Научная статья на тему 'Характеристики универсального яхтсмена-гонщика в классе «Лазер»'

Характеристики универсального яхтсмена-гонщика в классе «Лазер» Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
658
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПАРУСНЫЙ СПОРТ / ВЕТРОВОЛНОВЫЕ УСЛОВИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Фролов И. И.

Выявление и обоснование факторов, обуславливающих результативность соревновательной деятельности яхтсменов в различных ветроволновых условиях, позволяют определить характеристики универсального спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристики универсального яхтсмена-гонщика в классе «Лазер»»

ХАРАКТЕРИСТИКИ УНИВЕРСАЛЬНОГО ЯХТСМЕНА-ГОНЩИКА

В КЛАССЕ «ЛАЗЕР»

И.И. ФРОЛОВ, Таганрогский технологический институт Южного федерального университета

Аннотация

Выявление и обоснование факторов, обуславливающих результативность соревновательной деятельности яхтсменов в различных ветроволновых условиях, позволяют определить характеристики универсального

спортсмена.

Abstract

Factors effecting competitive activity yachtsmen at different wind-wave conditions, determining universal sportsmen sport characteristics have been grounded.

Ключевые слова: физическая подготовка, парусный спорт, ветроволновые условия, физические качества.

Введение

История развития и становления парусного спорта свидетельствует о том, что парусные гонки как вид соревновательной деятельности длительное время были связаны прежде всего с совершенствованием парусных конструкций. В настоящее время, благодаря прогрессу в спортивном судостроении и жестким требованиям правил обмера классов-монотипов к их постройке, возможности изменения характеристик судов сводятся к минимуму. Спортсмен имеет возможность лишь в ограниченных пределах изменять гидро- и аэродинамические параметры яхты в соответствии с меняющимися погодными условиями. Возникает необходимость поиска путей совершенствования технического мастерства яхтсменов. Недостаточное развитие специальных физических качеств яхтсмена приводит к искажению техники управления яхтой. В этой связи рекомендуется поиск дополнительных средств совершенствования физической подготовки яхтсменов [1-3].

Методика исследования

На практике нередко спортсмены, выигрывающие гонки при слабом ветре, проигрывают в гонках при сильном ветре, и наоборот. Этот факт обычно объясняют весом спортсмена, так как чем меньше вес гонщика, тем с большей скоростью движется яхта, а чем больше вес яхтсмена, тем эффективнее он может откренивать яхту в сильный ветер. Однако регата обычно состоит как минимум из 7 гонок, а учитывая широкую вариативность ветроволновых условий, практически все гонки могут проходить при различной силе ветра. Следовательно, возникает необходимость в так называемом универсальном гонщике, который смог бы показывать стабильно высокий спортивный результат в гонках при любой силе ветра. Для того чтобы разработать методику подготовки такого спортсмена, необходимо выявить факторы, определяющие высокий спортивный результат при различ-

ных ветроволновых условиях. С целью получения объективных сведений по изучаемому вопросу анализировалась специальная литература по проблемам подготовки спортсменов. Углубленно изучались особенности техники управления яхтой и взаимосвязь физических качеств и двигательных навыков у яхтсменов. В ходе педагогических наблюдений за гоночной деятельностью взрослых высококвалифицированных яхтсменов была изучена структура двигательной деятельности гонщиков в классе «Лазер» и дана ее энергетическая характеристика в различных ветроволновых условиях. У 15 высококвалифицированных яхтсменов были определены показатели функционального состояния анализаторов и физической подготовленности, а затем проведен корреляционный анализ между этими показателями и соревновательным результатом (коэффициенты корреляции определялись по 1-критерию Стьюдента (гкр = 0,684 на уровне значимости р<0,01)).

Результаты и их обсуждение

В гонках при силе ветра до 2 м/с соревновательный результат положительно коррелирует с показателями функционального состояния двигательного анализатора (кинестетической чувствительностью). В гонках при силе ветра 3-5 м/с - с показателями функционального состояния двигательного (кинестетическая чувствительность) и вестибулярного анализаторов, пространственной точности движений и статической выносливости икроножных мышц. В гонках при силе ветра 6-8 м/с -с показателями функционального состояния двигательного (проприоцептивной и кинестетической чувствительности) и вестибулярного анализаторов, пространственной точности движений, точности и быстроты двигательных действий в ответ на внезапные сигналы, общей выносливости, статической выносливости икроножных мышц и четырехглавых мышц бедер, динамической выносливости прямых мышц живота и широчайших мышц спины. В гонках при силе ветра 9-12 м/с -

ШШ)

с показателями функционального состояния двигательного (проприоцептивная чувствительность) и вестибулярного анализаторов, пространственной точности движений, точности и быстроты двигательных действий в ответ на внезапные сигналы, общей выносливости, статической выносливости четырехглавых мышц бедер, динамической выносливости прямых мышц живота, четырехглавых мышц бедер, икроножных мышц и прямых мышц спины, а также скоростно-силовых качеств. В гонках при силе ветра свыше 12 м/с - с показателями функционального состояния двигательного (проприоцеп-тивная чувствительность) и вестибулярного анализаторов, пространственной точности движений, точности и быстроты двигательных действий в ответ на внезапные сигналы, общей выносливости, статической выносливости прямых мышц живота, широчайших мышц спины и четырехглавых мышц бедер, динамической выносливости прямых мышц живота, четырехглавых мышц бедер, икроножных мышц и прямых мышц спины, а также скоростно-силовых качеств. Наличие сильных положительных корреляций между соревновательным результатом и совершенностью механизма отсчета времени выявлено во всем диапазоне скорости ветра в гонках.

