготовки (10 тем).
Модуль III. В данном модуле представлены:
1. Типовые документы планирования учебно-тренировочного процесса, основные - годовое планирование технико-тактической подготовки.
2. Основные формы работы: а) теоретическая подготовка: самостоятельная работа с мультимедиапро-граммой, работа с учебной литературой, выполнение заданий различного уровня для самоконтроля; б) практическая подготовка: в ходе учебно-тренировочных занятий использование компьютерной программы «Симулятор парусных гонок», моделирование гонок, выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач на воде.
Процессуальные особенности процесса самостоятельной работы. Предлагаются рекомендации: по использованию методов активного обучения, стимулирующих познавательную, в том числе самостоятельную работу яхтсменов с компьютерной программой «Си-мулятор парусных гонок» (игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций); по параметрам технико-тактической подготовки в процессе самостоятельной работы с мультимедиапрограммой; по применению теории формирования мотивации яхтсменов к работе с электронными ресурсами, обусловливающей взаимосвязь уровня теоретической подготовленности и сформированности мотивов к определенному виду деятельности.
Модуль Iv. Уровень сформированности знаний по изучаемым темам теоретической технико-тактической
I модуль
Целевые установки, основные задачи технико-тактической подготовки яхтсменов
II модуль
Содержание процесса технико-тактической подготовки
Теоретическая подготовка с помощью мультимедиа программы Практическая подготовка
г 1
На воде Компьютерная программа
модуль
Технологические особенности технико-тактической подготовки
J ^ * * * *
Типовые документы планирования Теоретическая подготовка Практическая подготовка Формы занятий
1 г
IV модуль Средства и методы контроля
Теоретическая подготовленность
Контрольные задания
Практическая подготовленность
Рис. 1. Структура методики технико-тактической подготовки яхтсменов-гонщиков
подготовки квалифицированных яхтсменов с применением средств компьютерных технологий оценивается на основе результатов тестирования, проводимого по 5-балльной шкале.
В процессе выявления мотивации яхтсменов к работе с электронными ресурсами рекомендуется использование следующих показателей:
- интерес к работе с электронными ресурсами и в самостоятельной работе проявляется, как правило, в степени интенсивности учебно-познавательной деятельности;
- уровень технико-тактической подготовленности яхтсменов-гонщиков.
В целях контроля и оценки уровня технико-тактической подготовленности яхтсменов-гонщиков целесообразно в процессе самостоятельной практической работы использовать следующие организационно-методические подходы:
1. Сопоставление результатов соревновательной
деятельности яхтсменов-гонщиков, занимающихся по типовой программе «Парусный спорт» для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ, и яхтсменов-гонщиков, занимающихся по методике, разработанной нами.
2. Использование разработанных шкал относительной оценки результатов тестирования технико-тактической и физической подготовленности яхтсменов-гонщиков.
3. Индивидуальная оценка темпов прироста отдельных характеристик яхтсменов-гонщиков, отражающая уровень их технико-тактической подготовленности.
Данная методика предусматривает определение объема времени на занятия, отводимого на освоение определенной темы или урока. Цель данной методики - повышение уровня тактических знаний. Основная форма работы - самостоятельная работа.
С учетом результатов теоретического анализа имеющихся к настоящему времени научных работ, а также ретроспективного анализа собственного соревнова-
Рис. 2. Методика технико-тактической подготовки яхтсменов на основе компьютерного моделирования гонки
тельного опыта мы рекомендуем в технико-тактической подготовке яхтсменов использовать компьютерное моделирование гонки, предполагающее участие спортсменов в компьютерном «соревновании», в котором осуществляется имитация обстановки и поведения участников обучения в практике принятия решения в условиях, близких к реальным. Производился поиск оптимальных решений многовариантных задач, возникающих по ходу соревнований. Нами применялись «игры со свободой действий», предоставляющие яхтсменам право вести себя так, как они действовали бы в реальной обстановке. Предполагалось, что такое использование компьютерных игр как метода обучения стимулирует творческое начало, способствует совершенствованию тактического мышления на основе моделирования отдельных моментов в ситуациях, когда спортсмен выбирает продолжение гонки в зависимости от знания им закономерностей ее развития.
Упорядоченные, взаимосвязанные способности, проявляющиеся в условиях игры через реакцию выбора, в скорости передвижения, способности к дифференцированию пространственных характеристик и высоком уровне оперативного мышления, обуславливают успешность соревновательной деятельности, поэтому в структуру их совершенствования включаются такие компоненты, как целевой, предусматривающий цели и задачи на каждом этапе работы и определяющий содержание работы; содержательный - анализ технико-тактических действий яхтсмена, моделирование игровых ситуаций с помощью специальной компьютерной программы; операциональный - формы проведения индивидуального и группового тренинга яхтсменов с учетом уровня их технико-тактической подготовленности; результативный - оценка сформированного уровня технико-тактической подготовленности на основе показателей реакции выбора [1].
