ХАРАКТЕРИСТИКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕМПИОНОВ ОЛИМПИЙСКОЙ ПАРУСНОЙ РЕГАТЫ 2008 ГОДА
К.Г. ТОМИЛИН, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
Аннотация
Проведенный анализ протоколов Олимпийских игр 2008 года в Китае показал, что у чемпионов удачный старт и первая лавировка обеспечивали 87,9% достижения победы; перемещения на полных курсах добавляли 7,4%; последующие лавировки -
4,7%.
Неудача российской команды обусловлена отказом от системы «коллективной подготовки яхтсменов»; отсутствием необходимого числа грамотных тренеров; упущениями по физической и психологической подготовкам спортсменов, технико-тактическому мастерству при старте и первой лавировке; использованию «авантюрной тактики» и неспособности удерживать свои позиции на остальных участках дистанции (прежде всего на полных курсах); грубейшими ошибками в планировании подготовки олимпийцев к главной регате 4-летия; просчетами в психологической подготовке команды и создании нужного настроя на победу; отсутствием у спортсменов и тренеров исполнительской
дисциплины.
Abstract
The analysis of 2008 Olympic games in China records has shown that successful start and the first beat ensured 87,9% of victory, won by the champions, movements on free courses added 7,4%, subsequent beat - 4,7%.
The failure of the Russian team was caused by the refusal of the system of «yachtsmen collective training»; by absence of necessary number of competent coaches; by omissions in psychological preparations and physical training, technical and tactical skills at start and during the first beat; by use of «adventurous tactics» and inability to hold the positions at other legs (first of all, on free courses); the worst mistakes in planning of the olympians training for the main regatta of the four-year term; errors in psychological preparations of the team and motivation for victory; absence of performing discipline of sportsmen and coaches.
Ключевые слова: соревновательная деятельность, недостатки российских яхтсменов.
Проведен анализ протоколов Олимпийской парусной регаты 2008 года для медалистов и российских гонщиков (см. таблицу). Большинство призеров выделял отличный выход на 1-й знак, который дополнялся продвижением во флоте к лидерам и на других участках дистанции (как правило, в пределах 2-4 мест, не более). Российские же гонщики крайне неудачно выполняли старт и первую лавировку (особенно «Лазер-Р», «К8:Х») и дополнительно проигрывали своим соперникам на полных курсах.
Если попытаться представить обобщенную «модель» соревновательной деятельности олимпийского чемпиона 2008 года (см. рисунок), то на 30-50% преимущество давал хороший старт, что в совокупности с блестящей первой лавировкой обеспечивало до 87,9% успеха уже сразу после прохождения первого участка дистанции. Оставшиеся 12,1% складывались из перемещений на лавировках - 4,7% и полных курсах - 7,4%. Причем сложность продвижений вперед растет по мере приближения к тройке лидирующих гонщиков.
Из наименьших показателей успешности выхода чемпионов на первый знак (за 20 лет такого анализа в КНГ) был результат Виктора Потапова в классе катамаран «Торнадо» на Предолимпийской регате 1979 года
в Таллине. Этот спортсмен обычно стартовал с третьего эшелона в сторону от флота. Вклад первой лавировки в достижение победы на той регате у В. Потапова составил всего 74,4%.
Анализируя итоги выступления отечественных гонщиков на Олимпийской парусной регате 2008 года и обобщая мнение специалистов, наблюдавших это соревнование, можно констатировать, что неудача команды обусловлена отказом от достаточно эффективной системы советской «коллективной тренировки яхтсменов» и переходом на зарубежную систему «индивидуальной соревновательной подготовки» (с многочисленными выездами за рубеж), причем в ее худшем варианте 20-30-летней давности. А также отсутствием в России необходимого числа грамотных тренеров (типа Виктора Коваленко, который успешно работает в Австралии по системе подготовки яхтсменов, разработанной еще в 1980-е годы в СССР); упущениями по физической и психологической подготовкам спортсменов, технико-тактическому мастерству при старте и первой лавировке; использованию «авантюрной тактики» и неспособности удерживать свои позиции на остальных участках дистанции, особенно на полных курсах [2, 3].
(mkh
Выход на 1-й знак и приходы к финишу у призеров Олимпийской регаты 2008 г.