Работа, выполняемая яхтсменом в гонке, относится к работе переменной мощности. Статическое напряжение четырехглавых мышц бедер и икроножных мышц присутствует практически все время гонки при силе ветра выше 3 м/с, увеличиваясь прямо пропорционально силе ветра. С усилением ветра в статическую работу включаются прямые мышцы живота и прямые мышцы спины. Все это предъявляет высокие требования к силе и силовой выносливости работающих мышц. При определенных условиях мышцы живота и спины переходят в режим динамической работы скоростно-силового характера, и чем сильнее ветер, тем значительнее доля такого режима работы в общем бюджете времени гонки. Кроме того, при выполнении поворотов спортсмен выполняет ациклическое движение скоростно-силового характера, при котором сила должна быть строго дозированной в зависимости от ветроволновых условий, а скорость -максимальной. Самым тяжелым элементом техники управления яхтой является динамическое откренивание, вызывающее значительное усиление деятельности сердечно-сосудистой системы. Однако наиболее длительно выполняемым является такой технический элемент, как статическое откренивание. Именно этот элемент определяет основной характер двигательной деятельности яхтсмена с точки зрения общей (относительной) мощности выполняемой работы.

Работа по управлению яхтой выполняется преимущественно в диапазоне ЧСС 130-155 уд./мин (в зоне умеренной мощности) и имеет аэробную направленность. С усилением ветра от 6 м/с и выше определенную долю в общей работе составляет анаэробный компонент (режим динамического откренивания). При силе ветра свыше 9 м/с работа яхтсмена проходит преимущественно

в зоне большой мощности и носит аэробно-анаэробную направленность. Мышцы яхтсмена должны быть адаптированы к работе в аэробных и аэробно-анаэробных условиях. Работа мышц яхтсмена, связанная с управлением яхтой в режимах динамического откренивания и глиссирования, а также с выполнением поворотов яхты, является скоростно-силовой. При управлении яхтой в режиме статического откренивания яхтсмен осуществляет длительные статические усилия большого количества мышц, что предъявляет высокие требования к развитию статической выносливости икроножных мышц, четырехглавых мышц бедер, прямых мышц живота и широчайших мышц спины. Работа в режиме динамического откренивания определяется ее мощностью, т.е. отношением развиваемого яхтсменом усилия к затраченному на его выполнение времени. Чем выше скорость ветра, тем больше мощность выполняемой работы, так как у спортсмена все чаще возникает необходимость в выполнении резких сги-бательно-разгибательных движений. В этой связи предъявляются высокие требования к динамической выносливости прямых мышц живота, прямых мышц спины и четырехглавых мышц бедер. Данные мышцы должны обладать значительной силой, обеспечивающей мощность откренивающего момента, а также способностью в нужный момент быстро сокращаться. Способность этих мышц к быстрому расслаблению позволяет яхтсмену более эффективно и длительное время работать в режиме динамического откренивания.

Движения яхтсмена в гонке разнообразны и сложны по координации. Яхтсменам приходится в течение длительного времени управлять яхтой в стесненных для свободного дыхания условиях (значительная экипировка, использование дополнительных утяжелителей, открени-вание в неудобных статических позах). В связи с этим в парусном спорте возрастают требования к силе дыхательных мышц и эффективности легочной вентиляции. Парусный спорт предъявляет большие требования к анализаторам (двигательному, зрительному, слуховому, вестибулярному и тактильному). Кроме того, яхтсмену важно обладать совершенным механизмом отсчета времени.

В слабый ветер (до 5 м/с) утомление обусловлено влиянием таких факторов, как высокая температура и относительная влажность воздуха, пребывание на воде несколько часов, утомление высших отделов головного мозга (тактика гонок), приводящее к ухудшению функций двигательного анализатора (снижение кинестетической чувствительности). В этом случае скрытым резервом в совершенствовании подготовки яхтсменов может выступать повышение уровня развития общей выносливости, устойчивости вестибулярного анализатора и улучшение дифференциальных порогов раздражения двигательного анализатора.

При силе ветра 5-12 м/с и выше основной причиной утомления является трудность длительного поддержания на высоком уровне функций кардиореспираторной системы. Однако при силе ветра от 7 м/с и выше в роли

ШШ)

факторов, способствующих развитию утомления, выступают также ухудшение функционального состояния мышц (снижение их силы), снижение силы и скорости сокращения мышц, затягивание фазы расслабления, повышение порога возбудимости и снижение коэффициента полезного действия мышечного сокращения. Кроме того, частичное истощение углеводных запасов, которое снижает уровень сахара в крови и отрицательно сказывается на деятельности центральной нервной системы, приводит к снижению скорости и координированности движений и ухудшению функции некоторых анализаторов. В этой связи при совершенствовании подготовленности яхтсменов должны решаться следующие задачи: расширение аэробных возможностей и повышение специальной выносливости.

Таким образом, универсальный яхтсмен-гонщик в классе «Лазер» должен обладать высоким уровнем развития таких специальных физических качеств, как общая выносливость, статическая выносливость икроножных мышц, четырехглавых мышц бедер, прямых мышц живота и широчайших мышц спины, динамической выносливостью прямых мышц живота, прямых мышц спины, четырехглавых мышц бедер и икроножных мышц, ловкостью, а также высокоразвитыми скоростно-силовыми качествами. Кроме того, ему необходимо иметь минимальные абсолютные и дифференциальные пороги раздражения двигательного анализатора и высокую устойчивость вестибулярного анализатора, а также совершенность механизма отсчета времени.

Литература

1. Зуева М.В. Педагогические аспекты отбора и начальной подготовки яхтсменов-гонщиков на парусной доске. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - 162 с.

2. Ларин Ю.А. Спортивная подготовка яхтсменов. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 256 с.

3. Чумаков A.A. Школа парусного спорта. - М.: Физ культура и спорт, 1981. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.