Таким образом, системная организация совершенствования технико-тактической подготовки квалифицированных яхтсменов позволяет рассматривать компьютерные технологии как обязательный компонент учебно-тренировочной деятельности.
Авторская методика, которая включает организационную модель применения компьютерного моделирования гонки, психолого-педагогические условия и уровень подготовленности, обеспечивает эффективность технико-тактической подготовки яхтсменов (рис. 2).
целевой компонент авторской методики представляет собой единство стратегических, тактических и оперативных целей. К стратегическим целям относятся раскрытие индивидуального потенциала яхтсмена, содействие развитию его знаний, умений для достижения высокого уровня подготовленности. В данном случае стратегические цели выступают как активная организующая сила, объединяющая тренеров и спортсменов для решения педагогически и личностно значимой задачи. Тактические цели рассматриваются нами в качестве своеобразных шагов достижения стратегических
целей. На этапе изучения и анализа сформированного уровня технико-тактической подготовленности яхтсменов определяется «проблемное поле», на основе которого строится «дерево тактических целей»: организация структуры управления; ресурсное обеспечение исследуемого процесса; организация комфортных условий деятельности. Оперативные цели детализируют выполнение тактических целей и определяют, по сути, операции деятельности.
Содержательный компонент включает компьютерную программу, в которой моделируются условия парусных гонок, обеспечивающие возможность индивидуального и группового тренинга яхтсменов с учетом возрастных особенностей и сформированного уровня подготовленности, поэтапного включения спортсменов в тренинги, обеспечения целевого и содержательного единства на всех этапах технико-тактической подготовки.
Эффективность разработанной методики была подтверждена в ходе эксперимента, продолжавшегося 10 месяцев (с сентября по июнь 2011 г.).
Было установлено, что использование интегрированного подхода в процессе технико-тактической подготовки яхтсменов на основе компьютерного моделирования гонки способствовало:
- значительному росту показателей технико-тактической подготовленности (достоверный прирост в экспериментальной группе отмечен по исследуемым показателям: успешность в соревновательной деятельности (2,13 %, Р<0,05), стабильность выхода на первый знак (3,29 %, р<0,05), качество старта (1,38 %, Р<0,05), качество выполнения фигуры из 10 элементов (4,38 %, Р<0,01), прямолинейность хода лодки (3,13 %, Р<0,05), постановка-уборка спинакера (2,24 %, Р<0,05), колебания верхушки мачты (2,17 %, Р<0,05), откренивание (2,03 %, Р<0,05), успешность деятельности в слабый ветер (2,12 %, Р<0,05), поворот фордевинд (1,48 %, р<0,05), успешность деятельности в сильный ветер (1,92 %, Р<0,05), а также эффективность выполнения петли Чумакова (2,37 %, Р<0,05);
- эффективному развитию тактического мышления;
- существенному уменьшению количества опозданий на старте и особенно с края (76,1%, Р<0,01) и с линии (34,7%, Р<0,05). Достоверно улучшилось время отставания от лидеров: на 42,2% (Р<0,01), а также время реакции на заходы ветра - на 28,6% (Р<0,05), улучшилось итоговое место на финише - на 27,6% (Р<0,05).
заключение. Таким образом, подтвердилось предположение, что построение тренировочного процесса с использованием авторской методики технико-тактической подготовки квалифицированных яхтсменов на основе компьютерного моделирования гонки с применением теоретических и практических рекомендаций, основанных на самостоятельном обучении, способствует технико-тактическому совершенству и, как следствие, значительному росту спортивного мастерства.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Акименко В. И. Пути совершенствования тренировочного процесса в парусном спорте. - СПбГУФК им. П. Ф. Лес-гафта, 2005 - 36 с.
2. Белов Г. В. Определение характеристик технико-тактического мастерства яхтсменов / Г. В. Белов // Комплексный
контроль и индивидуализация подготовки спортсменов старших разрядов. - Л.: ЛНИИФК, 1983. - С. 46-49.
3. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
methods of technical and tactical training of qualified yachtsmen on the basis of computer modeling of race
A. Kuznetsov, Postgraduate student,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.
The results of working-out and the grounds of methods of technical and tactical training of qualified yachtsmen on the basis of computer modeling of race are described in the article. Such methods allow to raise significantly the level of technical and tactical preparedness of qualified yachtsmen on the basis of objective, meaningful, operational and effective unity of fundamental and subsidiary (computer modeling of race) educational and training means in comparison with traditional ways.
The elaborated methods of technical and tactical training of qualified yachtsmen on the basis of computer mod-
eling of race include such points as defining the level of technical and tactical preparedness, revealing the peculiarities of influence of multimedia programme upon improvement of specific tactical modes, differentiating the level of the load during trainings with taking into account the average index, realizing and controlling educational process.
Key words: technical and tactical training; yachtsmen-racers; modeling of race; computer programme; competitive activity; methods.