и российских гонщиков
Класс Призеры регаты 2008 г. (X ± О ) 1-й знак. Приход к финишу Российские гонщики
1 место 2 место 3 место
Инглинг 6,8±4,5 3,6±3,6 7,3±4,7 9,1±4,9
(п=16) 3,3±1,9 4,6±4,1 6,7±4,9 7,4±4,4
Звездный 5,3±3,5 7,5±4,9 6,1±4,9
(п=17) 4,8±3,6 5,6±3,8 5,3±4,5 -
Торнадо 6,4±5,3 7,3±4,2 7,6±3,9
(п=17) 4,8±3,8 4,8±2,4 5,8±4,4 -
49-й 5,6±4,8 9,4±5,6 4,5±3,8
(п=19) 4,9±2,9 6,4±6,3 6,1±4,2 -
470 (ж) 4,9±3,6 6,6±3,6 6,4±5,3
(п=20) 3,9±2,8 5,8±4,5 6,8±4,3 -
Лазер-Р (ж) 7,4±4,4 12,8±7,4 9,4±5,9 18,3±8,9
(п=25) 5,0±3,9 6,2±6,4 7,1±6,8 21,8±6,9
Финн 5,4±3,5 8,3±4,3 9,9±5,2 13,3±9,1
(п=25) 3,6±3,8 6,4±5,3 8,3±7,1 15,8±5,0
Я8:Х (ж) 6,6±5,1 8,3±4,6 5,9±7,1 18,6±5,0
(п=26) 4,5±4,0 6,1±7,8 6,5±7,7 22,3±2,0
470 (м) 9,5±5,1 13,8±7,9 9,9±8,3 17,2±8,6
(п=27) 5,4±4,3 9,3±9,5 8,4±6,3 18,4±5,6
Я8:Х (м) 9,9±6,2 6,4±3,6 7,6±4,8 30,4±3,8
(п=34) 7,4±8,4 5,6±4,0 6,8±7,4 31,4±2,2
Лазер (м) 13,0±8,6 14,0±12,4 14,2±12,4 18,0±12,8
(п=42) 6,9±5,2 9,3±7,7 10,8±9,6 14,8±10,8
Оставшиеся части дистанции V Перемещений
после первой лавировки: г на лавировках - 4,7%
опережение 12,1% своих
конкурентов Перемещений
на полных курсах - 7,4%
1-я лавировка:
опережение 87,9% своих
конкурентов
Успешный старт:
опережение 30-50% своих
конкурентов
«Модельные характеристики» соревновательной деятельности олимпийского чемпиона 2008 года в Китае
Представленная «модель» показывает, что вся система подготовки отечественных гонщиков к олимпиадам требует существенной коррекции. Нуждаются в изменении и переходе на «контрактную систему» (по типу зарубежных профессиональных хоккейных команд) взаимоотношения «Клуб-Тренер-Спорт-
смен»; необходима коррекция всей многолетней и многоуровневой системы подготовки яхтсменов (начиная с детского возраста), а также обучения в вузах, курсах повышения квалификации специалистов и тренеров [4]. Без государственной поддержки, перехода к профессионализму и подчинения единому замыслу
всех звеньев многолетней подготовки высококвалифицированных яхтсменов трудно ожидать успехов отечественного парусного спорта на мировой арене.
С целью дальнейшего интенсивного развития отечественного парусного спорта разработана «Концеп-
ция развития парусного спорта и водных видов рекреации на 2006-2016 гг.», апробацию которой решено провести на отдельно взятом регионе России (г. Москве) [1].
Литература
1. Концепция (проект) развития парусного спорта и водных видов рекреации г. Москвы (на 20062016 гг.) / Авт.-сост.: К.Г. Томилин, М.М. Кузнецова и др.; Комитет по физ. культ. и спорту г. Москвы; ЭШВСМ по пар. видам спорта г. Москвы. - М., 2006. -
249 с.
2. Томилин К.Г. Парусный спорт: пути обеспечения разносторонности подготовки яхтсменов // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 6. -С. 6-9.
3. Томилин К.Г. Планирование и управление подготовкой яхтсменов: Учеб. пособие в 2-х ч. (часть 1) / Соч. гос. ун-т туризма и курорт. дела. - Сочи, 2008. -
250 с.
4. Томилин К.Г. Творческая деятельность тренеров по парусному спорту: Учеб. пособие в 2-х ч. (часть 2) / Соч. гос. ун-т туризма и курорт. дела. - Сочи, 2008. -261 с.
(шкі)